Космическая гонка Индии и Китая — космодромы и ракеты. Четыре космодрома китая Учреждён День китайской космонавтики
Мы прекрасно помним то время, когда только две страны в мире могли конкурировать между собой в покорении космических просторов. Так было, но сейчас в космос рвется еще девять держав, которые не собираются быть там бессловесными и ничего не решающими статистами. Тем, что в их стране есть свой космонавт, могут похвастаться 37 государств мира, а еще пятьдесят стран по праву гордятся тем, что сумели запустить в космос свои спутники.
Можно ли на таком фоне активности в освоении космоса говорить об окончании космической гонки. Безусловно, нет. При этом, помимо двух привычных лидеров в этой сфере, т.е. России и США, отличные перспективы вырисовываются у Индии и КНР. В космических программах, развиваемых в этих странах, уже имеется набор неплохих и, даже, неожиданных достижений, а «портфеле будущего» - немало перспективных и интереснейших проектов.
Если вспомнить историю, то освоение Китаем космоса официально начало в 1956 году. Естественно, не без помощи СССР, поддержка которого обеспечила производственную основу, на которой базировались дальнейшие космические успехи этой страны. Запустив в 1970 году спутник «Дунфан Хун-1», который выполнил все поставленные перед ним задачи, Китай пополнил список космических держав в качестве полноценного члена.
Космическая программа Китая
Из всех космических программ на сегодняшний день самой сложной является подготовка и проведение пилотируемого полета. В решении этой задачи Китаю удалось занять почетное третье место. 15 октября 2003 года четырнадцать витков вокруг нашей планеты совершил первый китайский тайконавт (космонавт, астронавт) Ян Ливэй. Вернулся то он в спускаемом аппарате, а вот вокруг планеты летал на одной из реплик отечественного космического корабля «Союз», получившего название Шэньчжоу-5.
Сегодня китайцы создали уже 4 космодрома, оборудованные несколькими стартовыми площадками каждая.
Самым крупным и единственным до середины восьмидесятых годов в Китае был космодром Цзюцуань. Его построили еще в 1958 году в регионе Внутренняя Монголия, расположенном на севере Китая. Ныне с него запускают космические корабли всех типов, включая и пилотируемые, относящиеся к серии Шэньчжоу.
В 1984 году в КНР был сооружен второй по значимости в этой стране космодром – Сичан. Начиная с 1990 года, этот космодром регулярно предоставляет услуги коммерческого характера. Здесь с помощью ракет-носителей серии CZ-3 запускаются иностранные космические корабли. Для нужд Китая с космодрома Сичан выводятся на орбиту Земли спутники связи. В этом году году именно с этого космодрома китайцы намереваются отправить к Луне свой новый аппарат АМС «Чанъэ-3».
Третьим по своей значимости в Китае считается космодром Тайюань, который также известен, как «База 25». Его наши китайские друзья построили в 1988 году, как для решения военных, так и гражданских задач. Военные испытывали и испытывают на нем межконтинентальные баллистические ракеты различного базирования, а гражданские лица - для запуска спутников метеорологического и научного вида, которые необходимо вывести на солнечно-синхронные орбиты.
Наиболее амбициозная космическая программа КНР, связанная с разработкой тяжелых ракет-носителей из серии «Великий поход 5», взяла старт 12 лет назад. Китайцы рассчитывают, что созданные ими трехступенчатые ракеты CZ-5 длиной более 60 метров смогут выводить на орбиту полезную нагрузку с массой достигающей 25 тонн. В это году планируется закончить строительство космодрома Вэньчан на острове Хайнань, откуда и планируется в 2014 году совершить первый запуск. Кстати, как понятно из предыдущего текста, Вэньчан станет четвертым, самым южным космодромом на территории КНР.
Сегодняшние успехи Китая в космосе уже очевидны всем, так же как и то, что дальнейшее использование им помощи со стороны, возможно, уже и не понадобиться. С 2000 в КНР разрабатывается и используется национальная система спутниковой навигации, получившая название Бэйдоу/Compass. Частота, на которой она работает, - 1561 МГц. К 2020 году планируется, что формирование спутниковой группировки, а также достижение расчетной мощности будет китайцами успешно завершено. В настоящий момент на орбиту уже выведено 16 спутников.
Помимо этого в Китае параллельно щедро финансируется еще два проекта. Так, в настоящий момент завершает масштабную работу над созданием собственной космической обсерваторией HXMT (Hard X-ray Modulation Telescope) университет Цинхуа, работающий в этом направлении рука об руку с Китайской академией наук. В течение трех ближайших лет обсерватория начнет свою работу.
