Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Основные социальные проблемы военнослужащих. Специфика социальных проблем военнослужащих

Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, военнослужащие, военная реформа. социальная помощь, социальная работа, социальная поддержка.

Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, взыскания из-лишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц .

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военно-служащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными . Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема .

Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно. Теперь стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию.

Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц . Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Считаем, что этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус .

Таким образом, гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Список использованных источников

1. Молчанова Е.В. К вопросу совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан. / Современное общество, образование и наука: материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, эл. журнал «Научный альманах» №9 (11), 2015, С.1377-1380.
2. Молчанова Е.В. Проблемы планирования трудовых ресурсов организации. / В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. – С.. 201-203.
3. Молчанова Е.В. Специфика трансформации культуры управления человеческими ресурсами. / В сборнике: Актуальные научные исследования в условиях вызовов XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 54-55.
4. Молчанова Е.В. Сфера пенсионного обеспечения: определение векторов коррекции и развития. Символ науки. 2016. №5-3 (17). С. 155-157.
5. Молчанова Е.В. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан / В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. – С. 81-83.

Научная статья на тему “Социально-правовые проблемы военнослужащих в современной России” обновлено: 2 апреля, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.



Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,



Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии - у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения - например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части.Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Обзор литературы показывает, что новые экономические, социальные и политические условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей, формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни. Среди них выделяют следующие:

Во-первых, часто безуспешный поиск работы в соответствии с квалификацией (нередко узкопрофильной), полученной в военном вузе, и навыками, приобретенными в процессе службы. Как следствие этого, весьма вероятным становится их трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск возможностей для случайных и эпизодических заработков.

Во-вторых, тесно связанная с предыдущей проблема профессиональной переподготовки по новым специальностям в соответствии со спросом рыночной экономики. Здесь бывшие офицеры и прапорщики, осевшие после увольнения в запас и отставку в крупных городах, и вынужденные обустраиваться на периферии находятся в неравном положении: если у первых все-таки есть хоть какой-то выбор вариантов, то вторым приходится довольствоваться первой попавшейся возможностью для переучивания, а некоторые из них лишены и этого.

В-третьих, обеспечение жильем. Если для уволенных в запас кадровых военнослужащих, выслуживших установленные сроки (более 10 лет), эта проблема, в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих", может быть решена через органы местного самоуправления, то для остальных жилищная неустроенность часто становится непреодолимым препятствием к нормальной жизни. Более того, темпы ввода жилья для этой категории граждан составляют 10 - 15 % от темпов роста нуждающихся в жилье (по данным Министерства обороны РФ, на конец 2010 года бесквартирными являлись 164 000 семей граждан, уволенных с военной службы).

В-четвертых, увольнение с военной службы несет для человека отрицательный психологический заряд. Это связано с тем, что служба в армии выступала для него как фактор гарантированной занятости, получения денежного содержания, социальных льгот и гарантий. Кроме этого, она нередко рассматривалась как постоянный служебный рост, карьера, повышение социального статуса, что в гражданских условиях не всегда является обязательным элементом профессиональной деятельности. Отсутствие возможностей для реализации своих возможностей в этих направлениях приводит к нарастанию ощущения уязвимости, беспокойства в настоящем и высоком уровне неуверенности в будущем.

По мнению Б.А.Деготь, Н.Я. Семенец "все это выводит на комплекс проблем психологической адаптации и реабилитации военнослужащих запаса. Трудности адаптационного периода могут способствовать обострению семейных конфликтов и распаду семей, развитию невротических и психосоматических расстройств, алкоголизма и наркомании, приводят к самоубийствам. Постоянно растет количество офицеров запаса, нуждающихся в помощи со стороны специалистов. По данным военных социологов, 82 % кадровых военных после увольнения нуждаются в специальной социальной помощи (юристов, консультантов служб занятости, психологов и других). Примерно 15-20 % считают, что вообще не смогут приспособиться к новой жизни и потому нуждаются в психической коррекции" .

