Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Список подрядных организаций роснефти. Аркадий Ротенберг построит трубу для «Роснефти

Подконтрольный Аркадию Ротенбергу и его партнерам строительный холдинг «Мостотрест» выиграл подряд «Роснефти» на строительство отвода к ее Комсомольскому НПЗ.

Один из крупнейших российских инфраструктурных строителей «Мостотрест» выходит на новый рынок. Компания выиграла подряд на строительство отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) на принадлежащий «Роснефти» Комсомольский НПЗ. Как отмечено на сайте госзакупок, нефтяная компания заключила контракт с дочерней структурой строительной компании ООО «Трансстроймеханизация» на корректировку проекта и строительство.

Объем контракта - 46,89 млрд рублей. Длина отвода составляет около 350 км, мощность прокачки - около 8 млн тонн в год. Вместе с отводом компании также предстоит построить нефтехранилище, соответствующую транспортную инфраструктуру, производственные площадки и коммуникации. Срок завершения работ - август 2016 года.

ОАО «Мостотрест» - один из крупнейших российских подрядчиков в сфере инфраструктурного строительства. Крупнейшим акционером компании с долей в 38,6% акций является офшор Marc O"Polo Investment, бенефициарами которой являются Аркадий и Игорь Ротенберги и топ-менеджеры транспортной группы «Н-Транс» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов. По итогам 2013 года выручка составила 116,7 млрд рублей, чистая прибыль - 2,3 млрд рублей.

Это первый подобный проект «Мостотреста». До этого компания работала исключительно на рынке строительства дорог и смежных инфраструктурных объектов. В частности, «Трансстроймеханизация» сейчас ведет работы по подрядам на строительство участков платной трассы «Москва - Санкт-Петербург» и реконструкции автомобильной дороги М-11 «Нарва». В качестве генерального подрядчика компания ведет реконструкцию аэропортов Петропавловска-Камчатского, Внуково, Шереметьево и ряда других объектов.

Победа в борьбе за этот подряд является позитивным фактором для строительной компании, отмечает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Александра Серова.

Александра Серова (аналитик ИК «Ренессанс Капитал»)

«В условиях снижения темпов роста экономики, компания ищет возможности для диверсификации и другие сферы, где она может применить свои опыт и активы. У «Мостотреста» нет опыта работы в секторе строительства трубопроводов. Работы собственными силами со средней маржой компании могут составить порядка 20-30% проекта, но компании придется привлекать субподрядчиков на большую долю проекта. Это, в свою очередь, снизит маржу проекта».

Первоначально предполагалось, что строительством отвода займутся структуры «Транснефти», которая и является оператором ВСТО. Компании даже подписали соответствующее соглашение в 2012 году. Тогда предельным сроком строительства был определен 2017 год. Согласно первоначальному соглашению, «Роснефть» должна была компенсировать расходы партнера через долгосрочный тариф на транспортировку нефти по этой трубе.

Однако в прошлом году между государственными компаниями произошло несколько конфликтов. Поводом к одному из них и стала оценка стоимости отвода. «Транснефть» оценила этот проект в 53 млрд рублей. Нефтяную компанию такая оценка не устроила.

Игорь Сечин

«Там применяются какие-то коэффициенты, которые никем не утверждены. Будем доказывать свою правоту, <…> будем учитывать интересы и «Транснефти», и наших потребителей», - заявлял в мае прошлого года глава нефтяной компании Игорь Сечин.

Так, недовольная заявленной ценой госкомпания начала искать альтернативных подрядчиков для строительства отвода.

Представитель нефтепроводной монополии подтвердил, что компания не подавала свою заявку на конкурс.

По неофициальным данным, подрядом также интересовался «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, другая строительная компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» и ряд других игроков.

В отсутствие отвода «Роснефть» уже несколько лет поставляет сырье на завод по железной дороге. Использование трубопровода позволит НПЗ снизить транспортные расходы едва ли не вполовину, отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихин (партнер консалтинговой компании RusEnergy)

«В условиях ограничений доступа к западным рынкам капитала российские компании будут больше внимания уделять эффективности и искать возможности по сокращению инвестиционных программ. Тем не менее, крупные подряды, вероятно, будут распределяться преимущественно среди компаний, также оказавшихся под санкциями».

