Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Доверенность общественная организация без образования юридического лица. Регистрация общественной организации

В гражданском отечественном праве традиционно признавались два вида субъектов гражданских правоотношений - физические и юридические лица. Перестройка дополнила их перечень субъектами хозяйственной деятельности без образования юридического лица.

Первыми из них стали трудовые коллективы. Закон СССР “О трудовых коллективах” предоставил коллективу предприятия право самоуправления. Трудовые коллективы получили возможность самостоятельно осуществлять деятельность от своего имени, а не от имени организации, в которой они состояли. С последней эти коллективы заключали договор аренды помещения предприятия с правом выкупа. На этом отношения бывших работодателей и трудового коллектива прекращались, поскольку трудовой коллектив преобразовывался в ТОО или другое юридическое лицо, а юридическое лицо - бывший работодатель прекращал свое существование. В этом процессе правопреемства проявлялся один важный момент. Трудовой коллектив заключал договор аренды предприятия (имущества юридического лица) с юридическим лицом еще до того как сам получал статус юридического лица. Специфика трудового коллектива заключалась в возможности быть субъектом гражданско-правовых отношений, не являясь ни физическим лицом, ни юридическим. Трудовой коллектив непосредственно мог начинать хозяйственную деятельность, при этом его участникам не требовалось проходить регистрацию. Но для дальнейшей предпринимательской деятельности этот коллектив должен был преобразоваться в хозяйственное общество, так как последующие сделки могли осуществляться уже не от имени трудового коллектива, а от имени организации, которую он представлял (или выкупал).

Примеры субъектов без образования юридического лица

Круг хозяйствующих субъектов БОЮЛ расширил Закон СССР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, которым был введен институт частных предпринимателей. Указанный нормативный акт закреплял несвойственную ранее и неизученную по природе форму хозяйственной деятельности, расширив тем самым сферу правоприменения гражданского права и сделав экономические отношения более свободными. Этот поистине революционный для нашего законодательства шаг положил основу для дальнейшего прогрессивного развития современного гражданского права.

Регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица позволяла гражданам лично, без посредства каких-либо организационных структур, участвовать в хозяйственном обороте. Новые принципы правового регулирования малого бизнеса ломали множество стереотипов командно - административной системы хозяйствования. В частности, не было необходимости в скреплении документов сделки печатью, появилась возможность прямых наличных расчетов, вместо банковских операций между юридическими лицами. Все это способствовало развитию доверия между сторонами сделок друг к другу.

Глава 55 Гражданского кодекса РФ, продолжая вышеуказанные тенденции, закрепила еще один пример деятельности коллектива граждан без образования юридического лица - договор простого товарищества. Простое товарищество формируется из смеси признаков трудового коллектива и частного предпринимательства, так как по форме он не требует образования юридического лица, а по содержанию является объединением частных предпринимателей. Такое объединение носит формальный характер, поскольку каждый из предпринимателей вправе осуществлять сделки как до объединения в простое товарищество, так и после; как в интересах товарищества, так и относительно себя, ибо правоспособность ЧП в деятельности не связанной с деятельностью простого товарищества не утрачивается. Существование негласного товарищества только подтверждает этот вывод. Граждане, выступая в интересах товарищества, в сделках фигурируют как предприниматели, а не как объединение граждан или какой-либо коллектив. Использование простого товарищества как организации при ведении общей хозяйственной деятельности каких-либо преимуществ не дает.

В этом плане Закон РФ “Об общественных объединениях” содержит пример совсем иного рода. Ст. 19 указанного Закона разрешает деятельность общественных объединений без регистрации их в качестве юридического лица, указывая, что при этом случае такое объединение не приобретает прав юридического лица. При этом такое объединение признается законом, и соответственно, из этого признания вытекает некоторая правоспособность. Такое объединение несет права и обязанности, имеет некоторые личные блага - честь, деловая репутация, право на название и др. Для реализации этих прав, такое объединение должно совершать некоторые юридические действия (например, сделки и т.п.), обладать и пользоваться имуществом. Следовательно, любое общественное объединение независимо от факта регистрации в качестве юридического лица может и должно обладать не только личными, но и имущественными правами.

