Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Тренера краудфандинга: Как заработать на тех, кто пытается заработать на Kickstarter. Идеальная презентация проекта на Kickstarter: опыт лучших и худших кампаний Kickstarter отправка примеры деньги перечисляют контроль

Цель: 50 тысяч долларов.

Собрано: более 13 миллионов долларов.

Идея. В 2014 году Райан Греппер (Ryan Grepper) решил создать переносной холодильник будущего, который стоил бы всего 185 долларов. Помимо банального охлаждения еды и напитков он может:

  • смешивать напитки и перемалывать лёд с помощью встроенного блендера;
  • воспроизводить музыку, так как является ещё и беспроводной колонкой;
  • заряжать пару девайсов через два USB-порта.

Также на нём можно настрогать салатик или порезать мясо для шашлыка. Нож ему не страшен, так как имеется специальное покрытие. Внутри есть отделение для посуды, открывашка и место для хранения ножей, а ещё имеется светодиодная подсветка для вечерних посиделок.

В общем, мечта любителей пикников и отдыха на природе. Неудивительно, что необходимые 50 тысяч долларов собрали всего за 36 часов! А спустя месяц сумма перевалила за 13 миллионов долларов, что даже больше, чем у первых Pebble. Холодильник ждали 56 тысяч человек и, по словам Райана Греппера, должны были получить его уже в феврале 2015 года.

Что получилось. Но в феврале 2015-го холодильник никто не получил. Люди поняли и простили: всё-таки масштабная кампания, опоздание в пару месяцев некритично. И они подождали немного, а потом ещё немного. Производитель периодически отчитывался о проблемах то с батареей, то с доставкой.

jeremybrigden.com

К концу лета 2015 года холодильник получили лишь 3 тысячи человек из 56 тысяч. Недовольство спонсоров росло, но на этом сюрпризы не закончились. Осенью желанный холодильник появился в продаже на Amazon за 500 долларов вместо первоначально заявленных 185. Райан Греппер объяснил это тем, что не рассчитал стоимость доставки и денег не хватило. Получается, что покупатели с Amazon оплачивали доставку «кикстартеровцам».

Даже сейчас, в мае 2016 года, Coolest Cooler ещё не дошёл до всех заказчиков. Вот так получилось, что одна из самых успешных кампаний на Kickstarter превратилась в один большой скандал. И винить тут остаётся только неграмотный менеджмент.

Лазерная бритва Skarp


Цель: 160 тысяч долларов.

Собрано: более 4 миллионов долларов.

Идея. Представьте себе бритьё без порезов, раздражения и дорогостоящих сменных лезвий. Идея отличная, и со мной согласны 20 тысяч инвесторов, вложивших около 4 миллионов долларов в проект Skarp.

Skarp - лазерная бритва, которая, по словам разработчиков, должна заменить привычную всем бритву с лезвиями. Лазер аккуратно срезает волоски, исключая порезы и раздражение. Работает бритва на обычной ААА-батарейке, одной батарейки хватает на месяц работы. Идея девайса людям пришлась по вкусу, и за 24 дня до завершения кампании было собрано примерно 250 тысяч долларов.

Что получилось. Идея, конечно, классная, но насколько осуществимая? Многие начали сомневаться в реальности проекта хотя бы потому, что не было ни одного реального изображения бритвы. Одни лишь рендеры и обещания. Принцип работы девайса тоже вызывает вопросы. Если верить производителям, лазерный луч должен просто срезать волоски, как это делает обычная бритва. Но такое вряд ли возможно, ведь для этого потребуется лазер, по мощности превосходящий лазерную указку в несколько раз. Он, конечно, срежет волоски, но при этом оставит сильный ожог на коже.

На все вопросы изобретатели ответили роликом, в котором за две минуты срезали пять (!) волосков. Такая демонстрация возможностей девайса породила ещё больше сомнений. В итоге Kickstarter просто закрыл проект из-за отсутствия рабочего прототипа.

