Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Как написать план финансово хозяйственной деятельности. Из чего формируется план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.


Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности


Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:

  • внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
  • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
  • включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

  • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:

  • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на иные цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Структура ПФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за пользование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.

Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.

Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

  • по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
  • по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.

Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

  • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.

Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить документ уже в новой форме и по новым правилам Минфина для плана ФХД на 2020 год. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.

Структура документа

Что изменилось в ПФХД

Раздел № 1

Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грандов. Вносите суммы с учетом новых требований:

  • код 613 — если гранд получен бюджетным учреждением;
  • код 623 — автономным;
  • код 634 — гранды для иных некоммерческих организаций.

В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывайте расходы на иные выплаты населению.

Раздел № 2

Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно по закону № 223-ФЗ.

Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.

Для чего нужен ПФХД

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из основных документов, которые определяют финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Он составляется ежегодно на один финансовый год либо на один год и плановый двухлетний период, в зависимости от того, на какой период утвержден бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.

Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. В 2020 году вступили в силу новые правила (приказ Минфина России № 186н от 31.08.2018). Приказ закрепляет требования к составлению плана, особенности формирования расчетов обоснований, порядок утверждения и рекомендуемый образец документа. Типовые бланки расчетов обоснований представлены в приказе Минфина России от 28.07.2010 № 81н, он действителен до 01.01.2019.

Документ составляется на основании:

  1. Утвержденного государственного или муниципального задания и показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг.
  2. Доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам.
  3. Прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной. приносящей доход, деятельности.
  4. Планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения.
  5. Экономических обоснований потребности в планируемых доходах и расходах.

Что меняется в правилах заполнения ПФХД на 2020 год

С 2020 требования к составлению ПФХД изменились: приказ № 81н перестанет действовать с 01.01.2019. Законодатели определили, что необходимо составлять план ФХД на 2020 год по новым правилам. Они утверждены приказом Минфина № 186н. Ключевые изменения представлены в таблице.

ПФХД на 2020 по приказу № 81н ПФХД на 2020 по приказу № 186н
Текстовая часть заполняется в обязательном порядке Текстовая часть отсутствует
Формируется таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения» Таблицу 1 убрали из формы, заполнять ее не нужно
Составляется таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» Расчетная информация указывается в разделе 1 «Поступления и выплаты»
Вносятся сведения в таблицу 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения» Заполняется раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»
Готовится таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения» Не заполняется
Заполняется таблица 4 «Справочная информация» (о публичных обязательствах, бюджетных инвестициях, средствах во временном распоряжении) Не заполняется
Подробное обоснование доходов не предусмотрено Готовится обоснование доходов по всем источникам финансирования
Формируются расчеты обоснования всех видов расходов

Законодатель установил необходимость приложения обоснования (расчетов) по всем показателям в части расходов. Рекомендуемый образец установлен в приложении № 2 к приказу 81н. Требование (ч. III приказа № 186н) предусматривает заполнение 18 форм, на усмотрение учреждения формы дополняются.

Кто и когда составляет план ФХД

Составлением проекта плана финансово-хозяйственной деятельности занимается подведомственное бюджетное учреждение. Бюджетные и автономные организации готовят проекты и внесение изменений в ПФХД.

Федеральные учреждения обязаны разместить плановый документ в государственной системе «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование».

Срок предоставления ПФХД назначает учредитель. Документ готовится в декабре, после формирования и доведения до подведомственных учреждений бюджета на следующий год и двухлетний плановый период.

