Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Порядок перевозки под таможенным контролем. Таможенный перевозчик

Благодаря интенсивно развивающимся международным торговым отношениям (перевозка таможенных грузов) стала одним из активно востребованных сегментов. Данный род услуг, предлагаемый транспортными компаниями, требует не только более тщательной подготовки и использования транспортных средств, отвечающих нормативам европейских стандартов, но и подготовкой используемой документации.

Для сопровождения таможенных перевозок кроме документов исполнителя, дающих лицензированное право на осуществление перевозок, перевозчик должен иметь таможенное свидетельство. Оптимальный вариант – наличие лицензии, обосновывающей право на предоставление услуг посредника в перевозке различных таможенных грузов. Она выдается государственной таможенной структурой на основании законодательных актов о лицензировании ряда видов хозяйственной деятельности.

Перевозчик таможенных грузов – это лицо с физическим или юридическим статусом, выполняющее транспортировку продукции или товаров, находящихся под контролем таможни. Таможенный перевозчик осуществляет доставку грузов между таможенными структурами различных государств по правилам, регламентируемым Таможенным Кодексом.

Для выполнения (перевозки грузов под таможенным контролем) исполнителю потребуется еще ряд важных документов. У перевозчика должна быть накладная формата CMR, в которой проставляется дата отгрузки, наименование транспортируемой продукции, данные исполнителя, расценки перевозки, данные получателя и срок доставки. На накладной специализированной формы CMR, подтверждающей факт наличия договора, должны быть подписи исполнителя и отправителя.

Упрощение таможенных формальностей при наличии книжки МДП

Еще в 1975 году была разработана и принята Таможенная конвекция, регламентирующая правила международных перевозок с использованием специальных книжек МДП. Данный документ выдает Ассоциация международныхавтоперевозчиков. Книжки действительны при транспортировке грузов без промежуточных перегрузок в опломбированных или опечатанных контейнерах или транспортных средствах. Наличие книжки упрощает процедуры прохождения пограничных рубежей стран, пересекать которые приходится в процессе доставки таможенного груза. Перевозки грузов, товаров, находящихся под государственным таможенным контролем, по книжкам МДПосвобождаются от оплаты пошлин в странах промежуточного следования. Таможенный досмотр транспортных средств исполнителей, имеющих данные документы, осуществляется в крайне редких случаях. Правила, предоставляемые конвенцией МПД, действуют при транспортировке товара, проходящей максимум через четыре таможни.

Если сумма таможенных сборов, налогов, пошлин превышает размер суммы гарантий, может быть организовано сопровождение груза представителями таможенных органов. Правила сопровождения описаны в Положении о таможенном сопровождении. Транспортировка с использованием документа МДП может быть прервана при пересечении границы стран, не поддерживающих договор о данной конвенции. Причиной приостановки действия книжки может быть предоставление более выгодных транзитных условий на данном отрезке пути. Правила, регламентированные конвенцией, возобновляются после пересечения отрезка пути, на котором было приостановлено действие договора МПД, при сохранении печатей и пломб.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения та­моженной границы. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – участников Таможенного союза. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза {ТК ТС, раздел 3). Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС.

Правила перевозки внешнеторговых грузов имеют специфические особенности в России. При ввозе товаров и транспортных средств в Россию, а также при ввозе с территории свободных таможенных зон, складов на остальную часть таможенной территории РФ перевозчик обязан уведомить таможенный орган РФ о пересечении таможенной границы РФ (ст. 72 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61 – ФЗ). При вывозе товаров и транспортных средств из России перевозчик, перемещающий товары и транспортные средства, обязан уведомить та­моженный орган РФ о намерении вывезти эти товары и транспортные средства (ст. 120 Таможенного кодекса РФ).

Ввозимые или вывозимые товары и транспортные средства в пери­од доставки находятся под таможенным контролем при ввозе товаров и транспортных средств с момента пересечения таможенной территории РФ до момента доставки товара до таможенного склада по адресу до­ставки получателя в регионе деятельности таможенного органа назна­чения, а также при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ. Под для ввозимых или перевозимых между таможенными складами товаров и транспортных средств понимается таможенный орган, в регионе дея­тельности которого находится получатель или его структурное под­разделение. При доставке вывозимых товаров и транспортных средств под таможенным органом назначения понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, или таможенный орган, в регионе деятельности которого находится территория свободной зоны или таможенный склад.

