Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Научно исследовательская работа по закупкам. Особенности отдельных видов закупок

На практике нам очень часто приходится обращаться к Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон), в соответствии с которым заказчики размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения запроса котировок, конкурса, аукциона или согласно ст. 55 Закона . Но помимо «повседневных» простых закупок с традиционными предметами контракта (продукты питания, канцелярские товары, текущий ремонт, страхование автогражданской ответственности) существуют и такие специфичные виды закупок, которым Закон уделил недостаточное внимание, поэтому они, как правило, вызывают большое количество вопросов. К таким закупкам относятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - НИОКР ). Это связано с тем, что заказы на НИОКР размещаются довольно малой аудиторией заказчиков, которые по специфике своей деятельности заинтересованы в научных исследованиях и в создании новой интеллектуальной продукции . Заказчик сталкивается со сложностями уже на этапе формирования конкурсной документации, поскольку здесь он должен составить техническое задание исходя из своих целей и индивидуальных потребностей, а это не всегда просто при отсутствии возможности просмотреть аналогичные закупки по заданной тематике.

Трудности при размещении заказов на НИОКР связаны еще и с тем, что заранее заказчику описать результаты выполненных работ достаточно сложно, и поэтому при размещении заказа заказчик фактически оплачивает время, затрачиваемое научным коллективом специалистов определенной квалификации на решение поставленной задачи. При этом качество выполненных работ тоже не всегда прямо зависит от суммы размещаемого заказа, т. е. иногда контракты с низкими начальными (максисмальными) ценами могут привести к более качественному выполнению работ, нежели те работы, которые потребовали от заказчика больших финансовых затрат.

Итак, под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами понимается комплекс мероприятий, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство и включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по специальному заказу заказчика. В большей степени отношения по поводу выполнения данного вида работ регулируются договором, заключенным на основании положений ст. 769 Главы 38 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ). Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

При этом ст. 769-774 ГК РФ четко разграничивают договоры на выполнение НИОКР и выделяют два вида таких договоров:

  • договор на выполнение научно-исследовательских работ , по которому исполнитель должен провести научные исследования, обусловленные техническим заданием;
  • договор на выполнение опытно-конструкторских (или технологических) работ , по которому исполнителю надо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Договор на выполнение НИОКР может включать как выполнение одновременно научно-исследовательских (далее по тексту - НИР) и опытно-конструкторских работ (далее по тексту - ОКР), так и только одного вида работ.

В соответствии с действующим законодательством к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда, но у договора на НИОКР есть и свои особенности. Рассмотрим отдельные из них.

При выполнении НИОКР исполнитель обязуется провести научные исследования лично либо, если иное не предусмотрено договором, например с согласия заказчика, он вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике, предусмотренные ст. 706 ГК РФ.

У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Закона есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа (далее - УРЗ) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов.

При этом все стороны договора на выполнение НИОКР обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ.

УРЗ в таких договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:

  • выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
  • согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
  • своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.

В свою очередь, заказчик в договорах на выполнение НИОКР обязан:

  • передавать исполнителю по контракту необходимую для выполнения работы информацию;
  • принять результаты выполненных работ и оплатить их.

Как правило, в договор на выполнение НИОКР включаются условия об интеллектуальной собственности , регулирующие следующие вопросы:

  • разграничение прав на предшествующую интеллектуальную собственность и интеллектуальную собственность, созданную при выполнении НИОКР;
  • распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;
  • права работодателя на созданную интеллектуальную собственность;
  • права авторов на получение вознаграждения;
  • сторону, ответственную за обеспечение технического уровня и патентной чистоты результатов работ по договору на выполнение НИОКР;
  • сторону, ответственную за выявление охраноспособных результатов НИОКР и за обеспечение их правовой охраны;
  • и иные.

Таким образом, после того как заказчик становится полноценным владельцем прав на объекты интеллектуальной собственности, входящие в результаты НИОКР , исполнитель, в свою очередь, получает право использовать для собственных нужд эти объекты, причем с соблюдением норм, содержащихся в законодательстве об интеллектуальной собственности в ГК РФ, ФЗ № 316 от 30 декабря 2008 г. «О патентных поверенных».

При формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость выполняемых НИОКР обычно определяется исходя из расчета утверждаемых заказчиком затрат на оборудование, материалы и т. п. и повременной оплаты труда научных сотрудников.

В качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение НИОКР является одинаковой , и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.

Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены. В случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ, и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта.

Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной такой работы. Заявка, поданная одновременно в отношении двух или более работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику.

Если по результатам подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества НИОКР , конкурс признается несостоявшимся и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки на участие в конкурсе, в порядке, установленном ч. 12 ст. 25 Закона, при условии, что такие заявки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией.

По условиям государственных контрактов на НИОКР права на коммерческое использование результатов НИОКР (при безусловном соблюдении авторских прав разработчиков), как правило, принадлежат заказчику.

Особенности участия в торгах на право выполнения НИОКР

№ п/п Особенность Конкурс на выполнение НИОКР Конкурс на любые другие виды работ
1. Подача заявок Если договором предусмотрено выполнение двух и более НИОКР с несколькими УРЗ, то УРЗ вправе подать только одну заявку в отношении одной такой работы . Заявка, поданная одновременно в отношении 2-х или более работ, не будет рассматриваться. Одна в отношении каждого лота.
2. Случаи признания конкурса несостоявшимся Если по окончанию срока подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в документации количества НИОКР, конкурс признается несостоявшимся , и контракты на выполнение указанных работ заключаются со всеми УРЗ, подавшими заявки. Не было подано ни одной заявки; подана одна заявка; только одна заявка признана соответствующей требованиям документации; только один УРЗ допущен к участию в конкурсе.
3. Вскрытие конвертов с заявками Протокол размещается в течение 3-х рабочих дней со дня подписания такого протокола. Протокол размещается в течение дня, следующего за днем подписания такого протокола.
4. Рассмотрение заявок Не предусмотрено. Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
5. Срок оценки и сопоставления заявок Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 30 дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов. Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
6. Победитель Если документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение НИОКР с несколькими УРЗ, то комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам , содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, должно равняться указанному в конкурсной документации количеству контрактов на выполнение НИОКР. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил наилучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер.
7. Обеспечение конфиденциаль?ности договора Все стороны договора обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, при условии, что иное не предусмотрено договорами на выполнение данных видов работ. Не регламентировано.
8. Результат
  • разработка опытных образцов новой техники и технологической документации на внедрение новой техники;
  • новая технология;
  • документально оформленная и экспериментально подтвержденная расчетами научно-техническая информация.
  • поставка товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

Научные исследования и разработки лежат в основе научно-технического прогресса и важнейших мировых открытий. Спрос на данный вид работ наблюдается в самых разных отраслях и сферах жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные хорошо финансируемые тендеры и госзаказы. Положение исследовательской деятельности на тендерном рынке России выражено приведенной ниже статистикой.

В 2015 году было проведено свыше 5000 тендеров на научные исследования. Общая сумма заключенных контрактов составляет 44,5 млрд. руб., а средняя цена одного тендера - 8,9 млн. руб. Во время торгов падение цены достигало в среднем 8%. Конкурентность в отрасли можно охарактеризовать соотношением 1,31 поставщика на контракт. Среди 6530 участников было 1752 постоянных заказчика и 1886 постоянных поставщиков. Допуск к участию в аукционах на научные исследования получили 82,21% подрядчиков. 35,57% заказчиков потребовали обеспечение исполнения контракта.

Статистика по регионам

Наибольшее число тендеров по разработке технологии термической обработки заключили:

По итогам торгов крупнейшие контракты заключили:

  • Москва - 77,5%
  • Санкт-Петербург - 4,4%
  • Татарстан - 3,2%
  • Московская область - 2,5%
  • Томская область - 1,5%
  • Башкортостан - 1,0%
  • Приморский край - 0,9%
  • Свердловская область - 0,9%
  • Нижегородская область - 0,8%

Сезонность

С января по март покупательский интерес к исследованиям был невысоким. Ситуация кардинально изменилась в апреле - был объявлен 351 тендер. Это число увеличивалось вплоть до июня (661 тендер). После небольшого спада в следующие три месяца число закупок вернулось к прежнему уровню в октябре (655 закупок). Затем тендерная активность постепенно снизилась до 502 заказов. В ноябре были заключены крупнейшие контракты на сумму свыше 15 млрд. руб. С января по апрель сделки не превышали 3 млрд. руб. В остальное время сумма контрактов колеблется в пределах 5-8 млрд. руб.

