Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Рлс общего обнаружения мр 302 рубка. Польские «десантники» для советской морской пехоты

Ко второй половине 1960-х гг. находившиеся в боевом составе ВМФ СССР средние десантные корабли (СДК) польской постройки проектов 770, 771 и 773 уже перестали полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым военно-морским командованием к морским десантным силам, и не могли с достаточной степенью эффективности обеспечивать проведение советским флотом морских десантных операций – в том возросшем объеме, который уже требовался. Фактически, СДК указанных типов уже не могли обеспечивать транспортировку морем и высадку на необорудованное или оборудованное побережье роты морской пехоты в полном составе с личным оружием и средствами усиления, что требовалось, согласно тогдашней концепции проведения морских десантных операций ВМФ СССР. На повестке дня самым серьезнейшим образом встал вопрос о необходимости создания среднего десантного корабля нового типа, можно даже сказать нового для поколения того времени.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКУ ПОРУЧАЮТ СОЮЗНИКАМ

Учитывая возникший дисбаланс в корабельном составе морских десантных сил советского Военно-Морского флота, по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Сергея Горшкова в 1968 г. промышленности было выдано тактико-техническое задание на проектирование нового среднего десантного корабля, которому присвоили номер проекта 775.

Из-за чрезвычайно высокой загруженности отечественных конструкторских бюро, в том числе занятых БДК проекта 1174 () и десантными катерами и кораблями на воздушной подушке, а также по причине настоятельной необходимости упрочения военно-технического и экономического сотрудничества со странами – членами Организации варшавского договора (напомним, что с нашими союзниками по соцлагерю тогда существовала программа разделения отдельных программ с целью более равномерного промышленного и экономического развития всех стран), было принято принципиальное решение поручить выполнение проектных работ по СДК проекта 775 польским специалистам. Главным конструктором проекта был назначен польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдающим от ВМФ СССР определен капитан 1 ранга Б.М. Моложожников (его впоследствии сменил гражданский специалист М.И.Рыбников), а старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин.

Однако уже в процессе проектирования корабля командование ВМФ СССР приняло решение отказаться от самой концепции среднего десантного корабля – для транспортировки более тяжелой техники, появившейся на вооружении морской пехоты и для большего количества личного состава (до усиленного полубатальона морской пехоты включительно) требовались корабли большего водоизмещения. В результате было решено переклассифицировать десантные корабли проекта 775 из средних в большие десантные корабли второго ранга, с одновременным существенным увеличением водоизмещения.

Для серийной постройки БДК проекта 775 был выбран судостроительный завод «Stocznia Polnocna» (в переводе на русский «Северная верфь»; директор – инженер Б. Стандура), расположенный в городе Гданьск. Головной корабль, БДК-47 (строительный №1), был завершен постройкой в 1974 году. Первая серия строилась по проекту 775 и включала 12 кораблей, последний из которых был сдан заказчику в 1978 г. Следующим шагом была постройка второй серии кораблей – по несколько модифицированному проекту 775М (775.2), к которой относятся 16 кораблей – последний был сдан уже после распада Советского Союза, в 1992 году. На этих последних БДК были установлены новые РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, а начиная с третьего корабля серии – еще и другое артиллерийское вооружение, в составе одной 76-мм автоматической артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630 вместо ставившихся на корабли до того двух 57-мм артустановок АК-725 (ЗИФ-72), располагавшихся по одной в корме и в носовой частях корабля. Корабли вошли в боевой состав только ВМФ Советского Союза, однако впоследствии – в 1979 г. – один из БДК, входивший в состав группировки ВМФ СССР в Индийском океане (Индийской эскадры), был передан Йемену.

В системе классификации США/НАТО новые советские десантные корабли получили обозначение Ropucha («жаба»): Ropucha I class – для проекта 775 и Ropucha II class – для проекта 775М. В соответствии с планами военно-морского строительства, ВМФ СССР на смену большим десантным кораблям проекта 775/775М должен был получить новые БДК – проекта 778 (иногда также обозначается как «третья серия проекта 775»), разработка и серийная постройка которого были также поручены «польским товарищам». Главное отличие данных кораблей то, что они изначально были приспособлены для транспортировки новых советских основных боевых танков Т-80. Головной корабль нового типа, получивший имя «Контр-адмирал Грен», был заложен на стапеле польской судоверфи, но после распада Советского Союза наши «друзья» быстро избавились от наследия «советского режима»: в 1992-1993 гг. корабль был разрезан на металл. Кстати, в некоторых источниках также утверждается, что на судоверфи в Гданьске было заложено два корабля.

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Большие десантные корабли проекта 775/775М являются последним представителем советской эпохи кораблей данного класса и предназначены для транспортирования морем и высадки на необорудованное или оборудованное побережье с небольшим уклоном дна сил морского десанта (при оказании высаживающемуся десанту огневой поддержки), а также могут использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Высадка сил морского десанта производится через носовое устройство со сходней (на плав или на упор). Кроме того, корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Как правило, корабли проекта 775/775М действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но также могут с высокой эффективностью выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, без кораблей прикрытия.

БДК проекта 775/775М – это многопалубный плоскодонный десантный корабль океанской зоны, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По типу конструкции данный корабль соответствует коммерческим грузовым судам, выполненным по системе «Ro-Ro», то есть имеет грузовую – в данном случае танковую – палубу, проходящую по всей длине корабля, благодаря чему обеспечивается погрузка и выгрузка техники и грузов как с кормы, так и со стороны носовой части. Это обеспечивает данным десантным кораблям возможность осуществлять прием с оборудованного – порт, база, временный пункт базирования – или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой иной, подходящей по габаритам, военно-транспортной техники и личного состава десанта, а также позволяет выполнять прием из воды и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Как уже отмечалось, грузовая (танковая) палуба и, соответственно, грузовой (танковый) трюм с размерами: длина 95 м, ширина носовой части 6,5 м (первые 55 м длины палубы), ширина кормовой части 4,5 м, высота по диаметральной плоскости 4,0 м и площадью около 540-600 кв.м проходит по всей длине корпуса корабля и ограничивается в носовой и кормовой частях аппарелями, облегчающими погрузку/разгрузку и обеспечивающими высадку плавающей техники десанта на плав при волнении моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. В кормовой части корабля находится опускаемая аппарель, а в носовой – несколько сдвижных люков, позволяющих грузить технику в танковый трюм при помощи портовых кранов (они также используются и для вентиляции танкового трюма в том случае, если техника стоит с работающими двигателями).

Техника и грузы – масса последних составляет до 480 тонн – размещаются в танковом трюме, а личный состав подразделений морского десанта – в нескольких кубриках десанта (с трехярусным расположением мест отдыха) и четырехместных офицерских каютах (командный состав).

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 775/775М – дизельная, включает в свой состав два 16-цилиндровых дизельных двигателя «Zgoda-Sulzer Type 16ZVB 40/48» мощностью примерно по 10500 л.с., каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена на корабле эшелонно, в двух бортовых отсеках. Часть кораблей оборудована двумя вспомогательными винторулевыми колонками,

В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer 6A25» суммарной мощностью по 640 кВт каждый.

