Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Социально-психологическая характеристика общения. Общение как социально-психологический феномен Общение как социально психологическое явление

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

    инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

    синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

    трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

    функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Вопросы

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

Общение как социально-психологический феномен.

Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.



Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

§ инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

§ синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

§ трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

§ функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения .

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1.Непосредственное и опосредованное общение . Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2.Межличностное и массовое общение . Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение . В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию , целям и средствами .

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям :

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам :

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания :

*«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное . Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка . По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное , манипулятивное и диалогическое общение . Рассмотрим их более подробно.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Императивная форма общения может эффективно применяться в военных уставных отношениях, в отношениях типа «начальник-подчиненный» в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных ситуациях. Но в интимно-личностных, детско-родительских, педагогических отношениях императивная форма общения крайне непродуктивна, так как в первую очередь реализуется установка «сверху-вниз».

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) – американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область. Разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Дейл Карнеги жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. Основные произведения: «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926); «Малоизвестные факты из жизни известных людей» (1934); «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936) ещё при жизни автора было продано более 5 млн. экземпляров); «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948); «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

С1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествовует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

В 1933 году главный управляющий издательства "Саймон энд Шустер" Леон Шимкин прослушал его авторский курс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги. 12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) – оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, неизвестных о человеческой природе, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы по тому, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Он убеждал читателей, что понравиться может каждый и каждому, главное хорошо преподнести себя собеседнику. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн. экземпляров). С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймc», что до сих пор является абсолютным рекордом.

Большой секрет искусства обхождения с людьми . На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута или угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, – это дать вам то, чего вы хотите.

А чего вы хотите? Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов XX века, говорит, что в основе всех наших поступков лежат два мотива, – сексуальное влечение и желание стать великим. Самый проницательный американский философ, профессор Джон Дьюи, выражает это несколько иными словами. Он утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным". Запомните это выражение: "желание быть значительным". Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге.

Итак, чего вы хотите? Не столь многого, но того немногого, чего вы действительно желаете, вы добиваетесь с явной настойчивостью. Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности. Почти все эти желания удовлетворяются, – все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи – "желанием стать значительным".

Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу".

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, который использует такой тип отношений с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Эверетт Шостром – один из ведущих критиков «карнегианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Одно из самых известных произведений автора является «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор», в котором собраны полезные советы как распознать манипулятивное общение и противостоять ему. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь внимание). Это приводит часто к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. В случае диалогического общения реализуется установка на равноправие. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений : 1. общение по принципу «здесь и теперь»; 2. использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям; 3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; 4. содержание общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения); 5. следует персонифицировать общение, то есть вести его от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Одним из видов общения является педагогическое общение . Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, развитие и взаимовлияние.Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:

Познавательная (передача учащимся знаний);

Обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима);

Организационная (организация деятельности учащихся);

Регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);

Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др. Более детально вопрос о педагогическом общении рассмотрен в курсе возрастной и педагогической психологи.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

"Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т.е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный .

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Слайд 2

Понятие общения

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Виды общения: невербальное (бессловесное) общение - общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Слайд 3

Уровни общения

Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д. Межличностное - общение между двумя и более людьми. Общественное - общение человека с большой аудиторией.

Слайд 4

Стороны общения

Первая - коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения (интерактивная) - взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения (перцептивная) - восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Слайд 5

Невербальное общение

Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Слайд 6

Общение как межличностное взаимодействие

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая чтото, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Слайд 7

Общение как понимание людьми друг друга

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Слайд 8

Слайд 9

Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства.

Слайд 10

Причинное объяснение поступков другого человека

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно - либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации.

Слайд 11

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Слайд 12

Элементы общения

1.отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Слайд 13

Каналы общения

Устная речь - получатель ее слышит. Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит. Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

Слайд 14

Этапы процесса общения

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в общение. 2. Ориентировка в целях общения, во внешней ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе, что именно он скажет.

Слайд 15

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Слайд 16

Правила эффективного общения

Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Стоит попытаться понять достоинства другого человека Постараться понять других людей Стараться быть доброжелательным и приветливым

Слайд 17

Обращаться к человеку по имени, отчеству Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника Быть хорошим слушателем Уважение к мнениям другого, избегать говорить человеку, что он не прав

Слайд 18

Вопросы могут быть

закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»; открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Слайд 19

Цель контактов между медицинским работником и пациентом

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.

Слайд 20

Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Слайд 21

Умение медработника понять больного человека

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента. Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля.

Слайд 22

Соматогении и психогении

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение - это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.


В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.