Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Потребление медицинских услуг как социологический критерий уровня жизни. Услуга здравоохранения и ее характерные черты Анализ п\латных услуг Алтайского края

Здравоохранение обладает рядом характеристик, которые порождают особенности действия рыночных механизмов в этой сфере. Эти характеристики выражают общественную значимость потребности людей иметь хорошее здоровье, а также специфику производства и потребления медицинских услуг.

Особенности рынка начинают проявляться в самом товаре - медицинской услуге, которая обладает следующими отличительными свойствами:

– неосязаемость (пациент не может заранее знать результаты посещения врача);

– неотделимость от источника оказания услуги (пациент получает уже не ту услугу, если попадет к другому врачу);

– непостоянство качества (качество медицинской услуги может колебаться в широких пределах);

несохраняемость во времени (невозможно разделить процесс производства и потребления, нельзя заготавливать и складировать услуги).

Медицинская услуга – своеобразный продукт потребления, предполагающий активное участие самого потребителя в достижении результата (выздоровление пациента не может быть достигнуто, если действия врача не находят поддержки со стороны больного). Кроме того, непосредственным объектом купли-продажи становятся не конечные результаты деятельности, а условия их достижения – затраты.

Во многом особенности медицинских услуг определяют и особенности рынка медицинских услуг, среди которых можно выделить основные:

1. Многие медицинские услуги представляют собой не частные, а общественные или квазиобщественные блага . Например, санитарно-гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «безбилетного пассажира»: люди получают блага, но не платят за них. Некоторые медицинские услуги порождают значительный «внешний эффект» . Услуга оказывается конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие люди. Возникает полезность для третьих лиц. Классическим примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний. Так, прививки против кори несут выгоду не только привитым людям, но и обществу в целом, поскольку ограничивается распространение этого заболевания. Эти изъяны рынка выражаются в том, что ориентация только на платежеспособный спрос не будет обеспечивать удовлетворение общественных потребностей. Следовательно, рыночный механизм будет производить подобные медицинские услуги в недостаточном для общества объеме. Поэтому требуются специальные меры государственных субсидий частным производителям этих услуг, либо оказание этих услуг государственными медицинскими организациями.

2. Другая особенность производства медицинских услуг связана с ограниченностью конкуренции . Эти ограничения проявляются в том, что, во-первых, уникальность, индивидуальность, неоднородность медицинских услуг делает трудным сравнение цены и качества (моему соседу, возможно, нравится, как лечит его доктор, но если мои болезни отличаются от болезней соседа, то еще неизвестно, буду ли я доволен этим врачом). Во-вторых, особенности профессиональной этики медицинских работников, когда осуждается открытое проявление конкуренции. Часто конкретные объемы рынка медицинских услуг (деревня, поселок, небольшой город) порождают естественную монополию. Появление второго врача или второй больницы в небольшом поселке имеет смысл, если они способны предложить услуги на гораздо лучших условиях. Но тогда первые окажутся вытесненными с рынка. Потребители получают выбор, но это будет достигнуто за счет увеличения затрат по сравнению с необходимым уровнем.

3. Следующая особенность обусловлена ограниченностью информации при производстве и потреблении медицинских услуг. Взаимоотношения врача и пациента – классический пример информационной асимметрии . В этих условиях информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников. Во-первых, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг. Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услуги по более низкой цене. Во-вторых, во многих случаях пациент не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности. В третьих, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ. Врачи выступают в двух лицах - как агенты пациентов, определяющих меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг. Врачи могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключать дешевые услуги и заменять их более дорогими.

4. Риски и неопределенность потребительских ожиданий. Спрос на медицинские услуги во многом носит случайный характер. Каждый человек должен учитывать, что существует риск заболевания и связанных с ним затрат. Размер этих затрат может быть весьма значительным, если покупать медицинские услуги в момент появления потребности в них. Чтобы избежать больших единовременных затрат, человек в ситуации неопределенности склонен прибегать к различным формам страхования. Однако наличие медицинского страхования может поощрять людей предъявлять больший спрос на медицинские услуги и вести к увеличению затрат на медицинское обслуживание. Эту ситуацию можно изобразить на графике следующим образом (рис.1).

Если бы застрахованный пациент полностью оплачивал цену медицинской услуги (Р 1), то спрос был бы равен – Q 1 . Так как пациент оплачивает лишь часть цены (на уровне Р 2), то спрос составит Q 2 .

Страховая компания оплатит увеличение спроса по цене Р 1 . При росте спроса с Q 1 до Q 2 расходы страховой компании измеряются прямоугольником ABEC, полученная потребителем выгода – треугольником АВС. Дополнительные расходы превышают дополнительные выгоды на треуголь-

Рынок медицинских услуг по своим характеристикам значительно отличается от рынка совершенной конкуренции и в большей степени приближается к рынку монополистической конкуренции. Ограничения конкуренции и информации, при прочих равных условиях, часто ведут не к уменьшению цены при росте предложения, а наоборот, к росту цены. Это означает: увеличение числа врачей автоматически порождает и спрос на медицинские услуги. К тому же большинство медицинских услуг характеризуется низкой ценовой эластичностью спроса (коэффициент эластичности 0,3 - 0,7), что также означает слабое реагирование спроса на изменение цены.

Таким образом, особенности действия рыночных механизмов в здравоохранении порождают тенденцию к недопроизводству медицинских услуг или неоправданно высокому расходу ресурсов на единицу услуг. В то же время в здравоохранении большое значение имеет господствующее в обществе представление о справедливости в получении медицинских услуг, в доступности медицинского обслуживания. Во многих странах мира стремятся к тому, чтобы распределение ресурсов и льгот в сфере охраны здоровья населения соответствовало определенным нравственным критериям. Поэтому чрезвычайно важно видеть и понимать социально приемлемые границы рыночных отношений в здравоохранении.

Необходимо отметить наличие дополнительных барьеров для производителей медицинских услуг при их выходе на рынок: необходимость получения лицензии, частые аттестации, аккредитации и т.п. Это связано с тем, что динамический спрос, появление новых потребностей и "ниш" на рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов и псевдоспециалистов.