Как правильно заполнить на 2020 год

Новая форма представлена двумя разделами: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам». Представим порядок составления и утверждения плана ФХД бюджетного учреждения в форме пошаговой инструкции:

  1. Заполняем поступления. В первой таблице приведены все возможные источники доходов. Исполнитель указывает расчетные показатели на следующий год и плановый период. Включаем расходы. В этой части расходная составляющая обобщается. Расшифровка — в следующем разделе. Равенство доходной и расходной частей обязательно.
  2. В графе 3 первой таблицы проставляем КБК для доходов (аналитический код) и расходов (КВР) соответственно. Все сведения берутся из приказа Минфина № 132н.
  3. В графе 4 указываем КОСГУ для отражения экономического значения планируемой операции.
  4. Разносим расчетные значения доходов и расходов по финансовым периодам. Для актуального ПФХД это 2020 и 2021-2022 годы.
  5. Детализируем расходы. Исполнитель вносит расшифровку выплат на каждый плановый период по КОСГУ.
  6. Заполняем второй раздел «Сведения по выплатам». Разбиваем расходные суммы на контракты, которые планируется заключить по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Разбивка делается и по датам заключения. Отдельно указываются соглашения, которые необходимо заключить до начала отчетного периода. В другую строку вносятся контракты, которые планируются к заключению в следующем году.
  7. Проверяем расчеты. После заполнения всех необходимых строк документ подписывает руководитель и ответственный исполнитель. Указываем дату составления.

Исполнитель готовит не только ПФХД, но и расчеты обоснования планируемых доходов и расходов. В новых требованиях Минфина № 186н подробно указано, какие виды расходов учитываются при составлении расчетов (обоснований), какими нормами и стандартами надлежит руководствоваться при их формировании. При расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.

Раздел III. Финансово-экономические основы управления современной школой

1. За счет каких средств осуществляется финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений с 1 января 2011 г.?

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 000. Напомню, что в соответствии с данным документом на федеральном уровне виды особо ценного движимого имущества могут определять, во-первых, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, во-вторых, федеральные органы государственной власти (государственные органы), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ. И наконец местная администрация устанавливает порядок для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности , и муниципальных бюджетных учреждений. полномочия учредителя , или в порядке, установленном правовым актом соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, руководителем бюджетного или автономного учреждения.

Для бюджетного учреждения на всех уровнях публичной власти - федеральном, субъекта РФ, муниципальном - перечни особо ценного движимого имущества определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.


8.
Кто уполномочен утверждать перечень особо ценного движимого имущества для автономных учреждений?

В автономных учреждениях только на федеральном уровне перечни особо ценного движимого имущества определяет так называемый учредитель. На уровне субъекта РФ определение перечня осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а на муниципальном - в порядке, установленном местной администрацией.

Ответ: Утверждение перечня особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений осуществляется приказами руководителя органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции и полномочия учредителя , или в порядке, установленном правовым актом соответствующего органа исполнительной власти города Москвы, руководителем бюджетного или автономного учреждения.

9. Может ли учредитель уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение задания образовательному учреждению в течение срока его выполнения? Ответ: Изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета города Москвы государственному бюджетному или государственному автономному учреждению города Москвы на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.


10.
Какую часть средств разрешается направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда руководителям государственных учреждений? Ответ: Орган местного самоуправления (учредитель образовательного учреждения) формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений по следующей формуле
ФОТцст = ФОТ х ц, где:ФОТцст - отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ц - централизуемая доля ФОТ.
(Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ - 5% от ФОТ муниципальных образовательных учреждений. Размер ц устанавливается органом местного самоуправления).


11.
Для какого типа учреждения сохраняется субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения? Ответ: Казенные
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами . При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом , за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несетответственность по обязательствам автономного учреждения.

12.
Могут ли образовательные учреждения направлять средства, полученные на финансовое обеспечение выполнения госзадания учредителя, на иные цели? Ответ: Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований , предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

13. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с каким нормативным документом? Ответ: Статья 65 Закона об образовании. Размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования , не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей (присмотр и уход за детьми) с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также содержание детей (присмотр и уход за детьми) с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

14. Может ли оказывать платные услуги дошкольное образовательное учреждение в соответствии с целями и задачами, определенными уставом образовательного учреждения?

Ответ: Да. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

15.
При каких условиях организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения?

