Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Этнографическая выставка 1867. Этнографические праздники

Продолжу выкладывать фотографии с Первой биеналле историко-архивной фотографии. Сегодня я предлагаю взглянуть на подборку фотографий из коллекции Российского Этнографического музея. Все они были сделаны для Этнографической выставки 1867-го года в Москве.
В январе 1866-го года при Выставочном комитете была организована Фотографическая комиссия, которую возглавил известный фотограф Никандр Матвеевич Аласин. Она объявила, что "коллекция фотографических портретов большого размера не менее 50 см какого-либо племени дает право на присуждение золотой медали в том случае, если они будут переданы в дар для выставки и будущего музея и признаны достойными". Можно было также продать свои снимки на выставку (требовалось предоставить по 2 портрета мужчин и женщин в фас и профиль). Выбор людей для съемки должен был руководствоваться их типичностью, требовалось также фиксировать антропометрические данные. Всего было представлено около 1000 снимков. Посмотрим некоторые из них:

Фото И. Бранденбурга (Архангельск).



Девицы Архангельской губернии. Русские:

Крестьянские девицы Архангельского уезда, по 22 года. Русские:

Фото Б. Барро (Нижний Новгород):
Замужняя женщина. Нижегородская губерния, Безводинская волость, село Безводное. Русские:

Крестьянки Новгородской губернии Сарлейской волости деревни Борцова. Мордва:

Крестьянки Нижегородской губернии Горбатовского уезда Павловской волости села Павлова. Русские.

«Интерес к знанию в народе есть залог того, что и серьезная наука явится и сделается необходимостью каждого. Главное-возбудить интерес к знанию и поддерживать его, а само знание необходимо придет за тем » . (Президент Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии Г. Е. Щуровский.)

«В наше время мир привык видеть так много изобретений, нововведений и открытий, водворенных человеческим умом во всех отраслях науки, что надо уже действительно нечто весьма великое, дабы произвести не мимолетное впечатление на человечество, сделавшееся ко всему равнодушным.

Таким необыкновенным явлением во всяком случае должна казаться этнографическая выставка, которая создана в Москве обществом ученых людей и недавно открыта; ибо благодаря деятельному участию в ней Славян, ученым людям всего мира будет доставлен достаточный материал для изучения на основании которого они получат возможность отвечать на многие предлагаемые им вопросы. »

Народный быт в Словении. Записка, составленная экспонентом и жертвователем на этнографической выставке в Мосееве, фабрикантом из города Осека (Essegg) Феликсом Лаем. Москва, 1867. С. 3–5.

В конце 1863 года основано было при Московском Университете новое ученое общество, под названием «Общества Любителей Естествознания;» а в конце следующего 1864 года некоторые из членов, основавших это общество, предложили в заседании 9-го декабря следующее мнение:

«Ни одна часть естествоведения не заслуживает больших усилий со стороны Общества для распространения основательных сведений в массе публики, как антропология. Никто, вероятно, не станет спорить с тем, что публика более знакома с главнейшими особенностями племен Африки и Австралии, чем с племенами, населяющими Россию. Поэтому ничто не может так подходить к цели нашего Общества, как серьезное ознакомление массы с этими племенами. Кроме того, ни одно государство в свете не представляет такого научного интереса в изучении черепов различных племен, как Россия, на что уже несколько лет тому назад укачано было нашим знаменитым почетным членом К. М Бэром». …

Опыт показал, что на публичные лекции, ни популярные сочинения не могут так ознакомить публику с главнейшими антропологическими данными и заинтересовать ее антропологическими сведениями, как подобные наглядные и изящные коллекции. Поэтому желательно было бы устроить в Московском экзерциргаузе подобную выставку, разделив ее на два отделения: собственно антропологическое и этнографическое. На такой выставке представители главнейших племен должны быть размещены по возможности в их естественной обстановке, с атрибутами их домашнего быта, и каждая группа должна быть размещена так, чтобы она выражала какую-нибудь характеристическую черту этого последнего. Группы племен должны быть размещены в их географической последовательности, так чтобы зритель, начавши с обитателей полярных стран и постепенно переходя к тропическим, мог составить себе понятие о размещении племен на земном шаре.»

Из инструкций художникам:

1. Фигуры по большей части будут костюмированы так, что только голова и руки будут составлять в каждой фигуре главную задачу художника. Что же касается до торса и вообще до остальных скрытых частей фигуры, то Комитет предоставляет художнику войти в Комитет с заявлением об избранном им способ выполнения, который обсуждается и утверждается Комитетом.

2. Головы, выполняемые художником для фигур, должны представлять верные портреты лиц, характеристических для данного племени. В удовлетворение этого условия он должны быть вылеплены по маскам, снятым с представителей племени, или же по фотографиям, который с этою целью должны представлять каждое лицо в фас и в профиль. Комитет по возможности доставляете» эти материалы.

3. «Головы должны быть сделаны из папье-маше; исключения из этого правила могут быть допущены только в том случае, если другая масса, предлагаемая художником, не будет отличаться от папье- маше по внешнему виду и вместе с тем, если она будет достаточно плотна и не хрупка, - условия, весьма важное для переноски фигур.»

