Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

О компании и продуктах. Оптовый и розничный рынки электроэнергии Модель оптового рынка электрической энергии и мощности

2. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе согласовать до 25 марта 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по тарифам согласовать до 25 марта 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях".

4. Министерству энергетики Российской Федерации утвердить до 1 апреля 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

5. Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" утвердить до 1 апреля 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях".

А) в 2-недельный срок со дня утверждения скорректированных инвестиционных программ, указанных в и настоящего постановления, пересмотреть составляющие цен на мощность, соответствующие размеру денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации и финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций);

Пересмотреть на 2011 год цены на мощность для генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, индикативные цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков. Указанные цены применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2011 г.;

Скорректировать по годам параметры изменения необходимой валовой выручки открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в целях сглаживания тарифов, обеспечив снижение необходимой валовой выручки на содержание объектов электросетевого хозяйства, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в 2011 году в размере до 5 млрд. рублей, и пересмотреть установленные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые открытым акционерным обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы";

Пересмотреть установленные на 2011 год для Калининградской ТЭЦ-2 (открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС") тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, тарифы на электрическую энергию и мощность, продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) в целях импорта (экспорта) в электроэнергетические системы иностранных государств, установленные для Калининградской области, и индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (неценовых зон), установленные на 2011 год для Калининградской области. Указанные цены (тарифы) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2011 г.;

В) до 1 июля 2011 г. совместно с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части участия представителей Федеральной антимонопольной службы и некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В 9-месячный срок подготовить совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и представить в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке , утвержденных настоящим постановлением, в части положений, касающихся организации торговли мощностью на оптовом рынке (в том числе применения установленных указанными Правилами коэффициентов при определении объема недопоставки мощности в случае невыполнения (частичного невыполнения) поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, а также возможности перехода к формированию цен на электрическую энергию исходя из полных затрат на выработку электрической энергии и мощности), на основе анализа функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности после завершения переходного периода.

8. В целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию Федеральной антимонопольной службе по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам утвердить до 1 мая 2011 г. методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности.

9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 г. установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с учетом , и настоящего постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

1. Настоящими Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.

"группа точек поставки" - одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется только одним участником оптового рынка, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности;

"коммерческий учет" - процесс измерения объемов электрической энергии и значений электрической мощности, сбора и обработки результатов измерений, формирования расчетным путем на основании результатов измерений данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии и мощности в соответствующих группах точек поставки, а также хранения и передачи указанных данных;

"конкурентный отбор" - процедура определения цен и объемов электрической энергии или мощности в результате отбора ценовых заявок по критерию минимизации стоимости электрической энергии или мощности;

"манипулирование ценами на оптовом рынке" - совершение экономически и (или) технологически необоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность;

"организация коммерческой инфраструктуры" - совет рынка, коммерческий оператор оптового рынка или иная организация, на которую возложены функции по обеспечению коммерческой инфраструктуры;

"отклонения" - объемы электрической энергии, соответствующие изменениям почасовых объемов производства (потребления) электрической энергии участником оптового рынка между моментом определения в соответствии с настоящими Правилами объемов планового почасового производства (потребления) электрической энергии и моментом окончания часа их поставки;

"расчетная модель" - описание электроэнергетической системы, предназначенное для построения математической модели процесса производства, передачи и потребления электрической энергии и мощности, с помощью которой рассчитываются реализуемые в этой электроэнергетической системе объемы производства и потребления электрической энергии и мощности и соответствующие им цены;

"системные ограничения" - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) (в том числе уровня напряжения и пропускной способности электрической сети), обусловленные параметрами работы объектов электроэнергетики;

"узел расчетной модели" - составная часть расчетной модели, соответствующая соединениям описанных в расчетной модели электрических сетей и местам присоединения к ним потребляющих и (или) генерирующих объектов (при этом каждый генерирующий объект, присоединенный к сетям высокого напряжения, описывается в расчетной модели отдельно);

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила оптового рынка электрической энергии и мощности;

изменения , которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе согласовать до 25 марта 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

4. Министерству энергетики Российской Федерации утвердить до 1 апреля 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6. Федеральной службе по тарифам:

