Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Чего проводится соут. Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда

Согласно действующему законодательству РФ работодатель должен обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда, исключив вредные и опасные производственные факторы. К сожалению, на отечественных предприятиях эти нормы соблюдаются далеко не всегда, что нередко приводит к несчастным случаям, отравлениям, ухудшению здоровья сотрудников и т.д.

С целью предотвращения негативного воздействия условий труда на здоровье работников и определения суммы компенсационных выплат и отчислений в Пенсионный фонд проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Эта процедура требует привлечения квалифицированных и аккредитованных специалистов, обладающих необходимым измерительным оборудованием и лабораторной базой.

Кому необходимо проведение СОУТ?

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» СОУТ должны проводить все работодатели Российской Федерации – от руководителей крупных предприятий до индивидуальных предпринимателей. Именно на руководителей возлагается ответственность за здоровье и жизнь сотрудников в процессе работы на предприятии. Обязательная фактическая оценка условий труда осуществляется перед получением разрешительной документации на ведение хозяйственной деятельности и в следующих ситуациях:

  • введение новых рабочих мест и должностей на предприятии;
  • внесение изменений в технологическую схему, модернизация и переориентация производства;
  • использование нового сырья и материалов и их непосредственный контакт с сотрудниками;
  • использование новых средств защиты;
  • несчастный случай на предприятии, в результате которого пострадал один или несколько сотрудников;
  • требование на проведении СОУТ специальной комиссии профсоюза.

При наступлении любого из перечисленных выше случаев, руководитель сам должен инициировать проведение специальной оценки условий труда и привлечь аккредитованных специалистов в этой области. Законом на проведение СОУТ предусмотрен срок в полгода.

Как проводится специальная оценка условий труда?

Для проведения СОУТ руководитель предприятия привлекает специализированную компанию, имеющую современную аккредитованную государством лабораторию, точную измерительную базу и профессиональную команду специалистов. Именно таким характеристикам соответствует компания «Экобезопасность», готовая взять на себя все хлопоты, связанные с проведением СОУТ на предприятиях любого класса. Сотрудничество с заказчиком осуществляется на основании договора, в котором строго описывается порядок проведения оценки условий труда:

  1. 1 . Образование комиссии по проведению СОУТ . Приказом руководства утверждается состав комиссии по проведению СОУТ, в которую должны входить исключительно сотрудники предприятия. Чаще всего в комиссию входят руководители отделов, специалист по охране труда, члены профсоюза и т.д. Сотрудники привлеченной для проведения СОУТ компании и лаборатории считаются исключительно исполнителями и не входят в состав комиссии.
  2. 2 . Составление перечня рабочих мест . Список рабочих мест, подлежащих фактической оценке условий труда, составляется членами образованной комиссии по СОУТ и утверждается руководством.
  3. 3 . Проведение идентификации производственных факторов . В рамках этого этапа СОУТ специалисты производят комплекс необходимых осмотров, замеров, исследований и лабораторных испытаний, с целью объективной оценки всех производственных факторов, оказывающих влияние на работника в процессе осуществления его трудовой деятельности. Этот этап СОУТ самый длительный и трудоемкий.
  4. Классификация рабочих мест по классу вредности. После того как данные замеров и лабораторных исследований получены, специалисты могут определить класс вредности для каждого рабочего места. По результатам специальной оценки условия труда могут быть признаны оптимальными (соответствие всем нормативам), допустимыми (показатели на границе нормы), вредными (обнаружено негативное воздействие на здоровье сотрудника) и опасными (выявлена угроза жизни и здоровью сотрудников).
  5. Формирование отчета СОУТ. По результатам оценки формируется отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководством предприятия. В этом отчете кроме результатов исследований и классификации приводится комплекс мер и рекомендаций по улучшению и оптимизации условий труда.

Зачем проводится СОУТ на предприятиях?

Проведение независимой оценки условий труда и производственных рисков должно быть в интересах в первую очередь самих сотрудников предприятия. От этого напрямую зависит реализация их права на безопасный труд. Также в проведении объективной оценки заинтересован работодатель, ведь от этого зависит сумма его обязательных страховых отчислений в Пенсионный фонд за каждое рабочее место. В соответствии с действующим трудовым законодательством страховые взносы за не аттестованное рабочее место бывают в два раза выше в сравнении с суммой взносов за рабочее место, прошедшее процедуру СОУТ.