Картинки с выставки:










  • К концу апреля Русская Этнографическая Выставка была открыта в обширном здании так называемого «экзерциргауза» или манежа, стоящем между Кремлёвским или Александровским садом и Университетом.

    Выставка распадалась на три главные отдела:

    1. Отдел групп, изображавшим племена, населяющие Россию и соседние с нею славянские земли.

    В состав этого отдела входили две части: племена инородческие (116 фигур) и племена славянские – восточные (118 фигур), западные и южные (66 фигур).

    2. Отдел общий этнографический, в котором помещались костюмы и части их (155), предметы домашнего быта, как-то: орудия, посуда, музыкальные инструменты и проч. (567), модели построек (69) и модели орудий (205); тут же находились различные собрания, имевшие этнографический интерес, как-то: собрание песен, собрание лубочных картин, альбомы, рисунки, фотографии (более двух тысяч номеров).

    3. Отдел антропологический и археологических, в состав которого входили: коллекции черепов и костяков, как современных, так и древних, коллекция анатомических препаратов, антропологические снаряды (всего 632 номера), собрание древностей из курганов и собрание каменных древних орудий (313 номеров).»

    В.А. Дашков, председатель Комитета по устройству русской этнографической выставки:

    … «При самом начале работы по Комитету главнейшим препятствием было общее равнодушие. Мало кто верил в серьезность и возможность его исполнения, в его значение; на него смотрели как на один из тех несбыточных планов, которые в виде метеора появлялись часто в последнее время и которые, нашумев и блеснув, давали в результате только сожаление о том, что они появлялись; не только бесполезным, но даже вредным явлением считали сначала выставку: вредным по той бесплодной агитации в умах, которую будто бы должна была вызвать наша выставка с её антропологическими тенденциями, с ее куклами и игрушечною обстановкой, по словам наших строгих ценителей…

    Наша основная мысль была и есть ознакомить русскую публику с населением России в антропологическом и этнографическом отношениях…

    Общество «желало, чтобы на выставке был виден и сам человек, как верховное существо природы во всей своей человеческой обстановке, в своей человеческой деятельности. Отсюда соединение групп племен в их естественной обстановке, в естественно-историческом, этнографическом и культурном отношении; отсюда не случайное, а органическое соединение антропологического отделения с этнографическим на нашей выставке».

    "Переходя к Тунгусам и Алеутам, Государь изволил спросить: «типичны ли их лица», на что было отвечено, что они исполнены по фотографиям и рисункам, находившимся в распоряжении Комитета".

    * Исторический очерк устройства выставки, описание и перечень предметов, бывших на выставке и протоколы заседаний Комитета по устройству выставки // Москва. 1878.

Новая выставка в Российском этнографическом музее "Народы России" представляет посетителям уникальные предметы, многим из которых более 200 лет и которые впервые были показаны на Первой этнографической выставке в Москве (апрель 1867 г.). Об истории этих экспонатов рассказывает не только выставка, размещенная в одном из центральных залов музея, но и каталог "Славяне Европы и народы России" (русс., англ. яз.), а также фильмы "Первая этнографическая выставка России" и "Образы народов Российской 60-х годов XIX века "

Традиционный костюм на Первой этнографической выставке 1867 г.

Входя в Московский манеж, где 23 апреля 1867 г. открылась выставка, посетители попадали в необычный мир, где на фоне ландшафтов, тщательно подобранных для каждого представленного региона, крестьянских жилищ и хозяйственных построек располагались группы фигур-манекенов, одетых в традиционные костюмы различных народов России и зарубежных славянских стран. На выставке было представлено около 300 манекенов в национальных костюмах, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта, а также музыкальные инструменты, модели построек и орудий труда, лубочные картинки и около 1600 фотографий.

Первая этнографическая выставка России была организована учеными, объединившимися вокруг Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Главным инициатором ее организации был известный антрополог А.П. Богданов. Программу выставки утвердил император Александр II в соответствии с докладом министра просвещения. Воплощением ее в жизнь занимались московские ученые, архитекторы, художники. Работа проводилась под общим руководством В.А. Дашкова - помощника попечителя Московского учебного округа, предоставившего значительную сумму денег на организацию выставки. Пожертвования поступали от членов императорской семьи и государственных деятелей, дарителями выступили также ученые, путешественники, любители старины - дворяне, купцы и разночинцы.

В процессе подготовки Выставки 1867 г. собирали не только предметы, записывали информацию о вещах и их владельцах, но выполняли также зарисовки и фотографии. Для изготовления манекенов, на которых демонстрировалась одежда, были приглашены скульпторы: профессор Н.А. Рамазанов, академик С.И. Иванов, а также художники М.Л. Севрюгин, Я.М. Яковлев, С.П. Закревский, А.М. Любимов и Гейзерт. Они работали на основании фотографий, полученных из разных регионов России, а в некоторых случаях - с натуры.

Научно-просветительной целью выставки было «распространение в массы сведений по изучению человека, знакомство с представителями разнообразного населения России и родственных ей стран, возбуждение интереса к изучению их населения и быта» 1.

