Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Виды ответственности за невыполнение требований охраны труда. Типичные нарушения в области охраны труда

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.


Должностное лицо - это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».


Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.


Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.


В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:


«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  1. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:


«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».


Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.


Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.


Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  1. угрозы жизни либо здоровью людей;
  2. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  3. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  4. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.


В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания - дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:


Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.


Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.


Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.


Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.


Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.


Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей - причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.

Система охраны труда на предприятии выступает в качестве гаранта безопасности его работников и методом предупреждения возникновения несчастных случаев и прочих опасностей для жизни и здоровья людей, задействованных на производстве и выполняющих офисный функционал.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому ответственность за нарушение охраны труда предусмотрена как для работодателей, так и для самих работников, и контролируется данный вопрос не только на местном, но и на государственном уровне.

Нормативная база

Основными документами, регулирующими сферу охраны труда, выступают Конституция Российской Федерации, где закреплено право работника на труд в безопасных для жизни и здоровья условиях, и Трудовой кодекс, в котором аспектам охраны труда посвящен отдельный раздел.

Кроме того, существуют федеральные законы, которые являются инструментами регулирования определенных сфер охраны труда:

  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где закрепляется правовой статус профсоюзов и их роль в формировании политики охраны труда;
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», закрепляющий право сотрудников организации на льготы и компенсации в связи с условиями труда.

Документы можно скачать здесь:

Кто должен отвечать?

В любой организации должен в обязательном порядке быть определен круг должностных лиц, которые будут отвечать за сферу охраны труда по следующим сегментам:

  • предприятие в целом – ответственным лицом в данном случае назначается руководитель или его заместитель;
  • отдельные участки производства работ и конкретные подразделения предприятия;
  • электрооборудование;
  • безопасная эксплуатация объектов повышенной опасности;
  • прочие отрасли в соответствии со спецификой предприятия.

Ответственность работника как исполнителя заключается в соблюдении следующих требований, предписанных системой охраны труда:

  • соблюдение норм, предписанных системой охраны труда, в компании в целом;
  • корректное использование средств индивидуальной защиты;
  • прохождение обучения методам безопасного производства работ;
  • своевременное оповещение вышестоящего руководства о происшествиях;
  • прохождение медицинских осмотров в соответствии с регламентом по профессиональной вредности.

Ответственность невыполнение норм охраны труда подразделяется на 4 категории – она может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

При этом существуют определенные нюансы привлечения к каждому из указанных видов ответственности.

Так, к дисциплинарной ответственности за одно нарушение работник может быть привлечен только единожды. Материальная ответственность, как правило, не должна превышать размера месячного оклада сотрудника. Административная ответственность по умолчанию предполагает умышленный характер действий.

Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Это означает, что в случае, если в конкретной организации нормы охраны труда не соблюдаются, наказание за это понесет ее руководитель.

Пример:

В апреле 2013 года Московский городской суд вынес определение по делу №10-1475, в соответствии с которым генеральный директор кинотеатра была привлечена к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком на один год условно за то, что ее сотрудник упал с перекрытия и получил травмы, в результате которых скончался. В ходе разбирательства выяснилось, что скончавшийся инженер не проходил обязательного обучения безопасной технике выполнения работ.

Санкции

При выявлении нарушений в сфере охраны труда, санкции могут быть наложены как на работника, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При выявлении факта преднамеренного или непреднамеренного, совершенного по неосторожности, проступка, работник может понести следующие варианты наказаний:

  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • перевод на должность с более низкой оплатой труда сроком до трех месяцев при условии согласия работника;
  • освобождение от должности, связанной с опасными условиями труда, с переводом на другую, в соответствии со специальностью работника, с его согласия.

При материальных санкциях работник будет обязан возместить не только непосредственный ущерб, вызванный самим проступком, но и компенсировать его затраты на выплаты третьим лицам.

Юридические лица, так же как и индивидуальные предприниматели, могут быть привлечены к административной ответственности при несоблюдении предписаний системы охраны труда. В данном случае нарушение должно выражаться в противоправных действиях или бездействии, носящих умышленный характер.

Законодательством при этом предусмотрен следующий объем санкций:

  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф в диапазоне от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или временный запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.
  • Для юридических лиц размер штрафных санкций составит от 300 до 500 минимальных размеров (МРОТ), либо будет наложен запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.

В случае сокрытия факта несчастного случая или наличия профессионального заболевания при страховании, в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса, административный штраф составит:

  • для физического лица – от 3 до 5 МРОТ;
  • для юридического лица – от 50 до 100 МРОТ.

Уголовная ответственность становится следствием грубых нарушений в части соблюдения норм охраны труда, детализированных в статье 143 Уголовного кодекса.

Кроме того, к числу уголовно наказуемых относятся нарушения следующих категорий:

  • безопасность на объектах атомной энергетики;
  • безопасность при строительных и прочих работах;
  • безопасность на взрывоопасных объектах;
  • пожарная безопасность.