Если в ходе независимой оценки, специалисты классифицируют рабочее место как опасное или вредное, в соответствии с Трудовым кодексом РФ работнику предусмотрены такие дополнительные гарантии:

  • по статье 92 ТК РФ сотрудник не может находиться на рабочем месте более 36 часов в неделю;
  • ежегодно такому работнику должен предоставляться дополнительный недельный отпуск, полностью оплачиваемый руководством предприятия;
  • сумма оклада сотрудника должна быть увеличена минимум на 4% в сравнении со ставкой по должности, имеющей нормальный условия труда.

Компания «Экобезопасность» быстро и качественно проведет весь комплекс работ по специальной оценке условий труда на предприятии любого масштаба и профиля. Собственная аккредитованная лаборатория, высокая квалификация специалистов и доступные цены – преимущества сотрудничества с компанией «Экобезопасность» для проведения СОУТ.

15.09.2016 10:47:00

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

КТО И КОГДА?

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест (спецоценкой) понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ, в соответствии с Методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Однако это правило действует только с 1 января 2014 г., поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 г. аттестация рабочих мест.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 г. (ст. 7 Закона № 426-ФЗ). В частности, результаты аттестации рабочих мест используются для определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Так, при наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы дополнительных взносов в ПФР от 2 до 8% (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Письма Минтруда России от 24.04.2015 № 17-3/В-215, от 13.03.2014 № 17-3/В-113, от 18.04.2014 № 17-3/В-171). Если же по итогам аттестации установлены оптимальные или допустимые условия, то дополнительный тариф в размере 0% применять нельзя. В этом случае, а также при отсутствии результатов аттестации следует уплачивать дополнительные взносы в ПФР по общим тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности (ч. 1 - 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. п. 1, 2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Письмо ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707).

В то же время работодатель вправе провести специальную оценку в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы по доптарифам уплачиваются только с той части выплат, которая начислена за период со дня утверждения отчета до конца месяца (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 г. При этом нормами ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (Письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 г., не распространяется на рабочие места сотрудников, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (Письмо Роструда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).

Вместе с тем Роструд в Письме от 20.11.2015 № 2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие сроки.

Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 33-5865/15 .

Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014).

Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ:

- чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 5000 до 10 000 руб.;
- на юридические лица - от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

- штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;
- от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток - для индивидуальных предпринимателей;
- от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток - для организаций.

Такая ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Смена офиса тоже является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В описанных ситуациях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики:

- профессии, должности, специальности одного наименования;
- использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Внеплановая специальная оценка необходима только в определенных случаях:

- при появлении на предприятии новых рабочих мест;
- если она будет назначена трудовой инспекцией;
- при изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов;

- если произошел несчастный случай или профзаболевание;
- по инициативе профсоюза.

Провести спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или по которым вынесены предписания. Внеплановая спецоценка проводится в порядке, идентичном порядку проведения плановой спецоценки. Важно! Результаты аттестации рабочих мест, которые оформлены после 31 декабря 2013 г., использовать нельзя (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Т. Нечаева,

ведущий консультант ДКПО группа компаний «Ю-Софт»


Источник
: «ЭЖ-Юрист», № 15, 2016 (материал размещен в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: consultant.ru .

В соответствии с законодательством РФ российские работодатели имеют обязательство по проведению спецоценки рабочих мест. В чем заключаются особенности данной процедуры? В какие сроки она проводится и из каких этапов может состоять?

Спецоценка или аттестация?

Прежде чем изучать, что представляет собой спецоценка условий труда, рассмотрим то, чем данный термин отличается от понятия «аттестация». Дело в том, что они часто рассматриваются как синонимы. Насколько это правомерно?

Фактически спецоценка условий труда — это процедура, которая была введена законодательством РФ вместо ранее действующей аттестации. Что это значит? Спецоценка — это во многом бывшая аттестация. С точки зрения основных процедур они действительно очень схожи, а вот по назначению близки.

Аттестация существовала до 2014 года. После была заменена спецоценкой. Однако до 2014 года понятие спецоценки также присутствовало в законодательстве РФ. Оно соответствовало процедуре оценки условий труда, которая должна была проводиться в целях освобождения организации от дополнительных перечислений в ПФР.

