Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу. Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу Как научить ребенка пересказывать рассказы

Лариса Кравченко
Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПЕРЕССКАЗЫВАТЬ , СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ , И РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У ВАШЕГО РЕБЕНКА .

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Если задуматься, как мы общаемся друг с другом, то с грустью можно отметить, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, тарелку. Пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, что бы развить связанную речь у ребенка , нужно раскрасить свою речь образными словосочетаниями, используя все многообразие русского языка. Начните следить за своей речью,основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Возможно это будет сложно : «Подай, пожалуйста, красную тарелку с белой каемкой, стоящую на нижней полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок , согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет» .

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка , важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы . Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") . При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Если у ребенка нет опыта пересказа , можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать , начав предложение, замолкает, предлагая ребенку , закончить фразу. "Жили-были дед и. " - "Баба" - "Была у них. " - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам : "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?. "

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью .

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку , попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу : «Перескажи услышанное , прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку , а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке , как составить рассказ описание .

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту» .

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода ,помните о следующих моментах :

1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке » будет вполне достаточно.

2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления) . Например, описывая кошку, расскажите , как она выглядит (окрас, шерсть) . Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки . Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том , зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит ?

3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки . Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку . Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина) . Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол : как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов . Предложите ему несколько игрушек,позволяющих наметить простую сюжетную линию : девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает , что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ , а затем предложить ребенку придумать рассказ самому . И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании . Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ .

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить , как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача : "Расскажи , что ты видел на празднике".Здесь можно использовать образец : "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать ". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию , обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях , случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей , не ждите от него подробного пересказа : «Кто был, что ели, кто что подарил» .В ответ вы услышите : «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти» . Для ребенка важны игрушки , а не «сколько сортов колбасы было на столе» . Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал» , не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений,то на вашу просьбу : «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне , пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ .

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка . Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг , где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе , о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка . Если мал,то и вопросы самые простые : «О чем рассказывается в сказке ? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые : «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку , неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку ?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком . Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку .

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается , и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет , тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то , что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать . Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку . Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте , «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа .

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. «Поводырь» . На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает , что их окружает.

2. «Описание объекта.» Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет ,задавайте ему самые разнообразные вопросы : "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?"Можно просто спросить : "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи .

3. «За кем последнее слово» По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4 «Ищем детали» . Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "

5. «Описываем свойства предметов.» Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка : "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?"Или : "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы,которые помогают освоить свойства предметов : что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

6. «Придумываем историю.» Мама начинает рассказывать историю , когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. «Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное» . Что может быть черным? Ребенок перечисляет : земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

8. «Стань писателем.» Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ . Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки.Сначала это может быть такой набор : лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка.Затем задание усложняется : мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. «Найти повтор.» Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу» .

10. «Игра в антонимы, в слова противоположные по значению» Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький» .

11. «Игра в синонимы» Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово» .Цель : подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание :

Оля проснулась и. (стала умываться) .

Коля оделся и. (побежал гулять) .

Он замерз и. (пошел домой) .

Стали они играть. (с зайчиком) .

Зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

Девочка обиделась и. (ушла, заплакала) .

13. «Что увидел?» Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. «Бюро путешествий.» Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. «Всегда под рукой.» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка.Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы : одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. «Логическая цепочка.» Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ . Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются , и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка , чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том , что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном , а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать ? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз . Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать , без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже , что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика !

Когда ваш малыш подрастёт и пойдёт в школу, ему необходимо будет научиться хорошо читать и грамотно пересказывать прочитанное. Можно и нужно облегчить ребёнку эту задачу. Как? Начните заниматься развитием навыка пересказа уже в дошкольные годы.

Почему важно научить ребёнка правильному пересказу

Прежде всего важно понять, что хорошая память ещё не гарантирует способность ребёнка успешно справляться с пересказом прослушанного или прочитанного самостоятельно текста. От малыша требуется не дословное воспроизведение, как при заучивании наизусть, а осмысленный, самостоятельный рассказ, творческая интерпретация повествования автора. Конечно, при этом необходимо следовать сюжету, верно называть и описывать главных героев, не путаться в последовательности и мотивах их поступков.

