Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Малая группа как объект управления презентация. Презентация на тему: "Психология малой группы"

Слайд 2

С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения: обмен информацией, понимание, взаимодействие. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.

Слайд 3

МАЛАЯ ГРУППА - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА Психологическая общность Поведенческая общность люди осознают свою принадлежность к опреде-ленной группе - группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Мы- чувства – хар-ка группы ГРУППОВЫЕ НОРМЫ - это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Слайд 4

Численность малой группы:

Начинается малая группа с объединения 2-3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения - от 8-10 до 30-40 человек. Чаще всего группы с численностью более 20 человек не определяются как малые. Причина этого в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выражено.

Слайд 5

Характеристика малой группы:

  • Слайд 6

    Виды групп:

    Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. Условные Реальные Реальные группы - это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему (семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания).

    Слайд 7

    Реальные группы

    Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований (для проведения социологического исследования). Лабораторные Естественные возникают в ходе развития общества Большие Малые Этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.

    Слайд 8

    Лабораторные Естественные Наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами Первичные Вторичные (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Является малой группой. это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение.

    Слайд 9

    Малые группы

    (организованные, официальные) Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения (футбольная команда) Формальные Неформальные (неофициальными, спонтанными) Неформальные группы - это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей (приятели в школьном классе).

    Слайд 10

    Слайд 11

    Референтные группы

    Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы членства рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок (покупка ваучера, ценной бумаги, туристической путевки).

    Слайд 12

    группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки.

    Слайд 13

    компания во дворе или близкие друзья Реальная Условная Герои книг, писатели или ученые прошлых времен… Человек строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.

    Слайд 14

    Функции референтной группы

    Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида.

    Слайд 15

    Межличностные отношения в группах

    Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу. Межличностные отношения в группе - это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.

    Слайд 16

    Виды межличностных отношений:

    Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). На базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальныеотношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловыемежличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникаютличные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Выделяют отношения по вертикали(межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.

    Слайд 17

    Социометрия

    Социометрия - это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуации выбора. Социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»).

    Слайд 18

    Интеграция в группах разного уровня развития

    Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.

    Слайд 19

    Развитой малой группой считается:

    сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Проблемы интеграции

    У групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    Малые группы Презентацию составила учитель истории и обществознания МОУ города Кургана «СОШ № 56» Кашина Ирина Викторовна

    2 слайд

    Вопрос 1 Установление и развитие контактов между людьми в процессе совместной деятельности ученые обозначают понятием 1) свобода 2) общение 3) обмен 4) творчество

    3 слайд

    Вопрос 2 Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные? 1) межличностные отношения 2) официальные отношения 3) неофициальные отношения 4) трудовые отношения

    4 слайд

    Вопрос 3 Бабушка научила внучку готовить пирожки с капустой. Какую форму общения иллюстрирует этот пример? 1) обмен мнениями 2) обмен информацией 3) передача опыта 4) выражение переживаний

    5 слайд

    Вопрос 4 Верны ли следующие суждения об общении? А. Общение сопровождает человека всю его сознательную жизнь Б. Общение может вызывать любые эмоции человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    6 слайд

    Вопрос 5 Потребность человека в общении вызвала появление: коллективного труда языка учебной деятельности

    7 слайд

    Вопрос 6 Механизмы познания и понимания людьми друг друга рефлексия каузальная атрибуция идентификация эмпатия аттракция

    8 слайд

    Вопрос 7 Рефлексия - это ……. механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

    9 слайд

    Вопрос 8 Коммуникативный барьер - это … психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми процесс, включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

    10 слайд

    Вопрос 9 Три взаимосвязанные функции общения, выделяемые в социальной психологии императивная перцептивная диалогическая коммуникативная интерактивная

    11 слайд

    Вопрос 10 «Все девчонки – плаксы», -это утверждение демонстрирует Аттракцию Идентификацию Эмпатию Стереотипизацию

    12 слайд

    13 слайд

    Понятие малой группы Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Жизнедеятельность личности осуществляется в общности людей. Малые группы, коллективы – это пример общностей людей различного уровня и масштаба.

    14 слайд

    Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей.