Фактором реальной жизни является уволенный из Вооруженных сил военнослужащий, предоставленный самому себе, оставленный один на один со свалившимися на него заботами. Даже такая, казалось бы, нехитрая операция, как оформление пенсии, занимает нередко срок в полгода и более. В связи с этим многие испытывают растерянность, граничащую в некоторых ситуациях с отчаянием. Главными эмоциональными состояниями кадровых военнослужащих запаса, по данным военных социологов, выступают раздражение и досада, нервозность, беспокойство, подавленность, а также имеют место безнадежность, упадок сил, отсутствие интереса. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др.

Исследования Н. Кравченко показывают, что "пути самостоятельного решения этих проблем не отличаются разнообразием. Среди тех, кто считает, что преодолели трудности адаптации к гражданским условиям, 35 % помогли друзья, близкие родственники; 25 % сумели самостоятельно найти дело, приносящее им удовлетворение; 9 % нашли понимание и поддержку в общественных организациях, занимающихся защитой прав военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей. Характерно, что практически никто не получал никаких кредитов и денежных ссуд. Единицы обратились за помощью к специалистам, в том числе в федеральные службы. Никакой поддержки, по мнению опрошенных, не оказывали должностные лица в органах местного самоуправления".

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия .

Социально-психологическая адаптация становится для большинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новую профессию. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры. Все это ведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразование российского общества, оказываются незащищенной частью населения. Серьезные трудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запас офицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Сил остаются безработными.

Решить эту проблему - значит оказать квалифицированную социально-психологическую помощь военнослужащим. Это под силу лишь специалистам, целенаправленно работающим с бывшими военнослужащими в государственных структурах. В настоящее время службы занятости с этой проблемой справиться не могут.

Однако, кроме трудоустройства, для полноценного вхождения бывших военных в мир гражданской жизни необходима еще более сложная работа: многое нужно изменить в представлениях о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения, поскольку такими, какими они вышли на просторы гражданской жизни, они вряд ли достигнут успеха. Успех реформ в армии во многом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удается адаптироваться вчерашним военнослужащим к новым условиям жизни.

Стать своеобразным проводником и помощником в мире гражданских норм, прав, обязанностей, профессий, отношений с людьми, наконец, с самим собой призваны центры социальной поддержки военнослужащих. Центры привлекательны для бывших военных уже тем, что имеют стабильное бюджетное финансирование, поддерживаются государством, местной администрацией и создаются директивным путем, регулируя свою деятельность законодательно оформленными нормами.

А.И. Шишканов отмечает, что "успешная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, напрямую связана с деятельностью государственных и общественных организаций, в той или иной степени участвующих в обеспечении социальных прав и гарантий, помощи и содействии данной категории граждан на местах. Проблема заключается в том, что иногда упомянутые организации и государственные органы имеют весьма смутное представление о личности бывших военнослужащих и их жен, не склонны видеть в них людей своеобразного психологического склада, зачастую нуждающихся в элементарной помощи. Отсюда равнодушное отношение, неэффективная индивидуальная работа с уволенными в запас военнослужащим, часто неполное использование их значительного морально-нравственного потенциала и деловых качеств" .

Опыт решения проблем военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей в других странах говорит за то, что этим необходимо заниматься профессионально. Нужны государственная программа социальной реабилитации этой категории граждан, общественные организации и фонды, взявшие в свои руки заботу о состоянии психического и физического здоровья бывших военнослужащих, их переподготовку, трудоустройство, оказание материальной помощи и тому подобное.

Таким образом, перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни: несоответствие полученной в военном вузе профессии потребностям современного рынка труда; проблема профессиональной переподготовки на новые специальности в соответствии со спросом; обеспечение жильем; очень часто увольнение с военной службы является психологическим ударом; после увольнения из армии у многих офицеров на фоне общего стрессового состояния происходит ухудшение здоровья и физического состояния. Успешная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, напрямую связана с деятельностью государственных и общественных организаций, в той или иной степени участвующих в обеспечении социальных прав и гарантий, помощи и содействии данной категории граждан на местах.