Пять лет назад облет Луны совершила китайская АМС «Чанъэ-1». В результате ее работы на Землю было передано более полутора терабайт данных и получена полная и объемная карта Луны. Примерно в это же время в КНР создали ракеты-перехватчики для уничтожения спутников.
Вторая китайская АМС Чанъэ-2, отправленная в космос в 2010 году, так же успешно выполнила все поставленные научные задачи. Благодаря ее работе удалось довести разрешение карты Луны до семи метров. Дополнительно удалось создать карту распределения элементов лунной коры и, кроме того, сфотографировать астероид Таутатис с расстояния всего три километра.
В 2011 году на волне успеха КНР удалось не только совершить первую стыковку в космосе, но и превзойти США по количеству завершенных выпусков. Еще через полтора года стыковку с китайской орбитальной станцией Тяньгун-1 совершил экипаж космического корабля «Шэньчжоу-9», в составе которого работала первая женщина-тайконавт КНР Лю Ян.
Россяине, без которых китайцы, еще со времен СССР, долго просто не могли обходиться, продолжают делать вклады в развитие космонавтики этой огромной страны, но назвать их удачными можно только с известной долей преувеличения. Например, в январе 2012 в атмосфере вместе с российской АМС «Фобос-грунт» сгорел первый китайский зонд для исследования Марса - «Инхо-1». Причина - отказ двигательной установки.
Очередным серьезным шагом Китая в космос наверняка станет завершение разработки гигантского солнечного телескопа (CGST). Это крупнейший телескоп, предназначенный для наблюдения солнечного светила, как в инфракрасном, так и в оптическом диапазоне. Основная цель - изучение магнитного поля Солнца и феноменов его атмосферы с использованием высокого разрешения. Стоимость проекта действительно «китайская» по своим масштабам – 90млн. долларов. Предполагается, что приступить к строительству китайцы смогут уже через три года, в 2016 году.
Тренд, который очевиден: с каждым годом амбиции Китая в космосе растут, и объем финансирования увеличивается. К концу десятилетия в КНР планируют заменить орбитальную станцию Тяньгун-1 на более совершенную. Кроме того, китайцы полны желания отправить своих тайконавтов на Луну, а затем и на марс, и эти перспективы не выглядят фантастическими.
Индийская космическая программа
Индия, которая шестой по счету вошла в список космических держав, сегодня имеет все шансы потеснить «на пьедестале» космической гонки таких грандов, как Япония и/или Евросоюз. Сегодня индийские инженеры, работающие в рамках национальной космической программы, выводят на геостанционарную орбиту спутники связи, умеют возвращать космические аппараты и АМС, заключают выгодные контракты с иностранцами, предоставляя им свои стартовые площадки и ракеты-носители.
В ноябре этого года космическое агентство Индии (ISRO) планирует отправить в космос свой собственный марсоход. Не меньше восхищения вызывает и концепция космической транспортной системы «Аватар», которую также энергично разрабатывают индийцы.
Агентство ISRO появилось путём поглощения Национального комитета по исследованию космического пространства в 1969 году. Первый индийский спутник «Ариабхата» был построен при помощи СССР и запущен на орбиту в 1975 году. Однако индийские инженеры недолго ходили в учениках т в 1980 году запустили уже свой спутник – Рохини, выведенный на орбиту ракетой-носителем SLV-3, созданной в Индии.
Впоследствии Индии удалось разработать ещё два типа ракет-носителей. С их помощью она стабильно выводила свои спутники на полярную и геосинхронные орбиты, а не так давно, в 2008 году отправила к Луне PSLV-XL АМС «Чандраян-1». При этом 6 из 12 научных приборов, размещённых на борту этого космического аппарата, разрабатывались именно в ISRO.
Начиная с прошлого года, ISRO использует суперкомпьютер SAGA, входящий в первую TOP 500 мира и построенный на базе 640 ускорителей Nvidia Tesla. Благодаря ему стало возможно гарантированное обеспечение пиковой производительности до 394 терафлопс. Известно, что помимо космической гонки, Индия успешно самоутверждается и в гонке суперкомпьютеров, инвестируя в нее миллиарды долларов. Программы собственных пилотируемых полетов пока у этой страны нет, но к 2016 году, как планирую здесь, этот недостаток, наконец-то, будет исправлен.
Космодром «Байконур» — первый и крупнейший в мире, самый востребованный космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области. В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан Казахстаном в аренду России до 2050 года. Космодром занимает площадь 6717 км². Отсюда стартовали первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, первый в мире спутник, первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин, первые автоматические межпланетные станции к планетам Марс и Венера.
