Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Проект по произведению барышня крестьянка. А.С.Пушкин Барышня-крестьянка

Повести написаны в селе Большое Болдино
осенью 1830 года.
В произведение входят следующие повести:
- «Выстрел»;
- «Метель»;
- «Гробовщик»;
- «Станционный смотритель»;
- «Барышня-крестьянка».
Иван Петрович Белкин - персонаж,
вымышленный Пушкиным. Это молодой
помещик,
занимавшийся
на
досуге
сочинительством и умерший в 1828 году. Его
краткая
биография
описывается
в
предисловии к книге.
«Повести» вышли в октябре 1831 года под заголовком: «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». Это был литературный прием,
некая мистификация.

Читатели и критики о «Повестях»

«Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь –
мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в
памяти нет ничего, кроме приключений. Повести
Белкина читаются легко, ибо они не заставляют
думать» («Северная пчела», 1834, №192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без
удовольствия: это происходит от прелестного слога, от
искусства рассказывать, но они не художественные
создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).
«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне
дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо
изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и
не могу вам передать того благодетельного влияния, которое
имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого
П.Д. Голохвастову).

Пушкин так перерос
читателя, что между
ними начинает исчезать
взаимопонимание.
Пушкин
хотел,
чтобы
читатели
в
повестях
увидели
правду
и
противоречия в жизни
России того времени.

Барышня-крестьянка

Повесть
была
написана
Пушкиным 20 сентября.
В главе «От издателя» сказано,
что данную повесть Иван
Петрович Белкин не выдумал,
а записал со слов девицы К.И.Т.
(все остальные повести также
были записаны автором со
слов «той или иной особы»).

Место и время действия

События, описываемые в повести, происходят
в конце 18 – начале 19 веков.
Место действия:
- д.
Тугилово
(деревня
помещика Берестова);
- д. Прилучино (деревня
помещика Муромского).

Герои повести

Главных героев данной повести можно
разделить на 3 группы:
1 группа – старшее поколение – Иван
Петрович Берестов, Григорий Иванович
Муромский.
2 группа – младшее поколение – Алексей
Иванович Берестов (сын Берестова),
Елизавета Григорьевна Муромская (дочь
Муромского).
3 группа – слуги – Настя и мисс Жаксон.

Помещики Берестов и Муромский
Сначала не ладили. После того, как И.П. Берестов помог
Муромскому оправиться после тяжелого падения, они стали
общаться.
Постепенно, их общение переросло в «дружбу», и они даже
задумали поженить своих детей.
Цель брака – соединение капиталов и связей.

Лиза (Акулина) и Алексей
Для того, чтобы познакомиться с Алексеем,
Лиза и Настя придумали переодеть Лизу в
обычную крестьянку (Акулина).
Акулина – крестьянка, дочь Василия Кузнеца.
Алексей и Акулина встречались много раз,
полюбили друг друга, вели тайную переписку.
Алексей, после того как узнал о грядущей
женитьбе с Лизой, решил пренебречь своим
положением и жениться на Акулине.
«Он ушел в свою комнату и стал размышлять о пределах власти родительской, о Лизавете
Григорьевне, о торжественном обещании отца сделать его нищим, и наконец об Акулине. В
первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен; романическая мысль жениться на
крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем
решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия. С некоторого времени
свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. Он написал Акулине письмо
самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и
тут же предлагал ей свою руку. Тотчас отнес он письмо на почту, в дупло, и лег спать
весьма довольный собою»

Эпиграф повести

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
Богданович
Эпиграфом «Барышни-крестьянки» являются строки из
поэмы Богдановича «Душенька» - переложение сказки
Апулея «Амур и Психея». Важно отметить то, что в данной
поэме героиня, как и героиня в «Барышне-крестьянке»,
очень часто меняет одеяние.

Основные темы и проблемы

1. Тема любви (раскрывается на примере взаимоотношений
Алексея и Акулины).
Чувства искренние, живые, друг перед другом они предстают такими,
какие есть, без прикрас и масок.
2. Конфликт культур.
Конфликт культур самобытной России и Европа. Герои повести
(Муромский, Алексей, Лиза) увлечены европейской модой (англомания и
романтизм). Свою жизнь они подчиняют канонам данного модного
течения, забывая о глубоко развитой культуре своей страны.
3. Конфликт города и деревни.
Город делает людей серыми, скучными, однообразными, в то время как в
деревне живут люди самобытные, которые могут совершать красивые
и смелые поступки.