Ответ: Для перевода на УСН с ОСНО должны быть соблюдены ограничения по размеру доходов за девять предшествующих месяцев (45 млн рублей), остаточной стоимости основных средств (100 млн рублей), средней численности сотрудников (не более 100 человек).

16. Оптимальное значение доли фонда оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве, непосредственно осуществляющих учебный процесс, от общего фонда оплаты труда работников составляет…

Ответ:

Доля фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, от общего фонда оплаты

труда работников (оптимальное значение - 70%).

17. Базовый размер норматива финансового обеспечения содержания одного обучающегося 10-11 классов в образовательных учреждениях, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве?

Ответ: при 6-дневной учебной неделе 120 тыс. руб.

при 5-дневной учебной неделе 110 тыс. руб.

18. Оптимальное значение доли выпускников 9-х классов государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной межшкольной экзаменационной комиссией, по четырем учебным предметам, от общего числа выпускников 9-х классов?

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 марта 2011 г. N 86-ПП

О ПРОВЕДЕНИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Ответ: Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной межшкольной экзаменационной комиссией, по четырем учебным предметам, от общего числа выпускников 9-х классов (оптимальное значение -100%).

19. От чего не будет зависеть зарплата преподавателя в соответствии с новой системой оплаты труда?

Ответ: От стажа и образования.? ИСТОЧНИК?????

20. При каких условиях может производиться привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды учреждении дополнительного образования детей?

Ответ: 1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

21. Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения осуществляется за счет каких средств?

Ответ: Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано – образование, здравоохранение и т. д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета , но только не по смете, а путем предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

22. Возможно ли уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения?

Ответ: Изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета города Москвы государственному бюджетному или государственному автономному учреждению города Москвы на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

23. Что понимается под особо ценным движимым имуществом бюджетного учреждения?

Ответ:

Ответ: Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

27. Финансовое обеспечение деятельности какого типа учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы?

Ответ: Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

28. Какие субсидии предусматриваются бюджетным и автономным учреждениям?

Ответ: В связи с принятием Федерального закона от 01.01.2001 г. должна измениться форма предоставления бюджетных средств из бюджета бюджетным и автономным учреждениям. К новым формам финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений относятся:

    Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ; Субсидии на иные цели в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ; Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ.

29. Кем устанавливается порядок определения платы за услуги бюджетного учреждения для граждан и юридических лиц?

Ответ: Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом , в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учредитель ГБОУ.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" 10

30. Могут ли образовательные учреждения направлять средства, полученные на финансовое обеспечение выполнения госзадания, на иные цели?

Ответ: Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2010 года "О формировании государственного задания для государственных учреждений города Москвы"

31. Под особо ценным движимым имуществом понимается?

Ответ: а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

б)для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

в)для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

г) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;

д) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

32. Сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, которое осуществляется при выявлении органами государственного (муниципального) финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств называется…

Ответ: Блокировка расходов бюджета.

33. Кто и каким образом должен расплатиться по долгам ОУ, например, за поставленную ему в соответствии с договором мебель, если на счете этого учреждения отсутствует необходимая сумма?

Казенное ОУ - учредитель несет субсидиарную ответственность по свем долгам казенного учреждения

Бюджетное ОУ - несет ответственность по обязательствам (долгам) всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного.

Автономное ОУ - несет ответственность по обязательствам (долгам) всем имуществом, включая недвижимое, кроме недвижимого и особо ценного имущества, приобретенного за счет средств выделенных бюджетом.

34. В соответствии с новыми правилами оплаты труда педагогического коллектива директор образовательного учреждения должен адекватно трудовому вкладу сотрудников распределить между ними премиальную часть зарплаты. Высока вероятность того, что не все сотрудники сочтут его решение справедливым. Выберите для директора оптимальную стратегию принятия решения в этой ситуации.

Ответ: Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Ответ: Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. отношения конструктивного взаимодействия основных субъектов современных экономических процессов путем согласования их интересов (ответ);

36. Принципы осуществления государственной закупки ..

