Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Тавкр адмирал кузнецов. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственный в России находящийся в строю авианосец. Этот единственный российский авианосец, носит гордое имя непобедимого советского главнокомандующего ВМФ СССР – адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Корабль уникальный, это одновременно и крейсер и авианосец, отсюда и название – авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Если бы не целый ряд причин, то кораблей авианесущего типа было бы множество, что позволило бы изменить расклад сил на планете.

История российского авианосца – гордости российского флота

Проект под кодом 1143.5 («Адмирал Флота Кузнецов») начал разрабатываться в 1981 г. и в 1982 г. был заложен на стапеле. С 1976 г. уже ходил по морю «Киев» (1143, заложен 1970 г.), с 1978 г. «Минск» (1143.2 – 1972 г.). Начали разрабатываться «Новороссийск» (1143.3 – 1975 г.) и «Баку» (1143.4 – 1978 г.). Это были площадки для самолётов вертикального взлёта разработки КБ Яковлева и вертолётов КБ Камова. Их возможности были ограничены по радиусу действия и времени на выполнение боевых полётов.

Самолёт ЯК36 – радиус 60 км. с длительностью полёта 20 мин. Пришедший на смену ЯК38 кардинально ситуацию не поменял. На вертикальный взлёт уходит на 1 т керосина больше, чем у самолёта обычного взлёта, а это время полёта и боевая нагрузка. А вот у уже готового по таким же отличным характеристикам ЯК141 судьба оказалась трагической из-за аварии, и идею вертикального взлёта отложили и забыли.

Проект 1143.5 развивался по другому направлению, сторонников иметь на борту скоростные дальние хорошо вооружённые истребители было много ещё с конца 60-х гг. Противником проекта был заслуженный маршал Устинов Д.Ф., считавший самолёты типа ЯК единственно возможными для советских авианосцев. Но проекту суждено было сбыться. В конце 1970-х у США появились новые низколетящие ракеты, которые были недоступны для ЗРК того времени, но сбиваемые средствами истребительной авиации. Ждать было некогда. В 1981 г. в СССР уже появились лучшие в мире истребители-бомбардировщики СУ-27 или МиГ-29 (впоследствии Су-27К и МиГ-29К).

Ставший легендарным лётчик-испытатель Пугачёв произвёл посадку СУ-27К 01.11.1989 г. Не отставали и «Микояновцы», через 1,5 часа приземлился МиГ-29К – это герой СССР, космонавт Токтар Аубакиров (будущий генерал-майор Казахстана). В течение трёх недель проводились лётные испытания, выполнено было 227 вылетов и 35 посадок. А 23.11.1989. комиссией подписан Акт «О выполнении программы лётно-конструкторских испытаний».

Создание трамплина

Создание условий для взлёта-посадки негативно сказывались на реализации проекта 1143.5. Вначале рассматривался американский опыт применения паровых катапульт, встроенных в палубу, разгонявших даже тяжёлый радиолокационный самолёт на неподвижном корабле в безветренную погоду. Устинов отчасти справедливо считал неприемлемым использовать чужой опыт, это значит всегда отставать. Так и появился свой уникальный метод взлёта с применением трамплина.

В Крыму был построен Научно Испытательный Тренировочный Комплекс, получивший прозвище «Нитка» (записанный в конструкторских документах НИТКА). По предварительным расчётам построили Трамплин-1 для тренировочного взлёта ЯК-38, Су-27 и МиГ-29. Результаты показали неточность рассчитанных характеристик. Тогда построили Трамплин-2 с оптимальной кривизной – ставший трамплином для авианосца "Адмирал Кузнецов".

Посадка самолёта

Более сложная система, чем взлёт. Для того чтобы приземлиться и остановиться нужно посадить самолёт в определённом месте. Была применена система – аэрофинишёр, схожая с американской. Это натянутый трос и гидравлическая система. Зацепка гаком (крюком) в тренировочных условиях была отработана. Затем было отточено мастерство торможения. Без этих навыков не будет лётчиков морской авиации.

В помощь пилотам появилась оптическая система «Луна» - это подача световых сигналов лётчику при заходе на посадку. Траектория посадки называется Глиссада. Красный свет – это максимальный уровень опасности, обозначает приземление ниже уровня посадочной полосы. Зелёный – говорит о точности выполнения захода. Жёлтый – говорит о лишнем наборе высоты, придётся повторять посадку.

Название

Первым названием было «Рига», данное кораблю при постройке его на «Черноморском судостроительном заводе». Тут начинается политическая нестабильность, умирает Л.И. Брежнев и у корабля появляется новое имя «Леонид Брежнев». В 1989 г. корабль выходит в море под именем «Тбилиси». Своё имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» авианесущий крейсер получил в 1990 году 4 октября.

На волне успеха и экономической мощи начинают строиться один за другим авианосцы нового поколения – с обычным взлётом. Быстрому развитию авианосцев с обычными самолётами поспособствовала смерть Устинова в 1984 г. Появляется проект 1143.6, заложенный в 1985 г. – названный «Варяг», (продан Украиной Китаю). И атомный «Ульяновск» - проект 1143.7 заложенный в 1988 г., разобранный в 1992 г. (Украина). Трагической участи «Кузнецов» избежал, уйдя в 1992 г. из Севастополя на Северный флот, полностью соответствуя своему прозвищу «Непобедимый».

Угон авианесущего крейсера

Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов» в начале девяностых годов уже стал флагманом среди 7-ми авианосцев. В 1991 г. наносится главный удар по стране в проигранной Холодной войне, начинается раздел имущества среди «Суверенных» «Государств». В сентябре это Прибалтика, через месяц Украина. Начальники всех уровней и всех республик наживаются на грабеже коллективной собственности. Главком ВМФ Владимир Чернавин (1985 – 1993 гг.) ставит задачу угнать флагмана на Северный флот перед объявлением о суверенитете Украины.