    15 слайд

    Характеристики малой группы Психологическая общность Основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе – группе, имеющей свои особые интересы, нормы, ценности, цели. Поведенческая общность

    16 слайд

    Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения. Групповые нормы – определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение её членов.

    17 слайд

    Малая группа: Социальная система. Динамическая система. Открытая система. Обладает самодостаточностью.

    18 слайд

    Виды групп Условные (номинальные) – группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные – действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Лабораторные Создаются специально социальными психологами для экспериментальных заданий. Естественные Возникают в ходе развития общества. Большие Малые Этнические, Классы, Профессиональные, Спорт. команды, Половозрастные. дворовые компании друзей.

    19 слайд

    Естественные группы Первичные Между людьми существуют непосредственные контакты. Эту группу отождествляют с малой группой. Семья, группа друзей, команда. Вторичные Группы, где нет непосредственных контактов между членами группы, а для общения используются «посредники».

    20 слайд

    Малые группы Формальные Создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Неформальные Добровольные сообщества, складывающиеся на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий.

    «Малая социальная группа» - Малая группа - как социально – психологическое явление. Позиции ведущего. Группа. Упражнения для диагностики. Аутсайдер. Позиции участников. Малая группа состоит: из ограниченного, небольшого числа людей. Группа в динамике. Создавайте условия. Что нужно уметь видеть в детском коллективе. Сколько же человек составляют малую группу.

    «Элиты» - Социальная мобильность. Разбиение на кластеры. Элиты и гипоэлиты. Смена элит. «Нормальная» мобильность. Элиты 28. Средний класс. Общая идея. Элиты и модернизация. Элиты функциональные и нормативные. Публикации. Дуальность целей элит. Картина семизвенной социальной структуры. Смещения элит. Специфика положения отрядов СК.

    «Большая группа» - Виды масс. Объединение людей. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Вопросы для самопроверки. Власть. Нелепые слухи. Техники «зеркалирования» и «синхронии». Понятие слуха. Рамки непосредственного опыта. Массовое сознание. Обыденные житейские установки. Слух-желание. Признаки массового сознания.

    «Психология группы» - Политическая психология. Виды малых групп. Группа социально-психологических явлений. Малая группа. Национальная психология. Структура малой группы. Психологические явления. Группа. Понятие группы. Характеристики психологии группы. Профессиональная педагогика и психология. Методы изучения психологии группы.

    «Студенческая группа» - Объект-объектное взаимодействие. Тенденции в самоопределении преподавателей. Предложения по объединению усилий. Проблемы руководства группой. Развитие субъектности студенческих групп. Лидерские умения, которые необходимо развивать. Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой. Субъекты управления.

    «Социальные общности» - Случайная толпа. Номинальные группы. Вторичные группы. Совокупность людей. Виды социальных групп. Агрегации. Групповые общности. Поведение индивида в толпе. Типы социальных общностей. Действующая (экспрессивная) толпа. Формы контактных общностей. Мнимые общности. Социальные круги. Формальные группы.

    Всего в теме 8 презентаций

    Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность.

    Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

    Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

    За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом.

    Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек . Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек . В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

    Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами.

    Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

    Принято выделять формальную и неформальную структуру группы.

    Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

    Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

    Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики : положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

    Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

    Спасибо за внимание!

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Структура малой группы Выполнила: Шеломенцева М.А.

    Малая группа это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность.

    Контактность это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

    Целостность Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

    Нижняя и верхняя граница За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

    Структура малой группы Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

    Формальная и Неформальная Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

    Коммуникативная Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

    Ролевая Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

    Спасибо за внимание!


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Семья как малая группа». 1. Особенности семьи как малой группы. 2. Психология семейных отношений. 3. Тендерное поведение. 4. Воспитание в семье.

    C емья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

    Особенности семьи как малой группы Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга

    ВИДЫ СЕМЕЙ

    ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

    Психология семейных отношений «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». Спектр семейных взаимоотношений муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительская семья и т. д.

    Гендерное поведение Гендерные роли -нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению ». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Г ендерные различия

    Воспитание в семье Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

    Задание для группы «Родители» Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Задание для группы «Молодежь» Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестовая работа направлена на проверку знаний по теме "Семья как малая группа" в 10 классе профильного уровня. Содержит два задания (текст в формате ЕГЭ)...