Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Рано Джураева: хозяйка всех космодромов страны. Публикации Цэнки джураева кто стоит за ней

Marie Claire: Рано Фрунзевна, какой из проектов был самым сложным?

Рано Джураева: Все проекты, которыми я занималась, интересные. А все интересные проекты сложные. Какой самый сложный? Я думаю, тот, который я веду сейчас. У меня еще не было таких масштабных задач. ЦЭНКИ – Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры – это тысяча бизнес-процессов одновременно.

Нет такой трудности, которая вас может напугать?

Любая сложная задача состоит из десятков, сотен простых. Главное, понять ее структуру, из чего она состоит, и не потерять ни один из элементов. Если ты это знаешь, сложность не пугает. Все как в математике. Я, когда поступала в институт, занималась с репетитором – великолепным математиком, которого я до сих пор благодарю за то, что он меня научил решать задачи любого уровня сложности. Это мне пригодилось в институте, при защите диссертации, и потом, когда начала работать в сфере управления сложными техническими системами.

Было такое, что вы не справились? Или задача оказалась настолько сложной, что даже не стоило пытаться?

Скажу по своему опыту, а он довольно серьезный, иногда у меня под управлением было одновременно 30–40 проектов, – нельзя решить задачу, если нет ресурсов. Нет желания. Нет финансирования. И, главное, если нет команды. Команда – важнейшая вещь. А если все ингредиенты есть, можно приготовить любое блюдо.

То есть ничего невозможного нет?

Да, и вся история развития человечества нам это демонстрирует. В первую очередь, освоение космоса. Это квинтэссенция лучшего, что сделал человек. И хорошо, что мы здесь на первых ролях. Россия задает планку там, где идет речь о расширении человеческих возможностей, о работе мысли.

Вы испытываете к какому-то из своих проектов особую симпатию? Может быть, к первому или, наоборот, к последнему, как это бывает с детьми?

Знаете, пожалуй, к текущему. Есть в этом что-то кармическое. Давным-давно, когда я только решала, кем хочу быть, я с этого начинала. Я, конечно, не говорила, что хочу быть космонавтом. Хотя в мое время все так говорили: «Кем хочешь быть?» – «Хочу быть космонавтом». Но я хотела работать в космической сфере. Готовилась в Ленинградский институт авиационного приборостроения – единственный вуз в стране, который выпускал специалистов для космической отрасли. Конкурс на место был 16 человек, и я, приехав из Ташкента, его прошла.

Каменщик, Дерипаска и Анисимов - потрясающие бизнесмены. Они не очень меня жалели. Ставили барьеры, которые я брала. И я стала тем, кто сейчас есть

Почему все хотели, а вы стали?

Я какая-то целеустремленная была. С восьмого класса занималась этой темой, списывалась с институтами, решала всякие курсовые задачи. Мне было очень интересно, и мама в этом меня поддерживала. Хотя родители не связаны с техникой. Они люди искусства. Мама окончила Ленинградскую консерваторию по классу вокала у Антонины Андреевны Григорьевой. Кстати, Елена Образцова тоже ее ученица.

Вот это поворот. Расскажите про семью.

Все началось с эвакуации Ленинградской консерватории в Ташкент в 1941 году. Там педагоги отбирали ребят с хорошими данными. Моя мама, тогда еще подросток, прошла отбор и, как только сняли блокаду, отправилась вместе с музыкантами в Ленинград. Там окончила школу, музыкальное училище и поступила в Ленинградскую консерваторию. У педагога по вокалу, Антонины Андреевны, и ее мужа, тоже профессора консерватории Григория Михайловича Бузе, детей не было. Они маму фактически удочерили. Когда я приехала в Ленинград, они и меня приняли как родную, поселили у себя на 15-й линии Васильевского острова. Но, к сожалению, ненадолго. После Ташкента я не могла жить в питерском климате и через год перевелась в Авиационный институт в Москву. Окончила его. Больше 30 лет занималась гражданской авиацией, когда вдруг раздался звонок: «Не хотите ли встретиться с Игорем Анатольевичем Комаровым?» Я на самом деле до сих пор не понимаю, что произошло. Что-то божественное, выше человеческого понимания.

Наверное, 30 лет в авиации – это была своего рода тренировка.

Точно! Чтобы прийти в эту отрасль подготовленной.

Что дала вам «школа» Каменщика–Дерипаски?

Это потрясающие бизнесмены, которые сами себя сделали и сделали очень много для страны. Я у них многому научилась и как раз сейчас воплощаю в жизнь. Они не очень меня жалели, нагружали, не считаясь с моими возможностями, ставили барьеры, которые мне приходилось брать. Но таким образом я стала тем, кто я сейчас есть.

В вашем деле есть место эмоциям?

Когда за что-то болеешь всей душой, без эмоций нельзя. Весь бизнес, на мой взгляд, двигается за счет той энергии, которую дают эмоции. Все успехи, которые у меня были в жизни, отмечены стремлением сделать проект самым красивым, самым лучшим, самым успешным. Более того, я как руководитель должна зажечь команду. Но ведь эмоции могут быть в том числе и отрицательные.

Можете дать нагоняй?

Могу. Могу стукнуть по столу: «Так. Встал и вышел вон!» Или наоборот: «Слушай, давай, сделай так! Это не сложно! Я тебе покажу, как! Только не сиди сложа руки». Можно применять разный подход. Главное, передать людям жажду достичь результата. Равнодушие – это самое страшное. На мой взгляд, очень многие наши отрасли и предприятия губит равнодушие. А ГУПам вообще это свойственно. Там как? Пришел на работу в девять, ушел в шесть. Ко мне вопросы есть? Вопросов нет.

Говорят, вы фантастически работоспособны. Где берете силы и время?