«Провалы» рынка диктуют необходимость формирования квазирыночных отношений в здравоохранении (см. табл.). Эти отношения заметно отличаются от классической рыночной модели. По существу, речь идет о конструировании рынка с использованием некоторых инструментов предпринимательского поведения для обеспечения приоритетных задач политики здравоохранения.

Ограниченная роль ценового фактора. Потребители медицинских услуг в общественных системах здравоохранения либо совсем не платят за них, либо делают фиксированные соплатежи, размер которых установлен законодательством. В этой ситуации их предпочтения реализуются финансирующей стороной - страховщиком в системе ОМС или органом государственного управления в бюджетных системах здравоохранения.

Ограниченное развитие коммерческого сектора. На этом рынке действуют преимущественно некоммерческие организации, в деятельности которых, по сравнению с коммерческими организациями, относительно слабо отражены мотивы повышения доходности. Во многих странах расширяется использование механизмов, свойственных коммерческому сектору, на основе повышения автономии поставщиков медицинских услуг, повышения их финансовой ответственности за результаты своей деятельности.

«Провалы» рынков медицинских услуг и медицинского страхования

Конкуренция в ситуации твердого бюджета здравоохранения. Системы бюджетного финансирования имеют твердый бюджет, в системах ОМС также устанавливается бюджет или действуют ограничения на приток средств за счет повышения страховых взносов. Государство осуществляет финансовый контроль за ресурсами здравоохранения. Как следствие - отсутствует конкуренция здравоохранения с другими отраслями в привлечении средств потребителей.

Сохранение сильного государственного регулирования системы финансирования и оказания медицинской помощи. Элементы рыночных отношений сочетаются с сохранением государственного регулирования здравоохранения. Наиболее важные его элементы - обеспечение равенства в доступности медицинской помощи для всех групп населения, планирование сети медицинских организаций, их лицензирование и аккредитация, управление системой договорных отношений, комплекс мер по сдерживанию затрат.

Возможны рыночные структуры с одним или множеством покупателей медицинской помощи. В первом случае действует один страховщик или один орган государственного управления, который реализует функцию закупки медицинской помощи на общенациональном уровне. Во втором случае - несколько таких организаций. Они осуществляют свои операции по-разному: либо при жестком территориальном закреплении обслуживаемого населения, либо могут распространять свою дея­тельность на любые локальные рынки. В последнем случае возникает своя «развилка». Один вариант: покупатели медицинской помощи закрепляют за собой местные рынки решением правительства. Например, во Франции автономные территориальные отделения национальной больничной кассы (они выполняют функции страховщика по ОМС) получают право на обслуживание населения соседних территорий. Другой вариант: страховщики свободны в выборе сферы своей деятельности и могут конкурировать за потребителей. Именно последний вариант является главным объектом конструирования квазирыночных отношений, который активно используется в системе добровольного медицинского страхования.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика здравоохранения»

Тема: Экономика здравоохранения в рыночной системе экономических отношений.

Рынок услуг здравоохранения.

Выполнил:

Проверил:

Архангельск


Введение

Экономические отношения в здравоохранении, а именно, отношения производства (создания), распределения, обмена и потребления благ медицинского назначения, оказывают опосредованное влияние не только на жизнь и здоровье конкретного человека, но и на состояние и воспроизводство такого социального ресурса и потенциала общества, способствующего развитию и процветанию нации, как общественное здоровье.

Общественное здоровье - это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий национальной безопасности и обеспечивающий качество жизни, обусловленное состоянием здоровья населения. Важнейшим условием воспроизводства этого социального ресурса являются реализация согласованной политики государства, осуществляемой одновременно различными отраслями народного хозяйства и секторами экономики в области экономического роста и социального благополучия, где здравоохранение играет значительную роль. Поэтому от качества экономических отношений как внутри системы здравоохранения, так и за ее пределами, от их ориентации на улучшение здоровья населения, зависит общественное здоровье. Все это обусловливает необходимость поиска и обоснования путей решения важной народнохозяйственной задачи - развития экономических отношений в здравоохранении, ориентированных на улучшение здоровья населения.

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах.

1. Рыночная экономика и ее сущность

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.

Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности. Рыночная экономика - это экономика незакрепощенного, но цивилизованного предпринимательства. Ее нельзя считать однозначной, характеризуемой единым свойством. В соответствии с ее назначением представляется, что это экономика большого рынка. Но не в этом суть рыночной экономики. Экономика - не только рынок купли-продажи. Скорее, следует говорить об экономике рыночных отношений, пронизывающих воспроизводственный процесс, включая производство, распределение, обмен, потребление общественного продукта .

Не существует и единого принципа построения и функционирования рыночной экономики, т.е. принципа «рыночности». Фактически речь идет о целой системе, совокупности принципов, которые, будучи вместе взятыми, с учетом их взаимной связи и взаимодействия, характеризуют рыночную экономику, механизм ее действия. Рыночная экономика - это сложная система экономических связей и отношений, в которой необходим анализ спроса и предложения, издержек производства, денежного хозяйства, экономического роста и пр.

Фундаментальной характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства означает, что частное предприятие вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора предполагает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подходящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений .

В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица в состоянии делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить большую прибыль, владельцы материальных ресурсов - более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие - большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг - приобрести это благо по самой низкой цене.

Свобода выбора служит основой конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция предусматривает:

-наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов каждого блага (ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукции, которое бы могло повлиять на ее цену);

-не существует искусственных юридических или институциональных препятствий для расширения или сокращения отдельных отраслей (производитель может легко вступить в какую-то отрасль или покинуть ее).

Вместе с тем в общей массе принципов и признаков рыночной экономики нет равнозначности, понимаемой как относительное равенство значимости каждого из них. Можно выделить ведущие главные принципы, имеющие решающее, определяющее значение. Другие же принципы оказываются частными, производными, второстепенными.

Любая экономика развивается на основе объективных законов, они едины для всякой общественно-политической и социально-экономической системы, носят универсальный, всеобщий характер, и в этом отношении аналогичны физическим и биологическим законам. Но законы экономики проявляют себя в деятельности общества и отдельных людей, действуют в определенной социально-экономической среде. А эта среда не пассивна. Ее главные элементы - человек, социальные группы, общество, власть - в пределах условий и ограничений, определяемых объективными законами, обладают значительной степенью свободы выбора, действуют в соответствии с собственной волей .