Идея славянской общности как целостной системы, появившаяся в 1820-1830 гг. в результате процесса национального возрождения народов Центральной и Юго-Восточной Европы, была связана с ростом национального самосознания, формированием литературных языков, началом борьбы за освобождение и восстановление государственности западных и южных славян. Все представители славянского Возрождения обращались к России, единственному в то время независимому государству, в составе которого преобладающим был славянский компонент.

Выставка состояла их трех разделов. Первый, рассчитанный на рядовую публику, демонстрировал культуру разных народов России и зарубежных славян. Эта часть выставки была построена в виде обстановочных сцен, каждая из которых включала ряд точно отражающих антропологические типы фигур-манекенов в традиционной одежде в окружении подлинных предметов народного быта. Сцены выстраивались у различных построек, характерных для культуры конкретного этноса, на фоне пейзажей, типичных для той или иной местности, среди живых растений.

Второй и третий разделы выставки были рассчитаны на специалистов, интересующихся культурой народов. Здесь экспонировались «Фотографические снимки, альбомы и рисунки» с подлинными изображениями крестьян и мещан, выполненные по заказу устроителей (около 1500 работ). Кроме того, в этнографическом разделе были представлены костюмы, детали одежды, орудия труда, посуда, мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки, модели построек и пр. Третий раздел выставки содержал антропологические и археологические материалы 2.

На следующий день после торжественного открытия Этнографической выставки, почетным председателем которой был великий князь Владимир Александрович, экспозицию, расположенную в здании экзерциргауза - московского манежа, осмотрел император Александр II вместе с великим князем Александром Александровичем (будущим Александром III) и его женой Марией Федоровной.

Выставка рассказывала о традиционной культуре народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; грузин, армян, черкесов; казахов, туркмен, таджиков; якутов, бурят, ненцев, хантов и манси, эскимосов, алеутов и др. Кроме того, были представлены материалы по славянскому населению Центральной и Юго-Восточной Европы, что позволило впервые одновременно экспонировать комплексы костюмов восточных, западных и южных славян.

История представления на Этнографической выставке коллекции одежды зарубежных славян связана с именем профессора Московского университета Н.А.Попова, который обосновал необходимость создания в рамках экспозиции особого славянского отдела следующим образом: «...Во-первых потому, что славяне должны служить в этом случае предметом первого и ближайшего сравнения при изучении русской народности как родственные ей племена; во-вторых, потому что в России из западных славян живут поляки, а из южных - сербы и болгары» 3.

За время работы выставки (с конца апреля до середины июня 1867 г.) ее посетило более 83 тысяч человек. Экспонаты выставки вошли затем в состав коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев под названием «Дашковский этнографический музей». В советское время они были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 г. хранятся в Российском этнографическом музее в С-Петербурге.

Анализ вещевых памятников, представленных на выставке 1867 г., убедительно свидетельствует о том, что в количественном отношении преобладали материалы, характеризующие традиционную одежду народов России и зарубежных славян. Известно, что и устроители Первой этнографической выставки, в том числе Василий Дашков и Нил Попов, считали основным предметом традиционный костюм: «Каждое племя предполагается представить с помощью манекенов в виде особой группы, которая по возможности должна изображать какую-нибудь характеристическую сцену из жизни племени. Одеяние, которое собственно и составляет предмет исканий Общества, должно быть местное, типическое и полное начиная с головы до ног, не измененное нововведениями» 4.

И это не удивительно, поскольку именно одежда, и это интуитивно чувствовали ее собиратели, сообщала информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания, социальном статусе, профессии носителя и др.

Представленные на выставке костюмы могли рассказать многое об эпохе, в которую были созданы. Предварительная работа по атрибуции этих ценнейших памятников, проведенная сотрудниками Российского этнографического музея, позволяет предположить, что многие из них могут быть датированы концом XVIII - началом XIX в., а это значит, что в настоящее время средний возраст этих предметов составляет около 200 лет.

Современные исследователи в области народной одежды отмечают удивительную полифункциональность традиционного костюма, насыщенного целым миром символов и знаков, составляющих пространство культуры, в котором они бытовали. Несомненно, это суждение относится и к экспонатам выставки.

При этом следует помнить, что традиционный костюм не существовал отдельно, как нечто изолированное, он был связан с различными предметами, функциональность которых говорила о едином культурном пространстве, в котором они существовали. Народный костюм диктовал манеру поведения и определял психологический настрой обладателя. Таким образом, одежда становилась отражением народного мировоззрения, передававшегося от поколения к поколению вместе с языком, вековыми традициями и тем духом, который впоследствии и составил сущность менталитета того или иного этноса.

Комплексный подход к анализу собрания традиционного костюма, экспонировавшегося на выставке 1867 г., открывает широкие перспективы для его историко-культурологического анализа как модели этнической культуры. Исследователей, несомненно, привлечет и ракурс его естественной функциональности, удивительной конструктивности, совершенно определенной комплексности, непревзойденной пластики орнаментов и колористики.