Подрядчики для строительства очередных участков газопровода «Сила Сибири» уже определены, сообщил во вторник предправления «Газпрома» Алексей Миллер. По данным портала госзакупок, решение по второму и третьему участкам магистрали должно быть принято не позднее 9 октября.

Миллер пояснил, что это решение принималось с учетом приостановки работ на системе «Южный коридор», высвобождающиеся силы будут направлены на «Силу Сибири». Основные подряды на «Южном коридоре» получили ЗАО «Стройтрансгаз» и «Стройгазмонтаж».

Якутский и Иркутский центры газодобычи

Газодобыча в Якутии (на базе Чаяндинского месторождения, запасы газа - 1,2 трлн куб. м) будет развиваться в едином комплексе с добычей в Иркутской области (на базе Ковыктинского месторождения, запасы газа - 1,5 трлн куб. м), ресурсная база которой будет подключена на следующем этапе.

Газотранспортная система

«Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока.

На первом этапе будет построен магистральный газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток», на втором этапе Иркутский центр будет соединен газопроводом с Якутским центром.

Маршрут трассы ГТС пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Трасса ГТС преодолеет, в том числе, заболоченные, горные и сейсмоактивные участки.

Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11 700 специалистов, эксплуатировать газопровод будут еще порядка 3000 человек.

Свое название ГТС получила по итогам проведенного конкурса.

Инвестиционное решение

В октябре 2012 года Правление ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») приняло окончательное инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток», а также объектов переработки газа в г. Белогорске.

Технические характеристики

протяженность - около 4000 км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - порядка 800 км);
диаметр - 1420 мм;
рабочее давление - 9,8 МПа (100 атм.);
производительность - 61 млрд куб. м газа в год.

Сроки реализации проекта

Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» - магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» - конец 2017 года.

Социально-экономическое развитие

Расширение деятельности «Газпрома» в Якутии - это серьезный стимул для роста уровня социально-экономического развития региона. В частности, строительство газотранспортных мощностей на ее территории обеспечит возможность развития газификации. Газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток» пройдет, в том числе, через южные районы Якутии. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы газифицировать максимально возможное число их населенных пунктов.

Кроме того, создание Якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добычных объектов «Газпрома» на территории республики необходимо будет задействовать около 3000 специалистов. Сегодня «Газпром» организует подготовку специалистов, в том числе из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ.

Экспортный потенциал

Мощная ресурсная база на Востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать здесь новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Начало обустройства Чаяндинского месторождения и реализации проекта строительства магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» позволило наряду с «западным» маршрутом трубопроводных поставок газа начать переговоры с Китаем по «восточному» маршруту.

21 мая 2014 года Председатель Правления ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») Алексей Миллер и Президент Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (КННК) Чжоу Цзипин заключили контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в Китай 38 млрд куб. м российского газа в год.

Аналитики Sberbank CIB назвали крупнейших подрядчиков "Газпрома" главными выгодоприобретателями строительства экспортных трубопроводов.

Расходы на «Силу Сибири», «Северный поток-2» и «Турецкий поток» они оценили в $93,4 млрд

Подрядчики-бенефициары

Основной вывод, который делают аналитики Sberbank CIB Алекс Фэк и Анна Котельникова в майском отчете о российских нефтегазовых компаниях, - главными выгодоприобретателями проектов «Газпрома» по строительству трех экспортных газопроводов в Китай («Сила Сибири») и Европу («Северный поток-2» и «Турецкий поток») являются не его акционеры, а подрядчики, среди которых «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» (около 50% принадлежит Геннадию Тимченко и его семье).

По расчетам экспертов инвестбанка, капиталовложения в эти проекты низкорентабельны. «Мы обнаруживаем, что решения «Газпрома» становятся абсолютно понятными, если предположить, что компания управляется в интересах своих подрядчиков, а не для получения коммерческой выгоды», - говорится в отчете.

