Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

История зарождения балета. Балет


Балет как жанр начал формироваться в Европе в начале 16 века , в балете не звучат слова, балет, это: МУЗЫКА, ТАНЕЦ, МИМИКА

  • Балет - синтетический вид искусства, его исполнение – спектакль, а потому хороший балет это:
  • Либретто , написанное литератором,
  • Музыка , созданная композитором,
  • Опытный, талантливый балетмейстер ,
  • Исполнители владеют искусством хореографии и актёрским мастерством,
  • На высшем уровне оркестр и дирижёр ,
  • Лучшие художники занимаются оформлением декораций (занавес, костюмы и т.д.)
  • Осветители, гримеры, парикмахеры, дублёры…

  • «Лебединое озеро», «Щелкунчик»,
  • «Спящая красавица» П.И.Чайковского
  • «Ромео и Джульетта», «Золушка» С.С.Прокофьева
  • «Петрушка» И.Стравинского
  • «Петрушка» И.Стравинского

был впервые разыгран спектакль в танцах.

Так родился БАЛЕТ


пишет словами проект будущего танцевального спектакля , намечает характеры героев, протягивает нить повествования, или, говоря другими словами, создаёт сюжет .



  • Есть и равноценная замена слову балетмейстер хореограф , то есть, в переводе с греческого, тот, кто пишет (сочиняет) танец.

Пуанты – в переводе с французского означает острие , кончик.

  • Пуанты – это специальная

обувь для женского

классического танца,

танца на кончиках пальцев.



  • В переводе с французского – балетный корпус , то есть личный состав балета.




Кто участвует в создании балета?

Что может лежать в основе

Назовите известных вам композиторов, написавших музыку к балетным спектаклям



  • 1.Представление средствами мимики и жестов, без слов.
  • 2.Плавность, изящество движений.
  • 3.Выразительное движение, преимущественно рукой.
  • 4.Искусство, без которого балет не стал бы балетом.
  • 5.Артисты балета, исполняющие групповые танцы в массовых сценах.
  • 6.Вставной хореографический номер в балетном спектакле.
  • 7.Упражнение в балете или музыке.
  • 8.Полный оборот на одной ноге в танце.
  • 9.Искусство танца в балете.
  • 10.Человек, который проводит репетиции.

Работу выпОлнила Ширяева Т.М. Учитель МОУСОШ№21 Балет.

Балет - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел.

Зарождение балета. В Италии, во Франции расцветает пышное торжественное зрелище - придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы», поставленное итальянским скрипачом, Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новерром.

Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. К XVI веку относятся первые большие поселения в Москве иностранцев, привезших с собой европейскую культуру и европейские развлечения, среди которых немалое место занимал театр. Укреплялись связи с Европой - появлялись и европейские культурные мероприятия. Развитие балета на Руси тесно и неразрывно связано с развитием театрального искусства вообще. Ю.Бахрушин пишет: «По театральным законам того времени, независимо от жанра пьесы каждый акт должен был заканчиваться театральным танцем, именовавшимся балетом. За рубежом эти балеты носили название выходов, так как исполнители выходили танцевать в антрактах из-за кулис на авансцену. В России балеты стали называться междусеньями, в связи с тем что ставились они между актами, которые именовались сеньями, то есть сценами»

Первый балетный спектакль. В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его подготовил иностранец Николай Лима. Точно неизвестно, кто он был по происхождению - скорее всего, шотландцем, эмигрировавшим во Францию, а затем приехавшим в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. Это был первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене.

Балет как искусство. В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, утрачивая драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании. В комплексном обучении профессионала - артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики. Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».

Танец-модерн. Танец модерн - направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале XX века движение служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.

