Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Презентация политическое развитие 30 гг. Течет из прошлого запиской

  • Индустриализация (или промышленный переворот ) (лат. Industria ) . Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

  • Ликвидация технико- экономической отсталости
  • Достижение экономической независимости
  • Создание мощной оборонной промышленности
  • Первоочередное развитие базовых отраслей промышленности

  • С 1928 по 1940 гг. построено 9 тыс. крупных предприятий.
  • По объему промышленной продукции СССР вышел на 1 место в Европе, 2 в Мире
  • Преодолено качественное отставание советской промышленности
  • Прекращен импорт промышленной продукции
  • Создана мощная оборонная промышленность



Различные подходы к осуществлению индустриализации.

1) Группа Сталина выступла за ускоренную индустриализацию и быстрое развитие тяжёлой промышленности.

2) Группа Бухарина и Рыкова считала, что равномерное развитие сельского хозяйства и промышленности более приемлимый вариант.

3) Группа Сокольникова и Шанина считала, что в первую очередь нужно развивать сельское хозяйство.


Перекос в развитии промышленности.

1)Отставание легкой промышленности.

2) Отставание пищевой промышленности.

3) Нехватка средств массового потребления.




Цели коллективизации.

1) создание на селе крупных

коллективных хозяйств

2) обеспечение страны

продовольствием.


Социальный состав советской деревни в середине 1920-х годов в цифрах представлял собой следующее:

  • 8-10 % - крестьяне-кулаки
  • 65 % - середняки
  • 35 % - бедняки.

Методы коллективизации.

2 точки зрения: Сталина и Бухарина

  • Сталин выступал за форсированную коллективизацию
  • Бухарин выступал за постепенную коллективизацию

Итоги коллективизации.

  • К концу 30-х годов 98% крестьян было в колхозах.
  • Государственные запасы хлеба по сравнению с 1928 годом к концу 1930 годов увеличились в 2 раза.
  • Города, армии, стройки были обеспечены продовольствием.

Точка зрения Бухарина на развитие сельского хозяйства.

1)Регулирование кредитно-денежной политики государства.

2) Увеличение финансирования сельского хозяйства из бюджета страны.


Насильственная коллективизация.

1) Статья И.С.Сталина1929 года: “Год великого перелома”.

2) Раскулачивание.

3) Голод 1933 г.


Культурная революция в СССР в сер. 1920-1930 гг.


Цели культурной революции:

1.Создание государственной системы образования, обеспечения всеобщего минимизированного образования.

2.Развитие науки и техники.

3.Развитие литературы и кино.


1). Ликвидирована безграмотность населения.

2). Создана система всеобщего обязательного начального

образования (начальная школа).

3). Создана единая система образования современного

индустриального государства: начальное, среднее, высшее.


Отрицательные стороны культурной революции.

1) Наступление на религиозные права верующих.

2) Введение цензуры для писателей и поэтов.

3) Вынужденная эмиграция некоторых писателей и поэтов.


Репрессии в 30-х годах. Причины:

1) Борьба за власть между И.Сталиным и Л.Троцким.

2) Борьба И.Сталина с оппозицией.


Бессмысленный террор.

1) Репрессии против крестьянства.

2) Репрессии против деятелей культуры.

3) Репрессии против военных.


Задачи: -рассмотреть виды политических режимов; -определить политический режим, существовавший в СССР в 30-е годы; -познакомиться с политической жизнью страны в 30-е годы и личностью Сталина; -оценить политику репрессий; -выяснить, что нужно делать для того, чтобы не допустить складывания антидемократического режима в России; -продолжить развитие речи и логического мышления.


Виды политических режимов: Демократический -свобода слова и печати; -многообразие партий; -демократические выборы; -неприкосновенность личности и частной собственности. Антидемократи- ческий -отсутствие политических свобод; -однопартийность; -сращивание государственного и партийного аппарата; -репрессии против личности; -контроль над населением.




Роль партии в жизни государства члены ВКП(б) занимали все государственные посты; ВЦИК не мог принять ни один закон без Политбюро; партийная символика (красное знамя и гимн «Интернационал») стала государственной; внутри партии все вопросы решало Политбюро; идеология партии (марксизм-ленинизм) стала государственной.