Таким образом, всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависит от людей и определяются ими либо индивидуально, либо групповым, либо общественным образом. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное раскрепощенное пространство экономических действий, проводимых в рамках установленных государством и обществом законов, правил, норм экономического поведения.

К примеру, законы спроса и предложения, лежащие в основе рыночного механизма ценообразования, не определяют однозначно величину цен. Конкретные значения цен и даже способы ценообразования определяются правилами поведения участников экономической системы. Наиболее важные правила такого рода, соблюдаемые большинством участников, образуют принципы. Чем полнее принципы согласованы с законами, тем эффективнее действует экономическая система, тем она более справедлива и объективна.

В отличие от экономических законов, принципы не носят всеобщего универсального характера, зависят от вида, типа общественно-политической, экономической системы и в определенном смысле даже характеризуют систему с точки зрения господствующей государственной идеологии и общественной, социальной психологии.

Рассматривая, усваивая принципы рыночной экономики, ее отличия от централизованно управляемой, огосударствленной экономики, необходимо понимать, что в чистом виде не существует ни той, ни другой экономики. Рыночная экономика, есть по существу, смешанная экономика, в которой рынок сочетается с государственным регулированием.

Механизмом, координирующим деятельность всех субъектов, являются рынок и цены. Рынок - это механизм, с помощью которого осуществляется контакт между носителями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система цен на продукты и услуги.

2. Рыночные отношения в здравоохранении

Традиционно считается, что в области здравоохранения нельзя сформировать полноценный рынок. Простейшие рыночные отношения, такие понятные в других секторах экономики, здесь не срабатывают из-за несостоятельности рынка, поскольку здравоохранение, как отрасль общественного хозяйства, обладает целым рядом характеристик, нарушающих действие рыночных механизмов .

Считается, что, во-первых, в здравоохранении уровень и объем потребления требуемых медицинских услуг не могут определяться только уровнем платежеспособности человека. Это касается, прежде всего, экстренной медицинской помощи, которая оказывается бесплатно во многих странах мира, даже лицам, не имеющим средств и страховки. Более того, доказана обратная связь между уровнем личного дохода (т.е. реальной платежеспособностью) и потребностью в медицинской помощи. Так, в Великобритании из общего количества случаев заболеваний 37% приходится на 10% беднейших семей, которые потребляют почти 50% всех ресурсов здравоохранения . Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения (что реально только в условиях государственного регулирования) в пользу наиболее нуждающихся - детей, пожилых людей, хронических больных, лиц с низкими доходами на основе принципа общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старика. Однако, это фактически разрушает принципы рыночного ценообразования, поскольку расходы на лечение переносятся на платежеспособное население.

Во-вторых, принято считать (и это в некоторой степени соответствует истине), что потребитель медицинских услуг не может судить об уровне и качестве требуемой медицинской помощи (в силу отсутствия специальных знаний, физического и психического состояния). В отличие от других рынков, в здравоохранении не потребитель (пациент), а производитель (медицинский работник) определяет объем и уровень предоставляемых медицинских услуг. Врачи одновременно выступают в нескольких лицах: производителей медицинских услуг, агентов пациентов, определяющих меру их потребности, объем (а иногда и стоимость), качество лечения и оказанных ими медицинских услуг. В результате возникает конфликт между медицинскими и экономическими интересами врачей и пациентов. Кроме того, у пациента, как правило, отсутствует объективная информация относительно того, когда, какая и в каком объеме ему потребуется медицинская помощь. Подобное существенно сдерживает покупательскую инициативу населения относительно приобретения медицинской страховки или участия в оздоровительных и профилактических мероприятиях. Эта асимметрия интересов медицинских работников и пациентов (производителей и потребителей медицинских услуг) деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения и, со своей стороны, обусловливает специфику рыночных механизмов в здравоохранении .

В-третьих, часть медицинских услуг (санитарно-гигиенические, противоэпидемические, профилактические и т.п.) обладает свойствами общественных товаров, т.е., в отличие от товаров индивидуального потребления, является объектом коллективного потребления, чаще всего неадресного характера. Сюда относятся профилактические, санитарно-эпидемические мероприятия, вакцинация, которые оказываются сразу большому количеству лиц, а положительный эффект распространяется на все население в целом.

3. Экономика здравоохранения в рыночной системе экономических отношений

Анализ внешних условий функционирования здравоохранения в рыночной системе экономических отношений показывает, что сегодня развитие социального сектора экономики требует обращения к данным о тесноте связи здоровья населения с уровнями материального обеспечения и образования, характером гигиенического поведения и состоянием окружающей среды.

В изменившихся условиях разработка и использование оптимальных способов оплаты медицинских услуг требует учета теоретических положений неоклассической экономической теории, рассматривающей медицинские услуги как сугубо "экономический товар" .

Главной характеристикой современной рыночной экономики является выраженная социальная ориентация. Ее суть заключается в подчинении всей хозяйственной деятельности интересам развития общества путем создания условий для наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала личности входящих в его состав индивидов. Как показал исторический опыт, развитые страны мира смогли решить поставленные перед ними задачи по гуманизации национальных моделей рыночной экономической системы. Переход российской экономики на рыночные принципы хозяйствования обусловил необходимость проведения в обществе системных преобразований, охвативших практически все сферы жизнедеятельности людей. Основной задачей настоящего периода общественного развития стало создание социально ориентированной экономики. Необходимость ее формирования связана с действием ряда объективных факторов, отражающих требования современного этапа развития гражданского общества:

Удовлетворение основных потребностей и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности для всех без исключения членов общества;

Создание условий для свободного творческого труда, главной движущей силы научно-технического прогресса и экономического роста;

Гармонизация социальных отношений между отдельными индивидами и социальными группами.

Настоятельная необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена воздействием на здоровье и благополучие населения множества факторов, далеко выходящих за пределы компетенции сектора здравоохранения. Службы здравоохранения лишь в ограниченной степени способны влиять на основные причины заболеваемости в стране. Состояние здоровья населения в значительно большей степени предопределяется взаимодействием других взаимосвязанных факторов: социально-экономическим статусом, поведением и образом жизни, генетической предрасположенностью и состоянием окружающей среды. Они тесно связаны с состоянием национальной экономики, гуманизация деятельности которой является непременным условием устранения факторов ухудшения здоровья населения и обеспечения экономического развития страны .