Исполнителями Федеральной целевой программы являются 43 учебных центра, прошедших конкурсный отбор. Однако существенно сдерживало реальное выполнение Программы то обстоятельство, что реализация программных мероприятий в течение 1998-1999 годов осуществлялась лишь за счет внебюджетных источников. В 2000 году на реализацию Программы федеральный бюджет предусматривает 23,95 млн. рублей.

Одним из компонентов системы социальной адаптации бывших военнослужащих к новым условиям является привлечение к этой работе средств иностранных и российских инвесторов.

В целом за счет привлечения внебюджетных средств в 1999 году прошли переподготовку более 20 тыс. увольняемых и уволенных в запас военнослужащих. В системе переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в настоящее время работают:

  • 10 центров переподготовки, учрежденных с участием Минобороны России;
  • 13 центров, учрежденных с участием Минобразования России;
  • 70 центров территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости;

более 100 негосударственных образовательных учреждений.

Наличие такой разветвленной учебной сети позволяет значительному числу уволенных в запас военнослужащих пройти социально-профессиональную адаптацию и с минимальными издержками перейти, по существу, в другой статус профессионала и гражданина.

Результаты исследований в области профориентации и переподготовки бывших военнослужащих позволяют заключить, что исключительно важно добиваться максимального сокращения того периода времени, в течение которого увольняемый (а затем и уволенный) проходит путь от завершения военной службы до работодателя. Это позволит строго выдерживать общую линию на снижение затратности мер поддержки увольняемых по их переходу в условия гражданской жизни.

В то же время, ощущается явная несбалансированность процессов реформирования Вооруженных Сил, других войск и их ресурсного обеспечения в условиях несформировавшегося рынка труда, что снижает возможности реализации социальной и профессиональной адаптации бывших военнослужащих.

По-прежнему, остро стоит задача переориентации с настраивания увольняемого офицера (прапорщика, мичмана) на фундаментальное переобучение, на предварительное его профессиональное консультирование, на психологическую подготовку увольняемого к действиям на современном рынке труда. Существующая в настоящее время практика не способствует развитию собственной активности и нацеленности уволенных на заблаговременный поиск работы и успешное трудоустройство.

Возможность бесплатной профессиональной переподготовки увольняемых и уволенных с военной службы становится все более проблематичной. Государственный фонд занятости, имея большую задолженность по выплате пособий по безработице, испытывает многочисленные затруднения с финансированием обучения бывших военнослужащих и членов их семей.

В связи с тем, что основная нагрузка по решению указанных проблем приходится на субъекты Российской Федерации, есть острая необходимость в существенном улучшении информационного обеспечения возможностей региональных служб занятости. Исследования показали, что зачастую бывшие военнослужащие не имеют элементарной информации об их месторасположении, наличии вакансий, о центрах переподготовки, их направленности, условиях приема на учебу и т.п. Нередко в органах местного самоуправления, учреждениях культуры, военкоматах бездействуют или совершенно отсутствуют справочно-консультационные пункты по вопросам трудоустройства и переподготовки.

Специфика социальных проблем военнослужащих

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи

индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной

ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими

затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый

взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах,

по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств,

соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям

населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее

благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным

профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил,

одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким

социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с

воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые

негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций.

Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но

особенности положения военнослужащих в Российской Федерации

обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не

сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную

службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с

действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим ч

имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в

Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска;

внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с

органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации;

войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах

государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской

обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы

военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и

мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к __тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная

позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные



обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной

степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому

или иному составу.

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов,

сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих. В

Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил

комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской

повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для

формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и

матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского

пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку

от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого

преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения

военной службы по призыву.