Даже предварительное исследование этой коллекции костюмов показало, что культурно-антропологический срез женского костюма гораздо разнообразнее и сложнее мужского. Женская одежда, строго отвечавшая соотношениям частей тела, по колориту и орнаментике имела специфические отличия не только по регионам, губерниям или уездам, но и по отдельным деревням, селам, аулам.

Мужской костюм, который значительно раньше был урбанизирован у многих народов, при наличии определенных вариантов, всегда состоял из рубахи, пояса и штанов, дополнялся верхней одеждой, головным убором и обувью. В мужском костюме значительно раньше, чем в женской одежде появились признаки профессиональных занятий.

Так, на выставке экспонировались промысловые костюмы рыбаков (русские, белорусы,), охотников (казахи, коми) и занимавшегося перевозкой рыбы чумака (украинцы). Наибольшую стабильность в традиционной культуре любого этноса сохраняли праздничная и свадебная одежда, которая украшалась гораздо богаче, тщательнее хранилась и передавалась из поколения в поколение. Праздничный костюм, несомненно, обладал знаковой (семиотической) функцией, отмечал социальную, этническую и возрастную принадлежность человека.

Выступая знаком половозрастного и семейного статуса, традиционный костюм опосредовано связывал человека с природой, зачастую, демонстрировал определенную зависимость от нее (например, зимняя и летняя одежда у народов Сибири). Он служил своего рода границей между телом (микрокосмосом) и миром (макрокосмосом).

Практически любой традиционный костюм обладал определенной символикой. Однако несомненным своеобразием отличалась ритуальная одежда, одной из важнейших задач которой было выделение человека из общего будничного ритма жизни. Изготовление подобной одежды происходило, в основном, домашним способом с помощью самодельных орудий труда и местного сырья. Но, несмотря на это, сделанные руками народных мастеров обрядовые вещи продолжали поражать рациональностью формы, гармоничностью цветовых сочетаний, богатством орнаментики, что свидетельствовало о таланте народа, его мастерстве и высоком художественном вкусе. Таковыми являются, например, представленные на выставке свадебные казахские костюмы.

Обрядовую одежду у восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов) шили из льняной, конопляной и шерстяной ткани домашнего изготовления, которая различалась по цветовой гамме и орнаменту. Вместе с тем, и это видно на экспонатах выставки, что уже с середины XIX века в крестьянской среде использовались фабричные ткани.

Для каждого народа был типичен свой набор элементов и покрой костюма, своеобразная орнаментация, излюбленные цветовые сочетания и декоративные приемы. Одним из наиболее распространенных способов отделки, известным практически всем славянским народам, была вышивка, которой украшали праздничные костюмы, верхнюю одежду, в том числе меховые мужские и женские безрукавки и шубы. Богато декорировали и традиционные, наиболее важные предметы свадебного ритуала, в том числе, головные уборы, свадебные полотенца. Помимо вышивки использовали кружево и узорное ткачество.

Особое значение в обрядовом костюме придавали цвету как средству наибольшей выразительности. Важно отметить, что при довольно стабильных формах народной одежды в костюмах этого типа всегда существовало разнообразие цветовых и орнаментальных комбинаций, обилие украшений. У разных народов существовали различные обозначения и названия цвета. В обрядовой одежде встречались практически все основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, зеленый, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, серый.

Наделяя цвет определенными психологическими свойствами, люди исходили из конкретных наблюдений. Так, у большинства народов белый цвет олицетворял чистоту и целомудрие и использовался в повседневной одежде. Красный цвет имел свою семантику и был связан с кровью. Он преобладал в одежде женщин репродуктивного периода, старухам же считалось неприлично носить одежду этого цвета. Красный цвет, наряду с белым, доминировал в свадебной обрядности многих этносов и служил символом любви, девственности, брака, брачной ночи. Он часто являлся оберегом, например, в одежде невесты, как бы отгораживая женщину от злых духов. Черный цвет у значительного числа этносов России был символом печали и траура. Цвет опасности и войны; он выражал также скромность и строгость. Зеленый цвет считался основным тоном лета, голубой практически повсеместно в ритуалах связывался с небесным миром, желтый - с богатством и властью.

Цвет, таким образом, играл существенную роль в традиционной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. При этом различие в цвете костюма воспринималось гораздо легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. Так, цвет одежды мог выступать как символ этнической и региональной принадлежности или как определитель возраста и пола, цвет выполнял функцию престижа или маркировал гражданское состояние носителя костюма.

Экспонируемые на Первой этнографической выставке комплексы одежды предоставляли зрителю уникальную возможность убедиться в разнообразии материалов, конструкций костюмов, цветовой гамме и декоре традиционной одежды представителей всех регионов Российской империи середины ХIХ в.

В 2007 году исполнилось сто сорок лет со дня проведения «Первой этнографической выставки 1867 года». Научные, культурные и в определенной мере политические идеи, заложенные при ее создании, не теряют своей актуальности и сегодня. Поэтому обращение к опыту предшественников для показа нашим современникам материалов Этнографической выставки 1867 года под названием «Народы России» представляется важным не только как дань исторической памяти, но и как свидетельство глубоких историко-культурных связей между многочисленными народами евразийского пространства. Экспонирование этого уникального собрания костюмов и предметов быта стало возможным благодаря самоотверженной работе реставраторов и научных сотрудников Российского этнографического музея.