«Данный обзор - это коммерческий продукт, который не распространяется для широкой публики и предназначен только для квалифицированных инвесторов, являющихся клиентами Sberbank CIB. Мы не комментируем детали коммерческих взаимоотношений с клиентами», - сообщил РБК представитель Sberbank CIB. Два клиента банка подтвердили РБК подлинность аналитического отчета. Алекс Фэк отказался от комментариев. ?

Представитель Аркадия Ротенберга, совладельца «Стройгазмонтажа», сообщила РБК, что эта компания не является бенефициаром инвестпрограммы «Газпрома», так как построенный газопровод «Сила Сибири» останется в собственности «Газпрома» и именно он получит конечную выгоду от реализации инвестпроекта. «СГМ участвует в этом проекте в качестве генерального подрядчика и на платной основе выполняет строительно-монтажные работы в рамках заключенных договоров», - добавила она. Представитель «Стройтранснефтегаза» не ответил на запрос РБК. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

«Сила Сибири» вместо «Алтая»

Рассуждая о конкретных проектах, аналитики Sberbank CIB пишут, в частности, о высокой стоимости строительства «Силы Сибири» на фоне рассматривавшейся ранее альтернативы - проекта «Алтай» - и сомневаются в выгоде контракта на поставку 38 млрд куб. м газа ежегодно, который «Газпром» заключил с китайской CNPC в мае 2014 года, при средней цене нефти на уровне $65 за баррель.

«Сила Сибири» была выбрана, несмотря на то что «Алтай» был намного дешевле: $55,4 млрд против $10 млрд, замечают эксперты Sberbank CIB.

Аналитики Sberbank CIB утверждают, что китайцы были готовы подписать контракт по «Алтаю» еще в 2010 году. Протяженность «Алтая» была бы сопоставима с «Силой Сибири» - около 3 тыс. км, но газ поступал бы с действующих месторождений Надым Пур-Тазовской провинции и проходил бы очистку на существующих заводах «Газпрома» - не нужно было бы строить новые мощности, аргументируют авторы отчета.

Выбор «Силы Сибири», по их мнению, мог быть обусловлен выгодой основных подрядчиков «Газпрома» - «Стройтранснефтегаз» и «Стройгазмонтаж», которые разделили «почти поровну» основные контракты по этому проекту. «Чем больше проект, тем выгоднее контракты, - говорится в отчете. - Увы, ни одна из этих компаний не торгуется на бирже, поэтому в них нельзя инвестировать».

Поставка газа по «Силе Сибири» предполагает разработку Чаяндинского и Ковыктинского месторождений за $20 млрд. Строительство Амурского ГПЗ, на котором будет перерабатываться газ перед отправкой в Китай, обойдется еще в сумму от $14 млрд (последняя оценка «Газпрома») до почти $20 млрд (оценка министра энергетики Александра Новака), указывается в отчете. На Амурском ГПЗ заработает связанная с «Сибуром» «НИПИГазпереработка», которая получила контракт на 790,6 млрд руб. Среди акционеров «Сибура» - Тимченко, которому также принадлежит доля в «Стройтранснефтегазе», напомнили авторы отчета.

Кроме того, привязка газового контракта с Китаем к нефтяным ценам негативно влияет на рентабельность, считают эксперты Sberbank CIB. При ценах на нефть в $110 за баррель контракт на 38 млрд куб. м газа в год оценивался в $400 млрд. Соответственно, «Газпром» будет продавать газ по 10–11% от цены нефти, подсчитали Фэк и Котельникова. Значит, при нефти по $60 за баррель газ будет стоить $6–6,6 за 1 млн британских термальных единиц (MBTU). «Даже при средней цене нефти $65 за баррель чистая приведенная стоимость (NPV, показывает ожидаемый доход от инвестиций. - РБК) этого проекта будет отрицательной и составит около $11 млрд», - констатировали авторы отчета.

Проект «Сила Сибири» с большой вероятностью имеет норму доходности ниже, чем стоимость капитала «Газпрома» (стоимость привлечения средств для компании), а значит, он оказывает негативное влияние на акционерную стоимость компании, согласен ведущий нефтегазовый аналитик Wood & Co Ильдар Давлетшин.