Силовая установка обеспечивает кораблю экономическую скорость до 12 узлов, при которой с учетом нормального запаса топлива на борту БДК проекта 775/775М может выполнять плавание на расстояние до 6000 миль (автономность корабля по запасам провизии достигает 30 суток – при экипаже 87 человек и десанте до 190 человек). Максимальная скорость, которую могут развить корабли проекта 775/775М – 17,5-17,8 узлов.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение кораблей проекта 775/775М различается в зависимости от серии и включает либо (на первых 15 кораблях) две спаренные 57-мм артустановки АК-725 (ЗИФ-72), установленные по одной в корме и в носовой части корабля, либо же (на всех остальных) – одну носовую 76-мм артустановку АК-176 и две кормовые, расположенные побортно, 30-мм шестиствольные автоматические артустановки АК-630.

Артустановки АК-725 сопрягались с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-103 «Барс» (в случае выхода ее из строя имелась возможность вести огонь, управляя артустановкой с выносного пульта управления с кольцевым прицелом), имели табличную баллистическую дальность стрельбы 8420 м и боезапас 1100 выстрелов на каждую из двух артустановок. Артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/176 является автоматической системой и включает в свой состав одноствольную установку А-221 закрытого типа с дистанционным и местным управлением и корабельную радиолокационную систему управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А». Наведение артустановки возможно:

Дистанционно-автоматически – при помощи электроследящего привода ЭСП-221 по данным от станции МР-123/176;

Полуавтоматически – с местного поста при помощи ЭСП-221;

Вручную – по визирам-дублерам ВД-221, установленным в самой башне артустановки.

Автоматические 30-мм артустановки АК-630/630М размещены в кормовой части корабля, по одной установке на борт. Боезапас – по 6000 выстрелов на каждую установку.

Ракетное вооружение кораблей данного семейства представлено двумя системами: комплектами ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (на корабле установлены четыре турельные установки на четыре ПЗРК каждая – суммарный боезапас 32 ЗУР), а также двумя выдвижными пусковыми установками МС-73 – каждая с 40 направляющими – из состава корабельного реактивного комплекса залпового огня А-215 «Град-М», предназначенного для стрельбы 122-мм неуправляемыми ракетами на дальность до 20 км. Боекомплект одной установки «Град-М» до 180 ракет, которые уложены в барабанные магазины и подаются наверх в пусковые установки двумя пакетами по 20 штук в каждом. Данные комплексы залпового огня устанавливались только на шести кораблях проекта 775 и всех кораблях проекта 775М.

Кроме того, корабли данного типа могут брать на борт мины в количестве до 92 штук взамен техники в танковый трюм. Постановка мин осуществляется с открытой аппарели вручную, с использованием только лебедок.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В качестве радиолокационных средств обнаружения воздушных и надводных целей – РЛС общего обнаружения – на кораблях проекта 775 была установлена станция МР-302 «Рубка», а на кораблях проекта 775М – более новая РЛС МР-352 «Позитив». Последняя закрывается радиопрозрачным обтекателем. Навигационные РЛС представлены двумя станциями «Дон-2» или двумя МР-212/201 «Вайгач-У». Для управления стрельбой артиллерийскими комплексами на кораблях стояли либо артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой МР-103 «Барс» (для 57-мм артустановки АК-725), либо корабельная радиолокационная система управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А» (для 76-мм артустановки АК-176 и 30-мм автоматов АК-630).

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

Большие десантные корабли проекта 775/775М, согласно спецификации, рассчитаны на использование в одном из следующих вариантов загрузки: либо 150 человек десанта и 10 основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 40 человек; либо 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажами 36 человек; либо подразделение в составе трех основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 12 человек, трех 120-мм минометов с расчетами, трех боевых машин с экипажами (командно-штабные машины), четырех автомобилей ЗиЛ-130, четырех автомобилей ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69 с водителями по штату. На корабле предусмотрено место для размещения до 190 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль.

Высадка сил десанта осуществляется при помощи носового десантного устройства, в состав которого входят носовые ворота и аппарель. При этом высадка сил десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2-3 град. – в зависимости от общей массы принятых на корабль грузов, при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. Кроме того, корабли проекта 775/775М обладают одной интересной особенностью, которую можно с успехом реализовать при высадке сил морского десанта или же при погрузке/выгрузке перевозимых морем различных грузов: благодаря наличию носовой аппарели и кормовых ворот, расположенных примерно на одном уровне, возможно соединение нескольких кораблей для создания «плавучего моста».

В свое время, будучи курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе, автору данного материала пришлось побывать в качестве «десантника» на борту одного из десантных кораблей данного семейства – на «Константине Ольшанском». Нашу группу «студентов», как обычно называют курсантов военно-морских училищ на флоте, разместили в одном из многоместных кубриков, предназначенных как раз для личного состава десанта. Должен признать, что находиться в таком помещении – а рассчитано оно на взвод морской пехоты – в течение длительного времени, хотя бы даже тех 30 суток, что указаны в тактико-технических элементах корабля как его автономность по запасам провизии, вещь «не для слабонервных». Кубрик – очень тесный, высота подволока – примерно 1,9-2,0 м, а места для отдыха десантников (для простых смертных – койки) расположены в три яруса на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Фактически места там хватало ровно на то, чтобы лечь на нее. Если над тобой спал достаточно «грузный» коллега, то пружинная сетка прогибалась едва ли до тебя самого. А уж подъем по тревоге представлял собой весьма забавное зрелище – не было ни разу, чтобы по тревоге кто-то из верхних товарищей не свалился на голову или иные части тела тем, кто спал на нижнем или втором снизу ярусе. В общем, после такого еще раз убеждаешься – в морской пехоте служат настоящие мужчины!

Балтийский фло т - оперативно-стратегическое объединение ВМФ России на Балтийском море. Входит в состав Западного военного округа, является основной учебно-испытательной базой ВМФ РФ.

Датой основания Балтийского флота считают 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу , захватив в устье реки Невы два шведских военных судна десяти пушечный бот «Гедан» («Щука») и восьми пушечная шнява «Астрильд» («Звезда»).

Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».

Задачи флота

· Обеспечение интересов России в регионе Балтийского моря

Основные пункты базирования - Балтийск (Калининградская обл.) и Кронштадт (Ленинградская обл.).


Алекса́ндр Миха́йлович Носа́тов (род. 27 марта 1963 года , Севастополь , СССР) — российский военачальник . Командующий Балтийским флотом с 17 сентября 2016 года, вице-адмирал (2014).


Флагман - эскадренный миноносец "Настойчивый" (тип "Современный", проекта 956 "Сарыч").

Схема общего вида ЭМ “ Настойчивый “

1 - 130-мм АУ АК-130; 2 - 45-мм салютная пушка; 3 - ПУ ЗРК «Ураган»; 4 - лазерный дальномер дальномерно-визирного устройства (ДВУ-2); 5 - телевизир ДВУ-2; 6 - ПУ ПКРК «Москит»; V - 30-мм АУ АК-630М; 8 - основной АП (активный канал) РАК «Минерал»; 9 - ходовая рубка; 10 - оптический перископический визир ходовой рубки; 11 - АП РАС СУАО «Лев»; 12 - АП радиопеленгатора «Румб»; 13 - АП РЛС СУАО «Вымпел»; 14 - АП РЛС «Волга» (в обеспечении одного АП, была установлена только на первых трех кораблях данного типа); 15 - АП СУ (радиопрожектор) ЗРК «Ураган»; 16 - АП РЛС «Фрегат-М»; 17 - АП комплекса «Старт»; 18 - АП РЛС «Вайгач» (в обеспечении трех АП); 19 - АП комплекса «Старт-2»; 20 - 533-мм ТА; 21 - АП (пассивный канал) РАК «Минерал»; 22 - устройство для передачи грузов на ходу «Струна»; 23 - укрытие (сдвижной ангар) для вертолета; 24 - вертолет Ка-27; 25 - прожектор; 26 - ВПП; 27 - РБУ-1000; 28 - ПУ СППП ПК-2; 29 - ПУ СППП ПК-10.