Согласитесь, чтобы познакомиться с текстом, понять его и суметь, не отходя от сути повествования, рассказать о прочитанном/услышанном своими словами, одной лишь памяти недостаточно.

  • Внимание;
  • логика;
  • абстрактное мышление;
  • способность анализировать и делать верные выводы, -

задействуются все важные составляющие интеллекта, а значит, по способности ребёнка пересказывать можно многое сказать об уровне его интеллектуального развития.

Подробнее о пользе пересказа для детей дошкольного возраста вы можете прочитать в статье « ».

Ну а теперь, разобравшись, ЗАЧЕМ учить ребёнка пересказу, давайте разберёмся, КАК это делать действительно эффективно.

Осваивать пересказ прежде, чем ребёнок овладеет связной речью, - занятие бессмысленное. Если малыш всё ещё неумело собирает отдельные слова в полноценные предложения, если словарный запас его беден и однообразен, сосредоточьтесь на развитии речи, предлагая карапузу по возрасту и навыкам. А вот если кроха не все звуки произносит чётко, но при этом говорит много и по делу, пересказ поможет вам автоматизировать непослушные согласные, с которыми у дошкольников дружба частенько случается не сразу и не просто.

Тщательно выбирайте первые тексты для пересказа с дошкольниками, ориентируясь на перечень требований:

  • Небольшой объём. Начинать можно с трёх простых предложений, постепенно наращивая их количество и размер.
  • Язык изложения соответствует возрасту ребёнка. Наличие новых слов допускается и даже приветствуется, но в ограниченном количестве и с обязательным понятным объяснением на стадии обсуждения текста для пересказа.
  • Увлекательный сюжет . Текст должен увлечь ребёнка - тогда в процесс активно вовлекаются непроизвольные внимание и память.
  • Прослеживается чёткая последовательность действий. В первых текстах для пересказа важно, чтобы ребёнок видел хронологию событий.
  • Наличие иллюстраций . Картинки, сопровождающие повествование, служат своеобразными «маячками», которые помогут малышу восстановить текст по памяти.

Перед тем как читать текст, объясните ребёнку, какое задание ему предстоит выполнить. Расскажите, что значит «пересказать своими словами». В качестве примера можно изложить любимую сказку малыша. Важно подчеркнуть, что сейчас от карапуза требуется спокойно и внимательно послушать, что вы ему прочитаете. Читайте выразительно, не торопясь, но не останавливаясь для объяснения отдельных моментов. Интонацией подчёркивайте места, содержащие «маячки» - фразы или отдельные слова, на которые надо обратить особое внимание.

Совет 4. Разбор текста - важный этап успешного пересказа

После первого чтения важно вдумчиво разобрать текст, убедиться, что его смысл понятен ребёнку, объяснить непонятные сюжетные линии или отдельные трудные для малыша слова. Рассмотрите и обсудите картинки. Задайте вопросы, которые помогут выяснить, что усвоил малыш из прочитанного, что он запомнил, а где путается.

Основные вопросы выглядят следующим образом:

  • Что делает?
  • Когда?
  • Почему?

Если потребуется, прочтите ещё раз те моменты, которые требуют разъяснения. Детям постарше на этом этапе можно и нужно задавать не только простые вопросы, прямые ответы на которые содержатся в повествовании, но и такие, которые потребуют от ребёнка усилия мысли, анализа поступков героев, поиска их мотивов.

После того как ответы на все вопросы будут получены, прочтите текст ещё раз. Теперь читайте без акцентирования на «маячках». Ровно, но выразительно.

