Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Художественная резьба по кости рогу. Холмогорская резная кость

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас - некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

Резьба по кости - одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки - плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» - это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля - украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба , берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал - клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо - в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют - обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, - большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, - это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости - некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости - довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки - длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

Художественная обработка кости - это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

Бивни мамонта, слона, моржовая кость и зуб кашалота, называемые благородной костью, мастера исстари применяли для резных работ. Благородная кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости необыкновенную теплоту и декоративность. Ископаемую мамонтовую кость добывали в северных районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера всегда испытывали трудности с материалами, поэтому постоянно велись поиски более дешевой и доступной кости. Таким материалом оказалась так называемая цевка - трубчатая кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбеливать кость нужно в растворе перекиси водорода (гидроперита). Обычно на 200 г горячей воды достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Полежав примерно около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания периодически смачивайте пилу мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу. Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем - большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачивают на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты: для грубой обработки - косарь, наборы стамесок и рашпилей; для выполнения ажура - лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже сделайте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски.

Резьбу выполняют с помощью резцов-штихелей. Штихели для гравировки по металлу можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Штихели - для начала хотя бы трех основных видов - можно сделать и самим руководствуясь рисунками, которые мы здесь приводим. Грабштихель - резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий. Болтштихель - резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации.

Для резцов подходит углеродистая сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку резца накалите докрасна (примерно до 800°С), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45-30°. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку, как показано на рисунке. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу. Для гравировки по кости служит коготок (форма его изображена на рисунке).

В косторезных мастерских наряду с ручными инструментами широко применяется бормашина. Простейшую бормашину, показанную на рисунке, можно собрать из имеющихся в продаже электромотора для швейной машины МШ-2 мощностью 40 вт для сети с напряжением 220 вт и рукава с наконечником от медицинской бормашины. Можно применять и другие электромоторы меньшей мощности с частотой вращения около 15 тысяч оборотов в минуту. Преимущество мотора от швейной машины заключается в том, что с помощью ножной педали резчик по желанию может изменять скорость вращения вала мотора, а следовательно и вставленного в наконечник бора. Для этого достаточно увеличить силу нажатия на пусковую кнопку ножной педали. В наконечник бормашины, имеющий цанговый зажим, вставляют фрезы или боры, перки, дискодержатели и оправки с наждачной бумагой. Благодаря гибкому валу наконечник может свободно перемещаться в самых различных направлениях и располагаться под любыми углами к поверхности заготовки.

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (на проем), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы - сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 1-2 мм . Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стирался, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками.

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными, поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненный на цилиндрической поверхности.

Виды орнаментов, применяемых в ажурной резьбе." 1 - геометрический, 2 - растительный, 3 - рокайльный

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются в результате кропотливого труда. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте его лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель - крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коречневой - в отваре листьев щавеля.

Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины - оливково-зеленый, цветы зверобоя - красный, листья крапивы - зеленый, кора крушины - желто-зеленый, дубовая кора - коричневый, луковая шелуха - золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком или гравировальной иглой. Гравировать можно и грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветным карандашом.

Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравировки, должна быть идеально отполирована. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте тонкомолотой пемзой или зубным порошком.

Резную кость нередко используют как декоративную накладку на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Русский традиционный художественный народный промысел - резьба по кости, возникший в XVII в. в Холмогорах (Архангельская обл.). Холмогорская резьба по кости существует уже около четырёхсот лет. В XVIII в. мода на костяные бытовые изделия - гребни, шахматы, шкатулки, табакерки, чарки, туалетные коробочки, деревянные ларцы-теремки, оклеенные костяными пластинками, часто окрашенными в коричневый, жёлтый или оранжевый цвет, - способствовала расцвету искусства Холмогорской резной кости.

Изделия украшались гравировкой и ажурной резьбой «на проем» (под неё подкладывалась цветная фольга или слюда, что усиливало декоративность). В центре предмета помещалось сюжетное изображение (бытовая или охотничья сцена). Орнамент состоял из веточек, ягод, завитков и зигзагов. В технике высокого и низкого рельефа выполнялись кресты, иконы и другие фигурные изображения, портреты царей на кубках.

Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства. Нидерландские и немецкие образцы, западные гравюры (мастера знакомились в Петербурге с коллекциями) повлияли на мастерство холмогорских резчиков. Во II-й половине XVIII в. местные художники творчески перерабатывают темы профессионального искусства, вводят в орнамент изображения местных животных и растений.

Мастерам данного направления присуще образное и богатое воображение, тонкое ощущение национальных мотивов, их артистично изготовленные поделки вошли в фонд лучших изделий русского декоративно-прикладного искусства. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри или храмы.

Обобщенность формы и силуэта, симметричность и простота орнамента, применение плоской резьбы характеризуют работы О.X. Дудина, Ф.Я. Лопаткина, Евсея Головина и т.д.

В XIX в. в Холмогорах работали семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных, но промысел переживал спад. К началу XX в. искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.

Новый его подъем с 1920-х годов связан с деятельностью таких художников, как А.Е. Штанг, П.П. Черникович, Н.Д. Буторин, В.П. и А.С. Гурьевы. С 1929 г. существует косторезная школа в Холмогорах, в 1932 году была образована Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова. Сейчас она переименована в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. Возродились навыки ажурной и рельефной резьбы (коробочки, ножи, пудреницы, кулоны из бивней мамонта, зуба кашалота, моржовых клыков и обычной кости).

Центр искусства Холмогорской резной кости - с. Ломоносово близ Холмогор. С 1930-х годов с промыслом связано творчество художников - мастеров костяной миниатюры М.Д. Ракова, С.П. Евангулова.

Подлинного расцвета искусство достигает в начале 1960-х годов, когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы. Завоеванием этого времени можно считать природное начало в творчестве, когда стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы.

Характерной чертой 1990-х годов XX в. является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Это связано с новыми историческими условиями, новым мировоззрением художников. Формируется новый тип мастера современной художественной промышленности, в характере которой совмещается новое и очень хорошо забытое старое. Это выражается в самостоятельно осознанном избирательном отношении к традициям. Традиции очень многообразны и мастер, соотнеся их со своим личным понятием, выбирает наиболее приемлемое для себя, своего понятия о красоте.

Ведущим мастером промысла является член Союза Художников Геннадий Федорович Осипов. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Привлекают внимание знатоков и туристов большие ларцы Владимира Николаевича Хабарова. Это мастер, отлично знающий традиции промысла. Ученик Н.Д. Буторина.

Значительными произведениями современной Холмогорской резьбы являются произведения члена Союза Художников в России Виталия Александровича Просвирнина. Его работы экспонируются во многих музеях страны, а так же на зарубежных выставках. Имя этого художника останется в истории промысла.

К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчётливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство.

В селе Ломоносово, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: моржовая и мамонтовая кость, а также простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

К 290-летию М.В. Ломоносова построено новое помещение для выставочного зала, соответствующее всем нормам музейного дела. По существу здесь экспонируется две выставки: «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость», где экспонируется около 500 уникальных изделий из кости. Эти выставки пользуются большой популярностью у посетителей музея.

Бюро-секретер
Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл
Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ



Ларец «Весенняя песня», 1989 г.
Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова.
Осипов Геннадий Федорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ.



Ларец «Петр 1», 1981 г.
Кость. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5x10,4x10,4 АОМИИ
Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962 г.)


С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова.
Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с изображениями кораблей.


Ларец-теремок свадебный
Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка, обивка 32x27x22,5. ГИМ
Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага.
Русский Север. 1770 г. - 1780 г.


На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 г.)


Ларец - теремок
Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ
Неизвестный резчик. Москва (?). 1718 г.-1725 г.


Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа в окружении зверей. На крышке - сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705 г.). Рельефы дополнены гравированными текстами.


Декоративная пластина «Родословие»
Моржовая кость, дерево, ткань. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ
Резчик Шубный Яков Иванович. Холмогоры, 1774 г.


На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году.


Икона «Воскресение и 12 праздников»
Бивень мамонта, черное дерево, дерево. Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ
Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века.



