Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Методика определения потребности населения в стационарной помощи. Общие положения системы здравоохранения российской федерации

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

Методика планирования стационарной помощи населению

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.

Расчет потребности во врачебных кадрах ведется следующим образом (5):

Число врачей для стационара = Число коек в стационаре__

Число коек на одного врача

Учебно-методическое пособие

Иркутск, 2004


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОУ ВПО ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ

И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Учебно-методическое пособие

Иркутск, 2004


Учебно-методическое пособие подготовлено:

Гайдаров Г.М. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий

кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО ИГМУ

Кулеш Д.В. – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО ИГМУ

Рецензенты:

Абашин Н.Н. – кандидат медицинских наук,

первый заместитель исполнительного директора

государственного учреждения территориального фонда

обязательного медицинского страхования граждан

Иркутской области

Купцевич А.С. – заместитель начальника главного

управления здравоохранения Администрации

Иркутской области

Планирование в здравоохранении. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2004. – 28 с.

В учебно-методическом пособии отражены основные подходы и принципы в планировании медицинской помощи населению на современном этапе, определения потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Пособие предназначено для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов медицинского университета, интернов, клинических ординаторов кафедры.

Учебно-методическое пособие печатается по решению Центрального координационного совета ИГМУ.

ТЕМА: «ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

ВВЕДЕНИЕ

Место проведения занятия – кафедра.

Продолжительность изучения темы – 4 часа.

Цель занятия: изучить основы планирования в здравоохранении; знать основные принципы и методы планирования; изучить определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

Конкретные задачи:

Студент должен знать:

Что такое планирование в здравоохранении на современном этапе; принципы планирования; виды планов и методы планирования; что является единицами измерения мощности амбулаторно-поликлинического и стационарного медицинских учреждений и основные измерители показателей плана в здравоохранении; что такое случай поликлинического обслуживания.

Студент должен уметь:

Осуществлять расчет плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

План проведения

Первый этап занятия:

Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического плана практических занятий, определение цели и задач занятия) – 5 мин.

Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 45 мин.

Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание на основные разделы темы – 15 мин.

Второй этап занятия:

Освоение методик расчета основных плановых показателей работы амбулаторно-поликлинического и стационарного учреждения. Самостоятельная работа с учебными, учебно-методическими пособиями, решение ситуационных задач. Вычисление плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи – 75 мин.

Подведение итогов выполнения заданий, контроль итоговых заданий студентов – 15 мин.

Обсуждение материала. Дискуссия – 30 мин.

Планирование в здравоохранении

С технологической точки зрения планирование заключается в разработке систем планов, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений или развитие здравоохранения определенной территории. С социально-экономической стороны планирование заключается в учете общественных законов развития, экономических и иных интересов субъектов здравоохранения.

Планирование – это процесс принятия и выполнения решений по использованию ресурсов отрасли или организации посредством выполнения основных задач для достижения главной цели.

Основой системы планирования является определение на всех уровнях управления – от федерального до учрежденческого – взаимоувязанных стратегических целей, стратегических задач и стратегических приоритетов развития здравоохранения.

Цель планирования на современном этапе заключается в создании нормативной и правовой основы для реализации стратегии развития здравоохранения, предусматривающей, в том числе обеспечение максимально возможного уровня доступности медицинской помощи для населения в современных социально-экономических условиях за счет повышения эффективности здравоохранения.

Основные принципы планирования в здравоохранении

на современном этапе:

1. Сквозной принцип планирования для всех уровней: федерального, субъекта РФ, муниципального, учрежденческого .

Так, вышестоящий уровень предлагает нижестоящему основные параметры для планирования и согласовывает их с ним с учетом формирования и реализации государственных (муниципальных) заказов, местных климатогеографических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, политических и иных условий. После этого указанные параметры становятся основой для планирования на обоих уровнях).

2. Наличие единой для Российской Федерации системы социальных стандартов, норм и нормативов, применяемых для планирования здравоохранения.

Так, например, нормативы объемов медицинской помощи – это необходимые объемы медицинских и организационных мероприятий, в результате которых можно предупредить возникновение заболеваний, обеспечить выздоровление при острых заболеваниях и добиться ремиссии при хронических заболеваниях (например, средняя длительность пребывания больного на койке, функция врачебной должности, протоколы ведения больных – стандарты и пр.). На федеральном уровне при планировании государственных гарантий устанавливаются федеральные базовые нормативы объемов медицинской помощи, которые затем на уровне субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей детализируются в виде территориальных нормативов объемов медицинской помощи (например, число койко-дней на 1000 населения при оказании стационарной медицинской помощи или число посещений на 1000 населения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи).