В декабре 1991 г. крейсеру предстояли очередные испытания в акватории Чёрного моря. Главнокомандующий ВМФ поручает главнокомандующему ЧФ Хронопуло М.Н., в строгой секретности пройти пролив Дарданеллы во время намеченных учений. Кораблю предстояло уйти от вооружённого захвата и прибыть в пункт назначения Видяево, что на Северном флоте. Корабль этот был на службе с 25.12.1990. С 20.01.1992. ТАКР (тяжёлый авианесущий крейсер ракетный) приписан проходить службу в Мурманске.

class="eliadunit">

Характеристики авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Авианосец "Адмирал Кузнецов" предназначен для выполнения разного рода задач, основной из которых является не допустить воздушного или морского ядерного удара по территории РФ (СССР). Для этого боевой корабль вооружён ракетами для нанесения и отражения удара, самолётной и вертолётной авиацией, радиолокационными и спутниковыми системами, глубинными противолодочными бомбами и ракетами, артиллерией. Это мобильная военная база, способная в любой точке мира изменить военную и политическую ситуацию. На корабле проходят службу 1960 человек (200 офицеров): 626 – лётный состав, 40 – штаб соединения кораблей.

Технические характеристики в цифрах

  • длина – 305 м, макс.
  • ширина – 72 м, макс.
  • высота - 65 м.
  • Водоизмещение:
    • макс. 61 400 т,
    • стандартное 46 500 т.,
    • нормальное – 53 000 т.
  • Осадка 8 – 10 м.
  • Бронирование: дублированная катаная сталь, трёхслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание торпед 400 кг ТНТ.
  • Крейсер приводится в движение энергетической установкой из 2-х котельных отделений, где по 4 главных и по 2 ГТЗА.
  • Автономность плавания 45 дн.
  • Надстройка «Остров» 32 м из 13-ти ярусов.
  • Самолёты и вертолёты из ангара доставляются на палубу 2-мя подъёмниками.
  • У крейсера 3857 помещений: 387 – каюты, 134 – кубрика, 6 – кают-компаний, 120 – складов и 50 душевых.
  • Обучение матросов начинается с изучения помещений, в которые ведут коридоры протяжённостью 6 км.

Вооружение

  • П-700 Гранит – уничтожение авианосных ударных групп (АУГ) противника. Основной угрозой авианосцам НАТО (передвигающихся группой, в сопровождении 1 – 1,5 десятка кораблей) стали противокорабельные ракетные комплексы «Гранит». Это советская разработка не имеет аналогов. На палубной носовой части есть 12 ПУ с ракетами П-700 «Гранит». Может быть разного боевого заряда: осколочно-фугасная 750 кг. или ядерная 500 кт. Россия и США договорились не вооружаться пока ядерным зарядом для этих ракет. Длина её 10 м., стартовый вес 7000 кг., диаметр 85 см. Противокорабельная ракета 3М45 в 10 раз тяжелее чем американская «Гарпун», поэтому несёт в 2,5 раза больший заряд и в 5 раз дальше поражает цель, до 700 км.
  • В качестве системы указания цели используются сразу три средства наведения, исключая дезориентацию её противником: спутник, палубная авиация (вертолёты и самолёты) и РЛС. Ракета поднимается на большую высоту (до 17 км.) и обнаруживает цель, затем снижается вплоть до предельно малой (25 м.) и направляется к цели. Что затрудняет средствам ПВО противника перехватить её. Если корабль уничтожен, то остальные выпущенные ракеты поражают другие корабли группы. Ракета снабжена устройством для радиолокационных помех, наводя противоракеты на ложные цели.
  • Защитное ракетное вооружение. А также 4х2 ЗРАК«Кортик» (256 ракет и 48 000 снарядов) защищают от высокоточных противокорабельных ракет. Ещё есть 4х6 зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Кинжал» (192 шт.), применяется в случае массированного нападения с воздуха и от низколетящих ракет. Шестиствольная зенитная артиллерия АК-360 (снаряды 30 мм.), поражает на расстоянии 4 – 5 км.
  • Завоевание господства в воздухе. Одинаково важным в мощи тяжёлого крейсера является авиация. Сверхманевренные Су-33 заменили Су-27К, количество 36 ед. Каждый из них предназначен уничтожить в воздухе F-15 и F-16. Самолёты оборудованы дальними и ближними РЛС, спутниковой связью, несут до 8 т. бомбовой нагрузки. Вооружены всеми типами ракет воздух-воздух, воздух-поверхность. Могут наносить ядерные удары, с 2016 г. уничтожать корабли одной новейшей ракетой «БраМос» с той же эффективностью, что и 3М45. Сбивать все ракеты на высоте до 27 км. Многоцелевые вертолёты Ка-27, которых на корабле 16 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Они тралят мины. В количестве 3-х ед. используются для радиолокационного дозора и ещё 2 для поисково-спасательных работ.
  • Противолодочные средства. Противолодочный реактивный бомбомёт РБУ 12 000 «Удав» имеет 60 ракет разного типа: уничтожает торпеды, создавая дрейфующее минное поле; малые подводные лодки и подводные диверсионные силы на глубине до 600 м.
  • Радиоэлектронное вооружение. Уникальное вооружение позволяет своевременно и точно выполнять боевые операции: БИУС «Лесоруб», многофункциональная РЛС «Марс-Пассат», трёхкоординатная РЛС «Фрегат-МА», низколетящие цели обнаруживают 2 РЛС «Подкат», 2 РЛС «Вайгач», комплекс навигации «Буран-2», РЛС для управления полетами «Резистор» и «Газон», средство РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

Вывод

ТАКР – это одна боевая единица, все задачи не решит, но это грозное оружие. В зоне боевого дежурства ТАКР такого типа провести эффективный пуск ядерных ракет по нашей территории будет невозможно. И 1-й АУГ противника трудно что-то противопоставить «Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову». Желательно иметь в распоряжении России около 10-ка ТАКР. А ещё лучше иметь союзников, чтобы делить с ними такие большие расходы.