В случае допущения нарушения положений охраны труда, результатом которого стало причинение тяжкого вреда, могут быть назначены штрафные санкции в размере заработной платы в сумме вплоть до полутора лет, либо лишение свободы на период до одного года или исправительные работы длительностью до двух лет. Если результатом нарушения стала смерть, виновный будет осужден на срок до трех лет.

Факт нарушения должен быть зафиксирован документально.

Для этих целей создается специальная комиссия, численностью не менее трех человек, которая расследует обстоятельства нарушения и по итогам составляет соответствующий акт.

Документ составляется в свободной форме, но при этом должен содержать обязательные реквизиты и информацию:

  • место составления акта, его дату и время;
  • информацию о членах комиссии, включая их должности;
  • информацию о нарушителе, также с указанием должности;
  • обстоятельства совершения нарушения виновным;
  • какие последствия стали результатом нарушения;
  • предлагаемые комиссией санкции.

Ниже прилагается образец акта, составленного по результатам проверки нарушения, допущенного в части требований охраны труда сотрудником ООО «Арт-экс»:

На основании предложенных в акте мер санкционного характера, подписывается соответствующий приказ. Единой формы данного документа нет, поэтому можно воспользоваться следующим образцом:

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Соблюдение трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая и правила охраны труда), является обязанностью и работодателя, и работника. Неисполнение, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным в ст.192-195 ТК РФ.

Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст.357 ТК РФ).

Госгортехнадзор России вправе вносить компетентным органам обязательные представления об освобождении правонарушителей от занимаемой должности в установленном порядке.

За нарушение законодательства о труде и охране труда ст.5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»240 установлена административная ответственность в виде денежного штрафа за следующие правонарушения в сфере труда: уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения; непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров, и отсутствие контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в примирительных процедурах; невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.

Дела об указанных деяниях рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Так, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст.5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст.5.29 КоАП); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст.5.32 КоАП) – влечет административный штраф в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

За необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрен денежный штраф в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.30, 5.31 КоАП).

Невыполнение соглашения влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.33 КоАП).

За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки на работодателя налагается административный штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.34 КоАП).

Сокрытие должностным лицом страхового случая (ст.5.44 КоАП) влечет наложение денежного штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения имеют право налагать:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда (ст.23.12 КоАП).

Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (см. п.1 Постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда»241.

Постановлением Минтруда России от 14.02.2001 № 19 утвержден Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда242.

Право привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности предоставлено федеральным надзорам соответствующими положениями, закрепившими их правовой статус (п.6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России от 3 декабря 2001 г. № 841, п.8 Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности при Президенте Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 283-рп). Круг должностных лиц федеральных надзоров, наделенных правом налагать денежные штрафы, размер штрафов и конкретные составы правонарушений, установлены в КоАП.

Новый КоАП наделил властными полномочиями по применению штрафов (в соответствующей отрасли) санитарно-эпидемиологическую службу и органы Государственного энергетического надзора.

КоАП управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст.23.1 КоАП судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Статья 143 УК предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статья 145 УК устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Указанные действия влекут наложение денежного штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо привлечение к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в т.ч. в сфере труда (ст.136 УК), за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК), при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 УК), на взрывоопасных объектах (ст.217 УК), за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218 УК), нарушение правил пожарной безопасности (ст.219 У К), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263 УК), безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269 У К).

В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права (ст.184 ТК РФ). В гл.38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете охрану труда?

2. Что составляет законодательство об охране труда?

3. Каковы государственные нормативные требования охраны труда?

4. Каковы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда?

5. Каковы обязанности работника в области охраны труда?

6. Для кого установлены обязательные медицинские осмотры?

7. Как осуществляется государственное управление охраной труда?

8. Раскройте содержание права работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

9. Каковы гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?

10. Как производится расследование и учет несчастных случаев на производстве?

11. Какие органы включены в систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда?

12. Какие задачи и функции у федеральной инспекции труда и подведомственных ей инспекций?

13. Назовите виды федеральных надзоров и определите их правовое положение.

14. Обладают ли профессиональные союзы правом на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда?

15. Какие виды ответственности вы знаете за нарушение законодательства о труде и охране труда?

1. Абрамова А.А. Трудовое законодательство и права женщин. М., 1990

2. Абрамова О.В., Коршунова Т.Ю. Правовые проблемы организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде / Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. № 60.

3. Голощапов С.А. Правовые вопросы охраны труда. М., 1992.

4. Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М., 1982.

5. Коршунов Ю.Н. Об охране труда. М., 2000.

6. Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 1997. № 3.

7. Орловский Ю.П. Труд молодежи в СССР. М., 1974.

8. Семенное В.И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы) // Минск, 1976.

9. Сыроватская Л.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.

10. Толкунова В.Н. Право женщин на труд в СССР. М., 1980.

11. Чиканова Л.А. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности труда на производстве // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994.

12. Шебанова А.И. Право и труд молодежи. М., 1973.

13. Шептулина Н.Н. Совершенствование законодательства об охране труда // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. № 60.

14. Ярхо А.В. Законодательство об охране труда. М., 1988.