3. Непрерывность процесса планирования на основе сочетания стратегического и текущего планирования.

Стратегическое планирование здравоохранения – определение целей, задач, приоритетов, порядка, объемов, условий деятельности здравоохранения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу в несколько лет.

Текущее планирование здравоохранения – определение порядка и условий реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год для всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, муниципального образования и отдельного медицинского учреждения). В процессе текущего планирования осуществляется мониторинг хода реализации стратегических планов и, при необходимости их корректировка. Таким образом, реализуется принцип непрерывности процесса планирования в здравоохранении.

На этапе текущего планирования субъекты РФ, муниципальные образования осуществляют оценку хода реализации стратегического плана, прежде всего с точки зрения обеспечения государственных гарантий в оказании гражданам бесплатной медицинской помощи. Выявляются расхождения со стратегическим планом. Их причины анализируются, по результатам анализа даются предложения по устранению причин расхождений или по уточнению и корректировке стратегического плана. Затем осуществляется детальное поквартальное планирование реализации задач стратегического плана на текущий год.

Одним из инструментов для реализации государственных гарантий в оказании медицинской помощи гражданам на этапе текущего планирования является государственный (муниципальный) заказ.

Государственный заказ – государственное задание областным медицинским учреждениям на оказание бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории субъекта Федерации, содержащее виды и объемы медицинской помощи, обеспеченные финансовыми средствами на их выполнение из средств областного бюджета здравоохранения и средств обязательного медицинского страхования.

Муниципальный заказ – объем медицинской помощи, планируемый к предоставлению жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы государственных гарантий за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования.

План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности.

Планы бывают:

1. перспективные (на длительный период);

2. текущие (оперативные, месячные и годовые);

3. планы деятельности учреждений;

4. планы развития (строительство, ремонт, реконструкция);

5. комплексные планы;

6. планы-задания на объект;

Для отдельных типов учреждений здравоохранения основными измерителями показателей плана являются следующие:

Для стационарной сети – «больничная койка»;

Для амбулаторно-поликлинических учреждений – «число посещений в смену»;

Для станции скорой медицинской помощи – «число вызовов в год»;

Для станции переливания крови – «количество заготовленной крови

Для центра государственного санитарно-эпидемиологического

надзора – «численность обслуживаемого населения»

Среди методов планирования наиболее часто применяются:

1. аналитический (используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его исполнения);

2. сравнительный (составная часть аналитического метода) – дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.;

3. балансовый метод (позволяет выявить дисбаланс, например, подготовки кадров и роста сети ЛПУ);

4. нормативный (для определения потребности в нормативных показателях на основе использования балансового метода);

5. экспериментальный (расчет показателей на основе эксперимента);

6. экономико-математические методы используются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана;

7. другие специальные методы.

В здравоохранении традиционно планируются:

1. потребность в кадрах;

2. производственная деятельность (производственные (плановые) показатели);

3. перспективы финансирования.

Определение потребности населения

1. Аналитический метод. Используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками; исчисляются объемные показатели медицинской помощи (процент госпитализации, среднее число посещений на одного жителя в год), анализируется функция больничной койки (оборот койки) и врачебной должности (среднее число посещений на одну врачебную должность в год).

2. Сравнительный метод - составная часть аналитического - дает возможность определить направление процессов развития. Аналитический и сравнительный методы используются для оценки различных показателей, например, заболеваемости, смертности и других, в пространстве и времени, т.е. при сопоставлении их с аналогичными показателями других территориальных зон или в динамике за ряд лет.

3. Балансовый метод. Применяется для обоснования правильных соотношений между планами развития здравоохранения в различных экономико-административных районах страны.

4. Экономико–математический метод.

5. Экспериментальный метод.

6. Нормативный метод применяется при составлении любого плана и основан на использовании соответствующих норм и нормативов медицинской помощи. Различают следующие группы основных нормативов в здравоохранении:

Нормативы обеспеченности потребности населения в медицинской помощи;

Нормативы кадрового обеспечения;

Нормативы использования труда медицинских работников (нагрузка);

Нормативы материального обеспечения;

Финансовые нормативы.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЕТИ

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.

Нормы и нормативы как основа планирования медицинской и профилактической помощи населению. Плановые показатели. Порядок составления и утверждения планов на различных уровнях управления. Контроль за выполнением планов.