Да одна мысль, что я это сделаю, уже дает мне силы! А время я экономлю. Например, обсуждаю какие-то рабочие вопросы за обедом – что обедать просто так? С ужином то же самое. Безусловно, 24 часа в сутках – маловато. Но если посчитать, что это 1440 минут, времени вполне достаточно, чтобы решить все вопросы.

Все-все?

Ну не все, конечно. Обычно я пишу план работы на месяц, на неделю, на день, и если хотя бы 30–40% от этого плана выполняю, значит, я двигаюсь хорошо.

Почему в вашем бизнесе так мало женщин?

Поскольку все конструкторы, все инженеры должны представлять то, что они делают, до мельчайшей детали, они должны обладать туннельным мышлением. А это, конечно, в основном мужчины.

Все дело в биологии?

Я думаю, да. Мужчинам нужно во всем дойти до сути. Доскональное знание предмета дает им силы, чтобы двигаться вперед и совершать открытия. А женщины в основном имеют веерное мышление. У них больше интересов в жизни, семья, друзья, быт, заботы о внешности. Им не хватает концентрации. И потом, некоторые вещи требуют выносливости. В том числе – физической.

Это касается только космоса или построения карьеры в принципе?

Я не сторонница теории стеклянного потолка. Наоборот, я считаю, у женщины больше потенциал, чтобы быть успешной. Природа дала ей возможность быстро адаптироваться, быстро учиться, отходить от стресса, быть энергичной, красивой, ловкой, богатой, яркой, всегда молодой в душе. На мой взгляд, для женщины, которая стремится к созданию карьеры, нет никаких барьеров.

Что в работе вас заводит?

Сложные задачи. Это как в спорте. Когда вы натренировали мышцы и можете брать шестиметровую высоту с одного прыжка, а вам предлагают 20 см, это, конечно, не заводит. А если 6 м 20 см – уже совсем другое дело.

У вас есть некая сверхзадача, миссия?

Мне кажется, такой подход свойственен всем, кто был рожден в Советском Союзе. И потом, если не ставить перед собой миссионерских задач, неинтересно жить. Хочется что-то такое оставить детям и внукам, чтобы они гордились.

У вас получилось? Внуки гордятся?

У меня два внука – десять и шесть лет, Петр и Лев. Как-то они побывали на пуске, и потом старший решил сделать в школе презентацию на тему «Как осуществляется пуск пилота». Сделал. Показал. Учительница потом вызывает маму и говорит: «Знаете, у вас с сыном что-то не то. Он говорит, что его бабушка всем этим управляет». Потом извинились, конечно. Старший внук меня называет «бабушка Рано». А младший на него шипит: «Рано Фрунзевна!»

Что в вашей жизни есть, кроме работы?

Я стараюсь не забывать спорт. Хожу в фитнес-зал за энергией и чтобы немножко забыться. Мы часто всей семьей путешествуем. Вот недавно были в Плёсе. Меня поразило это место – какая природа потрясающая, сколько вдохновения. Еще не добравшись до Плёса, по пути туда, я уже представила себя Левитаном и захотела рисовать. Жаль, что не умею этого делать.

Отнесем это к разряду «сложное, но возможное». Чему еще хотели бы научиться?

Есть мечта, которая мне даже снится иногда. Что я вожу машину. Я обязательно это освою. Уже пора.

Принципиальный момент?

Да. Мне важно не ездить, мне научиться нужно.

А любовь к музыке от родителей передалась?

Естественно, я не могу без походов в театр. Родители привили мне любовь к опере и балету. Я завсегдатай московских постановок, и в Мариинку часто ездим с нашим директором по пиару Марией.

Сейчас вы скажете, что у вас есть время заниматься домаш­ними делами. Не верю.

Почему? Я могу что-то вкусное приготовить. Внуки любят мой плов, и я по большим праздником его делаю. Я вообще очень люблю быт, но, честно говоря, мне жаль на это время тратить.

Вы удивитесь, но это моя дочь. Когда она родилась, я сразу поняла, что это будет друг, который меня всегда поддержит. Кроме того, у меня много друзей – абсолютно разных, – с которыми я дружу уже сто лет. Есть технари, бизнесмены, творческие люди. Вот, например, та же Маша – она известный писатель и очень креативная подруга. Мы много лет работаем вместе и такие вещи придумываем потрясающие... Она гуру в своей сфере. Я – в своей. И вот мы, два гуру, объединяемся, и получается гуру в квадрате.

Что помимо профессионализма вы ждете от своих сотрудников?

Мне нужны живые люди. Нужно, чтобы они хотели что-то сделать. Не побыть на работе, а осуществить некие перемещения из пункта А в пункт Б. Таких людей очень мало. Но когда я сюда пришла, одна, без своей команды, я увидела здесь людей, которые горят. Просто у них не было дирижера, коуча, который мог бы их направить. Потом мне удалось собрать кого-то из тех, с кем я работала в других местах. Им тоже стало интересно, они все побросали и пришли.

В чем магнит – в вашей ауре или достойной зарплате?

Знаете, когда смотришь на ракету, которая улетает ввысь, и слышишь этот «рокот космодрома», как в песне поется... Это романтика в чистом виде. Очень многие люди из тех, что здесь работают, работают не за деньги, а за причастность к этой теме.

Я перфекционист, и если в аэропорту что-то идет не так, меня это раздражает. В ресторане - меня это раздражает. Причем я такой человек - ни дня без строчки - обязательно выскажусь

В ваших проектах есть такой формат, как «система качества». Звучит многообещающе, а что это такое в действительности?

Ну вот, например, когда я работала в Домодедово, мне там пришлось создавать эту систему. Все просто. Если ты обслуживаешь человека в терминале, он должен быть доволен услугой. И ты не можешь себя чувствовать униженным и оскорбленным оттого, что ты кого-то обслуживаешь. Это твоя работа, и ты должен делать работу с удовольствием. И здесь, в ЦЭНКИ, конечно, важно качество. Мы делаем полный цикл всех работ, от создания наземной космической инфраструктуры стартовых технических комплексов до создания компонентов ракетного топлива, пусков, утилизации, перевозок. Я была очень удивлена тем, что за весь период развития космической деятельности в России, начиная с 1955 года, когда строился космодром Байконур, и до настоящего времени традиции соблюдения качества сохранились. Более того, они передаются из поколения в поколение, от человека к человеку. А там остались еще те, кто работал с Королевым.