Площадки

Чаще всего госзаказы на научные исследования проходили на следующих площадках:

  • FABRIKANT.RU - 450 заказов на 4 619 876 тыс. руб.
  • Сбербанк-АСТ - 415 заказов на 973 479 тыс. руб.
  • Группа площадок B2B - 194 заказа на 763 342 тыс. руб.
  • РТС-тендер - 162 заказа на 159 239 тыс. руб.
  • Росэлторг - 183 заказа на 144 305 тыс. руб.
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 57 заказов на 113 922 тыс. руб.
  • Система Электронных Торгов - 33 заказа на 16 226 тыс. руб.

Заказчики

Крупнейшие заказы объявили: Федеральное космическое агентство, Минпромторг России, Концерн Моринсис - Агат, Росатом, Башнефть, ЗАО «Аэрокомпозит», Минобороны России, Минкомсвязь России, ОАОА «ТВ ЦЕНТР» и другие.

Для оперативного информирования о госзакупках на научные исследования предлагаем подписаться на бесплатную e-mail рассылку портала сайт.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации объявило открытые конкурсы на выполнение НИОКР:

1. НИР "Разработка предложений по формированию реестра материалов, используемых при производстве имплантируемых медицинских изделий, и проведению их сертификации в Российской Федерации", Шифр "Материалы-2018"

2. НИР "Исследование текущего состояния рынка и отрасли производства медицинских изделий в сравнении с прошлым периодом, а также факторов их развития", Шифр "Медмониторинг-2018"

3. НИР "Исследование текущего состояния внешнеторговой деятельности российских предприятий-производителей медицинских изделий и разработка предложений, направленных на повышение ее эффективности, подготовленных с учетом проведенного исследования", Шифр "Внешние рынки-2018"

1. ОКР "Разработка технологии изготовления конструкций для судостроения из полимерных композиционных материалов с использованием мультиаксиальных тканей с адгезионным слоем" Шифр "Адгезия-МА"

2. ОКР "Создание комплекса судового оборудования для обеспечения безопасности мореплавания и морской деятельности" Шифр "Октет-базис"

3. ОКР "Разработка технологиии создания типоряда водометных движителей мощностью до 1,5 МВт в обеспечение серийного строительства скоростных судов и судов повышенной мореходности" Шифр "Слеминг-водозабор"

4. ОКР "Разработка ряда типовых проектов плавучих тепловых электростанций на СПГ для экспорта электроэнергии" Шифр "ПТЭС"

5. ОКР "Разработка унифицированной серии сильноточных электромагнитных контакторов переменного тока с электронным управлением и низким энергопотреблением" Шифр "Контактор-Э"

6. НИР "Разработка концепции ведомственного проекта развития холодильно-технологической цепи обработки, хранения и транспортирования водных биологических ресурсов" Шифр "Цепь-холод"

1. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии микросхем двухтактных ШИМ-контроллеров с токовым режимом», шифр «Преобразователь-И34»

2. ОКР «Разработка и освоение серийного производства микросхемы концентратора интерфейса USB 2.0 и микросхемы преобразования интерфейса USB 2.0 в последовательный и параллельный интерфейсы», шифр «Интерфейс-И5»

3. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии многовыводных металлокерамических корпусов микроэлектроники с нижним планарным однорядным расположением от 132 до 256 выводов и изолирующей рамкой», шифр «Корпус-И4»

4. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии быстродействующих логических оптопар с напряжением питания 3-20 В», шифр «Интеллектуал-И7-Т»

5. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии специализированных функциональных оптопар», шифр «Интеллектуал-И8»

6. ОКР «Разработка и освоение серийного производства мощных полупроводниковых инфракрасных излучателей в корпусе для поверхностного монтажа», шифр «Дисплей-И6»

7. ОКР «Разработка и освоение серийного производства PIN-фотодиода с верхней граничной частотой 2 ГГц», шифр «Фонон-И20»

8. ОКР «Разработка и освоение серийного производства низкопрофильного цифрового приемо-передающего модуля диапазона 1,31 мкм со скоростью не менее 2,5 Гбит/с на основе одночасточного вертикально-излучающего лазера и фотоприемника с наногетероструктурой А3В5», шифр «Фонон-И28»

9. ОКР «Разработка и освоение серийного производства матричного охлаждаемого фотоприемного модуля с интегрированной микрокриогенной системой Стирлинга с высокой чувствительностью в среднем ИК диапазоне», шифр «Фонон-И29»

1. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии многослойных керамических конденсаторов для поверхностного монтажа на номинальные напряжения 6,3; 10; 16; 25 В и с габаритными размерами от 1005М», шифр «Деталь-И71»

2. ОКР «Разработка и освоение серийного производства двух типов терморезисторов с отрицательным ТКС», шифр «Деталь-И72»

3. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии миниатюрных радиочастотных коаксиальных соединителей диапазона частот до 65 ГГц», шифр «Деталь-И73»

4. ОКР «Разработка и освоение серийного производства клемм винтовых для монтажа на печатную и монтажную платы и рейку монтажную (Din-рейку) под сечение провода до 6 мм^2», шифр «Деталь-И74»

5. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии дросселей синфазных ферритовых для поверхностного и объемного монтажа в диапазоне индуктивностей от 0,005 до 100 мГн», шифр «Деталь-И75»

6. ОКР «Разработка и освоение серийного производства ряда кнопочных переключателей по типу переключателей модульной конструкции», шифр «Аппарат-И11»

7. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии радиационно-стойких электромеханических коаксиальных СВЧ переключателей», шифр «Аппарат-И15-Т»

8. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии радиационно-стойких электромеханических волноводных СВЧ переключателей», шифр «Аппарат-И16-Т»

9. ОКР «Разработка и освоение серийного производства ряда металлокерамических корпусов для источников вторичного электропитания и силовых интегральных схем с повышенными значениями теплопроводности оснований и локальными радиационно-защитными экранами», шифр «Корпус-И6»

Контрактная система комплексно регулирует закупку товаров, работ, услуг независимо от их видов. Тем не менее в отношении отдельных видов закупок контрактная система предусматривает особенности их осуществления.

Закупка НИР (НИОКР).

В отношении закупки НИР (НИОКР) нормативное правовое регулирование контрактной системы устанавливает следующие особенности.

Обычно такие работы закупаются посредством проведения конкурсов. Правила оценки заявок позволяют устанавливать в этом случае следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:

  • 20% от суммарной значимости всех критериев минимально должно отводиться значимости стоимостных критериев оценки;
  • 80% - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.

Таким образом, при проведении конкурсов на выполнение НИОКР

качественные и квалификационные характеристики участника закупки имеют определяющее значение. Выиграть за счет снижения цены контракта при таких величинах значимости практически невозможно.

Кроме того, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение НИОКР заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки с предложением демпинговой цены контракта (снижение от НМ ЦК более 25%). Подробнее об этом говорится в параграфе 3.6.

Также при закупке работ по проведению научных исследований Закон о закупках дает право заказчику провести двухэтапный конкурс, если для уточнения характеристик объекта закупки (содержания и требуемых результатов научных исследований) необходимо провести обсуждения с участниками закупки.

Закон о закупках разрешает проводить закупки на так называемые поисковые научно-исследовательские работы. В этом случае допускается заключение нескольких контрактов на выполнение одной и той же научно- исследовательской работы с несколькими участниками закупки одновременно. Для проведения такой закупке в конкурсной документации необходимо указать следующие дополнительные сведения:

  • информация о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;
  • указание количества контрактов, которые заказчик планирует заключить на выполнение поисковой научно-исследовательской работы;
  • в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно- исследовательских работ является одинаковой. Начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.

В случае если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно- исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение поисковой научно-исследовательской работы протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в такой закупке допускается размещать в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты подписания такого протокола.

При оценке заявок на участие в такой закупке конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество контрактов, которое планируется заключить по результатам закупки, указанное в конкурсной документации.

И исследовательской работы. Рассказываем, как можно привлечь дополнительные внебюджетные средства и приводим примеры.

Ученые зарабатывают деньги, выполняя заказы на разработки и исследования. Государственные заказы на научные работы формируются с помощью системы закупок.

Основы системы госзакупок

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Закупки для нужд юридических лиц, где доля государственного участия в уставном капитале превышает 50%, а также дочерних предприятий таких организаций, бюджетных учреждений и определенных унитарных предприятий подчиняются Федеральному закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .

По 44-ФЗ, заказчики планируют свои закупки в соответствии с законом о российском бюджете на следующий финансовый год и плановый период. Согласно 223-ФЗ, план закупки составляется на срок не менее года. В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции».

В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций.