Возможно, пересказывать грамотно у ребёнка получится не сразу. Ваша задача - направлять, помогать ему овладеть этим важным навыком, но не выполнять всю работу за него. Перескажите совместно с малышом, дополняя и уточняя его ответы, а затем попросите его пересказать весь текст самостоятельно. Но не торопите карапуза. Дайте ему достаточно времени, чтобы упорядочить мысли и собрать их в понятное, грамотное, лексически и хронологически выдержанное повествование. И, без сомнений, ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Подведём итоги:

  1. Пересказ - важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Он приучает малыша внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.
  2. Важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Пусть в первом тексте для пересказа будет всего три предложения. Когда малыш будет справляться с таким заданием на отлично, выбирайте более сложные повествования. Но не форсируйте событий.
  3. Мало прочитать текст для пересказа. Необходимо провести беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в дошкольнике навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.

Друзья, занимайтесь развитием ребёнка с пользой и удовольствием. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.

Вы узнаете:

Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль

Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста

Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал

Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом

Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.

А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.

[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]

Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.

Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.

Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.

1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.

2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.

3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.

Пример использования «Гамбургера»

[Техника эффективного обучения «Рыба»]

Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.

Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.

Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.

Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.

Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.

Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.

[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]

Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.

Сделать это вам поможет паук-карта.

1. Напишите название параграфа в центре.

2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.

Пример использования «паучка»


[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]

Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов

Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.

Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).

Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.

Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.

Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.

  1. О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?
  2. С чего все началось?
  3. Что было потом?
  4. Чем закончилось?
  5. Хорошие герои? Почему они хорошие?
  6. Плохие герои? Почему они плохие?
  7. Какие сложности есть в истории? Как их решили?

Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.

Вы можете скачать все четыре помогатора прямо сейчас, для того чтобы распечатать и начать использовать сразу же.

Для этого введите е-mail, на который прислать документы:

Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»

Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.

Еще больше инструментов обучения и приемов, которые упростят работу педагога будут разобраны в рамках


Запланированные программы 2019/2020 учебного года ШЭП (школа эффективных педагогов):

  1. Техники эффективного преподавания математики
  2. ТЭО для преподавателей английского
  3. ТЭО для преподавателей устных предметов
  4. ТЭО для преподавателей русского языка
  5. Как правильно и эффективно готовить учеников к ОГЭ
  6. Как правильно и эффективно готовить учеников к ЕГЭ
  7. Коррекционная педагогика от А до Я
  8. Дислексия от А до Я. Как учить ребенка с дислексией
  9. СДВГ от А до Я. Как учить ребенка с СДВГ
  10. Дисграфия от А до Я. Как помочь ребенку с дисграфией учиться
  11. Тайм-менеджмент педагога и завуча. Как распределять задачи
  12. Публичные выступления для педагогов
  13. Техники эффективного обучения для педагогов. Обзор лучших инструментов
  14. Богатый учитель. Как педагогу повысить доход
  15. Повышение квалификации. Готовим педагога для получения категории
  16. Помогаторы эффективного обучения для создания интересного урока
  17. Внутренняя энергия и ресурсы педагога. Как заставить себя заставить себя
  18. Мотивация ученика. Что нужно знать хорошему учителю
  19. Приемы вовлечения учеников в урок
  20. Алгоритмы подготовки детей к самостоятельным и контрольным работам
  21. Как решать конфликты в школе (конфликты между детьми, конфликты с родителями)
  22. Эффективное родительское собрание от А до Я
  23. Геймификация в обучении. Виды и формы игр для включения в образовательный процесс
  24. Открытый урок. Алгоритм подготовки и поиска идей для урока
  25. Профориентация. Как помочь школьнику выбрать профессию.
  26. Буллинг в школе. Как избежать в классе. Алгоритмы для классного руководителя
  27. ПМПК. Как говорить с родителями о ПМПК и выборе образовательного маршрута

Список будет расширяться в процессе работы ШЭП и по мере появления запросов из нашего чата “Суперучитель”

Большинство программ будут иметь два пакета участия:

  • пробный (бесплатное участие в прямом эфире, без получения записи тренинга и материалов)
  • полный (3000 рублей, запись тренинга, которую можно смотреть в удобное время и дополнительные материалы к тренингу)

В обоих пакетах Вам надо будет следить за информацией и расписанием, каждый раз выбирать пакет участия, регистрироваться на каждую программу и приходить в прямой эфир в установленное время (участники “полного” пакета после получат запись и материалы)

Но сейчас вы можете получить абонемент на обучение в программах для педагогов 2019/2020 учебного года вступив в “Школу эффективного педагога” (ШЭП) и получить:

  • доступ ко всем однодневным тренингам ШЭП на постоянной основе,
    персональные уведомления о проведении тренинга, а после его окончания в вашем личном кабинете будет появляться запись тренинга и материалы.