Космодром назывался в разное время по-разному: Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства обороны, Казалинский полигон, полигон Тюра-Там, Южный полигон, Государственный испытательный космодром № 5, но стал наиболее известен, как космодром Байконур.
Изначально он был создан в качестве полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. К месту расположения полигона предъявлялись очень высокие требования. Например, вблизи не должно было быть крупных населенных пунктов, а отчуждение земельных участков для сооружений полигона не должно было наносить существенного ущерба народному хозяйству. Было обследовано несколько возможных мест для размещения полигона, в том числе на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, в Прикаспии. В результате 12 февраля 1955 года вышло правительственное постановление о создании нового полигона в районе разъезда Тюра-Там в Кзыл-Ордынской области Казахстана. Наличие железнодорожной магистрали Москва-Ташкент, разобранной узкоколейки от Тюра-Тама к месту будущего старта и наличие реки были большими плюсами этого места.
Весной 1955 года в голой пустыне были сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более 3 тысяч человек. Поначалу строители жили в палатках, потом появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта — будущего первого стартового комплекса.
5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. С 15 мая на полигоне начались испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.
Рождение Байконура как космодрома состоялось и было признано всем миром 4 октября 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли ПС-1.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля «Восток-1» (ракета-носитель 8К72К) с первым на Земле человеком на борту — космонавтом Ю. А. Гагариным.
На Байконуре за все годы существования были запущены и испытаны 45 основных типов ракет и их модификаций, 142 основных типа космических аппаратов и их модификаций (из них 34 типа автоматических межпланетных станций и их модификаций).
Запуск любого спутника с Байконура обходится дешевле, чем с других космодромов cтраны, благодаря его большей близости к экватору. Отсюда выгоднее запускать спутники на стационарную орбиту и безопаснее проводить запуски пилотируемых космических кораблей.
В настоящее время на космодроме создано и функционирует несколько десятков технических и стартовых комплексов, предназначенных для сборки и подготовки пусков ракет-носителей типа «Союз», «Протон», «Циклон», «Зенит», «Энергия» с различными космическими объектами.
Маленько ошибся с цифрами,Уровень подготовки пилотов в России и США.
В современном воздушном бою, уровень подготовки пилотов, несмотря на насыщеность самолета автоматичаскими системами, все еще остается решающей. В связи с этим, стоит немного остановится на оценке подготовленности пилотов России (СССР) и США, как противостоящих концепций.
В СССР звание "пилот" получает выпускник специального училища, имеющий не менее 230 летных часов и не менее 550 вылетов.
"Пилот 3-го класса" должен иметь не менее одного года опыта в полевых частях, 350 летных часов и не менее 600 вылетов. Может производить полет в простых метеоусловиях, днем, при видимости не менее 2.7 км и облачности не ниже 225 м. Такие пилоты действуют в составе груп 4-6 самолетов (звено-эскадрилия)."Пилот 2-го класса" должен иметь не менее трех лет опыта в полевых частях, 450 летных часов и не менее 770 вылетов. Может производить полет в сложных метеоусловиях, днем, при видимости не менее 2.7 км и облачности не ниже 225 м, а так же, в простых условиях ночью при видимости не менее 5.4 км и облачности не ниже 450м. Такие пилоты могут самостоятельно вести маневренный воздушный бой. После одного года, они получают 15%-25% надбавки. Как правило, являлись членами КПСС. В настоящее время, пилотов такого класса в ВВС России нащитывается более 1000 человек.
"Пилот 1-го класса" должен иметь не менее шести лет опыта в полевых частях, 550 летных часов и не менее 1200 вылетов. Может производить полет в сложных метеоусловиях, днем и ночью при видимости меньше 1.6 км и облачности не ниже 225 м. В настоящее время, пилотов такого класса в ВВС России нащитывается более 300 человек. Надо отметить, что в количество часов и вылетов, включены и учебно-тренировочные самолеты и боевые.
Для получения сертификата "пилот-истребитель", в Воздушных Силах США требуется налет не менее 800 часов. Все современные самолеты оснащены навигационными коплексами, обеспечивающими полет в сложных метеоусловиях как днем, так и ночью. Поэтому, в США нет специальных требований по метеоусловиям, а есть требования, чтобы часть из этих часов была выполнена ночью. Наряду с летной подготовкой, большую роль играет подготовка на полномаштабных "сенсорных" тренажерах.
