Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Презентация на тему бактерии полезные и вредные выполнила. Бактерии

Урок по биологии 5 класс учитель Царапина А. Н.


ВСПОМНИТЕ! 1.У каких организмов тело не состоит из нескольких клеток? 2.На какие царства организмов делят живой мир?




ЦЕЛИ: 1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий. 2. Показать роль бактерий в природе и жизни человека




Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.





? 1. Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? 2. Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?



Питание бактерий сами создают, а также питаются готовыми питательными веществами.





4. Почвенные бактерии 5. Бактерии разложения и гниения

1. Участвуют в формировании структуры и плодородия почвы 2.Образование полезных ископаемых 3. поддерживают запасы углекислого газа и кислорода в атмосфере


1. молочнокислые бактерии



вред бактерий для человека болезнетворные бактерии












А1. Бактерии – это организмы: 1. только одноклеточные; 2. только многоклеточные; 3. и одноклеточные, и многоклеточные А2. В клетке бактерий есть: 1. оболочка, цитоплазма, ядро; 2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота; 3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота


А3. Бактерии: 1. питаются готовыми питательными веществами; 2. сами способны создавать питательные вещества; 3. верно 1 и 2.


А4. Определите правильное высказывание. 1. Бактерии относятся к царству животных 2. бактерии относятся к царству грибов 3. 1 и 2 утверждения не верны


А5. Определите правильное высказывание. 1. Все бактерии приносят вред другим живым организмам. 2. все бактерии приносят пользу только человеку. 3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания


Домашнее задание 1. § 11 стр. 44 учебника 2. по желанию написать сообщения о бактериальных заболеваниях человека и их профилактике


Cлайд 1

Cлайд 2

Бактерии относятся к прокариотам. Это самые простые, наиболее мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на земле более 2 млрд. лет, но вместе с тем постоянно развивающиеся. Бактерии настолько отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий. Они обитают в воде, почве, воздухе, внутри и на поверхности тел животных и растений.

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ кокки (шаровидные) - одиночные диплококки (собраны по два) стрептококки (в виде цепочки)

Cлайд 6

стафилококки (в виде виноградной грозди) сарцины (в виде плотных пачек) бациллы (палочковидные)

Cлайд 7

извитые - вибрионы (в виде запятой) спириллы (один или несколько правильных завитков)

Cлайд 8

По способу питания бактерии подразделяют на две группы ГЕТЕРОТРОФЫ (они не способны синтезировать органическое вещество, а питаются готовым) АВТОТРОФЫ (способны синтезировать органические вещества из неорганических)

Cлайд 9

Cлайд 10

Большая часть бактерий может использовать в качестве источника энергии почти любые органические соединения, даже вещества, применяемые для их уничтожения (например, пенициллин, убивающий многие бактерии). Это связано с тем, что бактерии могут жить как в присутствии кислорода в среде, так и при его отсутствии.

Cлайд 11

Бактерии по способу питания делят на две группы Анаэробные (разлагают органические вещества без участия кислорода) Аэробные (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества)

Cлайд 12

По отношению к температуре развития бактерии также весьма разнообразны: одни развиваются при широком диапазоне изменения температуры, другие - только при определенных температурах (низких, высоких или в узком диапазоне температур).

Cлайд 13

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Cлайд 14

Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

Cлайд 15

Cлайд 16

Образование спор При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, несколько сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор у бактерий - это не способ размножения, так как каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает.

Cлайд 17

При образовании споры клетка ссыхается, округляется в пределах имеющейся клеточной стенки и выделяет новую толстую стенку внутри старой. При благоприятных условиях (во влажных условиях) спора прорастает. Споры очень стойки: выдерживают длительное высушивание, кипячение в течение нескольких часов, сухое нагревание до 140oС. Некоторые споры выдерживают температуру -245oС. Стойки они и к действию ядовитых веществ, сохраняют жизнеспособность длительное время. Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет.

Cлайд 18

Выживание бактерий при высушивании Холерный вибрион до 2 дней Чумная палочка до 8 дней Палочка дифтерии до 30 дней Палочка тифа до 70 дней Туберкулезная палочка до 90 дней Палочка стафилококка до 90 дней

Cлайд 19

Положительное значение бактерий Определяется их участием во многих биологических процессах, особенно в круговороте веществ в природе. Бактерии, в результате своей жизнедеятельности, способны разлагать сложные органические соединения до простых неорганических веществ, которые снова используются зелеными растениями. Бактерии способны разлагать белки, углеводы, жиры.

