Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Социальные гарантии работникам. Что считать вакантной должностью? Перечень социальных гарантий работнику

Перед тем как сократить работника, по закону работодатель обязуется предложить ему другую работу, которая будет ему подходить. Один из критериев любого рабочего места - это вакантная должность.

Отсутствие четкого определения

Известна масса случаев, когда возникают трудности в сфере правильной трактовки закона в том смысле, что здесь очень важно правильно понимать, что на самом деле является вакантной должностью.

Для этого в законодательстве чётко описаны признаки вакансии в Москве, столицах республик, краевых и областных центрах, повсеместно на территории страны:

1. Это такая работа, которая полностью соответствует квалификации сокращаемого работника.

2. Эта должность не является более низкооплачиваемой либо нижестоящей по должностному положению.

3. У работника по состоянию здоровья есть возможность выполнять эту работу.

4. Работа подходит сотруднику по месторасположению.

Если работа находится в другой местности, однако у работодателя есть возможность предложить её своему работнику в порядке перевода, это должно быть предусмотрено трудовым договором либо каким-то другим соглашением.

Обязанности работодателя при сокращении работника

Согласно законодательству, работодатель должен предлагать работнику такую работу, которая будет удовлетворять его не только по квалификации, но и соответствовать его опыту, состоянию здоровья, подходить по местонахождению. И сделать это он должен ещё до прекращения трудового договора, притом не только по причине сокращения работника, но и во множестве других случаев, которые также предусмотрены Трудовым Кодексом РФ.

К таким случаям относятся:

1. Если квалификация, состояние здоровья, результаты аттестации либо опыт работника не соответствуют той должности, которую он занимает в настоящий момент.

2. Если на данную вакантную должность восстановлен сотрудник, который ранее выполнял данную работу, что может быть определено инспекцией труда либо решением суда.

3. Если работник дисквалифицирован либо получил какое-либо другое административное наказание, которое исключает возможность выполнения этим работником своих должностных обязанностей.

4. Другие случаи.

Вакантная должность как свободное рабочее место

На практике очень часто возникают всевозможные споры по вопросу о понятии вакантной должности. И это обусловлено тем, что нет четкого понятия вакантной должность, это даже не прописано в законе. В ряде случаев вакантной должностью называют только свободные рабочие места, то есть те должности, которые никем не заняты. Некоторые представители закона считают, что работодатель обязан предлагать и те должности, которые временно остаются свободными по причине отсутствия работника на своём рабочем месте, даже тогда, когда это рабочее место за ним сохраняется. В этом случает речь идёт о так называемых временных вакантных должностях.

Тем не менее такая позиция не всегда является правильной и справедливой. Те должности, которые закреплены за временно отсутствующими работниками, не могут являться вакантными. Работодатель имеет право их предлагать своим сотрудникам в специальном порядке перевода.

Свободное рабочее место, которое имеется в штатном расписании, - это вакантная должность и есть. При этом свободная должность - это та, на замещение которой не заключен трудовой договор ни с одним работником. Работодатели не обязаны предлагать работникам перевод на должности, которые являются временно свободными. Отсюда следует, что они не несут административной ответственности за то, что не осведомили работников о наличии таких должностей. Однако в случае любого спора закон находится сначала на стороне работника, тем более что в законе такие ситуации не предусмотрены.

Уволить нельзя оставить

Увольнение представляется возможным только в тех случаях, когда трудоустроить работника невозможно, т. е. нет свободной вакантной должности. Если его переводят на должность, которая сохранена за другим работником, то это значит, что работодатель не выполняет своих обязательств по трудоустройству работника, а всего лишь предоставляет ему временную должность, перевод на которую на постоянной основе невозможен, потому что после заключения трудового договора изменение его сроков незаконно.

В случаях, когда работодатель всё же решает определить работника на временную должность, существуют два варианта дальнейшего развития событий. Первый - когда работодатель переводит сотрудника на должность, которая невакантна, а когда истекает срок его временного перевода на эту должность, он увольняет его по сокращению, потому что его должность сокращена, а другую работодатель предложить ему не может. Второй вариант - когда работодатель расторгает с работником трудовой договор, после чего оформляет его по срочному договору. При этом он определяет на должность, которая числится за другим сотрудником, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком.

Совмещение должностей

В некоторых законодательных источниках указано, что работодатель обязан предлагать в качестве вакантной должности ту работу, которая выполняется совместителем. То же самое подтверждено и судебной практикой. Некоторые судьи считают, что увольняемому сотруднику обязаны предлагать только те рабочие должности, которые не заняты, и отбор на вакантные должности в таких случаях не является целесообразным. А свободной может считаться только такая должность, которая по трудовому договору никем не замещается. Если же сотрудник работает на условиях совмещения должностей, такая должность вакантной считаться не должна.

Что говорит Трудовой кодекс о совмещении должностей?