а) в 2-недельный срок со дня утверждения скорректированных инвестиционных программ, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Постановления, пересмотреть составляющие цен на мощность, соответствующие размеру денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации и финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций);

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

7. Министерству энергетики Российской Федерации:

в 9-месячный срок подготовить совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам и

Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и представить в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке Правил , утвержденных настоящим Постановлением, в части положений, касающихся организации торговли мощностью на оптовом рынке (в том числе применения установленных указанными Правилами коэффициентов при определении объема недопоставки мощности в случае невыполнения (частичного невыполнения) поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, а также возможности перехода к формированию цен на электрическую энергию исходя из полных затрат на выработку электрической энергии и мощности), на основе анализа функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности после завершения переходного периода.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8. В целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию Федеральной антимонопольной службе по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам утвердить до 1 мая 2011 г. методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности.

Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН

1. Настоящими Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.

ПРАВИЛА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

1) торговля электрической энергией и мощностью по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли- продажи (поставки) электрической энергии и (или) мощности (далее - регулируемые договоры ). Продажа и оплата электрической энергии и мощности может осуществляться по единому регулируемому договору, предусматривающему куплю-продажу электрической энергии и мощности, или по отдельным регулируемым договорам;

2) торговля электрической энергией и (или) мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам на основании договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности (далее

- свободные договоры );

3) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам , определяемым путем конкурентного

отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков,

ПРАВИЛА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

4. На оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется с использованием следующих способов:

4) торговля мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности ;

5) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования

сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (далее - конкурентный отбор заявок для балансирования системы );

11) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, производимой с использованием генерирующих объектов в период, на который мощность таких объектов не была отобрана по результатам конкурентного отбора мощности, в случае необходимости поддержания данных объектов в работоспособном состоянии для обеспечения установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями параметров работы ЕЭС России, систем жизнеобеспечения, режимов водопользования (далее - генерирующие объекты, мощность которых поставляется в вынужденном режиме );

ПРАВИЛА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

6. Системный оператор в целях минимизации стоимости электрической энергии осуществляет выбор состава включенного генерирующего оборудования и генерирующего оборудования, находящегося в резерве (далее - состав оборудования ВСВГО), не позднее 24 часов до начала периода, на который осуществляется выбор состава оборудования, момент начала и продолжительность (не более 10 дней) которого определяются системным оператором и доводятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка до сведения участников оптового рынка.

Для осуществления указанного выбора участники оптового рынка - поставщики электрической энергии представляют следующую информацию:

параметры генерирующего оборудования;

величина расходов на осуществление пуска и выключения генерирующего оборудования;

максимальные цены, указываемые в ценовых заявках на продажу электрической энергии, подаваемых для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед и в конкурентном отборе заявок для

балансирования системы на каждый час указанного периода, - для участников рынка, функционирующих в ценовых зонах оптового рынка.

Организации и функционирования .

2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе "Әділет";

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Правила организации и функционирования
оптового рынка электрической энергии
1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее - Закон) и определяют порядок организации и функционирования оптового рынка электрической энергии.

2. В Правилах использованы следующие понятия и определения:

1) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

2) рынок централизованной торговли электрической энергией - организованная торговая площадка для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги "в течение операционных суток" и в режиме "за день вперед"), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;

3) договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии, на покупку (продажу) договорных объемов электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

4) транзит электрической энергии - услуга по использованию электрических сетей одной или нескольких сопредельных стран для передачи электрической энергии из энергосистемы другой страны;

5) объект по использованию возобновляемых источников энергии – технические устройства, предназначенные для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, и взаимосвязанные с ними сооружения и инфраструктура, технологически необходимые для эксплуатации объекта по использованию возобновляемых источников энергии и находящиеся на балансе собственника объекта по использованию возобновляемых источников энергии.

Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676

3. Оптовый рынок электрической энергии в Республике Казахстан представляет собой систему отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующую на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии, и состоит из взаимосвязано действующих рынков:

1) рынок децентрализованной купли-продажи электрической энергии;

2) рынок централизованной торговли электрической энергией;

3) балансирующий рынок электрической энергии;

4) рынок системных и вспомогательных услуг.