В 2014 году нормы права, регулирующие аттестацию и оценку труда, были фактически объединены и закреплены в отдельном нормативном акте. В итоге в правовом поле РФ сейчас используется термин «спецоценка условий труда», во многом объединяющий в себе признаки ранее действовавшей аттестации.

В этом смысле в ряде контекстов понятия, о которых идет речь, допустимо рассматривать как синонимичные, но не идентичные полностью. В числе тех правовых аспектов, которые сближают их — положение закона, в соответствии с которым фирма, которая провела аттестацию до вступления законов о спецоценке в силу, может не проводить новую процедуру в течение 5 лет с момента, когда была осуществлена первая.

Рассмотрим сущность спецоценки в современном понимании подробнее.

Что представляет собой спецоценка по условиям труда?

Под в современных нормативно-правовых актах понимается комплекс мероприятий, посредством которого выявляются факторы производства, классифицируемые как вредные или же опасные с точки зрения воздействия на организм сотрудника предприятия.

Проведение спецоценки условий труда должно проводиться на всех типах рабочих мест — включая те, что оборудованы привычными компьютерами и девайсами. Можно отметить, что ранее, когда проводилась аттестация, подобные позиции не подлежали анализу на предмет наличия опасных или вредных факторов.

По итогам проведения спецоценки получает тот или иной класс опасности либо вредности — в соответствии с критериями, закрепленными на уровне федеральных стандартов. В зависимости от соответствующего показателя определяется величина дополнительных взносов работодателя в ПФР.

Если спецоценка условий труда не выявила вредных или опасных факторов, то компания-работодатель должна уведомить об этом регулирующий орган — Роструд. Можно отметить, что ранее, когда действовала аттестация, подобной декларации в государственные ведомства направлять не требовалось.

Фирма-работодатель обязана провести спецоценку условий труда в отношении всех имеющихся рабочих мест, кроме тех, что классифицируются как дистанционные — то есть, тех, что расположены дома у сотрудников, работающих удаленно. Кроме того, не нужно проводить данную процедуру физлицам, которые выступают работодателями, но не являются ИП.

Субъекты спецоценки

Закон о спецоценке условий труда определяет перечень ее субъектов в составе:

Руководителя фирмы-работодателя;

Комиссии по реализации спецоценки;

Партнерской организации, что осуществляет основные процедуры в рамках оценки условий труда в фирме, являющейся работодателем.

Наибольшая степень ответственности за качество проведения специальной оценки исходя из положений регулирующих правовых актов, возложена на комиссию, что формируется компанией-работодателем, а также на представителей партнерской организации, которая осуществляет основные действия в рамках рассматриваемой процедуры.

Этапы спецоценки

В законодательстве определен также ряд этапов в рамках спецоценки условий труда:

Подготовительный, в рамках которого компания заключает контракт с организацией, выполняющей основную работу по исследованию условий труда,

Идентификационный, предполагающий выполнение внешним подрядчиком с соответствующим статусом своих действий, которые заключаются в оценке и на конкретных рабочих позициях,

Отчетный, предполагающий формирование специальных документов по итогам спецоценки условий труда.

Рассмотрим более подробно то, каким образом проводится рассматриваемая процедура. В числе важнейших ее этапов в рамках подготовки — установление правоотношений с фирмой, являющейся поставщиком услуг по выявлению вредных и опасных факторов на производстве.

Подготовка к спецоценке: контракт со специализированной фирмой

Спецоценка условий труда предполагает, таким образом, обращение организации-работодателя за помощью в компетентную организацию. Необходимо заключить с ней договор. Сколько может стоить в данном случае спецоценка условий труда? Стоимость контракта определяется на договорной основе исходя из:

Общего количества рабочих мест в компании;

К фирмам, оказывающим услуги по спецоценке для работодателей, законодатель устанавливает особые требования. Так, тот факт, что фирма выявляет вредные условия труда, а также различные опасные факторы производства, должен отражаться в перечне основных ее видов деятельности, что зафиксирован в государственных реестрах. В штате данной организации должны работать не менее 5 компетентных специалистов. При этом один из них, а лучше — если больше, имеет диплом об образовании по таким специальностям, как врач по гигиене, либо санитарно-гигиеническим исследованиям. Кроме того, организация, что проводит спецоценку для работодателей, должна иметь в распоряжении собственную лабораторию, в которой будут исследоваться вредные заказчиков.