Но, похоже, это не стало большим разочарованием для авторов проекта, так как вскоре он появился на Indiegogo. На этой площадке реальные прототипы не требуются, и за три часа было собрано 34 тысячи долларов из заявленных 160 тысяч. Естественно, реальных изображений бритвы так и не появилось, так что, думаю, это не более чем работа мошенников.

Нанодрон Zano


Цель: 190 тысяч долларов.

Собрано: более 3,5 миллиона долларов.

Идея. Авторы проекта решили создать маленького дрона, который сможет летать и снимать видео в высоком разрешении. Кроха должен был легко умещаться на ладони, управлять предлагалось с помощью смартфона или жестами. Была идея сделать максимально простое и удобное управление, которое освоит любой человек.

Потенциальные возможности Zano, конечно, поражают. Благодаря множеству датчиков дрон должен был чуть ли не автономно летать, огибать препятствия, снимать и транслировать потоковое видео на протяжении не менее 15 минут. Обещали поддержку беспроводной зарядки, стабилизацию видео и даже тепловизионную камеру. Заманчивый набор функций для такой крохи.

Желающих заполучить Zano было много, удалось собрать более 3,5 миллиона долларов. Разработчики пообещали доставить дронов в июне 2015 года.

Что получилось. А получился один из самых громких скандалов на Kickstarter. По уже привычной схеме создатели проекта сначала кормили спонсоров обещаниями, несколько раз переносили дедлайны. В итоге, сорвав все сроки, выслали пару сотен полуживых дронов (при 3 тысячах заказчиков). Гаджеты оказались ужасного качества, способны были только подняться на несколько сантиметров над землёй, после чего улетали в стену. Никаких автономных полётов и огибания препятствий не было и в помине.

Это вызвало волну негодования, из-за чего Kickstarter даже пришлось нанять известного журналиста Марка Харриса (Mark Harris) для независимого расследования. Естественно, всё оказалось ложью, видеоролики с демонстрацией возможностей дрона были сфальсифицированы. Деньги тратились на личные нужды, а когда они закончились, компания признала себя банкротом.

3D-принтер Peachy Printer


Цель: 50 тысяч долларов.

Собрано: более 650 тысяч долларов.

Идея. Райлан Грейстон (Rylan Grayston) и Дэвид Бо (David Boe) решили сделать доступный каждому 3D-принтер. Они разработали компактное устройство под названием Peachy Printer, которое предполагалось продавать в виде набора, чтобы каждый пользователь мог собрать и настроить принтер, отталкиваясь от конкретной задачи. Гаджет был способен печатать даже цветные объекты, используя восемь смешиваемых цветов. В общем, полезная штука, и всего за 100 долларов.

Собрав более 650 тысяч долларов, создатели проекта пообещали, что скоро вернутся, и пропали больше чем на два года.

Что получилось. А потом на связь вышел Райлан Грейстон, объявив, что его компаньон потратил большую часть денег на строительство своего дома. Так как у них не было общего счёта, все собранные на Kickstarter средства попадали на счёт Дэвида Бо. Когда же Райлан попросил отдать ему собранные деньги, Дэвид перевёл всего 200 тысяч долларов. Прежде чем идти в полицию, Райлан решил воззвать к совести своего компаньона и потребовал, чтобы тот признался в воровстве и вернул деньги с процентами.

Дэвид, конечно, извинился, но вернул только 107 тысяч долларов из оставшихся 450 тысяч. Остальное ушло на дом. Однако Райлан Грейстон решил не сдаваться и пообещал всё-таки выслать принтеры заказчикам, даже не имея всей суммы.

Ant Simulator


youtube.com

Цель: 4 тысячи долларов.

Собрано: 4,5 тысячи долларов.

Идея. Компания ETeeski решила создать игру Ant Simulator. Как вы уже догадались, в ней вам предлагают стать муравьём: добывать ресурсы, сражаться, строить - в общем, заниматься обычными муравьиными делами. При этом акцент сделан на виртуальную реальность, заявлена поддержка очков Oculus Rift, ANTVR и прочих. Помимо сторонних инвестиций, ребята собрали более 4 тысяч долларов на Kickstarter и уже готовились к открытому бета-тестированию.