(например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения

и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются

федеральными законодательными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для

проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на

них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей

выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным

риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в

которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго

регламентированы, а субординационная структура является жестко

иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат

неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица,

которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи)

отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек,

проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию

н е б л а г о п р и я т н ы х ф а к т о р о в: э м о ц и о н а л ь н а я и

ф и з и ч е с к а я перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов,

замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности

уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,

Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в

Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение

качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную

службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими

заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки,

некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят

к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост

преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма

обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими,

опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны

своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил -

наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная)

«уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и

ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская»

система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный

приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение,

унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с

которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости

от принадлежности к определенной территориальной или национальной

группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением

характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних

ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического

кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости

воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую

подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах,

причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило,

обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди

офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает

страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим,

распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и

вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой

Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ

государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних

врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену

прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих

военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения

престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию,

неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем__будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной:

большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный

принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами

воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на

альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная

трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие

военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив

военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления

положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по

окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс

«переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к

гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных

конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие

ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность,

способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время

адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд

материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на

решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает

ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в

подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого

«посттравматического стрессового синдрома».

Впервые подобное состояние было диагностировано у американских

ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии - у многих участников

«странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость

психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как

непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или

самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив),

негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам.

Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы

бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания

войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину

больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними

показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических

заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на

участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и

методов войны.__ К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и

конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил

не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и

утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения - например,

участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная

проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных

мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской

службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для

инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения

общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому

заслуживают помощи и поддержки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых

семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего

срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода,

что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение;

выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания

Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание

обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего,

обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако

адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за

военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с

жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко

неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к

новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой

школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка,

отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-

психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как

его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от

специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а

дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже

несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут

устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а

пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это

нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации

социального бедствия.

§2. Технологии социальной работы с военнослужащими

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями__различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в

значительной степени определяется принадлежностью к призывному или

контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих,

длительностью их пребывания на военной службе.

Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения,

испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное

довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными

для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые

порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд

в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведении

воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий,

вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях

военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы

восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать

их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному

общению с другими: внести элементы социальной справедливости в

субординационные отношения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как

непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом.

Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только

заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в

первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же

как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений.

Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны

обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность

подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач -

соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в

соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-

бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей,

несущих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений

неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и

«земляческой» статусных систем.

К. сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным

полностью устранить эти уродливые явления - требуется изменить

морально-психологический климат в обществе, преодолеть столь

распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенности,

предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а

также страдающих психологическими или психическими отклонениями,

военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в

воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения

между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять

суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой

связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания

преступлении против военнослужащих срочной службы, информировать

военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования

этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуации и

конфликтов.

Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с

законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования

вплоть до возвращения из армии кормильца (например, пособие на ребенка

военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной

зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих

льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь

Задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую

выплачиваются нерегулярно - в этом случае семье военнослужащего срочной

службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная

социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты,

одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно

неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны

оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве

ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста военнослужащих

срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами.

Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи

военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье

своих родственников, но организовать такую работу в состоянии только

Министерство обороны России и другие министерства и ведомства,

служащие которых находятся в зоне боевых действий, а не учреждения

социального обслуживания.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников,

принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат),

могут быть сходными:

Малообеспеченность;

Проблемы с образованием и воспитанием детей;

Проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

Проблемы с жильем;

Проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.

Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только

общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов; неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых

переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы;

недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и

воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу

детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего

пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь,

неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы

влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для

значительной части военнослужащих-контрактников военная служба - это

единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь

для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а

также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис,

глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе,

возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с

военной службы, степени решенности их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для

гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной

службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются

применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многие

военнослужащие не могут найти применение своим способностям в

условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям.

Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по

контракту - социальное и юридическое консультирование по всем вопросам,

связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов

их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими

инстанциями, органами местной власти, В случае нарушения таких прав офицер,

осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке

подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит

разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения

конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции,

компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям

военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации

трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной

реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный

потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков,

помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном

статусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах - обеспечение

благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для__военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение

антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет

способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их

способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы - развитие социальных

коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов,

сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках,

гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются

конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой

терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным

навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости

индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных

коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции

наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым,

безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных

психологических реакций и подавление или сглаживание негативных

реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с

другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего

характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое

нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать

проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга

военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями,

самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Приведение такой работы

возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп

самопомощи и взаимоподдержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей

могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и

взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства,

кооперативных форм груда. Организаторы социальной работы могут выполнять

функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциации и

объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения,

медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения

конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие

специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В

случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет

единственной возможностью для семей военнослужащих получить

профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям,

создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно

по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания

военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.