Ответ: -равноправное и справедливое отношение ко всем поставщикам;

Экономное и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов;

Открытость и прозрачность;

Подотчетность;

Ответственность.

37. В какие сроки учреждение должно сдавать отчет об исполнении государственного задания?

Ответ: Ежеквартально.

38. Любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе..

Ответ: Любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

39. Победителем аукциона на право заключить контракт, признается лицо..

Ответ: признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта

40. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать..

Ответ: уплату неустойки (штрафа, пеней).

41. Имеют ли право образовательные учреждения иметь свои лицевые счета в кредитных организациях?

Ответ: Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Бюджетное учреждение имеет лицевые счета в казначействе и не вправе открывать иных счетов.

42. Вправе ли государственное ОУ предоставлять гражданам платные образовательные услуги?

Ответ: Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

43. Что является важным моментом финансового планирования.

Ответ: Важным содержанием финансового планирования в хозяйствующем субъекте является определение его центров дохода (прибыли) и центров расхода.

Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему прибыль. Центр доходов имеет и другое название - профит (от фр. profit - «выгода, прибыль»).

Центр расхода - это подразделение хозяйствующего субъекта, которое является убыточным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в деятельности хозяйствующего субъекта.

44. Перечислите методы финансового управления.

Ответ:

Методы можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

План финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД или ПФХД) образовательного учреждения (ОУ) – это базовая нормативная документация, отражающая в себе формирование показателей о доходах и расходах каждой отдельной организации, а так же стабильность внутреннего и внешнего обеспечения.

Кто составляет план ФХД образовательного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности уполномочен составлять особый орган, организация деятельности которого соблюдается в рамках бюджетных и муниципальных организаций. Период составления документа обусловлен нормативно-правовой законодательной базой:

  • один финансовый год, если бюджетный ОУ рассчитан на идентичный период;
  • один финансовый год в рамках планового периода, если это предусматривают финансирование и бюджет.

В любом случае, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения должен составляться на основе шаблона, который соответствует всем параметрам и требованиям учредителей. Участники составления ПФХД образовательной организации имеют право вносить поправки и корректировать содержание плана в специальном программном обеспечении («Электронный бюджет», «АКЦ-планирование» и их аналоги), однако ПО должно быть разработан и допущен к использованию учредительным органом.

Требования и изменения в 2018 году

Формирование и разработка отчетного плана ОУ, в соответствии с которым будет осуществляться организационная, хозяйственная и финансовая деятельность, должны происходить в соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 3.3, подпункт 6).

Требования к составлению ПФХД были расширены и дополнены на основании Приказа Минфина No81н:

  • поправка терминов на основе изменения Бюджетного Кодекса РФ;
  • дополнительные правила в отражении расходов ОУ;
  • предоставление отчётности о производимых строительных работах на отдельных объектах.

Ввиду новых дополнений, датируемых 2018 годом, в плане финансово-хозяйственной деятельности ОУ требуется указать:

  • обоснование расходов по всем видам финансового обеспечения;
  • перечень закупок, необходимых для реализации организационной и хозяйственной деятельности ОУ в заданный период времени;
  • данные о зарезервированных под строительство целевых средств.

Вышеперечисленные указания являются обязательными для исполнения, а отраслевые государственные органы, в случае необходимости, имеют право вносить дополнительные поправки и требования к последовательности составления и содержанию плана ФХД.

При необходимости, учредительный орган ОУ имеет право корректировать структуру финансового плана, для производства оценки заблаговременно до начала следующего отчетного периода.

Состав нормативных документов

Документационный прогноз финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации должен отражать в себе порядок и сферы применения всех видов финансирования:

  1. Средства, полученные для реализации муниципальных (государственных) заданий
  2. Средства, полученные для исполнения перспективных образовательных целей задач.
  3. Средства, полученные ОУ в результате оказания учащимся платных услуг.
  4. Средства, полученные из других источников финансирования, не противоречащих действующему законодательству РФ: гранты, благотворительность и прочее.

