Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий как способ определения эффективности инвестиций. Экономические эффекты от внедрения CRM Расчет экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений в развитие производства

§ Оценка экономической эффективности

В итоге остается оценить срок окупаемости проекта и ожидаемую прибыль, а также оценить, какое дополнительное повышение затрат можно допустить при создании корпоративного портала.

Вооружившись всеми этими оценками можно принимать решение о начале проекта по созданию корпоративного портала, разработать технико-экономические требования и выходить на Подрядчика.

§ Формулирование требований к корпоративному порталу

Технико-экономические требования это не техническое задание, а именно требования, которые выдвигает Заказчик и на основании которых Подрядчик начинает аналитические работы по созданию корпоративного портала и выпускает ТЗ.

· Создание корпоративного портала, предварительные испытания

Цель этапа - создание и отработка действующего корпоративного портала, полностью завершенной системой автоматизации компании, только наполненного тестовой информацией.

На данном этапе Подрядчик работает практически автономно на основании ТЗ и проектной документации, разработанной на предыдущем этапе.

Подрядчик осуществляет:

верстку дизайна корпоративного портала;

программирование корпоративного портала;

создание базы данных;

создает корпоративный портал, наполняет его тестовой информацией;

настраивает портал и проводит его предварительные испытания.

После этого корпоративный портал устанавливается в сети компании (Интранет, Экстранет, Интернет) и предъявляется Заказчику. Заказчику также передается необходимая документация (руководства администраторов и пользователей) .

Далее работы ведутся Подрядчиком совместно с рабочей группой компании, члены которой, при необходимости, проходят предварительное обучение. На данной стадии проводятся испытания макета корпоративного портала в реальных условиях, на реальных рабочих местах (но только на части рабочих мест), на реальных бизнес-процессах. Проводится настройка корпоративного портала под бизнес-процессы компании и, в некоторых случаях, проводится коррекция и оптимизация бизнес-процессов, корректируется техническая документация.

После этого корпоративный портал предъявляется Заказчику. Проводятся окончательные испытания, составляется Акт сдачи-приемки работ (этапа).

§ Опытная эксплуатация, штатная эксплуатация

Цель этапа - создание полностью функционирующего (на всех рабочих местах, на всех бизнес-процессах) корпоративного портала с отладкой всех бизнес-процессов, выход на штатную эксплуатацию.

· Подготовительный этап и опытная эксплуатация

На этом этапе, во-первых, проводится, при необходимости, обучение всех работников компании, связанных с работой корпоративного портала. Далее, сотрудниками компании с участием выделенных сотрудников Подрядчика проводятся следующие работы:

начальное наполнение базы данных корпоративного портала (каталоги, справочники и т.д.)

начинаются практические работы по всем бизнес-процессам компании.

При этом основное внимание уделяется сбору и анализу замечаний, проводится оперативная доработка корпоративного портала в простых случаях, подготавливается перечень дальнейших серьезных доработок (и корпоративного портала, и бизнес-процессов компании).

Опытная эксплуатация корпоративного портала осуществляется течение 1-3 месяцев, в зависимости от сложности проекта.

§ Доработка по итогам опытной эксплуатации

Опытная эксплуатация заканчивается составлением Акта и, при необходимости, план-графика устранения замечаний. Замечания, вытекающие из невыполнения каких-либо пунктов ТЗ устраняются Подрядчиком бесплатно.

§ Поддержка корпоративного портала

Поддержка корпоративного портала осуществляется, как правило, IT специалистами компании. Подрядчик привлекается в случаях необходимости перестройки бизнес-процессов компании и соответствующей коррекции программного обеспечения корпоративного портала.

Самое читаемое:

Базовые механизмы управления шагающим роботом
При движении в сложных условиях машины с шагающими движителями могут быть более эффективными в сравнении с традиционными транспортными средствами. Использование шагающего способа передвижения дает качественный рост ряда основных показателей транспортных машин по сравнению с колесными и гусеничными движителями. Имеют место принципиал...


Как правило, окупаемость инвестиций, вложенных в корпоративный веб-сайт (ROI — Return on Investment), во многом связывается с профессионализмом веб-разработчиков. В этом материале рассматривается одна из основ профессионализма веб-разработчика — умение экономически обосновывать вложения заказчика в веб-сайт.

Вернутся ли деньги, вложенные в корпоративный веб-сайт? Такой вопрос задают себе руководители, коммерческие директора и ИТ-специалисты компаний, принимающие решения о разработке корпоративного сайта.

Вопрос очень важный и, пожалуй, ключевой для принятия решения. Несмотря на то, что точно оценить эффект от создания и поддержки сайта для конкретного предприятия достаточно сложно, эту задачу можно разложить на компоненты. Такой подход позволит легко определить, окупится сайт или нет и каков срок его окупаемости.

Корпоративный сайт: основные эффекты

Окупаемость можно определять, вычисляя дополнительные доходы, приносимые сайтом, — это может быть как прямой доход компании, так и экономия средств. Так, компания получает следующие экономические эффекты, благодаря сайту.