Традиционным из всех балетных направлений и стилей считается классический балет. Классический балет основывается на своеобразной хореографии, которая закладывается в основу других танцев. Классический балет находит гармонию в движении танцора и музыкальном сопровождении. Классический балет основывается на пяти позициях ног. При этом для всех позиций характерно такое положение, когда ноги находятся в вывороченном состоянии. Важно так же и то, что вывернуть ноги необходимо от бедра, а не только стопы. Такая позиция позволяет выполнять даже самые сложные элементы и комбинировать их. Танцору, чтобы достигнуть совершенства в классической балетной технике, важно научится выполнять выворот ног, а для этого необходимо развивать гибкость тела. Выворот ног считается основным приемом классического балета. Такая позиция дает возможность легко двигаться боком. Танцор не отворачивается от зрительного зала, но в тоже время совершает танцевальные движения. Второй плюс выворота ног заключается в том, что при выполнении определенного па можно сохранять равновесие тела. Гибкость танцора и умение правильно совершать выворот ног не сковывают движения и позволяют грациозно и легко выполнять танцевальные элементы, поддерживая равновесие тела. А это делает танцора грациозным и изящным.

Исследовательский проект: «Балет - души исполненный полёт!» Работу выполнила: Коптева Алиса, ученица 1 «Б» класса МБОУ Лицей им. С.Н. Булгакова г.Ливны. Руководитель: Акимова Елена Валентиновна, учитель МБОУ Лицей им С.Н.Булгакова г. Ливны. г. Ливны 2014 г.


Я снова вижу голубой далекий свет. Прекрасным принцем мне является балет. Он позолоченную туфельку дает, И за собою в мир загадочный ведет. И вот взлетаю я, взлетаю высоко, Паря над прожитым, свободно и легко. И только звезды кружат в небе надо мной, И только музыке подвластна я одной. Балет, балет, как хорошо с тобой парить, И все понятно, и не надо говорить. Не надо слов пустых, не надо лишних фраз, Все объяснит круженье рук, движенье глаз.














Истоки зарождения и развитие искусства балета Балет - вид искусства, сочетающий танец, музыку и драматургию. Балет зародился в Италии в конце 16 века. Позднее, во Франции, расцветает придворный балет. Впервые во Франции стали ставиться танцевальные спектакли. Даже сам король Людовик 14 участвовал в этих постановках. К концу 18 в. балетный костюм становится значительно более свободным, что способствовало развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. Первой применившей танец на пуантах была Мария Тальони.


В это же время в России в Санкт-Петербурге открылось первая балетная школа - Императорское балетное училище, которое существует и по сей день. В настоящее время оно переименовано в Академию русского балета и названо в честь великой русской балерины Агриппины Вагановой, которая разработала собственную систему классического танца.


Развитие балета Большой вклад в развитие русской балетной школы вложили Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они усилили роль кордебалета, связь танца и пантомимы. Талантливые русские артисты такие как Павлова, Нежинский, Карсавина и другие, давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей.


Настоящий переворот в балете произвёл Чайковский, который внёс в балетную музыку глубокое образное содержание. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела возможность раскрывать внутренний сюжет и воплощать характеры героев. Одетта - Анна Павлова, Зигфрид -Николай Легат. Балет «Лебединое озеро»


Начало 20 века ознаменовалось новыми поисками. Возможности русского балета расширила не балетная музыка Шопена, Листа и других композиторов и конечно же появление несравненной Айсидоры Дункан. Она придерживалась свободного, а не классического танца, который передавал настроение сменой позиций и более выраженной пантомимикой.




Пуанты Слово «пуанты» происходит от французского «кончик». Современные пуанты изготавливаются из атласной материи. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки для закрепления ноги. Каждая туфелька состоит из 54 деталей. Пуанты изготавливаются вручную, и по сей день.














ПА-де-ша прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается Фуэте (от фр. fouetter хлестать) стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте.




Заключение. Работая над своим проектом, я окунулась в чудесный и возвышенный мир искусства балета. Результатом моей работы является получение новых знаний о балете, развитие моих физических способностей и постановка сольного танца. Я и дальше буду продолжать заниматься балетом. Мне очень хочется научиться танцевать на пуантах, и я надеюсь, что девочки, увидевшие мою работу, захотят так же, как и я посвятить часть своей жизни этому прекрасному искусству!



