Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Гжельская роспись на посуде. Гжель

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.


Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.


Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.


Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.


Статуэтка украшенная классической гжелью

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!


Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.


Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.


Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.


При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.


До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.


Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:



Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).


Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.


Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.


Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

МБДОУ детский сад №56

Конспект занятий на тему:

«Гжельские сервизы»

(В рамках реализации проекта)

Подготовила

воспитатель:

Анисимова В.Н.

г. Новочеркасск

2015г.

Конспект занятий в средней группе

«Гжельский сервиз»

Анисимова Валентина Николаевна

МБДОУ №56

Цель:

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Задачи:

    Образовательные

    Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности

    Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла

    Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.

    Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии

    Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма)

    Развивающие

    Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

    Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

    Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов

    Развивать чувства формы, симметрии

    Развивать мелкую моторику

    Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

    Воспитательные

    Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

    Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем

    Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

Образовательные области:

    Художественно эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

Методы:

    Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

    Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

    Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

Виды детской деятельности:

    Художественно эстетическая деятельность

    Продуктивная деятельность

    Познавательная деятельность

    Речевое развитие

Индивидуальная работа:

    Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

    Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

    Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки

    Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов

    Предметы посуды из соленого теста

    Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

    Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух

    Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

    Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

    Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева

    Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

    Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

    Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле)

    Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский

    Слушание музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

    Усвоение песенных навыков

«Гжель» З.Я.Роот

«Лазури хоровод» М.Кузьмичева

«Россия, Россия» М.Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

    Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель» «Найди гжельский узор» «Сложи узор»

    Изготовление из соленого теста предметов посуды

Предполагаемый результат:

    Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях

    Окрепшая моторика рук

    Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений

Использованная литература:

    Методическая литература:

«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.

«Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.

    Наглядно - дидактический материал

«Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С.Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

«Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

«Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т.Н Чижкова, Т.Н. А.Н.Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.

    Интернет ресурсы:

Ода Гжели /www.u tube.ru/pages/video/12708

Сказочная гжель: Занятие в средней группе c 4 // « maaam . ru »

Этап Гжельской росписи files . school - collection . edu . ru

Народные промыслы: стихи// http : festival .1 september . ru

Ход занятия:

    Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.

Воспитатель:

«Кто же нам ее принес? И что в ней?»

Предполагаемые ответы детей:

«Мастера художники»

Воспитатель:

«Откроем посылку?»

Воспитатель и дети открывают посылку

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»

Воспитатель:

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду»

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»

(Веселые мастера умельцы)

Воспитатель достает из посылки красивые иллюстрации на которой изображена посуда.

Воспитатель:

«В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

    Организационная часть

Воспитатель:

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да!»

Воспитатель рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.

    Практическая часть

Воспитатель:

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

Воспитатель:

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

Воспитатель:

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров

Воспитатель:

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»

На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их.

Воспитатель:

« У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

    Продуктивная деятельность

Воспитатель:

«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим»

Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

Воспитатель:

«Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз»

Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.

Воспитатель:

«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»

Воспитатель обращает внимание детей на сервиз из посылки

Воспитатель:

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель:

«Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.»

Дети выбирают посуду и садятся за столы

Воспитатель:

«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?

Предполагаемый ответ детей:

«Цветком и каймой из точек».

Воспитатель:

«Где расположен цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«В середине, на одной стороне посуды»

Воспитатель:

«Из каких элементов состоит цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«Серединка и лепестки»

Воспитатель:

«На что похожи лепестки цветка?»

Предполагаемый ответ детей:

«На капельку».

Воспитатель:

«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели

А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель:

«Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

    Подведение итога

Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду, которую они украсили узором

Воспитатель:

«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель » П. Синявский

Воспитатель:

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей:

«Из белой глины»

Воспитатель:

«Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей:

«Животных, птиц и посуду»

Воспитатель:

«А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей:

«Сине голубым цветом»

Воспитатель:

«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»

Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.

Воспитатель:

«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да похожи»

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.

Воспитатель:

«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы»

Узоры и орнаменты на посуде. Гжельская роспись.

Пояснительная записка : Любой из нас не один раз в день пользуется разной посудой: тарелкой, чашкой, блюдцем. Не нужно забывать и о декоративных тарелках, которыми украшают интерьер дома и других помещений. Всё это создают мастера, в том числе и художники, которые расписывают посуду самыми разнообразными, интересными и очень красивыми узорами. Моя статья может использоваться в виде вводной беседы на многих занятиях в дошкольном учреждении.
Цель : познакомить детей с понятием орнамент.
Задачи : сформировать представление о народном промысле гжель, способствовать развитию эстетического вкуса.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (посуды, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель). Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Орнамент – это особый вид художественного творчества.
Я хочу рассказать вам о старинном русском народном промысле – гжель, зародившемся еще в XVI веке. Стиль гжели хорошо узнаваем: синие и голубые кобальтовые рисунки на белом фоне.

Маленькая деревенька Гжель уже несколько веков известна своим промыслом гжели, именно в этом месте были найдены обильные залежи качественной глины. Неудивительно, что здесь с давних пор развивались гончарные промыслы. Здесь издавна добывали самую лучшую глину разных сортов. Своё начало гжельская роспись начала с изготовлением обыкновенной глиняной утвари,гончарной посуды,простеньких детских игрушек.


К началу девятнадцатого века, когда окончательно утвердилась технология изготовления, неповторимый дизайн, в Гжели работало уже 25 заводов по выпуску посуды.


За воздушными, необычными синими узорами и белоснежностью тончайшего фарфора скрывается огромный труд и сложный процесс обработки изделия. Каждый сувенир с гжелью изготавливается в несколько этапов.


Сначала заготавливается сырье, то есть глина. Основное требование к ней – пластичность, благодаря которой глиняное изделие может принимать любую форму.


В чистом виде глину на заводах гжели не применяют, в нее добавляются такие компоненты, как: перлит, кварцевый песок,полевой шпат в разных количествах и пропорциях, что позволяет контролировать качественный состав керамики: её пластичность, жароупорность, плотность.
Существует два основных способа придания глине определенной формы:
- формовка (мастер лепит керамическую массу непосредственно руками или пользуется готовыми шаблонам на станках)
- гипсовое литье (жидкая глина заливается в гипсовые формы и сушится не в печи, а при комнатной температуре.)


После этого керамическое изделие подвергают обжигу в специальной печи дважды. Первый утильный обжиг производят при температуре в 900 °С. После нанесения рисунка, а они все наносятся вручную, прозрачной глазури гжели предстоит выдержать второй обжиг при температуре в 1400 °С.


После этого глазурь становится очень прочной и крепкой, поэтому, нанесенному под ней рисунку с синей гжелью ничего не грозит.
Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать традиции и обычаи той или иной страны. Одним из наиболее узнаваемых орнаментов в русской культуре является гжель.

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.