Конституция 1936 года (принята YIII Всесоюзным съездом Советов) ВКП(б) – руководящее ядро общества; марксизм- ленинизм - государственная идеология; окончание строительства социализма; основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, равное прямое избирательное право).




Сталинские репрессии обрушились на Красную Армию, потому что: А) в армии были сильны сторонники Троцкого; Б) армейские кадры противились мерам по механизации армии, опираясь на опыт Гражданской войны; В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.


Репрессии 30-х годов были направлены против «ленинской гвардии», так как она: А) отрицательно относилась к личности Сталина и его методам строительства социализма; Б) поняла, что строительство социализма – неосуществимая мечта; В) пыталась осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности генсека.






«…нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» К.Ясперс «Смысл и назначение истории» К.Ясперс «Смысл и назначение истории» «…нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» К.Ясперс «Смысл и назначение истории» К.Ясперс «Смысл и назначение истории»


Литература 1)Данилов А.А.. История России, XX-начало XXIв/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.- М.: Просвещение, с. 2)Данилов А.А. Рабочая тетрадь по истории России XX – начала XXIвека. Вып. /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, – 112с. 3)Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса/А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.- М.: Русское слово, с. Использованы материалы из презентации «Беломорско-Балтийский канал» Л.Поморцевой, учителя Надвоицкой СОШ Республики Карелия



Слайд 1

Какие черты были наиболее характерны для политической системы СССР в 30-е гг?
Политическая система сталинизма

Слайд 2

Тоталитаризм
Конституция победившего социализма 1936
Культ личности Сталина
Массовые репрессии 3,8 млн. 30-40 гг
Однопартийная политическая система
Идеологизация общественной жизни. Марксизм-ленинизм
Судебные процессы над внутрипартийной оппозицией

Слайд 3

Иерархия партии

Слайд 4

Генеральные секретари ЦК РСДРП(1898) -РСДРП (б)(1903-1918)-РКП(б)(1918-1925) -ВКП(б)(1925-1952) –КПСС(1952-1991)-КПРФ

Слайд 5

Заимствован из презентации А.Бердникова

Слайд 6

Детские и молодежные организации

Слайд 7

Внутрипартийная борьба
Троцкий
«Новая оппозиция» Троцкий Каменев Зиновьев
Идея мировой революции
Возможность победы социализма в отдельно взятой стране
За развитие и углубление НЭПа
Против углубления НЭПа
«Правый уклон» Бухарин Рыков
Свёртывание НЭПа, переход к коллективизации
Не против коллективизации, но за сохранение частных хозяйств
Слайд с анимацией

Слайд 8

Культ личности Сталина. Причины
Организаторские способности Выдвижение на ключевые посты в центре и на местах своих соратников Контроль со стороны партии органов госбезопасности Тактика разобщения и соперничества в отношении свои оппонентов Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

Слайд 9

Проявление культа личности- возвеличивание роли одного человека
Сталин – верный продолжатель учения Маркса, Энгельса, Ленина (идея построения социализма в отдельно взятой стране) Победа партии большевиков в Октябре и Гражданской войне стали возможны «мудрому руководству» Сталина Любая критика Генерального секретаря- это контрреволюционный заговор
Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника Сталин глубже океана, выше Гималаев, ярче Солнца. Он учитель Вселенной Великий вождь, первый ученик Ленина, выдающийся полководец, вождь мирового пролетариата, мудрый, отец народов, гениальный

Слайд 10

Сталинизм – попытка в сжатые сроки провести модернизацию в стране путём форсированного строительства социализма

Слайд 11

Теоретическое обоснование репрессий- тезис Сталина о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе построения социализма
Поводом для развертывания массовых репрессий стало убийство 01.12.34 С. М. Кирова - после него было принято решении о проведении следствия по «террористическим делам» в сокращенном порядке, в течение 10 дней, прокурор и адвокат на процессе отсутствовали, помилование запрещалось, а смертные приговоры осуществлялись немедленно Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией

Слайд 12

Август 1936 Троцкистско-зиновьевский террористический центр: Зиновьев, Каменев Подготовка терактов против руководителей советского государства и партии, убийство Кирова, шпионаж. Диверсии
1937 Пятаков, Радек Антисоветская деятельность, шпионаж, диверсии
Март 1938 Бухарин, Рыков Шпионаж, обвинения в убийстве Кирова, покушение на Ленина, Сталина
1938 «Дело Тухачевского» Подрыв боевой мощи Красной Армии, связи с немецкой разведкой, подготовка гос. переворота
Политические процессы 1936-1938

Слайд 13

Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией
1936 Зиновьев
1936 Каменев
1938 Бухарин
1937 Тухачевский
1938 Рыков


  • рассмотреть виды политических режимов;
  • определить политический режим, существовавший в СССР в 30-е годы;
  • познакомиться с политической жизнью страны в 30-е годы и личностью Сталина;
  • оценить политику репрессий;
  • выяснить, что нужно делать для того, чтобы не допустить складывания антидемократического режима в России;
  • продолжить развитие речи и логического мышления.

  • Антидемократический
  • отсутствие политических свобод;
  • однопартийность;
  • сращивание государственного и партийного аппарата;
  • репрессии против личности;
  • контроль над населением.
  • Демократический
  • свобода слова и печати;
  • многообразие партий;
  • демократические выборы;
  • неприкосновенность личности и частной собственности.

Тоталитаризм

(лат. totalis - всеобщий) – разновидность антидемократического режима, характеризующаяся всеобщим контролем государства над населением.


  • К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией.
  • Изменениями подверглась система образования.
  • Контроль за СМИ. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.
  • Репрессии против церкви. Сбрасывание колоколов с храмов и переплавка их для нужд индустриализации.
  • Контроль за деятельностью интеллигенции. Был создан единый Союз советских писателей, во главе с М. Горьким
  • С 14 лет молодёжь была объединена в единую организацию – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи ВЛКСМ- резерв и помощник партии. (младшие школьники вступали в октябрьскую и пионерскую организацию).

  • члены ВКП(б) занимали все государственные посты;
  • ВЦИК не мог принять ни один закон без Политбюро;
  • партийная символика (красное знамя и гимн «Интернационал») стала государственной;
  • внутри партии все вопросы решало Политбюро;
  • идеология партии (марксизм-ленинизм) стала государственной.

Культ личности – возвеличивание исторической роли одного человека

  • генеральный организатор Октября;
  • создатель Красной Армии;
  • выдающийся полководец;
  • вождь мирового пролетариата;
  • «отец народов»;
  • великий стратег пятилетки;
  • «лучший друг советских детей».
  • «…Он – учитель Вселенной» (казахский поэт Джамбул)


  • 7 августа 1932 года принимается закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов» («о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался расстрел).
  • С ноября 1934г. было образовано Особое совещание , которое в отсутствие обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката имело административное право отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.
  • 1 декабря 1934 года в связи с убийством первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С.М. Кирова начинаются массовые репрессии по политическим делам.
  • От 7 апреля 1935г. – постановление: с 12-ти лет несовершеннолетних, уличённых в совершении преступления, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания, включая смертную казнь.

Репрессивный аппарат

Особое

Совещание

Секретный

отдел

НКВД

Государственное политическое управление

Главное управление лагерей и мест заключения

Народный комиссариат внутренних дел


  • 1936 год – суд над Зиновьевым и Каменевым (их обвинили в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть). Расстреляли.
  • 1937 год – суд над высшим офицерским составом, во главе с маршалом Тухачевским. Расстреляли.
  • 1938 год – суд над Рыковым и Бухариным. Расстреляли.

  • Только в высшем руководстве армии были уничтожены:
  • из 5 маршалов –3;
  • из 5 командиров I ранга -3;
  • из 10 командиров II ранга – 10;
  • из 57 командиров корпусов – 50;
  • из 186 командиров – 154;
  • из 16 армейских комиссаров I и II ранга -16;
  • из 26 корпусных комиссаров – 25;
  • из 64 дивизионных комиссаров – 58;
  • из 456 командиров полков – 401.
  • Вслед за ними были репрессированы 40 тыс. командиров Красной Армии.