Таким образом, мы видим, что заключение сделок, в принципе, допускает участие не только граждан и юридических лиц как обязательно присутствующих субъектов хозяйственной жизни, но и промежуточные их формы, например, коллективы граждан БОЮЛ. Но какие сделки могут совершать объединения БОЮЛ, а какие не могут? В законе об общественных объединениях не содержится прямого ответа, а говориться лишь, что при отказе от регистрации объединение не приобретает прав юридического лица. В таком случае возникает вопрос, что же входит в права юридического лица. Ст. 49 ГК РФ, несмотря на свое название, не раскрывает содержания понятия правоспособность юридического лица. Исходя из того, что, как указано в ч.1 данной статьи, юридическое лицо может иметь гражданские права, связанные с его уставными целями, юридические лица имеют лишь часть гражданских прав, ограниченную его целями. Граждане же обладают всем их комплексом. Поэтому юридическое лицо не может получать по отдельному закону больше прав, чем гражданин. Такая позиция может быть оправдана только в том случае, если возникает коллизия интересов индивидуумов, например, когда речь идет о сохранении тайны частной жизни. Например, гражданин, защищая свои интересы по делу, не может получить самостоятельно доказательства, связанные с получением ограниченных сведений (адрес места жительства, сведения об обмене), в то время как юридические консультации имеют право направлять адвокатские запросы. В этом случае правоспособность гражданина оказывается значительно уже правоспособности юридического лица.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Юридическое лицо и коллектив вторичен. Они создаются для обслуживания интересов граждан, а не наоборот. Командно-административная система хозяйствования всегда исходила из приоритета корпоративного начала над личностью, который еще долго будет звучать отголоском наследия тоталитарного прошлого.

Права, как известно, бывают личные и имущественные. Если мы говорим о личных правах, то должны признать, что и граждане и объединения без образования юридического лица и сами юридические лица обладают единым их комплексом. Этот вывод следует из выше установленного нами соотношения объема прав субъектов: у личности их не может быть меньше чем у юридического лица. Но есть еще и сила принуждения, принадлежащая именно коллективу. Однако, право принуждения принадлежит не всякому, а только уполномоченному юридическому лицу - органу власти. Деятельность государственных органов строится по принципу единоначалия. Следовательно, и в этих органах власть не принадлежит коллективу, то есть обществу. Власть и сила принуждения принадлежит, таким образом, не обществу, а государству в целом. Государство есть носитель закона и выразитель воли народа, делегированной ему последним. Итак, общество первично, но в силу того, что оно самоустраняется и доверяет себя государству, государство приобретает высший характер воли народа, облеченной в форму государственной власти, и, в конечном счете, оно становится первично по отношению к обществу в отношениях с личностью.К имущественным правам следует, прежде всего, отнести в соответствии со ст.18 ГК РФ право иметь и распоряжаться имуществом в целях, не составляющих предпринимательской деятельности и право вести хозяйственную деятельность.

И граждане, и их коллективы в том числе и без образования юридического лица могут иметь в собственности имуществом и им распоряжаться с тем различием, что в первом случае имущество будет личным, а в другом- коллективным. Правовой режим имущества юридического лица в этом случае может отличаться, так как юридические лица различаются по числу собственников и могут быть как унитарными, так и акционированными.Распоряжение имуществом реализуется в сделках. Исходя из принципа равенства всех экономических субъектов, мы должны признать, что все субъекты гражданского права имеют равное право на заключение различного вида хозяйственных договоров. Не должно существовать каких-либо договоров, доступных только организациям и не доступных при этом гражданам или их коллективам. Однако, практика показывает обратное. Например, заключение договоров контрактации и поставки для государственных нужд могут заключаться только при участии специальных субъектов. Такой подход в целом соответствует доктрине гражданского права, так как сфера стратегических отраслей требует особого подхода. Но любые общехозяйственные договора (купли-продажи, аренды и т.п.) могут и должны заключаться в равной мере всеми вышеперечисленными субъектами.