По данным из открытых источников, в апреле 2016 г. его состав насчитывал 2 дизельные подводные лодки и 55 надводных кораблей, в том числе:

  • 2 эскадренных миноносца проекта 956 "Сарыч",
  • 2 сторожевых корабля дальней морской зоны (фрегата) проекта 11540 "Ястреб",

ТТХ корабля пр. 11540

Водоизмещение, т: стандартное 3210 полное 4350

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8
Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД - суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000
Скорость хода наибольшая, узлов 30
Дальность плавания, мили: ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР
Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4x8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2x8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов - калибр 2x2 — 30-мм
Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1x1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60
Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6x1 - 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 1 х 12 - 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»
Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1
Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)

*4 сторожевых корабля ближней морской зоны (корвета) проекта 20380 "Стерегущий",

Основные характеристики корвета «Стерегущий»:

Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн.

Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров.

Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров.

Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах.

Автономность плавания по запасам провизии 15 суток.

Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

  • 4 малых ракетных корабля,

Основные ТТХ малого ракетного корабля пр. 1234.1:

Длина: 59,3 м Ширина: 11,8 м Осадка: 3,08 м
Водоизмещение: стандартное 640 т, полное 730 т
ЭУ: трехвальная, 3 дизеля М-507 (30000 л.с.), три винта фиксированного шага
Скорость: 34 узла
Дальность плавания: 3700 миль при скорости 12 узлов
Вооружение: 2 х 3 ПУ ПКР П-120 "Малахит", 1 x 2 ПУ ЗРК "Оса-МА" - 20 ракет 9М33,
1 76-мм АК-176 , 1 x 6 30-мм АК-630М , 2 ПУ помех ПК-16, 2 ПУ помех ПК-10
РЛС: РЛС обнаружения надводных целей "Титанит", навигационные РЛС "Дон", "Печора", "Миус". Система предупреждения о лазерном облучении "Спектр-Ф", комплекс РЭБ "Вымпел-Р2"
Экипаж: 64 человека
Автономность: 10 суток

  • 6 малых противолодочных кораблей,

Схема наружного вида МПК пр. 1331М:

1 — 76-мм АУ АК-176; 2 — 533-мм ТА ДТА-53-1331М; 3 — АП РЛС СУАО «Вымпел»; 4 — ПУ «Фаста-4М/2» ПЗРК; 5 — ПУ НУРС СППП ПК-16; 6 — обтекатель АП РЛС «Позитив»; 7 — АП станции РТР «Бизань-4Б»; 8 — АП РЛС «Дон-2»; 9 — АП радиопеленгатора; 10 — визирная колонка СУАО «Вымпел»; 11- ходовой мостик; 12 — ходовая рубка; 13 — РБУ-6000; 14 — 30-мм АУ АК-630М; 15 — обтекатель антенн ГАК «Платина-МС», станций «Штиль-2» и КМГ-12; 16 — спасательные плотики ПСН-6; 17 — лацпорт антенны ГАС «Рось-К»; 18 — минные рельсы 13*; 19 — шестивесельный ял.

*13 МПК пр. 1331М может принимать на борт 18 мин заграждения или 12 глубинных бомб ББ-1.

Основные ТТХ ракетного катера пр.12411:

Длина: 56,1 м
Ширина: 10,2 м
Осадка: 2,5 м
Водоизмещение: стандартное 436 т, полное 493 т
ЭУ: двухвальная дизель-газотурбинная, с совместной работой форсажных и маршевых двигателей, два дизеля М-510 (8000 л.с.), 2 ГТУ М70 (24000 л.с.)
Скорость: максимальная 41 узел, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 2400 миль на скорости 12 узлов, 400 миль полным ходом
Вооружение: 4 ПКР 3М-80 "Москит" ,

16 комплектов ПЗРК "Игла",

2 ПУ пассивных помех ПК-16,

ПУ пассивных помех ПК-10
РЛС: РЛС системы управления огнем "Вымпел" МР-123/176, РЛС обнаружения и целеуказания "Монолит", навигационная РЛС "Печора", система РЭБ "Вымпел-Р2"
Экипаж: 41 человек
Автономность: 10 суток
Серия: построено 36 ракетных катеров проекта 12411

· 5 базовых тральщиков,

Основные ТТХ базового тральщика пр. 1265:

Длина: 48,8 м
Ширина: 10,2 м
Осадка: 2,75 м
Водоизмещение: стандартное 401-427 т, полное 430-460 т
ЭУ: двухвальная, два дизеля ДР-210 (2200 л.с.)
Скорость: 14 узлов
Дальность плавания: 1700 миль на скорости 10 узлов, запас топлива 27 т
Вооружение:
на кораблях первых серий - 1 x 2 30-мм АК-230 ,

1 x 2 25-мм 2М-3М,

2 x 4 ПУ ПЗРК "Стрела", 5 мин
на последних кораблях проекта:

2 x 4 ПУ ПЗРК "Стрела-3", 5 мин
ГАС: ГАС миноискания МГ-89 "Серна", система звукоподводной связи МГ-35, эхолот НЕЛ-МЗБ
Тральное оборудование: акустический трал АТ-5, магнитный трал ПЕМТ-4, контактный трал БКТ-2, телеуправляемый аппарат обнаружения и уничтожения мин типа КИУ-1 или КИУ-2
РЛС: навигационная РЛС "Миус"
Экипаж: 31-46 человек
Автономность: 15 суток
Серия: построено больше 60 кораблей, к 2005 году в строю ВМФ России числилось 38 тральщиков проекта 1265

  • 9 рейдовых тральщиков,
  • 4 больших десантных корабля,

Основные характеристики БДК пр. 775

· Водоизмещение: 2900 т (порожнее), 3450 т (нормальное), 4400 т (полное)

· Длина: 112,5 м (наибольшая)

· Ширина: 15 м (наибольшая)

· Осадка: 3,7 м (при полном водоизмещении)

· Двигатели: 2 дизельных двигателя, 3 × дизель-генератора, 16 ZVB 40/48

· Мощность: 2 × 9600 л. с., 3 × 750 кВт

· Движитель: 2 × кормовые выдвижные ВРК, 2 × ВФШ

· Скорость хода: 17,5 узла (полная)

· Дальность плавания: 3500 миль (на 16 узлах), 6000 миль (на 12 узлах)

· Автономность плавания: 30 суток

· Экипаж: 87 человек (8 офицеров).

5.2 Вооружение

· Навигационное вооружение: НРЛС «Дон» или «Миус» или «Вайгач» или «Наяда»

· Радиолокационное вооружение: РЛСО НЦ и ВЦ МР-302 «Рубка» (пр. 775/II) или

· МР-352 «Позитив» (пр. 775/III), две РЛС МР-212/201

· Радиоэлектронное вооружение: СУО МР-103 «Барс» или МР-123/176 «Вымпел» (пр. 775/III), СУО ПС-73 «Гроза», 2 × 82 мм ПУ комплекса ПК-16 и комплекс РЭБ МП-405 «Старт» (пр. 775/III)

· Артиллерия: 2 × АК-725 или 1 × АК-176 (пр. 775/III)

· Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М (пр. 775/III)

· Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М» (всего - 320 НУРС),

· 2 × ПЗРК «Стрела-3» или «Игла».