Под для ввозимых товаров понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого на­ходится место ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или место их ввоза с территории таможенных складов и территории свободных таможенных зон на остальную часть таможенной территории РФ. Для вывозимых товаров под таможенным органом отправления понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого находится товар.


Местами доставки товаров и транспортных средств под тамо­женным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются таможенные склады в регионе деятельности таможенного органа на­значения. При вывозе местами доставки являются пункты пересечения таможенной границы РФ или таможенные склады в регионе деятельности таможенного органа назначения. Другими словами, доставка осуществляется под таможенным контролем:

при ввозе с момента принятия таможенным органом документа контроля за доставкой (ДКД) товаров и транспортных средств на таможенной границе РФ (на пограничной таможне) до момента прохождения таможенных формальностей на таможенном складе по адресу доставки получателя в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Комментарий. В случае доставки авиатранспортом или морским транспортом до аэропорта или порта в РФ импортная таможенная очистка может производиться в этом аэропорту или порту РФ. В этом случае пограничная таможня выполняет функции таможенного органа назначения и документ контроля за доставкой товаров и транспортных средств не оформляется. После импортной таможенной очистки доставка от аэропорта или порта до конечного пункта (например, склада) получателя осуществляется без таможенного контроля;

при вывозе с момента принятия таможенным органом документа контроля за доставкой (ДКД) товаров и транспортных средств на таможенной границе РФ до фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ.

Комментарий. Если отправитель в РФ будет производить экс­портную таможенную очистку в каком – либо пункте пересечения та­моженной границы РФ (в аэропорте, порту), а не в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, то доставка до этого пункта осуществляется без таможенного контроля. Если отправитель производит экспортную таможенную очистку в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, то доставка до пункта пересечения таможенной границы РФ происходит под таможенным контролем.

Примеры схем доставки под таможенным контролем при ввозе:

– отправка товара автогрузовым транспортом из страны – экспортера в Россию <=> пересечение таможенной территории РФ в по­граничном пункте, заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 – й и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 – й и 3 – й листы передаются перевозчику) => => доставка автогрузовым транспортом под таможенным контролем по территории РФ <=> таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя (перевозчик передает 2 – й и 3 – й листы ДКД с приложенными товаросопроводитель­ными документами в таможенный орган назначения; затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенными органами, а 3 – й лист возвращается перевозчику) => импортная таможенная очистка получателем или его таможенным брокером;

– отгрузка товара из аэропорта страны отправления в Россию <=> => пересечение таможенной территории РФ в российском аэро­порту (транзит через российский аэропорт), заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 – й и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 – й и 3 – й листы передаются перевозчику) <=> доставка автогрузовым транспортом под таможенным контролем из российского аэропорта & таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя (перевозчик передает 2 – й и 3 – й листы ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенный орган назначения; затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенными органами, а 3 – й лист возвращается перевозчику) => импортная таможенная очистка получателем или его таможенным брокером.

Пример схемы доставки под таможенным контролем при вывозе:

– экспортная таможенная очистка отправителем или его тамо­женным брокером в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 и и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами дли последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 й и 3 – й листы передаются перевозчику) ^ доставка автогруаовым транспортом под таможенным контролем до россий) КОГО аэропорта <=> пересечение таможенной территории РФ в рои и иском аэропорту (перевозчик передает 2 – й и 3 – й ЛИСТЫ ДКД С приложенными товаросопроводительными документами в таможенный орган в пункте пересечения таможенной границы РФ (■ аэропорту); затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенным органом, а 3 – й лист возвращается перевозчику <=> отгрута твара из аэропорта, из России.

ДКД представляет собой документ установленного образца, утвержденный таможенными органами. ДКД может составляться любым заинтересованным лицом, но на практике заполняется, как правило, таможенным брокером, экспедитором. В качестве ДКД таможенными органами может также использоваться для контроля книжка МДП или дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации.

Доставка под таможенным контролем осуществляется по процедуре ДТ1 при доставке товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и/или налогами при выпуске свободного обращения, и по процедуре ДТ2 – при доставке товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и/или налогами при выпуске для свободного обращения. По процедуре ДТ1 таможенный орган отправления вправе принять решение о таможенном сопровождении (сопровождении товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов должностными лицами таможенных органов) или перевозке товаров таможенным перевозчиком.

