Общая характеристика и классификация социальных технологий. Типы социальных технологий
Классификация (от лат. classis - разряд, класс + facio - делаю) - это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.
Известно множество социальных технологий и технологий социальной работы, однако их единая классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:
Позволяет упорядочить социальные технологии и технологии социальной работы по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;
Показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются технологии социальной работы, а каких нет либо выбор их ограничен;
Способствует созданию банка технологий социальной работы с учетом их специфических особенностей.
Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике технологии социальной работы, что дает возможность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социальной проблемы.
Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования технологий социальной работы, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в типовых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности. В условиях применения компьютерных технологий тестирования (диагностики) создаются качественно новые возможности по формированию банка типовых технологий, выбору наиболее оптимальных из них с учетом конкретной ситуации.
В процессе развития учения о технологиях социальной работы выявлялось то особенное, что характерно для них.
К наиболее существенным признакам технологий социальной работы относятся:
Основной замысел (например, технология развития, адаптации личности), в основе которого лежит методологическая позиция автора;
Техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;
- взаимосвязь деятельности социального работника и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- соответствие технологии требованиям государственного стандарта;
- воспроизводимость технологии любым социальным работником;
- включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существенное в технологии социальной работы . Однако для разработки классификации технологий социальной работы необходимо определить ее основания.
Основания классификации - качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. К основаниям классификации и возможностям описания социальных технологий и технологий социальной работы можно отнести :
Тип социальной технологии;
Назначение социальной технологии;
Субъект применения;
Объект применения;
Место применения;
Способ реализации.
Тип технологии . Необходимо выявить тип технологии социальной работы, который определяется ее характером. По данному основанию выделяются общие и частные технологии.
Общие технологии ориентированы на общий цикл социальной работы с клиентом по выявлению его социальной проблемы и ее разрешению.
Частные технологии направлены на решение определенной частной цели или задачи.
Назначение технологии . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от основной цели деятельности социального работника (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. Главное здесь – целевое назначение технологии социальной работы. В соответствии с этим основанием технологии могут иметь:
- направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; коррекции; реабилитации; профилактики; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;
- комплексное назначение - технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.
Субъект применения . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Социальный работник может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К основанию относятся:
- уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
- специализация социального работника - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной, профессиональной или др. группой;
- группа специалистов ;
- специально подготовленные специалисты.
Объект применения . Критериями по данному основанию выступают следующие характеристики объекта:
- социальная - ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;
- возрастная - взрослый, ребенок, подросток, юноша и др.;
- личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социальной работы с ним) - характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;
- количественная - отдельная личность, группа, коллектив.
Место и условия применения . Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии социальной работы в зависимости от того, в местах (учреждениях) целесообразно и оптимально их применение:
Учреждения образования;
Учреждения социальной защиты;
Учреждения здравоохранения;
Учреждения культуры;
Учреждения пенитенциарной системы;
Учреждения по месту жительства.
Способ реализации . Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий социальной работы в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии:
- основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.);
- совокупность основных методов ;
Изложенные основания и критерии классификации позволя ют выделить основные технологии социальной работы, которые подразделяются на два типа - технологии общие и технологии частные.
Технологии социальной работы общего типа (общие социальные технологии) - включают полный цикл социальной работы с клиентом, группой. На практике часто вместо понятия «технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр.
Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение . Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным работникам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами. В этом случае и возникает потребность в комплексной социальной помощи. Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.
По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего - на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессиональную подготовку.
Технология общего типа ориентирована на определенную категорию объекта применения с учетом его социальных проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социальной работы относятся:
а) социально ориентированные - это технологии, предназначенные для социальной работы с различными социальными группами людей - школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.;
б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесообразны в социальной работе с людьми определенного возраста - детьми, подростками, молодежью, взрослыми;
в) групповые - это технологии, предназначенные для использования в группах;
г) индивидуально ориентированные - это технологии индивидуального развития, воспитания человека с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие людей с отклонениями в развитии и др.
По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства).
По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют своеобразие деятельности по достижению. Выделяются:
а) технологии социальной работы, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;
б) технологии социальной работы, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;
в) авторские методики - специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А.С.Макаренко; методика коррекции бродяжничества П. Г. Вельского.
Технологии социальной работы частного типа выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов деятельности социального работника. Поэтому их можно называть также функциональными социальными технологиями.