Таким образом, даже рядовой пилот USAF имеет в 1.5 раза больше опыта, чем русский пилот 1-го класса и более чем в двое превосходит ординарного русского пилота-истребителя.
Однако, это только по нормативам. В реальности отставание гораздо больше. Например, эксплуатационные расходы на один летный час для легкого двухдвигательного истребителя класса МиГ-29 составляет около $3000. А для его однодвигательного боевого американского аналога Ф-16 - около $2000. Эти расходы определяются большим количеством топлива для двух двигателей, большей трудоемкостью их обслуживания и общими затратами на диагностику, профилактику и текущий ремонт. Американские системы и агрегаты имеют гораздо большую степень электронной диагностики. Например, пилот Ф-16 имеет результаты диагностики таких ответственных систем, как двигатель или радар, непосредственно в полете. В России, такая диагностика недоступна даже на полевых аэродромах и имеется лишь на крупных авиабазах. Но и там просесс диарностики затруднен в связи с большой сложностью работы и малым опытом обслуживающего персонала. Показательна ситуация на базе в Кешкемете (Венгрия), где базируется полк Миг-29. На базе имеется 3 диагностических стенда, но ни один из них не работает. Причина - необученность персонала, стоимость курса обучения которого - около $100 000.
Однако эксплуатационные расходы далеко не определяют полную стоимость часа полета. Гораздо большие расходы на амортизацию. По ним разрыв еще больше. В 1994 - 1996 годах, цена Миг-29 была около $25 000 000. Цена Ф-16 в 1994 году была $18 600 000. Ресурс планера Миг-29 - 2500 часов. Или $10 000 за час. Ресурс планера Ф-16 - 8000 часов. Или $2 325 за час. По другим важным узлам разница в ресурсах не меньшая. Так двигарель Миг-29 - 800 часов, а Ф-16 - 2000 часов. Надо сказать, что русское оборудование далеко не всегда соответствует даже заявленным характеристикам. Так ресурс двигателей Миг-29 в Малайзии равен 750часов. В Венгрии и Германни 700 часов. А в Индии опускает-ся даже до 200 часов. В результате, затраты на 1 самолет в Индии уже превышают первоначальные на $490 000. С учетом приведенных цыфр, полная стоимость одного полетного часа составит около $15 500 для Миг-29 и около $5 900 для Ф-16.
Современные американские истребители, такие, например, как Ф-16 имеют большую степень автоматизации, чем их русские оппоненты и более просты в управлении. Это понижает требования к количеству часов, необходимых для освоения этого самолета. Так, для пилота-истребителя нацинальной гвардии, имеющему около 500 часов налета, для освоения Ф-16 на уровне самостоятельного выполнения задач, требуется в среднем 168 полетных часов. А соответствующему ему русскому пилоту 2-го класса - 220 часов. Таким образом, стоимость только летной подготовки пилота современного истребителя составляет в России $15 500 * 220 = $3 440 000. А в США - $5 900 * 168 = $991 200.
Совершенно очевидно, что подобную нагрузку СССР (Россия) выдежать не могла. Необходимо было сокращение расходов. Оно проишодило по двум направлениям. Снижение уровня подготовки и количества пилотов. В последнее время, в связи с ухудшением экономического положения в России и сокращением военного бюджета, количесрво летных часов резко уменьшилось.Общий налет ВВС уменьшился с 679 800 чсов в 1991 году до 132 000 в 1998 году. Налет на одного летчика составил 29 часов в 1997 году и примерно 20 в 1998 году. Здесь надо напомнить, что для поддержания необходимого уровня пилотажа, необходим налет порядка 100 часов в год. С учетом необходимости полетов для обучения, это означает, что полноценно поддерживать необходимую форму в России могут только у 10-15% летчиков. Против 100% в США (средний налет - 212 часов).
Кроме того, большая степень автоматизации, в значительной мере нивелирует различие в классе пилотов. Американцы отмечают, что если в ВВ2 победы одерживал только 1 пилот из 5, то современная техника позволяет довести этот показатель до 2-3 (50% пилотов). Из русских же 15% пилотов, победы может одерживать по прежнему только 1 из 5. 3% от количества пилотов. Или минимум в 15 раз меньше, чем у американцев при равном количестве.
