Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Плакаты революции. Революционные плакаты советского союза

Советский социальный плакат - явление очень неоднозначное и многоплановое, его содержание изменялось в соответствии с основными вехами социалистического прошлого. Поэтому при рассмотрении данной темы, возникает необходимость разделить долгий советский период на временные отрезки.Ниже представлены работы Зальцмана и Кустодиева 1917 г.

В первые годы после Революции, когда страна находилась в разрухе и упадке, главной задачей большевиков было привить новоиспеченным советским гражданам новую систему ценностей, проведя жесткую черту между ними и гражданами западных стран, которых брезгливо называли «буржуазией». Поэтому характерным приемом в работах многих плакатистов становится контраст. Разумеется, буржуа изображались гротескно - все возможные недостатки были гипертрофированы. Таковы, например, плакаты художника Дени «Капитал» и «Тов. Ленин очищает землю от нечисти». Если карикатурное изображение обрюзгшего господина, сидящего на куче золота, еще не вызывает вопросов, то обращение к теме нечистой силы во второй работе приводит в недоумение. Непропорциональное изображение Ленина создает впечатление, что он летит на метле. Интересно, догадывался ли плакатист об этом забавном эффекте.

Поощрение трудящихся - еще одна распространенная тема этого периода. Вместе с тем, большой массив социальных плакатов был посвящен осуждению вредных привычек и безответственного отношения к работе. Также пропагандировалось всеобщее образование, особый акцент делался на просвещении женщин. Характерна работа художника Изнара «Женщина, грамотность - залог твоего раскрепощения» 1920 г.

Работа Кудряшова 1920 г.

Работа Маяковского 1920 г.

Во время Гражданской войны советские плакатисты старались поддерживать Красную армию соответствующими работами. Примечателен плакат Дени «На могиле контрреволюции» 1920 г.

Отдельно стоит остановиться на работе Моора «Помоги» 1921 г, посвященной голоду в Поволжье. Изображение истощенной фигуры со вскинутыми руками на простом черном фоне производит сильное впечатление. Эмоциональный образ даже не нуждался в дополнительных деталях, за исключением тонкого колоска позади фигуры.

Еще один плакат на эту тему - работа Симаова "Помни о голодающих" 1921 г.

Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: рабочие (и мужчины, и женщины) рисовались в характерной одежде и с соответствующей атрибутикой: молот, коса, красные косынки, рабочие комбинезоны и прочее. Своими плакатами художники стремились остановить, обескуражить зрителя, внушить ему определенный образ мыслей.

Еще один немаловажный вид агитации, применявшейся большевиками в ранние годы - это плакатная агитация. Особенно велика роль плаката в годы гражданской войны. Можно сказать, что в тех условиях плакаты заменяли собой недостаток газет. Плакат нагляден, доступен для понимания даже малограмотному человеку.

О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов. Запрещалось срывать или портить плакаты с политическим содержанием.

Из статьи Чаус Н. В. «Советские плакаты 1917-1920 гг. основное средство пропаганды социалистической идеологии»:

«Строжайше воспрещается срывать и заклеивать плакат- виновные будут привлекаться к ответственности», - было напечатано на многих плакатах. «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело». Так гласило суровое предупреждение, печатавшееся во времена гражданской войны на политических плакатах, расклеенных на стенах домов, на заборах, на вагонах железнодорожных составов, отправлявшихся на фронт.


В1917 - 1920-е гг. агитбригады () практикуют такую форму работы, как плакатная выставка.


Вагон агитпоезда

В1920-х. агитационные плакаты начинают активно использовать, как социальную рекламу: борьба за всеобщую грамотность, здоровье (борьба с туберкулезом, пьянством, неправильным уходом за детьми), женское равноправие, борьба с беспризорностью и т.д.


Дом ребенка, 1920

Е. Е. Лежень в статье «Плакат как средство политической агитации в1917 -1930-е годы» пишет:

Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью. Среди них были и передвижники , и русские импрессионисты (А.А. Рылов, К.Ф. Юон), и мирискусники (Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский), и участники объединения «Голубой розы» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян), и сторонники «Бубнового валета» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов). Особое место на первых порах в отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В.В. Кандинский и К.С. Малевич.

Революция рождала новые направления. Русский революционный авангард «Уновис» («Утвердители нового искусства», 1919 - 1920 г.: К.С. Малевич, М.З. Шагал, Л.М. Лисицкий) объявил борьбу за«чистое» искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» («Новое общество живописцев») было близко к бубнововалетовцам. Пролеткульт предпринял попытку создания организации новой пролетарской культуры«на руинах прошлого», отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго.


Моор, Красный подарок, 1920. На картине изображены: Дом матери и ребенка, Совет рабочих и крестьянских депутатов, Детский сад, Школа для взрослых, Библиотека, Клуб работниц


В 1919-х появились так называемые «Окна РОСТа» :

В послереволюционные годы В. Маяковский способствовал организации так называемых «Окон РОСТа» (Российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М. Черемных и Д.С. Моор. В то время художники привлекались к созданию агитационно-пропагандистских материалов, доступных для понимания малограмотным населением. Плакаты выставлялись телеграфным агентством в окнах первого этажа, отсюда и появилось название организации - «Окна РОСТа».



В.В. Маяковский. Плакат об электрификации для Окон РОСТА. Декабрь 1920


В. В. Маяковский. «Каждый прогул — радость врагу…» 1921

Искусствовед Игоршина Татьяна Сергеевна пишет :

Для плакатных произведений первых революционных десятилетий были характерны авангардные композиционно-графические и стилистические приёмы. Это - активное использование в изображении фотомонтажа, дополняемое шрифтовыми композициями и рисованными элементами фона; эксцентричные диагональные композиции, составленные из графической иллюстрации, букв, стрелок, растровых мотивов, восклицательных знаков. В социальных плакатах использовались доминантные фигуры в необычных ракурсах и позах, усиливающих призывность и эмоциональность плаката. Авангардные эксперименты художников-конструктивистов (А. М. Родченко, В. В. Маяковский, Л. Лисицкий, братья В. А. и Г. А. Стенберги, Д. А. Буланов, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин и другие) в плакатном жанре обогатили мировую плакатную графику самобытными средствами художественной выразительности.



Д.Моор, Всероссийскйи субботник, 1919


Малютин, 1920