1. Привлечение клиентов и партнеров, прямые продажи.
Обычно этой функции сайта уделяют ключевое значение, поскольку эффект от прямых продаж виден сразу. На его основе проще всего посчитать окупаемость инвестиций в веб-сайт. Однако рассматривать в качестве единственного эффекта от создания и поддержки веб-сайта только прямые обращения с него — неверно. В этом случае не принимаются во внимание другие выгоды, которые приносит этот бизнес-инструмент.

2. Продвижение бренда.
Сайт — это лицо компании. Мнение большого числа партнеров складывается под впечатлением от посещения корпоративного сайта. Также в эту часть эффекта от сайта можно отнести оптимизацию работы со СМИ.

3. Информационное обеспечение клиентов и партнеров.
Размещение на сайте дополнительной информации о фирме, продукте, открытие систематических консультаций на своем веб-ресурсе и т.п. Поддержка партнеров является хорошим деловым тоном. Она не только располагает их к себе, но и остается одним из неотъемлемых компонентов профессиональной работы современной компании.

4. Поиск поставщиков.
Для многих крупных предприятий актуален вопрос оптимизации поставок. Достаточно удобным средством решения этой задачи служит размещение информации о потребностях компании на корпоративном сайте. Часто поставщики сами находят такие разделы и ведут постоянный их мониторинг.

5. Привлечение новых сотрудников и оптимизация процесса приема на работу.
Если компания имеет собственный сайт, у нее значительно увеличиваются шансы привлечь на работу квалифицированного сотрудника. Также открывается возможность выложить список конкретных вакансий, ключевых требований и критериев приема на работу, бланки резюме и даже тестовые задания.

6. Вынесение клиентской части бизнес-логики компании на сайт.
Примером таких решений могут служить системы заказа товаров, интернет-магазины, системы бронирования билетов или резервирования продукции, консультации и вопросы к специалистам.

7. Влияние на внутрикорпоративные отношения. Раздел сайта, предназначенный для сотрудников, помогает решать задачи по повышению мотивации труда, объединяет коллектив единой идеей, делает работу более слаженной.

8. Вынесение внутрикорпоративной части бизнес-логики на сайт
Этот пункт открывает широкое просторы для решений, объединяемых под общим названием интрасерверы. Интрасервер — общее название внутрикорпоративного веб-сервера, основные функции которого следующие: публикация новостей фирмы, приказов по фирме, полезных в работе статей, организация территориально распределенной системы документооборота, заявки на транспорт и расходные материалы, системы корпоративного общения, распределенные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), вынесение части функций внутренней учетной системы (например, удаленно можно выписывать счета в 1С), — здесь возможна интеграция практически с любой внутренней информационной компонентой фирмы.

Выше названы основные выгоды сайта. Но как оценить их экономический эффект? Очевидно, что компоненты, рассчитанные на клиентов, прямо зависят от количества и качества посетителей веб-сайта. И здесь большое значение приобретает «представительность» сайта, то есть — его внешний вид, качество дизайна, удобство использования, наличие полезных функций и полезной информации.

Как оценить эффективность в деньгах?

Внутрикорпоративный эффект можно оценить как некую экономию или дополнительный заработок. Здесь удобнее всего, чтобы человек, ответственный за экономику данного участка работ, например, бизнес-логику продаж, оценил эффект от сайта в тех же рублях в месяц. И так — по каждому участку оптимизированной бизнес-логики.

Условно, месячную отдачу от веб-сайта можно посчитать по приведенной ниже формуле. Расчеты ее первой части можно проводить двумя способами.

1-й способ связан с ценой привлечения внимания партнера:

2-й способ связан с экономическим эффектом от прироста продаж:

Таким образом, получаем сумму, которую зарабатывает веб-сайт в месяц. Далее переходим к затратной части создания веб-сайта.

Расходы, связанные с веб-сайтом, содержат:

1. разовые затраты на создание веб-сайта;

2. текущие технические расходы на поддержку сайта;

3. текущие расходы на обновление и продвижение сайта.

Очевидно, что сайт является окупаемым, если месячный доход от него больше расходов на его содержание. Такую разницу можно назвать «чистым доходом сайта». Названное соотношение следует анализировать в первую очередь, причем, очень внимательно следует отнестись к тому, что расходы на обновление и продвижение увеличивают поток посетителей сайта. Это, в свою очередь, умножает эффект от сайта — каждый дополнительный посетитель сайта, по законам рекламы, стоит для владельцев сайта дороже предыдущего. Поэтому необходимо выбирать оптимальный баланс вложения/посещаемость.

Здесь мы подошли к понятию срока окупаемости сайта. Как известно, это дата, когда сумма чистого дохода от сайта перекроет затраты на его создание. Для упрощения расчетов, здесь не использовалось приведение этих сумм к значениям, вычисленным на основании процентных ставок и т.п. Возьмем простую сумму чистого дохода сайта: «срок окупаемости в месяцах = сумма разовых затрат на создание сайта / чистый доход сайта в месяц».

Какие сроки окупаемости вложений в проекты можно считать приемлемыми? На этот вопрос в разных отраслях и компаниях отвечают по-разному: например, в строительстве это может быть 3-7 лет, в производстве — 2-4 года, в ИТ-секторе — 1-2 года.