Планирование здравоохранения. Основные принципы планирования. Виды и методы планирования. Экономические методы планирования деятельности организации здравоохранения. Бизнес-планирование в здравоохранении.

План здравоохранения - это составная часть государственного плана экономического и социального развития страны. Он направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения. В рыночных отношениях планирование теряет централизованные функции и приобретает рекомендательный характер.

План здравоохранения состоит из следующих основных разделов:

1. сеть медицинских учреждений

2. потребность в подготовке кадров для учреждений здравоохранения

3. капитальное строительство

4. материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения

5. бюджет здравоохранения.

Планирование - разработка количественных и качественных показателей в области ЗО, направленных на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи; сложный динамический процесс, в котором можно выделить 4 этапа:

Обоснование плана

Составление плана и его утверждение

Контроль за выполнением плановых показателей

Оценка эффективности запланированных мероприятий.

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения.

Цель планирования ЗО : удовлетворение потребности населения в медицинской помощи, снижение уровней заболеваемости, смертности, инвалидности, увеличение трудовой активности.

Задачи ПЗО:

1. Обеспечить пропорциональное развитие всех видов медицинской помощи

2.Устранить диспропорции в обеспечении населения ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.)

3. Усовершенствовать формы и методы управления.

Значение ПЗО : 1. является способом достижения цели, т.к. планирование- одна из функций управления (кроме него, функции управления: организация, руководство, контроль); 2. обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов; 3. обеспечивает деятельность учреждений ЗО и всей системы ЗО в целом.

Основные принципы планирования ЗО:

1.обеспечение социальных гарантий населения в получении необходимой медицинской помощи

2.научность - плановые показатели основаны на достижениях науки и передового практического опыта



3.реальность - возможность выполнения плановых показателей

4. единство текущего и перспективного планирования

5. сочетание территориального и отраслевого планирования

6. экономическая эффективность

7. выбор приоритетов (здоровье женщин и детей, первичная медико-санитарная помощь)

8. открытость - плановые задания необходимо четко довести до исполнителя

9. преемственность - по уровням ЗО и др.

План - перечень количественных и качественных показателей имероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья населения и составляемый на определенный промежуток времени.

Виды планов:

1. По времени:

Долгосрочные (5 и более лет): перспективные и стратегические (Концепция развития здравоохранения РБ)

Среднесрочные (менее 5 лет): текущие и тактические

Краткосрочные

2. По отрасли

3. По территории действия : республиканские, областные, городские, районные

4. По функциональному назначению : план деятельности, план социально-экономического развития, бизнес-план, комплексный план, финансовый план (смета), территориальная программа государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения.

Методы планирования:

1.Аналитический метод - используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода планируется:

Обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками

Показатели объема медицинской помощи (процент госпитализаций, среднее число посещений на одного жителя в год)

Функция врачебной должности

Функция больничной койки (оборот койки).

2. Сравнительный метод - составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, оценить различные показатели (заболеваемость, смертность и др.)в динамике в пространстве (при сопоставлении их с аналогичными показателями других административных территорий) и во времени (при сопоставлении их за ряд лет).

3. Балансовый метод - обеспечивает пропорциональность развития ЗО между реальными возможностями и плановыми показателями, позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана; используется при составлении межотраслевых балансов (балансов подготовки кадров и роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений и др.).

4. Экономико-математический метод - применяется при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана, наиболее часто используют линейное программирование, теорию массового обслуживания и метод статистических испытаний.

5.Нормативный метод - основа при планировании государственной системы ЗО, его основа - использование норм и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения; применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода, т.е. во всех случаях, когда необходимо обеспечить пропорциональность развития. Данный метод также широко применяется при разработке и исполнении бюджета и сметы учреждений ЗО.

6. Метод экстраполяции - применяется для выявления тенденции изменения показателей заболеваемости по отдельным нозологическим формам, рождаемости, смертности и др. в последующие годы.

Планирование деятельности организаций ЗО заключается в следующем:

1. Определение целей, функций ЛПУ и показателей, выполнение которых способствует достижению этих целей. Это комплексные показатели качества и результативности работы учреждения.

2. Определение видов и объемов медицинской помощи с учетом уровня заболеваемости и половозрастной структуры обслуживаемого населения.

3. Определение потребности в финансовых и материальных ресурсах на основании расчета соответствующих нормативов.