Если лишить простое товарищество права заключения договоров от общего имени, тогда это товарищество не может следовать своим целям. А так как оно может создаваться и для некоммерческой деятельности, то надо признать, что коммерческая деятельность не является прерогативой юридического лица. Но из этого вывода не вытекает ответ на вопрос, может ли общественная организация БОЮЛ заниматься хозяйственной деятельностью, так как она является некоммерческой. Но если организацию лишить права вести предпринимательскую деятельность, то у большинства из них не будет возможности достигать свои уставные цели в связи с отсутствием денежных средств. Согласно ст. 12 Закона РФ “Об общественных объединениях” все объединения независимо от организационно-правовой формы равны перед законом. При этом здесь имеется в виду, прежде всего, видовая характеристика формы. Ибо в ином случае будет невозможным полностью приравнять по действующему законодательству зарегистрированные и незарегистрированные объединения, так как они лишены будут права на обращение в суд, иметь свою печать и пользоваться ею и др.

Противники расширения рынка за счет новых независимых и мобильных субъектов в виде коллективов БОЮЛ могут привести много возражений, ответа на которых нет в действующем законодательстве: как, например, фиксировать доходы и уплачивать налоги. Правила ведения бухгалтерского учета на такие организации не распространяется, инструкции налоговых органов не позволяют поставить на учет такую форму объединения граждан. Мы же в этом юридическом пробеле усматриваем еще одно противоречие с законодательством, тормозящее применение нового ГК.

Таким образом, законодательство не устанавливает ограничений правоспособности коллективов БОЮЛ по сравнению с иными субъектами гражданского права, презумируя их паритетность. Однако, корреспондирующие ГК РФ нормы не разработаны. Думается, что со временем наше общество сможет преодолеть рассматриваемый психологический барьер, и не считать необходимым наличие каких-либо «бумажек» у представителей коллективов БОЮЛ для признания их права существовать, также как в свое время частные предприниматели были признаны полноправными субъектами гражданского оборота.

Примечание: Налоговым кодексом РФ впоследствии была нечетко выделена группа так называемых самозанятых граждан, не являющихся предпринимателями - частные нотариусы, главы крестьянских и фермерских хозяйств, учредивший адвокатский кабинет. Думается, что данный перечень может быть расширен за счет включения в него представителей отдельных творческих профессий - художников, артистов и т.д.

Общественная организация без регистрации юридического лица может быть создана в рамках действующего законодательства. Итак, как может быть образована общественная организация без регистрации юридического лица?

В ст. 7 закона об общественных объединениях сказано, что общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых форм: организация; движение; фонд; учреждение и другие.

Таким образом, в нашем случае «организация» – это форма «общественного объединения». Для целей статьи будем считать два этих термина (организация и объединение) синонимами.

Преимущества объединения без регистрации юридического лица

  • Создание общественного объединения будет достигнуто непосредственно путем объединения физических лиц.
  • Не надо проходить процедуру регистрации юридического лица через органы юстиции.
  • Не надо вести налоговую отчетность, содержать бухгалтера и т.п.
  • Есть возможность обращаться в органы государственной власти в письменном виде и получать официальные ответы на имя общественной организации.

Примеры работы общественной организации без образования юридического лица

Для примера могу привести Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков». Эта организация была создана на основании протокола и принятого устава. Организацию обращалась в органы власти, получала официальные ответы, вела общественную жизни, участвовала в различных мероприятиях. Таким образом, организация достигала уставных целей, которые в общем виде были обозначены как защита прав дольщиков на территории города Краснодара. Организация была создана в 2016 году в период, когда права дольщиков в городе Краснодаре серьезным образом нарушались. При этом организация не имела отношение к органам власти. Более того, создание данной организации «спровоцировало» власти города Краснодара параллельно создать «Ассоциацию дольщиков проблемных домов». Не знаю насколько успешно Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков» действует в настоящее время, но оно является отличным примером деятельности общественной организации без образования юридического лица

Что нужно для создания?

Для создания общественной организации без образования юридического лица вам понадобиться три учредителя, протокол и устав.

