Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Презентация на тему земля кормилица. Презентация на тему земля - кормилица Сообщение про землю кормилицу


Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку, выполнять задания из электронного приложения учебника, обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата - под ногами. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв своего региона. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

понятие «почва», состав воды и почв.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять поч-ву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Изучение нового материала

Земля-кормилица

КАКИЕ БЫВАЮТ ПОЧВЫ

Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

В разных местах нашей страны почвы не оди-наковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.

Разрезы основных типов почв: 1. Тундровая почва. 2. Под-золистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые поч-вы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.

Самые распространённые в нашей стране поч-вы — подзолистые. А самые плодородные — чер-нозёмные. Эти почвы особенно богаты перегно-ем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.

Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хоро-шо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

ОХРАНА ПОЧВЫ

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 — 300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!

Ты уже знаешь о том, что растения защища-ют почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут бы-стро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распрост-ранённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью тракто-ра специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.

Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать

Почва многого «боится», например ядохимика-тов. Если их используют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В ре-зультате гибнут черви, личинки насекомых, бак-терии, без которых почва теряет плодородие.

Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней на-капливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.В краеведческой литературе найдите ин-формацию о почвах вашего края. Сделайте за-писи в рабочей тетради. Подумайте и расскажи-те, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

2.Вылепите из пластилина макет разреза поч-вы, характерной для вашего края.

3.Представьте, что вам нужно убедить одно-классников в огромном значении почвы для жиз-ни на Земле. Подготовьте выступление. Сравните его с образцом, приведённым на «Страничках для самопроверки».

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

Приведи примеры различных типов почв.

Какая почва самая плодородная? 3. Какие почвы в вашем крае? 4. Почему нужно бережно относиться к почвам? 5. Как нужно охранять почвы?

Вывод

Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Земля - кормилица

Поля России

Основные типы почв России

Человек - дитя Земли. И все, что у него есть, все, что поддерживает его жизнь, помогает защищаться от врагов, добывать пищу, совершенствовать свое существование, дает Земля. Камень дал первобытному человеку кров и оружие. С тех пор как двуногое существо осмысленно взяло в руки камень, начался процесс цивилизации. Камень стал оружием охоты, защиты и нападения, камень подарил огонь. Каменные пещеры послужили первыми убежищами от хищников, от непогоды, объединили род. Глина дала возможность сделать первую посуду. Камень, глина и огонь помогли человечеству перейти в век железный… А мы еще не говорили о таком продукте, как соль…

Всю свою историю человек пользуется кладовыми Земли, извлекая оттуда все необходимое дляжизни . Ведь даже в наше «синтетическое время», первоначальным продуктом все равно являются дары Земли.

Самый верхний слой твердой земли люди назвали корой. Состав коры сложный. Больше всего в ней оказалось кислорода, кремния и алюминия. Потом идут другие химические элементы, но их значительно меньше. Конечно, газ кислород содержится в коре не в чистом виде. Он входит в состав окислов. Ведь даже обыкновенный песок - это окисел кремния со всякими добавками. А простая глина - окисел алюминия, но тоже со множеством добавок. Раньше легкоплавкие породы земной коры называли «сиаль». «Си» от слова «силициум» - кремний, по латински, «аль» - от алюминия. Сейчас этот термин устарел.

Состав и строение коры Земли всегда интересовали человечество. Да и неудивительно - ведь именно верхний слой нашей планеты обеспечивает человека всем необходимым для жизни. Сначала все необходимое - каменный уголь и руду - люди собирали прямо с поверхности, стоило лишь чуть-чуть разворошить почву. К сожалению, эти времена миновали. Прошло и то время, когда нефть тугими фонтанами била из неглубоких скважин . Чем больше развивалась промышленность, требовавшая все нового сырья, тем глубже приходится зарываться в недра шахтерам и буровикам. Я не говорю уж о том, что геологам приходится тщательно изучать строение земной коры, чтобы найти новые месторождения. Те, что были разведаны, давно исчерпаны. А новые клады прячутся так, что отыскать их с поверхности бывает ох как нелегко…