  • Был создан НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом.
  • В августе 1940г. по приказу Сталина в Мексике был убит Троцкий. Жертвами сталинского режима стали деятели белого движения, монархической эмиграции.
  • В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.
  • В 1930 - 1953гг . по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек .

Строительство Беломорско - Балтийского канала, судоходного канала, который соединил Белое и Балтийское море.


Храня подспудных лет накал,

Течет из прошлого запиской

Передо мной живой канал…

А.Мальцева


  • Верховный Совет СССР – высший руководящий орган страны, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей.
  • Исполнительная и законодательная власть принадлежала – Президиуму Верховного Совета СССР (в составе СССР было закреплено 11 союзных республик).
  • ВКП(б) – руководящее ядро общества;
  • марксизм- ленинизм - государственная идеология;
  • окончание строительства социализма;
  • основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, равное прямое избирательное право).

  • Ужесточилась национальная политика.
  • Особенно проявилось в мусульманских районах страны. Закрывались мечети. В городах началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам «коммунистической морали».
  • Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.
  • Фактическое признание русского языка государственным языком СССР преследовало не только идеологические цели. Оно создавало условия для межнационального общения, облегчало жизнь в национальных республиках населения.

Сталинские репрессии обрушились на Красную Армию, потому что:

А) в армии были сильны сторонники Троцкого;

Б) армейские кадры противились мерам по механизации армии, опираясь на опыт Гражданской войны;

В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.


Репрессии 30-х годов были направлены против «ленинской гвардии», так как она:

А) отрицательно относилась к личности Сталина и его методам строительства социализма;

Б) поняла, что строительство социализма – неосуществимая мечта;

В) пыталась осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности генсека.


Какой итог был законодательно закреплен в «сталинской» Конституции СССР?

А) Завершение реконструкции народного хозяйства.

Б) Построение в СССР основ социализма.

В) Построение в СССР развитого социализма.


  • СССР в 30-е годы являлся тоталитарным государством с республиканской формой правления, мощным репрессивным аппаратом, где отсутствовали демократические права и свободы, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

«…нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению.

Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается.

Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…»

К. Ясперс «Смысл и назначение истории»


  • Параграф:25, ответить на вопросы на стр.187.
  • Выучить новые понятия и даты.

1 слайд

2 слайд

1.Формирование тоталитарного режима. 2.Идеологизация общественной жизни. 3.Формирование культа личности Сталина. 4.Массовые репрессии. 5.Показательные судебные процессы. 6.Конституция «победившего социализма». План урока.

3 слайд

Какие черты были наиболее характерны для политической системы СССР в 30-е гг? Задание на урок.

4 слайд

Реализация грандиозных социально-экономических планов привела к формированию тоталитаризма. Власть была сосредоточена в руках высшего пар-тийного руководства.Она уничтожила демократи-ческие свободы,оппозицию,подчинила общество своим интересам.ни один закон не принимался без одобрения Политбюро.Оно определяло основные направления внутренней и внешней политики. Пос тепенно изменилась и сама партия-рядовые члены были отстранены от реального решения вопросов. 1.Формирование тоталитарного режима. Политбюро. 1936 г.

5 слайд

Огромную роль в формировании тоталитаризма сыг рал партийный контроль за СМИ.Прекращение контактов с Западом позволило избежать влияния на население других идеологических взглядов.В об-разование на первый план вышло изучение марк-систско-ленинских основ всех наук.В 1932 г.нача-лось наступление на творческие союзы.В 1934 г.все писатели были объединены в Союз советских писа-телей во главе которого был поставлен М.Горький. 2.Идеологизация общественной жизни. Демонстрация против кулаков.