Создание социально ориентированной экономики в нашей стране требует сочетанного использования принципов социалистической социальной системы с рыночными стимулами. Социальная ориентация российской экономики должна быть направлена на достижение нескольких целей. Во-первых, это обеспечение рационального уровня потребления для большинства населения путем насыщения рынка потребительскими товарами и услугами при одновременном сокращении дифференциации уровня потребления благ до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству; во-вторых, - создание условий для квалифицированного творческого труда при качественном изменении структуры экономики: сокращении до минимума доли тяжелого физического труда, экологически вредных производств и развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок; в-третьих, - создание эффективной системы социальной защиты населения.

Основным условием эффективной социализации экономики является развитие социального сектора. Он объединяет отрасли национальной экономики, деятельность которых направлена на обеспечение социальных потребностей общества. Этот сектор образует сферу нематериального производства, т.е. производства услуг (третичный сектор). В нем так же, как в первичном (отрасли добывающей промышленности) и вторичном (отрасли обрабатывающей промышленности) секторах экономики используются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, осуществляется инвестиционная деятельность. Отрасли социального сектора производят преимущественно нематериальные блага (услуги). Это особый вид экономических благ, предоставляемых в форме профессиональной деятельности, не имеющих материального выражения и существующих только в момент их оказания .

Экономисты относят услуги к особому виду экономических благ . По определению классика маркетинговой теории Ф. Котлера, услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и, которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Профессиональная услуга - это сделка, фактическая завершенность которой овеществлена вложенным трудом профессионала. Одной из разновидностей профессиональных услуг являются медицинские услуги. Медицинская услуга представляет собой структурированную единицу медицинской помощи; это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Организм человека как объект медицинской деятельности и целевое профессиональное воздействие на состояние его здоровья как предмет существенно отличают медицинскую услугу от мира обычных товаров и других профессиональных услуг. При разработке организационных моделей оказания медицинской помощи важное значение приобретает учет характеристик, свойственных всем видам услуг;

Неосязаемость услуги в связи с частым отсутствием четко определенных гарантий увеличивает покупательский риск, оценить который значительно сложнее, чем в сделках купли-продажи обычных товаров. Неосязаемость услуги требует авансированного доверия потребителя и компенсируется материальными условиями ее предоставления. Для преодоления этого свойства услуг используется лицензирование;

Неотделимость от источника заключается в том, что услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным ее предварительную оценку в каждом конкретном случае. Возможно лишь сравнение ожидаемых и полученных выгод. Способом компенсации этого свойства услуг служит аккредитация и сертификация;

Непостоянство качества (неопределенность, изменчивость). В связи с возможностью возникновения индивидуальной реакции организма усиливается неопределенность конечного результата, который может быть полным, неполным или отсутствовать вообще. Преодоление этого свойства достигается использованием стандартизации и унификации;

Несохраняемость (ненакопляемость) услуги вызывает необходимость ее предварительной оплаты.

Использование рыночной концепции в здравоохранении основано на признании медицинской услуги в качестве экономического товара, который можно покупать и продавать на открытом рынке. Все известные экономические блага экономисты объединяют в четыре большие группы: общие, общественные, коллективные и частные блага. Основными классификационными критериями группировки экономических благ являются их исключаемость и конкурентность в процессе потребления .

Многие услуги сферы здравоохранения рассматриваются сторонниками неоклассической теории как сугубо частные (индивидуальные) товары. Они состоят из достаточно мелких единиц и могут быть приобретены отдельными покупателями. В результате такой покупки товаром пользуется тот, кто его купил, или, другими словами, процесс потребления частных товаров подчиняется правилу "исключения". С этой точки зрения пользу для здоровья в результате потребления этих товаров получает только лицо, пользующееся ими (например, покупка аспирина для лечения головной боли). Применительно к товару этого вида, согласно стандартной неоклассической модели, способом выбора их финансирования является ценообразование на основе предельных издержек. С экономической точки зрения, на практике оно оборачивается оптимальным вложением средств.

Некоторые услуги сферы здравоохранения являются сугубо общественными товарами, поскольку их благами пользуются все без исключения члены общества. Они состоят из крупных единиц и не могут быть проданы индивидуальному потребителю. На процесс их потребления не распространяется правило "исключения". Население может пользоваться выгодами общественных товаров, не неся издержек по их приобретению. Примерами общественных товаров служат некоторые мероприятия в области оздоровления состояния окружающей среды (контроль за качеством воздуха и борьба с загрязнением воды). Взимание платы за эти услуги с пользователя представляется нереальным, поскольку неплательщики будут пользоваться теми же благами, что и плательщики. Таким образом, никаких стимулов к оплате таких услуг не существует (так называемая проблема "транспортного зайца" или "едущего бесплатно"). Поскольку эти товары трудно выразить в ценах и продать индивидуальному потребителю, то трудно найти и производителя, который по своей инициативе станет их производить и предлагать. Вместе с тем, в такого рода товарах имеется общественная необходимость, поэтому государство берет на себя обеспечение производства товаров и услуг общественного пользования и организует их принудительную покупку через систему обязательных платежей (налогов) .

Наконец, многие медицинские услуги рассматриваются экономистами как смешанные товары: отдельные лица получают выгоды от пользования услугами, но и другие, хотя и не принимают непосредственного участия в сделке между производителем и потребителем услуг, также получают выгоду. В качестве примера можно привести лечение инфекционных заболеваний, таких как туберкулез или сифилис. Оно защищает не только больных, но и тех, кого эти больные заразили бы, если бы лечение не было проведено. В этом случае социальные выгоды превышают выгоды частные. Поэтому использование ценообразования на основе предельных издержек ведет к уменьшению объема пользования услугами по отношению к оптимальному с социальной точки зрения объему. Применительно к этим товарам экономисты считают целесообразным введение субсидирования для того, чтобы повысить уровень частного спроса до объема, который уравняет социальные выгоды с социальными расходами и тем самым максимально повысит предполагаемое благосостояние общества. Экономические последствия введения соучастия в расходах в этом случае могут носить неоднородный характер. Субсидирование предполагает выплаты потребителями услуг разных сумм, варьирующих от нуля до значительной доли процентов предельных расходов. В условиях, когда цена услуги составляет меньшую величину в сравнении с предельными издержками, создаются предпосылки для повышенного объема потребления медицинских услуг. При описании причины их избыточного потребления аналитики используют понятие "морального искушения".