Но в «Газпроме» ранее говорили о «несомненной» рентабельности «Силы Сибири».? «У нас рентабельность газопровода не вызывает никаких сомнений. Формула цены, которая прописана в контракте с Китаем, позволяет нам при нынешних ценах на углеводород чувствовать себя абсолютно уверенными», - заявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер в интервью каналу «Россия 1» в феврале 2018 года.

Для выбора «Силы Сибири» вместо «Алтая» были объективные причины, спорит с коллегами аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин: на западе Китая, куда приходил бы «Алтай», спрос на газ значительно меньше из-за поставок из среднеазиатских стран, чем на востоке (по «Силе Сибири» газ будет поставляться на восток Китая). При нынешних ценах на нефть и газ (в четверг, 17 мая, нефть Brent превысила $80 за баррель впервые с ноября 2014 года) может быть обеспечен минимально приемлемый возврат на инвестиции проекта «Сила Сибири», но все будет зависеть от его окончательной стоимости, заключил он.

Совладелец одной из компаний - подрядчиков «Газпрома» утверждает, что от строительства проекта «Алтай» пока отказались «не из-за прихоти подрядчиков, а поскольку китайцам было невыгодно покупать газ в конечной точке проекта: они предпочли купить этот газ в Туркмении дешевле». «На сегодняшний день с учетом политики «Газпрома» многие крупные подрядчики на отдельных участках строительства газопроводов вообще оказываются в убытке, - констатировал другой источник в компании - подрядчике «Газпрома». - Эпоха высоких заработков на проектах «Газпрома» давно ушла в прошлое».

Низкорентабельные потоки

Строительство газопроводов в Европу в обход Украины - «Турецкого потока» и «Северного потока-2» - также выгодно в первую очередь для подрядчиков из-за больших затрат на наземную инфраструктуру в России, хотя трубопроводы и считаются морскими, говорится в отчете Фэка и Котельниковой. В частности, труба в Турцию предполагает значительное расширение газопроводной системы «Газпрома» на юге. Общая стоимость проекта, по прогнозу Sberbank CIB, превысит $20 млрд, пока проинвестировано $3,5 млрд - больше половины было потрачено на территории России. Зампред правления компании Андрей Круглов в феврале 2018 года оценивал стоимость проекта в €7 млрд.

«Северный поток-2», по оценке Sberbank CIB, обойдется в $17 млрд - эта сумма также включает наземные подходы к газопроводу («Газпром» оценивал стоимость проекта в €9,5 млрд). Контракт на строительство одного из таких подходов стоимостью 74,6 млрд руб. без конкурса недавно получил «Стройтранснефтегаз», напоминают аналитики.

Хотя оба проекта не предполагают выход на новые рынки («Газпром» уже поставляет газ в Европу через Украину и другие маршруты), их основное финансовое преимущество, по версии «Газпрома», - экономия на транзите через Украину после 2019 года, когда закончится контракт, напоминают эксперты. По их подсчетам, в случае с «Северным потоком-2» речь идет о $800 млн, с «Турецким потоком» - о $500 млн в год.?

При сохранении экспорта газа через Украину дополнительные затраты для «Газпрома» на транспортировку 30 млрд куб. м составили бы $25–42 млрд в течение 25 лет, говорил Миллер в июне 2016 года: транзит газа через территорию Украины обходится на 20% дороже, чем через «Северный поток-2».

Однако реализация обоих проектов не позволит полностью отказаться от транзита через Украину, считают эксперты Sberbank CIB: «Это произойдет, только если экспорт «Газпрома» в Европу снизится примерно на 20% по сравнению с уровнем прошлого года (или почти на 40 млрд куб. м). По их оценкам, «Турецкий поток» «не выйдет на уровень безубыточности на протяжении почти 50 лет даже без учета инфляции», его отрицательный NPV составит $13 млрд. А «Северный поток-2» при использовании мощностей на 60% «не окупится в течение 20 лет».