Повесть покойного Ивана Петровича Белкина

«Барышня- крестьянка»

Анализ произведения


"Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин.


Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды (толковый словарь С.И. Ожегова)


Крестьянка - сельский обыватель, принадлежщий к низшему податному сословию (толковый словарь В.И. Даля)


Антите́за (от др.-греч. «противопоставление») - риторическое противопоставление, заключающееся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.


Во всех ты, Душенька, нарядах хороша .



Характеристика Алексея Берестова и Лизы

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина

  • 1 .Характеристика персонажа, портрет :
  • «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
  • Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
  • «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

  • «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
  • «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

  • Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
  • «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.





Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф.М. Достоевский


Домашнее задание

  • Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.

Творческое задание:

1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)

2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)

3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)

Cлайд 1

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №95 г.Караганды Казахстан

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев ЗАДАЧИ: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.

Cлайд 3

ПРОБЛЕМА: Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир? ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев,

Cлайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина» – это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С.Пушкин

Cлайд 5

Блицопрос Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»? Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…» Какого цвета был сарафан Акулины? Каково назначение в повести дупла старого дуба? Что носил Алексей Берестов? Во что была обута Акулина? Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов? На какую службу намеревался вступить Алексей? О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»?

Cлайд 6

Портре т (фр. portrait, от старофранцузск. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»; устаревшее парсуна - от лат. persona - «личность; особа»)

Cлайд 7

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 8

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: средствами: , графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Внутренний мир героя Лиза Балованное дитя Чопорная англичанка Шалунья Смуглая красавица Высокомерная Жизнерадостная Молодая проказница Артистичная Прелесть Юная жеманница Доверчивая Молодая

Cлайд 12

Вопросы: 1)Какие портреты получили предпочтение автора и почему? 2) Меняется сам характер Лизы или только её роли?

Cлайд 13

Распределите эпитеты соответствующие герою Алексей Добрый малый Бескорыстный Высокомерный Удивительно хорош Чёрствый Благородный Верный Англоман Образованный Сердце чистое

Тема урока: Повесть покойного Ивана Петровича Белкина "Барышня-крестьянка". Анализ произведения
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
2. Формировать умение анализа художественного текста.
3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.
Методические приемы : сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей
Задачи урока:
* Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
* Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
* Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Эпиграф к уроку:
"Повести Белкина" - это драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного дружества.
А.С. Пушкин.

Я рада приветствовать Вас на уроке, давайте подарим друг другу улыбку и начнем наше увлекательное путешествие в мир повести "Барышня-крестьянка". Дома вы прочитали повесть, начиная читать вы,наверное, обратили внимание на необычный заголовок и эпиграф.
- Каково лексическое значение слов?Барышня...., крестьянка...(листочки на доске)
Совмещая эти противоположные понятия,автор интригует читателя
- как называется такой прием в литературе (антитеза)- листочек на доске.
Далее рассмотреть смысл эпиграфа.(нравственная характеристика героини).
Можно ли сказать, что в эпиграфе раскрывается авторская идея? (Да. Любят человека, а не его положение в обществе. Человека любят за душевные качества. Эпиграф совпадает с авторской идеей, авторская идея: ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ)
Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?
Вывод: наша задача познакомиться с героями и их жизнью.
- Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.
- Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
- Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?
(Работа с текстом.)
- Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?
- Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.
- Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)
- Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?
(Любят человека, а не его положение в обществе.)
- Изменяются ли характеры героев?
!!! Можно ли разделить героев в повести по поколениям?
Работа с текстом (характеристика героев)-см таблицу.
Младшее поколение
Алексей Берестов Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).
1. Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума. 1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».
-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.
- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.
Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».
Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.
I. Работа в группах
Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.
Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».
Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.
Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.
Работа с текстом.
-Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке...)
-Какие художественные средства использовал автор в описании.
Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Шишкина.
- Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
VI. Итоговое слово учителя.
- Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?
- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья, праздника).
- Это было нормой жизни в ту эпоху?
- Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
VII. Рефлексия.
- Кто вам больше всех понравился в повести?
- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?
ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЧТО ВАС ТАК ЗАИНТЕРЕСОВАЛО ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПРОЧИТАТЬ И ДРУГИЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Достоевский сказал: Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.
Я хочу сказать вам «спасибо» за то, что вы помогли приоткрыть ещё одну тайну произведений Александра Сергеевича.
VIII. Домашнее задание (вариативное)
1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.
Творческое задание:
1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)
2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)
3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)

Презентация на тему: Повесть покойного Ивана Петровича Белкина "Барышня-крестьянка"