Что получилось. В начале 2016 года разработчик игры Эрик Терешински (Eric Tereshinski) опубликовал ролик, в котором объявил о закрытии проекта. Оказалось, что его партнёры и по совместительству лучшие друзья спустили все деньги на выпивку, покер и стриптизёрш. По словам Эрика, почти все деньги были потрачены, поэтому он не может продолжать разработку игры. Более того, его экс-партнёры пригрозили Эрику судом, если он станет самостоятельно работать над проектом.

Мораль здесь проста: выбирайте партнёров с умом и не доверяйте им слепо, даже если это ваши закадычные друзья.

Вот такая подборка вышла. Жаль, что многие интересные проекты проваливаются просто из-за глупости и неграмотного менеджмента. Ну а Kickstarter стоит тщательнее отбирать проекты, а также разработать систему поддержки для пользователей, пострадавших в подобных ситуациях.

Итак, на Kickstarter вас впервые заинтересовал какой-то проект, и вы решили его профинансировать. Давайте подробно разберём, как это можно сделать и что для этого необходимо.

Прежде всего, обратите внимание на такое окошко в правом верхнем углу странички проекта на Kickstarter:

Счётчики 1, 2 и 3 показывают, соответственно, количество вкладчиков, собранную сумму (чуть ниже — требуемая сумма) и оставшиеся дни/часы на сборы. По истечении времени проект будет объявлен успешным или провальным, а возможность внести свой вклад станет недоступной.

Смело жмём на Большую Зелёную Кнопку с надписью «Back This Project».


В выделенном окошке указываем сумму, которую собираемся пожертвовать разработчику. Ниже выбираем награду, которую хотим получить за свою щедрость.

Вариант № 1.

Если сбор денег происходит в английских фунтах (£), то оплата производится напрямую, через Kickstarter, и только с помощью банковских карт MasterCard, Visa или American Express.

Заполняем информацию о себе:

После заполнения всех указанных пунктов просто нажимаем кнопку «Pledge». Готово!

Вариант № 2.

Оплата в долларах также производится только при помощи банковской карты, но с большим количеством вариантов. После выбора награды вас направят на Amazon.com.

Если у вас ещё нет аккаунта на Amazon, в верхнем поле вводите свой E-mail, выбирайте пункт «I am a new customer» и нажимайте на кнопку «Sign in using our secure server».

Проходим обычную регистрацию, после чего вам предложат заполнить информацию о вашей банковской карте.

  1. Выбираем тип карты.
  2. Вводим шестнадцатизначный номер карты.
  3. Вводим имя и фамилию владельца.
  4. Указываем окончание срока действия карты.

Нажимаем «Continue».

Вводим все свои данные, как указано на картинке, расположенной выше.

Повторно перепроверяем все введённые данные, после чего нажимаем кнопку «Confirm».

Если вы уже решили профинансировать проект, нет смысла ждать и перечислять деньги разработчикам ближе к концу сборов — деньги с вашего счёта снимут по завершении Kickstarter-компании и только в том случае, если нужная сумма будет набрана. В любой момент до окончания сборов можно изменить или отменить ваш платёж.

И напоследок, многие сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие банковской карты. Если у вас нет возможности в ближайшее время обзавестись карточкой или вы просто не хотите этого делать, то можете оформить себе виртуальную банковскую карту. Например, через WebMoney .

Вы – креативная личность? У вас есть мысль о создании изобретения, не имеющего аналогов? Или может, вы планируете написать программу/книгу/музыку? В любом случае, идея, на ваш скромный взгляд, замечательная.

Но для ее реализации вам понадобится некоторая сумма денег, которая пойдет на покупку деталей, ПО и прочие расходы. Возможно, ваших текущих сбережений окажется недостаточно, и вы боитесь, что пока будете копить нужную сумму, успеете перегореть в отношении своего проекта.

