Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Жостовская роспись — традиции русского прикладного искусства. История Что изготавливают в жостово

Жостовская роспись – давняя русская традиция, появившаяся еще в первой четверти XIX века на территории подмосковной деревушки Жостово, по имени которой промысел и получил свое название. Поначалу в мастерских, открывшихся в нескольких соседних деревнях, расписывали исключительно вещицы из папье-маше. И лишь почти через сто лет, в 1922 году, Новосельцовская трудовая артель начала выпуск металлических лакированных подносов, и художники начали расписывать новую для себя продукцию.






Жостовская роспись в наше время
Сегодня мастера жостовской росписи создают уникальные металлические кованые подносы, которые можно посмотреть по ссылке http://imatreshki.ru/magazin/folder/zhostovskie-podnosy и использовать как с чисто утилитарной целью вроде подачи блюд на стол, так и в качестве элемента декора. Главный мотив росписи – букет несложной композиции, в котором присутствуют как мелкие, так и крупные цветы. По установившейся традиции роспись производят по лаковому черному фону, но иногда используются подносы зеленого, красного, серебряного и синего цвета. Иногда могут использоваться белый и темно-красный цвета. Сами подносы могут иметь различную форму:

Круглую или овальную – это классические формы жостовских подносов;
-прямоугольную;
-восьмиугольную – очень интересная форма для элементов декора;
-комбинированную и другие.

На сегодняшний день жостовские подносы – одни из самых популярных изделий, которые можно использовать в качестве стильного и дорогого подарка по любому поводу.

Где использовать подносы с жостовской росписью
Основной мотив росписи, как уже говорилось выше, – достаточно простой букет цветов. Но в целом жостовские изделия весьма разнообразны по тематике. Это причудливое переплетение листьев и ветвей, ягоды и фрукты, птицы посреди цветов, простые и сложные орнаменты и даже использование элементов хохломской и гжельской росписи.

Удивительные по красоте подносы с росписью используются в быту очень широко. Самое первое, что может прийти в голову оформителю, – использование этих сувениров для декорирования помещения. Красочный поднос может стать центральным элементом интерьера, смысловым и цветовым акцентом, способным буквально преобразить помещение.

Другое применение – элитная сервировка стола на важный семейный праздник. Поднос с росписью как нельзя лучше подчеркнет значимость момента, а заодно станет свидетельством безукоризненного вкуса хозяев.

Приобрети подносы с жостовской росписью несложно. Достаточно только посетить сайт компании «Ай, Матрешки», выбрать в каталоге изделие и оформить заказ. Понравившийся поднос очень скоро появится в вашем доме.

Мастер-класс с пошаговым фото "Элементы жостовской росписи"

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
- альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.



Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Ход мастер-класса:

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной... (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.



Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.


Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.



В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.




А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.


А это георгин в другом цветовом решении.


Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.


Предлагаю следующую последовательность изображения мака.




Бутон мака можно изобразить так.


Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.


Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.


Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка. Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер, или трилистник, является символом Ирландии.


Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)


Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память...Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.


При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.


Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.


Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.


Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских — очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Подносный промысел в Подмосковье возникает в начале XIX века, и связано это с деятельностью семьи Вешняковых, местных уроженцев.

У каждого мастера в Жостове свое клеймо, по которому можно узнать подлинность подноса.

Вешняковы были откупившимися на волю крестьянами, талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Они основали мастерские, в которых занимались изготовлением разнообразных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью. Красивые мелочи пользовались большим спросом среди населения, дело быстро развивалось, и Филипп Вешняков, старший из клана, вскоре перебрался в Москву. Однако его сын Осип отделился от отца, вернулся на малую родину и открыл свое собственное дело в деревне Жостово. Троицкая волость, где находилась деревня, была тогда центром подмосковного ремесленного производства. Во множестве деревень были мастерские, в которых искусные ремесленники занимались различными промыслами, а в деревне Жостово таких мастерских было двадцать две.

Осип Вешняков выпускал табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки, портсигары, козырьки для фуражек, а заодно и расписные подносы. К сожалению, они были слишком хрупкими и непрактичными, хотя и красивыми, а вот тагильские железные подносы пользовались большей популярностью у покупателей.

Жостовские подносы есть в коллекциях испанских и британских монархов.

Железные подносы

Осип Вешняков принял решение отказаться от папье-маше и тоже перейти к изготовлению железных подносов, ведь спрос на них постоянно увеличивался. У жостовских мастеров перед тагильскими конкурентами было преимущество — они знали секрет более прочного лака, который долго не трескался, сохраняя роспись. Это стало решающим фактором в конкурентной борьбе. Мастерская в Жостове практически целиком перешла на изготовление железных подносов, то и дело расширяя производство, и только совсем старые мастера продолжали делать милые безделушки из папье-маше.

Как и у тагильских подносов, главным мотивом жостовских были цветочные букеты. У этой росписи много источников. Она напоминает народную вышивку бисером, павлопосадские платки, ивановские яркие ситцы, курские ковры. Здесь та же яркость красок, смелое сочетание цветов, пышная декоративность. Похожие мотивы можно заметить также в народных росписях крестьянских сундуков и прялок, на деревянной и керамической посуде. Все эти народные орнаменты мастера фабрики брали на заметку, и в результате у них сложился собственный уникальный стиль, узнаваемый всеми. Цветочные букеты жостовских подносов не спутаешь ни с какими другими.