Как с системой качества в обычной жизни?

Я на этой теме повернута. Я перфекционист, и если в аэропорту что-то идет не так, меня это раздражает. В ресторане – меня это раздражает. Причем я такой человек – ни дня без строчки – обязательно выскажусь. Не могу пройти мимо, чтобы не поправить. Может, это в чем-то даже занудство.

Юмор не спасает?

Только этим и живем. На космодроме обязательно встречают свежим анекдотом. Здесь совещание начинается с анекдота. И если человек не понимает юмора, если на вопрос «Можно зубочистку?» ему говорят: «Можно, как только освободится, дам», а он обижается и бубнит: «У нас зубочистки одноразовые», ему будет у нас трудно.

Предлагаю маленький блиц-опрос.
Я никогда не допускаю...

Халтуры и равнодушия.

Я легко иду на риск, если...

Мне интересно. Как, например, этот проект с Marie Claire.

Я не могу представить...

Что я пять дней подряд отдыхаю и ничего не делаю.

Во всякой непонятной ситуации...

Я ухожу думать.

Вы всегда видите манипуляцию?

Мне пришлось работать с тысячами людей, и многие, в общем, предсказуемы. Особенно в том, что они хотят мной манипулировать. Но иногда хочется быть сманипулированной (смеется).

От вас трудно чего-то добиться?

Мне не жалко и не лень. Я как в той сказке про кисельные берега, когда нужно печку освободить от пирожков, яблоньку потрясти, – стараюсь сделать все, что от меня зависит. Но могу забыть и потом переживаю из-за этого.

Что вы посоветуете тем, кто начинает делать карьеру?

Я скажу так: каждый человек должен заниматься тем делом, которое ему интересно. В нелюбимом деле никогда не стать успешным. И еще, я считаю, нужно постоянно развивать себя как актив. Нужно быть конкурентоспособным, современным, расширять эрудицию. А если тебе что-то по-настоящему интересно, ты, естественно, захочешь узнать об этом больше. Это взаимосвязано.

И это все о ней

Рано Джураева
Генеральный директор
ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»

Образование: Московский авиационный институт
Карьера: работала в ГосНИИ «Аэронавигация», директор по развитию бизнеса в Airport Management Company Ltd., занималась реализацией проектов по развитию аэропортового комплекса «Домодедово» и его неавиационной деятельности, генеральный директор ООО «Группа СИНТЕЗ», глава Авиационного сектора в «Базовом элементе», генеральный директор «Аэропорт Системс Девелопмент», президент Инновационного центра гражданской авиации, генеральный директор ООО «ТранИнфоТех», исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов
Семья: дочь, два внука
Духи: Cartier VIII
Десерт: шоколад «Рахат» (Казахстан)
Книга: люблю свой ежедневник или «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова

О Т К Р Ы Т О Е А К Ц И О Н Е Р Н О Е О Б Щ Е С Т В О

УТВЕРЖДЕН

Общим собранием акционеров

«Авиационные линии Кубани»

по итогам работы 2007 года

г. Краснодар

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………..

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………….

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА В ОТРАСЛИ………………………………………………………...............

ОТЧЕТ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА…………………….

Сведения о производственных мощностях……………………………………..

Отчет о результатах развития общества по приоритетным направлениям общества……………………………………………………………

Основные производственные показатели ……………………………………...

Отчет по инвестиционным вложениям………………………………………..

Отчет по финансовым результатам………………………………………….

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости……………………..

Кадровая политика………………………………………………………………….

Основные факторы риска, связанные с деятельностью Общества……...

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………….

СВЕДЕНИЯ О КРУПНЫХ СДЕЛКАХ, НА СОВЕРШЕНИЕ КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПОРЯДОК ОДОБРЕИЯ КРУПНЫХ СДЕЛОК…………………………….

СВЕДЕНИЯ О СДЕЛКАХ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ……………………………………………………………………………………

СВЕДЕНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ОБЩЕСТВОМ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………………………………………...

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Нормативные и внутренние документы, регламентирующие вопросы, связанные с содержанием, порядком утверждения годового отчета линии Кубани», а также раскрытием информации в форме годового отчета.

Настоящий годовой отчет составлен в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» № 000 - ФЗ от 01.01.01 года, Федерального закона «О рынке ценных бумаг » от 01.01.01 года, Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров » № 17/пс от 01.01.01 года, Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» № 05-5/пз-н от 01.01.01 года, Устава Открытого акционерного общества «Авиационные линии Кубани», Положения «Об Общем собрании акционеров Открытого акционерного общества «Авиационные линии Кубани».

1.2. Порядок подписания и утверждения годового отчета.

Годовой отчет подлежит предварительному утверждению Советом директоров Общества и должен быть утвержден общим собранием акционеров Открытого акционерного общества «Авиационные линии Кубани».

Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, должна быть подтверждена ревизионной комиссией Общества.

1.3. Раскрытие годового отчета.

линии Кубани», являясь акционерным обществом, обязано раскрывать информацию в форме годового отчета.

Текст годового отчета должен быть опубликован на странице линии Кубани» в сети Интернет в срок не позднее 3 дней, с даты составления протокола, Общего собрания акционеров линии Кубани», на котором принято решение об утверждении годового отчета.

Текст годового отчета должен быть доступен на странице общества в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В 2008 году текст годового отчета линии Кубани» должен быть опубликован на странице в сети Интернет в срок до 9 июля 2008 года.