Cлайд 20

Ряд веществ, образуемых бактериями в результате обмена веществ, весьма ценен для человека. Деятельность бактерий используется в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства для получения молочнокислых продуктов, для квашения капусты, силосования кормов, получения органических кислот, спиртов, ацетона, ферментативных препаратов и др. Человек использует бактерии и для обработки сточных вод: при медленном пропускании сточных вод над гравием и песком твердые частицы оседают и под действием разных бактерий превращаются в материал, который после высушивания используется как удобрение. При прохождении сквозь песок и гравий болезнетворные бактерии погибают и перевариваются гнилостными бактериями.

Cлайд 23

Отрицательная роль бактерий Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т.д., вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.

Cлайд 24

Из болезней растений, вызываемых бактериями, известны: ожог, поражающий плодовые растения - яблони, груши и др.; черная гниль капусты; мягкая гниль многих растений; опухоли корней растений Несмотря на вред, приносимый (бактериальный корневой рак); опухолевидные наросты на листьях (галлы) и др.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

БАКТЕРИИ Бактерии - это доядерные организмы, которые мы называем микробами, они имеют клеточное строение. Это очень древние организмы они появились на Земле около 3 миллиард лет назад. Впервые человеческий глаз увидел бактерии, 300 лет назад.

5 слайд

Потребовалось еще двести лет, прежде чем микробиология стала самостоятельной наукой. Новая отрасль биологии постепенно раскрывала ту огромную роль микроорганизмов, которую они играют в жизни человека, сопровождая его от колыбели до могилы.

6 слайд

РОЛЬ БАКТЕРИЙ Бактерии, разлагают отмершие организмы, возрождают условия для жизни новых существ. Микроорганизмы помощники человека, его враги и спутники в повседневной жизни.

7 слайд

Цель работы Выявить микроорганизмы, которые являются спутниками человека. Выявить зависимость количества микроорганизмов от режима работы школы. Обнаружить и подсчитать количество микроорганизмов на руках и предметах ежедневного пользования учащихся.

8 слайд

Описание строения микробов Бактерии всего очень малы. Их можно увидеть только под микроскопом. Их тело состоит всего из одной клетки. Они устроены проще всех других организмов – в их клетках даже нет ядра.

9 слайд

Ученым известно, по меньшей мере 2 500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, в воде, в почве, в телах других живых существ.

10 слайд

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий. Бактерии просто устроены и кроме оболочки и цитоплазмы они имеют наследственный материал.

11 слайд

Роль бактерий в природе Роль бактерий в природе огромна – при помощи них получают кефир, сыр, спирты и лимонную кислоту. Многие бактерии них живут в организме растений –помогая усваивать азот воздуха, другие в организме животных - помогают переваривать пищу, а Третьи являются источниками различных заболеваний.

12 слайд

13 слайд

Материалы и методика Исследования Исследования проводились в стенах нашей школы Пробы воздуха были взяты в коридорах школы и кабинетах математики и биологии, кроме того были взяты мазки с рук младших школьников, с телефонной трубки и со страниц наших учебников.

14 слайд

Для исследования бактерий была приготовлена среда, это мясо- пептиного агара. (Взято 20 грамм агар-агара,15 грамм мясного бульона, 500 грамм воды все это вскипятили, отфильтровали и разлили в стерильные чашки Петри. Готовые чашки со средой были использованы для опытов.

15 слайд

Для исследования воздуха чашки Петри с готовой стерильной средой открыли на 15 минут(по методу Коха и Кларка- и Гейджера). Отпечатки пальцев (метод отпечатков ВН.Крылова, Р.Б Гольдина) были взяты легким прикосновением пальцев на стерильную питательную среду.

16 слайд

Мы исследовали: 1. Воздух в классе до уроков. 2. Воздух в коридоре на 1 этаже вешалка после 4 уроков 3. Воздух в классе после вечерней уборки

17 слайд

Состояние чистоты рук- Взяты мазки с чистых пальцев – сразу после мытья хозяйственным мылом и через полтора часа после мытья рук. Мазки с рук семиклассников после столовой

18 слайд

Мазки.с телефонной трубки после долгого пользования с телефонной трубки, после обработки спиртом Мазки со страниц старого учебника и страниц нового учебника

19 слайд

Затем были визуально рассмотрены результаты опытов, на наличие бактерий бактерии определялись в основном на количество, подсчетом колоний, которые поселись на питательной среде и рассчитывались на площадь чашки.

20 слайд

Для выяснения того, что может уменьшить количество бактерии, был сделан новый посев бактерий и на эти посевы положоили таблетки левомицитина и тетрациклина, а также использованы кусочки листьев каланхоэ, душистой герани и капли хозяйственного мыла.

21 слайд

ИССЛЕДОВАЛИ - Воздух в коридоре с таблетками. левомицитина Воздух в коридоре с капельками хозяйственного мыла Воздух в классе после уроков с каланхоэ Воздуха в классе после уроков с геранью.