Протокол и устав можно взять любой подходящий для формата вашей деятельности.

В протоколе надо отразить принятие решения о создании общественной организации, об органах управления (Правление, Председатель Правления или просто Председатель).

Правовое основание деятельности

Деятельность общественных организаций регламентируется ФЗ «Об общественных организациях», Гражданским кодексом, ФЗ «О некоммерческих организациях».

Приведу основные положения законов, регламентирующих деятельность общественных организаций без образования юридического лица.

Статья 5. Федерального закона «Об общественных объединениях»

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Еще одна статья:

Статья 18. Федерального закона «Об общественных объединениях»

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, законом предусмотрено, что граждане могут создавать общественные объединения, в том числе, в форме общественных организаций и общественных движений. При этом указанные организации приобретают права юридических лиц только после соответствующей регистрацию. Отсутствие регистрации не мешает организации действовать без образования юридического лица.

На чтение 3 мин.

Возникла необходимость создать общественную организацию для упорядочения деятельности. В ФЗ “Об общественных объединениях” сказано, что возможно создание общественных организаций без образования юридического лица. Однако, не совсем понятен порядок действий. Если при создании организации с юрлицом требуется государственная регистрация, то без образования юрлица – не требуется? Если не требуется, то нужно лишь написать Устав (нужно ли его где заверять и как убедиться, что он составлен по всем нормативам верно?) и созвать общее собрание с протоколом? Пожалуйста, поясните порядок действия.

Ответы юристов

Здравствуйте, Руслан Таболин.

Да, без образования юр лица гос. регистрация не требуется, но и прав юр лица такое объединение не имеет.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ ” Об общественных объдинениях”.(ст. 18 ФЗ “Об общ..”)

Пишете устав, на общем собрании утверждаете и избираете органы управления. Да, спротоколом.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Post Views: 556

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.72 ББК 67

ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛИЦ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕРИН,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал),

кандидат юридических наук PhD

Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется нормативно-правовое регулирование создания и деятельности некоторых форм объединений лиц без образования юридического лица. Сравнительному анализу подвергаются такие формы объединений лиц, как: договор простого товарищества, договор инвестиционного товарищества, консорциум, артель. Отмечается возможность использования некоторых исторических форм объединения лиц без образования юридического лица как одно из средств правовой организации для предприятий малого и среднего бизнеса реального сектора экономики.

Ключевые слова: объединение, договор простого товарищества, консорциум, артель, пул, производственный кооператив.

Annotation. Analyzed law regulatory of formation and activity of some forms of unincorporated associations of enterprises and persons. Given a comparative analysis of such forms of associations as: partnership agreement, investment partnership agreement, consortium, work association. The author defines the possibility of using some historical forms of unincorporated associations of enterprises and persons as one of means of legal organization of enterprises of small and medium size of economy real sector.

Keywords: unincorporated association, partnership agreement, consortium, pool, cartel, work association, production cooperative.

В настоящее время, принимая во внимание сложное мировое экономическое положение, перед организациями среднего и мелкого бизнеса стоят достаточно сложные задачи по выживанию и дальнейшему развитию. Необходимость объединения и консолидации совместных усилий, единство целей и общность задач дают возможность предприятиям обратить свое внимание на такую форму объединения лиц без образования юридического лица, как товарищество. В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вкла-

ды и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели. Целями договора простого товарищества могут быть не только извлечение прибыли, но и иные, не противоречащие закону, цели. При этом для осуществления инвестиционной деятельности, т.е. деятельности по инвестированию общего имущества товарищей в объекты инвестирования в целях реализации инвестиционных, в том числе, инновационных, проектов, законодатель прямо предусмотрел заключение договора инвестиционного товарищества . По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей)

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Участниками договора инвестиционного товарищества могут быть не только коммерческие организации, но и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность для достижения своих целей. При этом законодатель четко указал, что иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, участвуют в качестве стороны по договору с учетом законодательства РФ и положений международных договоров. Соответственно круг участников инвестиционного товарищества законодателем строго ограничен: во-первых число участников не более 50, во-вторых, ни физические лица, ни публично-правовые образования участниками договора инвестиционного товарищества быть не могут.