2. О БЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Полное фирменное наименование:

Открытое акционерное общество «Авиационные линии Кубани»

2.2. Сокращенное наименование:

2.3. Место нахождения и почтовый адрес:

Краснодар, Пашковский-2, аэропорт

2.4. Сведения о государственной регистрации:

Регистрация произведена Регистрационной палатой г. Краснодара, свидетельство № 000 от 21.г.

2.5. Идентификационный номер налогоплательщика:

2.6. Отраслевая принадлежность:

Министерство транспорта Российской Федерации, гражданская авиация

2.7. Исполнительный орган общества:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет генеральный директор Джураева Ранохон Фрунзевна, год рождения 1957 .

Образование – высшее.

Окончила МАИ им. С. Орджоникидзе,1980 г,

С 01.01.1997 г по 20.12.2004 г - Директор по развитию бизнеса Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед, Представительство в России.


С 24.01.2005 г по 01.03.2006 г – Управляющий директор Представительство АО «Коалко АГ»

С 30.06.2006 г по 30.11.2006 г – Исполнительный директор

С 02.05.2007 г – Руководитель Авиационного сектора «Базовый Элемент»

19.06.2007 г - решением Совета директоров была избрана Генеральным директором линии Кубани»

2.8. Список членов Совета директоров линии Кубани»

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Дата рождения – 29.01.1964 г.

Образование – высшее

Закончил:

Дата рождения – 22.04.1962 г

Образование - высшее

Закончил: Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов,1983 г

Директор по развитию -Юг»

Дата рождения – 29.06.1951 г

Образование - высшее

Закончил:

Академия МВД СССР,1987 г.

Генеральный директор аэропорт Сочи»

Дата рождения – 05.06.1971 г

Образование – высшее

Закончил:

Военный Краснознаменный институт МО СССР,1994 г.

Заместитель Генерального директора по правовым вопросам - Руководитель Юридического Департамента

Дата рождения – 01.01.1969 г

Образование – высшее

Закончил: Московский Институт Электроники и Математики,1995 г.

Генеральный директор юга»

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

Джураева Ранохон Фрунзевна

Дата рождения – 07.03.1957 г

Образование - высшее

Закончила:

1.МАИ им. С. Орджоникидзе,1980 г

2. Всероссийская академия внешней торговли,1995 г

Руководитель Авиационного сектора «Базовый Элемент»

Дата рождения – 29.01.1964 г

Образование – высшее

Закончил:

Московский Государственный Университет им. ,1988 г

Генеральный директор -Азиатская Инвестиционная Компания»

Дата рождения – 12.07.1973 г.

Образование – высшее

Закончила:

1. Нижегородский государственный университет им. ,1995 г

2. Государственный университет – Высшая школа экономики,1998 г

Заместитель директора департамента Департамент слияний и поглощений «Базовый Элемент»

Дата рождения – 21.10.1974 г

Образование – высшее

Закончила:

1. Московский Государственный Институт международных Отношений,1998 г.

2. Центральный Европейский Университет,2001 г

Юрист «Базовый Элемент»

Дата рождения - 10.12.1971 г

Образование – высшее

Закончила:

Московский Государственный Университет им. ,1994 г

Заместитель директора финансового департамента

«Базовый Элемент»

Все вышеуказанные члены Совета директоров не владеют акциями Общества.

Сделок между членами Совета директоров и Обществом не совершалось.

2.9. Сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по совету директоров и генеральному директору, выплаченные за 2007 год:

Вознаграждения (компенсация расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или вознаграждения (компенсация расходов) лиц, выплаченного по результатам отчетного года в 2007 году не производились.

2.10. Сведения об аудиторе Общества:

«Фабер Лекс»,

место нахождения: г. Краснодар,

лицензия № Е 003080 от 01.01.01 г., выдана в соответствии с приказом Министерства финансов РФ, сроком на пять лет.

2.11. Сведения о регистраторе:

Филиал Межрегиональный регистраторский центр» в г. Краснодаре,

Почтовый адрес: г. Краснодар, а/я 5072

Лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра

№ 000 серия 03

2.12. Перечень средств массовой информации , в которых публикуется информация об обществе:

газета «Кубанские новости»

2.13. Филиалы и представительства общества:

Филиалов и представительств нет

2.14. Краткая информация:

· Доходы за 2007 год: 2 тыс. рублей

· Прибыль до налогообложения за 2007 год: тыс. руб.

· Среднесписочная численность работающих в акционерном обществе: 820 человек

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетными направлениями в деятельности Общества по степени значимости доходообразования являются:

1. регулярные пассажирские перевозки на внутренних и международных воздушных линиях;

2. чартерные внутренние и международные пассажирские перевозки.

Кроме этого, авиакомпания оказывает ряд услуг, сопутствующих приоритетным видам деятельности - авиационным перевозкам, в т. ч. по перевозке грузов и почты, а также оказывает перевозчикам услуги наземного технического обслуживания в аэропорту Краснодар и т. д.

4. ПОЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА В ОТРАСЛИ

Положение Общества на современном российском авиационном рынке определяется показателями, характеризующими объем работ и услуг. На страницах информационного бюллетеня аналитического агентства «Русаэро-Инфо» регулярно публикуются такие отраслевые материалы, которые могут стать основой для сравнительного анализа, определяющего состояние Общества.

Кроме этого, «Русаэро-Инфо» ежемесячно с нарастающим результатом в течение года составляет рейтинги 35-и ведущих отечественных авиакомпаний по показателям перевозок пассажиров и грузов.

По оценке агентства за 12 месяцев 2007 года рейтинг определялся следующими позициями:

Пассажирские перевозки

Номинации

Перевезено пассажиров, чел.

Пассажирооборот, тыс. пасс. км.

2006 г .

2007 г .

2006 г .

2007 г .

Показатель

Показатель

Показатель

Показатель

Грузовые перевозки

Номинации

Перевезено грузов, почты, т.

Грузооборот, тыс. ткм.

2006 г .

2007 г .

2006 г .

2007 г .