Специфическими задачами социального работника в Вооруженных Силах

являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен

гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная

психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному

изменению образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет

гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она

предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил,

но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы,

проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным

доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более

широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим

оборудованием и инвентарем.

Как и любой социальный институт государства, Вооруженные Силы испытывают на себе все катаклизмы общественно-политического и социально-экономического характера, переживаемые Россией в последние десятилетия. В связи с этим существенно обострился и требует оперативного решения ряд социальных проблем.

Во-первых , состав Вооруженных Сил ныне пока ещё не отражает структуру населения страны. В современной Российской Армии до 90% призывников - выходцы из семей, чье положение резко ухудшилось за время реформ: работники государственных предприятий, сельского хозяйства, городской интеллигенции и служащих.

Служба в армии и на флоте стала уделом социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения. Как и на заре создания рабоче-крестьянской Красной Армии, происходит формирование Российской армии по классовым признакам. А к чему приводит столкновение классово разнородных сил, история демонстрирует массу примеров.

Во-вторых , налицо снижение качественных характеристик призывного контингента. Можно говорить о социальной деградации прибывающего пополнения. Это прежде всего проявляется в ухудшении здоровья, снижении уровня образования, культуры, нравственно-психологических качеств. Серьезной проблемой стали алкоголизм и наркомания, а физическая пригодность призывного контингента упала до предельного уровня. Все это следствие ухудшения генофонда нации.

Таким образом, налицо ситуация, при которой институт, функционально призванный защищать все общество, комплектуется самыми слабыми и непригодными для службы в армии.

В-третьих , произошло резкое снижение положительной мотивации молодежи на военную службу.Количество «отказников» увеличивается. Снижение престижа военной службы в общественном мнении прежде всего связано с разбалансировкой процесса боевой учебы, «дедовщиной», выполнением армией «полицейских функций», ведением боевых действий в горячих точках, в том числе внутри страны, деградацией кадрового состава, плохим материально-техническим обеспечением Вооруженных Сил.

Как показывают результаты социологических исследований, в качестве основных причин нежелания служить в армии и на флоте называются: негативные явления во взаимоотношениях между военнослужащими, проходящими службу по призыву; осознание своей второсортности в связи с необходимостью заниматься таким непрестижным делом, как военная служба; отсутствие интереса к военной профессии и освоению воинских специальностей; опасения за свою жизнь и состояние здоровья.

В-четвертых, оказались незавершенными реформирование системы комплектования и структуры Вооруженных Сил. Еще в 1992 г. юридически была определена принципиальная возможность альтернативной службы граждан России, а в 1996 г. подписан Указ Президента о переходе с весны 2000 г. на комплектование Вооруженных Сил исключительно на контрактной основе.

Однако и ныне в Российской армии проходят службу как военнослужащие по призыву, так и военнослужащие, заключившие контракт. Как определяется в Военной доктрине России, совершенствование системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, будет происходить с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По мере создания необходимых социально-экономических условий, будет увеличиваться доля военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров. Безусловно, нынешний порядок комплектования Вооруженных Сил будет совершенствоваться.