Не спешите отказываться от своей мечты. На помощь вам и другим креативщикам придет сайт Kickstarter. Он был основан в 2009 году и предполагает систему краудфандинг – коллективный сбор добровольных пожертвований от всех пользователей.

Схема проста: на сайте вы максимально подробно рассказываете о своем проекте, и те пользователи, которых ваша идея заинтересовала, перечисляют вам денежные средства для того, чтобы вы могли как можно быстрее приступить к реализации проекта.

Суть в том, чтобы собрать нужное количество денег за определенный срок, в противном случае проект становится неактивным, а уже перечисленные деньги возвращаются пользователям.

Через Kickstarter можно профинансировать что угодно: создание высокотехнологичных протезов и гаджетов, съемки нового фильма, издание видеоигр, музыкальных альбомов, комиксов, книг и т.д. Это отличная площадка, где собираются молодые и зрелые креативщики со всего мира.

Для того, чтобы привлечь внимание публики именно к вашему проекту, не требуется ничего сверхъестественного.

Как запустить свой проект на Kickstarter
  • Зарегистрируйтесь на сайте, максимально подробно опишите, что именно вы хотите создать. Отчасти это делается для модераторов сайта: они довольно строго рассматривают поступающие заявки и отбирают наиболее перспективные. Но именно благодаря их работе на сайте крайне мало проектов, в которые никто не вложился.
  • Покажите схему или рабочий прототип, если он уже есть. Обязательно загрузите фото и видео. Наличие видео, пусть даже анимации, значительно увеличивает шанс на привлечения инвестиций к проекту.
  • Назовите точную сумму, которая потребуется для реализации проекта и обозначьте временные рамки.
  • Расскажите о своем проекте в соцсетях, чтобы как можно больше людей узнало о нем и заглянуло на страничку с вашим проектом.

После этого вам остается ждать и общаться с пользователями. Если идея понравится людям, вы быстро соберете деньги и сможете начать работу. Вполне возможно найдутся инвесторы, готовые пожертвовать вам сразу не одну сотню долларов. Не забудьте поблагодарить ваших спонсоров и заказчиков и отправить им эксклюзивную копию вашего продукта, когда он будет готов с индивидуальными поздравлениями.

Этой весной белорусский hardware-стартап RocketBody вышел на краудфандинг-платформу Kickstarter, собрав в два раза больше заявленной суммы — $ 70 243. CEO стартапа Тимофей Липский делится подробностями подготовки кампании — сколько они платили «краудфандинг-консультанту», как высчитать сумму сборов и почему команде срочно пришлось делать коллективное фото.

— С некоторыми оговорками я считаю кампанию на этой платформе обязательным этапом практически любого hardware-стартапа. Потому что это возможность:

  • Верифицировать идеи на другом рынке
  • Получить предзаказы (сбор метрик)
  • Сделать PR проекту
  • Собрать деньги

Именно в такой последовательности. Любые предзаказы — это уже цифры, с которыми можно планировать экономику проекта и общаться с инвесторами.


CEO RocketBody

Сразу оговорюсь, что мы — продукт для Kickstarter (KS) специфический: у нас сложная технология, наш рынок перенасыщен, а целевая аудитория узкая (спортсмены). Аудитория KS не будет вчитываться в особенности вашего продукта — ей нужно очень поверхностное эмоциональное преимущество, которое вызовет импульсивную покупку. Поэтому многие очень крутые технологичные проекты собирают сотню тысяч, а куртки и рюкзаки по несколько миллионов. Бэкеры (те, кто инвестирует в проект) на KS — это определенная «каста» потребителей контента платформы, а людей не с этой платформы критически сложно привести на предзаказ. Это не плохо и не хорошо, а просто стоит учесть. Одна из наших ошибок была именно в этом: хоть мы и максимально упростили описание ключевой технологии, многие все равно не поняли. Или не захотели понять.