Кто такой Кузнецов, почему ему оказана такая честь?

Особое значение, вдохновляющее на самоотверженный труд и военные успехи, оказывает история. Всё зависит от того, кого мы будем почитать, таковым и будет наше будущее – великое или нет. Кузнецов Н.Г. оказался последователем традиций русских морских офицеров, для которых примером были Ушаков, Лазарев и Нахимов. Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями и иностранными орденами.

Несмотря на свое скромное крестьянское происхождение, он был интеллигентным – производил впечатление русского дворянина. Его любили матросы, ему доверяли офицеры. Он не входил в политические группы, борющиеся за власть. На него опирались начальники и первые лица государства, некоторые боялись его авторитета среди офицеров, матросов и всего советского народа. Не прислуживал и не унижался, был отличным исполнителем и талантливым организатором. При Сталине многое успел сделать для страны, на Ялтинской встрече победителей решал конфликтный вопрос о дележе фашистского флота.

Краткая биография

Ещё ребёнком, в 15 лет приписав себе два года (родился 11(24).07.1904 г. в Архангельской губернии, по документам – 1902 г.) он становится матросом Северо-Двинской военной флотилии. Там и прошёл гражданскую войну 1917 – 1922 гг. Прослужив ещё 1 год, с 1923-го учится в «Военно-морском училище им. Фрунзе» и заканчивает его с отличием в 1926 г. Период 1926 – 1929 гг. служит в Чёрном море вахтенным на «Червона Украина», а 1932 -1933 гг. был помощником командира крейсера «Красный Кавказ». С 1933-го становится командиром лёгкого крейсера «Червона Украина», с этого момента корабль становится образцом боеготовности и выучки.

В качестве военного атташе и главного военно-морского советника Испанской Республики, Кузнецов организовывает бесперебойные поставки военных грузов в Испанию для борьбы с фашизмом. Успешно выполнив поставленную задачу 1936 – 1939 гг. он возвращается в Севастополь. Значительную роль сыграла авиация, которая была использована у берегов для безопасного прохода транспортных кораблей. С этого момента будущий нарком воочию убеждается в эффективности связки кораблей и самолётов и становится инициатором авианосцестроения и разностороннего развития всех типов вооружения.

По окончании политической чистки от сторонников идей Троцкого-Уборевича. готовивших госпереворот в России, в 1939 г. на должность наркома ВМФ призван не политизированный молодой и талантливый специалист Н.Г. Кузнецов. Который внёс большой вклад в Победу 1945-го и развитие обороноспособности страны. Был неудобен для команды Хрущёв-Жуков, не говорил небылицы про Сталина, войну ВОВ встретил без поражения. А одобренные Сталиным идеи Кузнецова о необходимости строительства авиносцев начали внедряться с января 1943-го (в ноябре 1944 г. «Невским ПКБ» создан 1-й проект, к концу войны разработано 4 типа авианосца, заложенных в послевоенную программу). Придя к власти, Хрущёву удалось на время уничтожить программу и порезать строившиеся корабли.

Отстранённый Кузнецов до конца жизни был изолирован от гласности. Прожил на своей даче до 1974-го года, где писал книги под контролем редакторов, создававших миф о Сталине в угоду новому политическому клану. На антисоветской волне в 1990 г. его заслуженное имя случайно появилось на авианесущем крейсере, ведь он был созидателем, а не разрушителем государства и уважал русские традиции сложившиеся ещё при императорах.

Особенная страница в биографии

Есть одна запутанная история 1948 года, когда состоялся «Суд чести» над адмиралами. Заслуженные высокопоставленные военные судили таких же заслуженных офицеров. Ими оказались Н.Г. Кузнецов и его подчинённые Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А. Степанов. Военная коллегия, признавшая всех виновными, сама же и ходатайствовала о снижении наказания Кузнецову. Отправился на службу на Дальнем Востоке (1948-м замом по военно-морским делам, а с 1950 г. – командующий Тихоокеанским Флотом). В результате он при той же власти вновь возглавил ВМФ страны с 1951 г. по 1953 г.

При Хрущёве продолжил занимать должность командующего флотом до 1955 г. в новом качестве – первый заместитель Министра обороны СССР. А 03.03.1955. продолжая быть в заместителях Министра обороны СССР его должность была переименована в «Адмирал Флота Советского Союза». Ни одна политическая группировка не могла им управлять, а фигура была слишком заметной и ответственной в политическом плане. Поэтому 17.02.1956. в очередной раз понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с припиской «Без права работать на флоте». Получил прозвище «Опальный адмирал».

class="eliadunit">

Militaryarms.ru | 10.05.2016.

Военно-морской флот – это один из самых эффективных инструментов геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн в своей книге «Влияние морской мощи на историю» заявил, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим трудно спорить. Более двух столетий границы Британской империи определялись бортами ее военных кораблей, а в прошлом веке гегемония в Мировом океане перешла к ВМФ США. Основной ударной силой американского флота являются авианосцы – огромные плавучие аэродромы, с помощью которых США жестко и уверенно продвигают свои интересы по всему миру.



А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Многие годы не утихают споры относительно того, нужен ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли России вообще авианесущие корабли?



После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

Военные моряки называют этот корабль «Кузя», и весьма тяжело сказать, ласковое это прозвище или презрительное.



История создания

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы на Перл-Харборе. Почти сразу после этого события США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.



После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые «хозяева» Мирового океана, ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось мало внимания. Сталину больше нравились огромные мощные линкоры, мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей дело не шло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

Советская пропаганда рисовала авианосцы в виде средства ведения агрессивной войны, которую присуща империалистам. Эффективность и боевая мощь этих кораблей занижалась, а возможности советских ракетных крейсеров, наоборот, превозносились и завышались. Хрущев был ярым поклонником ракетного оружия и подводного флота, поэтому основные ресурсы государства были брошены на создание и постройку стратегических подлодок.



