Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Управление автономным учреждением. Руководитель автономного учреждения Упрощенная система налогообложения

Можно ли работать директором автономного учреждения по совместительству? Может ли один человек быть директором двух автономных учреждений?

В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Однако для определенных организационно-правовых форм организаций установлены дополнительные ограничения для работы по совместительству в отношении руководителя организации. В частности, в соответствии со ст. 21 Федерального закона N 161-ФЗ*(1) руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Также действующее федеральное законодательство устанавливает ограничения по видам государственных и муниципальных учреждений. В соответствии с ст. 35 Закона РФ N 3266-1*(2) руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ*(3) к компетенции руководителя автономного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени. Он утверждает штатное расписание автономного учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Каких-либо специальных ограничений в части занятия должности руководителя автономного учреждения Федеральный закон N 174-ФЗ не содержит.

Таким образом, с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), например, наблюдательного совета, одно лицо может являться руководителем двух автономных учреждений, либо работать по совместительству руководителем автономного учреждения. Запрет на работу директором по совместительству федеральным законодательством установлен только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В то же время, если в уставе автономного учреждения предусмотрено, что руководитель не имеет права осуществлять иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью организации, это правило должно выполняться, и его нарушение может быть расценено как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей и влечет увольнение руководителя по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Положение о том, что руководитель учреждения не имеет права выполнять работу по совместительству или заниматься предпринимательской деятельностью, которая может вступить в противоречие с интересами автономного учреждения, должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.

Может, в законодательстве запрета нет.

Однако, сделка между автономным учреждением и ООО в данном случае приводит к конфликту интересов и является сделкой с заинтересованностью (ст.27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Такая сделка может быть признана судом недействительной.

Обоснование

Из закона
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях

Статья 27. Конфликт интересов

1. Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.
Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

2. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.
Под термином "возможности некоммерческой организации" в целях настоящей статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

3. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:
оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной.
Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета, в противном случае их могут признать недействительными. Кроме того, если крупная сделка совершена с нарушением установленных требований, ответственность перед АУ несет его руководитель. Какую конкретно ответственность несет руководитель АУ в случае совершения крупной сделки с нарушением требований Закона об автономных учреждениях <1>?

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

В первую очередь напомним, какая сделка признается крупной. Согласно ст. 14 Закона об автономных учреждениях на предмет попадания сделки в разряд крупных надо рассматривать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно) или передачей такого имущества в пользование либо залог. Указанная сделка признается крупной в том случае, если ее цена или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным бухгалтерского учета учреждения на последнюю отчетную дату, если только уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения определены ст. 15 Закона об автономных учреждениях. В частности, п. 3 данной статьи установлено, что руководитель АУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Таким образом, АУ вправе потребовать от руководителя полного возмещения убытков, причиненных учреждению в результате фактически незаконной продажи (передачи) имущества.

Из чего складываются убытки?

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:

  • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
  • неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Причем, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем размер указанных доходов.

Таким образом, убытки фактически складываются из:

  • понесенных расходов либо расходов, которые будут произведены;
  • утраты или повреждения имущества;
  • неполученных доходов (упущенной выгоды).

Итак, с определением состава убытков трудностей не возникает, чего не скажешь о расчете величины (суммы) убытков.

Как определить размер убытка?

Для определения размера убытков можно воспользоваться Методикой, приведенной в Приложении к Письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 N С-12/НА-225, но только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Так, в методике указано, что будущие расходы в сумму ущерба (убытков) не включаются. Эти расходы можно взыскать только в последующем, когда они будут фактически произведены. Однако данное требование противоречит положениям Гражданского кодекса, поэтому не применяется. Как отмечено в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Этими положениями руководствуются и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС ПО от 13.02.2009 N А06-4165/2007, ФАС ЦО от 30.06.2008 N Ф10-2711/08(2)).

Итак, к расходам АУ можно отнести те расходы, которые возникли или возникнут в результате и по причине выбытия из учреждения данного имущества. В методике обозначено, что при утрате имущества определяется стоимость утраченного имущества за вычетом износа. Опять же, данная формулировка вступает в противоречие с Гражданским кодексом. В нашем случае может быть применен п. 3 ст. 393 ГК РФ. Этим пунктом предусмотрено: при определении убытков должны учитываться цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Правда, законом, иными правовыми актами или договором может быть установлено иное. Кроме того, исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков с учетом цен, существующих в день вынесения решения. Другими словами, при утрате имущества реальный ущерб определяется исходя из рыночных цен, а не балансовой стоимости утраченного имущества с учетом износа. Подтверждение можно найти и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС ВВО от 27.05.2009 N А28-11679/2008-348/13).