Всю кампанию я бы разделил на 6 этапов: выбор цели кампании, выбор подрядчика, подготовка к старту, первые дни и работа с аудиторией во время кампании. Цели может быть всего 2: привлечение денег и маркетинг. Каждая требует разного подхода. Нам нужен был маркетинг и предзаказы от спортсменов (для сбора релевантных данных), поэтому далее я буду рассказывать о подготовке с учетом этой цели.


Фото команды — сделано после того как в проекте появилось много негативных комментариев о том, что в проекте нет фотографий команды

Выбор подрядчика

Нужен кто-то, кто будет помогать вам в подготовке и ведении кампании. Мы воспользовались практически всеми видами сотрудничества:

1. Оплата по фиксированной ставке. Мы наняли консультанта за 2500 фунтов (около $ 3350) в месяц, который знал «кухню» KS и помогал с трафиком, давал фидбек по контенту, подсказывал, как лучше построить стратегии почтовых рассылок, давал контакты СМИ, рекомендовал других подрядчиков. Он помог избавиться от стресса самой кампании и от страха неизвестности. По моему мнению, он себя окупил.

2. Процент от платной рекламы по реферальным ссылкам. Агентства собирали трафик покупателей и брали за это процент. Есть 2 варианта: вы платите за трафик самостоятельно и 15% от суммы сбора по реферальной ссылке за работу агентства или покупку трафика целиком берет на себя агентство, и вы отдаете 35% от сборов по их реферальной ссылке. Мое мнение — если вам нужно продвижение и есть средства, то стоит попробовать.

3. Агентства, которые организуют кампанию «под ключ». Они берут такой же процент по реферальным ссылкам, как агентства из пункта выше, но еще претендуют на 5−15% от всего органического трафика. Вот тут нужно быть аккуратным: ведь весь ваш органический трафик будет покрыт комиссией. Этот вариант подойдет тем, кто хочет отдать все на аутсорс, но это плохая стратегия.

4. Агентства, у которых есть своя база супербэкеров (то есть постоянной аудитории KS). Как я говорил выше, KS имеет постоянную аудиторию, которая покупает практически все! От инновационной ручки и циркуля до «машины времени». Им неважно, что покупать — важно, насколько эмоциональна ваша компания. Так вот, у некоторых агентств есть несколько тысяч таких потребителей. Если ваш продукт — что-то массовое, «фановое» и простое, то вам они подойдут.

5. Платформы, организующие публикацию в СМИ за % от продаж с этой публикации. Процент вы выбираете сами, и чем он больше, тем охотнее про вас пишут. Это подходит только когда вы уверены, что самостоятельно уже прошуршали всевозможные издания.

Мой вывод: первый вариант хорош, так как вы в первую очередь получаете ментора, который помогает избежать многих подводных камней. Нам позволил бюджет и стратегия поработать с компанией за 35% от трафика, это безусловно дорогой источник, но нам было важно посмотреть, на настройку других компаний. Варианты с супербэкерами, организацией кампании под ключ и платформами для СМИ для нас были малоэффективны.

Подготовка к старту

Желательно начинать за 3−4 месяца, работа будет в нескольких направлениях:

1. Организация сборов, юридическая часть. KS ужесточил политику выхода на сбор средств, главная цель ограничений — отсечь мошенников. Кроме резидентства в определенной стране, нужно соблюсти еще ряд условий.

Рассмотрев все варианты, мы открыли юрлицо в США — это можно сделать без личного присутствия (например, сервис Stripe помогает открыть компанию тем, кто выходит на Kickstarter, но помогает далеко не всем — особенно редко компаниям из СНГ). Нам повезло.

Следом, чтобы продолжить верификацию создателя проекта на платформе, нужен номер SSN (карты соцстрахования) гражданина США. Понятно, что кому попало, тем более для KS, ни один американец номер своей страховки не даст. Нам пришлось задействовать возможный и невозможный «нетворк», чтобы найти такого человека.