Десантные возможности

БДК проекта 775 способны перевозить 10 танков и 225 десантников либо усиленную роту морских пехотинцев.

Масса грузового отсека - до 480 т, его размеры - 95×4,5×4,5 м.

Жилые места для десантников располагаются в 4-местных офицерских каютах и в кубриках.

2 малых десантных корабля на воздушной подушке

Технические характеристики МДКВП «Зубр»:

Водоизмещение - 555 тонн;
Длина - 57,3 м;
Ширина - 25,6 м;
Высота - 21,9 м (наибольшая по ВП)
Осадка - 1,5 м;
Силовая установка - 5 ГТД М-71, мощностью в 10 000 л.с. каждый
Скорость максимальная - 60 узлов (111,12 км/ч);
Дальность плавания на скорости 55 узлов - 300 миль, на той же скорости без груза - 1000 миль;
Экипаж: 31 человек (командный состав - 4, личный состав - 27);
Вооружение: ракетная установка 140 мм - МС-227 «Огонь» - 2 шт; артиллерийский комплекс 6х30-мм АК-630М - 2 шт., зенитно-ракетный комплекс 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М;
Десантовместимость:
1) до 3 ОБТ общей массой 150 тонн, 80 морских пехотинцев;
2)до 10 БТР массой до 131 тонны или 8 БМП и 140 морских пехотинцев;
3) Вместо боевой техники можно взять на борт дополнительно 366 человек десанта (всего около 500 десантников).

  • 9 десантных катеров (в т. ч. новые катера на воздушной каверне типа "Дюгонь" проекта 21820).

ТТХ катера КВК пр. 21820 “ Дюгонь “
Экипаж - 6 чел
Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т
Двигатели - 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.
Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов
Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами калибра 14.5 мм.
Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г. Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.

В состав флота также входят соединения вспомогательных и поисково-спасательных судов, морская авиация и соединения ПВО Воздушно-космических сил РФ, береговые войска, части тылового и технического обеспечения.

72-й дивизион разведывательных кораблей (Балтийск):

В. Татищев (б.ССВ-231) - средний разведывательный корабль проекта 864

Основные характеристики СРЗК проекта 864:

Водоизмещение стандартное 2500 тонны, полное 3800 тонн.

Длина 91,5 метра, ширина 14,5 метра, осадка 5,6 метра. Максимальная скорость хода: 16,5 узла.

Дальность плавания 7000 миль при 16 узлах. Автономность 45 суток. Экипаж 220 человек.

Силовая установка: 2х2200 л.с. дизеля «Згода-Зульцер» 12AV 25/30, 2х150 л.с. Электродвигателя.

Разведывательная аппаратура: «Профиль-М», «Ротор-С», «Прохлада», «Визир», «Конус», радиопеленгатор «Заря-1» (Пеленгатор), ОГАС МГ-349 «Уж», МГП-303.

Вооружение: 2х6 30-мм артустановки АК-630М,

2x4 ПУ ПЗРК «Игла».

Федор Головин - средний разведывательный корабль проекта 864
ГС-39 Сызрань - малый разведывательный корабль проекта 503М

Тактико-технические данные МРК пр. 503М

Водоизмещение, т:

стандартное:

810 (пр.05035 - 850, пр.503М/РР - 1020)

1137 (пр.05035 - 1149, пр.503М/РР - 1238)

Размеры, м:

53,7 (пр.05035 - 53,7, пр.503М/РР - 53,7)

10,71 (пр.05035 - 10,5, пр.503М/РР - 10,72)

4,25 (пр.05035 - 4,33, пр.503М/РР - 4,31)

Скорость полного хода, уз:

12,6 (пр.05035 - 12)

Дальность плавания:

7000 миль (12,6 уз)

Автономность, сут:

Силовая установка:

1х1320 л.с., дизель 8NVD48A-2U (ПС-819 - 1х1550 л.с. дизель 6М20), 1 ВРШ в насадке, 1 носовое подруливающее устройство, 1 ДГ 300 кВт, 3 ДГ по 150 кВт (ПС-819 - 2 ДГ ДГРА-160/750 по 160 кВт)

Вооружение:

1 ПУ ЗРК 9К32М «Стрела-2М» (ЗУР 9М32М) - пр.503Р
1х2 25 мм 2М-3М (на МПК)
2х1 533 мм ТА (на МПК)
12 ГБ ББ-1 (на МПК)

РЛС РТР МРП-25 (пр.503Р), НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У» (пр.503Р), «Наяда-1» (ГС-19), «Дон» (пр.503), ГАС МГ-31 (пр.503Р), «Палтус-МП» (пр.503), ГАС звукоподводной связи МГ-35 «Штиль-2» (пр.503Р), аппаратура РР и РТР «Вахта-М» (пр.503Р), «Визир» (пр.503Р)

Экипаж, чел:

24 (СРЗК), 25 (ППС)

ГС-19 Жигулевск - малый разведывательный корабль проекта 503М

342-й аварийно-спасательный отряд (Калининградская обл, Балтийск):

СН 128 - катер
ПЖК 906 - пожарный корабль
ПЖК 1680 - пожарный корабль

Тактико-технические данные ПЖК-1680 пр. 14611

Водоизмещение, т:

стандартное:

290 (пр.14613 - 330)

330 (пр.14613 - 385)

Размеры, м:

36,53 (пр.14613 - 39,8)

7,8 (пр.14613 - 7,76)

2,15 (пр.14613 - 2,2)

Скорость полного хода, уз:

12,5 (пр.14613 - 11,5)

Дальность плавания:

450 миль (12 уз)

Автономность, сут:

Силовая установка:

2х520 л.с., дизели 3Д12Н-520, 2 ВРШ в поворотных насадках, 1 носовое подруливающее устройство, 3 ДГ по 150 кВт (пр.14613 - 1 ДГ ДГР2А-200/1500 200 кВт, 1 ДГ ДГР2А-100/1500 100 кВт)

НРЛС "Миус"

Спец. снаряжение:

4 лафетных ствола по 500 м3/ч, 4 лафетных ствола по 220 м3/ч

Экипаж, чел:

15 (пр.14613 - 13)

ПЖК 59 - пожарный корабль
ПЖС-96 - пожарный корабль
СС-750 - спасательное судно

Тактико-технические данные СС-750
Водоизмещение стандартное, т: 4200
Водоизмещение полное, т: 5250
Длина, м: 111,6
Ширина, м: 18,25
Осадка, м: 5,79
Скорость полного хода, узлов: 13,7
Дальность плавания, миль: 2000 (при 11 узлах)
Автономность, сут: 45
Силовая установка: 2х1500 л.с., электродвигатели, 5 ДГ по 883 кВт, 2 ДГ по 224 кВт, 1 ДГ 88 кВт
РТВ: НРЛС МР-201
Экипаж, чел: 47

Спасательный глубоководный аппарат “ АС-26 “ пр. 1855 типа “ Приз “

В задачи СГА типа «Приз» не входят научные и океанографические исследования, аппараты предназначены для спасения экипажей с аварийных подводных лодок путём стыковки к аварийным выходам подлодок.