После того как фирма-работодатель установила правоотношения с компетентной фирмой, подготовленной для проведение спецоценки, издается особый приказ — о формировании комиссии, которая будет организовывать рассматриваемое мероприятие, утверждает его график. Рассмотрим более подробно задачи, которые решает данная внутрикорпоративная структура.

Подготовка к спецоценке: комиссия

В состав комиссии, о которой идет речь, должны входить:

Руководитель фирмы-работодателя, его доверенные лица — чаще всего это начальники структурных подразделений компании, юристы;

Человек, отвечающий за решение вопросов по охране труда;

Представитель профсоюза — если сотрудники фирмы входят в него;

Представители компании, которая проводит спецоценку.

Общее количество участников комиссии, обеспечивающей проведение специальной оценки, должно быть нечетным. Стоит отметить, что, по мнению некоторых экспертов, представители фирмы, которая осуществляет по договору основные действия в рамках спецоценки условий труда, не должна рассматриваться как имеющая отношение к комиссии, о которой идет речь.

Одна из ключевых задач предприятия при формировании рассматриваемой внутрикорпоративной структуры — подбор компетентных кандидатов из числа штатных работников. Основной документ, в котором определяется перечень участников комиссии — издаваемый руководителем фирмы приказ. Спецоценка условий труда рассматривается как официальная процедура, проведение которой необходимо корректно зафиксировать в локальных нормативных актах. В соответствующем приказе фиксируется порядок деятельности комиссии, о которой идет речь. Как правило, данный документ наделяет рассматриваемую внутрикорпоративную структуру широким кругом полномочий. В числе таковых — принятие локальных нормативов, имеющих отношение к спецоценке условий труда.

Первая важнейшая задача комиссии по специальной оценке — формирование перечня внутрикорпоративных рабочих мест, на которых должны выявляться вредные или опасные факторы. Данный перечень впоследствии передается организации, с которой заключен контракт на оказание услуг по спецоценке. Следующий ключевой этап рассматриваемой процедуры — идентификационный. Изучим его особенности.

Идентификационный этап спецоценки

На данном этапе спецоценка условий труда предполагает, таким образом, идентификацию вредных или же опасных факторов в рамках рабочих мест. Данная процедура включает сопоставление условий производственной среды в фирме, а также характеристик трудового процесса с теми факторами, что отражены на уровне федеральных стандартов. То, каким образом осуществляется идентификация факторов, также закреплено в отдельных источниках права, и участники спецоценки обязаны следовать положениям, которые в них отражены.

Главную роль в рассматриваемой процедуры выполняет представитель организации, с которой фирма-работодатель заключила контракт на проведение специальной оценки рабочих мест. То, насколько компетентно он проведет свою работу, определяет оперативность и достоверность результатов спецоценки.

Стоит отметить, что идентификация в отношении ряда рабочих мест не проводится — их перечень определен отдельными положениями законодательства. Например, к таковым относятся те рабочие места, на которых сотрудники получают компенсации за вредные или опасные условия труда.

Представитель организации, которая проводит спецоценку, может запрашивать у фирмы-работодателя различные сведения из числа тех, что относятся к данным по производственному контролю. По итогам идентификационного этапа специальной оценки формируется заключение фирмы, с которой подписан контракт на осуществление рассматриваемой процедуры.

Результаты спецоценки

Рассмотрим более подробно то, как фиксируются результаты процедуры, о которой идет речь. После того как эксперты компетентной организации проводят свою работу в рамках идентификационного этапа, условия труда в фирме могут быть классифицированы как вредные либо опасные с присвоением им соответствующей категории. Если подобные факторы не выявлены, то работодатель должен составить декларацию о том, что условия труда в фирме соответствуют нормативам, закрепленным в законодательстве. Она будет действовать 5 лет. Можно отметить, что предусмотрен механизм продления данного срока — если на рабочих местах, где была проведена спецоценка, не произошли каких-либо инцидентов.

Декларацию, свидетельствующую о том, что спецоценка условий не выявила вредных или опасных факторов, нужно направлять в территориальное подразделение Роструда, в юрисдикции которого — территория, на которой осуществляет деятельность фирма-работодатель. Для этого нужно использовать установленную форму.

По итогам спецоценки формируются иные отчетные документы — за это может быть ответственна как партнерская организация, так и комиссия. Главная задача участников специальной оценки — зафиксировать ее итоги во всей доступной полноте и с указанием достоверных показателей.