В качестве примера рассмотрим анализ инвестиций в сайт фирмы «А», работающей на территории Алтайского края, которая описывается следующими условиями (актуальность цен - 2004 г.):

1. штат — 30 человек;

2. месячная выручка 1,5 млн. рублей;

3. фирма производит товар и поставляет его в свой регион (20%), близлежащие регионы (60%) и дальние регионы (20%);

4. сайт может увеличить продажи в дальние регионы на 50%, в близлежащие регионы — на 20% и «ближние» продажи — на 5%;

5. компания готова платить посредникам 3% цены товара за увеличение продаж на те же величины;

6. цена привлечения внимания потенциального клиента — 20 рублей;

7. планируемая посещаемость сайта — 1500 посетителей в месяц, из них 800 — уникальных «отраслевиков»;

8. экономический эффект от оптимизации процесса продаж 1000 руб./мес.;

9. экономический эффект от оптимизации кадровой работы 300 руб./мес.;

10. экономический эффект от оптимизации процесса информационной поддержки покупателей 2000 руб./мес.;

11. экономический эффект от экономии на других рекламных средствах 700 руб./мес.;

12. затраты на разработку веб-сайта 35000 руб.;

13. техническое содержание 350 руб./мес.;

14. затраты на продвижение сайта и обновление информации 3000 руб./мес.

Расчет: Эффект от увеличения продаж (экономим на посредниках) = ((1500000 × 20%*50%)+(1500000 × 60%*20%)+(1500000 × 20%*5%)) * 3% = 10350 руб./мес.

Или цена привлечения внимания = (20 руб. * 800 посетителей * 1) = 16000 руб./мес. Усредненное значение из 2-х методов расчета = (10350+16000)/2 = 13175 руб. Сумма других эффектов = 4000 руб./мес.

Месячный эффект сайта 17175 руб. Чистый доход сайта = 17175 — 3000 — 350 = 13825 руб. в месяц Срок окупаемости сайта = 35000 / 13825 = 2,53 месяца.

Как видно из этого примера, компания таких размеров получает значительный экономический эффект и довольно быстро возвращает вложенные деньги . В то же время, не окупаемый сайт — это ошибка, заложенная на этапе проектирования, и результат неверно построенной бизнес-модели. Гарантом окупаемости вложений может быть только профессионализм разработчика и заказчика в оценке экономического эффекта сайта. При этом разработчик играет важную роль, поскольку многие эффекты от работы веб-сайта предсказать может только он. Выбирая разработчика, следует убедиться в его профессионализме и обратить отдельное внимание на его заинтересованность в том, чтобы ресурс, в который будут вложены инвестиции, мог приносить прибыль. Именно это поможет наладить и поддерживать постоянное и взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, основные выводы следующие:

  • окупаемость сайта можно спрогнозировать и подсчитать;
  • перед принятием решения о разработке сайта необходимо посчитать его экономическую эффективность и окупаемость;
  • разработчик сайта должен быть компетентен в экономических вопросах веб-ресурсов и должен относиться к клиенту как к надежному и долгосрочному партнеру, даже если заказ носит разовый характер.

Задача 1

Предприятие планирует инвестировать свободные денежные средства в размере 150 тыс. грн. на 4 года. Определить наиболее эффективный вариант размещения средств на депозитный счет банка из нескольких альтернативных. По первому варианту планируется ежегодное начисление сложных процентов по ставке 18%, по второму варианту – ежемесячное начисление сложных процентов по ставке 14%, по третьему варианту – ежегодное начисление простых процентов по ставке 24%.

Для принятия решения о выборе наиболее эффективного варианта размещения средств необходимо оценить будущую стоимость инвестированных средств.

При использовании сложного процента полученный доход периодически добавляется к сумме начального вложения, то есть процент исчисляется также из накопленной суммы процентных платежей. При этом для оценки будущей стоимости инвестированных средств используется формула:

(1+i) n

По первому варианту предполагается ежегодное начисление сложных процентов по ставке 18% на сумму 150 000 грн., (PV =150000 грн., i=18%, n = 4 года).

(1+0,18) 4 = 290 816,7 грн.

В случае, если предполагается выплата процентов несколько раз в год (ежедневно, ежемесячно, поквартально, раз в полугодие), будущую стоимость инвестированных средств можно определить по формуле:


(1+i/m) n * m

где m – количество начислений за год, ед.

По второму вариантуPV =150000 грн., i=14%, n= 4 года, m=12.

(1+0,14/12) 4*12 = 261 751,0 грн.

Использование простого процента предполагает наращивание капитала только с суммы начальных инвестиций в течение всего срока вложения. Для оценки будущей стоимости инвестированных средств (FV) воспользуемся формулой:

(1+ i n),

где FV – будущая стоимость инвестированных средств, грн.,

PV – сумма денежных средств, инвестированных в начальный период, грн.,

i – ставка процента, коэф.,

n– срок вложения денежных средств.

В третьем варианте предполагается ежегодное начисление простых процентов по ставке 24% на сумму 150 000 грн., PV =150000 грн., i=24%, n= 4 года.

(1+ 0,24 4) = 294 000 грн.