Глубоководные аппараты “ Приз “ доставляются к месту работы на судах-носителях проекта 141 “ СС-750 “.

Тактико-технические данные СГА пр. 1855 “ АС-26 “

Водоизмещение, т:

надводное:

подводное:

Размеры, м:

осадка по КВЛ:

Скорость полного хода, уз:

надводного:

подводного:

Дальность плавания:

над водой

под водой

21 миля (2,3 уз)

Глубина погружения, м:

предельная:

Автономность, сут:

ГЭУ, мощность полного хода:

1 ВФШ в поворотной насадке, 1 носовое подруливающее устройство, 1 кормовое подруливающее устройство, 2 вертикальных подруливающих устройства

Вооружение:

ГАС МГА-19 «Крильон», ГАС пеленгования гидроакустических маяков МГА-22 «Глетчер», ГАС звукоподводной связи МГА-25 «Протей-6», НК МСТА-М-АС

Число спасаемых, чел:

Экипаж, чел:

ПЖК 5 - пожарный корабль

ПЖК 415 - пожарный корабль
СБ 921 Локса - спасательный буксир

Морской спасательный буксир “ СБ-921 “ (тип СБ "Локса")

Водоизмещение - 1000 тонн
Размерения - 48 х 10 х 6,6 метров
Скорость - 13 узлов
Мореходность - не ограничена
Автономность - 30 суток
Дальность плавания - 5700миль
Экипаж - 45 человек
Вооружение:
2 лафетных ствола общей производительностью 500 куб.метров/час
2 переносных водоотливных насосов производительностью по 250 куб. метров/час и 6 производительностью по 50 куб. метров/час.
2 спасательных шлюпки вместимостью по 20 человек.
Усилие на буксировочных устройствах:
На однобарабанной лебёдке - до 90 тонн,
на гаке - до 18 тонн,
на битенге - до 100 тонн.
Предназначен для выполнения буксировки кораблей, судов и плавучих сооружений; оказание помощи кораблям и судам в тушении пожара и поддержании на плаву; снятие кораблей и судов с мели; выполнение водолазных и подводно-технических работ на глубине до 60 метров.

ПЖК 900 - пожарный корабль

СБ-121 - спасательный буксир проекта 02980
СБ-123 - спасательный буксир проекта 02980

ТТХ судна проекта 02980 (ПС 45) “ СБ-123 “

Водоизмещение 1216 тонн.

Длина наибольшая 48 метров, ширина наибольшая 13 метров, осадка 5,4 метра.

Скорость 14,5 узлов.

Сила тяги на гаке 80 тонн.

Дальность плавания 3500 миль.

Автономность 20 суток.

Экипаж 8 человек, спецперсонал 35 человек.

Установленная мощность 2 х 2666 кВт.

Разрабатывая основы боевого применения десантных сил флота, руководство советских ВМС основываясь на опыте учений и боевых служб к началу 70-х годов прошлого века пришло к выводу, что в составе десантных сил флотов следует иметь несколько видов десантных кораблей: большие десантные корабли (БДК), обеспечивающие перевозку и десантирования батальона морской пехоты со средствами усиления, средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты и малые десантные корабли (МДК) - обеспечивающие, соответственно взвод. В составе ВМФ имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К) в основном отвечающих вышеперечисленным требованиям. Что касается СДК, то состоящие на вооружении корабли проектов 770, 771 и 773 обеспечить перевозку и высадку роты морской пехоты были не способны и нуждались в замене. По этой причине в 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по выработке условий тактико-технического задания на проектирование нового крупносерийного СДК. Десантные корабли проекта 775 (так назвали новую серию) должны были быть первыми ДК спроектированными по специальному проекту.До сих пор корабли для десантных силфлота создавались на основе имеющихся сухогрузов, или жеэто были совмещенные проекты (проект 1171). Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия "Северная верфь" ("Stocznіa Polnocna ") в г. Гданьске. Руководителем проекта являлся инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина. В ходе проектных работ разрабатываемый СДК из-за значительного увеличения водоизмещения был переквалифицирован в БДК. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры. Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта. В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 БДК (их еще иногда называют БДК проекта 775/I) . Вторая серия состоящая из 16 кораблей (проект 775/II ) строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения и радиолокационным оборудованием. Строительство третей серии БДК не было осуществлено по причине распада СССР. Десантный корабль проекта 775 по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием с оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной техники и подразделений морской пехоты или морского десанта, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытую носовую аппарель, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовую аппарель или кормовой лацпорт.Корабль мог использоваться для постановок минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров, кроме того, десантный корабль мог использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК проекта 775 принимали участие в различных операциях советского ВМФ. Так в 1986 г. они приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене. В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии. В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой российского миротворческого контингента на территории Югославии. В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота (ЧФ) "Ямал" (БДК-67 проект 775) т "Саратов" (проект 1171) доставили и высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты ЧФ. Все БДК проекта 775 поступили на вооружение исключительно советского ВМФ. Вкратце судьба кораблей проекта: I серия : БДК-47 - введен в состав КБФ 1.7.1974 г. . списан 17.12.1994 г.; БДК-48 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-63 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-90 - введен в состав ТОФ 30.11.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-91 - введен в состав СФ 30.6.1976 г. . с 2000 г. БДК "Оленегорский горняк"; БДК-181 - введен в состав ТОФ 9.10.1976 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-182 - введен в состав СФ 30.11.1976 г. с 9.2.1999г. БДК "Кондопога" ; БДК-183 - введен в состав СФ 15.3.1977 г. с 10.4.2003г. с 10.4.2003 г. БДК "Котлас", списан 22.6.2005 г.; БДК-197 - введен в состав ТОФ 29.9.1977 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-200 - введен в состав СФ 1977 г. . списан 30.6.1993 г.; БДК-55 - введен в состав СФ 30.7.1978 г. с 2001 г. БДК "Александр Отраковский"; БДК-119 - введен в состав флота 27.2.1979 г. . передан ВМФ Южного Йемена в 2002 г.; II серия : БДК-14 - введен в состав ТОФ 31 .8 .1981 г., списан 3.5.2001 г.; БДК-101 - введен в состав ТОФ 19.12.1981 г. с 24.1.2006 г. БДК "Ослябя"; БДК-105 - введен в состав КБФ 2.3.1982 г. списан 10.4.2002 г. ; БДК-98 - введен в состав ТОФ 28.9.1982 г. с 25.7.2011г. БДК "Адмирал Невельский"; БДК-32 - введен в состав СФ 1982 г. списан 10.4.2002г.; БДК-43 - введен в состав КБФ 15.5.1983 г. с 16.9.2000 г. БДК "Минск"; БДК-58 - введен в состав КБФ 9.12.1984 г. с 30.4.1999 г. БДК "Калининград"; БДК-45 - введен в состав КБФ 5.3.1985 г. с 2002 г. БДК "Георгий Победоносец"; БДК-56 - введен в состав КЧФ в 1985 г. в 1992 г. передан в ВМФ Украины, ныне БДК "Константин Ольшанский"; БДК-60 - введен в состав КБФ 31.12.1985 г. с 1986 г. БДК "Александр Шабалин"; БДК-43 - введен в состав КЧФ 30.9.1986 г. с 10.5.1989 г. БДК "Цезарь Куников"; БДК-46 - введен в состав КЧФ 30.11.1987 г. с 7.2002 г. БДК "Новочеркасск"; БДК-67 - введен в состав КЧФ 30.4.1988 г. с 3.1.2002 г. БДК "Ямал"; проект 775М : БДК-54 - введен в состав КЧФ 12.10.1990 г. с 23.11.1998 г. БДК "Азов"; БДК-11 - введен в состав ТОФ 24.1.2006 г. с 16.9.2000 г. БДК "Пересвет"; БДК-61 - введен в состав КБФ 10.7.1991 г. с 30.8.2000 г. БДК "Королев". На замену выбывших кораблей до сих пор не поступило почти ничего. Печально, товарищи офицеры.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