6 слайд

Впоследствии аналогичные союзы возникли у кине-матографистов, художников, композиторов.Тех кто работал в рамках официальной идеологии поддер-живали материальными благами и привилегиями. Остальное население так же состояло в обществен-ных организациях-профсоюзах, комсомоле,пионер-ской и октябрятской организациях. В различные организации объединялись физкультурники, изоб-ретатели, женщины и т.д. 2.Идеологизация общественной жизни. Конфискация икон.

7 слайд

Характерной чертой поли тической жизни этого периода стал культ лич ности И.Сталина.21 де-кабря 1929 г.,в день 50-летия Сталина, страна узнала,что у нее есть ве ликий вождь.Он был объявлен «первым уче- ником Ленина».Вскоре Сталину стали припи-сывать все успехи стра-ны.Он именовался «ве-ликим», «мудрым», «во ждем мирового пролета риата», «великим стра-тегом пятилетки. 3.Формирование культа личности Сталина. Плакат 1932 г.

8 слайд

В это же время шло формирование карательных ор-ганов для преследования инакомыслящих.В н. 30-х прошли последние процессы над эссерами и мень-шевиками. «Шахтинское дело»1928 г. привело к ре прессиям в отношении буржуазных специалистов. Затем последовала кампания против кулачества.в 1932 г. «Закон о трех колосках» дал начало пресле-дованию даже беднейшего крестьянства.В 1934 г. Особое совещани в НКВД получило право во вне-судебном порядке отправлять «врагов народа» в колонии. 4.Массовые репрессии. Заключенные на строительстве Беломорканала.

9 слайд

Поводом для развертывания массовых репрессий ста ло убийство 1.12.34 С.Кирова-после него было при-нято решении о проведении следствия по «терро-ристическим делам» в сокращенном порядке,в те-чение 10 дней,прокурор и адвокат на процессе от-сутствовали, помилование запрещалось, а смерт-ные приговоры осуществлялись немедленно.В 1935 г.закон был дополнен, под его действия попадали и подростки с возраста 12 лет. К семьям «врагов на-рода» стали относиться как к преступникам. 4.Массовые репрессии. Похороны С.М.Кирова

10 слайд

В сер.1930-х Сталин прис-тупил к ликвидации всех недовольных. В 1936 г. состоялся про-цесс по делу Зиновьева, Каменева и их сторон-ников.подсудимых обви нили в убийстве Киро-ва, покушении на Ста-лина и других преступ-лениях.Прокурор А.Вы-шинский потребовал их расстрелять и суд вы-нес смертный приго-вор.Вслед за эти после-довали новые процес-сы. 5.Показательные судебные процессы. Л.Б. Каменев. Г.Е. Зиновьев.

11 слайд

В 1937 г.по «делу марша-лов» были расстреляны герои гражданской вой ны-Тухачевский,Якир, Уборевич и др. военно-начальники.В марте 1938 г.на 3 процессе бы-ли осуждены Н.Буха-рин, А.Рыков, К.Радек и др.Страна погрузи-лась в атмосферу стра-ха.Секретный отдел НКВД настигал своих жертв даже за границей -в 1940 г.в Мексике был убит Л.Троцкий. 5.Показательные судебные процессы. К.Радек Н.И. Бухарин

12 слайд

«Большой террор» был призван снять социаль- ную напряженность, вы званную неудачами эко номических и полити-ческих решений руко-водства.Этой же цели соответствовала Кон-ституция принятая 5 де кабря 1936 г.Она прово зглашала демократиче-ские права и свободы и маскировала тоталита-рный режим. Конститу-ция провозгласила пос-троение в СССР социа-лизма и создание госу-дарственной и колхоз-но-кооперативной соб-ственностина средства производства. 6.Конституция «победившего социализма». Конституция 1936 года.

13 слайд

Политической основой государства объявлялись Со-веты,а государственной идеологией-марксизм-ле-нинизм.Высшим органом государства становился Верховный Совет.В состав СССР входило 11 союз-ных республик. В реальной жизни большинство норм Конституции не выполнялись, а «сталинский социализм» имел весьма отдаленное сходство с тем, о чем писал К. Маркс. 6.Конституция «победившего социализма». Плакат 1936 года.