Только по приведенному примеру Ф-16, американцы имеют не менее 2000 пилотов с более чем 1000 часов полета на данной модели и не менее 300 с 2000 часов. 18 человек имеют более 3000 часов налета и один - более 4000. В российских же ВВС нет ни одного пилота с налетом более 2000 часов на современном истребителе.*********************************************************************************************************************
Приведенные данные учитывали состояние на 1998-1999 года. Теперь мы располагаем информацией за 2000 год. "Д О К Л А Д о состоянии боевой подготовки в Вооруженных Силах" делается ежегодно Генштабом и Главным управлением боевой подготовки и представляется Верховному, министру обороны и начальнику ГШ. Такой доклад заместителя Министра обороны Российской Федерации генерал-полковника В.ТОПОРОВА в отделе "3.2 ВОЗДУШНАЯ ВЫУЧКА" содержит следующие данные:
"В ходе организации и проведении мероприятий тактической подготовки в авиационных частях ВВС присутствовали элементы формализма. Командиры, стремясь выполнить план любой ценой, в ущерб качеству боевой подготовки подразделений и воинских частей, привлекали к участию в ЛТУ по 2 - 4 экипажа, вместо установленных курсами боевой подготовки 75% списочного состава экипажей подразделения или 90% штатного количества самолетов полка.
Справочно
Средний налет летчиков строевых частей из года в год снижается и в этом году составил, при минимальных научно-обоснованных нормах - 60-70 часов:
В истребительной авиации - 8 часов;
В штурмовой авиации - 32 часа;
В бомбардировочной авиации - 15 часов:
В дальней авиации - 10 часов:
В военно-транспортной (ВТА) - 28 часов:
В армейской авиации - 18-27 часов.
Это существенно сказалось на уровне боевой готовности летного состава, который продолжает неуклонно снижаться. Фактический уровень подготовки летных экипажей частей постоянной готовности не соответствует требованиям, определенными приказом Министра.
В ходе подготовки войск слабо использовался практический опыт боевого применения авиации в Северо-Кавказском регионе. В планах подготовки органов управления и войск (сил) отсутствовали мероприятия совместной подготовки с сухопутными войсками. Органы управления авиацией, от передовых авианаводчиков до командования объединения ВВС не готовы к совместному, масштабному применению всех родов авиации, как по уровню подготовки, так и по оснащению современными средствами управления войсками.
Проведенный анализ состояния квалификации летного состава свидетельствует об устойчивой тенденции уменьшения количества высококлассных, подготовленных летчиков и штурманов. Прекращена подготовка летчиков по сложным видам летной подготовки.
Ограничена подготовка молодых пилотов, которые приходят в войска после военных авиационных институтов с крайне низким уровнем летной подготовки (общий налет 50% выпускников военных авиационных институтов 1999 года составляет 50-60 часов вместо установленных - 190), что делает нецелесообразным их подготовку на энергозатратной, сложной авиационной технике. Молодые летчики в 1999 году в среднем налетали 8 часов, а за 2000 учебный год - 2 часа. Из 1099 летчиков выпускников 1995 - 1999 гг. в строевых частях летали только 583, а 2000 году не поднимались в воздух 513 молодых пилотов.
Сложилась ситуация, когда при высокой естественной убыли летного состава нет подготовленного резерва для его замещения. Так, доля летчиков имеющих 1 класс с 1998 года снизилась с 80 до 50 %, средний возраст летного состава этой категории составляет 38-41 год. В строевых частях практически отсутствуют летчики 1-го класса в возрасте до 30 лет. Для подготовки летчиков на 1 класс при существующем уровне МТО требуется 15 - 20 лет. В ближайшей перспективе следует ожидать резкое уменьшение количества летчиков 1 и 2 класса, из-за ухода их на пенсию и сокращения по организационно-штатным мероприятиям и полную утрату боеспособности авиационных полков...
В 2000 году отмечен рост аварийности в военной авиации. В авариях и катастрофах потеряно 10 воздушных судов (в 1999 году - 7, в 1998 году - 6). Резко возросла и тяжесть авиационных происшествий. В текущем году погибло 105 человек, из них 16 - члены экипажей (в 1999 году - 14, в 1998 году - 8). Основными причинами происшествий стал человеческий фактор. От 83 до 100 % происшествий произошло из-за слабой организаторской работы и низкой требовательности по организации летной подготовки в подчиненных частях со стороны руководящего состава управления авиацией ГК ВВС. Снизился более чем на 20 % и средний налет на происшествие по человеческому фактору".
«Жэньминь жибао» онлайн — В Китае находится четыре космодрома: Цзюцюань (провинция Ганьсу), Тайюань (провинция Шаньси), Сичан (провинция Сычуань) и Вэньчан (провинция Хайнань).
Космодром Цзюцюань, главным образом, отвечает за запуск возвращаемых спутников, а также за пилотируемые программы.