Наименование характеристики

Единица измерения

Проект 775

Проект 775М

1

Стандартное в одоизмещение

т

3450

3450

2 Полное водоизмещение т

4080

4080

3

Длина

м

112, 5

112, 5

4

Ширина

м

15

15

5

Осадка

м

3,7

3,7

6

Скорость полного хода

узлов

17,8

17, 8

7

Дальность плавания на ходу в 12 узлов

миль

6000

6000

8

Грузоподъемность максимальная

т

615

615

9

Мощность силовой установки: Д изели «Згода-Зульцер» 16ZVB40/48, 3 ДГ

л.с.

2х9600

2х10 500

10 Автономность

сут.

30

30

11

Экипаж офицеры/матросы и старшины

чел.

17/81

17/81

12

Вооружение ПВО: - ПУ МТУ-4 ПЗРК ЗРК "Стрела" ("Игла")

к-т

2 (4)

4 ("Игла")

13

Артиллерийское вооружение: - 57 мм АК-725

- 76 мм АК-76М

- 30 мм АК-630М

- 122 мм ПУ НУРС МС-73 "Град-М"

- 45 мм 21КМ (БДК-11, БДК-67)

к-т

2

-

-

2

2

-

1

2

2

2

14 Боекомплект: - 57 мм выстрелов

- 76 мм выстрелов

- 122 мм НУРС

- мины

шт. 2200

-

320

90

-

550

320

90

15 Радио-техническое вооружение (РТВ):

- РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка"

- РЛС общего обнаружения МР-352 "Позитив-М"

- НРЛС "Дон" ("Миус", "Вайгач")

- комплекс РЭБ ПК-16

к-т

1

-

1

-

-

1

1

2

16 Десантовместимость: - основные танки

- личный состав

шт.

10

340

10

Разрабатывались под руководством главного конструктора А.В. Кунаховича в Зеленодольском ПКБ, под наблюдением от ВМФ капитана 2 ранга Н.Д. Кондратенко. Технический проект МПК был утверждён 18 марта 1958 г. Корабли являются первыми малыми противолодочными кораблями с газотурбинной установкой и предназначены для уничтожения подводных лодок противника с подводной скоростью движения более 20 узлов и способны прикрывать свои соединения и конвои в прибрежных районах.

Корпус корабля гладкопалубный, электросварной, со значительной седловатостью в носовой части и поднятием (горбом) в кормовой части для размещения газотурбокомпрессоров и их воздухозаборников. Корабль строился по продольной системе набора и имел верхнюю палубу, платформу и второе дно. Две надстройки островного типа, располагались на верхней палубе и выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), для снижения водоизмещения. Главный командный пункт (ГКП) и ходовая рубка, так же изготавливались из АМГ сплава толщиной 15 мм, что обеспечивало защиту личного состава от пуль и осколков. Ран­го­ут пред­став­лен одной трёхногой мачтой из лег­ко­го спла­ва. Компоновка помещений и коридоров в сравнении с противолодочными катерами проекта 201 по сути особых изменений не претерпели. Корабли также оборудованы системой обогрева помещений и вентиляции, системами хозяйственных паропроводов и системой пресной воды.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

  1. Шкиперская кладовая, форпик, цепной ящик;
  2. Зарядный барабан, погреб глубинных реактивных бомб №1, цистерна преной воды №1;
  3. Кубрик №1, грегатная, кладовая сухой провизии, погреб глубинных реактивных бомб №2, цистерна воды №2;
  4. Коридор, гальюн офицеров, душевые офицеров, тамбур, кубрик №2;
  5. Радиорубка, посты, пост гидроакустики, шахта ПОУ ГАС;
  6. Коридор, кают-компания, каюты офицеров и мичманов, посты, топливные цистерны;
  7. Подбашенное отделение артустановки, коридор;
  8. Машинное отделение, маслянная цистерна, топливная цистерна;
  9. Помещения воздухозаборников, отделение газотурбокомпрессоров;
  10. Газоотбойники, румпельное отделение.
По расчётам корабль должен оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными.

Спасательные средства включают 1 шестивёсельный ял, 5 спа­са­тель­ных пло­тов ПСН-10М (на 10 че­ло­век ка­ж­дый), спа­са­тель­ные круг­и и ин­ди­ви­ду­аль­ные спа­са­тель­ные жи­ле­ты.

Силовая установка механическая, двухвальная, дизель-газотурбокомпрессорная с двумя дизелями М-504А по 4 750 л.с. каждый, которые работали через реверс-муфты на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ) в специальных тунельных насадках (трубах) и двух газотурбокомпрессоров (ГТК) Д–2Б мощностью по 15 000 л.с. Дизель М-504А с частотой вращения 1 950 об/мин., передавал вращение от коленчатого вала дизеля к фланцу отбора мощности с частотой вращения 522 об/мин. Ресурс до первой полной переборки дизеля составлял 3 500 часов. Масса дизеля не более 7,5 тонны. Газотурбокомпрессор Д–2Б мощностью 15 000 л.с. подавал воздух давлением 1,5 кг/см2 в трубы гидромоторов. Гидромотор, состоял из трубы с соплами, в которой находился гребной винт. В результате при движении газоводяной смеси через сопла создавался дополнительный упор на винты, что способствовало увеличению скорости до 35 узлов. Трубы гидромоторов экранировали шум лишь в траверзных направлениях, в осевых же направлениях шум винтов не гасился, что создавало большие помехи работе собственной ГАС. Со временем эксплуатация ГТК, трубы загрузки винтов шедшие через всё машинное отделение, быстро корродировали, а замена их была связана с большим объёмом сопутствующих работ, поэтому они были просто заглушены. Маршевая скорость корабля под одними дизелями составляла 17 узлов.

Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-200 мощностью по 200 кВт с дизелями 7Д12.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 1 спаренной 57-мм универсальной башенной артустановки АК-725 с длиной ствола 75 калибров. Артустановка размещалась в средней части корабля. Башня не­бро­ни­ро­ва­нная и вы­пол­не­на из дю­ра­лю­ми­ния тол­щи­ной 6 мм с внут­рен­ней по­верх­ностью по­кры­той пе­но­по­лиу­ре­та­ном для пре­дот­вра­ще­ния от­по­те­ва­ния. Темп стрельбы АУ составлял 100 выстрелов на ствол, охлаждение непрерывное забортной водой, боепитание ленточное унитарное на 550 выстрелов на ствол в подбашенном пространстве. Заряжание стволов автоматическое осуществлялось за счет энергии отката, а загрузка в приёмник вручную. Расчёт включал 2 человека. АУ при помощи элек­три­че­ско­го сле­дя­ще­го при­во­да ЭСП-72 разворачивается влево или вправо на угол до 200° от походного положения, а вертикальный угол наведения составлял от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда доходила до 1020 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 8,5 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 6,5 км. АУ имеет массу в 14,5 тонны. Наводка артустановки осуществляется автоматически и полуавтоматически при помощи дистанционного управления. Для автоматического управления стрельбой 57-мм артиллерии устанавливается СУО совмещённая с РЛС МР-103 "Барс", а для полуавтоматического управления - выносной пульт управления с кольцевым прицелом типа "Колонка".
  2. Из 4 однотрубных 400-мм торпедных аппаратов ОТА-40-204 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Зуммер", расположенных попарно, побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся противолодочных торпед СЭТ-40. Торпеда имеет вес БЧ 80 кг, скорость хода 29 узлов, дальность действия до 8 км и может поражать цели на глубинах до 200 метров. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600-800 метров.
  3. Из 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212-мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенными в носовой части корпуса. Стрельба велась одной или двумя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Запас глубинных бомб РГБ-60 располагался в погребах №1 и №2. Заряжание пакета стволов производится с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматически переходит в режим наведения, а после израсходования всех бомб -снова в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного запаса по курсовому углу. РБУ-6000 получает целеуказание от корабельной ГАС "Геркулес-2М". Наведение РБУ-6000 производится по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность действия установки от 300 до 5800 метров, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляла 3,1 тонны.

Система управления огнем универсальной 57-мм артиллерии "Барс-204" состояла:

  • Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Барс" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управляла 1 спаренной установкой 57-мм калибра выдавая данные для стрельбы по воздушным, надводным и береговым целям с учетом движения своего корабля.
  • Аппаратура помехозащиты.
  • Средством целеуказания служит РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка".
  • После получения целеуказания цель автоматически бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс".

РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс", предназначена для управления стрельбой автоматических артустановок (АУ) калибров 57-мм и 76-мм. Станция позволяет сопровождать надводные, воздушные и береговые цели и управляет стрельбой одного орудия универсального 57-мм калибра. РЛС с антенным постом, автоматически сопровождает цель на дальности до 40 км без помех и 30 км при их наличии. Станция имеет сектор обзора по азимуту в 180°, а освещение обстановки и отражение текущей информации осуществляется на индикаторе с ЭЛТ.

Корабли комплектовались РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка", РЛС навигации "Дон", РЛС РТР "Бизань-4Б", аппаратурой госопознавания "Нихром", ГАС кругового обзора "Геркулес-2М", инфракрасной аппаратурой ночного видения «Хмель-2», радиопеленгатором АРП-50Р.

РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка", предназначена для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же выдачи целеуказания артиллерийскому оружию. Станция дециметрового диапазона волн работала в активном и пассивном режимах. Антенный пост расположенный на верху фок-мачты, обеспечивал режимы ак­тив­но­го об­на­ру­же­ния це­лей ("А"), пас­сив­но­го об­на­ру­же­ния це­лей ("П"). РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В активном режиме дальность обнаружения надводной цели составляла до 25 км. В пассивном режиме станция обеспечивает обнаружение излучения работающих передатчиков в зависимости от высоты, диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств до 98 км.

РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на мачте.

РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4Б" использовалась в целях обнаружения РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона имела дальность обнаружения 25 км и непрерывное время действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.

ГАС кругового обзора "Геркулес-2М" с подкильной антенной расположенной в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования и обеспечивала выдачу целеуказания торпедному и реактивно-бомбометному оружию. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине при эхопеленговании на дальности - нет данных и при шумопеленговании до 18 км, а торпеды на дальности - нет данных.

Ин­фра­крас­ная ап­па­ра­ту­ра ночного видения «Хмель-2» по­зво­ля­ла осу­ще­ст­в­лять скры­тую связь в тем­ное вре­мя су­ток, при пол­ном за­тем­не­нии ко­раб­лей, а так­же на­блю­дать и пе­лен­го­вать ин­фра­крас­ные ог­ни. Вре­мя не­пре­рыв­ной ра­бо­ты прибора составляло 20 часов, даль­ность пе­лен­го­ва­ния - до 3,7 км, а оп­ре­де­ле­ние дис­тан­ции - до 750 метров. Сис­те­ма ра­бо­тала от се­ти по­сто­ян­но­го то­ка 27 В.

Радиопеленгатор АРП-50Р предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

Директивный срок службы кораблей проекта 204 составляет 20 лет.

Строились корабли на заводе №340 "Красный металлист" в г. Зеленодольске(31), на заводе №532 в г. Керчь(24) и на заводе №876 в г. Хабаровске(11).

Головной МПК-15 вступил в строй Черноморского флота в декабре 1960 года.


Тактико-технические данные проект 204 Водоизмещение: стандартное 440 тонн, полное 555 тонн Длина наибольшая: 58,6 метра Длина по КВЛ: 55,5 метра Ширина по КВЛ: 7,85 метра
Ширина наибольшая: 8,13 метров
Высота борта в носу: 7,1 метра
Высота борта на миделе: 3,68 метра
Высота борта в корме: 4,25 метра
Осадка по корпусу в носу: 2,5 метра
Силовая установка: 2 дизеля М-504А по 4 750 л.с., 2 ГТК Д-2Б
по 15 000 л.с. 2 винта ФШ, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт,
380 В, 50 Гц
Скорость хода: полная 35 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах
Мореходность: до 5 баллов по применению оружия
Автономность: 7 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС МР-103 "Барс"
торпедное: 4х1 400-мм ТА ОТА-40-204 от ПУТС "Зуммер"
противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря"
гидроакустическое: 1 ГАС кругового обзора "Геркулес-2М"
радиоэлектронной борьбы: 1 РЛС РТР "Бизань-4Б"
радиотехническое: 1 РЛС МР-302 "Рубка", аппаратура "Хмель-2",
аппаратура госопознавания "Нихром".
навигационное: 1 НРЛС "Дон", радиопеленгатор РП-50Р
химическое: 1 прибор химической разведки ВПХР, дозиметры
ДП-62, противогазы ИП-46
Экипаж: 56 человек (4 офицера, 6 мичманов)

Всего построено противолодочных кораблей с 1960 г. по 1968 г. - 66 единиц.


Россия Россия

История проекта

Проект десантного корабля был разработан в соответствии с ТТЗ утверждёнными Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза Сергеем Георгиевичем Горшковым в 1968 году. Польский инженер О. Высоцкий был назначен главным конструктором проекта, а главным наблюдающим от ВМФ СССР капитан 1-го ранга Б. М. Моложожников, на этой должности его сменил гражданский специалист М. И. Рыбников. Старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин. Новый корабль пришёл на смену средним десантным кораблям проектов 770, 771 и 773 . Строительство кораблей проекта велось на Польском судостроительном заводе «Stocznia Polnocna» в городе Гданьск и состояло из трех серий. Первая серия проекта 775 включала 12 кораблей. С началом строительства кораблей второй серии они были переклассифицированы в большие десантные корабли 2-го ранга. Вторая серия включила 13 кораблей, отличающихся от первой серии составом радиотехнического вооружения. Третья серия из трёх кораблей строилась по существенно доработанному проекту получившему обозначение 775М. На эти корабли установили другие РЛС ОВНЦ и изменили состав артиллерийского вооружения .

Конструкция

БДК «Ослябя» является многопалубным, плоскодонным десантным кораблём внутренней морской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой . Предназначен для переброски морем войск , военной техники и высадки морского десанта на необорудованное побережье. Выгрузка техники и грузов может проходить как с кормы, так и со стороны носовой части .