Сроки проведения мероприятия

Как часто должна осуществляться спецоценка условий труда? Сроки проведения данной процедуры определены на уровне федерального законодательства. В общем случае она должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 5 лет для конкретной группы рабочих мест. В случае если у фирмы есть действующая аттестация, но не проведена спецоценка, то вторая процедура должна быть инициирована сразу же после того, как истечет срок действия документа, подтверждающего проведение аттестации.

В случае если в фирме появляются новые рабочие места, то оценку условий труда на них нужно провести сразу же после их введения в производственные процессы. К таким рабочим местам относятся, как мы отметили выше, даже те, которые в общем случае не предполагают наличия вредных или опасных акторов. Так, спецоценка условий труда офисных работников проводится по тем же основаниям, что и в случае с исследованием на промышленных предприятия.

Спецоценка и страховые взносы

Как мы отметили выше, в зависимости от результатов рассматриваемой процедуры определяется величина страховых взносов предприятия в ПФР. Всего предусмотрено определение 4 классов опасности на рабочих местах. Чем он выше, тем более ощутимой будет платежная нагрузка на фирму. Конкретные ставки по отчислениям в ПФР установлены на уровне федеральных нормативных актов.

В частности, если проведение спецоценки условий труда показало, что рабочие места определены как опасные, то работодателю нужно будет уплачивать в ПФР дополнительный взнос в размере 8%. Если соответствующие факторы классифицированы как вредные — имеет значение их подкласс. Есть минимальный, и он предполагает уплату дополнительных взносов в ПФР в размере 2%. Есть максимальный — в соответствии с ним платежная нагрузка составляет 2%.

В случае если спецоценка позволила отнести рабочие места к тем, на которых уровень опасности или вредности допустимый либо оптимальный, то дополнительные взносы в ПФР фирма не уплачивает.

Санкции за неосуществление спецоценки

Что будет, если фирма забудет провести спецоценку условий труда или сознательно будет избегать ее проведения? На этот случай в законодательстве России определен ряд санкционных мер, которые закреплены в ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с положениями данного источника права фирма может быть предупреждена в случае неосуществления спецоценки или же оштрафована.

Так, если человек ведет бизнес в статусе ИП, то он может быть оштрафован за игнорирование рассматриваемой процедуры на сумму в 5-10 тыс. рублей. Организация может получить взыскание на сумму 60-80 тыс. рублей.

Резюме

Итак, мы исследовали сущность такой процедуры, как спецоценка условий труда, сроки проведения данного мероприятия. В соответствии с законодательством РФ данную специальную оценку должны осуществлять все фирмы-работодатели, имеющие офисные или производственные рабочие места. Главное — определить класс опасности или вредности для них, которые повлияют на дополнительные отчисления в ПФР.

Для этого необходимо обратиться за помощью к внешнему поставщику услуг по оценке рабочих мест в компании. Соответствующая организация должна иметь необходимую компетенцию. Ее специалистами должна задействоваться эффективная методика. Спецоценка условий труда — ответственная процедура, и должна проводиться опытными экспертами.

Специальная оценка рабочих мест близка к аттестации. В ряде правоотношений по правовому статусу она ее заменяет: так, если до 2014 года в фирме была проведена аттестация, то в течение 5 лет с момента ее осуществления спецоценку в компании проводить не требуется. Исключение — появление в фирме новых рабочих мест.

По замыслу законодателя спецоценка заменяет аттестацию, а также дополняет ее правовыми признаками, которые характеризовали оценку условий труда, которая ранее применялась как отдельная процедура.

Если спецоценка не будет проведена, то на фирму-работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Они могут быть выше, чем расходы на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Цены на нее, конечно, могут быть весьма существенны для бюджета компании. Но возможная экономия за счет отсутствия штрафов, а также снижения отчислений в ПФР может оказаться более важным аргументом.

В принципе, руководству фирмы вполне можно найти выгодный контракт на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Москва и другие крупные города являются в достаточной мере высококонкурентными рынками в тех сегментах, в которых оказываются услуги, о которых идет речь, поэтому многие фирмы готовы стать партнерами работодателей по приемлемым для обеих сторон правоотношений ценам.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона ):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона ):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20 .

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Созыв специальной комиссии

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.