10-й раздел Трудового кодекса РФ всецело посвящен вопросам охраны труда. В нем перечислены основные и дополнительные мероприятия, цель которых – сделать пребывание человека на рабочем месте максимально безопасным. Поскольку от их выполнения зависит жизнь и здоровье сотрудника, государством установлена ответственность за нарушение законодательства по охране труда. И отвечать иногда приходится не только по Административному, но и по Уголовному кодексу.

Виды ответственности за нарушение правил охраны труда

Виды ответственности разнятся в зависимости от того, кто является нарушителем – юридическое или физическое лицо. Кроме того, учитывается тяжесть последствий, возникших из-за игнорирования правил по безопасности производства, а также было ли нарушение совершено впервые или повторно.

Ответственность за нарушение охраны труда предприятием

К юридическому лицу (работодателю), не соблюдающему установленные требования, применяется административная ответственность за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ). В основном, она предполагает два вида санкций:

  • наложения штрафа на организацию от 50 000 рублей (при повторном нарушении может доходить до 200 000 рублей);
  • в виде приостановления деятельности на определенный срок.

Приостановление деятельности предусмотрено не только для организации-нарушителя, но и для индивидуальных предпринимателей, на которых также возлагается ответственность за соблюдение правил по охране труда . Они являются обязательными для любого работодателя, независимо от того, в какой форме он ведет коммерческую или иную деятельность.

Также организация или ИП могут понести и материальную ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных требований по охране труда, установленных действующим законодательством. Например, если по причине их несоблюдения сотрудник получил травму, увечье или иной вред здоровью, он вправе взыскать с работодателя компенсацию за моральный вред (в судебном порядке или в соответствии с условиями трудового контракта).

Однако оплачивать работнику его лечение, реабилитацию, медикаменты, компенсировать иные расходы, необходимость в которых возникла в результате нарушения, будет ФСС – за счет страховых взносов, регулярно отчисляемых работодателем.

Ответственность специалиста по охране труда

Закон обязывает работодателей создавать на предприятии специальную службу по охране труда, если на нем работает более 50 человек (ст. 217 Трудового кодекса РФ). Но даже если сотрудников меньше, в организации должен быть специалист, отвечающий за эти вопросы.

Виды ответственности за нарушение охраны труда, применяемые в отношении физического лица гораздо разнообразнее. В зависимости от последствий его действий или бездействия, она может быть:

  • материальная;
  • дисциплинарная (вплоть до увольнения «по статье»);
  • административная;
  • и даже уголовная.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда наступает в случаях, когда их несоблюдение причинило тяжкий вред здоровью хотя бы одного человека (ст. 143 УК РФ). Специальные правила (правительственное постановление № 522 от 17.08.2007) гласят, что его признаком является травмирование другого человека, которое, в частности, привело:

  • к слепоте;
  • к внешнему уродству;
  • потере вынашиваемого ребенка;
  • психическому заболеванию;
  • утрате трудоспособности.

Еще более суровая уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда предусмотрена законом, если оно привело к смерти человека или нескольких лиц.

В отношении 143-й статьи УК следует сделать важное пояснение: она применяется только к нарушителям, непосредственно (в силу должностной инструкции) отвечающим за безопасность производства. Например, если человек погибнет из-за того, что правила нарушил инженер по охране труда, уголовная ответственность наступит именно по этой статье. А если трагедия произойдет по вине постороннего лица, в чьи обязанности контроль за безопасностью на данном предприятии не входит, ему вменят 109-ю или иную статью Уголовного кодекса.

Ответственность за несоблюдение требований охраны труда: что грозит нарушителям

Согласно статье 212 Трудового кодекса, ответственность по охране труда на предприятии возлагается на работодателя . Он обязан обеспечить выполнение всех необходимых мероприятий, установленных законом.

Ответственность работодателя по охране труда и технике безопасности установлена Кодексом об административных правонарушениях и, прежде всего – статьей 5.27.1. Ею предусматриваются следующие санкции в отношении организации:

  • штраф 60-80 тыс. рублей – за непроведение оценки условий, в которых работают сотрудники (или за проведение с нарушениями);
  • штраф 110-130 тыс. рублей - за допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра или инструктажа ;
  • штраф 130-150 тыс. рублей – за необеспечение подчиненных защитными индивидуальными средствами;
  • штраф 50-80 тыс. рублей – за иные правонарушения в сфере охраны труда.

Административная ответственность за нарушение техники безопасности в виде штрафа увеличивается до 200 000 рублей, если правонарушение совершается не в первый раз. В этом случае его могут заменить на временное приостановление деятельности юрлица – до 90 суток.

Штрафы с должностных лиц взимаются в меньших размерах и не превышают 30 тысяч рублей. Однако в отношении них возможна уголовная ответственность за охрану труда, проводимую недолжным образом, если это привело к гибели или тяжелому увечью человека. Максимальная санкция по статье 143 УК – лишение свободы на 5-летний срок (или принудительные работы на тот же период). Она применяется, если действия нарушителя повлекли смерть не менее 2-х человек.

1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.