После прихода к власти Брежнева в СССР вернулись к разработкам авианесущих кораблей, но сделали это в весьма своеобразный способ. В конце 60-х годов в КБ Яковлева был создан самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел пристроить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако очень быстро руководство советского ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не получилось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» - в 1985 году, а «Ульяновск» - в 1988 году.



После развала СССР крейсер «Варяг» достался Украине, он был готов на 67%. В 1998 году этот корабль был продан в Китай. Долгое время он использовался в качестве плавучего казино, но в 2008 году китайцы начали его достройку. В 2011 году «Варяг» получил новое имя «Ши Лан» и стал первым китайским авианосцем. ВМФ КНР, вероятно, будет использовать корабль в качестве тренировочного корабля.

Судьба авианесущего крейсера «Ульяновск», заложенного в 1988 году, была еще более печальна: он был порезан на металл прямо на стапеле. Этот корабль планировали оснастить ядерной силовой установкой и паровой катапультой.

Проектные работы над крейсером «Адмирал Кузнецов» начались в 1978 году. Этот корабль изначально проектировали для обеспечения взлета и посадки самолетов традиционной схемы.



Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования, которые выдвигались к облику авианосца, из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась более прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».



Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит», длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в это же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.



Описание

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы - 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).



Для подъема летательных аппаратов из ангаров на «Адмирале Кузнецове» установлены два подъемника, способных поднять вес до 40 тонн. Корабельная надстройка («остров») имеет 13 ярусов, она смещена вправо, что позволило увеличить ширину взлетной полосы. Палуба имеет специальное термостойкое покрытие «Омега», которое может выдерживать температуру до 450°С.

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника, необходимая для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.



Авиафинишер «Светлана-2», которым оборудован корабль, – это система из нескольких тросов, натянутых через палубу. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. На авианосце установлена уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.


Кроме боевых самолетов, основным вооружением тяжелого крейсера являются ПКР «Гранит». Двенадцать ракет размещаются в пусковых установках шахтного типа, расположенных в носовой части корабля. Для защиты корабля с воздуха может быть использованы ЗРК «Кинжал» (24 ПУ, 192 ракеты) и ЗКБР «Кортик» (8 ПУ, 256 ракет) и шесть скорострельных установок АК-630М. Также авианосец вооружен двумя РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).


Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту, это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

БИ­УС «Ле­со­руб»;
- ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
- трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
- РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
- ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
- ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».



Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. ГЭУ позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и проходить 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.



Эксплуатация

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.



С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск». С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

Представители российского ВМФ не раз заявляли, что в настоящее время корабль нуждается в ремонте, он будет проходить его до 2017 года. В то же время недавно в российских СМИ появилась информация, что авианосец летом 2016 года отправится в Средиземное море, чтобы возглавить там группировку ВМФ России.



Оценка проекта

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что выливается в уменьшении запасов топлива летательных аппаратов и ограничение относительно массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.



Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждый дальний поход «Адмирал Кузнецов» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, что едва не закончились катастрофами. Также на крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Часть экспертов считает, что «Адмирал Кузнецов» не представляет серьезной ценности в качестве боевой единицы. Более того, его эксплуатация опасна и очень дорого обходится российскому бюджету. Корабль предлагают законсервировать.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития этого направления. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», во время которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, его силовая установка, некоторые системы вооружения.





Александр Геловани

История похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии в средствах массовой информации и социальных сетях стала триллером.

Люди, весьма далекие от военно-морского флота и военной темы вообще, с энтузиазмом, достойным лучшего применения, спорили о том, должен ли авианесущий крейсер дымить и каким дымом, сколько самолетов и вертолетов помещается на его борту и в его трюмах, нужна ли ему дозаправка, и так далее. Оставим в покое резвящихся в социальных сетях. Гораздо интереснее ответить на вопрос — что делает "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии? Почему он там? Боюсь, что простым ответом — для того, чтобы воевать, тут не обойтись.

Для начала давайте разберемся, что такое "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", именно так звучит полное название авианесущего крейсера.

Решение построить свой авианосец было принято советским руководством 3 марта 1981 года. За годы своего существования первый и единственный советский авианесущий крейсер несколько раз менял свое название. В период проектирования название крейсера звучало как "Советский Союз". Проектировался авианесущий крейсер в Ленинграде "Невским проектно-конструкторским бюро" под руководством Ю.Д. Сергеева. При закладке ему было присвоено имя столицы тогда еще советской Латвии "Рига".

© REUTERS / Norwegian Royal Airforce

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Строительство крейсера было завершено на Черноморском судостроительном заводе в Городе Николаев в декабре 1987 года. Тогда крейсер назывался "Леонид Брежнев".

Позже, во время испытаний, крейсер носил название столицы Грузии — "Тбилиси".

И наконец, при сдаче в эксплуатацию, крейсеру было присвоено имя адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова, который возглавлял ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные бомбардировщики, те самые, которые нанесли вчера удары по целям в Сирии.