К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.
Каждая из функциональных социальных технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий.
Рассмотрим отдельные виды частных технологий.
Диагностические технологии социальной работы .
Такие технологии предназначены дли выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социальной запущенности объекта, степени отклонения, социальных, социально-педагогических и социально-психологических особенностей его развития, др.
Назначение . Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.
Субъект применения . Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.
Объект применения . Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.
Место реализации . Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.
Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.
Диагностико-прогностические технологии социальной работы .
Такие технологии используются чаще всего в специализированных социальных учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.
По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.
Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального работника определяется его личным опытом и интуицией.
Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта, а также место применения.
Прогностическую часть технологии социальной работы можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.
Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социальной деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социальной работы по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социального заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социальных проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальныхвозможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом учреждении социального обеспечения и защиты складывается своя технология деятельности; каждый специалист вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).
Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными особенностями объекта , а также местом ее реализации . Характерной особенностью методики выбора является также и то, для кого готовится целевая технология - для специалистов учреждения или для себя самого.
Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социальной работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социальной работы и места реализации целевой технологии.
Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист - социальный работник (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует достижению прогнозируемых целей социальной работы с человеком, группой.
По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации , на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.
По способу реализации целевые технологии разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.
По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социальных целей.От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей деятельности специалиста (специалистов) социальной работы. Все остальные функциональные технологии социальной работы носят преимущественно обслуживающий характер.
Экспертно-оценочные социальные технологии .
Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо обшей технологииспециалистом социальной работы с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности.
На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социальной работы.
Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество деятельности специалиста социальной работы. Они могут осуществляться и для определения перспектив социальной работы с клиентом. Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение , ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду , в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста - социального работника.
Рассмотренная классификация технологии социальной работы может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной практики.
Виды социальных технологий различаются в зависимости от того в каких сферах общественной жизни они реализуются:
оценка деловитости и потенциала каждого человека
интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше, прибыльнее работал)
«Рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять)
Экономической
развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний). Подробнее об этом можно прочесть в публикациях на сайте компании SOCIUM .
формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность
Управленческой
Предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности.
Сегодня мы плохие технологи и политики.
Политической
Соц. тех. направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления).
Труд должен вознаграждаться по заслугам.
Рассматривается демографическая политика, семейно - бытовые отношения, их влияние на развитие общества.
Создание условий для социально незащищенных групп населения.
Социальной
Развитие культурных запросов и склонностей каждого человека.
Умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства.
Взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания.
Материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.
Духовной сфере
Вопрос 5. Социально-психологические особенности принятия управленческих решений.
Общая характеристика процессов принятия управленческих решений.
Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя производится исходя из числа и значимости принятых им решений. О характере принимаемых в организациях решений свидетельствуют данные таблицы 1.
Таблица 1. Классификация решений, принимаемых организацией.
Критерии. |
Классы решений. |
Степень структурированности. |
Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные) |
Экономические Социальные Организационные Технические |
|
Число целей. |
Одноцелевые Многоцелевые |
Длительность действия. |
Стратегические (долгосрочные) Тактические (среднесрочные) Оперативные (краткосрочные) |
Лицо, принимающее решение. |
Индивидуальные Групповые |
Уровень принятия. |
Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников |
Глубина воздействия. |
Одноуровневые Многоуровневые |
Направления решений. |
Внутри организации как системы Выходящие за ее пределы |
Процесс принятия решений включает следующие стадии:
1) Выявление и определение проблемы;
2) Поиск информации и альтернатив решения;
3) Выбор среди альтернатив;
4) Принятие решения. Общая модель принятия решений приводится на рис. 1.
Рис. 1. Модель принятия решений.
Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих условиях:
имеется разрыв между желаемым и существующим уровнями развития (определенное несоответствие деятельности организации ее целям);
разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания;
лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв;
лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.
На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, происходит, в частности, в случаях, когда:
эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом;
результаты не соответствуют запланированным целям;
результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.
На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия того, если данная проблема останется нерешенной.
За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации и альтернатив решения.
Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, то руководитель может использовать прежние программы и модели решения. Если проблема новая, то следует активизировать поиск и вырабатывать достаточное число альтернатив с тем, чтобы обеспечить наибольшую обоснованность намечаемого пути.
Требования к решениям.
Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.
Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них:
обоснованность;
четкость формулировок;
реальная осуществимость;
своевременность;
экономичность (определяемая по размерам затрат на достижение целей);
эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).
В связи с этими требованиями важно учитывать три группы факторов, влияющих на качество и своевременность принятия решений (табл. 2).
Таблица 2. Факторы, оказывающие влияние на решение.
Относительная значимость решения определяется на основе таких, например, критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; время, которое руководители затрачивают на обоснование и реализацию решения.
Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, - это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое число альтернатив. Давление времени влияет также на сам процесс принятия решения. Например, как показывают исследования, руководители при нехватке времени больше внимания обращают на негативные, чем на позитивные, обстоятельства и рассматривают всего несколько факторов при принятии решения.
Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность – неопределенность». В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат.
В ситуации большой сложности и риска принятию решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Попытки оптимизации решений привели к разработке нового специфического математического аппарата и возникновению таких областей математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория больших систем, общая теория систем и др. (табл. 3).
Таблица 3. Этапы и методы принятия решений.
Основные этапы процесса выработки |
Информация. |
Организация. |
Методы и модели, применяемые для принятия |
Виды и типы |
Распознавание проблемной ситуации. Определение целей. Определение критериев. Формулировка проблемы. Анализ и уточнение проблемы. Подтверждение целей и критериев. Поиск возможных решений. Оценка альтернативных решений и анализ последствий каждого. Выбор решения (принятие решения). Согласование решения. Утверждение решения. Передача решения для выполнения (делегирование ответственности, прав и обязанностей). Выполнение решения (действие, регулирование, распоряжение). Контроль, за выполнением решения (наблюдение). Оценка результатов. Проверка соответствия полученных результатов ожидаемым. Оценка эффективности решения. |
О внешней среде. О внутренней среде. О проблеме. О целях и критериях. О результатах анализа проблемы. О возможных решениях. О ходе выполнения решения. О результатах. |
Установление ответственности. Установление полномочий. Установление порядка прохождения решения по уровням и исполнителям. Установление необходимой точности, сроков и форм представления информации. Изменение организационной структуры. |
Теория игр. Теория вероятностей. Математическая статистика. Линейное программирование. Нелинейное программирование. Дискретное программирование. Имитационные модели. Теория очередей. Теория массового обслуживания. Теория управления запасами. Теория информации. Теория автоматов. Теория графов. Теория поиска. Теория автоматического регулирования. Теория алгоритмов. Теория больших систем. Теория оптимизации. Эвристика. Общая теория систем. Методы сетевого планирования и управления. Системотехника. Теория организации. Наука о поведении. Групповая динамика. Распознавание образов. Теория статистических решений. Таблицы решений. |
Рутинные. Эвристические. В условиях определенности. В условиях неопределенности. В условиях риска. Конкурентные. Количественные. Качественные. Приближенные. Одношаговые. Многошаговые. Оптимальные. Субоптимальные. Локальные. Глобальные. Плановые. Прогнозные. Перспективные. Индивидуальные. Групповые. Социальные. Экономические. Военные. Оперативные. Практические. Стратегические. |
Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений.
Подходя к содержанию выработки решения как системе, а к деятельности по выработке решения как виду управленческой деятельности, которая, как и всякая другая, должна быть управляема, спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. Иначе говоря, при осуществлении функций управления должна создаваться прежде всего управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели (рис. 2).
Рисунок 2. Содержание процесса выработки решения.
Таким образом, в содержание процесса выработки решения как и в другие управленческие процессы должно быть включено осуществление управленческих функций этими процессами, т.е. выработка решения, планирование, организация и контроль хода и качества их осуществления.
Рассмотрим более подробно содержание деятельности на каждом этапе процесса выработки решения.
Методика работы руководителя по выработке предварительного решения (1-й этап).
Входом первого этапа является возникшая проблема или поставленная вышестоящим руководителем задача, которую необходимо уяснить и выработать предварительное решение.
Выходами этого этапа будут:
цель и задачи деятельности;
цель, задачи и основное содержание по выработке предложений;
сроки выработки предложений;
примерный состав исполнителей.
Нетрудно видеть, что выходы рассматриваемого этапа распадаются на две задачи:
Первая - определение целей и задач предстоящей деятельности;
Вторая - предварительное решение, основанное на интуиции руководителя, по порядку работы, срокам и составу группы выработки предложений.