В предусмотрен несколько упрощённый порядок по совмещению должностей, а также Здесь есть одно условие - письменно предупредить об этом в течение трёх рабочих дней. В тех случаях, когда работник трудится на половину ставки, вторая её половина остаётся вакантной, а это значит, что сотруднику такая работа должна быть предложена. Судебная практика также доказывает существование такого правила.

Согласно некоторым положения Трудового кодекса, который говорит о законодательном понимании понятия вакансии в Москве, городах федерального назначения и во всех субъектах РФ, если работник дал письменное согласие, то наряду с основной работой, которая определена трудовым договором, ему может быть предложено выполнять дополнительную работу в соответствие с его профессией и навыками, и оплачивается это, как правило, дополнительно.

При совмещении должностей заключение трудового договора не требуется, что отличает такие случаи от тех, когда сотрудник выполняет работу по совместительству. При совмещении должностей он занимает единственную должность, но совмещаемая должность, на которой он выполняет свои обязанности, при этом остаётся вакантной. В этом случае сотрудники, работающие по совмещению должностей, получают дополнительную оплату труда.

Порядок предоставления работнику вакантной должности

Для каждого сотрудника, которого работодатель собирается сократить на занимаемой им должности, было бы целесообразно составить список наличия вакантных должностей, которые ему подойдут, индивидуально. В таком списке должны быть указаны все основные требования к опыту его работы, квалификации, размер и особенности предлагаемой работы. Если ему предлагают должности, которые свободны временно, это должно обязательно быть указано в данном списке, вместе с причиной того, почему эта должность временно никем не занята.

Порядок уведомления претендента на вакантную должность об имеющихся свободных рабочих местах

Здесь предусмотрено несколько вариантов:

1. Работодатель уведомляет работника один раз во время прекращения действия трудового договора.

2. Во время всего периода организации штатных мероприятий периодически обновляется список вакантных должностей, пока работник не примет решение перевестись на одну из них.

3. Уведомить сотрудника следует дважды - во время вручения ему уведомления о запланированном сокращении штата сотрудников и при прекращении трудового договора.

Список вакансий

Работодатель самостоятельно принимает решение о том, в каком порядке и сколько раз знакомить сотрудника со списком вакансий. Однако при этом нужно учитывать, одного вручения уведомления о переводе на другую должность недостаточно, потому что за то время, пока работник получит подобное уведомление, количество вакантных должностей может существенно измениться. Если какие-либо новые должности стали свободными, она также должны быть предложены увольняемому работнику. Главное в этом случае, чтобы работодатель смог подтвердить, что на момент увольнения сотрудника перевод его на другую должность был невозможен, так как работник отказался от всех предложенных ему вакансий. Если работодатель неоднократно предлагал работнику другие вакансии, то он может перевести его на другую должность, не дожидаясь, пока сроки предупреждения истекут.

Работодатель обязан говорить, что вакантные должности - это те, которые сейчас свободны, и предлагать их, в противном случае перевод может быть признан судом вынужденным, а это означает, что со стороны работодателя быть допущены действия незаконного характера.

Если вакантная должность подходит сразу нескольким увольняемым работникам, но она одна, то в таком случае работодатель может самостоятельно решать, кому предлагать данное рабочее место, и сначала её предлагают тому сотруднику, которому она подходит наиболее всего. И только если тот работник отказывается перевестись на эту должность, её предлагают всем остальным.

Конкурс на замещение вакантных должностей

В Трудовом кодексе Российской Федерации сказано, что одно из оснований для заключения трудового договора - избрание соответствующей должности на основания проведения конкурса. Идентичную информацию можно увидеть и в положении о конкурсе на замещение вакантной должности или в Указе президента РФ. Этот конкурс производится для того, чтобы в полной мере оценить профессиональный уровень всех кандидатов на вакантную должность, а также их соответствие всем основным требованиям к должности.

Кто имеет право участвовать в конкурсе?

Также в Трудовом кодексе чётко определены все категории работников, которые имеют право участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы. Таких категорий всего три - это муниципальные служащие, научно-педагогические специалисты высших учебных заведений, а также государственные гражданские служащие. Когда речь идёт о других учреждениях, то процедура заключения трудовых договоров может быть предусмотрена иными законодательными актами более локального характера, к примеру положениями и уставами.

Помимо этого, Трудовой кодекс устанавливает особые требования, которые обязательно должно соблюдаться при оформлении трудового договора в результате избрания кандидатуры по конкурсу.

Поступление на государственную службу

К работнику, принимающему участие в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы и поступающему на работу в порядке вышеприведенного отбора, законодательством установлены следующие требования:

1. Работник должен являться гражданином Российской Федерации.

2. Возраст работника - не менее 18 лет, то есть он должен быть совершеннолетним, а это - главный признак того, что он в полной мере может осуществлять свои обязанности как гражданин РФ.