Таким образом, из анализа норм ГК РФ и ФЗ от 28 ноября 2011 г. № ЭЭ5-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» можно сделать вывод: договор инвестиционного товарищества является разновидностью договора простого товарищества.

Помимо товариществ, существуют и другие формы объединения лиц, например, консорциум. Европейской экономической комиссией ООН в 1973 и 1979 гг. были разработаны руководства по составлению контрактов о создании консорциумов, которые носят рекомендательный характер . Консорциуму характерны следующие признаки:

$ согласованность цели участников в реализации инвестиционного проекта; временный характер создания, определяемый сроком договора или достижением поставленной цели - реализацией конкретного проекта;

$ договорный характер взаимоотношений между участниками и между консорциумом и заказчиком, а также третьими лицами; отсутствие статуса юридического лица; сохранение участниками, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, юридической самостоятельности.

Однако, ранее некоторые авторы (М.И. Мах-лина) приводили возражение о том, что придание консорциуму статуса простого товарищества неправомерно, поскольку они сильно различаются между собой по внутренним хозяйственным связям и структуре. Однако, как отмечает И.С. Шиткина, основной целью создания консорциумов является реализация крупномасштабных проектов, программ, выполнение заказа, когда по производственным, финансовым, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и (или) кредитно-финансовых . Если рассмотреть опыт зарубежного законодательства, в частности в ст. 233 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК), то понятие консорциум определяется как временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач. Простое товарищество в соответствии с ГК РК образуется на основе договора о совместной деятельности и, в отличие от консорциума, его участниками могут быть граждане или граждане и юридические лица.

Помимо консорциумов, в предпринимательской деятельности встречаются и другие объединения лиц, например, пул и картель. Целью образования картелей является получение в общих интересах участников прибыли путем устранения или регламентации конкуренции между участниками картеля, а также путем подавления внешней конкуренции . Под пулом понимают добровольную договорную форму объединения предпринимателей, распространенную чаще всего в сфере услуг: торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных услуг и пр. .

Вышеуказанные формы объединения лиц характерны в основном для крупного капитала, а также для реализации крупных инвестиционных проектов. Возможно ли использование договорной формы товарищества для применения в среднем и малом бизнесе. В настоящий момент для экономики

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Российской Федерации это как никогда актуально. В соответствии со ст. 1041 ГК РФ участниками по договору простого товарищества могут быть любые лица (товарищи), в том числе, индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Для достижения целей товарищи обязуются соединить свои вклады и совместно действовать. Вкладами могут быть деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая репутация и деловые связи, а также все то, что вносится в общее дело. Внесенное имущество, а также произведенная в ходе совместной деятельности продукция, плоды и доходы признаются общей долевой собственностью товарищей, если иное не установлено законом или договором простого товарищества или не вытекает из существа обязательства. Полученная прибыль, если иное не предусмотрено договором или соглашением товарищей, распределяется среди товарищей пропорционально стоимости их вкладов. Помимо соединения вклада, следует обратить внимание на термин, который использует законодатель, называя участников договора, а именно слово «товарищ». Помимо использования этого термина в советский период в качестве обращения к гражданину, это слово использовалось также в дореволюционный период в других значениях: 1. в качестве обозначения человека, близкого к кому-нибудь по взглядам, деятельности, условиям жизни, 2. для обозначения некоторых должностей (например, товарищ министра) .

Если обратиться к истории, то можно встретить форму, близкую к договору простого товарищества; это артель. Несмотря на то, что в ГК РФ встречается использование данного термина для обозначения производственного кооператива (ст. 106.1 ГК РФ). Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов .

У «исторической» артели и производственного кооператива есть как сходства, так и различия. Сходство между ними заключается, прежде всего, в то, что:

«историческая» артель и производственный кооператив являются объединениями лиц;

эти объединения образовываются на добровольных началах;

лица участвуют на правах члена;

каждый их участников обладает равными

участники совместно осуществляют хозяйственную деятельность;

организация управления осуществляется на основе самоуправления и согласованности действий.