Но это тоже не все. Последним шагом будет выпуск банковской карточки на члена правления и ввод данных карточки в кабинете KS. Только после этого вы можете отправить на проверку саму страницу.

2. Покупка трафика. За несколько месяцев нужно собирать лояльную аудиторию. Это необходимо, чтобы в первые дни вы сделали максимум всех сборов — что привлечет органический трафик платформы и внимание журналистов, и тем самым даст еще +20−30% сборов. Это тривиальная закупка рекламы в Facebook и Instagram, бесконечное создание креативов и аналитики. Также часть трафика оседает в ваших группах в соцсетях. Для покупки трафика мы обратились к белорусской компании, которая сработала лучше, чем профильный консультант.

3. Работа с аудиторией, которая «осела» в соцсетях. Тут состоялся наш очередной и, как я считаю, ключевой промах. Нужно запускать интерактив и любыми способами втягивать аудиторию в коммуникацию, тем самым расширяя базу лояльных потенциальных бэкеров. По статистике, 2−5% базы купит продукт в первые дни. Чтобы этот процент увеличить, нужно предложить активности, розыгрыши и т.д. Мы это не реализовали в силу незнания и ограниченности ресурсов.

4. «Упаковка» страницы проекта на KS. Самое важное — это видео, которое нам тоже успешно сделала белорусская компания. Видео смотрят все. Дальше важны красивые рендеры продукта и работающий прототип, гарантия того, что вы не мошенник (фото команды, обновления и т.д.) и еще немного видео и «гифок». Все остальное пользователь промотает и в лучшем случае перейдет в раздел FAQ. Весь ваш контент должен быть написан на хорошем английском — не пренебрегайте помощью native speakers.

Страницу перед запуском проверит сам KS. Скорее всего, он найдет недочеты и вы потратите еще 3−14 дней на исправление.

5. Работа с прессой. У нас было порядка 200 контактов журналистов — конверсия получилась 10%. Не пишите журналистам сухие обращения — они люди, которым пишут ежедневно сотни таких, как вы. Немного юмора помогут вам достучаться до нужного человека.

Нажмите, чтобы увеличить:


Скриншот письма Тимофея Липского журналисту. Предоставлен автором

Пресс-релиз должен быть прикреплен к письму и полностью готов к публикации. Скорее всего, перед стартом 99% журналистов проигнорируют ваше сообщение и подтянутся только когда вы соберете деньги, как это было у нас. Мы купили 2 статьи и получили с них приблизительно такой же отклик, как от бесплатных. Кстати, публикации в СМИ показали себя как самые дешевый канал, лид получился выгоднее, чем где-либо.

3 дня кампании

В эти дни вы скорее всего соберете половину всей суммы. Для старта у вас должна быть «заряжена» рассылка для всей вашей базы, за сутки, за 1 час и в момент старта. Вы должны максимально подключить личные связи и социальные сети, сделать еще одну рассылку по всем СМИ, в этот момент платная реклама в FB и Insta должна быть заряжена максимальным бюджетом на вашу самую выгодную аудиторию, с самыми качественными метриками.



Потом остается ждать и контролировать ТОП вашей категории на платформе. Кстати, после нескольких дней в топе мы еще получали покупки, но уже поменяли категорию на KS с wearable на product design, чтобы дольше оставаться в ТОПе. Так же мы баловались с часовыми поясами, в зависимости от времени суток проект был из NY, а позднее из CA.

Цель всей кампании нужно ставить такую, в которой вы уверены на первые 3 дня. Это высчитывается по формуле: 5% от вашей базы по среднему чеку + 30% от пользователей самой платформы + 10−20% ваши личные связи. Мы этого не сделали, но я бы сразу запустил рассылку с помощью агентств, обладающих большой базой «супербекеров». Когда за 3 дня вы сделаете цель, о вас начнут писать и дальше задача — поддерживать интерес еще на 4 недели.