Министерство обороны РФ

Конечно, решение иметь свой авианосец было принято советским руководством неспроста. Вообще схватку СССР с США часто изображали как схватку Бегемота с Левиафаном, сухопутной силы с морской. СССР воспринимался как главная континентальная держава, а США — как главная морская. В этом был достаточно глубокий смысл, ведь Соединенные Штаты первые шаги в качестве мировой державы начали с "дипломатии канонерок". Именно такое название получили действия американцев во время подавления восстания боксеров в Китае, а также войны с Испанией за Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. СССР же, как правопреемник Российской империи, напротив воспринимался исключительно как континентальная, то есть сухопутная сила. Таким образом решение кремлевского руководства о постройке первого советского авианосца вполне можно расценивать как попытку сыграть на поле противника.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Сыграть, это не значит выиграть, ибо понятно, что один авианесущий крейсер никак не мог составить конкуренцию авианосцам Соединенных Штатов, которых у США было к тому времени пятнадцать. Да и основу военно-морского флота СССР в период холодной войны составляли вовсе не надводные корабли, а атомные подводные лодки, с ядерным оружием на борту. Однако политическое значение данного решения понятно. Кроме этого, у СССР должен был появиться инструмент для своей "дипломатии канонерок", в случае необходимости, конечно.

"Адмирал Кузнецов" был сдан в эксплуатацию за несколько месяцев до конца Советского Союза и использовать его по назначению случай не представился. И вот сегодня российский авианесущий крейсер появился в восточном Средиземноморье.

Многие военные эксперты весьма скептически отнеслись к данному броску российской авианосной группы — в конце концов какой смысл, когда на территории той же Сирии у Российской Федерации есть наземная военно-воздушная база, где можно разместить сколько угодно самолетов. А между тем смысл есть, только он не военный, а военно-политический.

Для начала вернемся к природе войны в Сирии. С одной стороны, конечно, это религиозная война нашего времени в рамках исламской цивилизации. Кроме того, эта война — конец колониальной системы Сайкса-Пико, разделившей в далеких двадцатых годах Ближний Восток на подмандатные территории Великобритании и Франции. Однако войну в Сирии с полным основанием можно назвать и войной за "советское наследство". Причем, это первая война за это самое наследство, в которую решила вмешаться Российская Федерация как правопреемник Советского Союза.

Действительно, практически все страны, бывшие в советской зоне влияния, а среди них были и страны Восточной Европы, и Афганистан, и Ирак, и Ливия, были мягко говоря переформатированы без непосредственного участия Москвы. Сирия оказалась первой страной, которую Кремль решил защищать до конца практически всеми имеющимися у него средствами, в том числе и военными. Учитывая это обстоятельство, становится понятным такой военно-политический шаг, как появление российского авианесущего крейсера в водах восточного Средиземноморья. По сути — это ещё одно подтверждение того факта, что для Кремля Сирия является той самой красной линией, за которую он не отойдет.

Министерство обороны РФ

Крейсер "Адмирал Кузнецов" и СКР "Адмирал Григорович" впервые задействованы в операции в Сирии

Эскадра в восточном Средиземноморье, состоящая из двух сильнейших надводных кораблей российского флота — тяжелого ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", с кораблями сопровождениями (большими противолодочными кораблями "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" и тремя подводными лодками), это не просто военная акция, это заявка на статус страны, которая может строить свой конструкт в международной политике.

Так что авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" сегодня у берегов Сирии, что не так уж нелогично, как кажется некоторым военным экспертам. На пушках Людовика XIV была надпись "Последний довод королей". В Сирии, а значит и в сегодняшней мировой политике эти доводы давно говорят, причем говорят достаточно громко.

16 лет назад ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» сбежал в российское подданство. И до сих пор детище николаевских корабелов остается флагманом Северного флота. Биография корабля наполнена драматичными событиями.

«В печати появились статьи, в которых утверждается, что ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» накануне референдума «О провозглашении независимости Украины» 1 декабря 1991 года, якобы тайно «сбежал» из Севастополя в Североморск. Одна из статей так и называлась: «Как «Адмирал» из Украины сбежал». Я обсуждал этот вопрос с гарантийными представителями Черноморского завода, которые были в то время на этом крейсере, и они сказали, что уход корабля был плановым, к нему готовились заранее», — пишет Валерий Бабич в своей книге «Город Святого Николая и его авианосцы». Валерий Васильевич Бабич — признанный историк строительства авианесущих крейсеров в Николаеве.

Писать о новейшей истории нашего края — дело неблагодарное. Многие участники авианосной эпопеи до сих пор живы и наблюдают агонию судостроительных гигантов в городе. Недавнее прошлое для ветеранов — открытая рана. Они сами строили эти корабли и не хотят соглашаться с любой частной оценкой своего неповторимого бытия. Должно пройти какое-то время, чтобы холодный рассудок историка восстановил объективную причинно-следственную связь реальных событий.

Полтора десятка лет книги Валерия Бабича были единственным источником по истории строительства наших авианосцев. Однако недавно монополия автора стала разрушаться. В интернете появились сотни форумов, посетители которых делятся своими воспоминаниями о службе на авианосцах. Это и простые матросы, и командиры боевых частей, и адмиралы. Возник своеобразный «народный срез» эмоционального восприятия авианосной эпохи.

Судьба николаевских авианесущих крейсеров печальна. «Минск» и «Киев» сегодня развлекают китайских туристов, а «Варяг» состоит в Поднебесной на военной службе. «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») продан Индии, переименован в «Викрамадитью» и месяц назад с помпой передан принимающей стороне. Только один ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» несет службу в составе Северного флота ВМФ России.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Российская биография «Адмирала Кузнецова»

Российская биография корабля наполнена драматичными событиями. «Краденая вещь» не принесла счастья новому владельцу. Вот неполный послужной список его «несчастий»:

1. В апреле 1995 года «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.

2. В декабре 1995-го авианесущий крейсер отправился в Средиземное море. В самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки — матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду. Во время всего похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2-4 узла.

3. В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. Адмирал Валентин Селиванов, который руководил походом на последнем этапе, вспоминал: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали над котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам замедлилось. Наконец, ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5 — катастрофа не состоялась. Не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова». В общем, привел корабль в Северодвинск, вернулся в Москву и написал рапорт на увольнение».

4. В августе 1998 года при приеме топлива был по ошибке закрыт не тот клапан, и 60 тонн мазута вылились на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на «Кузнецове» оказались затоплены два из четырех зенитных комплексов «Кортик».