С космодрома Тайюань, в основном, осуществляются запуски спутников, выводимых на солнечно-синхронную орбиту.
Центр Сичан, будучи одним из новейших космодромов, несет ответственность за экстренные запуски.
Вэньчан был построен в октябре 2014 года, является крупнейшим в Китае космодромом с самыми лучшими условиями для запуска космических аппаратов. Это первый в Китае приморский космодром, а также одна из немногочисленных космических баз, расположенных на низких широтах. Планируется, что первый запуск с космодрома Вэньчан будет осуществлен в июне 2016 года.
Вэньчан был построен в рамках китайской стратегии продолжительного развития космической деятельности Китая в целях осуществления задач по запуску ракет нового поколения, работающих на нетоксичном и экологически чистом топливе, а также по запуску космических аппаратов нового типа. Этот космодром, главным образом, будет отвечать за запуски спутников на геосинхронную орбиту, массивных полярно-орбитальных спутников, космических аппаратов для крупнотоннажных космических станций, а также в целях зондирования. Ожидается, что ракета-носитель «Чанчжэн-5» будет запущена с космодрома Вэньчан во второй половине 2016 года.
В 2017 году с этого космодрома также планируется запуск аппарата «Чанъэ-5» в рамках третьего этапа китайской программы изучения Луны. Зонд осуществит облет Луны, приземление на спутник Земли, и вернется обратно, главной задачей этой беспилотной миссии является сбор образцов лунного грунта.
Планируется, что в 2025 году космодром Вэньчан сыграет важную роль в китайской программе по пилотированному исследованию Луны. «Мы сможем совершить высадку человека на Луну к 2025 году. Запуск пилотируемого аппарата на Луну будет осуществлен с космодрома Вэньчан», — заявил действительный член Китайской академии инженерных наук Лун Лэхао. На днях главный конструктор зонда «Чанъэ-3» Е Пэйцзянь также отметил, что аппарат «Чанъэ-5» будет запущен в 2017 году с космодрома Вэньчан. Эта база также обладает всеми условиями для будущего запуска китайских аппаратов на Марс.
По мнению отдельных экспертов, после успешного запуска «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2», сейчас Китай уже обладает способностями зондирования Марса, аппараты для изучения Красной планеты также будут запущены с космодрома Вэньчан.
Сичан – третий Китайский космодром введен в эксплуатацию с 1984 года. Расположен в провинции Сычуань, неподалеку от города Сичан, где расположена главная штаб квартира. Космодром имеет развитую инфраструктуру с собственной железобетонной дорогой, железной дорогой и аэропортом в 50 км от него. Собственная метеорологическая и телекоммуникационная станция обеспечивает качественную предполетную подготовку. Командный пункт управления находится в 7 километрах юго-западнее от стартовых площадок LC1, LC2. Монтажно-испытательный комплекс находится в двух километрах от стартовых площадок. На них могут одновременно собирать 3 ракета-носителя, заправку и монтаж спутников на РН.
История создания космодрома Сичан.
Будучи председателем КНР Мао Цзедун, принял решение создать собственную космическую пилотируемую программу в 1967 г., откуда уже в 1973 году, должен был отправиться первый космический корабль проекта 714 «Шугуан-1». «Великая культурная революция», поставила крест на проекте в 1972 г., и финансирование было прекращено, а ведущие специалисты и ученые были репрессированы. Деньги на завершение строительства нашлись спустя десять леи и уже 29.01. 1984 году были закончены работы на стартовой площадке Xichang LC1. Стартовый комплекс Xichang LC2 был введен в эксплуатацию в 1990 году.
Xichang LC1: (номер 17) долгота — 102.0292, широта — 28.2474, первый запуск — 1984.01.29., один стартовый комплекс.
Xichang LC2: (номер 27) долгота — 102.0271, широта — 28.2455, первый запуск — 1990.07.16., два стартовых комплекса.