В условиях рыночной экономической системы оплата медицинских услуг может осуществляться разными способами. В зависимости от того, к какому виду экономических товаров относятся те или иные медицинские услуги, используется один из трех альтернативных вариантов их оплаты: индивидуальный, коллективный или общественный способ финансирования медицинской помощи.

За медицинские услуги можно платить на месте (индивидуальный способ оплаты). Такая система называется гонорарной и удобна лишь для обеспеченной части населения. Поскольку решение о приобретении индивидуальных товаров частное лицо принимает самостоятельно, то объем их производства определяется потребностью и платежеспособностью покупателей.

Большинство же, потеряв в случае болезни источник доходов, не в состоянии оплатить необходимые медицинские услуги и лекарства. Поэтому уже в XVIII-XIX вв. покупатели медицинских услуг, чтобы отвести от себя правило "исключения", стали объединяться в общества взаимопомощи, создавать больничные кассы и различные фонды, т.е. страховые организации. Так, при покупке товаров индивидуального пользования получил развитие коллективный способ финансирования медицинских услуг, возникла система социального страхования .

Содержанием начального этапа развития социального страхования как формы социальной взаимопомощи явилось объединение небольших страховых взносов населения для общего пользования при обязательном условии отказа от их возврата. Его основой стал принцип социальной солидарности: богатый платит за бедного, молодой за старого, здоровый за больного. При этом деятельность страховых организаций способствовала решению двух важных социальных задач: повышению платежеспособности клиентов и обеспечению доступности медицинской помощи малообеспеченным группам населения. В страховой системе сохраняется действие рыночных регуляторов. Даже в случае высокой степени обобществления и государственного регулирования потребление медицинских услуг носит индивидуальный характер, что обеспечивается ведением персонального учета общей стоимости медицинских услуг, полученных каждым гражданином в течение года. Персональный учет является основой финансовой деятельности страховой организации, без него не может быть страхования.

Дальнейшее развитие страховой системы связано с возрастанием значимости общественных механизмов в страховании здоровья. Со временем профсоюзные и другие общественные движения и организации добились от парламентов принятия законов об обязательном медицинском страховании работающих и участии работодателей, в оплате взносов на медицинское страхование. Впервые в мире система обязательного медицинского страхования была введена в Германии. Ее основой стал свод законов, принятых правительством канцлера Отто фон Бисмарка в 1883, 1884 и 1889 гг. За счет средств страхования предполагалось оказание только минимального объема медицинских услуг. Одновременно развивалось дополнительное, в большинстве своем частное и прибыльное страхование, которое обеспечивало медицинские услуги, выходящие за рамки обязательных программ.

Последующая трансформация финансовой системы здравоохранения в XX веке связана с использованием новых политических и идеологических стратегий в области охраны общественного здоровья и развитием популяционной медицины, объектом которой стал не отдельный пациент, а большие группы людей. В этот период во многих странах мира здравоохранение перешло на бюджетное финансирование, т.е. стал использоваться общественный способ оплаты медицинских услуг, возникла так называемая бюджетная или "бесплатная" медицина. В результате большинством населения здравоохранение стало рассматриваться как общественный неделимый продукт. Поскольку процесс потребления общественного товара не подвержен действию правила "исключения" и все имеют к нему одинаковый доступ, у людей создалось впечатление о бесплатности общественного товара, и как следствие возникло необоснованное избыточное его потребление. В условиях принудительной оплаты общественных благ решение об объеме их производства принимается на государственном уровне. Те, кто принимает решение о необходимых объемах производства общественного товара, рассматривают увеличившиеся масштабы потребления как свидетельство растущей потребности в нем и расширяют производство. Так возникает порочный круг, порождающий перепотребление и перерасход ресурсов в бюджетной системе здравоохранения, или "бесплатной" медицине .

Таким образом, особенности медицинской услуги как экономического товара обусловливают серьезные трудности в выборе оптимальной модели организации и финансирования системы здравоохранения. Не вызывает сомнений тот факт, что она должна носить смешанный характер и иметь несколько независимых друг от друга источников финансирования. При этом часть системы, которой присуще индивидуальное потребление, должна управляться рыночными регуляторами, а социальная несправедливость, возникающая в результате реализации принципа "исключения", смягчаться за счет действия страховых механизмов. Та же часть системы, которая носит характер общественного потребления, должна подчиняться политическим решениям. На практике реализация этой закономерности носит сложный и весьма неоднозначный характер. Однако ее полное забвение влечет за собой серьезные последствия. Особенно следует помнить о различном влиянии взимания платы с пациентов на объем потребляемых ими медицинских услуг. Это влияние объясняется тем, что цены нередко препятствуют пользованию медицинскими услугами, когда их оплата составляет немалую долю семейного бюджета. В результате сокращения объемов потребления медицинских услуг и задержек с обследованием и лечением здоровье людей может ухудшиться настолько, насколько повышение доступности и качества медицинской помощи могло бы благоприятно отразиться на состоянии здоровья отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

4. Рынок услуг здравоохранения

Рынок услуг здравоохранения имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена. Рынок услуг здравоохранения определяется наличием двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка - необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.

Наряду с рынком медицинских услуг, описанным выше, понятие рынок в здравоохранении включает в себя целую систему отдельных элементов, взаимосвязанных рынков: рынок лекарственных препаратов, рынок труда медицинского персонала, рынок научных медицинских разработок, рынок медицинского оборудования и техники, рынок ценных бумаг (последний элемент имеет место только при развитом рынке).

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет ряд существенных функций:

1. Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка не возможно определить взаимовыгодность их деятельности.

3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.

4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет научно-технический процесс .

Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере, сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством – борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Для того чтобы погоня за прибылью, за выгодными видами медицинских услуг не сказалась пагубно на всей системе здравоохранения, должен быть выработан действенный хозяйственный механизм, сочетающий бюджетное финансирование, финансирование из местных бюджетов, использование страховых взносов и перевод отдельных видов медицинской помощи на платную основу.

Решение этих вопросов связано как с общим улучшением экономической ситуации в стране, так и с изменением хозяйственного механизма самого здравоохранения.

В системах здравоохранения, построенных по советскому образцу, объемы и уровень предоставления медицинской помощи, при всем декларировании равенства и социальной справедливости, отличались высокой степенью привилегированности. Была создана специальная система медицинской помощи для руководства партии и страны. При ограниченности ресурсов, выделяемых на здравоохранение, определенный приоритет отдавался рабочим и детям. Все это и сегодня не мешает утверждать, что доступность квалифицированной медицинской помощи обеспечивалась государством независимо от социального положения пациента, его места жительства и т.п.

Принципиальная сущность современного периода реформирования отечественной системы здравоохранения, наряду с прочими, характеризуется объективными условиями, при которых медицинская услуга становится товаром, а отношения производителей и потребителей медицинских услуг (в частности, врача и пациента) по сути своей начинают определяться как маркетинговые c преобладающей ролью пациента. Подобными проявлениями отношений врача и пациента характеризуется система обязательного медицинского страхования, введение которой в России осуществляется с 1991 года .

Классические цивилизованные рыночные отношения, как известно, подчинены экономическим законам, специфичны в управлении и входят в противоречие с методами администрирования. В поле рыночных отношений медицинская помощь как своеобразный вид производственной деятельности наполняется экономическими характеристиками.

До того условные группы пациентов (больные одной болезнью, декретированные контингенты, лица диспансерных групп наблюдения и пр.) начинают соотноситься с характерными для рынка структурами. Полем реализации взаимоотношений в медицине становятся определенные сегменты рынка медицинских услуг , разнообразие которых по форме и содержанию отображает в здравоохранении как в социальной структуре общества один из принципов демократичности. Одной из характеристик рынка медицинских услуг в условиях либеральных систем здравоохранения является его сегментация, т.е. ориентирование продажи медицинских услуг на определенные потребительские группы.

Последний факт достоверно подтверждается отдельными исследованиями отечественных авторов, по которым в современном российском обществе условно выделяются следующие слои (данные взяты из книги “Фундаментальные основы политики здравоохранения”, под редакцией О.П.Щепина, М., 1999):

Олигархия и управляющая бюрократия – до 7%;

Средний класс – до 12 %;

Слой условных бедняков – более 60%;

Низшие группы населения – менее 12%;

Десоциализированные граждане – до 9%.

Взаимодействие всех субъектов системы здравоохранения, особенно в системе обязательного медицинского страхования, определение их функций, а, следовательно, и формирование типов и форм отношений врача и пациента, естественно связано с конкретными характеристиками населения как потребителя медицинских услуг. А такими характеристиками, как отмечает А.В. Решетников (2000), являются пол, возраст, семейное положение, род занятий, уровень образования и доходов тех или иных социальных групп, а также психографические данные: принадлежность к тому или иному социальному слою, стиль жизни, личностные и поведенческие качества.

Именно исходя из реального расслоения общества необходимо определять подходы к специфичности рынка медицинских услуг, его сегментации, особенно в вопросах характеристики производственных отношений в этих сегментах.

Объективно в деятельности лечебно-профилактических учреждений происходил процесс классификации пациентов на группы с различными нуждами и потребностями, характеристиками или поведением. Именно данные критерии наряду с некоторыми другими определяют сегментирование рынка медицинских услуг в маркетинговых системах, т.е. спецификация медицинских технологий и медицинских процедур, удовлетворяющих определенный спрос пациента (клиента), объективно и закономерно ориентирована на специфических потенциальных потребителей определенного сегмента рынка. И все это, в свою очередь, определяет, в частности, экономическую специфичность отношений врача и пациента.

Учитывая приведенную выше классификацию расслоения общества (либо, в принципе, опираясь на любую другую возможную классификацию), методологически оправдано выделение сегментов рынка медицинских услуг, соответствующих данным условным критериям.

В исследовании данной проблемы, в поисках решений очерченного противоречия между потребностями в медицинских услугах и удовлетворением спроса помогает использование модели маркетинга медицинских услуг, фрагмент которой приведен на рис.1.


Рис.1. Модель рынка медицинских услуг.

При исследовании взаимосвязей элементов модели предпринята попытка внести ясность в критерии разграничения сущности медицинской помощи и медицинской услуги, а также очертить сущность медицинской процедуры в соответствующем сегменте рынка. В любом из сегментов рынка медицинских услуг медицинские нужды и потребности в медицинской помощи у пациента (клиента), независимо от принадлежности к той либо иной общественной прослойке, не связаны с его личным или общественным благосостоянием: патологические состояния (болезнь) и потребность быть здоровым категории видовые, более биологические, чем социальные. В этом смысле, независимо от социального статуса пациента (клиента), конкретный вид медицинской услуги, соответствующий определенному стандарту, трактуется конкретным психосоматическим состоянием и целью обращения. В то же время, спрос и возможность приобретения конкретной медицинской процедуры из многообразия процедур, адекватных определенному виду медицинской услуги, напрямую связаны с благосостоянием пациента, его платежеспособностью.

Таким образом, системы здравоохранения, опирающиеся на объективные экономические законы при множестве определяющих, характеризуются определенными сегментами рынка. Сегментирование рынка медицинских услуг позволяет предоставить медицинскую помощь (удовлетворить конкретный спрос) и с учетом индивидуальности пациента, и с учетом массового потребления медицинских услуг.

Заключение

Здравоохранение имеет свои особенности, предполагающие главенство медицинских результатов над финансовыми. И в этом смысле сфера действия рыночных отношений в здравоохранении несколько ограничена. Речь идет о необходимости четкого разграничения сфер, где достижение наилучших медицинских показателей возможно на экономической основе, и сфер, где этого необходимо добиваться административными, общественными и другими мерами.