В качестве различий между этими двумя формами можно привести следующее:

производственный кооператив является коммерческой организацией, т.е. юридическим лицом. «Историческая» артель представляла собой объединение лиц на основе писанного или неписан-ного договора ;

число членов кооператива не может быть менее пяти человек. У «исторической» артели число членов не ограничивается, но соответственно подразумевается минимум двое; ответственность членов производственного кооператива является субсидиарной и определяется уставом кооператива. Ответственность членов «исторической» артели была определена принципом круговой поруки . Исторический опыт формирования и развития артели был достаточно обширным и успешным, поскольку применялся на многих производственных объектах в различных отраслях экономики, в частности, П.М. Ря-бушинским, С.И. Мамонтовым и многими другими.

Принимая во внимание, что в нынешних существующих экономических реалиях для преодоления стоящих перед государством и обществом задач необходимо применение более гибкого правового механизма как к крупному, так и к среднему и малому бизнесу, приведенный краткий обзор существовавших и существующих отечественных и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

зарубежных форм объединений лиц дает возможность широко использовать и применять данные формы в настоящее время для решения многих проблем.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

2. Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № ЭЭ5-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (ред. от 21 июля 2014 г.) // www.pravo.gov.ru.

3. Гражданское и торговое право капиталистических государств / отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993. С. 360.

4. Махлина Избранные публикации. 1992-

1999. М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз»,

5. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое издание. М., Волтерс Клувер, 2006. С. 63.

6. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря 1994 г. № 269-XII (ред. от 7 ноября 2014 г.) // www.http://online.zakon.kz.

7. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 196.

8. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 376.

9. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства РФ, 13 мая 1996 г., № 20, ст. 2321.

10. Артель и артельный человек /отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации 2014. С. 17.

11. Новиков И.А. Артель как социокультурный феномен дореволюционной России (к проблеме определения границ применимости термина «артель» для исследования традиций коллективного труда второй половины XIX - начала XX века) // Исторический Ежегодник. 2010.: Сб. науч. тр. / Институт истории СО РАН. Новосибирск: Параллель, 2010. С. 69.

12. Большой Энциклопедический словарь // www.vedu.ru/bigencdic/63039/.

1. Civil code of the Russian Federation (part second) of 26.01.1996 No. 14-FZ (edition of 21.07.2014) //Collection of the legislation of the Russian Federation, 29.01.1996, No. 5, Art. 410.

2. The federal law of 28.11.2011 No. 335-FZ «About investment association» (an edition of 21.07.2014) //www.pravo.gov.ru.

3. Civil and commercial law of the capitalist states / resp. edition E.A. Vasilyev. М.: International relations, 1993. P. 360.

4. Makhlina Chosen publications. 1992- 1999. M.: JSC Nestor Akademik Pablisherz, 2000. P. 50.

5. Shitkina I.S. Holdings: legal regulation and corporate management: scientific and practical edition. M, Volters Kluver, 2006. P. 63.

6. Civil code of the Republic of Kazakhstan (general part) of 27.12.1994 No. 269-XII (edition of 07.11.2014) //www. http://online. zakon.kz.

7. The legal encyclopedia / under the editorship of M. Yu. Tikhomirov. M, 1998. P. 196.

8. The legal encyclopedia / under the editorship of M. Yu. Tikhomirov. M, 1998. P. 376.

9. The federal law of 08.05.1996 No. 41-FZ «About production cooperatives» // Collection of the legislation of the Russian Federation, 13.05.1996, No. 20, Art. 2321.

10. Artel and collective person / resp. Edition O.A. Platonov. M.: Institute of the Russian civilization 2014. P. 17.

11. Novikov I.A. Artel as a sociocultural phenomenon of pre-revolutionary Russia (to a problem of delimitation of applicability of the term «artel» for research of traditions of collective work of the second half of XIX - the beginning of the XX century) // Historical Year-book. 2010 / Institute of history of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science. - Novosibirsk: Parallel. 2010. P. 69.

12. Big Encyclopaedic dictionary // www.vedu.ru/ bigencdic/63039/