ДОСТАВКА ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ

перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, оформление доставки, доставка, завершение доставки являются предварительными операциями. предшествующими основному таможенному оформлению. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ, на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады эти товары в период доставки находятся под таможенным контролем. Д.т. под т.к. подразделяется на два вида:а)доставка товаров, подлежащих обложению под таможенный режим выпуска для свободного обращения; б) доставка товаров, не подлежащих этому обложению.

Д.т. под т.к. применяется в отношении: а) ввозимых товаров, если их помещение под таможенный режим производится не в том таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза; б) иностранных ввозимых товаров, подлежащих налогообложению при помещении под режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых не уплачены (не взысканы) таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение;

в) продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ; г) товаров, перемещаемых между складами; д) других товаров, определяемых законодательными актами. Д.т. под т.к. осуществляется с разрешения таможенного органа, в установленные им сроки, определяемые исходя из возможностей транспортного средства, маршрута. Д.т. под т.к. - обязанность перевозчика. Места Д.т. под т.к. (за исключением вывозимых) - склады в регионе деятельности таможенного органа назначения; вывозимых товаров - пункты пересечения таможенной границы РФ, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Д.т. под т.к. допускается при соблюдении необходимых условий: товар не запрещен к ввозу (вывозу), произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, имеется лицензия на ввоз, обеспечена возможность идентификации, представлены необходимые документы. Документ контроля за Д.т. под т.к. (ДКД), необходимый для таможенных целей и контроля, заполняется на каждую партию товаров. В качестве такого документа используются также книжка МДП, дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации. Одновременно с ДКД подаются документы, перечень которых утверждается нормативными актами ГТК РФ.

Грузовые операции с товарами при Д.т. под т.к. могут осуществляться с разрешения таможенного органа на складах либо в зонах таможенного контроля. Решение о возможности доставки Д.т. под т.к. принимается после проверки таможенным органом отправления: соблюдения правил заполнения ДКД, наличия соответствующих документов, при необходимости - технического состояния грузового отделения транспортного средства и т.д.

По прибытии в место доставки перевозчик представляет товары,транспортные средства, документы таможенному органу назначения, который после проведения соответствующей проверки выдает перевозчику свидетельство о подтверждении Д.т. под т.к.

Украинский Союз автомобильного транспорта и логистики создан с целью повышения эффективности перевозок грузов автотранспортом путем использования таможенной транзитной системы стран Евросоюза, координации работы членов Союза на рынке транспортных, экспедиторских и логистических услуг, внедрения групповых схем страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов, оказания визовой поддержки водителям по странам Шеннгенской зоны и Евросоюза.

Союз предлагает использование гарантийных таможенных транзитных документов Евросоюза (документов Т1/Т2) вместо книжек МДП (карнетов ТИР) для перевозок грузов под таможенным контролем из Украины в страны Евросоюза и в обратном направлении. Их применение дает возможность перевозчику упростить таможенное оформление на пограничных переходах Украины и стран ЕС, а также внутри ЕС, ускорить прохождение автомобилем границ, избежать конвоирования. С применением документов Т можно перевозить любые грузы, в том числе алкоголь и табак.

Система общего таможенного транзита (далее ТС) построена на похожих принципах, что и система МДП, и позволяет транспортировать грузы с использованием этого документа под таможенным контролем и таможенными пломбами между Украиной и странами ЕС и транзитом через них.

В соответствии с Таможенным кодексом ЕС, процедура общего таможенного транзита подразделяется на процедуру внешнего транзита Т1 (ввоз товаров в страны Евросоюза или транзит через страны Евросоюза) и процедуру внутреннего транзита Т2 (вывоз товаров из стран Евросоюза в страны-члены Конвенции).

Особое место в ТС занимает гарант, то есть лицо, которое в соответствии с письменным обязательством, несет перед таможенными органами ответственность за уплату таможенных пошлин и сборов. Документы этой системы (далее документы Т) могут выдавать гаранты - таможенные агентства и другие организации этих стран, представившие своим национальным таможенным органам установленные финансовые гарантии, однако большинство из них требуют от перевозчика внесения денежного депозита на время перевозки.