Наиболее эффективным вариантом вложения денежных средств является тот, по которому величина будущей стоимости денежных средств максимальна. Максимальная величина будущей стоимости денежных средств достигается при вложении средств под 24% годовых при ежегодном начислении простых процентов.

Ответ: 294 000 грн. под 24% годовых при ежегодном начислении простых процентов.


Задача 2

Промышленное предприятие планирует через три года приобретение нового оборудования. Ожидается, что будущая стоимость составит 900 тыс. грн. Необходимо определить, какую сумму средств требуется поместить на депозитный счет банка, чтобы через три года получить достаточную сумму средств, если ставка по депозитным счетам установлена в размере 17% с ежемесячным начислением процентов или 21% с начислением сложных процентов один раз в год.

Для определения суммы средств, которую необходимо поместить на депозитный счет банка, с тем, чтобы получить по истечении установленного срока необходимую сумму, требуется оценить текущую стоимость будущих денежных потоков (PV).

Показатель текущей стоимости рассчитывается по формуле:

где FV – будущая стоимость денежных средств,

i – дисконтная ставка, коэф.,

n – период расчета, лет.

PVIF i , n – фактор (множитель) текущей стоимости, стандартные значения которого представлены в таблице значений фактора текущей стоимости.

Используем эту формулу для расчета варианта с начислением сложных процентов один раз в год, FV = 900000 грн, i=21%, n= 3 года.

508 026, 5 грн

Таким образом, на депозитный счет банка необходимо разместить 508 026,5 грн., чтобы при данных условиях через три года получить 900 000 грн.

Если начисление процентов планируется более одного раза в год, то расчет проводят по формуле:

где m – количество начислений за год.

PV =900 000 грн. I =17% N = 3 года M =12

542 383,6 грн.

Таким образом, на депозитный счет в банке необходимо разместить 542 383,6 грн, чтобы при этих условиях через три года получить 900 000 грн.

Наиболее эффективным для предприятия является вложение меньшей суммы средств, то есть 508 026,5 грн. под 21% сложных процентов в год.

Ответ: 508 026,5 грн под 21% сложных процентов в год.

Задача 3

Предприятие планирует приобретение промышленного оборудования, при этом первоначальные затраты оцениваются в размере 600 тыс. грн. В течение первого года планируется инвестировать дополнительно 230 тыс. грн. (в прирост оборотного капитала). Денежный поток планируется в размере 115 тыс. грн. в год. Ликвидационная стоимость оборудования через 10 лет составит 100 тыс. грн. Необходимо определить текущую стоимость денежных потоков ежегодно и экономический эффект в результате реализации данных инвестиций, если проектная дисконтная ставка составляет 10%. Результаты расчетов оформить в виде таблицы.


Составим схему инвестиционного процесса


– ,

где Э – экономический эффект,

- общая сумма дисконтированных денежных притоков за все периоды времени, – общая сумма дисконтированных инвестиций за все периоды времени,

n – общий период реализации проекта,

- годовые денежные поступления в год k

k – год получения притока

m – год осуществления инвестиций


Периоды времени, лет Денежный поток, тыс. грн. Дисконтированная стоимость, тыс. грн.
0 – 600 – 600
1 115 104,55 (– 209,3)
2 115 95,04
3 115 86,40
4 115 78,55
5 115 71,41
6 115 64,91
7 115 59,01
8 115 53,65
9 115 48,77
10 115+110 44,34 +42,47
- 60,2

По результатам вычислений общая сумма дисконтированных денежных притоков за все периоды времени составляет 706,63 тыс. грн., величина инвестиционных затрат равна 809,3 тыс. грн

Проект можно принять, если в результате его реализации предприятие получит положительный экономический эффект. В нашем случае Э = -60,2 тыс. грн. Экономический эффект отрицательный.

Задача 4

В таблице представлены денежные потоки за пять лет реализации инвестиционного проекта. Определить экономическую целесообразность реализации данного проекта капитальных вложений, рассчитав текущую стоимость проекта и экономический эффект от его реализации. Проектная дисконтная ставка составляет 15%.


Экономический эффект от реализации инвестиций представляет собой разность между общей суммой дисконтированных чистых денежных притоков за все периоды времени и величиной инвестиционных затрат. Вычисляется по формуле:

– ,

где Э – экономический эффект,n – общий период реализации проекта,

I– величина инвестиционных затрат.

- годовые денежные поступления в год k

Чаще всего руководители воспринимают эффективность от внедрения CRM на уровне здравого смысла. Действительно, важность таких эффектов, как рост продуктивности продаж, удовлетворенности и удержания клиентов понятны даже не специалисту. Сложности с оценкой появляются при попытке точной оценки отношения вложенных инвестиций на полученную отдачу (Return on investments, ROI), поскольку не существует конкретной универсальной формулы для такой оценки.