Порядок организации
оптового рынка электрической энергии

4. Для участия допускаются субъекты оптового рынка электрической энергии.

5. Энергопроизводящие организации, в том числе энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, участвуют в оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) поставка на оптовый рынок электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта (далее - МВт) среднесуточной (базовой) мощности (для объектов по использованию возобновляемых источников энергии среднегодовой мощности) и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-1. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, участвуют в оптовом рынке электрической энергии путем продажи электроэнергии потребителям по двусторонним договорам или путем продажи электроэнергии Расчетно-финансовому центру.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-2. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии и осуществляющие продажу электроэнергии потребителям по двусторонним договорам участвуют в оптовом рынке электроэнергии при выполнении следующих условий:

1) поставка на оптовый рынок электрической энергии по двусторонним договорам с потребителями в объеме не менее 1 мегаватт (далее - МВт) среднегодовой мощности и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-3. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии и осуществляющие продажу электроэнергии Расчетно-финансовому центру участвуют в оптовом рынке электроэнергии при выполнении следующих условий:

1) наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Энергопроизводящим организациям доступ к национальной электрической сети и (или) к региональной электрической сети предоставляется при наличии договоров с системным оператором:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстана;

2) на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстана;

3) на покупку (продажу) балансирующей электрической энергии.

6-1. Энергопроизводящим организациям, использующим возобновляемые источники энергии, и осуществляющим продажу электроэнергии потребителям по двусторонним договорам, доступ к национальной электрической сети и/или к региональной электрической сети предоставляется при наличии договоров:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

2) на оказание услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

3) на покупку/продажу балансирующей электрической энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 6-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6-2. Энергопроизводящим организациям, использующим возобновляемые источники энергии, и осуществляющим продажу электроэнергии Расчетно-финансовому центру, доступ к национальной электрической сети и/или к региональной электрической сети предоставляется при наличии договора с Системным оператором на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана.

Сноска. Правила дополнены пунктом 6-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7. Потребители электрической энергии, в том числе энергопередающие организации, участвуют в оптовом рынке при выполнении следующих условий:

1) покупка на оптовом рынке электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора, и при необходимости региональной электросетевой компании;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

8. Потребителям электрической энергии, в том числе энергопередающим организациям, доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии:

На оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

На оказание услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

На оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

На покупку (продажу) балансирующей электрической энергии;

2) договора на оказание услуг по передаче с энергопередающей организацией, в том числе эксплуатирующей электрические сети регионального уровня, к сетям которой присоединен потребитель электрической энергии.

9. Энергоснабжающие организации осуществляют деятельность на оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) наличие лицензии на право покупки электрической энергии в целях энергоснабжения;

2) выполнение требований по поставке (потреблению) с оптового рынка электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности;

3) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

10. Энергоснабжающим организациям доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии:

1) договоров с системным оператором:

на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

на оказание системных услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

на покупку (продажу) балансирующей электрической энергии;

2) договора на оказание услуг по передаче с энергопередающей организацией, в том числе эксплуатирующей электрические сети регионального уровня, к сетям которой присоединена энергоснабжающая организация.

3. Участие энергопроизводящих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

11. Энергопроизводящие организации осуществляют продажу произведенной электрической энергии субъектам оптового рынка электрической энергии на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

12. В процессе осуществления своей деятельности на оптовом рынке электроэнергии энергопроизводящие организации:

1) осуществляют совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

2) представляют оператору рынка централизованных торгов электрической энергии информацию, необходимую для осуществления мониторинга рынка электрической энергии Республики Казахстан, включая информацию по договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным на централизованном и децентрализованном рынках электрической энергии;

3) обеспечивают поддержание резервов мощности, объем, структуру и размещение которых определяет системный оператор на основании заключенных договоров;

4) обеспечивают наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора;

5) предоставляют системному оператору и региональной электросетевой компании беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии.