3. Работник должен владеть государственным языком.

4. Принимающий участие в конкурсе на замещение вакантной должности и возможно будущий работник государственной службы должен соответствовать всем квалификационным требованиям. Для поступления на некоторые должности требуется иметь высшее образование, в других случаях это не обязательно, поэтому все нюансы должны быть тщательно проверены и учтены.

В течение нескольких рабочих дней все заявления, поступившие от кандидатов на должность, направляются представителю организации и всем участникам конкурса. Специальная конкурсная комиссия выбирает одного из них и выносит решение о заключении трудового договора. Остальные кандидаты имеют право быть внесёнными в кадровый резерв организации.

Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации закреплены в Федеральном законе № 247-ФЗ от 19 июля 2011 г.

«О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», главе 9 Федерального Закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г.

«О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и главе 8 Федерального Закона № 3-ФЗ от 2 февраля 2011 г. «О полиции».

Данные нормативные документы регулируют отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

2) за квалификационное звание;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;

8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге):

1) от 2 до 5 лет – 10 процентов;

2) от 5 до 10 лет – 15 процентов;

3) от 10 до 15 лет – 20 процентов;

4) от 15 до 20 лет – 25 процентов;

5) от 20 до 25 лет – 30 процентов;

6) 25 лет и более – 40 процентов.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах:

1) за квалификационное звание специалиста третьего класса – 5 процентов;

2) за квалификационное звание специалиста второго класса – 10 процентов;

3) за квалификационное звание специалиста первого класса – 20 процентов;

4) за квалификационное звание мастера (высшее квалификационное звание) – 30 процентов.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия службы и размеры такой надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну , устанавливается в размере до 65 процентов должностного оклада. Порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее размеры определяются Президентом Российской Федерации.

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада.

Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Сотрудникам, направляемым в служебную командировку, производятся выплаты на командировочные расходы .

Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность, или в связи с приемом в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по образовательным программам, срок освоения которых составляет более одного года, или в связи с передислокацией органа (подразделения) сотрудникам и членам их семей в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, производятся выплаты:

подъемного пособия – в размере одного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы сотрудника, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника;

2) суточных – на сотрудника и каждого члена его семьи, переезжающего в связи с переводом сотрудника на новое место службы, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути.

Сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);

2) к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции , не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.

В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение.

Сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере, устанавливаемом указанным федеральным органом.

Вывод: Федеральный закон № 247-ФЗ от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный Закон № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г.

«О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный Закон № 3-ФЗ от 2 февраля 2011 г.

«О полиции» регулируют отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Вывод по теме: Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Тема 1.2.3. «Служебная дисциплина в органах внутренних дел Российской Федерации»

Цель занятия : рассмотреть понятие служебной дисциплины; ознакомить с мерами поощрения, дисциплинарными взысканиями и порядком их применения; противодействием коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.

Учебные вопросы :

1. Понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации.

2. Меры поощрения и порядок их применения. Дисциплинарные взыскания и порядок их применения.

3. Способы укрепления служебной дисциплины. Противодействие коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вопрос № 1. Понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации.

Источник: https://lektsia.com/6x4f2a.html

Изменения в законодательстве о социальных гарантиях сотрудникам ОВД (Заболонкова О.)

Дата размещения статьи: 10.04.2015

Предмет регулирования и сфера применения Закона N 247-ФЗВ п. 2 ст. 1 Закона N 247-ФЗ приведен перечень лиц, которые признаются членами семьи сотрудника в целях распространения на них действия Закона N 247-ФЗ. Законом N 342-ФЗ в него теперь включены супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти).

Денежное довольствие сотрудников

Статья 2 Закона N 247-ФЗ определяет состав денежного довольствия сотрудников ОВД. В частности, в п. 6 этой статьи приведен перечень дополнительных выплат сотрудникам, входящим в денежное довольствие. В него входят в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) (пп. 8 п. 6 ст. 2 Закона N 247-ФЗ).

Законом N 342-ФЗ уточнено, что процентные надбавки, предусмотренные законодательством РФ, – это процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Обратите внимание! Изменилось название надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, на надбавку к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы.

Она установлена п. 10 ст. 2 Закона N 247-ФЗ. Законом N 342-ФЗ уточнено, что Правительство РФ определяет порядок выплаты данной надбавки и ее предельные размеры. Конкретные же размеры указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем МВД, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В п. 11 ст. 2 Закона N 247-ФЗ внесена поправка, согласно которой Президент РФ устанавливает не только порядок выплаты обозначенной надбавки и ее размеры, но и полномочия руководителя МВД, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по установлению размеров указанной ежемесячной надбавки для отдельных категорий сотрудников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе.

Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Из новой редакции п. 14 ст. 2 Закона N 247-ФЗ следует, что Правительство РФ, как и прежде, устанавливает порядок выплаты и размеры данной надбавки. При этом уточнено, что именно предельные размеры, а не конкретные размеры определяются руководителем МВД, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.Выплаты сотрудникам, прикомандированным к организациям.

Законом N 342-ФЗ уточнено, что не только размеры должностных окладов сотрудников, прикомандированных к организациям, но и размеры дополнительных выплат таким сотрудникам устанавливаются руководителями этих организаций по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 30 ст. 2 Закона N 247-ФЗ в новой редакции).

Пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в ОВД и увольнением со службы

В п. 5 ст.3 Закона N 247-ФЗ приведены случаи, когда сотрудникам оплачивается стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

  1. к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации МВД);
  2. к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации МВД).

Законом N 342-ФЗ введено дополнение, согласно которому теперь будет оплачиваться сотрудникам проезд к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона N 247-ФЗ (новый пп. 3 п. 5 ст. 3 Закона N 247-ФЗ).

Пунктом 7 ст. 3 Закона N 247-ФЗ установлено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

А сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

В данную норму Законом N 342-ФЗ внесено уточнение, что при исчислении этого пособия оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения

Статьей 4 Закона N 247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную однократную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Законом N 342-ФЗ расширен период службы, за который осуществляется данная выплата: если раньше брался в расчет период службы только в ОВД, то теперь – весь период государственной службы, в том числе службы в ОВД.

Также уточнено, что Правительство РФ определяет не только правила и условия предоставления данной выплаты, но и порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в ОВД для ее предоставления (п. 5 ст. 4 Закона N 247-ФЗ в редакции Закона N 342-ФЗ).В п. 7 ст.

4 Закона N 247-ФЗ установлено, что если сотрудник совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, чтобы получить выплату, то он может быть принятым на учет в качестве имеющего право на ее получение только не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Законом N 342-ФЗ определено, какие действия относятся к намеренным, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.

Это действия, связанные:

  • с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
  • с обменом жилыми помещениями;
  • с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
  • с выделением доли собственниками жилых помещений;
  • с отчуждением жилых помещений или их частей.

Кроме того, установлена новая норма, согласно которой Правительством РФ с учетом особенностей профессиональной и служебной деятельности сотрудников и в целях повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей могут определяться отдельные категории сотрудников, предоставление единовременной социальной выплаты которым допускается без учета условий, предусмотренных п. п. 2 и 7 ст. 4 Закона N 247-ФЗ (п. 8 ст. 4 Закона N 247-ФЗ).

Порядок предоставления единовременной социальной выплаты в обозначенном случае также определяется Правительством РФ (п. 9 ст. 4 Закона N 247-ФЗ).

Предоставление жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма

Пунктом 1 ст. 6 Закона N 247-ФЗ установлено, что сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в ОВД, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Законом N 342-ФЗ уточнено, что в данном случае состав членов семьи сотрудника, гражданина РФ определяется в соответствии с ЖК РФ.К сведению. Согласно п. 1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители данного нанимателя.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Также Законом N 342-ФЗ установлено, что при предоставлении сотрудникам по их желанию единовременной социальной выплаты в соответствии со ст. 4 Закона N 247-ФЗ они снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ст. 6 Закона N 247-ФЗ в новой редакции).Норма предоставления площади жилого помещенияВ п. 3 ст.

7 Закона N 247-ФЗ приведен перечень лиц, которые имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 кв. м. Он дополнен п. 3.1 следующего содержания: при наличии у сотрудника права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение

Статья 11 Закона N 247-ФЗ регулирует особенности медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей.Законом N 342-ФЗ в эту статью также внесены поправки, которые сводятся к следующему.

Ранее права на названные виды социального обеспечения имели совместно проживающие с сотрудником члены его семьи, теперь нет привязки к совместному проживанию и в список данных лиц добавлены иждивенцы сотрудника (п. п. 3, 4, 5, 6, 10 ст. 11 Закона N 247-ФЗ в новой редакции).

Кроме того, в обозначенную статью введен новый п. 12, которым установлено следующее.

Особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях МВД, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в ОВД, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, устанавливаются руководителем МВД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Фонд денежного довольствия сотрудников

Важным изменением в Закон N 247-ФЗ является введение новой ст. 12.1, которая регулирует формирование фонда денежного довольствия сотрудников ОВД.Пунктом 1 ст. 12.