Сегодня уже многие понимают, что эффективность информационной системы определяется ее наполнением и качеством реализации — «правильностью» структур и процессов и т.д. Говоря по-другому, результат внедрения CRM определяется качеством бизнес-модели. В то же время на практике внедрение CRM зачастую реализуется сугубо как автоматизация имеющихся процессов при имеющемся персонале. Если имеющееся качество бизнес-модели при этом устраивает, то такой подход вполне осознан. В этом случае можно говорить о таких эффектах от внедрения, как рост производительности персонала, повышение скорости обслуживания, исключение потерь и дублирования информации. Здесь оценивается отдача от затрат на покупку прикладной CRM-системы и ее внедрение в соответствии с существующими процессами. Поэтому можно сказать, что при внедрении CRM как программного продукта, автоматизации процессов на его основе, компании получают прямые эффекты категории снижения затрат и некоторые косвенные эффекты, получаемые через поддержку существующей бизнес-модели.

В комплексном проекте по реализации клиент-ориентированной стратегии и созданию системы продаж можно получить значительно большее число эффектов — как эффекты категории снижения затрат, так и эффекты другого порядка .

Различные источники (META Group, Gartner Group, ISM и др.) выделяют следующие основные категории эффектов от внедрения CRM:

Данная квалификация довольно наглядна и показывает основные категории получаемых эффектов. Однако она не учитывает такие (на первый взгляд, неявные) эффекты, как снижение рисков. Например, в бизнесе существует выражение «победитель получает все». На некоторых рынках утеря конкурентного положения может стать фатальной и речь в этом случае уже не идет только о простом приросте дохода. Поэтому для полноты классификации будем говорить и об эффектах снижения (или увеличения) рисков от внедрения CRM.

Различаются природа и возможность прямой оценки получаемого эффекта. С этой точки зрения нас будут интересовать категории прямых экономических эффектов и косвенных экономических эффектов.

Итак, разделим экономические эффекты на три условные категории:

1) прямые экономические эффекты;

2) косвенные экономические эффекты;

3) эффекты снижения рисков.

Прямые экономические эффекты

К данной категории можно отнести эффекты прямого действия, которые влияют на доходность компании. В таблице, приведенной ниже, описаны изменения, проводимые в рамках проекта по реализации клиент-ориентированной стратегии и созданию системы продаж и получаемые краткосрочные и долгосрочные экономические эффекты.

Состояние до внедрения

Изменения

Краткосрочные эффекты после внедрения

Долгосрочные эффекты после внедрения

Единая база клиентов не ведется. Возможности сегментации по разным показателям (в том числе динамическим) отсутствуют

Сегментация клиентов

  • Рост продаж за счет фокусировки на доходных/прибыльных клиентах
  • Повышение доходов компании за счет выявления наиболее прибыльных сегментов и предложения им лучшей потребительской ценности
  • Повышение доходов компании за счет кросс-продаж
  • Продвижение продуктов ведется без анализа эффективности взаимодействий по цепочке

  • Снижение издержек в каналах и цепочках продвижения
  • Повышение доходов компании за счет выбора оптимального канала в соотношении ценность для нас и ценность для клиента / стоимость
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности участников каналов продвижения
  • Функциональная структура организации, нет ответственных за отношения с клиентами

  • Повышение качества обслуживания клиентов
  • за счет возможности управления отношениями
  • Повышение доходов компании за счет повышения качества обслуживания и оптимизации орг. структуры
  • Система мотивации персонала не ориентирована на цели клиентской стратегии компании.

  • Повышение производительности персонала
  • Повышение доходов компании за счет увеличения кросс-продаж, увеличения жизненного цикла клиента или достижения других целей в зависимости от выбранной стратегии
  • Персонал не обеспечен информационными средствами и не обучен взаимодействию с клиентами

    Подготовка персонала

  • Повышение удовлетворенности клиентов
  • Данные о клиентах не систематизированы, у сотрудников нет возможности доступа к базе знаний

  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Улучшение информационной поддержки процессов
  • Повышение удовлетворенности клиентов
  • Повышение удовлетворенности персонала
  • Нет инструментов для планирования и прогнозирования продаж

  • Повышение выхода (доходности) текущих продаж
  • Улучшение качества управления
  • Повышение доходов компании за счет возможности более своевременных и качественных управляющих воздействий
  • Управленческие решения принимаются без учета показателей по работе с клиентами

  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Повышение удовлетворенности клиентов за счет нацеленности процессов и их результатов на улучшение работы с клиентами
  • Нет инструментов для управления процессами

  • Повышение эффективности продаж
  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Повышение доходов компании за счет увеличения процента успешных сделок
  • Обработка контактов и заявок ведется вручную

  • Повышение производительности сотрудников
  • Повышение доходов компании за счет снижения издержек на операции
  • Повышение доходов компании за счет возможности увеличения количества обслуживаемых потенциальных и текущих клиентов (например, через организацию активных продаж)
  • Сотрудники и клиенты имеют слабое представление о состоянии исполнения заказов

    Автоматизация процесса исполнения заказов

  • Сокращение времени исполнения заказов
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности клиентов
  • Сотрудники получают информацию из разрозненных источников и тратят значительные усилия на ее получение

    Ведение единой базы данных по текущим и потенциальным клиентам

  • Сокращение времени на поиск новых потенциальных клиентов
  • Сокращение времени на поиск информации по клиентам
  • Повышение доходов за счет возможности обслуживания большего количества клиентов
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности сотрудников
  • Косвенные экономические эффекты

    Например, к таким относится рост стоимости акций на бирже в результате повышения прозрачности процессов, повышения управляемости, что важно для привлечения интереса сторонних акционеров. Возможные эффекты подобного рода представлены на рисунке ниже.