Утвержденные планы закупок публикуются в единой информационной системе (ЕИС). Сайт ЕИС - zakupki.gov.ru. Там размещаются все запросы от государственных и муниципальных заказчиков. Информация обо всех конкурсах, связанных с научными исследованиями и инженерно-технологическими разработками, цена которых превышает ₽500 тысяч, публикуется на .

По закону участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Дополнительные требования к участникам - в отношении опыта, квалификации, финансового положения и материальных ресурсов - выдвигает организатор закупки при объявлении конкурса.

Госзакупки проводятся в двух форматах: в традиционном виде, когда участник конкурса должен предоставить все необходимые документы напечатанными на бумаге, и в электронной форме - на специальных площадках, таких как sberbank-ast.ru , roseltorg.ru , etprf.ru , etpgpb.ru .

Изменения в законах о госконтрактах

Теперь помимо аукциона в электронной форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Пока заказчики смогут осуществлять электронные закупки в добровольном порядке, а с 1 января 2019 года электронные закупки станут обязательными.

Для участия во всех этих видах электронных закупок нужно получить аккредитацию на электронной площадке, необходимое требование для этого - . До конца 2018 года порядок аккредитации устанавливается статьей 61 44-ФЗ . С 1 января 2019 года будет вестись единый реестр участников закупок.

Важной составляющей контрактной системы является обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта. Обеспечение заявок на участие в электронных конкурсах и аукционах может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на виртуальный счет на электронной площадке. До 30 июня 2019 года включительно это единственный способ.

В дальнейшем появится еще один вид обеспечения заявки - банковская гарантия. Такую возможность предусматривают поправки, внесенные в контрактную систему Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ . В этом случае денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в определенных банках. Их перечень установит правительство, и операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше ₽1 млн. Это изменение было внесено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 .

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта меньше ₽1 млн.

Величину платы определяет оператор площадки, но правила регламентированы законом. Размер платы не может превышать ₽2 тысяч при закупках среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), и ₽5 тысяч - при прочих закупках. Если НМЦК не больше ₽500 тысяч или меньше ₽200 тысяч для закупок среди СМП и СОНКО, то плата за участие не превысит 1% НМЦК. При этом те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены.

С 2017 года регламентированы сроки оплаты выполненных работ. Контракты теперь надо оплачивать в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО - в течение 15 рабочих дней.

Контракты оплачиваются в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО - в течение 15 рабочих дней.

Итоги конкурсов на выполнение НИОКР

На сайте госзакупок можно увидеть как объявленные конкурсы на выполнение различных НИОКР, так и результат определения исполнителя.

Например, две заявки было подано на конкурс по теме «Исследование аккумулирующей способности Ивинского разлива, ее влияние на режим эксплуатации Верхне-Свирского водохранилища и разработка научно обоснованных рекомендаций по оптимизации режима регулирования водохранилища с целью снижения негативного воздействия вод на прибрежную территорию». Заказчик - Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Победителем был признан Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова, предложивший цену ₽6,8 млн. Вторым участником был Государственный гидрологический институт с заявкой на ₽7,6 млн.

Минпромторг России проводил конкурс на НИОКР « Создание комплексов бортовой аппаратуры, на основе распределенной интегрированной модульной авионики (ИМА второго поколения), необходимых для формирования компетенций, позволяющих выполнять функции интегратора 1-2-го уровней на мировой рынок» . Цена контракта составила ₽1,3 млрд. Тендер выиграло ОАО « Раменское приборостроительное конструкторское бюро» , конкурентом которого выступило АО «Концерн радиоэлектронные технологии».

На выполнение НИОКР для «Росатома» по теме «Исследование, разработка технологий и изготовление экспериментальных образцов узлов и систем преобразователей тепловой энергии в электрическую. Этап 2018 года» по цене ₽175,4 млн претендовали Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации и АО «Научно-исследовательский институт приборов» (победил НИИТФА).

Гораздо чаще на сайте госзакупок можно увидеть более скромные суммы. Россельхознадзор предложил ₽5 млн за выполнение НИОКР по созданию противоящурной инактивированной вакцины для ранней защиты против вируса ящура типа О. Контракт достался ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», который обошел в конкурсе соперника - ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

Нередко на научные конкурсы подается единственная заявка. Примеров много. Контракт с ФГБНУ «Аграрный научный центр «Донской» на сумму ₽915 тысяч заключил Донской государственный технический университет. Он выполняет НИОКР