Для того, чтобы выполнить первую задачу - определить цель и общее содержание будущей деятельности - необходимо, очевидно, уяснить задачу (проблему), замысел вышестоящего руководителя; определить место своей организации в осуществлении замысла; определить цель, задачи и общее содержание будущей деятельности решить, что из этой деятельности жестко регламентировано существующими законами, рекомендациями, нормами и др. документацией, и поэтому представляет собой рутинную, не требующую творчества организаторскую исполнительскую деятельность; выделить задачи, требующие творческого решения.
На основе решения первой задачи, руководитель принимает предварительное решение по порядку работ, срокам и составу группы выработки предложений.
В результате руководитель должен определить основные задачи, которые необходимо решить в процессе выработки решения, то есть общую структуру процесса выработки решения, его этапы, при необходимости учесть важнейшие мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы решить эти задачи (осуществить этап выработки решения); в самом общем виде учесть условия обстановки, в которых будет осуществляться процесс выработки решения определить сроки выработки и примерный состав исполнителей, а также создать систему контроля за ходом и качеством выработки решения, то есть создать процесс контроля и организацию - группу контроля, осуществляющую его реализацию.
В заключение руководитель должен определить задачи ответственному исполнителю на разработку плана работы группы и уточнение ее состава. Отметим, что руководитель на первом этапе в качестве основного метода использует свой опыт, интуицию, приводя лишь самые необходимые расчеты.
Методика планирования и организации процесса принятия решения (2-й этап).
Входом 2-го этапа является выход первого, то есть цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой должно быть выработано решение, и предварительное решение о структуре процесса его выработки, составе целевой организации и сроках завершения работ.
Выходом рассматриваемого этапа, целью деятельности на этом этапе должен быть план работы группы выработки предложений, полностью отражающий содержание работы, состав группы и сроки завершения работ, система контроля хода и качества выработки решения, включающая организацию контроля и силы, осуществляющие контроль, а также реальные организации созданные реализации этого этапа: группа выработки переложений и группа контроля хода и качества выработки предложений.
Следовательно, сущностью деятельности на втором этапе является осуществление двух функций управления этой деятельностью: планирование и организации, в результате которого разрабатывается план выработки решения и система контроля и создаются реальные организации, предназначенные для реализации этого плана и осуществления контроля хода и качества запланированных работ.
Следует иметь в виду, что результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого (на первом этапе) решения руководителя.
На втором этапе процесса выработки решения осуществляется еще одна функция управления этим процессом - организация, т.е. создание реальных сил, целевых организаций - групп выработки предложений и контроля, предназначенных для реализации плана деятельности по выработке решения и осуществления контроля за ходом и качеством вырабатываемого решения.
Итак, на втором этапе процесса выработки решения осуществлены функции планирования этого процесса и организации, то есть создания реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс и осуществить контроль за ходом и качеством выработки решения, то есть все последующие этапы выработки решения, представляющие собой задачи, которые необходимо выполнить для того, чтобы выработать эффективное решение, определенные на первом и втором этапах.
Методика уточнения системы задач и определения подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели (3-й этап).
Входом рассматриваемого этапа являются цель деятельности и основные задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели, определенные руководителем на первом этапе процесса выработки решения.
Выходом этапа являются система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.
Сущностью деятельности на этом этапе является уточнение системы задач и определение подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели.
Методика определения набора факторов внешней и внутренней среды, влияющих на достижение цели деятельности (4-й этап).
Выходом четвертого этапа является система задач и определенная подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели.
Выходом является определение системы факторов внешней и внутренней среды, влияющих как на эффективность деятельности в целом, так и на отдельных ее этапах.
Сущностью же деятельности на этом этапе, очевидно, является анализ особенностей выполнения каждой задачи, каждого мероприятия и на его основе постановки им в соответствие определенного набора факторов внешней и внутренней среды таких, от которых зависит качество их выходов.
Факторы внешней среды, очевидно, не что иное, как характеристики, координаты состояния системы. Факторы внешней среды - это такие факторы, которые, вообще говоря, не зависят от управляющих воздействий непосредственно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы. Внутренние факторы это управляемые факторы, которые характеризуются системами показателей, по величине которых и следует судить об эффективности деятельности системы в целом.
Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели (5-й этап).
Выходы третьего и четвертого этапов являются входами для следующего пятого этапа - прогнозного моделирования процесса достижения цели будущей деятельности, на управление которой и принимается решение.