    Снижение рисков

    В таблице, приведенной ниже, описаны основные риски, снижению которых способствует внедрение CRM-системы.

    Изменения

    Риски, появление которых снижается

    Сегментация клиентов

    Риск потери наиболее доходных/прибыльных клиентов

    Выбор каналов и оптимальной цепочки продвижения

    Риск ухудшения отношений с партнерами, риск недонесения потребительской ценности до клиентов

    Оптимизация организационной структуры

    Риск снижения гибкости организации, риск ухудшения отношений с клиентами

    Создание новой системы мотивации персонала

    Риск деятельности персонала в противовес общим целям компании

    Подготовка персонала

    Риск снижения мотивации персонала, риск ухудшения отношений с клиентами

    Создание единой базы данных, базы знаний

    Риск ухудшения отношений с клиентами

    Планирование и прогнозирование продаж

    Риск невыполнения планов по доходам и/или рентабельности

    Управление по клиентским показателям

    Риск потери конкурентоспособности

    Автоматизация бизнес-процессов

    Риск снижения производительности, эффективности процессов

    Автоматизация обработки контактов и запросов, создание системы самообслуживания

    При этом внедрение CRM может привести и к появлению новых рисков, таких как снижение продуктивности сотрудников на начальном этапе эксплуатации системы, неприятие системы рядом сотрудников.

    Оценка эффекта от внедрения CRM

    Основные подходы к оценке экономического эффекта от внедрения CRM

    Очевидно, что достижение всех показателей эффективности, приведенных выше, в рамках отдельного проекта невозможно в силу ограниченности ресурсов (временных, финансовых и других). Поэтому проект внедрения CRM должен включать этап постановки целей. Цели проекта логичным образом должны быть связаны со стратегическими целями предприятия. В частности используя систему сбалансированных показателей (ССП) можно произвести декомпозицию общих целей на цели «нижних» уровней — клиентского, операционного, персонала и технологий.

    Для оценки эффекта от внедрения CRM может быть использован метод анализа нескольких ключевых показателей до и после (а также в ходе) изменений. Это те измерения, в разрезе которых компания будет в дальнейшем оценивать эффективность своих отношений с клиентами. Некоторые из этих показателей могут быть определены большинством компаний еще до начала проекта. Выбирается несколько характерных для компании показателей, например:

    • процент отклика потенциальных клиентов на маркетинговые обращения (реакция аудитории);
    • прирост новых клиентов (норма возврата);
    • стоимость покупки;
    • доля успешных сделок;
    • длительность цикла продаж;
    • среднее время решения типовых проблем сервисной службой и т.д.

    Показатели обычно объединяются по группам бизнес-процессов или подсистемам CRM.

    Парадокс ситуации заключается в том, что для формализованной оценки эффективности внедрения CRM нужны нефинансовые данные из периодов до внедрения CRM-системы, а этих данных не бывает в распоряжении, так как для их сбора нужна… CRM-система. Да, можно оценить сухой остаток — рост доходов компании в разные периоды времени, но вызван ли он внедрением CRM-системы? Для ответа на этот вопрос надо уметь анализировать структуру клиентской базы, эффективность работы менеджеров, рост лояльности клиентской базы и многое другое, что можно делать с помощью самой CRM-системы. Поэтому для получения обоснованной оценки выбранные показатели (как в натуральной, так и стоимостной форме) отслеживаются уже по мере реорганизации соответствующих процессов и внедрения компонентов информационной системы. Можно сопоставлять денежное выражение эффектов от реорганизации и соответствующих расходов для оценки срока окупаемости инвестиций в CRM.

    Другая проблема в оценке эффективности: те или иные экономические эффекты от внедрения CRM-системы для каждой конкретной компании могут сказываться по-своему. Не имея готовых инструментов, многие дают приблизительные оценки со значительным разбросом, например «процент удержания клиентов увеличился на 5-10%, что дало прирост прибыли на 20-30%, автоматизация массы ручных операций почти удвоила производительность персонала» и другие подобные. Такие оценки, взятые из практики, конечно, также представляют ценность.

    Как же оценить эффекты от возможного внедрения CRM еще до начала проекта? Это можно сделать на основе конкретной реализуемой модели бизнеса. По сути, эта модель должна быть разработана на ранних этапах проекта внедрения CRM, а позже она уже служит в качестве образца, который верифицирует достижение заложенных в ней показателей. Вопросы построения и формализации такой модели выходят за рамки данной статьи. Здесь рассмотрим некоторые примеры.

    5.2. Пример оценки прямого экономического эффекта, получаемого за счет роста производительности сотрудников.

    Возьмем департамент продаж крупной компании. Расходы на продажи складываются из двух составляющих:

    • постоянные расходы (заработная плата, содержание офиса, административные расходы и другие);
    • переменные расходы (премии, командировочные расходы, связь, расходные материалы и другие).