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБОУ «Очурская СШ» Презентация на тему: Создание балетного спектакля Учитель: Толкачева Е.Ю.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

19.1. И рождается чудо спектакля… Балет, будучи искусством синтетическим, объединяет в себе различные виды художественного творчества: хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство. Теснейшая связь существует между балетом и литературой. В основе этих искусств лежит драматургия, под которой мы подразумеваем сюжетный и смысловой конфликт. Балетная драматургия определяется либретто. Начиная с ХIХ в. балетные спектакли создавались на основе литературных произведений.

4 слайд

Описание слайда:

Родство этих искусств дает основание для выделения в балете жанров, свойственных литературе. Так, различают: эпико-драматический ("Спартак"), лирический ("Шопениана"), драматический ("Медный всадник"), лирико-драматический ("Лебединое озеро") и другие балетные жанры. Существуют и иные, более частные определения: балет-поэма ("Бахчисарайский фонтан"), балет-роман ("Анна Каренина"), балет-сказка ("Золушка") и другие. Спектакль "Анна Каренина" Спектакль "Лебединое озеро"

5 слайд

Описание слайда:

Глубокое внутренне родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в балетном спектакле музыка имеет содержательное и эмоциональное значение. Она определяет характер танца, его темп и ритм, драматическую выразительность. Неотъемлемым и органическим компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам динамики и движения. Также огромную роль в воплощении сценического замысла играет актер (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля. Важные составляющие балета

6 слайд

Описание слайда:

19.2. "Петрушка"– шедевр балетного искусства

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Как происходит рождение балетного шедевра? Разберемся на примере балета "Петрушка" (1911) Сергея Павловича Дягилева. Балет "Петрушка" стал ярчайшим примером синтеза искусств, о котором в те годы мечтали многие деятели культуры. Трудно поверить, но изначально балет даже не имел первоисточника. Исходный замысел принадлежал И. Ф. Стравинскому, который связывал его с Петрушкой – "вечным и несчастным героем ярмарок" во многих странах мира. Дягилев, воодушевленный идеями Стравинского, задумал ставить хореографический спектакль. Только с написанной И. Ф. Стравинским музыкой, поставленной М. М. Фокиным хореографией и созданными А. Н. Бенуа декорациями и костюмами начал вырисовываться определенный сюжет, начали добавляться новые персонажи.

10 слайд

Описание слайда:

Особое внимание Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Стравинский гениально рассказывает о страданиях главного героя, доброго и озорного, на языке музыки. Композитор использовал множество новых приемов: улично-балаганный фольклор, оркестровка и свободное многоголосие. Можно смело сказать, что для "Петрушки" он создал целостный музыкальный язык, непосредственно связанный с русским бытом.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Пляски сменяли друг друга на сцене. Фокин поставленной хореографией прекрасно передал заданную оркестром атмосферу. Контрастом к оживленной ярмарке была вторая картина балета: в пустой и темной комнате из-за равнодушия Балерины плакал Петрушка. Новый контраст давала третья картина: заигрывание Арапа с Балериной в его комнате. Все сцены умело сменяют друг друга, будучи связанными по сюжету.

13 слайд

Описание слайда:

А. Н. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к первой картине балета «Петрушка». 1911. Частное собрание. Москва

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

И вот стремительно, уже на площади, разрастается ссора Петрушки и Арапа. Финальный хоровод замедляет оживленное действие, готовя эффект внезапной кульминации. Петрушка погибает от сабли Арапа. Толпа покидает площадь, а погибший герой возрождается как мститель и объявляет борьбу за свои человеческие права. Именно так, в гротескной форме раскрывалась тема "маленького человека" – одна из важнейших тем русской литературы XIX века.

19 слайд

Описание слайда:

Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел свое выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Николаевичем Бенуа (1870 – 1960), ставших лучшими театральными произведениями художника. Музыка "Петрушки" отражалась и в живописи художника. Силой искусства ему удалось воскресить старый Петербург с его персонажами, гуляньями и обычаями.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов к балету «Петрушка»: Уличная танцовщица, Придворный кучер. 1911

23 слайд

Описание слайда:

Балет "Петрушка" стал вершиной и хореографического мастерства М. М. Фокина. Для спектакля он стремился создать кукольные, ненатуральные движения, но в то же время в этих движениях выразить три совершенно разных характера и передать сюжет драмы так, чтобы он, несмотря на кукольный жест, заставлял зрителя чувствовать и сочувствовать.