Главной целью формирования оборонного сознания является понимание социальной значимости и объективной необходимости вооруженной защиты своей страны от посягательств на нее извне. При этом важно исходить не из чувства классового антагонизма, а из гуманных общечеловеческих ценностей. Не образ врага, не ненависть должны вести личность к добросовестному и честному выполнению своего воинского долга, а любовь к Родине, чувство внутреннего сопереживания вместе со всеми соотечественниками за ее судьбу.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что знание даже самых известных событий российской истории сейчас демонстрируют не более 10% юношей призывного возраста. Труды Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева — тех, кто ближе стоял к прошлому страны и обладал высочайшим историческим и литературным талантом, возвращенные народу памятники русской старины, реставрируемые древние крепостные валы, величественные храмы, где благословлялись ратники на бой и где они клялись не жалеть «живота своего» во имя Отечества, мемориальные знаки, шедевры зодчества и архитектуры, созданные умелыми руками искусных мастеровых, — все это еще раз напоминает о славном былом: героическом и трагическом, о таланте, благородстве и милосердии.

Исключительно важно донести до сознания молодежи глубинный смысл традиций чести, благородства и собственного достоинства, свойственных русскому офицерскому корпусу.

В-шестых , данные ежегодного мониторинга социально-экономического положения военнослужащих фиксируют факт некоторого повышения жизненного уровня семей кадровых военнослужащих. Более двух третей офицеров оценивают свое материальное положение как посредственное.

Повышение уровня денежного содержания военнослужащих не столь заметно обеспечивают рост их материального достатка, не компенсируют повышение цен на основные продукты питания. Семьи кадровых военнослужащих практически балансируют на грани далеко не высших стандартов прожиточного минимума.

Напомним, что к концу последнего десятилетия XX в. в российском обществе сформировалась ситуация, когда около четверти семей офицеров и почти половина проходящих военную службу по контракту семей прапорщиков (мичманов), сержантов и рядовых оказались за критической чертой бедности (индекс уровня жизни меньше единицы), а семьи женатых молодых офицеров и семьи офицеров и прапорщиков (мичманов) из четырех и более человек влачат поистине жалкое существование.

В-седьмых , до недавнего времени уровень материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, интенсивность и продолжительность маневров, учений, морских походов пагубно сказывались на уровне профессионализма военнослужащих, размывая в их сознании понимание необходимости поддержания высокой степени боеготовности войск (сил) в современных условиях.

Такое положение подрывало интерес военнослужащих к освоению современной военной техники, являющийся одним из ведущих мотивов не только служебной деятельности, но и формирования личности. По мнению военнослужащих, недостаточное материально-техническое снабжение, устаревшая военная техника и вооружение, утрата веры в необходимость и престижность ратного труда явились источниками социального напряжения в армии. До 70% офицеров и прапорщиков заявляли о том, что подразделения, в которых они служат, не способны выполнять боевые задачи.

В-восьмых , возникшее противоречие между привнесенной извне идеей индивидуализма и внутренней коллективистской природой российской военной общности приобрело весьма острый характер. Произошла значительная ценностная переориентация военнослужащих.

Либеральная идея с ее индивидуализмом, жестко сопряженным в сегодняшних условиях с крайним эгоцентризмом, оказалась одним из основных негативных факторов, воздействующих на Вооруженные Силы России. Процесс индивидуализации сознания, весьма болезненно проходящий в обществе, для армии стал одной из причин ее деморализации.

Мотив «защищать Отечество и ради этой цели выполнять свой долг» вытеснялся перспективой достижения высокого материального положения. Резкая смена прежних общесоциальных и собственно армейских ценностей на новые, весьма неясные по своему содержанию и направленности, привели к растерянности, порождению апатии, нигилизма личного состава. Ликвидация прежней воспитательной системы в армии серьезно усугубила проблему.

Происходящие процессы прямо сказываются на воспитании молодежи. Падает авторитет офицерского состава, исчезает образец для подражания в виде человека в военной форме, сосредоточивающий в себе лучшие качества гражданина, такие, как патриотизм, бескорыстие в служении Отечеству, мужество, смелость и отвага. По данным военных социологов, профессия офицера сейчас находится во второй половине списка из 60 наиболее престижных профессий с рейтингом популярности в 3,5 балла из 10.

Под влиянием внешних обстоятельств происходит очевидное понижение статуса офицерской профессии. Причем это затрагивает и заставляет круто менять свои жизненные планы даже тех, кто, казалось бы, связал свою судьбу с армией. Ежегодно до трети выпускников военных учебных заведений под разными предлогами увольняются из Вооруженных Сил, а в течение трех лет оставляют службу почти половина молодых офицеров. И только четверть оставшихся намереваются служить хотя бы до получения права на пенсию.