Каждый мастер одновременно делает несколько подносов, в день опытный профессионал расписывает от пяти до десяти изделий. Во время росписи поднос лежит не на столе, а у мастера на колене, и художник вращает или двигает поднос, как бы подставляя нужный участок под кисточку.

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика успешно развивалась на протяжении всего XIX века. Подносы покупали и в богатые купеческие дома, и в квартиры рабочих, да и в знаменитых московских чайных угощения подавали именно на них. Многие приобретали жостовские подносы для украшения дома, а не для использования — так приятны были глазу эти яркие «картины».

Однако, как и многие кустарные производства, в начале ХХ века фабрика переживает нелегкие времена. Спрос на подносы начал падать, а их производство — неуклонно сокращаться. Мастера были вынуждены заниматься крестьянским трудом или отправляться на заводы.

Дальнейшие события истории — война, революция, первые годы советской власти — поставили, было, крест на этом красивом ремесле, но в начале 1920-х годов началось постепенное возрождение многих художественных артелей, в том числе и Жостова. Кустарные производства соседних деревень в 1928 году были объединены в одну крупную фабрику под названием «Металлоподнос» (в 1960-м ее переименовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи — так она называется и до сих пор).

Новая власть требовала от художников идеологической поддержки. Но жостовские мастера сумели не отказаться от своего искусства, не переключились на революционные и социалистические сюжеты. Были попытки сделать росписи подносов более реалистичными, с использованием приемов станковой живописи, но они оказались неудачными, и от этих идей мастера отказались. На подносах Жостовской фабрики по-прежнему расцветали на черном фоне красочные букеты и вились гирлянды цветов, выполненные с неизменным высочайшим мастерством.

Японские ученые исследовали жостовские подносы с помощью специального прибора и пришли к выводу, что они излучают добрую энергию. По их заказу были изготовлены подносы с изображением сакур и иероглифов.

Наверное, наибольшего расцвета Жостовская фабрика достигла в 60-70-е годы ХХ века. Красивые, нарядные подносы ручной работы были во многих советских семьях, служили украшением дома, считались отличными подарками. Большим спросом эти уникальные авторские изделия пользовались и за рубежом, иностранные туристы увозили их как русский сувенир наряду с хохломой, гжелью, матрешками и дымковской игрушкой.

В наши дни старинное ремесло по-прежнему живо, и на смену прежним мастерам приходят молодые, с интересом и удовольствием перенимающие секреты их изысканного искусства.

Секреты мастерства

Изготовление жостовских подносов — долгий и кропотливый процесс. Современные мастера неукоснительно соблюдают старинную технологию. Загрунтованные и зашпатлеванные, покрашенные черной краской и покрытые двумя слоями лака подносы попадают, наконец, к художникам. Они пишут масляными красками, обильно разбавленными скипидаром и льняным маслом. Такая краска легко стекает с беличьей кисти, и это позволяет делать упругий и тонкий мазок.

Первая стадия росписи называется замалевкой, вторая — выправкой. В замалевке художник при помощи широкой кисти набрасывает силуэт букета. После чего поднос сушится в течение 12 часов. Роспись делается без предварительного рисунка, сразу набело — так, что исправить потом ничего нельзя. На стадии выправки прорисовывают мелкие детали, наводят тени и блики.

Готовую роспись покрывают тремя слоями светлого лака. Каждый слой просушивают и полируют пемзой и грубым сукном. Последний этап — наводка зеркального блеска на лак: ее делают вручную, при помощи мела тончайшего мучного помола.


Пожалуй, каждый хоть раз видел железные подносы с яркой росписью на черном фоне. А у многих такой хранится дома. Яркие, блестящие композиции, поражающие своим разноцветьем, являются визитной карточкой мастеров деревни Жостово. Несмотря на то, что этот народный промысел получил свое развитие только два века назад, он имеет любопытную историю своего развития.



Принято считать, что ремесло росписи металлических подносов зародилось в первой четверти XIX века в нескольких деревнях Троицкой волости (сегодня Мытищи, Московской области). Бывшие крепостные братья Вишняковы, сумевшие выкупить себе вольную, поселились в деревне Жостово и открыли мастерскую, в которой занимались росписью лаком изделий из папье-маше – шкатулок, портсигаров, сухарниц. К 1830 году они отказались от папье-маше в пользу металлических подносов.


Промысел начал приносить неплохой доход, поэтому мастера из близлежащих деревень занялись тем же ремеслом. Близость к столице позволяла наладить рынок сбыта без посредников, да и материалы для работы можно было закупать по доступным ценам.




После революции спрос на жостовскую продукцию немного упал, отчего художники из Троицкого, Новосильцева, Жостова объединились в артель «Металлоподнос». Годы войны были катастрофическими для ремесленников. Чтобы как-то выжить, они стали выпускать детские расписные игрушки, спрос на которые был гораздо выше, чем на подносы.


Все изменилось во время правления Никиты Хрущева. По приказу генсека в 1960 году «артель Металлоподнос» претерпела реорганизацию и была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи». «Оттепель» позволила мастерам посылать свои изделия на международные выставки, появлялись заказы из-за рубежа, постепенно фабрика выходила из кризиса.

Жостовская ручная роспись - подносы. | Немного истории.


Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале,
где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил,
Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века
подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове,
Троицком, Новосельцеве и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.




В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".




В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.



Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.



Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.



Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.



Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, сте___ми и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.


За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.