Показатель

Показатель

Показатель

Показатель

Из приведенных данных следует, что авиакомпания в 2007 году сохраняла свои позиции в сфере пассажирских авиаперевозок. В сегменте своей приоритетной деятельности – пассажирские перевозки на внутренних воздушных линиях - отмечен рост рейтинговой позиции с 11-й до 10-й по показателю перевезенных пассажиров.

Принципиальный момент?

Да. Мне важно не ездить, мне научиться нужно.

А любовь к музыке от родителей передалась?

Естественно, я не могу без походов в театр. Родители привили мне любовь к опере и балету. Я завсегдатай московских постановок, и в Мариинку часто ездим с нашим директором по пиару Марией.

Сейчас вы скажете, что у вас есть время заниматься домаш­ними делами. Не верю.

Почему? Я могу что-то вкусное приготовить. Внуки любят мой плов, и я по большим праздником его делаю. Я вообще очень люблю быт, но, честно говоря, мне жаль на это время тратить.

Вы удивитесь, но это моя дочь. Когда она родилась, я сразу поняла, что это будет друг, который меня всегда поддержит. Кроме того, у меня много друзей – абсолютно разных, – с которыми я дружу уже сто лет. Есть технари, бизнесмены, творческие люди. Вот, например, та же Маша – она известный писатель и очень креативная подруга. Мы много лет работаем вместе и такие вещи придумываем потрясающие... Она гуру в своей сфере. Я – в своей. И вот мы, два гуру, объединяемся, и получается гуру в квадрате.

Что помимо профессионализма вы ждете от своих сотрудников?

Мне нужны живые люди. Нужно, чтобы они хотели что-то сделать. Не побыть на работе, а осуществить некие перемещения из пункта А в пункт Б. Таких людей очень мало. Но когда я сюда пришла, одна, без своей команды, я увидела здесь людей, которые горят. Просто у них не было дирижера, коуча, который мог бы их направить. Потом мне удалось собрать кого-то из тех, с кем я работала в других местах. Им тоже стало интересно, они все побросали и пришли.

В чем магнит – в вашей ауре или достойной зарплате?

Знаете, когда смотришь на ракету, которая улетает ввысь, и слышишь этот «рокот космодрома», как в песне поется... Это романтика в чистом виде. Очень многие люди из тех, что здесь работают, работают не за деньги, а за причастность к этой теме.

Я перфекционист, и если в аэропорту что-то идет не так, меня это раздражает. В ресторане - меня это раздражает. Причем я такой человек - ни дня без строчки - обязательно выскажусь

В ваших проектах есть такой формат, как «система качества». Звучит многообещающе, а что это такое в действительности?

Ну вот, например, когда я работала в Домодедово, мне там пришлось создавать эту систему. Все просто. Если ты обслуживаешь человека в терминале, он должен быть доволен услугой. И ты не можешь себя чувствовать униженным и оскорбленным оттого, что ты кого-то обслуживаешь. Это твоя работа, и ты должен делать работу с удовольствием. И здесь, в ЦЭНКИ, конечно, важно качество. Мы делаем полный цикл всех работ, от создания наземной космической инфраструктуры стартовых технических комплексов до создания компонентов ракетного топлива, пусков, утилизации, перевозок. Я была очень удивлена тем, что за весь период развития космической деятельности в России, начиная с 1955 года, когда строился космодром Байконур, и до настоящего времени традиции соблюдения качества сохранились. Более того, они передаются из поколения в поколение, от человека к человеку. А там остались еще те, кто работал с Королевым.

Как с системой качества в обычной жизни?

Я на этой теме повернута. Я перфекционист, и если в аэропорту что-то идет не так, меня это раздражает. В ресторане – меня это раздражает. Причем я такой человек – ни дня без строчки – обязательно выскажусь. Не могу пройти мимо, чтобы не поправить. Может, это в чем-то даже занудство.

Юмор не спасает?

Только этим и живем. На космодроме обязательно встречают свежим анекдотом. Здесь совещание начинается с анекдота. И если человек не понимает юмора, если на вопрос «Можно зубочистку?» ему говорят: «Можно, как только освободится, дам», а он обижается и бубнит: «У нас зубочистки одноразовые», ему будет у нас трудно.

Предлагаю маленький блиц-опрос.
Я никогда не допускаю...

Халтуры и равнодушия.

Я легко иду на риск, если...

Мне интересно. Как, например, этот проект с Marie Claire.

Я не могу представить...

Что я пять дней подряд отдыхаю и ничего не делаю.

Во всякой непонятной ситуации...

Я ухожу думать.

Вы всегда видите манипуляцию?

Мне пришлось работать с тысячами людей, и многие, в общем, предсказуемы. Особенно в том, что они хотят мной манипулировать. Но иногда хочется быть сманипулированной (смеется).

От вас трудно чего-то добиться?

Мне не жалко и не лень. Я как в той сказке про кисельные берега, когда нужно печку освободить от пирожков, яблоньку потрясти, – стараюсь сделать все, что от меня зависит. Но могу забыть и потом переживаю из-за этого.

Что вы посоветуете тем, кто начинает делать карьеру?

Я скажу так: каждый человек должен заниматься тем делом, которое ему интересно. В нелюбимом деле никогда не стать успешным. И еще, я считаю, нужно постоянно развивать себя как актив. Нужно быть конкурентоспособным, современным, расширять эрудицию. А если тебе что-то по-настоящему интересно, ты, естественно, захочешь узнать об этом больше. Это взаимосвязано

Рано Джураева, возглавлявшая ЦЭНКИ, покинула центр в связи с переходом на другую работу. Она ушла по собственному желанию, сообщили РБК в пресс-службе центра

Рано Джураева​​ (Фото: russian.space)

Генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Рано Джураева​​ покидает центр и переходит на другую работу, сообщили РБК в пресс-службе ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». В пресс-службе уточнили, что Джураева ушла по собственному желанию.