1 Закона N 247-ФЗ установлено, что фонд денежного довольствия сотрудников состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата МВД, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При формировании фонда денежного довольствия сотрудников сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год) (п. 2 ст. 12.1 Закона N 247-ФЗ):

  • ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы;4) ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
  • поощрительных выплат за особые достижения в службе;
  • надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;

ежегодной материальной помощи.Фонд денежного довольствия сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти из числа федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 1 ст. 12.1 названного Закона, формируется за счет средств, предусмотренных его п. 2 ст. 12.1, а также за счет средств, предусмотренных:

1) на выплату повышения денежного довольствия с учетом коэффициентов или надбавок, устанавливаемых в соответствии с п. 28 ст. 2 Закона N 247-ФЗ, сотрудникам, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах РФ либо проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений;

2) на выплату коэффициентов за службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентных надбавок к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством РФ (пп. 8 п. 6 ст. 2 Закона N 247-ФЗ).

Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются (п. 15 ст. 2 Закона N 247-ФЗ):

  1. должностной оклад;- оклад по специальному званию;
  2. ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
  3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
  4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  5. на другие выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.Порядок формирования фонда денежного довольствия сотрудников определяется Правительством РФ.

Внесенные в Закон N 247-ФЗ изменения уточняют действующие нормы о социальных гарантиях сотрудникам ОВД, а также регламентируют порядок формирования и использования фонда денежного довольствия сотрудников ОВД.

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/277

Фз о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел рф

Сложность и ответственность службы в ОВД требует дополнительных социальных гарантий, предоставляемых государством. Получение сотрудниками льгот и субсидий, дополнительного материального обеспечения регламентируется ФЗ №237. Закон устанавливает правила и порядок обеспечения поддержки сотрудникам органов внутренних дел.

Направление социальных программ

ФЗ устанавливает направления социальной защиты сотрудников на федеральном уровне, региональные власти обладают полномочиями по расширению стандартного перечня за счет местного финансирования.

Основными задачами по поддержке работников ОВД являются:

  • повышение материального обеспечения;
  • пенсионные надбавки;
  • пособия за выслугу лет и заслуги;
  • жилищное обеспечение;
  • медицинское и профилактическое обслуживание;
  • забота о членах семей служащих;
  • регулярные и единовременные денежные компенсации во время службы;
  • социальная защита, компенсация расходов и предоставление льгот.

Материальное обеспечение в ОВД

Закон указывает, по какому порядку начисляется заработок служащего. Материальное обеспечение состоит из двух частей, за должность согласно штатного расписания и имеющегося звания. Жалованье регламентируется государственными нормативными актами, подлежит обязательной индексации и изменяется по постановлению правительства.

В настоящий период оплата труда складывается из следующих статей дохода:

  • выслуга лет;
  • работа с повышенным риском;
  • существующие звания и пройденные квалификационные курсы;
  • хранение государственной тайны при секретных работах;
  • служба в условиях повышенной нагрузки и сложных климатических условиях;
  • добросовестное исполнение обязанностей, подтвержденное наградами и поощрениями.

Законодательно установлены процентные ставки и коэффициенты начислений, согласно которым рассчитывается сумма платежей для каждого сотрудника. При этом, изменение данных, влияющих на получение материального довольствия, приводит к выплатам с даты документального подтверждения.

Пособия и социальные компенсации при несении службы

Если работник переводится приказом руководства на иное место занятости, то ему полагается единовременная компенсация на переезд. Сотрудник получает месячный заработок, на каждого члена его семьи переводится 1/4 его оклада.

Следуя в служебную командировку, работник может рассчитывать на оплату суточных, дорожных и затрат на проживание. Ставки отчислений установлены законодательно на федеральном уровне и не могут корректироваться в сторону уменьшения.

При использовании личного автомобиля в служебных потребностях владельцу оплачивается ГСМ и амортизация, передвижение на общественном транспорте компенсируется согласно предоставленным проездным документам. Наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению позволяет бесплатно проехать к месту назначения.

Жилье для сотрудников полиции

Проработав в органах более 10 лет, сотрудник приобретает право на единовременную субсидию для улучшения жилищных условий. Получить материальные средства на строительство или приобретение недвижимости можно в размере, установленном региональным правительством. Размер государственной помощи определяется на федеральном уровне с учетом региональных условий.

Если семья сотрудника занимает площадь, меньшую жилищных нормативов, или относящуюся к коммунальному фонду, общежитию, то эти обстоятельства позволяют стать участником жилищной программы.

ФЗ о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел гарантирует улучшение жилищных условий тремя путями.

Квартира может быть оформлена по договору социального найма, в качестве служебного фонда или передана в собственность работника ОВД.

Закон регламентирует предоставление дополнительных квадратных метров, если имеется ученая степень или определенное звание претендента. Участковые уполномоченные также обладают дополнительными правами в жилищном вопросе.

Пенсионный вопрос

Для сотрудников предусмотрен досрочный выход на пенсию по выслуге лет или инвалидности, определенной в связи со служебной занятостью. При потере кормильца семья получает пенсию и ряд дополнительных льгот по коммунальным платежам и социальной помощи детям.