Выходом пятого этапа должен быть набор просмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант действий, если возможна оптимизация.
Целью моделирования при выработке решения является получение такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.
На первом шаге моделирования определяется вид основного показателя качества деятельности по достижению цели.
На следующем, втором шаге необходимо определить виды и качество требуемых ресурсов и их наличие. Под качеством требуемых и наличных ресурсов мы будем понимать следующее:
Для исполнителей - производительность, безошибочность работы, зависящие от уровня обученности, моральных, социально-психологических и физиологических характеристик;
Для других видов ресурсов - производительность, надежность и т.д.
Отметим при этом, что система задач и мероприятий и их технология определены заранее.
Итак, известно, что нужно сделать, какими силами и средствами располагаем для этого, определены факторы внешней и внутренней среды, от которых зависит успех будущей деятельности.
Однако, для того, чтобы решить вопрос о том, каким образом действовать, чтобы эффективно достичь цели деятельности, необходимо осуществить моделирование будущей деятельности по достижению цели. Естественно, следующим шагом должен быть шаг, на котором происходит смысловое, оперативное, вербальное описание вариантов будущих действий.
Следовательно, выходом третьего шага этапа моделирования является множество возможных вариантов действий, описанных в неформальном виде. На этом этапе исключаются те варианты, которые явно являются не эффективными.
Этот шаг характерен еще тем, что при отсутствии времени, на нем заканчивается этап моделирования и из полученных вербальных моделей вариантов действий производится качественный, интуитивный выбор лучшей, которой после согласования и утверждения и становится решением.
В общем случае, ввиду сложности процессов деятельности в социальных системах, не удается найти жесткую функциональную зависимость между показателем качества и параметрами, от которых он зависит. Поэтому модель, выбор вида которой будет производиться на следующем пятом шаге , не может быть оптимизационной. Чаще всего для социальных систем, наиболее приемлемыми видами модели предстоящей деятельности могут быть слабо структурированные модели.
На следующем, шестом шаге производится разработка выбранной модели, сущность которой будет сводиться к формализации процесса деятельности, то есть к логико-математическому описанию этого процесса.
Хотя модель в общем случае не может быть оптимизационной, допустимо включение в нее в качестве отдельных модулей задач оптимизации отдельных этапов деятельности при обязательном согласовании цели на этом этапе с общей целью - деятельность.
На следующем, седьмом этапе производится программирование и отладка модели. Этот шаг является по сути техническим, однако, при его осуществлении выявляются все ошибки, неточности, которые были допущены на предыдущих шагах.
На этом кончается разработка модели и моделирование вступает в свою последнюю стадию (восьмой шаг ) исследование модели путем экспериментирования модели на ЭВМ.
Производится анализ полученных результатов, делаются выводы о качестве деятельности при различных ее вариантах.
Методика согласования проекта решения с исполнителями (6-й этап).
Входом шестого этапа являются полученные в результате моделирования варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них.
Выходом шестого этапа является согласованный с исполнителями проект решения. Сущность деятельности на этапе согласования проекта решения с исполнителями может быть определена как оценка исполнителями реализуемости вырабатываемого решения и уточнение его с учетом реально имеемых ресурсов у исполнителей.
В соответствии с этим методика работы на шестом этапе может быть определена следующим образом:
Шаг 1. Определение списка исполнителей, которые будут участвовать в реализации решения.
Шаг 2. Доведение проекта решения до заинтересованных лиц.
Шаг 3. Определение заинтересованными лицами степени их участия в реализации решения.
Шаг 4. Оценка заинтересованными лицами своих возможностей. Если по их мнению решение реализуемо, то осуществляем переход к шагу 7, если не реализуем переход к следующему шагу.
Шаг 5. Обоснование вывода о не реализуемости.
Шаг 6. Определение приемлемого варианта.
Шаг 7. Доклад о своем решении руководителю группы выработки предложений.
Шаг 8. Подготовка проекта решения для доклада руководителю.
Утверждение решения (7-й этап).
Входом седьмого этапа являются согласованные варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них с учетом мнения исполнителей.
Выход данного этапа представляет собой выход всего процесса выработки решения.
Сущностью же деятельности на этом этапе является осуществление волевого акта руководителем по утверждению одного из вариантов действий.