4. Участие потребителей в оптовом рынке
электрической энергии

13. Потребители электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии покупают электрическую энергию на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

14. Потребители электрической энергии при осуществлении деятельности на оптовом рынке электрической энергии:

1) соблюдают режимы электропотребления, определенные договором купли-продажи электрической энергии;

2) поддерживают надлежащее техническое состояние электро- и энергоустановок и приборов коммерческого учета, находящихся в собственности потребителей, выполняют требования к их техническому состоянию в порядке, установленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики;

3) предоставляют данные измерений коммерческих приборов учета в сроки, установленные в соответствии с заключенными договорами;

4) предоставляют системному оператору и региональной электросетевой компании беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;

5) обеспечивают наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора и региональной электросетевой компании, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора и региональной электросетевой компании, или наличие документа о передаче полномочий по оперативно-диспетчерскому взаимодействию другому диспетчерскому центру;

6) обеспечивают наличие системы сбора и передачи телеметрической информации, соединенной с полномочным диспетчерским центром;

7) своевременно предупреждают своих контрагентов по договорам купли-продажи электрической энергии и системного оператора об изменении условий договоров купли-продажи электрической энергии.

15. Потребители электрической энергии, не имеющие договоров на покупку электрической энергии, подлежат отключению от национальной и (или) региональной электрической сети.

5. Участие энергоснабжающих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

16. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей с учетом соответствующих предельных, расчетных или индивидуальных тарифов на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

17. При осуществлении своей деятельности на оптовом рынке электрической энергии энергоснабжающие организации:

1) обеспечивают предоставление системному оператору и (или) региональной электросетевой компании беспрепятственного доступа к приборам коммерческого учета электрической энергии обслуживаемых потребителей;

2) обеспечивают наличие договора об оказании услуг по диспетчеризации с соответствующим диспетчерским центром или пунктом региональной электросетевой компании;

3) своевременно предупреждают своих контрагентов по договорам купли-продажи электрической энергии, системного оператора и (или) региональную электросетевую организацию об изменении условий договоров купли-продажи электрической энергии.

18. При отсутствии у энергоснабжающей организации действующих договоров на покупку электроэнергии розничные потребители подлежат передаче гарантирующему поставщику электрической энергии в порядке, установленном Законом.

6. Участие энергопередающих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

19. Энергопередающие организации электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии оказывают услугу по передаче электрической энергии, покупают электрическую энергию для компенсации технологического расхода электрической энергии и хозяйственных нужд на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

20. Услуги по передаче электрической энергии по региональной электрической сети оказываются потребителям электрической энергии, присоединенным к региональной электрической сети, энергоснабжающим организациям, по тарифу, устанавливаемому государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий.

В случаях подключения подстанций энергопередающей организации принадлежащими ей линиями электропередачи к Национальной электрической сети по схеме "заход – выход", энергопередающая организация осуществляет перемещение электрической энергии по таким линиям электропередачи и оборудованию подстанций без взимания оплаты.

Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказом Министра энергетики РК от 14.06.2017 № 200 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

21. При осуществлении своей деятельности на оптовом рынке электрической энергии энергопередающие организации:

1) осуществляют передачу электрической энергии по региональной электрической сети в соответствии с установленными нормами надежности и стандартами качества электрической энергии в порядке, установленном в соответствии с Законом;

2) обеспечивают равные условия для доступа к региональной электрической сети;

3) обеспечивают поддержание в эксплуатационной готовности региональной электрической сети и ее техническое обслуживание;

4) обеспечивают устойчивую и надежную работу региональной электрической сети, своевременное принятие мер по предотвращению, локализации и ликвидации аварий на энергетических объектах, входящих в зону оперативного управления (ведения);

5) совместно с системным оператором обеспечивают качество передаваемой электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики и в области технического регулирования;

6) осуществляют коммерческий учет электрической энергии в согласованных точках учета на границах региональной электрической сети;

7) осуществляют взаимодействие с системным оператором в процессе оперативно-диспетчерского управления режимами производства (потребления) электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

8) осуществляют финансовое урегулирование с системным оператором собственных дисбалансов электрической энергии в согласованных точках коммерческого учета на границах раздела национальной и региональной электрической сети;

9) получают и осуществляют контроль качества необходимой информации для осуществления деятельности на оптовом рынке электрической энергии от всех субъектов оптового рынка электрической энергии, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

7. Участие системного оператора и оператора рынка
централизованной торговли электрической энергией
в оптовом рынке электрической энергии

22. Системный оператор участвует в оптовом рынке электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики.

23. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией оказывает услуги по организации и проведению централизованных торгов в порядке, установленном в соответствии с Законом.

24. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией:

1) обеспечивает и поддерживает в постоянной готовности торговую систему к проведению централизованных торгов электрической энергией на оптовом рынке электроэнергии;

2) организовывает централизованную систему гарантий и расчетов на рынке централизованной торговли электроэнергией с целью минимизации коммерческих рисков субъектов оптового рынка;

3) проводит обучение участников оптового рынка электроэнергии работе с торговой системой;

4) осуществляет мониторинг исполнения заключенных на централизованных торгах сделок;

5) обеспечивает субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электрическую энергию, сложившимся на централизованных торгах, и другой рыночной информацией.

24-1. Расчетно-финансовый центр участвует в оптовом рынке электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики и поддержки использования возобновляемых источников энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24-2. Расчетно-финансовый центр и условные потребители при покупке электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии, не заключают договоры на оказание услуг по передаче с энергопередающими организациями.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24-3. Расчетно-финансовый центр заключает с системным оператором договор на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, в соответствии с договорами покупки электрической энергии заключенными с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8. Функционирование оптового рынка электрической энергии

25. На рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии субъект оптового рынка самостоятельно заключает договор купли-продажи электрической энергии. Объемы и сроки поставок электрической энергии определяются условиями договора.

26. На рынке централизованной торговли электроэнергией договоры и сделки по купле-продаже электрической энергии заключаются по результатам централизованных торгов, проводимых оператором рынка централизованной торговли электрической энергией, в порядке, установленном в соответствии с Законом.

27. Участие субъектов оптового рынка электрической энергии в централизованных торгах осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных Законом , и на основании договора участия, заключаемого с оператором рынка централизованной торговли электрической энергии.

28. Договоры купли-продажи электрической энергии на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии и на рынке централизованной торговли электрической энергией заключаются в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, а также предусматривают следующие условия:

1) согласованный сторонами график почасового суточного (сезонного) изменения режима поставки электрической энергии;

2) указание точек физического и коммерческого учета отпуска в сеть и приема из сети договорных объемов электрической энергии потребителей электрической энергии и энергопроизводящих организаций;

3) условия поставки (порядок резервирования) электрической энергии, в случае возникновения аварийных нарушений;

4) порядок ограничения и (или) прекращения отпуска электрической энергии на случай несвоевременной оплаты покупателем электрической энергии.

29. Договоры купли-продажи электрической энергии, предусматривающие поставку (покупку) электрической энергии в сопредельные государства, передачу или транзит электрической энергии по электрическим сетям сопредельных государств, подлежат согласованию с системным оператором в части технической реализации в порядке, установленном в соответствии с Законом.

30. Отношения, возникающие на оптовом рынке электрической энергии по сделкам на экспорт и (или) импорт электрической энергии, регулируются в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики и межгосударственными соглашениями.

31. Экспорт и импорт электрической энергии осуществляются при условии выполнения требований таможенного законодательства Республики Казахстан, если ратифицированным международным договором, участником которого является Республика Казахстан, не установлено иное.

32. Субъекты оптового рынка электрической энергии на основании заключенных договоров направляют системному оператору заявки на поставку (потребление) электрической энергии на предстоящие сутки.

33. Системный оператор формирует и утверждает суточный график на основании заявок от субъектов оптового рынка электрической энергии.

34. Поставка (потребление) электрической энергии осуществляется в соответствии с заявленными объемами поставки–потребления электрической энергии, указанными в суточном графике, утвержденном системным оператором, с учетом согласованных корректировок.

35. Балансирующий рынок электрической энергии является инструментом системного оператора для поддержания баланса электроэнергии и мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан.

36. Системный оператор обеспечивает договорные значения межгосударственных сальдо перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств и урегулирование межгосударственных дисбалансов электрической энергии. Урегулирование межгосударственных дисбалансов системный оператор осуществляет в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, законодательством Республики Казахстан и межгосударственными соглашениями.