В-девятых , размывание позитивных ценностных ориентации у личного состава приводит к асоциальному поведению, чрезвычайным происшествиям, росту преступности.

По целому ряду причин объективного и субъективного порядка система сдерживающих норм и этических принципов в армии и на флоте начала давать серьезные сбои, которые привели к вспышке насилия и издевательств как в сфере формальной (командной) иерархии (избиение начальниками подчиненных), так и внутри неформальных структур (издевательства и глумление над солдатами первого периода службы со стороны лиц более ранних сроков призыва). Усилению опасности в этих крайне негативных процессах способствовали резкое снижение уровня общей культуры и образования в обществе.

Аргументом, подтверждающим, что это именно так, выступает состояние армейской и флотской преступности. Ежегодно военными судами рассматривается около десяти тысяч преступлений. При этом, по оценкам военных юристов, растет число тяжких, наиболее опасных преступлений. Наметилась тенденция увеличения групповых преступлений, умышленных убийств. Становится все больше корыстных преступлений, участились случаи группового расстрела своих сослуживцев солдатами и сержантами.

Российские Вооруженные Силы столкнулись с исключительно опасными явлениями, которые разлагающе воздействуют на все ступени армейской структуры.

Коррупция, злоупотребление властью, коммерциализация служебных отношений, взяточничество приобрели невиданные ранее масштабы в высших звеньях военной элиты. Это случилось потому, что забыт древний принцип: государство может быть прочным, если «военный человек — это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям».

Эти негативные явления подрывают единство военнослужащих и гражданского персонала военной организации, способствуют ослаблению коллективистских начал, снижают мотивацию служебной и трудовой деятельности.

Не случайно поэтому в перечне основных направлений развития военной организации государства наряду с военно-политическими, военно-стратегическими и военно-экономическими также содержатся и мероприятия социально-гуманитарного характера:

Осуществление комплекса государственных мер по повышению престижа военной службы и военной профессии;

Создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;

Совершенствование и развитие системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил и других войск;

Развитие более тесного взаимодействия органов военного управления с государственными органами и общественными организациями.

«Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020г», принятая Министерством обороны, является одним из важнейших документов по военному строительству Вооруженных Сил. Но, если бы она имела статус федерального закона, то обладала бы большей политической и юридической силой, выражала волю не только государства, но и учитывала мнение граждан России.

Программа обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем трещит по швам. Выполнение программы переносится на более поздние сроки. Одна из причин - до недавнего времени Минобороны занимало позицию, основанную на том, что лучше купить больше квартир меньшей площади, по низкой цене, чем крупно-метражные благоустроенные квартиры. В результате такой политики военного ведомства на балансе Минобороны скопилось 135 тыс. незаселенных помещений. При этом в списках очередников на жилье числятся почти 130 тыс. семей военнослужащих.

Минобороны не дает полных данных по построенным, но пустующим квартирам для военнослужащих. По данным Счетной палаты, таких квартир насчитывалось более 72 тыс. В основном их незаселенность семьями офицеров объяснялась отсутствием необходимой коммунальной и культурной инфраструктуры, нежеланием людей в погонах жить «в чистом поле», а также задержками со сдачей построенных домов в эксплуатацию. В Минобороны по состоянию на 1 октября 2011 года в стадии незавершенного строительства числилось 775 домов на общую сумму 109,6 млрд. руб. При этом в январе 2012 года количество построенного и введенного в эксплуатацию, но незаселенного жилья составило 59,6 тыс. квартир.

В жилищной очереди стоит чуть более 60 тыс. военнослужащих. Таким образом, даже уже построенного жилья должно было бы хватить на всех нуждающихся в них семей офицеров и прапорщиков. Но этого не происходит. Жилье Минобороны построило совершенно не там, где хотели бы жить защитники отечества. По данным Общественной палаты, в настоящий момент более 60 тыс. офицеров находятся в распоряжении Минобороны, поскольку не могут уволиться, так как не имеют жилья. Квартир много, а селиться в них никто из служивого люда не хочет. Кто за это ответит? Но ответа на этот вопрос пока не получено.