Для того, чтобы экономические отношения в здравоохранении были чисто рыночными, должно быть достигнуто совпадение субъекта, оплачивающего медицинские услуги, и потребителя этих услуг. Другими словами, при чисто рыночных отношениях каждый должен из своего кармана оплачивать оказанную ему услугу. Однако, в системе охраны здоровья существует большое число общественно потребляемых услуг (в первую очередь речь идет о комплексе профилактических мероприятий и деятельности учреждений санитарно-эпидемиологического надзора), которые не могут и не должны оплачиваться и потребляться кем-либо индивидуально.

В основе организации здравоохранения должны лежать взаимодополняющие и уравновешивающие вклады трех сторон: государства, организации здравоохранения и населения, а также принципы, стимулирующие, с одной стороны, рациональное потребление медицинских услуг и заботу населения о собственном здоровье, с другой - мотивированное стремление организаций здравоохранения к оказанию качественной медицинской помощи населению, повышению качества жизни пациентов.

Литература:

1. Григорьев Ю.М., Истомина Л.Б. // Экономика здравоохранения. – 1999. – N 2. – С. 10–14.

2. Комаров Ю.М., Ермаков С.П., Иванова А.Е. и др. // Экономика здравоохранения. – 2000. – N 7. – С. 5–12.

3. Светличная Т.Г. Здравоохранение в рыночной системе экономических отношений // Главврач, 2008, N 8.

4. Таранов А.М. // Экономика здравоохранения. – 1998. – N 2. – С. 12–14.

5. Шамшурина Н.Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. - М.: МЦФЭР, 2001. - 278 с.

6. Шарабчиев Ю.Т. Рыночные отношения в здравоохранении и возможные механизмы их реализации в условиях государственного регулирования // «Медицинские новости» – 2006. – №3. – С. 83-88.

7. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. - М., 1998.

8. Шишкин С.В. // Экономика здравоохранения. - 2000. - N 8. - С. 10-15.

9. Щепин О.П. // Пробл. социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины. - 1999. - N 3. - С. 7-10.

10. Щепин О.П., Габуева Л.А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. М., МЦФЭР, 2006.

Рис. 8.5. Основные характеристики рынка медицинских услуг

Рис. 8.4. Производство и потребление товаров и медицинских услуг

Рис. 8.3. Свойства медицинских услуг

Рис. 8.2. Этапы становления рынка медицинских услуг

На этапе самообеспечения человек (Рис. 8.2.а), наделенный опытом «примитивного врачевания» использовал его наряду с другими способами обеспечения своей жизнедеятельности. Лекарь рассматривал свое окружение как потенциальных «покупателей» медицинских услуг.

Концентрация усилий врачевателя на избранном способе удовлетворения своих нужд способствовало накоплению опыта, улучшению качества лечения, обмену медицинских услуг на товары и услуги других сфер человеческой деятельности и способствовала становлению второго этапа – децентрализованного обмена (Рис. 8.2.б). В условиях децентрализованного обмена, врачеватель – продавец медицинских услуг, а потребитель услуг (больной) – человек, нуждающийся в сохранении здоровья. В условиях децентрализованного обмена производители медицинских услуг представляют продукт своей общественно-полезной деятельности (врачевание) для продажи, одновременно обменивая его на необходимые товары (услуги).

Самообеспечение и децентрализованный обмен существуют и сейчас в форме «частной медицинской практики».

Третьим этапом в становлении рынка медицинских услуг является этап централизованного обмена (Рис. 8.2.в). Здесь в сферу деятельности продавец-потребитель (врач-больной), внедряется посредник («купец»), занимая место в центре ранее сложившихся отношений, а система оказания медицинской помощи приобретает следующую структуру: продавец медицинских услуг (врач) → купец или посредник (в т.ч. страховая компания или государство) → потребитель (больной).

Расслоение общества на классы, богатых и бедных, необходимость врачевания и его дороговизна, прогрессирующая недоступность врачевания для больших групп людей с малым материальным достатком, явились причиной внедрения в свободный рынок врачевания сначала религиозных, затем общественных и страховых организаций, а затем и государства. Религиозные, общественные, государственные фонды, используя известные механизмы, депонировали определенную часть продукта человеческой деятельности или его эквивалента, приобретая для членов общества доступное или бесплатное врачевание, выполняя функции посредника . Последние изучают исходный статус состояния здоровья потребителя медицинских услуг, определяют ресурсную базу (создают свои больницы или оплачивают услуг сторонних учреждений и врачей), формируют стандарт медицинских услуг, оценивают конечный статус здоровья их потребителей, с учетом которого, производят оплату. Так в Киево-Печерском монастыре (≈1090 г.) работал врач Агапит, который оказывал медицинскую помощь населению бесплатно. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто врач, и многие больные приходили к нему и выздоравливали». В «Изборнике Святослава» (XI в.) содержится указание монастырям приглашать к больным врача («аще лечец прилучится») и уплачивать ему за труд. Необходимо отметить, что культовые организации, общественные фонды, государство, выполняя функции посредника, реализуют концепцию равных возможностей и социальной справедливости при оказании медицинской помощи населению.


Функционирование рынка медицинских услуг базируется на трех основных принципах: эквивалентности (соотношения затрат и получаемых благ), возмездности (выполнение работ в обмен на другие блага), взаимовыгодности (участникам рыночных отношений должно быть выгодно устанавливать хозяйственные контакты с контрагентами).

В схеме рыночных отношений в здравоохранении, можно выделить четыре группы основных участников рынка, между которыми реализуются основные виды хозяйственных связей и экономических отношений (Рис. 2.1).

Первая группа – население и семьи. Они продают принадлежащие им ресурсы на соответствующих рынках, платят налоги государству, получают от него социальные трансферты, приобретают товары и услуги на потребительских рынках, распоряжаются деньгами.

Вторая группа участников рынка – медицинские организации, участвующие в оказании медицинских услуг и реализации товаров медицинского назначения. В литературе по экономике здравоохранения укрепилось устойчивое понятие «медицинский субъект».

Третью группу участников рынка составляют финансово-кредитные организации. Медицинские субъекты и люди хранят свои деньги в банках и у них же берут кредиты.