Что касается неполученных доходов (упущенной выгоды), то согласно методике к ним относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было выполнено.

Ущерб (убытки) определяется исходя из характера последствий отчуждения или передачи имущества в результате крупной сделки. Незаконное совершение крупной сделки для АУ может обернуться таким последствием, как уменьшение количества оказываемых услуг. Тогда размер убытков можно определить исходя из суммы неполученной прибыли, увеличения условно-постоянных расходов в себестоимости услуг, расходов по уплате санкций. Также в убытки могут пойти и расходы по заработной плате с отчислениями на социальное страхование основного персонала учреждения, который не смог оказывать услуги вследствие незаконных действий руководителя.

Уголовная ответственность руководителя АУ

Руководитель АУ за совершение крупной сделки с нарушением норм действующего законодательства может быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательными работами на срок от 180 до 240 ч;
  • исправительными работами на срок от года до двух лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового;
  • лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Учтите, согласно примечаниям 2, 3 к ст. 201 УК РФ, если деяние, предусмотренное ст. 201 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. А если данные действия совершены в других организациях (в том числе в АУ), причинили вред интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Таким образом, заявление самого АУ не является необходимым для привлечения к уголовной ответственности его руководителя в случае совершения им крупной сделки с нарушением норм, установленных Законом об автономных учреждениях.

Коротко о бухгалтерском учете и налогообложении

В бухгалтерском учете поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации, в том числе АУ, являются прочими доходами на основании п. 7 ПБУ 9/99 <2>. Эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п. 10.2 ПБУ 9/99). Что касается момента признания, то указанные доходы согласно п. 16 ПБУ 9/99 отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (руководителем АУ).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Поступления активов, включаемых в состав прочих доходов, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (Инструкция по применению Плана счетов <3>). Поступления в возмещение причиненных организации убытков учитываются по кредиту указанного субсчета в корреспонденции с дебетом соответствующего счета учета расчетов. Поскольку руководитель АУ является сотрудником учреждения, для проведения расчетов с ним в рассматриваемой ситуации следует использовать счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

<3> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В целях налогообложения прибыли доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения убытков или ущерба являются внереализационными доходами в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ. В случае применения метода начисления эти доходы включаются в состав налоговых доходов на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

А.Б.Вифлеемский

директор

Нижегородского центра

экономики образования

В случае преобразования бюджетного учреждения в автономное руководителям приходится заново выстраивать рабочие отношения не только с вышестоящей организацией, но и с органами управления автономным учреждением. Структура органов управления автономным учреждением имеет свои особенности. Рассмотрим состав, полномочия и степень компетентности органов управления АУ.

Структура органов управления автономным учреждением

Структура, полномочия и перечень органов управления автономного учреждения установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 74-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон №174-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона №174-ФЗ, органами управления автономным учреждением являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель автономного учреждения;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет,художественный совет и т. п.), предусмотренные федеральными законами и уставом.

При этом структура, полномочия, а также порядок формирования органов управления и многое другое должны быть определены уставом автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ и иными федеральными законами. Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий с учетом специфики конкретного автономного учреждения.

Важной особенностью управления автономным учреждением является создание Наблюдательного совета.

Порядок создания, формирования и полномочия Наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона №174-ФЗ. Наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят:

  • представители Учредителя;
  • представители исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать одной трети от общего числа членов Наблюдательного совета);
  • представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • представители иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • представители работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов Наблюдательного совета).

Обратите внимание, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета.

Предельный срок полномочий Наблюдательного совета -пять лет. При этом количество назначений одного и того же гражданина"наблюдателем" по времени не ограничено (п. 3 ст. 10 Закона №174-ФЗ). Это означает одно:фактически Наблюдательный совет с первого созыва создается на неопределенное время, т.к. состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов Наблюдательного совета или о досрочном прекращении и полномочиях принимается учредителем автономного учреждения. Поэтому можно предположить, что Учредитель будет заинтересован в"вечном мандате" членов Наблюдательного совета. В свою очередь путь в Наблюдательный совет представителям оппозиционных Учредителю слоев общественности будет заказан.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие Наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры автономного учреждения и заключения сделок. Тем не менее Учредитель может принять решения по данным вопросам, только изучив предложения и рекомендации Наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть в Наблюдательном совете орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Однако Учредителю не трудно будет получить согласие Наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит "мандат доверия" лояльных к себе"наблюдателей"

В компетенцию Наблюдательного совета входят не только организационные аспекты, но и финансово-хозяйственная деятельность автономного учреждения. На совещаниях членам Наблюдательного совета предстоит рассматривать:

  • проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения (по представлению руководителя автономного учреждения);
  • предложения автономного учреждения о совершении крупных сделок, а также о совершении сделок с заинтересованностью;
  • предложения автономного учреждения о выборе кредитныхорганизаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;
  • предложения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  • предложения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
  • предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  • предложения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

Инициатором рассмотрения большинства предложений может быть руководитель автономного учреждения или Учредитель. При этом в большинстве случаев окончательное решение по тому или иному вопросу, но с учетом мнения Наблюдательного совета принимает Учредитель. Очевидно, что таким образом Закон №174-ФЗ отводит Наблюдательному совету роль своеобразного"буфера" во взаимоотношениях руководства автономного учреждения и его Учредителя.