Вы не пропустите ни одной программы. Не надо регистрироваться, выбирать каждый раз версию участия и регулярно следить за расписанием

  • доступ в закрытый чат “Суперучитель” (после заполнения анкеты, в которой необходимо подтвердить текущий статус педагога)

Если Вы не практикующий педагог, то можете получить все материалы БЕЗ доступа в закрытый чат. Педагоги, участники абонемента ШЭП так же смогут попасть в закрытый чат и участвовать в обсуждениях и во всех ЗАКРЫТЫХ встречах для учителей.

  • базу знаний ШЭП
    В личном кабинете ШЭП уже Вас будут ждать тренинги:
    “Техники эффективного обучения от А до Я»
    «Мотивация школьника от А до Я»
    «Мотивация школьника от А до Я». 2.0

А так же 21-дневный тренинг, который позволит снять с себя чужих обезьян, распределить правильно время и задачи, полюбить себя, а так же перестать быть золушкой в своей жизни. Тренинг называется «Убей в себе Золушку, разбуди Спящую Красавицу и живи полной жизнью»

Абонемент в ШЭП (30 программ по 3000 рублей) будет стоить не 90 000 рублей, а 15.000 рублей

Кроме того, на старте, действует дополнительное предложение с 50% скидкой на программу и сейчас База знаний ШЭП + абонемент на получение полных версий всех тренингов ШЭП + участие в закрытом чате с закрытыми эфирами стоит 7500 рублей.

Сейчас вы можете получить абонемент в ШЭП, участие в чате “Суперучитель” + базу знаний всего за 7500 рублей

П.С. Участники КЭП так же могут вступить в ШЭП уже сейчас и получить не закрытые встречи чата, но и полные версии всех тренингов этого учебного года в рамках Школы эффективного педагога.

Ваша библиотека знаний увеличится вдвое: и вы получите не только текущие программы (которые уже есть в личном кабинете), но и все будущие тренинги этого учебного года.

Как научить ребенка пересказывать тексты? Дочка учится в пятом классе, ей уже 11 лет, но она не умеет пересказывать параграфы учебника. По истории, географии, литературе часто нужно отвечать устно. И каждый раз это провал! Она могла бы выучить наизусть параграф, но тогда в этот день ничего больше не сделает. Как ей помочь?

Проблема с пересказом – достаточно распространённая проблема, связанная со школьным обучением. Заучивать текст наизусть – самый проигрышный вариант, про который нужно сразу забыть. Для того, чтобы помочь дочке научиться пересказывать тексты, нужно понять, что именно вызывает у нее такие сложности. Если проблема связана с пониманием текста, то вы можете читать параграфы вместе с ней, обсуждать прочитанное, задавать дочке вопросы на понимание, объяснять что-то, что она не поняла. Если основную сложность вызывает аленький словарный запас и девочка просто не может подобрать нужных слов для того, чтобы выразить свою мысль, нужно с девочкой больше читать для того, чтобы пополнить лексикон.

Также есть вероятность, что сложности с пересказом связаны с несфомированными высшими психическими функциями, например, при проблемах с памятью ребенок, конечно, не сможет пересказать текст, так как просто не сможет запомнить всю информацию, содержащуюся в нем. Для того, чтобы выяснить, развивается ли психика ребенка согласно возрастным нормам, обратитесь на очную консультацию к детскому психологу.