Если «Северный поток-2» будет использоваться только как замена украинского транзита без привлечения новых контрактов в Европе, то, безусловно, он будет убыточным, говорит Давлетшин. Но если «Газпрому» удастся привлечь новые контракты, особенно на фоне благоприятной конъюнктуры на рынке газа, то можно говорить о норме доходности 7–8%, которая также не является достаточно привлекательной для инвесторов, заключает он. «Северный поток-2» не позволит значительно нарастить выручку, отмечает Алексей Кокин. Но не стоит рассматривать проект только с этой точки зрения: труба является замещающей из-за политических причин (конфликт с Украиной) и вопросов стабильности поставок: украинская газопроводная система исторически является недоинвестированной, отметил он.

20–50 лет - это хороший срок окупаемости для инфраструктурного проекта, утверждает совладелец одной из компаний - подрядчиков «Газпрома». А помимо финансовых преимуществ у газопроводов в обход Украины есть техническая и геополитическая выгода, добавляет собеседник в одном из крупнейших строительных подрядчиков «Газпрома»: поставщик газа не зависит от диктата цен транзитера и страхуется от рисков проблем со сбоем ГТС Украины, которая давно не модернизировалась.

Поговорили об Игоре

Аналитики Sberbank CIB известны критичным отношением к крупнейшим нефтегазовым госкомпаниям. В октябре 2017 года Алекс Фэк, Валерий Нестеров и Анна Котельникова разослали клиентам отчет о нефтегазовом секторе России, в котором одна из глав называлась Rosneft: We Need to Talk About Igor («Роснефть»: надо поговорить об Игоре»). В этой главе аналитики раскритиковали стратегию «Роснефти», указывая, что после покупки ТНК-BP в 2013 году компания направила $22 млрд «на приобретения без четкой сфокусированности». «Проблема в том, что органический рост будет слишком медленным, чтобы удовлетворить амбиции гендиректора [Игоря Сечина]», - говорилось документе.

«Роснефть» резко отреагировала на этот отчет. «Есть ощущение, что составлявшие отчет люди находятся на грани патологии. Очень хотелось бы, чтобы руководство системообразующего банка России оказало им посильную помощь», - говорил пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев. Позже Sberbank CIB отозвал этот отчет и выпустил новую версию, смягчив некоторые формулировки и убрав критические замечания в адрес Сечина. Инвестбанк также извинился перед «Роснефтью». Его руководитель Игорь Буланцев отметил, что первая версия отчета содержала «грубые нарушения принятых стандартов качества аналитики Sberbank CIB», а именно - «не были соблюдены установленные compliance-процедуры».

В начале мая совет директоров «Роснефти» утвердил изменения в стратегии, которые предусматривают, в частности, снижение капитальных затрат и сокращение долга в этом году примерно на $8 млрд, или около 10%. «Это можно воспринять как ответ на вопросы, которые мы поднимали в нашем отчете в октябре 2017 года», - пишут в майском отчете аналитики Sberbank CIB

Трубы вместо дивидендов

Аналитики Sberbank CIB не первые, кто обратил внимание на стоимость масштабных строек «Газпрома». «Возникает такое впечатление, что компания почему?то работает не на акционеров, не на потребителей, не на государство, а фактически на подрядчиков, которые строят различные объекты для них», - жаловался президенту Владимиру Путину на «Газпром» директор Prosperity Capital (миноритарный акционер «Газпрома») Александр Бранис на форуме «ВТБ Капитала» в октябре 2016 года. Тогда Путин признал, что это «очень серьезный вопрос», и пообещал до конца года встретиться с представителями крупнейших компаний с госучастием и после этого дать «оценки эффективности деятельности той или иной компании».

Ассоциация профессиональных инвесторов в прошлом году обращалась в правительство?с предложением увеличить размер дивидендов «Газпрома», рассказал РБК ее исполнительный директор Александр Шевчук. «Очевидно, что при низкой окупаемости проектов государству как основному акционеру и самой компании выгоднее наращивать дивиденды, а не вкладываться в новые стройки», - добавляет он.

16 мая совет директоров «Газпрома» рекомендовал утвердить дивиденды на уровне прошлого года - около 190 млрд руб., или 26% чистой прибыли по МСФО. Это вдвое меньше, чем ожидал Минфин. Представитель компании пояснил, что такой размер дивидендов учитывает необходимость «сохранения высокой степени финансовой устойчивости» и реализацию «приоритетных стратегических проектов», среди которых как раз строительство экспортных трубопроводов.