5. В октябре 2003-го «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе.

6. В 2000 году на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.

7. 17 января 2002-го на «Кузнецове» произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска. Погиб старшина 1-й статьи В. Бобылев — отравился угарным газом.

9. 6 января 2009-го на борту «Адмирала Кузнецова» возник еще один пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин возгорания могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около двух часов. Погиб матрос срочной службы Д. Сычев, который задохнулся от дыма.

Печальная биография авианесущего крейсера привлекла к нему широкое внимание российской общественности и СМИ. Московский инженер Кротов написал министру обороны РФ открытое письмо, в заключение которого выдвинул требование: «Хватит транжирить народные деньги! ТАКР «Кузнецов» неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании. Я призываю министра обороны законсервировать этот корабль».

В 2008 году главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил на расширенном заседании правительства о том, что флоту для поддержания боеспособности необходимо шесть авианосцев по цене 5 миллиардов долларов за каждого.

В Николаеве все затаили дыхание, и… напрасно. Через два года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил корреспонденту «Российской газеты»: «… Новые авианосцы в ближайшие годы Россия строить не планирует. Правда, мы заказали соответствующий аванпроект, чтобы понять, как должен выглядеть современный авианосец. Потом Генштаб и командование ВМФ оценят эти предложения. А пока ставка сделана на плавучие аэродромы. Точнее, на закупку во Франции и строительство у нас четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Корабли же, подобные «Адмиралу Кузнецову», они, конечно, не заменят. Но свою лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане внесут».

20 лет российский ВМФ эксплуатирует свой единственный авианесущий крейсер. За все время этот корабль только шесть лет был полноценной единицей российского флота. Остальное время ушло на капитальные ремонты и плановое докование судна.

Расходы на поддержание авианосца в функциональном состоянии велики, и Россия с трудом несет на себе это бремя. У военных появились большие сомнения в целесообразности содержания корабля. Однако Россия терпит, превратив «Кузнецов» в символ могущественного государства. И пока строительство нового авианосца находится на стадии проектирования, приходится, затянув пояса, обслуживать старый корабль. В минобороны РФ склоняются к продаже авианесущего крейсера Китаю.

С военной точки зрения, авианосец не может конкурировать с более современными образцами. С другой стороны, судя по опыту «Варяга», он может серьезно сократить время на разработку китайских авианосцев. Независимые эксперты полагают, что «Кузнецов» небезнадежен, хотя есть некоторые проблемы со взлетом и посадкой самолетов, но по боевым характеристикам он лучше, чем авианосцы облегченного типа и десантные корабли.

В Николаеве за этой ситуацией наблюдают глазами стороннего человека. Авианосное судостроение у нас умерло. Будет ли оно реанимировано? — Неизвестно.

Директор ЧСЗ Юрий Макаров, при котором был создан конвейер по производству авианесущих крейсеров, скептически оценивал перспективу возрождения строительства «повелителей океанов». Незадолго до своей смерти в интервью местному телеканалу он заявил: «Чтобы вновь запустить строительство авианесущих крейсеров, нужно вернуть назад плановую экономику, КПСС, ВЛКСМ, пионеров и октябрятскую звездочку… иначе ничего не будет…».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» николаевской сборки сегодня продолжает выполнять боевые задачи. А Новогодние праздники «Адмирал» провел в Атлантическом океане, выполняя задачи дальних походов…

(Ред. 2016) Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» российского Северного флота отправился к берегам Сирии. Авианосец войдет в состав российской группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря.

Эту информации подтвердили в российском Минобороны. Ранее в субботу об отправке «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море сообщили корреспонденты нескольких российских агентств, в том числе непосредственно с базы Северного флота в Североморске.

В авиакрыло «Адмирала Кузнецова» включены корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также палубные истребители четвертого поколения Су-33.

Сергей Гаврилов, журналист, via

Вооружение

Однотипные корабли

Общая информация

Первый советский авианосец, рассчитанный на самолёты обычного взлёта и посадки (предшествующие типы ТАКР предназначались для самолётов вертикального взлёта). Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова . Построен в городе Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

В настоящее время на корабле размещаются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (ОКИАП), а также МиГ-29К и МиГ-29КУБ 100-го ОКИАП (аэродром базирования 279 и 100 ОКИАП - Североморск-3), вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

История создания

Предпосылки к созданию

Согласно утверждённому правительством СССР в 1945 году плану развития ВМФ, строительство авианосцев в СССР не предполагалось. Н. Г. Кузнецов , занимавший в то время должность главнокомандующего военно-морским флотом, сумел добиться включения кораблей этого класса лишь в план проектирования. В 1953 году Кузнецов утвердил проект создания лёгкого авианосца (проект 85) для противовоздушной обороны флота в открытом море. Планировалась постройка, по меньшей мере, восьми таких кораблей, причём первый из них должен был вступить в строй уже в 1960 году. Но в 1955 году Н. Г. Кузнецов попал в опалу и был смещен с должности главнокомандующего военно-морским флотом. Вместо него кресло главкома занял С. Г. Горшков , во многом не разделявший идеи своего предшественника относительно развития ВМФ.

Хотя авианосцы прекрасно зарекомендовали себя в морских сражениях Второй мировой войны, с тех пор произошёл большой прогресс как в противокорабельном, так и корабельном зенитном вооружении. Относительно успешные действия американских авианосных соединений в Корее и Вьетнаме проходили в полигонных условиях, без противодействия противника с моря. Фактически, авианосцы в этих конфликтах служили передвижными авиабазами для атак наземных объектов, что никак не доказывало их возможную полезность в морском сражении. Это дало советскому руководству основания в развитии флота сделать ставку на вооружённые ракетами крейсера и подводные лодки, объявив авианосцы «оружием западного империализма».