Выставка "Славяне Европы и народы России" (к 140-летию Первой этнографической выставки 1867 года)

В 2007 году исполняется сто сорок лет со дня проведения Первой этнографической выставки России, которая открылась в здании московского Манежа 23 апреля 1867 г. Главным инициатором ее организации выступил известный антрополог А.П. Богданов. Программа выставки утверждалась лично императором Александром II по докладу министра просвещения. Почетным председателем оргкомитета являлся великий князь Владимир Александрович; общее руководство осуществлял В.А. Дашков, помощник попечителя Московского учебного округа, предоставивший значительную сумму на организацию выставки. Пожертвования поступали также от членов императорской семьи и государственных деятелей. Демонстрирующиеся на выставке предметы в основном были собраны учеными, путешественниками, любителями старины среди дворянства, купечества и разночинных слоев российского общества.

Посещение экспозиции, расположенной в московском Манеже, императором Александром II вместе с великим князем Александром Александровичем и его супругой Марией Федоровной подчеркнуло значимость этого события.

Выставка рассказывала о традиционной культуре народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; алеутов, ненцев, хантов и манси, бурят, эскимосов, якутов; черкесов, армян, грузин; туркмен, таджиков, казахов и др. Кроме того, здесь были представлены материалы по славянскому населению Центральной и Юго-Восточной Европы, что позволило впервые одновременно экспонировать комплексы костюмов восточных, западных и южных славян.

Идея славянской общности как целостной системы, возникшая в 1820-1830 гг., была связана с ростом национального самосознания, формированием литературных славянских языков, а также началом борьбы за освобождение и восстановление государственности западных и южных славян. Все деятели "славянского возрождения" обращали свой взор к России, единственному в то время независимому государству, в составе которого преобладающим был славянский компонент. Вот почему предложение показа на этнографической выставке в Москве культуры зарубежных славян, принадлежавшее профессору Н.А. Попову, было воспринято с одобрением.

Выставка 1867 г. состояла из трех разделов. Первая, основная, часть экспозиции была построена в виде обстановочных сцен, каждая из которых состояла из ряда фигур-манекенов, точно отражающих антропологические типы той или иной народности, в традиционных костюмах в окружении подлинных предметов народного быта. Сцены включали различные постройки, пейзажи, типичные для определенной местности живые растения. Во втором разделе экспонировались фотографические снимки, альбомы и рисунки с подлинными изображениями крестьян и мещан. Третий раздел содержал антропологические и археологические материалы.

В общей сложности выставка включала около 300 манекенов, 1100 предметов быта и 1600 фотографий. Впоследствии экспонаты вошли в состав коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев. В советское время они были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 г. значительная их часть хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Научные, культурные и, в определенной мере, политические идеи, заложенные при создании Первой этнографической выставки, не теряют своей актуальности и сегодня. Поэтому показ после долгого перерыва нашим современникам материалов выставки 1867 г. представляется важным не только как дань исторической памяти, но и как свидетельство глубоких историко-культурных связей между многочисленными народами евразийского пространства.

Выставка "Славяне Европы и народы России"


Первая этнографическая выставка России

В 2007 г. исполнилось сто сорок лет со дня проведения Первой этнографической выставки России, которая открылась в здании московского Манежа 23 апреля 1867 г. На экспозиции были представлены народные костюмы и предметы быта, характеризующие культуру народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; алеутов, ненцев, хантов и манси, бурят, эскимосов, якутов; черкесов, армян, грузин; туркмен, таджиков, казахов и др. Кроме того, впервые одновременно экспонировались комплексы костюмов восточных, западных и южных славян.

Выставка 1867 г. состояла из трех разделов. Первый из них представлял обстановочные сцены, каждая из которых включала ряд фигур-манекенов, точно отражающих антропологические типы, в традиционных костюмах и в окружении подлинных предметов народного быта. Для изготовления манекенов были приглашены известные русские скульпторы Н.А. Рамазанов и С.И. Иванов, а также художники И.Л. Севрюгин, Я.М. Яковлев, С.П. Закревский, А.М. Любимов и Гейзерт. Сцены включали различные постройки, пейзажи, типичную для определенной местности растительность. Во втором разделе экспонировались фотографии, альбомы и выполненные по заказу устроителей рисунки, изображавшие конкретные личности - крестьян и мещан; также были показаны костюмы, части одежды, орудия труда, посуда, мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки, лубочные картинки, модели построек. Третий раздел содержал антропологические и археологические материалы.

Выставка была организована учеными, объединившимися вокруг Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете во главе с известным антропологом А.П. Богдановым. Программа выставки утверждалась лично императором Александром II. Почетным председателем оргкомитета являлся великий князь Владимир Александрович; общее руководство осуществлял В.А. Дашков, предоставивший значительную сумму на организацию выставки. Пожертвования поступали также от членов императорской семьи и государственных деятелей.

