Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Что такое соут и как его проводить. Порядок проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:

1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

1.2. Информация, предусмотренная частью 1.1 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона ):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона ):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20 .

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Созыв специальной комиссии

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика? Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются.

Да, нужно.

Данная категория сотрудников не поименована в , в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен , без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить .

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут , имеющие право проводить данные процедуры.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Организация, проводящая специальную оценку

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Ситуация: как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором?

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Совет : в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки , в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует , из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях? Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают.

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность , указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении .

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять .

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с . Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице .

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест:

По каким рабочим местам проводится специальная оценка

Реквизиты нормативного акта

рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта

рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов

рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда

рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред

рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы

рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений

рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к .

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест?

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет .

Внеплановая специальная оценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
  • штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
  • штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
  • штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
  • штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организации.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить , оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда .

Для чего нужна спецоценка

Статьи 92 ТК РФ, 117 ТК РФ и 147 ТК РФ предусматривают компенсации работникам, условия труда которых отнесены к вредным, в частности:

Гарантии и компенсации

Условия /класс вредности

опасные

Сокращение времени работы (не более 36 часов в неделю, ст. 92 ТК РФ)

Оплачиваемый дополнительный отпуск (не менее 7 календарных дней, ст. 117 ТК РФ)

Увеличение оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада), ст. 147 ТК РФ). Размеры повышения устанавливаются работодателем в порядке

Кроме того, результаты СОУТ используются для:

  • внедрения условий труда, соответствующих требованиям ОТ;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • определения права на досрочную пенсию (ст. 30 Закона 400-ФЗ от 28.12.2013);
  • установления дополнительного тарифа для взносов в ПФ РФ (п. 3 ст. 428 НК РФ).

Порядок проведения

Методика проведения СОУТ 33н (с изменениями, внесенными Приказом от 14.11.2016 № 642н) предусматривает четыре процедуры спецоценки:

  1. Установление всех возможных для признания в качестве вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения данной процедуры подробно описан во второй части методики, а перечень таких факторов содержится в Приложении 2 (инструкция 33н).
  2. Измерение вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения исследований и испытаний установлен в третьей части методики.
  3. Распределение условий труда по классам (подклассам) вредности и опасности. Данная процедура регулируется четвертой частью приказа.
  4. Оформление результатов проведенных процедур спецоценки в порядке, установленном в пятой части.

Отражение результатов спецоценки

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59.

Финансирование расходов на спецоценку

Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Причем профинансировать за счет ФСС России можно и другие мероприятия по улучшению условий труда (медосмотры, покупка СИЗ, лечебно-профилактическое питание и пр.). Для этого в ФСС России надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.

Решение положительное? Тогда об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно сдавать ежеквартальные отчеты . Их представляйте одновременно с расчетами по форме 4-ФСС.

О том, как коммерческой организации учитывать расходы на спецоценку, см. Как отразить в учете затраты на проведение специальной оценки условий труда .