Применяемые ракеты-носители в Сичан:
Тип | Масса РН (кг) | Количество ступеней | |
14,664 | 600 | 2 | |
460,000 | 9200 | 4 | |
192,000 | 2500 | 2 | |
204,000 | 4800 | 3 | |
241,000 | 7200 | 3 | |
425,800 | 11200 | 4 | |
345,000 | 3800 | 4 |
Хронология запусков:
29 января 1984 г. — 12:25. СП LC1. Ракета-носитель . Спутник DFH-2 1984-008A (STTW-T1) (отказ, взорвалась третья ступень);
8 апреля 1984 г. – 11:20. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник DFH-2 1984-035A (STTW-T2) (успешно);
1 февраля 1986 г. — 12:37. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник DFH-2 1986-010A (STTW 1 КНР) (успешно);
7 марта 1988 г. – 12:41. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник DFH-2 1988-014A (Zhongxing-1 КНР) (успешно);
22 декабря 1988 г. – 12:40. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник DFH-2 1988-111A (Zhongxing-2 КНР) (успешно);
4 февраля 1990 г. – 12:28. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник DFH-2 1990-011A (Zhongxing-3 КНР) (успешно);
7 апреля 1990 г. – 13:30. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник HS 376 1990-030A (Asiasat 1 КНР) (успешно);
16 июля 1990 г. – 00:40. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2E. Спутник Badr 1990-059A (Badr-A Пакистан), Спутник Badr 1990-059xx (HS-601 Model КНР) (успешно);
28 декабря 1991 г. – 12:00. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник DFH-2 1991-088A (Zhongxing-4 КНР) (отказ 3 ступени);
13 августа 1992 г. — 12:00. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2E. Спутник HS 601 1992-054A (Optus B1 Австралия) (успешно);
21 декабря 1992 г. – 11:21. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2E. Спутник HS 601 1992-090A (Aussat B2 / Optus B2 Австралия) (отказ , взорвалась на 45 секунде запуска);
8 февраля 1994 г. – 08:34. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A.Спутник SJ 1994-010A (SJ-4 КНР): Спутник DFH-3 1994-010B (KF-1 КНР) (успешно);
21 июля 1994 г. – 10:55. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник HS 376 1994-043A (Apstar 1 КНР) (успешно);
27 августа 1994 г. – 23:10. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2E. Спутник HS 601 1994-055A (Optus B3 Австралия) (успешно);
29 ноября 1994 г. – 17:02. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник DFH-3 1994-080A (Zhongxing-5 КНР) (успешно);
25 января 1995 г. – 22:40. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2E. Спутник HS 601 F950125A (Apstar 2 КНР) (отказ ракетоносителя взрыв в атмосфере, погибло 20 человек);
28 декабря 1995 г. – 11:55. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2E. Спутник AS 7000 1995-073A (Echostar 1 США) (успешно);
14 февраля 1996 г. – 19:01. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник FS-1300 F960214A (Intelsat 708 International) (отказ , взрыв ракетоносителя на 22 секунде старта, погибло 59 человек);
3 июля 1996 г. – 10:47. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник HS 376 1996-039A (Apstar 1A КНР) (успешно);
18 августа 1996 г. – 10:27. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник HS 376 1996-048A (Zhongxing 7 КНР) (успешно);
11 мая 1997 г. – 16:17. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник DFH-3 1997-021A (Zhongxing-6 КНР) (успешно);
10 июня 1997 г. — 12:01. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник FY-2 1997-029A (FY-2A КНР) (успешно);
19 августа 1997 г. – 17:50. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник FS-1300 1997-042A (Agila 2 КНР) (успешно);
16 октября 1997 г. – 19:13. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник FS-1300 1997-062A (Apstar 2R КНР) (успешно);
30 мая 1998 г. – 10:00. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник AS 2100 1998-033A (Zhongwei 1 КНР) (успешно);
18 июл 1998 г. – 09:20. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник Spacebus 3000 1998-044A (Sinosat КНР) (успешно);
25 января 2000 г. – 16:45. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник FH-1 2000-003A (Zhongxing-22 КНР) (успешно);
25 июня 2000 г. – 11:50. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3. Спутник FY-2 2000-032A (Fengyun-2 КНР) (успешно);
30 октября 2000 г. — СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2000-069A (Beidou 1A КНР) (успешно);
20 декабря 2000 г. — СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2000-082A (Beidou 1B КНР) (успешно);
24 мая 2003 г. — СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2003-021A (Beidou 2A КНР) (успешно);
14 ноября 2003 г. – 16:01. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник DFH-3 2003-052A (Zhongxing 20 КНР) (успешно);
29 декабря 2003 г. – 19:06. СП LC1. Ракета-носитель CZ-2C. Спутник Double Star 2003-052A (Tan Ce 1 КНР) (успешно);