В общей сложности выставка включала около 300 манекенов, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта и 1600 фотографий. Впоследствии экспонаты вошли в состав коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев. В советское время они были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 г. значительная их часть хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Научные, культурные и, в определенной мере, политические идеи, заложенные при создании Первой этнографической выставки, не теряют своей актуальности и сегодня. Поэтому показ нашим современникам материалов выставки 1867 г. представляется важным не только как дань исторической памяти, но и как свидетельство глубоких историко-культурных связей между многочисленными народами евразийского пространства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванова О.А. Всероссийская этнографическая выставка 1867 года (исторический очерк) //Материалы по работе и истории этнографических музеев и выставок. - М.: 1972 - С.100.

2 Всероссийская этнографическая выставка и славянский съезд в мае 1867 г. Указатель Русской этнографической выставки, устроенной Императорским Обществом любителей естествознания в 1867 г. (М., 1867) - Этнографическая выставка в 1867 г. // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. - Т.ХХIХ. Вып. I. М., 1878.

3 ЦИАМ Ф.459. Оп. 2.Д. 2976. Л.1.

4 ЦИАМ. Ф.455. Оп.1, Д.3.Л.37-38.

В 1867 году в Москве впервые в русской истории прошла Этнографическая выставка. Тогда, в Московском манеже 23 апреля перед глазами изумленной публики предстали народы России во всем их, как тогда говорили, «своеобычном виде». Выставка наглядно показывала всему миру, как огромна Российская держава, как обширны владения империи и как много народов с разными взглядами на мир, разными обычаями, привычками, вкусами живет на ее пространствах. Программу выставки утвердил император Александр II в соответствии с докладом министра просвещения.

Выставка, открытие которой было столь представительным, рассказывала о традиционной культуре народов Российской империи и славян, живших в пределах Австро-Венгрии, Пруссии, Саксонии и Турции, в Сербском княжестве и в Черногории. Она была подготовлена учеными, объединявшимися вокруг Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Главным инициатором ее организации был известный антрополог А.П. Богданов.

В процессе подготовки Выставки 1867 г. собирали не только предметы, записывали информацию о вещах и их владельцах, но выполняли также зарисовки и фотографии. Для изготовления манекенов, на которых демонстрировалась одежда, были приглашены скульпторы: профессор Н.А. Рамазанов, академик С.И. Иванов, а также художники М.Л. Севрюгин, Я.М. Яковлев, С.П. Закревский, А.М. Любимов и Гейзерт. Они работали на основании фотографий, полученных из разных регионов России, а в некоторых случаях - с натуры.

Научно-просветительной целью выставки было «распространение в массы сведений по изучению человека, знакомство с представителями разнообразного населения России и родственных ей стран, возбуждение интереса к изучению их населения и быта».

На следующий день после торжественного открытия Этнографической выставки, почетным председателем которой был великий князь Владимир Александрович, экспозицию, расположенную в здании экзерциргауза - московского манежа, осмотрел император Александр II вместе с великим князем Александром Александровичем (будущим Александром III) и его женой Марией Федоровной.

На фоне ландшафтов, тщательно подобранных для каждого представленного региона, крестьянских жилищ и хозяйственных построек располагались группы фигур-манекенов, одетых в традиционные костюмы различных народов России и зарубежных славянских стран. На выставке было представлено около 300 манекенов в национальных костюмах, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта, а также музыкальные инструменты, модели построек и орудий труда, лубочные картинки и около 1600 фотографий. Выставка рассказывала о традиционной культуре народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; грузин, армян, черкесов; казахов, туркмен, таджиков; якутов, бурят, ненцев, хантов и манси, эскимосов, алеутов и др.

Этнографическая выставка в Москве закрылась 19 июня 1867 года. За два месяца экспозиции её посетило 83 048 человек, среди которых были представители всех стран Европы.

После закрытия выставки её экспонаты вошли в состав Московского Публичного Румянцевского музея под названием «Дашковский этнографический музей». После революции фонды этого музея были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 года хранятся в Российском Этнографическом музее Санкт-Петербурга.


















Самые интересные праздники на которых можно познакомиться с историей и самобытной культурой народов нашей России. Конечно надо ездить на такие мероприятия. Много нового узнаешь не только о местности, где проходят праздники, но и о том как жили наши предки, их быт, традиции и фольклор.

Место проведения: хутор Кружилинский, Ростовская область. Проводится в первую декаду сентября.

На малой родине великого русского писателя Михаила Шолохова, на казачьем подворье Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова ежегодно проходит литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки». «Толоки» — это когда любую работу делают «всем миром». У каждого, кто примет участие в празднике, будет возможность увидеть увлекательную реконструкцию жизни казачьего хутора конца XIX — начала ХХ веков, испытать радость дружного совместного труда и отдыха, узнать много нового и интересного.
Посмотрев театрализованную композицию «Польска́я каша, или Сватовство в Кружилине», гости узнают, как молодой казак Андрей выбрал себе жену, примут участие в старинном обряде сватовства.
Главные герои праздника и их семьи покажут себя в деле, в крестьянском труде с использованием традиционных на Дону приёмов землепользования. Все желающие смогут подключиться к полевым и другим работам, продемонстрировать мастерство и навыки, которыми некогда славились наши предки, получат уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву, разных видов женского рукоделия, отведают казачьих разносолов, услышат народные казачьи песни.