Обратите внимание, что, в частности, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене между руководством учреждения и Учредителем в виде Наблюдательного совета. Именно для организаций культуры законодателем было введено исключение. Так, согласно ст. 41.1"Основ законодательства Российской Федерации о культуре",утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (с изм. и доп.)Учредителю автономного учреждения предоставлено право упразднения Наблюдательного совета по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции Наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные Законом №174-ФЗ, исполняются Учредителем.

Руководитель

В соответствии со ст. 13 Закона №174-ФЗ руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.п.) осуществляет текущее руководство деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя или Наблюдательного совета. Очевидно, что основной задачей руководителя автономного учреждения будет выполнение государственного (муниципального) задания, выданного учреждению его Учредителем.

Реализация полномочий руководителя ведется на общих основаниях (п. 2 ст. 13 Закона №174-ФЗ) и в рамках заключенного с ним трудового договора.

Иные органы управления

Законом № 174-ФЗ предусматривается возможность создания в автономном учреждении коллегиальных органов управления с участием заинтересованной общественности, работников автономного учреждения или представителей трудового коллектива. Для этого необходимо закрепить в уставе автономного учреждения наличие соответствующего органа: общее собрание работников, ученый совет, художественный совет и т. п. Кроме того, в уставе нужно предусмотреть полномочия и порядок создания таких коллегиальных органов.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении Положений Закона №174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший автономное учреждение, не относится к органам управления автономного учреждения, хотя ст. 9 "Компетенция Учредителя в области управления автономного учреждения" и входит в состав гл. 4 "Управление автономным учреждением" Закона №174-ФЗ. Кроме того, как уже говорилось выше, по многим важнейшим аспектам финансовой и хозяйственной деятельности автономного учреждения последнее слово остается за Учредителем.

Попробуем разобраться, насколько значима роль Учредителя в управлении автономным учреждением.

Учреждающий орган

Согласно Закону № 174-ФЗ, автономное учреждение может иметь только одного Учредителя. При этом Учредителем автономного учреждения может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот,который наделен соответствующими функциями и полномочиями.

Напомним, что, согласно ст. 6 Закона №174-ФЗ, функции полномочия Учредителя автономного учреждения осуществляют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъекта РФ), а также органы местного самоуправления. При этом в решении о создании автономного учреждения обязательно указывается орган государственной (муниципальной власти), который будет исполнять функции и полномочия Учредителя автономного учреждения.

Согласно ст. 4 Закона №174-ФЗ Учредитель устанавливает для автономного учреждения задания, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания. Однако на этом роль Учредителя в жизни автономного учреждения не заканчивается.

Полномочия учредителей

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя любого уровня власти или органа местного самоуправления по управлению учреждением, приведен в ст. 9 Закона №174-ФЗ.

Полномочия учредителей федеральных автономных учреждений были расширены и уточнены постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральным иорганами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения" (далее - Постановление № 662).

Таким образом, в настоящее время полномочия Учредителей федеральных автономных учреждений охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности автономного учреждения. При этом Учредитель выполняет управленческие функции: принимает решения, утверждает, устанавливает, выдает,согласовывает, назначает, заключает и расторгает договоры и т. п.

Так, в компетенцию Учредителя федерального автономного учреждения, помимо указанного выше, входит следующее:

  • утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, уставов автономного учреждения, а также вносимых в него изменений;
  • установление задания автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов федерального автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального автономного учреждения;
  • принятие решения об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за федеральным автономным учреждением, которые перестают относиться к видам особо ценного движимого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача автономному учреждению согласия на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества, а также согласия на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача согласия на внесение автономным учреждением денежных средств и иного имущества в уставный(складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (в части внесения недвижимого имущества - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • предоставление в установленном порядке предложений о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального автономного учреждения;
  • назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с имуществом автономного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в Наблюдательном совете учреждения, а также сделки в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
  • решение иных вопросов, предусмотренных Законом № 174-ФЗ и другими нормативными актами.