37. Рынок системных и вспомогательных услуг включает в себя услуги по передаче, диспетчеризации, регулированию и резервированию электрической энергии и мощности, обусловлен особенностями производства, передачи, потребления электрической энергии и функционирует в порядке, установленном в соответствии Законом. Системные и вспомогательные услуги оказывают и получают субъекты оптового рынка электрической энергии на основании заключаемых договоров на оказание соответствующих услуг.

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра энергетики РК от 25.12.2017 № 471 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

38. Взаиморасчеты за фактически поставленную и потребленную на оптовом рынке электрическую энергию субъекты оптового рынка осуществляют в соответствии со значениями объемов электрической энергии, указанными в фактическом балансе производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке Республики Казахстан, составленном системным оператором по результатам расчетного календарного месяца.

По состоянию на сегодняшний момент в России отношения по купле-продаже электроэнергии можно условно разделить на две основные части:

  • купля-продажа на оптовом рынке электроэнергии (оптовый рынок электроэнергии и мощности);
  • купли-продажа электроэнергии на розничном рынке электроэнергии ;

Основы розничного рынка электроэнергии рассматривались в других статьях сайта, поэтому в этой статье остановимся более подробно на понятии оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ.

Итак, что такое оптовый рынок электроэнергии и мощности, какие правила оптового рынка электроэнергии существуют, а также какие субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности имеют право на нем работать об этом и пойдет речь в настоящей статье.
На оптовом рынке продавцами и покупателями могут выступать:

  • генерирующие компании оптового рынка электроэнергии;
  • операторы экспорта/импорта электроэнергии;
  • энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики ;
  • сетевые компании (территориальные сетевые компании и ОАО "ФСК ЕЭС") - в части покупки потерь;
  • крупные потребители.

Указанные выше субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ могут быть как продавцами на оптовом рынке электроэнергии и мощности, так и покупателями. Для того, чтобы получить статус оптового рынка электроэнергии и мощности и право торговать на нем организация, желающая стать участником оптового рынка электроэнергии и мощнсоти, должна удовлетворять требованиям, которые изложены в «Правилах оптового рынка электроэнергии», утвержденном в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172, а также в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (его можно скачать на сайте НП «Совет рынка»).

В России оптовый рынок электроэнергии и мощности пока действует только на территории ценовых зон. Ценовая зона - это часть территории РФ, где возможна конкуренция между участниками оптового рынка электроэнергии и мощности. Существует две ценовые зоны:

  • первая ценовая зона (территория Европейской части России и Урала);
  • вторая ценовая зона (Сибитрь).

Кроме того, есть так называемые неценовые зоны (регионы Дальнего Востока, Архангельская область, Калининградская область и Республика Коми). На этих территориях конкуренция пока по различным техническим причинам невозможна. В неценовых зонах реализация электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности производится по регулируемым ценам. О ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергии более подробно рассмотрено ниже.

Основные принципы работы оптового рынка электроэнергии и мощности

Как следует из названия, на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществлятеся торговля двумя товарами - электроэнергией и мощностью.
Мощность - это особый товар, при покупке которого у покупателя возникает право требования к генерирующим компаниям оптового рынка поддерживать оборудование, предназначенное для выработки электроэнергии в постоянной готовности.

В настоящем виде оптовый рынок электроэнергии и мощности работает с 2006г.

Рынок электроэнергии

На оптовом рынке электроэнергии и мощности работают несколько секторов рынка:

  • сектор регулируемых договоров;
  • рынок на сутки вперед;
  • сектор свободных договоров;
  • балансирующий рынок.

По регулируемым договорам сектора регулируемых договоров тарифы на электроэнергию определяется ФСТ РФ. При этом в этом секторе приобретается электроэнергия только для поставки населению, а также для потребителей в зоне работы МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, которые не приобретаются по регулируемым договороам, покупаются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Основной смысл свободных договоров это то, что участники оптового рынка электроэнергии и мощности самостоятельно определяют с кем они будут заключать договоры, а также цены и объемы поставки электроэнергии.