Документы Т, как и книжка МДП, являются системой гарантирования оплаты таможенных пошлин и сборов в случае недоставки товара в таможню назначения, и отличаются от книжки МДП лишь по форме. Предел ответственности по данному документу может достигать 250 тысяч Евро против 50 тысяч долларов по книжке МДП, что зачастую дает возможность избежать конвоирования транспортного средства.

В интересах украинских перевозчиков, Союз заключил долгосрочные договора с рядом крупных таможенных агентств различных стран Евросоюза, взяв на себя гарантии перед ними, что позволяет им не требовать денежных залогов с каждого перевозчика – члена Союза, выдавая ему по нашему поручению документы Т. Сегодня более 100 филиалов таможенных агентств внутри стран Евросоюза и на пограничных переходах Бельгии, Германии, Голландии, Словакии, Польши и Венгрии по нашему поручению оказывают эти услуги. Стоимость оформления документа составляет 20-25 Евро и не требует дополнительной платы за его открытие или закрытие.Немаловажно также то, что Союз, как правило, не требует от перевозчика-члена Союза внесения денежного депозита за право использования этих таможенных гарантийных документов. Гарантии предоставляются в виде обязательного на каждый автомобиль годового страхования ответственности при использовании документа Т (страхование Т) и за перевозимый груз (страхование CMR).

Принципиально использование перевозчиком документа Т1/Т2 выглядит следующим образом.

Таможенное агентство на погранпереходе с Украиной готовит для перевозчика все необходимые документы и представляет их в таможню, которая регистрирует документ Т1, устанавливает срок доставки товаров в таможню назначения, накладывает пломбы и записывает их номера в документ. Оформленный документ Т1 вручается перевозчику и должен сопровождать груз в пути следования.

По прибытию, документ Т1 представляется в таможню назначения внутри Евросоюза, которая проводит таможенные процедуры, закрывает документ и дает разрешение на выпуск товара в свободное обращение и доставку получателю. Перевозчик получает специальный документ-подтверждение о том, что документ Т-1 был оформлен полностью, что освобождает перевозчика и его гаранта от ответственности за таможенные пошлины и сборы. Документ-подтверждение сдается в таможенное агентство, которое выдавало этот документ. Документ Т1 также выписывается филиалами таможенных агентств-партнеров Союза внутри стран Евросоюза, и дает возможность транспортировать транзитные грузы из морских портов до погранперехода сопредельной с Украиной страны, Документ Т2 дает возможность транспортировать товары из Норвегии и Швейцарии в Украину транзитом через территорию ЕС, а порядок его использования аналогичный с документом Т1.

Следует отметить, что таможенные агентства – партнеры Союза, имеют свои филиалы не только внутри стран Евросоюза, но и в таможенных зонах пограничных переходов, сопредельных с Украиной государств, где и открываются и закрываются документы Т. По территории Украины перевозчик перевозит экспортный или импортный груз под таможенным контролем национальной таможенной процедуры, а документом, дающим на это право, является при экспорте - экспортная ГТД, при импорте - предварительное уведомление (ПП), или предварительная декларация(ПД).

Заявка на право использования таможенных документов выдается Союзом исключительно ее членом, которые приняты в Союз согласно Устава Союза и уплачивают установленные членские взносы.

Членские взносы составляют 1800 грн. в год (с оплатой поквартально), вне зависимости от количества транспортных средств, зарегистрированных за автоперевозчиком.

Многие украинские экспортеры и импортеры ошибочно считают, что книжка МДП предоставляет им страхование самого груза, когда в действительности она, как и документ Т, гарантируют лишь уплату таможенных пошлин и сборов национальным таможенным органам в случае недоставки товаров в таможню назначения или прерывания транзита. Поэтому, все эти документы не предполагают ответственности перевозчика за сохранность доверенного ему груза.

Учитывая это, Союз совместно со страховыми компаниями предлагает перевозчикам комплексную систему годового страхования ответственности за перевозимый груз (страхование CMR) и при использовании документа Т (страхование Т). Годовое страхование ответственности автоперевозчика за груз согласно Конвенции КДПГ (СМR) и ответственности перед таможенными органами согласно Конвенции СТП (Т), производится на договорной основе в зависимости о количества транспортных средств с оплатой поквартально.