Порядок работы на этапе может быть следующий:
Шаг 1. Доклад руководителей группы выработки предложений руководителю (проекта) вариантов деятельности по достижению цели, условий, в которых будет протекать эта деятельность, правила выбора лучшего из просмотренных вариантов.
Шаг 2. Выбор руководителем (проекта) лучшего на его взгляд варианта с учетом собственного опыта и интуиции.
Возможны случаи, когда руководитель (проекта) потребует дополнительных сведений для принятия решения, доработать предложения, в том или ином отношении, или даже переработать их.
Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.).
По масштабности выделяют глобальные, региональные и локальные социальные технологии.
Глобальные социальные технологии решают общечеловеческие проблемы. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.
Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.
Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.
Технологии можно классифицировать и по степени новизны . Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на материализацию нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни.
В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте.
Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации. Демографические технологии вырабатывают механизм воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.
Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических и др.
Политические технологии представляют собой методы решения политических проблем, осуществления политической деятельности.
В структуре управления особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Выделяются психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, характер, волю личности.
Социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми. Она может быть рассмотрена как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента:
1) социальную работу как науку;
2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин);
3) социальную работу как вид деятельности.
Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е.
эти технологии имеют обучающий, информационный характер.
В учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), формами обучения (очной, вечерней, заочной, очно-заочной), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.). В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе, как деятельности в концентрированном виде, социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
Классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.
Практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявил целый ряд направлений социальной работы с перечисленными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.
Технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий, которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы.
Учитывая интегрированный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии (социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие).
Технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:
· простые (доступные неспециалистам);
· сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;
· комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.
Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям:
· например, можно выделить социальные технологии «внешние» по отношению к клиенту (государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц);
· от «внешних» технологий отличаются социальные технологии, осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода и др.);
· возможно выделение технологий в социальной работе с людьми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, проживающими в государствах ближнего зарубежья).
Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом. Важно учитывать, какие технологии использовались в социальной работе (непрофессиональной и профессиональной) на разных этапах функционирования и развития российского общества.
Читайте также:
|
Технология – совокупность приемов, методов воздействия общественных и частных организаций, специалистов, волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки.
В соц. работе различаются технологии: простые (доступные не специалисту); сложные (требующие квалификации одного специалиста); сложные (требующие квалификации специалистов в разных областях). Внешние по отношению к клиенту (гос. вмешательство, помощь частных лиц), т.е. создание условий клиенту для решения его проблем. Соц. технологии , осуществляющиеся самими клиентами.
Глобальные соц. технологии :
1) инновационные – методы и приемы новаторской деятельности, направленные на внедрение нововведений в обществе;
2) рутинные соц. технологии (отличаются малой наукоемкостью);
3) традиционные (широко используются);
4) информационные – способы, приемы, оптимизирующие информационный процесс;
5) интеллектуальные – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей.
Классификация технологий в соц. работе может быть предложена как наука, как вид профессиональной деятельности, как учебная дисциплина.
1) соц. работа как наука. При характеристике технологий соц. работы как науки соц. технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач в соц. работе;
2) соц. работа как учебная дисциплина. Технологии носят информационный, обучающий характер;
3) соц. работа как особы вид деятельности.
Виды технологий : соц. диагностика, соц. профилактика, надзор и коррекция, соц. терапия и адаптация, соц. реабилитация, соц. обслуживание, соц. страхование, соц. обеспечение, соц. помощь, соц. консультирование, соц. экспертиза, соц. посредничество, попечительство.
7. Социальная работа как особый вид деятельности: сущность, цель, принципы, функции, субъект, объект, средства и условия. Системный характер социальной работы.
Цель соц. работы как особого вида деятельности состоит в удовлетворении социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к соц. функционированию. Соц. работа как профессиональный вид деятельности обладает следующими признаками : 1) совокуп6ность знаний, навыков, умений, как результат обучения в специальных учреждениях; 2) систематичность и постоянство определенного круга занятий и работы.
Объект соц. работы – люди, нуждающиеся в постоянной помощи (пенсионеры, инвалиды, дети, тяжело больные, люди, попавшие в ТЖС и т.п.)
Субъект соц. работы – люди и организации, ведущие соц. работу (общественные организации, фонды).
Функции: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической деятельности, управленческая.
Условия соц. работы конкретизируются в зависимости от целей, ситуации и подразделяются на уровни: мировой, федеральный, региональный, местный.