Без выполнения соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и Наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по моему мнению, Учредитель, как главный распорядитель бюджетных средств, является и ключевым управляющим органом в управлении автономным учреждением.

Очевидно, на мой взгляд, и то, что Учредителю для реализации своих управленческих функций придется содержать соответствующий штат специалистов. При этом отметим, что согласно нормам Постановления № 662 Учредитель обязан доводить все свои решения до автономного учреждения в письменной форме в течение семи дней с даты их принятия.

Заключение

Обратите внимание, что наблюдательный совет не случайно на схеме выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону № 174-ФЗ он является органом управления автономного учреждения.

Очевидно, что с точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения Учредителя является наиболее влиятельным органом управления автономным учреждением. Ведь кроме всего прочего Учредитель оказывает непосредственное влияние на деятельность автономного учреждения - выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения. Кроме того, Учредитель принимает решение о прекращении деятельности АУ, если учреждение неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом Наблюдательный совет является промежуточным звеном, рекомендации и замечания которого необходимо принимать во внимание Учредителю при принятии существенных решений в отношении деятельности автономного учреждения.

В свою очередь руководитель автономного учреждения, согласно закону № 174-ФЗ, должен принимать во внимание не только прямые указания Учредителя, но и рекомендации Наблюдательного совета.

Но нельзя забывать, что автономное учреждение - новая форма организации, поэтому только со временем можно будет рассуждать о том, насколько эффективно органы управления смогут выполнять свои функции в повседневной жизни.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Т.К. Ершова,

заместитель начальника отдела развития отраслей социальной сферы Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Минэкономразвития России

Формирование органов управления автономного учреждения и их взаимодействие между собой является важным этапом периода преобразования бюджетных учреждений в автономные.

Для автономных учреждений предусматриваются обязательные коллегиальные органы управления с участием заинтересованной общественности, а также более высокие требования к обязательной публичной отчетности, что делает деятельность автономных учреждений более гибкой и прозрачной.

Наблюдательный совет создается в целях придания гласности процессу принятия решений по важным вопросам и может принести ощутимую пользу в обеспечении прозрачности экономической деятельности как для общества, так и для учредителя. Наблюдательный совет к моменту преобразования в автономное учреждение должен быть сформирован.

Следует иметь в виду, что наблюдательный совет автономного учреждения не является высшим коллегиальным органом управления учреждением. Наблюдательный совет является органом автономного учреждения,призванный стать промежуточным звеном между учредителем и руководителем автономного учреждения. Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом.

Решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер. Однако этому органу делегируются контролирующие функции при совершении руководителем автономного учреждения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и проведению аудита. Наблюдательный совет дает заключение по плану финансово-хозяйственной деятельности и выбору кредитной организации,утверждает отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности и годовому бухгалтерскому отчету.

Для усиления общественного контроля в компетенцию наблюдательного совета включено рассмотрение вопросов об изъятии учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением, и выбор кредитной организации, в которой автономное учреждение может открыть банковский счет.

Таким образом, наблюдательный совет автономного учреждения играет роль необходимого в настоящее время балансирующего средства в связи с расширением имущественной самостоятельности автономного учреждения.

Читайте в журнале

  • Изменения законодательства в отношении автономных учреждений.
  • Государственное (муниципальное) задание. Нормативные затраты на оказание услуг.
  • Контроль деятельности автономного учреждения.
  • Особенности распоряжения имуществом.
  • Организация приносящей доход деятельности.
  • Организация закупочной деятельности автономных учреждений.
  • Перспективы развития сети государственных и муниципальных учреждений.
  • Особенности управления автономным учреждением.
  • Планирование деятельности и оценка ее эффективности.
  • Практика применения механизма автономных учреждений в вопросах и ответах.
  • Практический опыт успешных руководителей автономных учреждений.

Стоимость и способы подписки

Из отзывов подписчиков

«Нам очень нравится журнал «Руководитель автономного учреждения». Его тематика всегда актуальна, вопросы раскрываются четко и емко, с выделением самого главного. Материал излагается доступно. Для меня самыми интересными и полезными являются темы по оплате труда, построению взаимоотношений с работниками. Наш учредитель на всех совещаниях хвалит этот журнал и советует подписаться на него тем, кто этого еще не сделал.»

Татьяна Сергеевна, АУ «Югорская шахматная академия»

Подписка на издания Аюдар Инфо доступна несколькими способами:
- на сайте издательства вы можете скачать счет на электронную версию изданий;
- обратиться в отдел продаж издательства;
- оформить подписку через почтовые каталоги или в альтернативном подписном агентстве вашего региона.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: при оплате счета, скачанного с сайта, не забудьте указать ваш почтовый адрес, телефон и e-mail!