В интересах "малых" перевозчиков и экспедиторов, внедрены групповые схемы страхования, что дешевле, чем страховаться индивидуально. Союз страхует ответственность перевозчика за груз (CMR), выполняет медицинское страхование водителя для получения визы, выдает «зеленые карты» и полис обязательного страхования на территории России, полис гражданской ответственности перед третьими лицами на Украине (необходим для получения лицензии и лицензионных карточек на автомобили), «авто-каско» (страховка транспортного средства на случай аварии или угона), финансовые риски и т.д.

Страница 10 из 11


Перевозка товаров под таможенным контролем

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

Таможенный контроль представляет собой систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на ввозимые на территорию договаривающихся государств товары, товары, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован в международных правовых актах стран СНГ, в том числе в Решении № 6 Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О соглашении о единых условиях транзита через терри-тории государств-участников таможенного союза» от 22.01.1998 г., а также во Временном положении о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими, белорусскими и казахстанскими таможенными органами, от 29.01.1996 г. и некоторых других.

Доставка товаров под таможенным контролем представляет собой перевозку товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без изменения мер экономической политики.

В соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем существует два вида доставки. Первый - это доставка товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ1). Второй - доставка товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ2).

Доставка товаров под таможенным контролем применяется в отношении ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе по месту ввоза.

Доставка применяется также в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, в отношении которых таможенным органам не уплачены таможенные платежи. Кроме того, доставка товаров распространяется на продукты переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на товары, перемещаемые между складами, и на другие товары в случаях, определенных законодательством.

Обязательства перевозчика при доставке товаров под таможенным контролем заключаются в доставке их без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; перевозке товаров с единственной целью – доставке их в пункт назначения; транспортировке товаров по установленному маршруту в определенное таможенным органом отправления место.

Важное требование предъявляется к соблюдению сроков доставки товаров. Она должна быть произведена в сроки, установленные таможенными органами отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможности транспортных средств, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определенного из расчета две тысячи километров за один месяц.

Нормативно определены сроки начала и окончания доставки товаров. Доставка ввозимых товаров начинается с момента начала оформления их доставки и заканчивается окончанием оформления завершения доставки. Доставка вывозимых товаров начинается с момента принятия таможенным органом отправления документа контроля за доставкой товаров и заканчивается фактическим вывозом товаров за пределы таможенной территории.

Места доставки определяются в зависимости от того, ввозятся или вывозятся товары. Местами доставки ввозимых товаров являются склады, расположенные в регионе деятельности таможенных органов назначения. Что касается мест доставки вывозимых товаров, то это пункты пересечения таможенной границы, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Сведения о местах доставки товаров (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада, пункт пропуска на таможенной границе) указываются в грузовых документах, следующих с товаром. В случае отсутствия таких сведений ввозимые товары доставляются в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Если товары прибыли в место доставки не во время работы таможенного органа и соответствующего склада, они размещаются в зоне таможенного контроля.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем включает соблюдение условий доставки, урегулированных таможенным законодательством; осуществление идентификации перевозимых товаров; выполнение грузовых операций с товаром; осуществление таможенного контроля перевозочных документов.

Соблюдение условий при доставке товаров под таможенным контролем означает получение разрешения таможенного органа на доставку товаров, не запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее; получение разрешения (лицензии) на ввоз товаров в Россию, если оно предусмотрено действующим законодательством; выполнение требования таможенного органа о соблюдении таможенного законодательства при доставке товаров (надлежащее оборудование транспортных средств, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей).

Последние два условия связаны с обеспечением возможности идентификации доставляемых товаров и предоставлением документов контроля за доставкой товара, а также других документов, необходимых для таможенных целей.

В случае невыполнения перечисленных условий товары возвращают за пределы таможенной территории России.

К порядку доставки товаров под таможенным контролем относятся меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Они касаются надлежащего оборудования транспортных средств при осуществлении либо таможенного сопровождения (сопровождения товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов), либо перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком. Если ни таможенное сопровождение, ни перевозка таможенным перевозчиком не могут быть реализованы, доставка товаров допускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

Дополнительные требования законодательства распространяются на транспорт, доставляющий товары, если в качестве средств идентификации при их доставке используются таможенные печати и пломбы. Транспорт должен соответствовать Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, а также быть допущенным к перевозке в соответствии с Инструкцией о порядке допущения транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее, товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю специальных государственных органов.