«Кружилинские толоки» — это праздник крестьянского труда, праздник яркий, зрелищный, поющий, увлекательный и познавательный. Слово «толоки» — у казаков означало товарищескую помощь в сельских работах, стаpый добpый обычай безвозмездно помогать соседям. Обычно тот, для которого работали, угощал работников, и завершались толоки народным гулянием.

На празднике вы почувствуете атмосферу казачьего быта и встретитесь с героями шолоховских произведений. Здесь можно увидеть, как жили казаки 100 лет назад, и попробовать себя в роли домовитого хозяина, «вписать свою строку» в уникальный Роман под открытым небом. В художественно-этнографической композиции представлена реконструкция старинных казачьих обрядов и демонстрация традиционных приёмов землепользования на Дону. Желающие могут сами пахать землю плугом на быках, веять зерно грохотом, молоть муку жерновами, освоить кузнечное ремесло и искусство лозоплетения, научиться отбивать косу, плести рыбацкую сеть, расписывать деревянные ложки, делать корчажки из глины на гончарном кругу, выжигать узоры по дереву, сбивать масло маслобойкой, вязать крючком и на спицах, прясть на старинной прялке, печь блины и лепить вареники. В народном гулянии принимают участие лучшие фольклорные коллективы.

«Мир Сибири «

Фестиваль проходит в поселке. Шушенское Красноярский край, в июле месяце.

За многолетнюю историю фестиваль превратился в масштабное этническое пространство.В программе фестиваля несколько творческих площадок: Большая фестивальная площадка, Малая фестивальная площадка «Этнотехнопарк», Обрядовая площадка, «Город мастеров», «Этноинтерактив», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», парк семейного отдыха.

« МИР Сибири» – это не только музыка! Это масштабное этническое пространство, на котором каждый зритель может стать действующим лицом фестивальной жизни: знакомство с ремеслами, участие в этнических обрядах и действах, просмотры этнофильмов сразу нескольких кино- и видеофестивалей, народные театральные представления. Арт-проекты актуального искусства, органично вписанные в пространство фестиваля, докажут удивительную близость исконной культуры современному человеку.
Ремесленники и умельцы со всей России и зарубежных стран привозят в Шушенское лучшие образцы своего творчества. Лоскутные одеяла, необычные этнические украшения, редкие виды музыкальных инструментов, аксессуары ручной работы – здесь каждый желающий сможет купить произведение декоративно-прикладного искусства.

На фестивале можно послушать музыку на главной сцене, которая находится на стадионе. Здесь проходят концерты групп из России и зарубежных стран и днем и вечером. Много посетителей привлекает Город мастеров. где можно посмотреть и купить изделия ручной работы из разных материалов: дерева, бисера, кожи, меха и многого другого.Где можно также пройти мастер-классы по бисероплетению, плетению корзинок, шитью игрушек из фетра, плетению браслетов.
Достопримечательности рядом: Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, государственный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», музей И. Ярыгина, природный парк «Ергаки», национальный парк «Шушенский бор».

Где можно разместиться на время праздника: Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня», туркомплекс «Турист», база отдыха «Мираж», санаторий «Шушенский».

Самые дешевые билеты из Москвы в Красноярск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

«Кормление духа — хозяина моря»

Этот праздник-обряд кормления Духа-хозяина моря, проводится в июле перед летней путиной в Поронайске — городе Сахалинской области, в заливе Терпения.

Этот город ежегодно гостеприимно встречает представителей коренных малочисленных народов Севера и проводит этот обряд. Обряд проводится на берегу залива Терпения. Построена палео-деревня,воссоздающая быт местных народов, приглашает отведать свежую уху из горбуши полевая кухня, звучит народная музыка. Национальная борьба, прыжки через нарты, дефиле в национальных костюмах, игра на медвежьем бревне, варгане, кухня коренных народов Севера, «ловля оленя» (бросают маут на рога оленя), просто общение — всё это необычно и очень интересно.

Сам обряд «Кормление духа-хозяина моря» проводят уважаемые люди – старейшины из числа коренных народов Севера. Для его проведения специально изготавливают ритуальное блюдо, в него укладывают пищу, приготовленную для задабривания духов.
Суть обряда — старейшины (мужчина и женщина) просят «хозяев» стихий милости во время путины, ведь по народному мировосприятию Человек и Природа является единым целым, и они не могут «бороться» друг с другом. Заручившись поддержкой духов-хозяев с помощью кормления, подношение им человеческой пищи люди осуществляют профессиональные действия.
В программе: игрища, детские и взрослые национальные спортивные игры, выступление национальных творческих коллективов, дегустация блюд национальных кухонь.

На выставке-продаже, проводимой в ходе можно будет купить изделия национального декоративно-прикладного творчества.