Четвертая группа участников рынка – это государство. Оно является одним из активных и полноправных участников рынка. Нужно заметить, что наибольшую активность государство имеет в тех сферах экономики, где рыночные отношения недостаточно развиты, или их действие не приносит должного общественного результата. Как раз такой сферой является здравоохранение. Государство заинтересовано в привлечении медицинских субъектов к выполнению разработанных им программ в области охраны здоровья населения.

Важным составляющим медицинского рынка является определение услуги, задействованной в нем. Однако, несмотря на развитие здравоохранения и усиление его в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение медицинской услуги.

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет услугу, как действие, приносящее пользу другому. Также считается, что услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Однако определения, имеющие большое значение в экономике вообще, могут не всегда подходить к проблемам экономики здравоохранения, в частности. Например, если пациент находится в бессознательном состоянии, то он не может дать согласие на медицинскую помощь, а тем более на ее оплату. Больному необходимо оказать помощь, но возникает вопрос, кто будет за нее платить и в каком объеме?

При ответе на вопрос, что заставляет потребителя, продавца или предприятие интересоваться определенным продуктом, мы наталкиваемся на весьма значительное в теории обмена, но мало конкретное понятие пользы. Бывает польза потребителя и польза производителя. Под пользой потребителя (пациента) можно подразумевать субъективно оцениваемую способность продукта удовлетворять потребности в собственном здоровье. Польза производителя медицинской услуги (врача, больницы), обычно заключается в прибыли, росте предприятия, гарантии дальнейшей деятельности, оптимальной загрузке мощностей, престиже, повышении качества здоровья пациента и т.п.

Существует ряд определений медицинской услуги. Все они являются точкой зрения их авторов, но лишь немногие действительно отражают сущность медицинских услуг. Проанализируем определение: «Стоматологическая услуга – это любая деятельность или благо, которую одна сторона (стоматологическая клиника, врач-стоматолог), может предложить другой (пациенту)» (Л.Н. Тупикова, С.Е. Тупиков, 2002). Мы считаем, что такое определение недостаточно отражает направленность услуги на здоровье человека. Так если врач-стоматолог предоставит транспорт пациенту для доставки его на прием или стоматологическая клиника продаст другой стороне пасту для чистки зубов (экономические блага) – это вряд ли будет стоматологической услугой.

Следующая дефиниция характеризует медицинскую услугу уже как «профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума» (А.В. Решетников, 2003). Такое определение отражает ориентированность медицинской услуги на здоровье человека. Но, при несомненной правильности такого постулата, в определение медицинской услуги, необходимо заложить и такое понятие, как польза .

Оказание медицинской услуги, как это ни парадоксально, но не всегда может быть направлено только на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума. По ряду данных, в США около 2 тыс. девочек-подростков в год подвергают себя операции по увеличению груди, а в 1998 г. количество таких операций увеличилось вдвое по сравнению с 1992 г. Немецкий журнал «Шпигель» отмечает, что в Германии по приблизительным оценкам, проводится ежегодно от 300 тыс. до 500 тыс. косметических операций в год. При этом сегодня косметические операции и лазерную шлифовку кожи уже предлагают зубные врачи, гинекологи и дерматологи – дабы компенсировать уменьшение гонораров от больничных касс. Число клиентов, пострадавших от косметических операций, выросло в 10 раз по сравнению с восьмидесятыми годами. Среди них есть пациенты со шрамами на лице, ослепшие после операции, зафиксирован даже летальный исход. Известен случай комы после удаления жира, а также самоубийства после неудавшейся косметической операции. Все это явно не способствует сохранению или поддержанию оптимального уровня здоровья. А в некоторых случаях, оказание медицинской услуги по желанию клиента, возможно, нанесет последнему, в дальнейшем, довольно ощутимый вред здоровью, но субъективно, в какой-то момент времени, человек может извлечь из этого пользу.

В связи с вышесказанным мы (С.А. Столяров, 2003) так определяем медицинскую услугу: «Медицинская услуга – это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом), в той или иной форме ».

У индивидуума может возникнуть ряд особых потребностей, которые он может удовлетворить с помощью медицинской услуги, в т.ч. получить услуги косметической хирургии: гименопластику (пластика девственной плевы); циркумцизию, выполняемую в ходе операции препуциотомии при ритуальных обрезаниях крайней плоти (у мусульман, иудеев); увеличить объем молочной железы (часто по коммерческим соображениям пациентки). Хотя непосредственно медицинских показаний к операции в перечисленных случаях может и не быть, но эти услуги обладают потребительской полезностью для пациента и он готов за них платить деньги.


Экономические особенности медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификационные группы.

Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения , связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности лиц, занятых в рассматриваемой нами области человеческой деятельности.

Что это за особенности?

1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке,. Материальные услуги-скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.).

2.Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека. Поэтому данная особенность проявления результата в здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг здравоохранения гораздо чаше и значительно легче смыкается со своей противоположностью - мировым рынком.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, - личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае результат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впрочем, для поддержания собственной квалификации и этому врачу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную практику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возраста (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных условий, семейная медсестра может добиться желаемого эффекта, только решая широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в вопросах планирования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии развития ребенка, проблем преодоления стрессов и эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.

4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезулыпатов (или квазиререзультатов). Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего результата – здоровья – необходимы усилия как врачей узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.

При этом целесообразно остановиться на самом понятии здоровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необходимым, по и, быть может, единственно возможным универсальным показателем получения определенного положительного результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографических и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости населения. И в третью группу входят показатели физического развития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характера, которые непосредственно и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5. Результативность в здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.

Вторая группа определения особенностей услуг здравоохранения связана с выражением количественных характеристик ее стоимости . Здесь важно выделить несколько моментов:

1. Услуга может предоставляться как в товарной (и именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), так и во внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивилизаций (6-8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимости товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-денежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу, чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

2. определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи. -

3.стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно, при длительном лечении).

4, Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения.

К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, семья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и международные структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.

2. Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.

3. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления процесса лечения или профилактики различных заболеваний.

4. Наличие активной взаимосвязи, по линии «врач-пациент». В процессе оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологические. Пациент же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью, которая mo же может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отключается (наркоз, гипноз).

5.Возможность территориальных перемещений в процессе оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально происходит в одном определенном месте.

6.В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.