Важным элементом порядка доставки товаров под таможенным контролем является их идентификация. Цель идентификации товаров при их доставке под таможенным контролем - исключение случаев изъятия товаров или их замены без разрешения таможенных органов. Идентификация товаров таможенным органом отправления осуществляется после идентификационного их досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения. Исключения составляют случаи реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, когда перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.

Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.

Сведения о средствах идентификации указываются в документе контроля за доставкой товаров (ДКД).

Таможенный орган назначения производит идентификацию товаров путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.

Следующей составной частью порядка доставки товаров под таможенный контроль является выполнение грузовых операций с товарами. Речь идет о догрузке, частичной выгрузке либо перегрузке на другие транспортные средства товаров в процессе перевозки. Основные правила грузовых операций с товарами заключаются в следующем. Эти операции производятся на складах либо в зонах таможенного контроля с разрешения соответствующего органа. При этом срок доставки товаров устанавливается с учетом времени, необходимого для проведения указанных операций.

Разрешение на осуществление таких видов грузовых операций, как догрузка товаров, неизвестная заранее частичная их выгрузка, доставка оставшегося товара, перегрузка товаров на другое транспортное средство, дают таможенные органы, в регионе деятельности которых эти операции производятся. Что касается разрешения на известную заранее частичную выгрузку доставляемых товаров, то его дает таможенный орган отправления.

В случае, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. При этом он должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.

Таможенный орган изучает обстоятельства случившегося, предоставленные перевозчиком доказательства и составляет акт об аварии или действии непреодолимой силы.

Разрешение на возобновление доставки товаров дает таможенный орган, составивший таможенный акт.

В детально урегулированной системе действий по доставке товаров под таможенным контролем центральное место отводится таможенному органу. В его деятельности можно выделить два этапа. Первый отражает действия таможенного органа страны отправления, а второй - действия таможенного органа страны назначения. На первом этапе при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров, доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место передачи уведомления. На практике в качестве уведомления используются грузовые и товаросопроводительные документы.

Контроль за перемещением товаров от места ввоза на таможенную территорию России до таможенного органа страны назначения - система мер, осуществляемых таможенным органом стороны отправления, которая включает проверку соблюдения правил заполнения ДКД, наличия предусмотренных документов контроля за доставкой товаров и иных документов, отсутствия ранее нарушения перевозчиком таможенных правил при доставке товаров, наличия свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Кроме того, он выясняет, подлежит ли товар контролю других государственных органов, а также определяет вид доставки товаров (ДТ1 или ДТ2). Проверке подлежит обеспечение идентификации товаров и транспортных средств. В случае необходимости таможенный орган производит идентификационный досмотр товаров.

Итогом указанной проверки является принятие решения о перевозке товаров в соответствии с существующими правилами перевозки, в том числе таможенным перевозчиком или с таможенным сопровождением.

На основании принятого решения таможенный орган отправления обеспечивает идентификацию товаров, сверяет сведения о местах доставки товаров, указанные в грузовых документах, со сведениями, указанными в реестрах складов, определяет срок, место и маршрут доставки, проставляет на всех грузовых документах штамп и заверяет его личной номерной печатью, регистрирует ДКД в журнале регистрации и проставляет на нем регистрационный номер. Второй и третий листы ДКД он вручает перевозчику для представления вместе с товаром и другими документами в таможенный орган назначения, а первый и четвертый листы ДКД оставляет для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров.

На втором этапе после прибытия товаров в место доставки перевозчик представляет товары, транспортные средства и необходимые документы таможенному органу назначения.

Последний доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров.

Получив уведомление о доставке товаров и соответствующие документы, таможенный орган назначения проверяет факт помещения на склад товаров и транспортных средств или их учет на складе, а также соблюдение перевозчиком установленного срока и маршрута доставки. После этого он идентифицирует доставленные товары и транспортные средства и проставляет на всех экземплярах ДКД и грузовых документах штамп, который заверяет личной номерной печатью и регистрирует ДКД в журнале регистрации. Третий лист ДКД таможенный орган назначения возвращает перевозчику, а второй оставляет для передачи в отдел контроля за доставкой товаров. Кроме того, перевозчику он выдает свидетельство, подтверждающее доставку товаров под таможенным контролем.