Самые дешевые билеты из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров»

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров» проходит летом, в июле, в городе Златоусте Челябинской области.

Цель проекта: пропаганда и возрождение исконных уральских народных промыслов: кузнечного ремесла, оружейного дела, гравюры на металле. Девиз мероприятия: мужчина – кузнец семейного счастья, женщина – хранительница очага, дети – яркие и горячие искры семейного очага.

В течение всего времени работы фестиваля посетители смогут посмотреть и научиться художественной ковке, выплавке тигельных сталей, ковке и формовке клинков, изготовлению ножей, ковке дамаска, гравюре на стали и многому другому.

Формат фестиваля — создание города-мечты, города мастеров, где показаны традиционные для Златоуста ремесла и производства. Для гостей — возможность прикоснуться к производственной и культурной деятельности города, узнать историю и традиции города.

Фестиваль русского чая в Меховицах

В июле в селе Меховицы Савинского района Ивановской области проходит Фестиваль русского чая.

Настоящий русский чай из всевозможных трав и мастер-классы по приготовлению чайных сборов, имбирные пряники и ярмарка сладостей, выставка самоваров и даже костромская Снегурочка – радовали гостей на празднике, который традиционно растянулся на все выходные.

Издревле наши предки заваривали кипрей — Иван-чай. Этот напиток имеет множество преимуществ перед черными и зелеными чаями. И за хорошим фиточаем далеко ездить не нужно. Ивановские торговые марки «Чайная трапеза» и «Фито-леди» на протяжении всех выходных делились секретами травяного дела. Есть, чем гордиться ивановской земле! Ведь главная цель фестиваля — сохранение национальных традиций.

Для тех, кто приехал отдохнуть на празднике есть много развлечений. Одно из них — русские карусели без автоматики, ведь механизм приводится в действие своими руками. Для барышень умеющих петь, плясать, готовить и шить. проходит конкурс «Красавица фестиваля». Десятки сильных мужчин разных возрастов поучаствовали в силовом турнире от секции гиревого спорта города Иваново. Это исконно русский спорт, показывающий удаль молодецкую. В конкурсе частушек и гармонистов победителей назвало народное жюри. Здесь можно было поучаствовать в конкурсе на скоростное поедание торта «Медовик», да и просто отведать гречневую кашу из полевой кухни.

Много здесь развлечений для детей, основанных исключительно на фольклоре и странных русских традициях. Например, викторина на знание старославянских слов и имен, обучающая игра «Секреты трав».
Гости праздника могут не только приобрести готовые с увениры на чайную тему, но и сделать их собственными руками. На празднике работает мастер-класс по изготовлению бумажных открыток на чайную тему; из соленого теста желающие могут сделать мини-чашечки, а в технике лаковой миниатюры Палеха – брошку с самоваром. Также работают мастер-классы по изготовлению цветов из фоамирана, «чайного тюльпана», лозоплетению.

«Атмановские кулачки»

«Атмановские кулАчки» – это аутентичные традиционные игры русского народа, проходящие ежегодно в августе месяце, в месте их исконного бытования: в селе Атманов Угол, Сосновского района, Тамбовской области на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы.

Ядром праздника, как и раньше, являются большие кулАчки (кулачный бой стенка-на-стенку), проходящие по народным правилам, и курагодное гулянье боярское колесо, в рамках которого проходят состязания гармонистов, плясунов и плясуний и прибасников и прибасниц (исполнителей частушек). Помимо этого в программу игр включены соревнования в дисциплинах русского этноспорта и состязания в исконных забавах.

«Атмановские кулАчки» стали исторической основой для возрождения цикла игр русского народа. Сегодня, в рамах проекта «Русские игры», возрождены и регулярно проводятся традиционные игры на Святки, на Масленицу, на Красную горку, на Троицу и др.

Из истории села Атманов Угол.

Село Атманов Угол основано в 1648 году на реке Челновой, выходцами из шацких сёл Алгамасово и Берёзово, во главе с Саввой Отмановым. Позднее за ватагой удальцов двинулась основная масса переселенцев. Переселенцы принесли с собой древнюю систему военно-физического воспитания и контроля уровня боевой подготовки населения, сложившуюся у русских в глубокой древности. В её основе — коллективные кулачные бои, характеризующиеся общинным характером демонстрации силы и удали, объединением мужчин на военизированной основе, возрастной иерархией и определенной ролью каждой возрастной группы в боевой игре, строгими правилами поведения бойцов, символичностью битвы.

Традиционные игры – этнокультурные традиции публичных состязаний – исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в местах, связанных с историей и культурой коренных народов; они формируют телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде. Понятие «традиционные игры» широко используется в мире и включает в себя многообразие традиционных видов физической активности.

«Атмановские кулачки» — это праздник, благодаря которому возрождаются народные традиции. Сегодня старинные правила боя в селе Атманов Угол соблюдаются неукоснительно, ведь смысл праздника как раз в том, чтобы реконструировать этнокультурную среду, тот сценарий престольного праздника, который сложился исторически

Как видим — есть большое разнообразие праздников, проводимых в России. И это еще не все…