4. Прогнозирование максимальных итоговых показателей деятельности с учетом освоения плановых ассигнований по бюджету и прибыли, получаемой от приносящей доходы деятельности.

Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, развитии частной медицинской практики ведет к усилению роли бизнес-планирования деятельности организации ЗО.

Норма - количественный показатель состояния окружающей среды, лечебно-профилактической помощи, деятельности медицинских организаций в конкретных организационно-технических условиях.

Норматив - расчетный показатель, который характеризует совокупность средств, необходимых для достижения установленной нормы при определенных организационно-технических условиях.

Нормы и нормативы могут быть:

1. Социальными - направлены на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи (обеспеченность врачами общей практики - 1 врач на 1200 жителей, койками - 9 коек на 1000жителей, аптеками - 1 аптека на 8000 жителей и др.) и

Экономическими - направлены на обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности ЛПУ (бюджетные расходы на ЗО - 2771673 рубля на 1 жителя РБ на 2013 год).

2. Минимальными - отражают уровень необходимой на данном этапе социально-экономического развития потребности ЗО в ресурсах, ниже которого происходит нарушение нормального процесса функционирования системы ЗО (нормативы потребности в медицинской помощи, удельных капитальных вложений в развитие отрасли) и

Рациональными - ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения и отрасли (нормативы по врачебным кадрам и среднему медперсоналу).

3. Комплексными - характеризуют социально-экономические аспекты управления и обеспечения населения медицинской помощью и

Частными - характеризуют отдельные стороны протекающих процессов.

В ЗО действуют нормы и нормативы:

По сфере применения: местные и отраслевые

По сроку действия: временные и условно-постоянные

По способу построения: единые и типовые

По методу обоснования: научно-обоснованные, статистические, опытные, усредненные

По единице измерения: нормы времени, нормы нагрузки, обслуживания, численности персонала, материальных затрат и т.п.

Нормы и нормативы в ЗО можно объединить в 4 группы:

1. оказания медицинских услуг (нормативы труда, нормативы развития сети организаций, нормативы стоимости медицинских услуг)

2. потребления (нормативы заработной платы, нормативы финансирования ЗО)

3. развития отрасли (потребность отрасли в специалистах)

4. санитарно-гигиенические (предельные нормы содержания веществ в почве и воздухе).

Основные принципы разработки норм и нормативов:

Использовать оценку населением степени удовлетворения потребностей в услугах системы ЗО;

Принимать во внимание общественное мнение по ключевым вопросам развития ЗО

Учитывать при разработке норм и нормативов рекомендации ВОЗ и уровень удовлетворения потребностей в медицинской помощи в развитых странах

Разрабатывать нормы и нормативы не только для страны в целом, но и по регионам с учетом уровня оказания медицинской помощи, потребления мед. услуг по половозрастным и профессиональным группам населения.

Порядок составления плана ЛПУ:

1. Формирование группы планирования (главный врач, его заместители, ведущие специалисты, экономисты и др.) на основании приказа главного врача ЛПУ. Группа планирования должна обеспечить разработку качественного и своевременного проекта плана.

2. Обсуждение проекта плана у главного врача ЛПУ, согласование плана и вынесение на обсуждение трудового коллектива.

3. Утверждение плана, после чего он становится документом, обязательным для исполнения всеми должностными лицами.

4. Контроль за исполнением плана и оценка эффективности запланированных мероприятий.

Основные показатели плана:

Планирование штатного расписания;

Обеспеченность больничными койками;

Функция врачебной должности;

Показатель планового числа дней работы койки в году;

Показатель охвата населения профилактическими осмотрами;

Оборот койки;

Средняя длительность пребывания больного в стационаре;

Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью и др.

Использование коечного фонда характеризуется следующими показателями:

Среднее число дней работы койки в году

Среднее время простоя койки

Средняя длительность пребывания больного в стационаре

Функция койки (оборот)

Средняя стоимость 1 койко-дня

Средняя стоимость лечения 1 больного

I I. Определение потребности в амбулаторной помощи.

Врачебная должность – определенный объем работы врача, регламентированный нормами нагрузки, установленными МЗ.

Функция врачебной должности - плановое число посещений, которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года.