Еще одной причиной, по которой дочка не справляется с пересказом, может быть стеснение, страх выступления перед публикой. Если девочка дома пересказать текст для мамы и папы может, а в школе все знания как будто пропадают, стоит обратить внимание на индивидуально-личностные особенности девочки и на общую ситуацию в классе. Возможно, что у девочки не складываются отношения с одноклассниками или педагогами, и именно поэтому она не может пересказать текст.

Ситуация: Ребенку 3, 4, 5, 6 лет . Он очень любит детские книжки и с удовольствием читает их с мамой или бабушкой. Стихи запоминает и может повторить слово в слово, а вот сказки не умеет пересказывать . И с кино то же самое. В чем дело: или он слушает и смотрит невнимательно, или у него просто нет «чувства рассказа».

Причины, почему ребенок не пересказывает текст?

Такие случаи, как описан выше, А. С. Макаренко называл «гипертрофией силлогизма». Что это значит? Допустим, какое-то педагогическое средство полезно и хорошо. И вот, твердо об этом помня, его начинают применять на каждом шагу, бессчетное количество раз. Но любой инструмент притупляется от слишком частого использования, любое лекарство перестает действовать, если его назначать без конца.

Устный пересказ прочитанного - только один из приемов развития речи, и нельзя все время выезжать на нем.

Когда ребенок слушает стихи, ритм и рифмы его захватывают, как нас - полюбившаяся песня, ему хочется повторять их на разные лады, упиваться музыкой стиха, двигаться в такт размеру стиха (об этом прекрасно написано в известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Другое дело - проза: здесь малыш следит за развитием событий, переживает, «что будет дальше», а потом с трудом вспоминает, с чего началось и как было дело: ему нужно изрядное усилие, чтобы перевести образы сказки обратно на слова и фразы.

Если же при этом он успел усвоить (а взрослый - показать ему своим поведением, голосом, иногда хоть взглядом), что его заставляют снова рассказывать сказку «понарошке», без интереса к его рассказу,- то ему это, естественно, опостылеет. Ведь вы сами только что слушали эту сказку или даже читали ее, зачем же он снова должен это повторять? Он мог бы еще пересказать кому-нибудь из детей во дворе (ведь рассказчику надо, чтоб его слушали с интересом и сочувствием, а не для «проверки»), но маме пересказывать в который уже раз, конечно, тошно, лучше совсем ничего не слушать и не смотреть, и потом не пересказывать .

Возможно также, что ребенок действительно не обладает «чувством рассказа», то есть не любит делиться прочитанным и виденным с другими, не находит удовольствия в чужом внимании и интересе. Однако скорее всего дело в том, что у него недостаточно тактично требуют пересказа.

Хитрые приемы, как научить ребенка пересказывать?

  • Очевидно, чтобы научить ребенка пересказывать , полезно продолжать читать и показывать малышу книжки и фильмы, раз это ему по вкусу. Но пересказа требовать не всегда, а пореже.
  • Самое главное - постарайтесь заставлять малыша рассказывать о виденном и прочитанном как бы невзначай, мимоходом, не сразу.
  • Сделайте вид, что вы забыли, что читали; пошутите, что сынишка уже забыл, какую картину видел утром (когда вспомнит название, пошутите, что забыл еще что-нибудь, и т. д.);
  • Попробуйте при ребенке начать пересказывать содержание книжки кому-то третьему, и при этом допускайте ошибки: поправит вас маленький рассказчик или нет?
  • Почаще пользуйтесь случаем, чтобы рассказ о прочитанном был обращен не к вам, а к гостю, родственнику.
  • Всегда живо интересуйтесь пересказом, поддерживайте маленького рассказчика забегающими вперед вопросами, вступайте с ним в спор («нет, не так было, по-моему»), а потом обращайтесь к книжке и признавайте свою неправоту.
  • Одним словом, учитесь вести беседу о прочитанном (кстати, для взрослых это подчас трудней, чем для детей - рассказывать).
  • И помните: никакого сухого тона, никаких приказов и поправок свысока, а побольше юмора, ласки, поощрения, подзадоривания, побольше разнообразия в подходах и приемах.