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

В соответствии с Соглашением о порядке таможенного оформления транзитных грузов 1992 г. процедура таможенного транзита представляет собой установленный порядок транзитной перевозки грузов под таможенным контролем от таможни государства отправления до таможни государства назначения через государства транзита.

Следовательно, таможенный контроль является непременным условием осуществления международного таможенного транзита. Он включает систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на товары, ввозимые на территорию договаривающихся государств, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован ТК ТС. В нем содержится гл. 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля", в которой закреплены формы таможенного контроля и урегулировано содержание каждой из них. В Кодексе указаны следующие формы таможенного контроля:

  • – проверка документов и сведений;
  • – устный опрос;
  • – получение объяснений;
  • – таможенное наблюдение;
  • – таможенный осмотр;
  • – таможенный досмотр;
  • – личный таможенный досмотр;
  • – проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • – таможенный осмотр помещений и территорий;
  • – учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности;
  • – таможенная проверка.

Проверка документов и сведений. Она выполняется таможенными органами с целью установления достоверности сведений, подлинности доку

ментов и правильности их заполнения и оформления. Проверяются документы и сведения, представляемые таможенным органам при совершении таможенных операций. Проверка осуществляется: а) путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников; б) анализа сведений таможенной статистики; в) обработки сведений с использованием информационных технологий. Могут быть применены и другие способы, не запрещенные таможенным законодательством Таможенного союза.

При необходимости таможенные органы вправе запросить дополнительные документы и сведения для проверки информации в представленных материалах. Такой запрос направляется в письменной форме и должен быть мотивированным. Запрос дополнительных документов и сведений, их проверка не должны приостанавливать выпуск товаров.

Распространенными на практике формами таможенного контроля являются устный опрос и получение объяснений. Как следует из наименования первой из них, опрос должностными лицами таможенных органов производится в устной форме. Опрашивают физических лиц, имеющих отношение к товарам и их перевозке, представителей этих лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В отличие от устного опроса получение объяснений фиксируется в письменной форме, которая устанавливается решением Комиссии Таможенного союза. Кодекс конкретизирует перечень лиц, от которых могут быть получены объяснения, относя к ним декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Если для получения объяснения необходимо вызвать лицо, обладающее нужными сведениями, таможенный орган оформляет письменное уведомление, которое вручается этому лицу.

Таможенное наблюдение. Это непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение со стороны должностных лиц таможенного органа за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, а также за совершением грузовых и иных операций.

Визуальное наблюдение может осуществляться с применением технических средств. Отличительными чертами таможенного наблюдения являются его гласность и целенаправленность. Оно может быть систематическим или разовым.

Таможенный осмотр. Он представляет собой внешний визуальный осмотр товаров, транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (п. 1 ст. 115 ТК ТС).

Цель таможенного осмотра заключается в подтверждении сведений, во-первых, о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, и, во-вторых, о наличии на товарах, транспортных средствах и в их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. Осмотр производится в зоне таможенного контроля в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей. Исключения составляют случаи, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. На практике таможенный осмотр нередко производится с применением технических средств. Как указано в п. 4 ст. 115 ТК ТС, "таможенный осмотр может производиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта".

Условия оформления таможенного осмотра таковы: если сто результаты будут использованы в таможенных целях, должностные лица таможенного органа составляют акт по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. Кроме того, по требованию этого лица должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо сделать отметку о факте проведения таможенного осмотра в транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Таможенный досмотр заключается в действиях должностных лиц таможенного органа по обследованию товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Досмотр производится с их вскрытием, нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Как следует из определения, основное отличие таможенного досмотра от таможенного осмотра в том, что досмотр предполагает обязательное вскрытие объектов обследования, а при необходимости даже их разборку, демонтаж или нарушение целостности иными способами, в то время как при таможенном осмотре возможен лишь их внешний визуальный осмотр. С этим обстоятельством связано закрепление в Кодексе процедур, направленных на обеспечение соблюдения должностными лицами таможенных органов законных интересов стороны, в отношении которой проводится таможенный досмотр. К таким процедурам относятся, в частности, обязательность уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о месте и времени проведения таможенного досмотра, наделение этих лиц правом по собственной инициативе присутствовать при проведении досмотра, закрепление исчерпывающего перечня случаев, когда он может проводиться в отсутствии указанных заинтересованных лиц, участие в таможенном досмотре двух понятых, установление письменной формы закрепления результатов досмотра в виде акта.