«Первыми ласточками» советского авианосного флота стали противолодочные крейсера проекта 1123 , имевшие на борту авиагруппу из четырнадцати вертолётов Ка-25. Однако возможности вертолётов не позволяли организовывать с их помощью полноценную поддержку морских операций с воздуха, поэтому было решено разработать новые корабли, рассчитанные на применение самолётов вертикального взлёта и посадки. Такими кораблями стали тяжёлые авианесущие крейсера проекта 1143 (типа «Киев»). Получив мощное ракетное вооружение, эти крейсера несли немногочисленную авиагруппу, задачи которой оставались скорее вспомогательными. Кроме того, палубный самолёт Як-38 , являясь первым серийным СВВП Советского Союза, отличался невысокими лётными данными, и в силу малой размерности и веса был сильно ограничен в боевой нагрузке и радиусе действия. К тому же, будучи по назначению штурмовиком, Як-38 был плохо приспособлен для задач ПВО. Таким образом, три корабля типа «Киев» вместе с ТАКР «Баку», являвшимся их развитием, продолжали оставаться в большей степени крейсерами, нежели авианосцами. Недостатки Як-38 предполагалось устранить на палубном СВВП нового поколения - многоцелевом истребителе Як-41 - но этот самолёт создавался долго и трудно, так что сроки его принятия на вооружение постоянно отодвигались.

Проектирование

Осознавая ограниченные авианосные возможности кораблей проекта 1143, руководство ВМФ приняло решение о строительстве полноценного авианосца, способного применять самолёты с традиционным взлётом и посадкой помимо СВВП. Разработка проекта была поручена Невскому проектно-конструкторскому бюро в 1977 году. Эскизные работы шли почти три года и были завершены только в 1980-м. Всего было подготовлено десять вариантов, среди которых были и корабли с атомной силовой установкой. В итоге, после нескольких лет согласований, был утверждён проект 11435 . Кроме существенно больших размеров, основным отличием нового проекта от предыдущих (1143 и 11434) стало иное размещение главного ракетного комплекса, который теперь должен был находиться внутри корпуса. Помимо этого, надстройка корабля была смещена вправо, на спонсон (выступая за обводы правого борта). Оба этих фактора позволили увеличить площадь полётной палубы до размеров, пригодных для палубных самолётов с горизонтальным взлётом. Первоначально корабль планировалось оснастить двумя паровыми катапультами, но их размещение приводило к заметному росту водоизмещения и стоимости крейсера; попытки уложиться в заданную размерность при сохранении катапульт вели бы к ухудшению боевых возможностей будущего корабля. Высокие характеристики советских истребителей 4-го поколения, предполагавшихся к базированию на новом корабле, позволяли взлетать с трамплина без помощи катапульт, поэтому от последних было решено отказаться.

Окончательный проект был утвержден в мае 1982 года, а в сентябре того же года головной корабль нового проекта был заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в городе Николаев (Украинская ССР).

Постройка и испытания

ТАКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года

Истребитель Су-33 на палубе авианосца, 1996 год

В продолжение похода, 18 октября 2004 года, случилась авария с учебным Су-25УТГ . Самолёт выполнил слишком жёсткое касание, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Разрушений на корабле удалось избежать, поскольку аварийный Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра. Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик - подполковник Юрий Корнеев - успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам.

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в составе корабельной ударной группы, включающей в себя БПК «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко» , вышел в свой второй поход на боевую службу в Атлантический океан и Средиземное море. За время боевой службы были совершены визиты в порты Италии, Франции и Алжира, а также на остров Мальту. При возвращении через северную Атлантику авианосное соединение приняло участие в учениях совместно с авиацией ВМФ берегового базирования, а также самолётами ВВС России. Боевая служба продолжалась до 3 февраля 2008 года .

С мая 2008 и по 8 декабря 2008 года крейсер проходил семимесячный плановый ремонт на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». В ходе ремонта была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту системы кондиционирования воздуха, котельного оборудования, механизмов для подъёма самолётов на полётную палубу.

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проходит Гибралтарским проливом в декабре 2007 года

Зимой 2008/2009 года - начиная с декабря 2008 года - авианосный крейсер вновь проходил боевую службу в Средиземном море. В этом походе 6 января 2009 года произошёл несчастный случай: во время стоянки на рейде в рамках проведения боевых учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосного крейсера в одном из носовых помещений начался пожар. Устранить возгорание удалось силами экипажа корабля, но во время борьбы с огнём от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. Согласно заявлениям экспертов, авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января 2009 года принял участие в совместных учениях с Грецией. Поход был завершён 27 февраля 2009 года .

6 декабря 2011 года тяжёлый авианосный крейсер во главе отряда кораблей Северного флота вновь вышел в Средиземное море, к берегам Сирии. В связи с волнениями и попытками государственного переворота в этой дружественной России стране была необходима демонстрация силы возле её берегов, хотя бы отчасти уравновешивающая постоянное присутствие в том районе боевых кораблей 6-го флота США .

12 декабря 2011 года соединение бросило якоря в заливе Мори Фёрт (Великобритания) для пополнения запасов воды и продовольствия. 15 декабря в связи с ухудшением погоды в районе стоянки отряд боевых кораблей снялся с якорей и продолжил поход.

23 декабря 2011 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море.

С 8 января по 10 января 2012 года российское соединение нанесло деловой визит в порт Тартус (Сирия), где пополнило запасы на материально-технической базе ВМФ России. За время визита делегация российских моряков встретилась с губернатором провинции Тартус Атефом Наддафом.

16 февраля 2012 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» завершил боевую службу, вернувшись в Североморск.

После завершения боевой службы был проведён восстановительный ремонт ТАКР «Адмирал Кузнецов» на мурманском филиале ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“». К 23 августа 2012 года ремонт был закончен.

В сентябре 2013 года крейсер принял участие в учениях Северного флота в районе Баренцева моря.