Сама Джураева отметила, что покидает предприятие «с чувством выполненного долга», об этом говорится в сообщении пресс-службы ЦЭНКИ, поступившем в РБК.

«За три года были проведены структурные реформы ЦЭНКИ, предприятие обрело современный вид, внедрены прогрессивные управленческие практики, омоложен состав сотрудников, оптимизированы расходы, идет работа по акционированию предприятия», — приводит слова Джураевой пресс-служба центра. «Самое главное, мы обеспечили все 46 запланированных пусков, заработал космодром Восточный, модернизируется Байконур», — цитирует пресс-служба Джураеву.

Ранее Джураева являлась гендиректором ЦЭНКИ — с мая 2015 года. До этого была президентом «Инновационного центра гражданской авиации».

В пресс-службе ЦЭНКИ РБК уточнили, что исполняющим обязанности гендиректора назначен Олег Майданович. Источник РБК в космической индустрии уточнил, что по итогам консультаций относительно кандидатур пост гендиректора ЦЭНКИ может занять Андрей Охлопков. «Его кандидатура рассматривается», — сообщил источник.

Охлопков работает в ЦЭНКИ с 2013 года, занимает должность замгендиректора по технологическому развитию наземной космической инфраструктуры ЦЭНКИ, также он возглавлял оперативно-техническую группу по созданию космодрома Восточный. До ЦЭНКИ занимал пост первого заместителя командующего в звании полковника на космодроме Плесецк.

В 2009 году обвинялся во взяточничестве . В 2007-2008 годах Охлопков курировал государственные контракты на уборку частей ракетоносителей, упавших в Архангельской области и Коми. По версии следствия, в этот период с его подачи предприниматели в регионах получали эти госзаказы за откаты, однако не выполняли взятые обязательства. Речь шла о взятках на 750 тыс. руб., ущерб государству оценивался в 15 млн руб. В 2012 году дело рассмотрел суд присяжных . Они сочли, что следствие не смогло доказать получение взяток.

ЦЭНКИ был создан в 1994 году при Российском космическом агентстве. В самом центре главным направлением своей деятельности называют обеспечение функционирования и эффективной эксплуатации объектов космодрома Байконур. Также предприятие обслуживает инфраструктуру космодрома Восточный и является оператором космодрома Куру во Французской Гвиане. ЦЭНКИ является одним из ключевых предприятий «Роскосмоса».

Ранее генеральным директором «Роскосмоса» , до этого занимавший пост вице-премьера, в этом качестве он также курировал космическую отрасль. На предложение президента возглавить «Роскосмос» Рогозин пообещал «сделать все возможное и необходимое, чтобы оправдать доверие» главы государства.

Источники РБК сообщали, что в ближайшее время в космической отрасли ожидается . По данным собеседников РБК, свой пост может покинуть гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко, вместо него на эту должность рассматривается первый замгендиректора «Роскосмоса» Александр Иванов.

16 мая в ЦЭНКИ , во время которых сотрудники правоохранительных органов изъяли на предприятии документы. В самом центре выемку документации опровергали.

Спустя два дня стало известно, что в отношении сотрудников ЦЭНКИ возбуждено по статье «Мошенничество». Об этом сообщил источник РБК в СК России. Он рассказал, что речь идет о действиях главного специалиста отдела сопровождения инвестиций департамента бюджетирования и экономики управления экономики, который подделал договоры поставки услуг на 7,6 млн руб.

Для российской космонавтики нынешняя весна стала аномально аварийной. Крушение ракеты «Протон-М» на взлете с мексиканским спутником, потеря управления грузовым кораблем «Прогресс», неудача с использованием еще одного «Прогресса» для подъема орбиты МКС. 28 апреля был аварийный запуск ракеты «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс» для МКС. Если учесть еще и неполадки, возникшие во время орбитальных испытаний на спутнике «Кондор-Э», разработанным для ЮАР российским предприятием «ВПК «НПО машиностроения», то выводы неутешительны.

Какая зарплата - такая работа!

По поводу ЧП 16 мая скажу однозначно. «Прогресс» с мексиканским спутником стартовал 16-го, значит окончательная сборка и подготовка были проведены 15-го, в пятницу. Я не суеверен, но с первого курса авиационного института помню золотые правила Сергея Королева: «Ответственную сборку не делать в понедельник, пятницу, 15-го и 30-го числа». Это кстати не суеверие, а просто нормальное проникновение в отраслевую социальную психологию.

За время работы инженером и военпредом в 80-е годы на куйбышевском заводе «Прогресс» (сейчас это самарское АО РКЦ»Прогресс») я не раз принимал участие в разборе нештатных ситуаций и аварий. Так вот: глупых нештаток практически не было. Чтобы датчики угловой скорости вверх ногами закрепили или акселерометр - не припомню такого. Было дело, я сам уронил переноску на бортовой блок питания спутника серии «Космос», разбил разъем. Сразу же доложил руководителю участка. Наказывать не стали, а просто послали в командировку на завод-изготовитель в Ижевск за новым прибором.

Был случай, когда опытнейший слесарь 6-го разряда случайно просверлил отверстие в секции ракеты «Энергия» не там, где надо. Естественно, мгновенно сообщил начальству. Лишили премии. Так он целый месяц ходил сам не свой, переживая. Не то, что рублем наказали, а то, что дорогостоящую деталь испортил.

Те времена канули в Лету. Знаете, какие пословицы и поговорки гуляют в отрасли. Ну вот, например:

«Взлетела ракета - упала в болото! Какая зарплата, такая работа».

Вот еще один образчик народного фольклора:

Что делать работнику, если ему платят всего 15 000 рублей?

Ничего. Даже немножечко вредить.