Большое значение имеет фиксация порядка проведения и результатов таможенного досмотра в акте, второй экземпляр которого предназначается заинтересованному лицу. В п. 8 ст. 116 ТК ТС указано, что он вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю. Здесь допущена неточность, так как не упомянут декларант. Заинтересованным лицом, которому необходимо вручить акт, является, как следует из н. 2 этой же статьи, прежде всего декларант. Поэтому правильнее было бы сформулировать п. 8 ст. 116 ТК ТС следующим образом: "Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено".

Акт составляется по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза, и должен содержать следующие сведения:

  • – о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
  • – о причинах проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
  • – о результатах таможенного досмотра;
  • – иные сведения, предусмотренные формой акта.

Личный таможенный досмотр. Как указано в законе, это исключительная форма таможенного контроля (п. 1 ст. 117 ТК ТС). Ее исключительность состоит главным образом в том, что выполнение личного таможенного досмотра касается конституционного права граждан на личную неприкосновенность. Поэтому необходимы гарантии строгого соблюдения порядка его выполнения, недопущения нарушений должностными лицами таможенных органов прав лиц, подвергающихся личному таможенному досмотру.

Одной из таких гарантий является проведение личного таможенного досмотра по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих. Решение принимается при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза. Оно имеет письменную форму в виде резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо отдельного документа.

Следующая гарантия заключается в ознакомлении лица, в отношении которого будет проведен личный таможенный досмотр, с решением о его проведении. В соответствии с п. 2 ст. 117 ТК ТС перед началом проведения личного таможенного досмотра компетентное должностное лицо таможенного органа обязано предъявить физическому лицу под расписку решение о досмотре и ознакомить это лицо с его правами. В случае его отказа от ознакомления об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего указанное решение.

При проведении личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа должно строго руководствоваться закрепленными в п. 3 ст. 117 ТК ТС требованиями, согласно которым его действия не должны ущемлять честь и достоинство досматриваемого лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб его имуществу.

Еще одной гарантией является наделение лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, широкими правами, в том числе:

  • – до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с решением о его проведении и порядком проведения;
  • – ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • – давать объяснения и заявлять ходатайства;
  • – добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза;
  • – делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим досмотр;
  • – пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;
  • – знакомиться с актом о проведении личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
  • – обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр.

К числу гарантий соблюдения установленного порядка личного таможенного досмотра, недопущения нарушения прав подвергающихся ему лиц относятся присутствие при досмотре двух понятых того же пола, проведение его в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, обследование тела досматриваемого только медицинским работником, присутствие при досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) или лиц, его сопровождающих, составление о проведенном личном таможенном досмотре акта с вручением его второго экземпляра лицу, в отношении которого досмотр проводился.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемыми для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

В случае отсутствия на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами этот факт рассматривается как ввоз товаров на таможенную границу Таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Таможенный осмотр помещений и территорий. Цели осуществления такого осмотра заключаются в подтверждении наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС. Кроме того, таможенный осмотр помещений и территорий может осуществляться в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза.

Обязательным условием таможенного осмотра помещений и территорий является наличие предписания на их проведение. Осмотр проводится при предъявлении предписания и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. Их предъявление не требуется, если таможенный осмотр помещений и территорий осуществляется у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

В Кодексе не регулируется процедура осуществления осмотра, но установлен порядок действий при отказе в доступе в помещения и на территории. В этом случае должностные лица таможенных органов вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. В Кодексе закреплено положение, согласно которому лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории, несут ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 6 ст. 19).

Таможенный осмотр должен проводиться в минимальные сроки и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств – членов Таможенного союза.

Результаты таможенного осмотра помещений и территорий оформляются актом, форма которого утверждается решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, чьи помещения или территории осматривались.