18 апреля 2004 г. — 15:59. СП LC1. Ракета-носитель CZ-2C. Спутник Shiyan 2004-012A (Tansuo 1 КНР): OlympicSat 2004-012B (Naxing 1 КНР): , 2004-012D (Unannounced Chinese satellite КНР): (успешно);
19 октябр 2004 г. – 01:20. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник FY-2 2004-042A (FY-2C КНР) (успешно);
18 ноября 2004 г. – 10:45. СП LC1. Ракета-носитель . Спутник Shiyan Weixing 2004-046A (Shiyan Weixing 2 КНР) (успешно);
12 апреля 2005 г. – 12:00. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник Spacebus 4000 2005-012A (APSTAR 6 КНР) (успешно);
12 сентября 2006 г. — 16:02. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник FH-1 2006-038A (Zhongxing 22A КНР) (успешно);
28 октября 2006 г. – 16:20. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2006-048A (Xinnuo 2 КНР) (успешно);
8 декабря 2006 г. – 00:53. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник FY-2 2006-053B (FY 2D КНР) (успешно);
2 феврал 2007 г. – 16:28. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2007-003A (Beidou G1 КНР) (успешно);
12 апреля 2007 г. – 20:11. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2007-011A (Beidou M1 КНР) (успешно);
13 мая2007 г. – 16:01. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2007-021A (Sinosat 3 КНР) (успешно);
5 июля 2007 г. – 12:08. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник Spacebus 4000 2007-031A (Chinasat 6B КНР) (успешно);
24 октября 2007 г. – 10:05. СП LC1. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Chang’e 2007-051B (Chang’e 1 КНР) (успешно);
25 апреля 2008 г. – 15:35. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник DFH-4 2008-019A (Tian Lian 1 КНР) (успешно);
9 июня 2008 г. – 12:15. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник Spacebus 4000 2008-028A (Zhongxing 9 КНР) (успешно);
29 октября 2008 г. – 16:54. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2008-055A. (Simon Bolivar Венесуэла) (успешно);
23 декабря 2008 г. – 00:58. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник FY-2 2008-066A. (FY-2E КНР) (успешно);
14 апреля 2009 г. – 16:16. СП LC2. Ракета-носитель CZ-2C. Спутник Beidou 2009-018A. (Beidou G2 КНР) (успешно);
31 августа 2009 г. – 09:28. СП LC2. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник Spacebus 4000 2009-046A. (Palapa D КНР) (успешно);
16 января 2010 г. – 16:12. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник Beidou 2010-001A. (Beidou G3 КНР) (успешно);
2 июня 2010 г. – 15:53. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник Beidou 2010-024A. (Beidou G4 КНР) (успешно);
31 июля 2010 г. – 21:30. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2010-036A. (Beidou IGS 1 КНР) (успешно);
4 сентября 2010 г. 16:14. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2010-042A. (Chinasat 6A КНР) (успешно);
1 октября 2010 г. – 11:00. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник Chang’e 2010-050A. (Chang’e 2 КНР) (успешно);
31 октября 2010 г. – 16:26. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник Beidou 2010-057A. (Beidou G4 КНР) (успешно);
24 ноября 2010 г. – 16:09. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник DFH-3 2010-064A. (Chinasat 20A КНР) (успешно);
17 декабря 2010 г. – 20:20. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2010-068A. (Beidou IGS 2 КНР) (успешно);
9 апреля 2011 г. – 20:47. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2011-013A. (Beidou IGS 3 КНР) (успешно);
20 июня 2011 г. – 16:13. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2011-026A. (Zhongxing-10 КНР) (успешно);
11 июля 2011 г. – 15:41. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник 2011-032A. (Tianlian 1-02 КНР) (успешно);
26 июля 2011 г. – 21:44. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3A. Спутник Beidou 2011-038A. (Beidou IGS 4 КНР) (успешно);
11 августа 2011 г. – 16:15. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2011-042A. (Paksat 1R Пакистан) (успешно);
17 сентября 2011 г. – 16:33. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник DFH-4 2011-047A. (Chinasat 1A КНР) (успешно);
7 октября 2011 г. – 08:21. СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3B. Спутник Spacebus 4000 2011-057A. (Eutelsat W3C Европа) (успешно);
24 февраля 2012 г. — СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник Компас-G5. (Бэйдоу-2 КНР) (успешно);
25 октября 2012 г. — СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник Компас-G6 (Бэйдоу-2 КНР) (успешно);
23 октября 2014 г. — СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Лунный спутник Чанъэ-5Т1 (КНР) (успешно);
30 марта 2015 г. — СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник BDS I1-S (Бэйдоу-3 КНР) (успешно);
1 февраля 2016 г. — СП Xichang. Ракета-носитель CZ-3C. Спутник BDS M3-S (Бэйдоу-3 КНР) (успешно);