Функция врачебной должности обусловлена 3 элементами:

1) Б – норма нагрузки врача на 1 ч приема в поликлинике, при профилактических осмотрах в выделенные дни и часы и по обслуживанию на дому (число посещений на 1 ч работы)

2) С – число работы по графику на приеме, на профилактических осмотрах и по обслуживанию на дому

3) Г – число рабочих дней в году

Где ФВД – функция врачебной должности

Определение ФВД проводится раздельно для врачей различных специальностей, имеющих различные нормы нагрузки на 1 час приема и графики работы. Зная ФВД, можно рассчитать потребность во врачебных должностях вообще и по данной специальности в частности: , где В – необходимое количество врачебных должностей, Л – норма поликлинических посещений на 1 жителя в год, Н – численность населения планируемой территории.

Контроль за выполнением плана - может быть:

а) количественный – за использованием койки, нагрузка врачей на приеме, число отпущенный процедур и др. показатели.

б) качественный - своевременность и полнота обследования, своевременность и качество диагностики, лечения, консультативных осмотров, средние сроки пребывания

в) календарный - за сроками выполнения плановых мероприятий.

Различают также: Предварительный (правильность или целесообразность включения того или иного мероприятия в план), Текущий (сопровождает оперативную деятельность исполнителей и позволяет выявить достижения и недостатки в процессе реализации мероприятий, добиваясь своевременности их исполнений) и Последующий (позволяет проверить окончательное выполнение планируемых мероприятий и оценить их эффективность) контроли.

При обосновании плана необходимо определить предполагаемую Эффективность , а позже – фактическую (медицинская, социальная, экономическая) от внедрения каждого мероприятия. Если невозможно определить эффективность, необходимо указать, какие положительные изменения ожидаются при выполнении пункта плана.

Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений. Кроме того, в системе здравоохранения Российской Федерации действуют некоммерческие и коммерческие организации здравоохранения.

Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом управления здравоохранения. Также к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, которые стали создаваться в последние годы с принятием в 1995 г. Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

В Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения включены лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения), учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные учреждения.

Виды лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) здравоохранения:

  • больничные учреждения (городская, детская, участковая, центральная районная, областная больница, городская клиническая больница, городская больница скорой медицинской помощи, медико-санитарная часть);
  • специализированные больницы (психиатрическая, туберкулезная, офтальмологическая, инфекционная и др.);
  • диспансеры (противотуберкулезный, онкологический, кардиологический, психоневрологический, наркологический, врачебно-физкультурный и др.);
  • амбулаторно-поликлинические учреждения (городская поликлиника, амбулатория, стоматологическая поликлиника, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты);
  • учреждения охраны материнства и детства (детские ясли, детские сады, дом ребенка, молочная кухня, родильный дом);
  • учреждения скорой и неотложной помощи и переливания крови (станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови);
  • санаторно-курортные учреждения (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнеологическая и грязелечебница).

Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.

Амбулаторно-поликлинические учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости от числа врачебных посещений в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.

ЛПУ Единица измерения Категория
1 2 3 4 5 6 7 8
Участковая больница койки 76-100 51-75 36-50 25-35 - - - -
Районная больница койки 351-400 301-350 251-300 201-250 151-200 101-150 - -
Городская больница койки 801-1000 601-800 401-600 301-400 251-300 201-250 151-200 101-150
Областная, краевая республиканская больница койки 801-1000 601-800 501-600 401-500 301-400 - - -
Поликлиника посещения в смену свыше 1200 751-1200 501-750 251-750 до 250 - - -

Для расчета показателя "Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений" приказом МЗ СССР № 650 от 20 июня 1979 года была утверждена инструкция по определению планового показателя "Мощность амбулаторно - поликлинических учреждений" для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно - поликлиническую помощь. С 1980 года, согласно вышеуказанного приказа, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год следует утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений) с учетом износа основных фондов.

Планирование сети лечебно-профилактических учреждений необходимо для оказания качественной и равнодоступной медицинской помощи, а также эффективного использования ресурсов здравоохранения. Для планирования необходимо знать потребность населения в медицинской помощи.

Для определения потребности населения в медицинской помощи используются специальные алгоритмы ее расчета.

Общий алгоритм расчета потребности в медицинской помощи

Расчеты потребности в медицинской помощи исходят из:

  • численности населения (сложившейся или прогнозируемой на конец планового периода)
  • расчетных норм времени на оказание медицинских услуг (либо условных единиц труда)

Произведение численности населения и кратности оказания медицинских услуг дает число медицинских услуг, необходимых при оказании медицинской помощи.

Произведение количества медицинских услуг и расчетных норм времени на их оказание представляет собой объем необходимой медицинской помощи для населения муниципального образования, выраженный во времени, необходимом для оказания расчетного числа медицинских услуг.