Многие полезные ископаемые скрыты в таких малодоступных районах, что геологоразведке приходится использовать не только аэрофотосъемку, но и спутники, чтобы составить геологические карты, определить возможные районы залегания минерального сырья. Нужно прикинуть, стоит ли игра свеч. Потому что построить шахту или пробурить верхние слои литосферы - это даже не полдела, а куда меньше. Ведь чтобы добыть сокровища, спрятанные в недрах, надо вырыть котлованы или построить шахты, привезти и задействовать буровые установки, провести газо — и нефтепроводы с насосными станциями. А сколько людей на все это надо задействовать! И всем им нужны не только места работы, но и жилье, продукты питания, организация быта и досуга, детские ясли, сады и школы…

Многие из этих вопросов относятся к экономической географии. Решать их сложно, но очень увлекательно.

Большинству людей знакомо высказывание о том, как называют Землю и почву, оно старо, как мир, и уже давно стало настоящим фразеологизмом, популярной поговоркой, используемой в обиходе.

Однако задумывались ли вы о том, почему Землю называют матушкой, а почву – кормилицей? Нет? Тогда предлагаем вам ознакомиться с материалами нашей сегодняшней статьи, в которой мы постараемся дать ответ на данный вопрос.

Земля — матушка

Для начала стоит понять, почему землю называют матушкой. Дело в том, что в контексте данного фразеологизма понятие «Земля» используется не в качестве той земли, которая находится под нашими ногами, в огороде, то есть – не о черноземе, а непосредственно о нашей планете, о том месте, где мы все живем, развиваемся, трудимся.

Все мы родились на планете Земля, и она дала нам дом, жилье, возможности для роста, обучения и самосовершенствования. Именно поэтому нашу планету можно метафорически назвать матерью для всего живого. В том числе, Земля является матерью и для всех нас, для всех людей.

Почва — кормилица

Что же касается второй части выражения, то в ней речь идет о почве, и это уже касается непосредственно той земли, которая является черноземом. Как известно, чернозем используется для выращивания в нем всевозможных овощей и фруктов, которые, в результате, используются людьми для питания, приготовления пищи, в качестве корма для скота и других животных.

Исходя из того, что все эти растительные продукты берут свое начало в земле, то есть – в почве, становится вполне очевидно, почему её называют кормилицей, ведь она в буквальном смысле кормит нас.

Не стоит забывать и о том, что из почвы растут деревья, которые, помимо съедобных плодов, дают людям и еще кое-что жизненно важное. Мы говорим о кислороде, без которого жизнь на планете Земля была бы попросту невозможна.

Именно деревья являются природным механизмом для переработки углекислого газа и выработки кислорода. Поэтому справедливо будет сказать и о том, что почва кормит нас не только продуктами питания, но и снабжает средствами для жизни на Земле.

Исходя из описанных выше фактов, а также приведенных примеров, можно легко понять, почему Земля – матушка, а почва – кормилица. Это высказывания так точно описывает основные функции и преимущества, данные нам Землей и почвой, что становится очевидно, почему данное выражение используется людьми на протяжении многих столетий, и даже в 21 веке остается актуальным.

  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    З Е М Л Я - кормилица

    Слайд 2

    Отгадай загадки: Под землёю – древний сад, там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла. Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.

    Уголь Известняк

    Слайд 3

    Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.

    Железная руда Глина Песок

    Слайд 4

    Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.

    Нефть Гранит

    Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное? Глина Гранит Торф При разрушении гранита образуется: Известняк Торф Песок

    Слайд 6

    В шахтах добывают: Каменный уголь Песок Нефть На танкерах перевозят: Гранит Известняк Нефть Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью: Торф Железная руда Уголь

    Слайд 7

    Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают? Что такое почва? Из чего состоит почва? Что такое перегной? Какое свойство у почвы самое главное?

    Слайд 8

    Кто первым заселяет беспочвенное пространство? Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.

    Бактерии Мхи Лишайники

    Слайд 9

    В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее. На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.

    Слайд 10

    Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги. Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.

    Слайд 11

    С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы. Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы? Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.

    Слайд 12

    Почему землю называют кормилицей? Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия? Что мы можем сделать для охраны почвы? Нельзя закапывать мусор в землю. Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место. Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений. Нельзя выливать растворы на землю.