Проблемы с обеспечением жильем военнослужащих связаны с системными просчетами руководства Минобороны. Обеспечением квартирами очередников в военном ведомстве параллельно занимаются четыре структуры. Снять проблему мог бы специальный уполномоченный орган, который взял бы на себя координацию вопросов обеспечения военнослужащих жильем. Поступают многочисленные жалобы, связанные с непрозрачностью системы распределения жилья в Минобороны, а также с большим числом ошибок в реестре учета бесквартирных военных.

Переход к контрактной армии отодвигается на неопределенный срок, а добровольный призыв сталкивается с трудностями в сфере подготовки полностью годного к военной службе приписного контингента, который не превышает 37%, хотя 10 лет назад он был равен 50%.

С укрупнением и ликвидацией отдельных высших военно-учебных заведений, «огражданиванием» большинства учебно-научных и научно-исследовательских подразделений вузов встал вопрос о дальнейшей работе в сфере военной науки и образования большой группы преподавателей, которые до настоящего времени занимали военные должности. При сокращении военных должностей высвобождается большое количество высококвалифицированных преподавателей, имеющих научные звания и степени. Большинству из них из-за потерь в оплате труда приходится уходить в гражданские учебные заведения.

Средний возраст оставшихся преподавателей стремительно увеличивается, отсутствует пополнение научных рядов молодыми специалистами, что может в конечном итоге негативно сказаться на учебном процессе. Ликвидация факультетов, осуществляющих подготовку военных педагогов, отсутствие набора в адъюнктуру загоняют эту проблему в тупик.

Анализируя прошедшие 20 лет со дня образования Российской Федерации процесс реформирования современных Вооруженных Сил можно заметить, что само развитие государства, модернизация, формирование его армии происходят крайне неравномерно. Это во многом зависело и зависит от экономического развития страны, а также от меняющегося мирового порядка. Задачи, поставленные перед армией в конце XX - начале XXI вв., устарели и в настоящее время должны быть пересмотрены.

Складывается впечатление, что у руководства Министерства обороны нет четкой, до мельчайших подробностей изученной и продуманной программы формирования нового облика Вооруженных Сил. Нельзя не отметить, что многое за последние годы сделано и делается для Вооруженных Сил, но еще надо много сделать.

Модернизацию прежних Вооруженных Сил, формирование современной модели их нового облика необходимо проводить не только на основе мирового опыта, исторического опыта самого русского государства, но и на основе современных научных знаний и методов. Надо исследовать, формировать модель Вооруженных Сил России как систему, используя системный подход через системный анализ, что позволит привести и саму систему (модель) в работоспособное состояние, и на ее основе построить современные Вооруженные Силы.

Сама идея проста и проверена временем. Если рассматривать армию как искусственную, замкнутую, с некоторыми закрытыми элементами систему, то, модернизируя каждый в отдельности её элемент, учитывая при этом внутренние связи между ними, влияние одного элемента на другой, можно в итоге получить слаженную, боеспособную модель, по которой и будет формироваться современная армия.

Элементов (подсистем) в данной системе может быть значительное количество. Основными можно назвать следующие: организационно-штатная структура; оперативно-стратегическое построение; социальная структура вооруженных сил; техническая оснащенность; система военно-служебных отношений; система общественных организаций внутри вооруженных сил; система военного образования и переподготовки; система военного управления; система материально-технического обеспечения; система социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Согласно системному подходу к изучению любой организации, на систему действуют внешние факторы (входы). К ним как раз можно отнести финансирование, комплектование, нормативно-правовые акты государства в военной сфере, контроль гражданского общества над Вооруженными Силами и т.д. Изменение действия этих внешних факторов кардинально изменяет саму систему (модель Вооруженных Сил). К примеру, недостаточное финансирование (вход, внешний фактор) не позволяло до настоящего времени провести коренные изменения в Российской армии, а демографический фактор серьезно влияет на призыв в армию, его способ, и в итоге на обученность, образованность и социальное положение военнослужащих.