Отраслевой фольклор отражает неприглядную реальность, что после аварии «Протона-М» (да и всех прочих) скрывать уже невозможно: «Некачественная и невнимательная сборка блоков ракеты-носителя «Протон-М», недостаточная квалификация персонала, работающего за невысокую зарплату, могли стать причиной очередной аварии «Протона-М», погубившей мексиканский спутник, сообщил РИА Новости источник в космической отрасли.

«Системная деградация при производстве отечественной космической техники, в частности ракеты-носителя «Протон», имевшей в свое время минимальный уровень отказов, налицо», - сказал собеседник агентства.

Это отчасти, правда, отчасти лукавство. Разве только персонал виноват? Только лишь низкоквалифицированные сборщики?

В российской космонавтике как нигде верна поговорка, что рыба гниет с головы. Это касается в первую очередь «обликом морале» ее руководителей. В последние годы бульварные издания вдоволь исколесили эту тему.

7 марта 2012 года на корпоративе Роскосмоса его руководителю Владимиру Поповкину «повредили» голову бутылкой из-под шампанского. Отремонтировали в госпитале им. Бурденко. СМИ сообщили, что произошло это во время «джентльменского» спора из-за дамы.

Директор Центра управления полетами Владимир Лобачев, будучи в командировке во Флориде, в состоянии крайнего подпития подрался с санитарами, которые хотели оказать ему медпомощь. За тысячу долларов космического дебошира освободили под залог.

Звезда шпионажа и полусвета Анна Чапмен была введена в совет директоров «Фондсервисбанка», ориентированного на космическую отрасль. После чего Чапмен вдохновенно занялась разработкой новой формы для космонавтов. Ну, а что сказать по поводу назначения пресс-секретарем Роскосмоса бывшей модели, скандальные фото которой ни в коем случае нельзя показывать подрастающему поколению?

Воистину, где начитается космонавтика, кончается дисциплина.

Дмитрий Рогозин был крайне возмущен злоупотреблениями при строительстве космодрома «Восточный». Даже собирался расстреливать виновных. Но все проблемы «Восточного» были запрограммированы еще до начала его строительства. Причем на самом чиновном верху.

В 2011 году Спецстрой России вынудили в приказном порядке начать работу без проектно-сметной документации. Неясность с проектом и сметой привели к тому, что уже летом 2013 года отставание по строительству достигало 18 месяцев.

Дальспецстрой - структурное подразделение Спецстроя - построил вахтовые городки, мобилизовал людей, завез технику. Но первая партия проектно-сметной документации, раскрывающая сущность проекта, поступила на «Восточный» только через полгода. Причем в сметную документацию заложили расценки, которые абсолютно не соответствовали реалиям Дальнего Востока и сложности возводимого объекта.

Базовую зарплату рабочим московские финансисты определили аж в 17 тысяч рублей. Как бы не зная, что средняя оплата труда в регионе уже тогда составляла 34 тысячи. Или, может быть, изначально взяв расчет на труд азиатских гастарбайтеров?

Расходы на организацию вахтовых строительных смен не заложили. Видимо, сочли, что высококвалифицированных рабочих можно найти в дебрях Уссурийского края, да еще за 17 тысяч рублей.

Не заложили в смету денег на доставку сложного оборудования из центральных регионов России. Сразу рассчитывали на поставки из Китая? А как же импортозамещение?

Если это не саботаж, то что? И не ясно ли, что «низкоквалифицированный персонал» тут ни при чем?

Дальневосточные злоупотребления и прямое воровство мне представляются производными от столичных.

И в это самое время Дмитрий Рогозин мечтал о том, что «новый космодром сыграет магическую и магнетическую роль в развитии Амурской области и всего русского Востока, притянет в восточные и тихоокеанские регионы России амбициозных молодых ученых и инженеров».

Даже сейчас строителям «Восточного» продолжают подвозить недостающие чертежи и проекто-сметную документацию, в которую по ходу дела вносятся новые и новые уточнения и корректировки.

Что интересно, - практически все оборудование для наземных стартов и инфраструктуры космодрома по утвержденным документам должно было закупаться за рубежом. При том, что отечественные космодромы исторически оснащались отечественным оборудованием.

Сейчас на строительство «Восточного» мобилизованы дополнительные средства из правительственных резервов. Ищут виновников растрат и промедлений. Но дойдут ли до высших правительственных чиновников, санкционировавших это безобразие, неизвестно.

Есть ветеран - есть проблема. Нет ветерана - нет проблемы

О «Протоне». Ни для кого не секрет, что ГКНПЦ им. М. Н. Хруничева, где их выпускают - де факто банкрот. Оттуда давно уже идет отток специалистов. В бизнес, в зарубеж, в никуда.

Этот отток никого не беспокоит, более того, мне кажется, что руководители российской космонавтики этому рады. Вот на моем родном самарском «Прогрессе» только что уволили 900 человек. Четверть сотрудников подмосковного Центра управления полетами также сокращена. Причина сокращений - курс на омоложение кадров, поэтому в подавляющем количестве случаев свои места покидают сотрудники пенсионного возраста. А это, между прочим, золотой кадровый фонд российской космонавтики, люди, которые являются наследниками и носителями великих традиций.

На профильных форумах рунета уже вангуют: мол, массовые увольнения вызовут массовый саботаж.

Но ведь и молодежь уже на космические заводы и КБ не идет. Сегодня зарплата молодого инженера на «Прогрессе» - 20-22 тысячи рублей. Раньше молодежь шла на космические предприятия ради отсрочки от армии, сейчас и этого нет. Выпускнику престижного (пока еще) технического вуза найти себе работу с оплатой тысяч на 10 побольше, причем без режимной проходной, где надо мобильники сдавать - не проблема.

В прошлом году я специально посетил несколько московских ярмарок занятости и подробно расспрашивал кадровиков оборонных предприятий, в первую очередь космических, которые там сидели в качестве зазывал. Не идет к ним молодежь. Обращаются в основном люди среднего возраста, молодежь предпочитает строительный комплекс, где каменщик высокой квалификации получает 100 тысяч рублей, а порой и выше.