Исходные данные для расчетов

Численность населения - берется по данным Росстата.
Для целей определения потребности в медицинской помощи по каждому муниципальному образованию необходимы данные об общей численности населения, а также распределению населения по возрастным группам (взрослые, дети).

Деление населения на указанные группы позволяет учесть существенное влияние возраста на состояние здоровья населения и, соответственно, на его потребность в объеме и структуре медицинской помощи, которые должны быть учтены при расчетах необходимой мощности сети медицинской помощи.

Кратность оказания медицинских услуг - на одного человека в год утверждается

Расчет потребности населения в амбулаторной помощи.
За расчетную единицу объема амбулаторной помощи принимается врачебное посещение, в процессе которого оказывается лечебно- профилактическая помощь.
Обобщающий показатель объема амбулаторной помощи – суммарная продолжительность врачебных посещений (в минутах), необходимых для оказания амбулаторной помощи населению.

Потребность населения в амбулаторной помощи (число врачебных посещений) рассчитывается с учетом ожидаемой численности населения и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Расчет показателя необходимого объема амбулаторной помощи оценивается суммарным временем (в минутах) врачебных посещений, необходимых для оказания амбулаторно–поликлинической помощи. Этот показатель рассчитывается как произведение числа врачебных посещений и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи .

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях амбулаторной помощи.

Расчет потребности населения в стационарной помощи.
За расчетную единицу объема стационарной помощи принимается один день пребывания больного на койке (койко-день).

Потребность населения в стационарной помощи (количество койко-дней) рассчитывается с учетом ожидаемого числа госпитализаций и норматива объема стационарной помощи в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год, установленному Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи , необходимых для оказания стационарной помощи.

Ожидаемое расчетное число госпитализаций определяется на основе регионального прогнозного показателя численности населения соответствующего муниципального района (муниципального округа).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в скорой медицинской помощи.
За расчетную единицу объема скорой медицинской помощи принимается один вызов службы скорой помощи.

Потребность населения в скорой медицинской помощи (количество вызовов) рассчитывается с использованием показателя объема скорой медицинской помощи в количестве вызовов в расчете на одного человека в год и ожидаемой численности населения.

Расчет необходимого объема скорой медицинской помощи производится в разрезе бригад службы скорой медицинской помощи, предусмотренных федеральным классификатором.

Эти расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в диагностической помощи.
За расчетную единицу объема диагностической помощи принимается одно исследование.
Обобщающий показатель объема диагностической помощи – суммарное время (в минутах), необходимое для производства общего расчетного числа диагностических исследований.

Потребность населения в диагностической помощи (число исследований) рассчитывается исходя из ожидаемой численности населения и расчетного норматива среднего числа исследований на 1 одного жителя.

Расчет обобщающего показателя необходимого объема медицинской помощи оценивается суммарным временем (в минутах) для производства всех исследований, необходимых для диагностики заболеваний. Этот показатель рассчитывается исходя из расчетного числа диагностических исследований и расчетных норм времени на производство диагностических исследований.

Общий объем диагностических исследований складывается из расчетного числа исследований производимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях стационара.

Расчетные таблицы используются для расчета объема диагностической помощи раздельно по каждому виду диагностических исследований (бактериологических, биохимических, гистологических, иммунологических, общеклинических, цитологических, радиологических, рентгенологических, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы диагностической помощи для жителей муниципальных образований включают в себя диагностическую помощь, оказываемую на всех уровнях медицинской помощи.

Предлагаемая методология определения потребности населения в объемах медицинской помощи предполагает использование расчетных технологических нормативов. Вместе с тем, большинство необходимых технологических нормативов в настоящее время отсутствует. В этих условиях (вплоть до завершения начавшегося процесса разработки полного комплекта необходимых нормативов) представляется целесообразным проводить расчеты потребности в медицинской помощи и мощности сети медицинской помощи на основе адаптированных для региона расчетных показателей федеральной Программы государственных гарантий медицинской помощи. Целесообразность и допустимость такого подхода основываются на том обстоятельстве, что по основным показателям деятельности медицинские организации абсолютного большинства субъектов Российской Федерации пока еще отстают от показателей Программы государственных гарантий медицинской помощи .

Предполагается, что по мере разработки расчетных технологических нормативов, в схемы перспективной сети медицинской помощи будут вноситься необходимые уточнения, основанные на расчетах, использующих описанную выше методологию в полном объеме.