Ваза «Времена года»
Слоновая кость (?), дерево, шелк. Токарная, ажурная, рельефная резьба, оклейка. 31,5x13,5x13,5. ГИМ
Мастерская Верещагина. Архангельск, 1790 г.


В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина - однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.


Ваза «Океан», 1983 г.
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ
Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934 г.), заслуженный художник РФ.



Костяные кубки с крышками

Кубок с портретом императрицы Елизаветы
Бивень мамонта. Токарная, рельефная резьба, гравировка, высота 29,5; диаметр основания 9,5
Мастерская Дудина Осипа Христофоровича. Санкт-Петербург (?). 1759 г. - 1760 г.

Кубок с портретами великого князя Павла Петровича,
Великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II

Бивень мамонта. Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска, высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ
Санкт-Петербург, 1776 г. (?)


С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.


Скульптура «Петр 1 - победитель шведов»
Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ
Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань
Санкт-Петербург (?). 1780 г. - 1790 г.


Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782 г.) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709 г.). Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.


Цепь ордена Андрея Первозванного
Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ
Архангельск (?). 1819 г. (?)


Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.


Шахматы «Царства Нептуна и Берендея». 1976 г.
Кость, зуб кашалота, объемная резьба, музей Ломоносова
Баландин Владимир Михайлович (род. 1953 г.)



Шахматы изобразительного типа
Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска
Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ


Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск - восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.


Шахматы, 1994 г.
Кость. Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка
Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3
Собственность автора Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970 г.)



Источники:
Текст
Фото

Ключевые теги: ,

Мастера при помощи миниатюрных инструментов, штихелей различной формы, создают великолепные «кружева из кости» и фактурные поверхности. Штихель - режущий инструмент, стальной резец, при помощи которого резчики создают выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы, гравированные и рельефные изображения на различных видах кости.

Один из наиболее почитаемых материалов среди резчиков - это бивень мамонта. Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, и осознание того, что мы можем в наше время прикоснуться к тысячелетней истории, временам, когда по земле ходили эти величественные животные, вызывает восхищение.

Считается, что на территории российского Севера до сих пор находится более 500 тысяч тонн бивней. Но целые, хорошо сохранившиеся бивни – большая редкость, ведь часто они расслаиваются на части, как сырая древесина.

Останки мамонтов в большей степени встречаются в безлюдных местах: на островах, куда можно добраться только на вертолете, в тундре, где на много километров вокруг простирается безлюдная местность. Размер бивня мамонта может достигать в диаметре до 2 метров, а его вес - 120 кг! По сути, бивни мамонта – это уникальный ископаемый материал, не имеющий аналогов, он прочнее слоновой кости, а главное отличие – кость бивня мамонта имеет разнообразную цветовую гамму. Дело в том, что за тысячи лет, проведенные под землей, бивни подвергались минерализации и приобрели со временем самые разнообразные оттенки – от бурого и оранжевого до розового и фиолетового. Благодаря своему неповторимому спектру цвета кость бивня мамонта с давних времен использовалась для создания дорогостоящих шкатулок, статуэток, гребней, браслетов и других украшений, ею также украшали дорогое оружие.

Клык моржа - очень красивый материал, который имеет неоднородную структуру. Клык нередко имеет скрытые трещины, которые появляются еще при жизни моржа. Цвет поверхности либо чисто белый, либо слегка желтоватый. Иногда встречаются мореные клыки, пролежавшие несколько десятков или сотен лет в почве, такие экземпляры часть имеют коричнево-зеленоватые оттенки.

Скелетная кость кита - необычный материал, который отличается своими большими размерами (к примеру, ребра достигают 2 метров) и пористой структурой (особенно позвонки). В год на Чукотке разрешено добывать только одного кита, поэтому чтобы использовать его кости, необходимо ждать не один год, ведь еще нужно дать возможность скелету полностью высохнуть, избавиться от лишней влаги.

В России этот вид искусства распространен, в основном, в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).

Резьба по кости. Народы Севера

Виды и особенности резьбы по кости

Резьба по кости - это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Рельефная резьба

Резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

  • гладкая
  • рельефная
  • сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал - моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки - на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Гладкая резьба

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия - шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов - кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.


Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьба по кости - это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы - всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.


Сквозная резьба

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.












Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

http://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.