Средства рассматриваются как методы соц. работы, выделяют ресурсы (кадры, службы), технологии традиционные и инновационные, финансирование бюджетное и внебюджетное.
Система соц. работы представляет собой открытую систему, переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, этикой, экологией и т.п.
8. Целеполагание: сущность, задачи, принципы и место в технологии социальной работы.
Целеполагание – это основная процедура технологического процесса среди всех процедур. Это процесс выбора и определения цели как идеального образа будущего результата деятельности.
При формулировании цели возникают условия: цель должна быть обоснованной; ясной и достижимой; основная цель должна быть соотнесена с целью более высокого порядка.
Этапы формирования цели :
1) выявление необходимых характеристик и состояний объекта, их включение в целевую установку деятельности;
2) определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;
3) ограничение цели от желательных, но объективно невозможных результатов.
Виды целей : конкретные, абстрактные, стратегические, тактические, групповые, общественные, индивидуальные, цель, поставленная субъектом деятельности.
Процесс целеполагания в технологии соц. работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желаемого от нежелаемого, закономерного от случайного в целях получения определенного результата.
Функции цели :
1) определение рационального варианта сбора информации и способов действия при решении проблем;
2) ограничение объема информации;
3) конкретизация проблемы;
4) помощь в определении способов действий.
Логические принципы : 1) точное и четкое формулирование целей, применительных к конкретным ситуациям; 2) определение целей других лиц и организаций, на которых направлено воздействие; 3) определение характера взаимосвязей целей других лиц и организаций; 4) определение вероятных последствий в достижении целей; 5) определение обстоятельств, способствующих и препятствующих достижению цели; 6) выявление управляемых и неуправляемых переменных ситуаций.
Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в соц. работе, определяющих содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.
Лекция 1. Технология: понятие, сущность, характеристики
Цель: раскрыть сущность технологии, дать ее характеристики.
1. Сущность понятия «технология»
2. Социальные технологии, сущность и основные виды
3. Отличия промышленных технологий от социальных.
4. Характеристики технологии
Сущность понятия «технология»
Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим - 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.
В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».
Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII - начале XIX в. Инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».
Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.
Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.
В 40-е - 50-е годы прошедшего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.
Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия - явление вполне обоснованное. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.
В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них - объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая - диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:
При определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;
Для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;
Субъективная часть технологии не может быть однозначной,
это разносторонняя и разноплановая система;
Периоды развития понятий техника и «технология»
Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».
1) (начало XIX в. - третья четверть XIX в.)
Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.
2) (третья четверть XIX в. - конец XIX в.)
Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
3) (конец XIX в. - первая четверть XX в.)
Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.
4) (вторая четверть XX в.)
Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.
5) (третья четверть XX в.)
Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «...наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи...».
6) (последняя четверть XX в.)
Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.
Социальные технологии, сущность и основные виды
Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология... совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. ... научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы... сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса... описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. ...»
Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология... совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции... наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».
Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.
Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства. То есть это различные методы обработки исходного материала. Но технология не простая совокупность методов. Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну цель – получение конкретной продукции.
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Процесс только тогда получает статус «технология» когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он запущен.
Все разработанные и используемые сегодня технологии делятся на две группы:
а) промышленные;
б) социальные.
К промышленным относятся:
а) технологии переработки природного сырья (нефть, древесина, руда и т.п.);
б) технологии переработки полученных из сырья полуфабрикатов (металл, прокат и т.п.).
Нас же интересуют социальные технологии, значение которых очень велико в связи с повышением роли социальной сферы.
Под социальными технологиями можно понимать методы воздействия на социальные объекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей.
Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению – одно или несколько его свойств.
Классический пример социальных технологий – обучение специальностям.
Под социальными технологиями следует понимать определенные методы воздействия на социальные субъекты, их деятельность и взаимодействия с целью улучшения процессов адаптации к условиям современного общества.
Сложность и неоднозначность человеческого фактора приводит к разработке определенных методов, способов и приемов воздействий, как на определенных людей, так и групп.
К возникновению специальных социальных технологий приводят и естественные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.
Социальные технологии помогают людям лучше адаптироваться к условиям современного общества.
Успешная социальная адаптация обеспечивает активную жизнедеятельность. Люди по мере возможности пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе.
Социальная технология также является специфическим и стандартным оперативным средством деятельности социолога-практика в сфере управления. Но здесь необходимо отметить, что в сфере управления используются технологии многих различных предметных сфер.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.
Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.
Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием.
С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель - которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).
Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.
Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.
Технологии можно классифицировать и по степени новизны.
Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества обучаемых, его средств и характеристик.
В отличие от инновационных, рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.
Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально - этнических.
В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:
1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус - кво;
2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса;
3) компромисс, взаимные уступки:
4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально – территориальных образованиях.
Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.
С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.
В структуре управленческих технологий особое место занимают административно управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.
Актуальность социальных технологий ставит вопрос об их типах и видах:
По объекту воздействия делятся на:
а) субъектные;
б) деятельностные;
в) средовые.
Субъектные в свою очередь делятся на:
а) индивидуальные;
б) групповые;
в) сферные;
г) уровне всего общества.
Среди современных социальных технологий особое место занимают методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации.
Групповые же технологии можно разделить в зависимости от:
а) половозрастных признаков;
б) статустных;
в) профессиональных и т.п.
Например, для безработных – технологии трудоустройства; для подростков – технологии адаптации к условиям современного общества; для одиноких людей – технологии устройства личной жизни и т.п.
Субъектные социальные технологии на уровне всего общества К. Поппер делит на:
а) частичные;
б) утопистские.
Утопистские социальные технологии предлагают преобразования общества за один прием т.е. революционным путем, что не позволяет вовремя учесть и предотвратить последствия предпринятых преобразований.
Частичные – предлагают постепенность преобразований, осторожность и контроль за их осуществлением.
Положительными их сторонами являются:
а) контроль;
б) возможность корректировки;
в) ликвидация непредвиденных последствий.
Деятельностные социальные технологии имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества в целом, так и его отдельных членов и групп.
Деятельность рассматривают как определенный тип отношения к действительности, который определяется исторически выработанными социально-культурными программами.
Наличие этих программ позволяет говорить о деятельности как специфической форме активного отношения к миру.
Любая деятельность связана с целью, с мотивами, со способами. Деятельностных социальных технологий большое количество, т.к. они связаны с удовлетворением потребностей людей. Удовлетворение которых есть активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенным общественным развитием.
Средовые социальные технологии включают в себе методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Наиболее важные те, которые направлены на создание благоприятной социологической среды. Эти технологии помогают человеку найти свой социум, в котором человек чувствует себя комфортно.
Это и выбор профессии, организации, создание семьи. По сути, это достижение определенного статуса в обществе. Сюда относятся и технологии совершенствования уже имеющейся среды обитания человека:
а) коррекция процессов общения;
б) технология профилактики и разрешения конфликтов;
в) развитие стрессоустойчивости.
Все современные технологии представляют активную социологию реальных изменений, которая отвечает на вопрос: что теперь делать?
В связи с этим А.И. Пригожин выделяет 3 группы социальных технологий.
Первая – кабинетные технологии.
Исследователь на основе имеющейся информации о деятельности социального объекта (партии, предприятия и т.п.) вырабатывает для них предложения по улучшению их деятельности.
Вторая – лабораторные.
Суть – искусственно создаются временные условия взаимодействия людей с целью получения нового знания, выявления и решения проблем. Это исследование действием: деловые игры, мозговые атаки.
Третья – полевые.
С ними социолог входит в реальную среду для взаимодействия с респондентами, с целью получения информации, поиска решений их проблем.
Социальные технологии делят и по степени новизны. Согласно этого различают:
а) радикальные (принципиально новые);
б) комбинаторные (доработанные, т.е. адаптированные к новым условиям).
Критерием деления могут быть:
а) время внедрения;
б) время действия
По характеру воздействия социальные технологии бывают:
а) мягкие;
б) принципиальные;
в) корректирующие;
г) реабилитирующие
По степени внедрения:
а) разработанные, внедренные и полностью используемые;
б) внедренные, но слабо используемые;
в) не внедренные
По последствиям:
а) с негативными последствиями;
б) с положительными последствиями;
в) с нейтральными последствиями
По масштабности реализации:
а) действующие в пределах всего общества;
б) действующие в пределах одного региона;
в) действующие в пределах одного области;
г) действующие в пределах одного района и т.п.
Значительный интерес представляет классификация социальных технологий с позиций их отношения к управленческим решениям.
Здесь их делят на два типа:
а) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений, т.е. технологии социологической диагностики;
б) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений, т.е. социальных технологий реализации.