Если выстроить иерархию проблем российской космонавтики, то коррупция и разгильдяйство в верхах не самые сложные из них. Они поддаются лечению при наличии политической воли на самом верху. Сейчас она есть. Создана Объединенная ракетно-космическая госкорпорация, во главе ее поставлен опытный финансист Игорь Комаров, ранее работавший в крупных банках и наводивший финансовый и кадровый порядок на «Автовазе».

Все наземные виды деятельности, в том числе и строительство космодромов будет курировать Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Эту структуру недавно возглавила Ранохон Джураева, выпускница Гарвардской бизнес-школы, возглавлявшая до этого никому не ведомую Международную ассоциацию аэропортов.

И к Комарову, и к Джураевой у ветеранов отрасли отношение, мягко говоря, недружественное. Если Комарова еще признают за грамотного финансиста, то Джураеву вообще считают человеком абсолютно случайным. Когнитивный диссонанс будет диалектически снят - ветеранов скоро в отрасли не станет. Совсем.

Совершенно четко оба этих менеджера будут проводить политику насильственного омоложения, и, как цинично выражаются топ-манагеры постсоветской эпохи, оптимизации социальной ответственности. То есть будут реализовывать жесткий и, как им кажется, рыночный подход. Топ-менеджерам - суперзарплаты, инженерам и рабочим - прожиточный минимум.

Это подход может сделать российскую космонавтику менее затратной, но он не способен вернуть ей способность к развитию. Хотя, без сомнения, производство ракеты «Ангара» наладить удастся. Сейчас этот носитель в два с половиной раза дороже «Протона». Конечно, при переходе на серийный выпуск себестоимость снизится, но все равно соперничать с зарубежными конкурентами мы не сможем.

Сегодня доставлять грузы на МКС могут четыре корабля: российский «Прогресс», японский HTV, а также частные американские Dragon (компании SpaceX) и Cygnus (компании Orbital Sciences). Dragon при этом является единственным космическим грузовым кораблем, который способен возвращать грузы с орбиты на Землю.

Снижение цен на космические запуски сегодня является мировым трендом: все ждут начала полноценной пусковой компании ракеты Falcon Heavy от SpaceX, способной выводить на геопереходную орбиту до 19,5 тонн полезного груза. Цена запуска аппарата с помощью Falcon Heavy составит около $78 млн. Это на 25% ниже цены запусков «Протонов», самых доступных сегодня носителей тяжелого класса. Но доступны-то они только лишь из-за того, что в погоне за прибылью центр им. Хруничева стал буквально клепать «Протоны», снижая качество сборки и надежность. Вот и стала некогда надежнейшая ракета-носитель чемпионом по аварийности.

Если в российской космонавтике не произвести радикальных (а не организационных) перемен, то с высокой вероятностью Falcon Элона Маска вытеснит нас с рынка запусков.

Falcon создается на основе новой для ракетостроения производственной модели, обеспечивающей ее конкурентоспособность по низкой цене.

До сих пор все ракеты носители - российские, американские и китайские - делались на основе производственной модели, созданной Королевым и фон Брауном в 50-е годы прошлого века. В основе этой модели была и остается узкая специализация производителей. Это позволяло решать задачи в сжатые сроки. Оборотная сторона узкой специализации - это уникальное производство и высочайшая цена. Маск отказался от узкой специализации. И минимизировал кооперацию. Поэтому его ракеты дешевле остальных. И конкурировать с Маском в рамках старой производственной модели невозможно.

Американские ракетно-космические гиганты, такие, например, как «Боинг» и «Локхид», совершенно спокойно относятся к феномену Элона Маска и его ракетам. У нас же появление подобной частной космической компании исключено. ОРКК ее задавит в зародыше.

Проигрывая уже сейчас в стоимости запуска, мы неизбежно будем проигрывать и в надежности наших ракет. Вот, скажем, Минтруд России приказом №681н от 09.10.2014 утвердил профессиональный стандарт «Специалист по дефектации изделий ракетной и космической техники» и установил требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих. ПТУшник-дефектоскопист космической техники - это шедеврально!

В сущности реформа космической отрасли замышляется чисто по либеральным рецептам. И в скором времени она станет неотличима от той же «Роснефти». Ну и что в этом плохого, спросит читатель? Да то, что она уповает на западные технологии и западную технику, не будучи ни в малейшей степени заинтересованной развивать свои инновации.

Таким образом, эффективные финансисты довольно быстро приведут российскую космонавтику к полному тормозу. «Ангару», на которую сейчас делается ставка, разработали и довели до первых запусков не молодые выпускники российских вузов, а инженеры советской школы, от которых сегодня так судорожно избавляется новое космическое начальство. Надежды на то, что новых носителей хватит еще лет на двадцать, а то и более, призрачны и иллюзорны. Международная конкуренция вышвырнет нас с рынка запусков уже в ближайшие годы.

Кстати, рынок запусков относительно невелик - всего 2-3 миллиарда долларов в год. На порядок больше мировой рынок наземного оборудования. Но мы на нем не присутствуем, так же как и на громадном 300-миллиардном рынке спутников.

Остается надеяться, что быстрое изменение конъюнктуры космического рынка заставит российское руководство изменить подход к развитию космической отрасли и понять, что социальное партнерство не пустой звук, что сверхвысокая дифференциация отраслевых доходов лишает стимулов к труду, а массовые увольнения могут вызвать и массовый саботаж.

Лучше бы это понимание пришло уже в ближайшее время. Космические часы идут с космической скоростью. Мы можем отстать от наших конкурентов безвозвратно.

P.S. В СМИ мелькнула информация о том, что якобы сотрудники ФСБ установили, что причина аварии «Протона» - прямая диверсия, умышленная порча двигателя. Но один из руководителей хруничевского центра эту версию тут же опроверг. Но даже если и диверсия, или саботаж, системную деградацию отрасли это не отменяет.