«Жизнь» проекта после 3-х дней

А дальше у вас падают суммы сборов за день, вы расстраиваетесь, но это нормально. Теперь важно делать апдейты, менять страницу Кикстартера, если у ваших бэкеров есть вопросы, делать прямые трансляции на самой платформе, активно отвечать на сообщения и комментарии. Это обязательно нужно делать, чтобы бэкеры не отменяли свои предзаказы — а они будут отменять. Иногда суммы отмен будут равны сумме предзаказов за день.

Например, у нас каждую неделю были «лайвы», на некоторых я подтягивался и отжимался, чтобы доказать свою компетентность спортсмена. Пример:


Также одна из историй была связана с отсутствием команды на странице — мы это сделали специально, чтобы не раздражать американцев белорусскими именами. Отсутствие описания команды вызвало такой шквал негатива, что за следующие сутки мы и сфоткались, и написали полную историю команды, и залили мое мотивационное видео годичной давности (см.ниже). Это сработало.

Кроме прочего, важно не останавливать платную рекламу в социальных сетях, активно писать СМИ, подогревать лояльную аудитории в соцсетях каким-либо челленджем. По итогу это позволит минимум в 2 раза увеличить итог первых дней.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Выводы

1. У вас обязательно должен быть бюджет — как минимум столько, сколько вы планируете собрать за 3 дня.

2. Лучше заранее создать сообщество амбассадоров вашего продукта. Это увеличит приток людей в первые дни и сгенерирует дополнительный, бесплатный трафик.

3. Максимально упростите продукт, если это не противоречит вашей стратегии.

4. Не врите и не пренебрегайте общением с аудиторией.

5. Работайте с прессой сами. Часто будут задаваться конкретные вопросы про продукт, а лучше вас никто об этом не расскажет. Также не стоит бояться быть навязчивым.

6. Лучше наймите native speakers для проверки всего вашего контента.

7. Не ставьте большую цель — бэкерам она не важна, а для PR критически важно собрать ее в первый день-два.

Сегодня такое сложное слово как «краудфандинг» может показаться абсолютно непонятным людям старшего поколения и бизнесменам старой школы, но в среде молодых, прогрессивных предпринимателей или же стартаперов и творческих личностей этот термин в последние годы прочно вошёл в обиход. Так какова же суть краудфандинга?

Суть данного процесса – в открытом сборе денежных средств на реализацию того или иного проекта. Проекты размещаются на одной из краудфандинговых платформ, после чего спонсором проекта может стать любой желающий. В этой статье рассмотрим основные вопросы финансовой безопасности и правовые аспекты вывода проекта на краудфандинговые платформы.

Kickstarter (kickstarter.com)

Можно смело назвать самой популярной платформой для краудфандинга. Отчасти эта популярность заработана тем, что Кикстартер был первопроходцем в мире краудфандинга. Творческие люди, инженеры и изобретатели со всего мира стремятся вывести свой проект именно на эту платформу. Основной принцип действия платформы – все или ничего, то есть вам выплачиваются собранные деньги только лишь в случае достижения запланированной суммы. Если же вы недобрали пару тысяч долларов, все собранные ранее средства возвращаются на счета спонсоров.

Итак, создание проекта на Кикстартере на сегодняшний момент доступно для физических лиц в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландах, Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Люксембурге.

Физическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть старше 18 лет;
  • являться постоянным резидентом вышеперечисленных стран;
  • регистрировать проект на своё имя или от лица компании, которую представляет;
  • иметь адрес, банковский счёт, удостоверение личности в той стране, в которой создаётся проект (если проектсоздаётсяфизическим лицом, тоего связанный банковский счёт должен принадлежать лицу, которое прошло процедуру проверки личности и принимает участие в проекте);
  • иметь зарегистрированный и подтверждённый бизнес-аккаунтStripe (stripe.com);
  • иметь кредитную или дебетовую банковскую карту.