Во время внутреннего конфликта в Йемене 1986 года принимал участие в эвакуации советских граждан из охваченного войной города-порта Аден . В этой операции наряду с БДК-101 были задействованы как гражданские так и боевые корабли 8-й оперативной эскадры (МТ «Запал», ПБ «Волга», танкер «Владимир Колечицкий», балкер «Зоя Космодемьянская», ролкер «Смоленск», ролкер «Павел Антокольский»). 17 января 1986 года три советских корабля (МТ «Запал», БДК-101 , ПБ «Волга») вышли из Адена приняв около 1000 человек, и доставили их в порт Джибути . Из-за обстрелов с берега (ПБ «Волга» подверглось обстрелу и было вынуждено уйти в море в зону недосягаемую для снарядов, в ролкер «Смоленск» попал снаряд и ранил второго механика) дальнейшее выполнение операции перенесли на ночное время. Наряду с советскими кораблями в операции участвовали корабли Великобритании (королевская яхта «Britannia », эсминец «Newcastle» D-87, фрегат «Jupiter» F-60 , океанографическое судно HMS «Hydra», танкер «Brambleleaf» , грузовое судно MV «Diamond Princess») и Франции (фрегат «De Grasse» , два фрегата «Victor Schoelcher» F-725 , «Doudart de Lagree» F-728 и плавмастерская «Jules Verne» A-620 с тремя вертолётами на борту 1 «Пума » и 2 «Алуэтт III ») За время всей операции по эвакуации из порта Аден было эвакуировано более 5000 советских и более 10000 иностранных граждан . Война в Йемене была описана и показана в сериале 2007 года Русский перевод .

1990-е

С 1990 года по февраль 1991 года - второй поход БДК-101 с десантной группой морской пехоты подполковника Филонюка на боевую службу в Индийский океан на Эфиопский остров Нокра архипелага Дахлак, сменив 13 октября 1990 года на посту БДК-14 с охранявшей базу десантной группой черноморцев капитана 2-го ранга А. Горбачева . БДК-101 предстояло оборонять базу ПМТО . 19 октября 1990 года МПК «Комсомолец Молдавии » проводил конвой в составе 2-х больших десантных кораблей БДК-14, БДК-101 , танкера «Шексна» и МТ «Параван». С острова Асарка-Северная и мыса Кароли конвой был обстрелян береговыми батареями. Ответным огнём были уничтожены позиции пехоты, береговая батарея и склад боеприпасов противника . 1 декабря 1990 года морские пехотинцы под командованием подполковника Филонюка с БДК-101 сменили морских пехотинцев подполковника В. Н. Жевако с БДК-14 . После начала систематического обстрела и возникновения угрозы высадки эритрейского десанта на острова архипелага, для усиления наземной обороны с БДК была высажена десантно-штурмовая рота морской пехоты капитана А. Семыкина. Но эта мера уже не могла повлиять на фатальную ситуацию . В 7 часов утра 4 февраля 1991 года под видом очередной тренировки началась экстренная погрузка личного состава и имущества на БДК-101 , плавмастерские ПМ-129, ПМ-156, другие корабли, вспомогательные суда и баржи . В ночь на 12 февраля 1991 года после приказа командира 85-й оперативной бригады кораблей на выход из бухты, корабли и суда (БДК-101 , МТ «Дизелист» , Т-72 , ВМ-413, Танкер «Шексна», МБСС-219, СХ-500, ПМ-129, ПМ-156 , МБ-63, плашкоут) начали выдвигаться на внешний рейд бухты Мус-Нефит и далее за пределы территориальных вод Эфиопии. В нейтральных водах конвой перегруппировался и БДК-101 (командир капитан 3-го ранга Владимир Комолов) принял на буксир СХ-500. По прибытии на внешний рейд порта Аден конвой был расформирован и каждый корабль получил от 8-й оперативной эскадры индивидуальный план дальнейших действий. Личный состав 933-го ПМТО и приданных ему сил в марте 1991 года прибыл на ПМ-129 в порт Владивосток , где и был расформирован окончательно. Эвакуация 933-го ПМТО выполнялась в составе конвоя «КОН-63» .

В 1996, 1997, 1999 годах БДК-101 занимался доставкой грузов на полуостров Камчатка . В 1999 году эвакуировал с Чукотки сокращаемые воинские части .

2000-е

В ноябре 2000 года спасаясь от издевательств мичманов 41 матрос срочной службы сбежали со стоящего во Владивостокском судоремонтном заводе БДК-101 . Они пришли в штаб ТОФ и подали жалобу на неуставные отношения со стороны трёх мичманов и двух старшин срочной службы . По результатам следствия прокуратуры ТОФ в рамках уголовного дела по статье 286 ч.3 УК РФ - «превышение должностных полномочий с применением насилия» виновные (мичман Сергей Сидоренко, мичман Егор Киселев, мичман Алексей Коноплев, старшина 1-й статьи Кизилов и главный корабельный старшина Ахмадулин) понесли наказания, а морякам срочной службы был предоставлен отпуск и путевки в Лермонтово .

С 2004 по 2005 год ремонт на Дальзаводе.

В ноябре 2007 года БДК «Ослябя» принял участие в высадке десанта на курильскую гряду в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Восток-2007». В практических действиях приняли участие более двадцати боевых кораблей, судов обеспечения и шесть летательных аппаратов. БДК произвели высадку морского десанта и техники на необорудованное побережье, прикрываемое корабельной и самоходной артиллерией для локализации условного очага терроризма в Приморье .

В апреле 2008 года учения морской пехоты с высадкой десанта с БДК «Ослябя».

2010-е

В июле 2010 года на морском десантном полигоне «Клерк» на полуострове Клерка прошли тактические учения под руководством начальника береговых войск Тихоокеанского флота генерал-майора Сергея Пушкина по высадке морского десанта. В них приняли участие морские пехотинцы Тихоокеанского и Балтийского флотов. По легенде учений была выполнена заброска в «тыл врага» более 500 морских пехотинцев с самолетов авиации ТОФ. Большие десантные корабли «Николай Вилков», «Пересвет», «Ослябя» и БДК-98 осуществили высадку техники на берег условного противника, ещё три десантных катера также провели десантирование, отработаны сотни боевых упражнений, маневров, были задействованы практически все соединения и подразделения Тихоокеанского флота. Подводные лодки Приморской флотилии разнородных сил обеспечивали прикрытие. Для тихоокеанцев эти учения стали наиболее масштабными за последние 20 лет .

В июле 2012 года БДК «Ослябя» в составе группы десантных кораблей принял участие в масштабных учениях Тихоокеанского флота , где осуществил высадку морского десанта в заливе Анива острова Сахалин .

Весной 2013 года в составе отряда кораблей ТОФ участвовал в походе для выполнения задач в районах Тихого и Индийского океанов.

С 3 по 8 октября 2013 года в рамках празднования 75-летия Приморского края корабль совершил «Поход памяти», посетив порты Ольга , Преображение , Находка и Славянка . Моряки и ветераны побывали у памятников и мемориалов, где отдали почести павшим при защите морских рубежей России, провели «уроки мужества» для школьников .

Большой десантный корабль «Ослябя» прошёл ремонт до 30 июня 2015 года. Соответствующий заказ был размещен в открытом виде на сайте госзакупок. Ремонт произведён ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“» .