Вертолёт Ка-29 над ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время боевой службы, Средиземное море, 24 ноября 2016 года

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов. Находясь в Средиземном море, авианосный крейсер действовал совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.

19 августа 2015 года на крейсере был завершён трёхмесячный ремонт в доке 82-го судоремонтного завода (посёлок Росляково, Мурманская область). В ходе работ была приведена в порядок электромеханическая часть корабля, а также проведена очистка и покраска подводной части корпуса.

15 октября 2016 года крейсер вышел из Североморска на боевую службу в Средиземное море. В состав отряда боевых кораблей, помимо «Адмирала Кузнецова», вошли также атомный тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий» , БПК «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск» , а также ряда вспомогательных кораблей и судов. На борту авианосного крейсера находилась авиагруппа в составе 10 истребителей Су-33 , 4 истребителей МиГ-29К/КУБ , 5 вертолётов Ка-27 (включая в это число противолодочные Ка-27ПЛ и спасательные Ка-27ПС), 2 транспортно-боевых Ка-29 и один боевой вертолёт Ка-52К , а также один вертолёт ДРЛО Ка-31 .

С 19 по 21 октября в акватории Норвежского моря с палубы ТАКР проводились учебные полёты палубной авиации. 21 октября соединение прошло проливом Ла-Манш.

26 октября 2016 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море; возле побережья Марокко была проведена дозаправка в море топливом и питьевой водой.

Пополнение авиационного боезапаса «Адмирала Кузнецова» с плавучего крана на рейде Тартуса, декабрь 2016 года

1 ноября российское авианосное соединение миновало Сицилию на пути в восточное Средиземноморье и приступило к полётным операциям. 5 ноября к отряду присоединился фрегат «Адмирал Григорович» из состава Черноморского флота России.

13 ноября 2016 года из-за аварии с аэрофинишёрами не мог быть вовремя принят на палубу и потерян по выработке топлива один из истребителей МиГ-29К авиагруппы крейсера; лётчик успешно катапультировался и был спасён.

15 ноября 2016 года палубная авиация ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» приступила к боевой работе против исламистских боевиков в Сирии (по согласованию с правительством Сирийской Арабской Республики).

3 декабря 2016 года при посадке на палубу корабля был потерян один из истребителей Су-33 авиагруппы из-за обрыва троса аэрофинишёра ; лётчик успел катапультироваться и не пострадал.

Истребитель МиГ-29КУБ взлетает с трамплина «Адмирала Кузнецова» во время боевой службы, 10 января 2017 года

6 января 2017 года было объявлено о сокращении группировки ВС России в Сирии, включающем в себя вывод ТАКР «Адмирал Кузнецов» из зоны конфликта.

8 января 2017 года отряд боевых кораблей во главе с авианосным крейсером перешёл в центральное Средиземноморье у ливийского побережья (район Бенгази-Тобрука); по согласованию с контролирующей этот участок группировкой «Ливийская национальная армия» была проведена серия ежедневных учений в море. 11 января борт «Адмирала Кузнецова» посетил возглавляющий «Ливийскую национальную армию» генерал Халиф Хафтар.

20 января корабельная авианосная группа прошла Гибралтарским проливом, покидая Средиземное море.

24-25 января 2017 года отряд боевых кораблей в составе ТАКР «Адмирал Кузнецов», ТАРКР «Пётр Великий» , БДК «Александр Шабалин» и судов обеспечения прошёл через пролив Ла-Манш по пути в Североморск.

3 февраля авиагруппа с находящегося в Баренцевом море авианосного крейсера выполнила перелёт на аэродром базирования «Североморск-3».

Вице-адмирал Соколов, командир крейсера капитан 1 ранга Артамонов и ливийский генерал Хафтар с сопровождающими на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов», 11 января 2017 года

8 февраля 2017 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» встал на рейде Североморска, завершая свою боевую службу. В ходе неё на протяжении почти четырёх месяцев корабль прошёл порядка 18000 миль. По возвращении тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» произвели праздничный салют из 15 артиллерийских выстрелов. Ответный салют выполнил эскадренный миноносец Северного флота «Адмирал Ушаков» , пришвартованный у причала главной военно-морской базы Северного флота.

Согласно опубликованным Министерством обороны России сведениям, за время боевой службы самолётами и вертолётами авиагруппы «Адмирала Кузнецова» было выполнено 1170 полётов, в том числе 420 боевых, из них 117 - ночью; остальные 750 вылетов были выполнены в ходе решения задач поисково-спасательного и транспортного обеспечения. Известно, что в ходе боевой службы часть палубных самолётов временно перебазировалось с ТАКР на авиабазу Хмеймим, поэтому некоторое количество упомянутых боевых вылетов могло быть совершено с неё. В ходе бомбардировок было уничтожено свыше 1000 объектов боевиков в Сирии - включая в это число штабы и пункты управления, огневые позиции, а также скопления живой силы и техники. Несмотря на сложности со снабжением корабля авиационными боеприпасами в море - в связи с тем, что после списания корабля комплексного снабжения «Березина» в составе ВМФ России подобных кораблей больше нет, эту операцию пришлось выполнять на рейде Тартуса при помощи плавкрана СПК-46150 - поставленные авианосному крейсеру на боевую службу задачи были успешно выполнены.

По сообщениям представителей Министерства обороны России, к настоящему времени крейсер требует капитального ремонта с модернизацией, которые были запланированы к проведению на судостроительном предприятии «Севмаш» в период с 2012 по 2017 год. Однако из-за недостатка финансирования капремонт корабля был отложен; в 2016 году сообщалось, что начало капремонта крейсера намечено на первый квартал 2017 года - сразу после возвращения корабля с боевой службы в Средиземном море. Работы рассчитаны на 2-3 года и должны будут включать в себя замену палубного настила и тормозных машин аэрофинишёров.