22 слайд

Результаты исследования Результаты опытов: воздушная среда в школе более чистая с утра – 6 колоний. После 4 уроков количество колоний стало –13 После 7 уроков- 57 колоний

23 слайд

Бактерии в воздухе МЕСТО ПРОБЫ КОЛИЧЕСТВО КОЛОНИЙ БАКТЕРИЙ воздух в классе до уроков 6 воздух после 4 уроков 13 воздух после 7 уроков 57

24 слайд

Результат мазков с отпечатков пальцев на страницах книг и телефоне Отпечатки чистых пальцев-21 колонии Отпечатки после 1 часа после мытья 23 колонии а у ученика после столовой- 35 колоний Результат обследования телефонной трубки и страниц книг результаты вы видите на диаграмме

25 слайд

26 слайд

Что обнаружили? Среди выращенных чистых колоний стрептококков (STREPTOCOCCUS SALIVARUS) высеялись и стафиллококки их мы отличили по окраске и рассмотрели их окрашенными в синьке под микроскопом увеличением 400 раз

27 слайд

Что помогает задержать рост микробов На пробах видно,что таблетки разложенные на посевах питательных сред не дают развиваться бактериям- вокруг тетрациклина и левомицитина чистая питательная среда (без бактерий) по ободку на 0,2 см, положенные на посевы кусочки листьев душистой герани, каланхоэ и капелька мыльной пены., также тормозят развитие бактерий по диаметру от 0,1 до 0,5 см.

Бактерии

Бактерия – это отдельный организм, который состоит из одной клетки и размножается с помощью деления. Чем благоприятней среда обитания, тем скорее она делится. Живут эти микроорганизмы во всех живых существах, а также в воде, продуктах питания, в трухлявых деревьях, в растениях.

Актиномицеты - бактерии, которые вызывают знакомый запах дождя.

Вопреки тому, что сладкое портит зубы, шоколад имеет антибактериальное действие и на самом деле помогает предотвратить кариес.

Вода в кране имеет срок годности 6 месяцев, потому что после этого хлор начинает рассеиваться и количество бактерий размножается.

Некоторые виды бактерий также есть и в лаке для волос.

Долларовые банкноты имеют в среднем приблизительно 3,000 различных типов бактерий.

В 2007 году ученые возродили 8 млн. летних бактерий из антарктического льда.

Каждые 20 минут новые бактерии вырастают на мочалке для посуды.

В офисах где работает больше мужчин чем женщин, в среднем и больше бактерий.

Существует разновидность бактерий, которые так устойчивы к радиации, что ученые называют их « Конан Бактерия».

В организме новорожденного ребенка совершенно нет никаких бактерий.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительная клетка Какие органоиды растительной клетки вам известны?

Бактерии

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет. Термин «бактерия» происходит от греческого слова « bacterion » - палочка.

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; Микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.

История изучения Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский. Микроскоп 1751 года

Клетки бактерий очень малы Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера.

Сравните растительную и бактериальную клетки Растительная клетка Бактериальная клетка Запишите отличительные признаки бактерий. Отсутствие сформировонного ядра. Отсутствие больших вакуолей с клеточным соком. Наличие органоидов движения (жгутиков и ресничек) Наличие цитоплазмы. Наличие капсулы вокруг оболочки.

По своей форме бактерии делятся на несколько групп: кокки (имеют округлую форму); бациллы (имеют палочковидную форму); спириллы (имеют форму спирали); вибрионы (имеют форму запятой).

Способы дыхания бактерий Аэробное –организмам необходим кислород для окисления органических веществ. Анаэробное -Анаэробным организмам кислород не нужен, а для некоторых видов этой группы он даже ядовит.

Размножение бактерий Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут.

Образование спор При неблагоприятных условиях (недостатке воды, пищи, при низких температурах) многие бактерии переходят в состояние покоя-спору. Споры очень стойки. Они выдерживают нагревание, кипячение, высушивание и низкие температуры.

Разнообразие бактерий Бактерия сибирской язвы бактерия вызывает заболевание туберкулёзом. Бактерия холеры Бактерия молочнокислого брожения Бактерия дифтерии Бактерия стафилококка

Проверь себя. Тест. 1. Бактерии относятся к организмам: а) многоклеточным; 6) одноклеточным. 2. Бактериальная клетка включает: а) ядро б) цитоплазму 3. Образование спор у бактерий необходимо для: а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий. 4. Бактерии, использующие неорганические соединения для построения органических веществ называют: а) автотрофами; б) гетеротрофами 5. Бактерии, имеющие палочковидную форму называются: а) спириллами б) бациллами