    Предположим, что существует следующая текущая структура расходов и доходов департамента (за год):

    Предположим, что за счет внедрения достигнут рост производительности в 15% за год. Это означает, что у сотрудников департамента продаж появилось на 15% больше времени на выполнение своих обязанностей — продажи, которое они могут потратить на привлечение новых клиентов. Предположим, что это ведет к росту доходов на пропорциональную величину, 15%. При этом переменная часть расходов вырастет, а постоянная часть расходов возрастет незначительно. В итоге имеем следующие показатели отдела после повышения производительности сотрудников:

    Показатель

    Стало, Млн. $

    Переменные расходы

    Постоянные расходы

    Прибыль отдела

    Таким образом, прямой экономический эффект от роста производительности сотрудников: 15 млн. долл. при росте прибыли на 30%.

    Пример оценки косвенного экономического эффекта, получаемого за счет повышения лояльности клиентов.

    Для компаний, действующих в условиях ограниченности и высокой стоимости финансовых ресурсов, клиентская стратегия заключается в увеличении продуктивности взаимодействия с наиболее выгодными из имеющихся клиентов. Соответственно, предположим, что в компании поставлена цель — увеличить объем продаж, несмотря на стагнацию рынка. Для этого определяем, что нужно увеличить среднюю доходность клиентов на 10% в течение одного года. Для этого необходимо добиться роста показателя удержания клиентов. Производится сегментация, анализ клиентской базы и создается модель бизнеса, которая бы поддерживала достижение данных показателей на всех уровнях компании: операционном, технологическом, в части подготовки персонала и других.

    Выделим два сегмента и их показатели:

    Сегмент

    Количество клиентов

    Затраты на привлечение одного клиента,
    тыс. $

    Общая прибыль за год, млн. $

    Среднее LTV, тыс. $

    Среднее LTP, тыс. $

    Крупные компании с оборотом свыше 100 млн. $

    Средние компании с оборотом от 10 до 100 млн. $

    Здесь LTV/LTP (Lifetime Value, Lifetime Profit) — «пожизненная» ценность (клиента) — доход/прибыль, приносимые клиентом в течение периода (жизненного цикла) его покупательной активности. Данные показатели определяются следующим образом:

    LTV = (Продолжительность отношений /Средний промежуток времени между покупками) ´ Средняя стоимость покупки;

    LTP = (Продолжительность отношений /Средний промежуток времени между покупками) ´ Средняя прибыльность покупки.

    1) Для крупных компаний без увеличения удержания клиентов общее LTV сегмента = 20 × ((24 мес./12 мес.) × 100 тыс. долл.) × 1,2= 4800 тыс. долл.

    2) Для крупных компаний при увеличении удержания клиентов общее LTV сегмента = 20 × (((24 мес. × 1,1)/12 мес.) × 100 тыс. долл.) × 1,2= 5280 тыс. долл.

    Таким образом, ожидаемый эффект от мероприятий по улучшению показателей удержания клиентов в рамках CRM-проекта на сегменте средних компаний: прирост дохода в 4,8 млн долл., достигаемый через два года. Очевидно, что это не прибыль, поскольку в рамках проекта возникнут расходы в зависимости от конкретных мер в рамках проекта, но эта цифра позволит нам определить, сколько мы можем потратить на меры по увеличению удержания клиентов (включая внедрение CRM-системы) данного сегмента в течение 2-х лет. Если мы рассчитаем экономические эффекты на более продолжительных сроках, то сможем увидеть, что даже увеличение удержания на 5% способно дать прирост прибыли около 50% через 5 лет.

    Важность методологии и инструментария CRM состоит также в том, что с его помощью мы можем оперативно отслеживать достижение установленных целей на промежуточных этапах и принимать обоснованные управленческие решения для своевременной корректировки развития компании.

    Как видим из показателей LTV/LTP, роста доходов и прибыли сегментов можно достигать не только за счет увеличения продолжительности жизненного цикла. Это также возможно за счет сокращения среднего времени между покупками (например, за счет организации кросс-продаж), а также за счет увеличения стоимости (прибыли) отдельных покупок (например, за счет создания дополнительных потребительских ценностей).

    Можно также сопоставить эффекты роста производительности труда, рассмотренные в первом примере и эффекты повышения доходности имеющейся клиентской базы, рассмотренные во втором примере и понять, что совокупный эффект может быть еще более значительным.

    Здесь мы рассмотрели примеры оценки двух эффектов от создания системы продаж на основе CRM-методологии. Как было показано ранее, таких эффектов может быть намного больше. Как видим, эффекты от внедрения CRM имеют многосторонний и комплексный характер и не существует универсальных формул расчета возврата инвестиций. Однако большая часть эффектов поддается примерной количественной оценке на основе предварительно разработанной модели бизнеса, которая должна строиться в рамках проекта по реализации клиент-ориентированной стратегии и внедрения CRM-системы.

    Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий проводится для того, чтобы определить целесообразность финансирования определенного проекта, суть которого заключается в получении прибыли.

    Виды экономического эффекта

    Предполагает вложение капитала с целью генерирования дополнительной прибыли для достижения Во втором случае экономический эффект не может быть рассчитан, поскольку социальный эффект не предполагает получение прибыли.