24 слайд

Описание слайда:

Безусловно, триумфальных успех спектаклю принесли его главные исполнители, и прежде всего – Вацлав Фомич Нижинский (1889 – 1950), создавший удивительно трогательных "образ ярморочной куклы, в груди которой билось страдающее человеческое сердце". Нижинский сразу понял безграничные возможности образа и очень точно сумел передать особенности жестов своего героя. Ему удалось создать образ, ставший духовным символом русского народа, передать крайнее отчаяние, ревность, стремление к свободе и негодование на своего обидчика.

25 слайд

Описание слайда:

Не менее мастерски и впечатляюще сыграли свои роли Тамара Платоновна Карсавина (1885 – 1978), исполнявшая роль куклы-балерины, и один из лучший танцоров того времени Александр Александрович Орлов (1889 – 1974), сыгравший Арапа. Каждый точно воспроизвел характер своего героя. Прекрасное исполнение этих двух людей по праву до сих пор остается никем не превзойденным. Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка», 1911 Костюм балерины. Т. П. Карсавина в роли балерины

26 слайд

Описание слайда:

В целом работа над спектаклем "Петрушка" являет собой блестящий пример подлинного рождения шедевра. Не случайно Бенуа писал: "Этот трагический русский балет собрал в единое целое все глубинные национальные истоки и в музыке, и в живописи, и в русском характере одновременно явился грандиозным обобщением, метафорой безумного мира, жестокого и равнодушного к страданиям человеческой души..." Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 год

27 слайд

Описание слайда:

Шедевры искусства Фредерик Шопен, «Шопениана». Балет в одном действии. Хореография и сценарий Михаила Фокина. Художник Александр Бенуа. Костюмы по эскизам Л.Бакста

28 слайд

Описание слайда:

«Шопениана» Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Романтический лирический бессюжетный балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. В балете «Шопениана», музыкальной основой которого стали восемь фортепьянных пьес Шопена, оркестрованных А. Глазуновым и М. Келлером, Михаил Фокин стремился воспроизвести стиль романтического балета прошлого. Будучи внешне очень простой, эта хореография таит в себе немалые сложности. Она требует от исполнителей тонкого чувства стиля, музыкальности, проникновения в смысл сочинения и высокой танцевальной техники, позволяющей сложные движения передавать с предельной легкостью.

29 слайд

Описание слайда:

«Шопениана» В 1909 году «Шопениану», с участием звезд русского балета той поры Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского увидел Париж. С тех пор началась международная слава этого балета, обошедшего все подмостки мира и исполняемого до сих пор с неизменным успехом.

30 слайд

Описание слайда:

«Видение Розы» Карл-Мария фон Вебер. «Видение розы». Балет в одном действии. Либретто Жана-Луи Водуайе (по стихотворению Теофиля Готье «Я – призрак розы, которую ты вчера носила на балу»). Хореография Михаила Фокина. Художник – Лев Бакст. Эскизы оформления А.Бенуа

31 слайд

Описание слайда:

«Видение Розы» Балет «Видение розы» был поставлен Михаилом Фокиным в труппе Русский балет Сергея Дягилева и впервые исполнен 19 апреля 1911 года в Театре Монте-Карло солистами Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским. Это камерное хореографическое произведение навеяно стихотворением французского писателя Теофиля Готье «Я – призрак розы, которую ты вчера носила на балу». Поэтические строки посвящены призраку цветка, который является во сне девушке. Вернувшись с бала, она вновь переживает упоение своим первым успехом, вспоминает о юноше, подарившем ей красную розу. В раскрытое окно, будто с порывом ветра он влетает к ней в комнату в облике цветка. И кружится, увлекая ее в романтический танец.