Рынок на сутки вперед (РСВ) оптового рынка электроэнергии и мощности это проводимый ОАО «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для подачи заявки на покупку электроэнергии на рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка направляют эти заявки в соответствии с установленными сроками в адрес ОАО «АТС». Таким образом, все крупные потребители, которые работают на оптовом рынке электроэнергии и мощности должны подавать заявки с плановым почасовым потреблением электроэнергии для приобретения электроэнергии на рынке на сутки вперед.
Для исключения рисков манипуляции ценами на рынке на сутки вперед в первую очередь должны удовлетворяться заявки на приобретение электроэнергии с наименьшей ценой.

Вместе с тем, фактическое потребление электроэнергии всегда отличается от планового потребления электроэнергии. В связи с этим у потребителя, который подал заявку на приобретение электроэнергии на рынке на сутки вперед будет либо недостаток электроэнергии (в случае если факт больше плана), либо избыток приобретённой на рынке на сутки вперед электроэнергии (план больше факта). В связи с этим торговля этими отклонениями производится в режиме реального времени на балансирующем рынке. Стоит отметить, что цена покупки электроэнергии на балансирующим рынке значительно выше чем цена покупки на рынке на сутки вперед, а цена продажи - значительно ниже. Т.е. планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, т.к. значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Кроме того, отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя - в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

  • В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;
  • Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;
  • В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.
  • В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

Ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии.

Ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии

На территории России принято выделять две ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности . На карте они отмечены 1 и 2. На территории ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ, электрическую энергия и мощность может поставляться по нерегулируемым (свободным) ценам. Т.е. цены электроэнергии на оптовом рынке формируются с учетом конкурентных заявок продавцов и покупателей (субъектов оптового рынка электроэнергии). Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии и мощности также осуществляют продажу выработанной электрической энергии и мощности на оптовом рынке по нерегулируемым ценам. Среднее значение нерегулируемой цены за месяц для участника оптового рынка электроэнергии и мощности называется средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию. Гарантирующие поставщики электроэнергии обязаны ежемесячно размещать на своем официальном сайте свободные нерегулируемые цены на электроэнергию .

Вместе с тем, не везде на территории России цена на электроэнергию и мощность для потребителей формируется с использованеим элементов конкуренции: так, на территории, отмеченной на карте цифрой 5, конкуренция в принципе не возможна. Такие зоны называются изолированными зонами оптового рынка электроэнергии и мощности .

Территории, отмеченные 3 и 4 это неценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности.

На некоторых территориях, которые на карте заштрихованы установлены особенности работы оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности .

Хотите узнать как выйти на оптовый рынок электроэнергии, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Субъекты России, входящие в первую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Республика Адыгея

Республика Башкортостан

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Северная Осетия - Алания

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Краснодарский край

Пермский край

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Московская область

Нижегородская область

Новгородская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

город Санкт-Петербург

часть территории Томской области (в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка) и Омской области, для которых электрическая энергия поставляется с территории объединенной энергетической системы Урала

территории Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ставропольского края, Республика Карелия, Мурманская область, Тюменская область, в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка.

Субъекты России, входящие во вторую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Субъекты России, входящие во неценовые зоны оптового рынка электроэнергии

Первая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности:

Калининградская область

Республика Коми

Архангельская область

Вторая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности:

Территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области

Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков

Республика Дагестан;

Республика Ингушетия;

Кабардино-Балкарская Республика;

Карачаево-Черкесская Республика;

Республика Северная Осетия - Алания;

Чеченская Республика;

СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.

Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) .

Рынки электроэнергии

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.

В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии - обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии - осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

  • рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;
  • балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного АО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде АО «СО ЕЭС» - данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.

Основные функции:

  • обеспечение функционирования системы расчетов выбора состава включенного генерирующего оборудования на неделю вперед;
  • формирование актуализированной расчетной модели для проведения Коммерческим оператором конкурентного отбора в рынке на сутки вперед;
  • обеспечение функционирования балансирующего рынка – расчет и доведение графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

  • в требуемом объеме;
  • с требуемыми технологическими параметрами;
  • в требуемые сроки;
  • с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция АО «СО ЕЭС» - организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

  • способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;
  • способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;
  • эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.

Рынки неценовых зон

В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.