Все изменения социальной политики в отношении сотрудников ОВД утверждаются на федеральном уровне, не могут быть урезаны или отменены местным правительством.

Государство охраняет трудовые права граждан. Многие связывают соц. пакет с их реализацией. Но этот термин имеет более широкое определение и не всегда попадает под регулирование закона.

Нормативная база

Понятие социального пакета не предусмотрено законодательством. не содержит его описания и не регулирует порядок применения.

Но закон описывает основные трудовые гарантии (зарплата, отпуск и другие), указанные в V – VII разделе ТК РФ. Они являются базовыми и положены для всех трудоустроенных граждан.

Другие дополнительные условия государством не предусмотрены. Работодатель расширяет список привилегий для сотрудников по своему усмотрению.

Определение

Социальный пакет – это трудовые гарантии, положенные работнику при трудоустройстве. Однако не все работодатели его предоставляют. Причины:

  • неофициальное трудоустройство;
  • теневая занятость;
  • политика компании.

Граждане, устраиваясь на работу, обращают внимания на вакансии с улучшенными условиями. Но при этом не все знают, что такое соцпакет.

Существуют два определения этого понятия.

  1. Соцпакет – это базовые гарантии государства, предусмотренные Трудовым кодексом. Многие работодатели включают в это понятие отпуск, больничный и своевременную заработную плату. Но перечисленные условия не являются привилегиями. Они обязательны для предоставления всем гражданам, работающим официально.
  2. Соцпакет – это дополнительные бонусы, на которые могут рассчитывать сотрудники при трудоустройстве. Они получают их сверх базовых гарантий от государства. В разных компаниях привилегии могут быть неодинаковыми.


Обе точки зрения приемлемы. Но предпочтение отдается второй. Многие работодатели стремятся улучшить трудовые условия, что позволяет дополнительно мотивировать сотрудников и привлечь к себе на работу как можно больше соискателей. Поэтому в объем предоставляемых ими бонусов входит социальный пакет с повышенными привилегиями. Их перечень существенно шире, чем в стандартных и обязательных по закону гарантиях.

Базовый соцпакет

В полный социальный пакет входят следующие гарантии.

Все указанные условия должны соблюдаться работодателем. Они являются базовыми и охраняются трудовым законодательством. Если одно из них нарушено или не выполняется, следует обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Дополнительные гарантии

Помимо базовых, некоторые работодатели предлагают сотрудникам дополнительные условия.

  1. Питание. В ряде компаний рабочих кормят бесплатно. Продукты и блюда выдаются на работе за счет компании. Такой бонус часто предоставляется в пищевых организациях: кафе, ресторанах и барах.
  2. Жилье. Работнику по условиям труда может быть предложено проживание в съемной или корпоративной квартире. Оплату жилья производит работодатель полностью или частично. В некоторых компаниях за трудовые достижения жилье может быть передано в собственность сотруднику.
  3. Подарки на праздники. Многие организации (в том числе и государственные) поздравляют работников. Памятные подарки могут выдаться и детям сотрудников.
  4. Выдача корпоративной техники. К этой категории относятся служебные ноутбуки, телефоны и иная электроника.
  5. Премирование. Включает в себя дополнительные денежные выплаты. Работников могут поощрять по итогам месяца, квартала или года.
  6. Корпоративные мероприятия. Могут проводиться руководством по усмотрению.
  7. Бесплатные поездки. Крупные организации иногда выдают сотрудникам и их семьям путевки в санатории, лагеря и на курорты.
  8. Дополнительная зарплата. По другому она называется тринадцатой. Ее начисляют в конце года в качестве премии.
  9. Обучение за счет компании. В эту категорию входят семинары, лекции и курсы повышения квалификации. Туда направляют заинтересованных рабочих.
  10. Оплата абонементов в спортзал. Занятие фитнесом приветствуется во многих компаниях.
  11. Иные на усмотрение работодателя.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Руководство самостоятельно определяет условия, входящие в социальный пакет их компании.

Дополнительные трудовые бонусы не регламентированы законом и не обязательны для исполнения. Если в компании длительное время предоставлялись определенные привилегии, это не означает, что при их прекращении работник может обратиться за защитой своих прав в суд. Расширенный социальный пакет – это право, а не обязанность работодателя.


Виды

Социальный пакет бывает нескольких видов, однако разделение не регламентировано законом и приводится в справочных целях.