    Экономический эффект может быть положительным и отрицательным. Для достижения положительного эффекта достаточно получить прибыль. Другими словами, размер доходов инвестора должен быть выше, чем сумма инвестиционного вложения. Такой эффект называется прибыль. Второй способ получить положительный эффект заключается не в инвестициях, которые увеличивают объем доходов, а в экономии издержек на производство. Наиболее выгодный способ получить положительный эффект - увеличение доходов и снижение производственных затрат.

    Отрицательный положительный эффект достигается тогда, когда затраты на предложенное мероприятие превышают доходы. В таком случае экономический эффект будет называться убытком.

    Методика расчета экономического эффекта

    Классическая формула, по которой можно рассчитать экономический эффект выглядит следующим образом:

    Еф = Д - З * К, где

    Еф - экономический эффект;

    Д - доходы или экономия от проведения мероприятий;

    З - затраты на проведение мероприятий;

    К - нормативный коэффициент.

    Нормативный коэффициент

    Помимо понятия «экономический эффект» существует другой термин, которым пользуются для определения целесообразности вложения инвестиций. Это экономическая эффективность. Для нее так же необходим нормативный коэффициент. Он показывает минимально допустимую эффективность инвестиционного проекта, которая должна достигаться для государства и общества.

    Нормативный коэффициент -- это константа. Его значение изменяется в зависимости от отрасли, в которой он применяется. Значение этого индекса колеблется от 0,1 до 0,33. Самое высокое значение параметра - в химической отрасли, а самое низкое - в транспортной. В индустриальном секторе нормативный коэффициент составляет 0,16; в сфере торговли - 0,25.

    Целесообразность расчета экономического эффекта от предложенных мероприятий

    Экономический эффект может быть рассчитан за любой период времени. Это зависит от того, на какой срок рассчитаны мероприятия. Расчет годового экономического эффекта проводится в тех случаях, когда мероприятия, требующие вложений, проводятся или могут проводиться в течение года. В качестве примера можно привести выплату премий работникам за повышение объемов продаж по месяцам. Таким образом, нет лучшего способа понять целесообразность премирования, как рассчитать экономический эффект за год. Формула расчета экономического эффекта от предложенных мероприятий в этом случае будет выглядеть следующим образом:

    Ег = (Д1 - Д0) * З * К, где

    • Ег - годовой эффект;
    • Д1 - доход после проведения мероприятий;
    • Д2 - доход до проведения мероприятий;
    • З - затраты;
    • К - нормативный коэффициент.

    Пример

    Для того чтобы более наглядно разобрать, как определяется целесообразность инвестиционного проекта, необходимо рассмотреть пример расчета экономического эффекта.

    Предприятие занимается изготовлением и реализацией мебели. Руководство приняло решение выдавать премии сотрудникам, если те смогут повысить качество продукции. По итогам проведенных мероприятий по улучшению качества товара компания смогла заработать 100 тысяч долларов, что на 15 тысяч больше, чем до внедрения мероприятий. Инвестировано было 8 тысяч долларов, а нормативный коэффициент составляет 0,25. Соответственно, экономический эффект рассчитывается следующим образом:

    Еф = 15 - 0,25 * 8 = 13.

    Долгосрочные инвестиции

    В тех случаях, когда инвестирование будет проводиться в течение длительного периода времени, показатель экономического эффекта не сможет отобразить целесообразность финансирования. Надо всегда принимать во внимание альтернативные издержки. Они появляются в том случае, когда инвестор делает тот или иной выбор при наличии другой альтернативы. В этой ситуации альтернативными издержками считается неполученная прибыль, которую мог бы заработать предприниматель, если бы он выбрал другой вариант инвестиции своих средств.

    Всегда существует минимум один альтернативный вариант вложения средств, и его необходимо учитывать для того, чтобы получить более полную картину при расчете экономического эффекта от предложенных мероприятий. Этой альтернативой является банковский депозит. В таком случае необходимо учитывать процент депозита и дисконтировать доходы и затраты.

    В этой ситуации в качестве экономического эффекта будет выступать показатель чистой Однако, если при расчете классического экономического эффекта калькуляционный процент не учитывался, а положительный эффект достигался в том случае, когда доходы превышали затраты, то в случае чистой текущей стоимости даже ее отрицательное значение может говорить о том, что затраты превышают издержки.

    Все дело в том, что не всегда отрицательное значение чистой текущей стоимости означает превышение расходов над доходами. Если в расчет заложить калькуляционный процент, к примеру, 5%, то положительная стоимость означает, что рентабельность инвестиции составляет более 5%. Если же ЧТС равно 0, то инвестиция рентабельная ровно на 5%.

    Чтобы понять, насколько рентабельны предложенные мероприятия, когда меньше нуля, необходимо рассчитать внутренний процент. Положительное значение показывает рентабельность проекта, а отрицательное -- его убыточность. Если внутренний процент равен 2 при калькуляционной ставке 5 %, то инвестиции окупились на 2 процента, но при альтернативном использовании этих средств они могли бы принести на 3 % больше. Таким образом, в отличие от коэффициента экономической эффективности является более подходящим решением для расчета финансирования мероприятий по улучшению предприятия, рассчитанных на длительный срок.