Как видите, в списке стран нет Украины, но это не мешает нашим соотечественникам проводить успешные кампании по сбору средств на Кикстартере. Одними из таких украинцев является команда , которая всего за 2 дня сумела собрать 100 000$ для реализации своего проекта. Чтобы повторить их успех, мало только лишь гениальной идеи и команды. Требуется ещё собрать солидный пакет документов и пройти не одну процедуру верификации. Сделать это можно следующими способами:

  1. Иметь у себя в команде надежного партнёра, который является постоянным резидентом одной из вышеперечисленных стран, имеет удостоверение личности (ID), адрес, номер социального страхования, телефон.

Имея такого партнёра, вы можете доверить ему регистрацию всех необходимых документов, а именно:

  • регистрацию юридического лица;
  • получение адреса для компании;
  • открытие счёта в банке, получение банковской карты;
  • регистрация и верификация акаунта на stripe.com.

Имейте ввиду, что этот человек должен быть хорошо осведомлён об особенностях оформления вышеперечисленных документов и открытия компании. Следует заметить, что заполучить такого человека в вашу команду, ещё и безвозмездно, будет очень сложно.

  1. Воспользоваться услугами посредника с успешным опытом запуска проекта на Кикстартере.

Посредник поможет оформить все документы и создаст компанию (либо предоставит готовую) для запуска вашего проекта. Это должно существенно разгрузить вас и позволит полностью сосредоточиться на создании проекта, презентации и маркетинге. Но стоит понимать, что посредник за свои услуги потребует надлежащую оплату. Обычно это фиксированная сумма, примерно 1000 $ + 5-20% от суммы собранных вами средств.

Чтобы обезопасить себя от мошенничества со стороны посредника, рекомендуется заключать договор, в котором чётко прописывать роль посредника, цену его услуг, а также механизм передачи собранных средств на ваши банковские счета, так как после завершения компании все собранные средства перечисляются на банковский счёт посредника.

Безусловно, всегда остается риск того, что посредник не отдаст ваши собранные миллионы, но при наличии договора у вас есть все основания обращаться в суд за защитой своих прав. Данный договор лучше всего заключать в присутствии квалифицированного юриста, который ранее изучил договор.

Следует отметить, что отношение администрации Кикстартера к использованию посредников – скорее негативное, но вам никто не запрещает включить посредника в команду проекта и снять все возможные претензии.

  1. Нанять консалтинговое агентство или юридическую фирму.

Как и в случае с посредником, консалтинговое агентство возьмёт все юридические и финансовые хлопоты на себя, только вот стоить эти услуги будут дороже, чем услуги посредника. Также за услуги агентства взимается фиксированная плата, а значит консалтинговое агентство зарабатывает независимо от того, успешен ваш проект или нет. В связи с этим лучше всего пользоваться услугами компании или агентства с именем и репутацией.

Налоги и комиссии или сколько денег достается создателю проекта?

После успешного завершения компании по сбору средств на Кикстартере приходит время создателю проекта платить комиссии и налоги. Итак, как это происходит:

  1. После окончания успешной компании Кикстартер взимает комиссию в размере 5 % от общей собранной вами суммы.
  2. С каждого пожертвования менее 10$ банк берёт комиссию примерно 2.9% + 0.30$ с каждой транзакции, а если пожертвование превышает 10$ - 5.0% + 0.05% с каждой транзакции.
  3. Если создателем проекта было физическое лицо, то следует заплатить подоходный налог, который варьируется в зависимости от страны и собранной суммы и может достигать 50%.
  4. Комиссия посредника или консалтингового агентства (если нанимались).

Как видим, налоги и комиссии могут существенно урезать сумму собранных вами средств с помощью Кикстартера, поэтому следует формировать бюджет, необходимый для реализации проекта,с учётом всех налогов и комиссий. Также с целью оптимизации налогообложения и выбора подходящей страны для вашего проекта рекомендуется обращаться к опытным в этих вопросах специалистам.

Задавайте вопросы и получайте квалифицированные консультации юристов компании LEX LIGA в комментариях!