Таблица 1. Виды социальных пакетов

Вид Описание
Стандартный Набор гарантий, предусмотренных законом. Не содержит дополнительных привилегий для сотрудников.
Повышенный Работодатель повышает некоторые из базовых условий. Например, предоставляет дополнительный отдых или выплачивает повышенную компенсацию в период болезни.
Индивидуальный При использовании этого социального пакета бонусы положены не всем сотрудникам. В зависимости от должности они назначаются индивидуально и могут быть разными.
Коллективный Предполагает, что одинаковый соцпакет предназначен для определенной структуры в коллективе. Например, отделу или иной группе людей.
Преимущественный Работодатель предлагает своим работником на выбор один или несколько бонусов из доступных вариантов.
Перспективный Социальная гарантия предоставляется не сразу. У работника есть возможность получить ее за определенные трудовые достижения. Например, после успешной сдачи отчета директор выдает сотруднику служебный ноутбук для личного пользования.

Возможность отказа

Подписание трудового договора предполагает принятие всех его условий. В их число входит предоставление социального пакета.


С первого рабочего дня сотрудник имеет право на трудовые гарантии. В зависимости от политики компании дополнительно к базовым ему могут предоставляться повышенные привилегии. Отказаться от социального пакета он может на свое усмотрение, но это повлечет определенные правовые последствия. Сотрудник не сможет ссылаться на нормы законодательства и обращаться за защитой в суд, поскольку он отказался от трудовых условий по своему выбору. Например, если работодатель предлагает выйти на больничный, а рабочий отказывается, право на лечение останется нереализованным. Но вины руководства в этом нет, а значит, закон нарушен не будет.

То же правило действует при отказе от дополнительных бонусов (бесплатное питание, корпоративные мероприятия и т. д.): в этом случае юридические последствия не наступят ни для одной из сторон.

Итак, социальный пакет – это совокупность государственных гарантий и дополнительных привилегий. Право на получение бонусов имеют не все сотрудники. Работодатель самостоятельно определяет их объем и порядок назначения.

Расширенный соцпакет всегда является инициативой руководства компании, в то время как базовые гарантии предоставляются согласно Трудовому кодексу.

Установил обязанность работодателя предлагать сотруднику вакантные должности при сокращении штата. Эта должность должна быть свободной, соответствовать квалификации работника, а также может быть нижеоплачиваемой или нижестоящей. Кроме того, вакансия должна располагаться в той же местности.

В деятельности любой современной компании может возникнуть необходимость сокращения численности или штата сотрудников, вызванная потребностями бизнеса.

Работодатель обязан полностью соблюсти предусмотренную законодательством процедуру сокращения для того, чтобы увольнение было правомерным. К сожалению, на практике не всегда легко в точности выполнить требования законодательства, особенно когда данные требования не являются достаточно четкими и приводят к разночтениям.

В данной статье мы остановимся на некоторых нюансах, которые могут быть не учтены в процессе предложения вакантных должностей, а также рассмотрим спорные моменты.

Какие должности предлагать?

Трудовой кодекс предписывает предлагать сокращаемому работнику должности, которые соответствуют следующим критериям*(1):

1) должность должна быть вакантна;
2) работа должна соответствовать квалификации работника либо быть нижеоплачиваемой (нижестоящая должность);
3) по состоянию здоровья работник может выполнять предложенную работу;
4) работа должна быть в данной местности, если обязанность предлагать работу в другой местности не предусмотрена коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Однако более детальные пояснения в части установленных критериев к предлагаемым должностям Трудовой кодекс не дает, в связи с чем работодателям приходится ориентироваться на обычаи делового оборота и судебную практику.

Что такое вакантная должность?

Определение «вакантная должность» законодательно не установлено. Поэтому зачастую на практике под вакантной понимается должность, существующая в штатном расписании, но не замещенная каким-либо конкретным работником.

В то же время неясным остается ряд вопросов, включая возможность отнесения к категории вакантных должности, которая замещается временно отсутствующим работником (например, находящимся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком). С одной стороны, данная работа является временно свободной, так как должность сохраняется за временно отсутствующим сотрудником, и поэтому не является полноценной заменой сокращаемой. Однако, с другой стороны, в законодательстве не указано, что работодатель не должен предлагать временно свободные должности, когда у него нет других вакантных должностей.

К сожалению, отсутствует единое мнение по данному вопросу и в судебной практике. Так, Санкт-Петербургский городской суд пришел к мнению, что то обстоятельство, что новая работа могла быть временной, не может служить основанием для отсутствия ее предложения сокращаемому сотруднику*(2). Потому как Трудовым кодексом предусмотрена обязанность работодателя предложить сотруднику любую работу и не указано, должна она быть постоянной или временной.

В то же время позиция Московского областного суда отличается: суд указывает на то, что временно свободные должности работодатель не обязан предлагать, так как по смыслу действующего законодательства они не являются вакантными*(3). Кроме того, судьи дают определение вакантной должности. По их мнению, вакантной является свободная должность, которая есть в штатном расписании, никем не занятая и не обремененная правами других лиц, то есть по ней на данный момент не заключен трудовой договор (в т.ч. с работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и с совместителем)*(4).

Апелляционное определение Московского областного суда от 20 декабря 2012 г. по делу N 33-24613/2012
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации.

Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

<...>
Несокращенную должность ведущего специалиста, которую занимает <...>, на период нахождения ее в отпуске по беременности и родам работодатель не был обязан предлагать, так как по смыслу действующего законодательства она не является вакантной.

Справедливо будет заметить, что вышеуказанное определение дает еще разъяснения и по другому часто возникающему на практике вопросу: является ли должность, занимаемая совместителем, вакантной? Нет, не является, так как по ней заключен трудовой договор.

Но в то же время нужно учитывать, что при совмещении не заключается отдельный трудовой договор. Однако соглашение на выполнение дополнительной работы устанавливает для работодателя обязательства, от которых он не может отказаться и в силу чего не будет иметь возможность предложить данную работу сокращаемому сотруднику. На наш взгляд, эти особенности следует учитывать в каждом конкретном случае отдельно, принимая во внимание и другие обстоятельства.

Как учесть квалификацию работника?

Как мы уже говорили, работодатель обязан предлагать сокращаемому работнику те должности, которые соответствуют его квалификации либо являются нижеоплачиваемыми и нижестоящими.

Трудовой кодекс дает четкое определение квалификации работника. Под ней понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника*(5).

Суды указывают на то, что описание требований к квалификации в должностных инструкциях является основой для определения соответствия должности. В связи с этим для того, чтобы иметь соответствующие аргументы в случае судебных разбирательств, работодателю необходимо убедиться в том, что в должностных инструкциях есть четкие требования к квалификации.

Кроме того, суды зачастую полагают, что работодатель вправе оценить реальную возможность сокращаемого работника выполнять работу по имеющимся вакантным должностям с учетом его образования, квалификации, опыта работы и имеющихся навыков*(6). То есть работодатель при наличии трудовой книжки, документов об образовании и другой имеющейся информации может судить о квалификации работника.

Однако, к сожалению, не всегда у работодателя есть подобная информация в полном объеме. Работник, например, мог не представить информацию о дополнительном образовании, которое не имело непосредственного отношения к сокращаемой должности, но могло послужить доказательством квалификации работника для поступления на вакантную позицию. В связи с этим работодателю для минимизации возможных рисков следует предложить работнику максимально широкий перечень вакантных должностей с тем, чтобы работник мог выбрать соответствующую его образованию и опыту должность, самостоятельно оценив свою квалификацию. При этом предложение всех вакантных должностей, включая не соответствующие квалификации работника, не является введением работника в заблуждение. К такому выводу пришел Московский городской суд*(7).

Также работодателям следует помнить о необходимости предлагать работнику все вакантные должности, в том числе нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, на которые, по мнению работодателя, работник заведомо не согласится. Судебная практика подтверждает, что так как данная обязанность закреплена законом, то нарушение ее в силу убежденности в том, что работник откажется от предлагаемой должности, может привести к признанию увольнения неправомерным*(8).
Где предлагать должности?

Работодатель должен предлагать подходящие вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Обязанность предлагать подходящие позиции в других местностях возникает только в том случае, когда она закреплена коллективным договором, соглашениями либо трудовым договором.

Верховный суд РФ в своем постановлении дал четкое определение понятия «другая местность». Так, другая местность — это местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта*(9).

При этом не имеет значения, идет ли речь о вакансиях в другом филиале или структурных подразделениях, поскольку единственным критерием является необходимость предложить все вакансии в данной местности.

Когда и как предлагать вакансии?

Так как законодательством четко не установлено, когда и как предлагать вакансии, то работодателю следует предлагать их в течение всего времени начиная с момента извещения о сокращении и вплоть до увольнения. Для целей документального подтверждения следует письменно под подпись извещать работника о вакансиях с указанием даты уведомления.

Таким образом, поскольку предложение вакансий сокращаемым сотрудникам представляет собой один из элементов процесса увольнения, то в случае неполного соблюдения процедуры предложения вакантных должностей увольнение может быть признано неправомерным. А это может повлечь за собой не только восстановление работника, но и выплату среднего заработка за период вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Е. Ухова,
партнер компании EY, руководитель группы услуг в области управления
эффективностью деятельности и мотивации персонала в СНГ

Л. Сапронова,
менеджер компании EY, отдел налогообложения и юридических услуг,
группа комплексных решений для работодателей и работников

*(1) ст. 81 ТК РФ
*(2) кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2012 N 33-3894/2012
*(3) апелляционное определение Московского областного суда от 20.12.2012 N 33-24613/2012
*(4) апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 N 11-2984/2012
*(5) ст. 195.1 ТК РФ
*(6) кассационное определение Московского городского суда от 19.07.2013 N 4г/2-6454/13
*(7) определение Московского городского суда от 27.09.2013 N 4г/5-9578/13
*(8) апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2013 N 11-25018/13
*(9) пост. Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2