Особое внимание при составлении плана ФХД образовательного учреждения следует уделить остатку денежных средств из бюджета за прошлый отчетный период, если таковой имеется. Необходимо указать причины неиспользования данных средств, а так же их дальнейшее применение в рамках нового финансового плана.

Самый важный документ, отражающий направление воспитательно-образовательной деятельности организации, должен состоять из трех разделов:

  1. Заглавный раздел «карта-визитка»: включает в себя общие данные о действующей организации, реквизиты, контакты для обратной связи и прочее.
  2. Содержательный раздел: включает в себя информационные, справочные и пояснительные блоки в соответствии с установленным форматом повествования.
  3. Оформляющий раздел: включает в себя данные о составителях и учредителях данного документа.

Шаблон, отражающий базовую структура плана ФХД ОУ согласно Требованиям No81н:

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАГОЛОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Титульный лист
1. Полное наименование бюджетного (муниципального) образовательного учреждения, ИНН, КПП.

2. Наименование учредительного органа, на который возложены функции контроля и управления организацией.

3. Наименование органа, который несет ответственность за состоянием лицевого счета организации.

4. Суммы денежных средств, указанные в ответном документе с точностью до двух знаков после запятой.

5. Фактический адрес образовательной организации.

6. Данные о лицах, исполняющих обязанности директора, бухгалтера, составителя документа, а также других должностных лиц, с личными подписями каждого.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Текстовая часть. Содержание.
1. Цели и задачи образовательного учреждения: направление деятельности на удовлетворение личностных, культурных, нравственных, духовных и интеллектуальных потребностей общества; развитие у детей активной жизненной позиции, сохранение и приумножение культурных и интеллектуальных ценностей.

2. Виды деятельности ОУ: реализация стандартных общеобразовательных и дополнительных углубленных программ обучения.

3. Перечень услуг, предоставляемых платно.

4. Стоимость балансового имущества ОУ: закрепленного за учреждением в рамках государственного обеспечения; приобретенного на государственные средства с целью расширения материальной базы и улучшения инфраструктуры организации; купленного на средства, полученные в результате оказания платных услуг.

5. Стоимость движимого имущества, которое находится на балансе.

Таблица 1 «Состояние финансового счета ОУ»
Отражение материальных ценностей:

· нефинансовые активы (ценное государственное имущество, недвижимость на балансе);

· финансовые активы (все виды дебиторской задолженности в рамках деятельности организации);

· кредитные обязательства.

Таблица 2 «Показатели расходов и поступления финансирования»
Данный раздел ПФХД является прогнозом трат и денежных поступлений, который составляется с учётом прошлого опыта (на основе финплана ОУ за прошедший финансовый год или плановый период). Особое значение при прогнозировании имеют следующие показатели:

· остаток денежных средств на балансе на начало нового отчетного периода;

· общая сумма финансовых поступлений на основе субсидий, финансирования на решение госзаданий, дополнительных инвестиций, прибыли от оказания платных образовательных услуг, выручки от реализации активов и ценных бумаг;

· общая сумма выплат: оплата коммунальных услуг и аренды помещения, выплата заработной платы сотрудниках, уплата налогов, пользование транспортными услугами и услугами связи и прочее;

· остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Таблица 2.1 «Показатели расходов на оплату необходимых товаров, услуг и работ»
Показатели по данной категории трат указываются в виде общей суммы, основанной на перечне данных по расходам, с указанием суммы, которая была зарезервирована на удовлетворение данных нужд при составлении плана ФХД за указанный отчетный период.

Расчёты производятся за основной плановый период, включая финансовый год в соответствии с нормативными актами;

· ФЗ No44 «О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг…»

· ФЗ No223 «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

Таблицы 3 и 4 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение ОУ»
К данному виду финансирования относятся денежные средства, которые идут на обеспечение контрактных обязательств. В таблицах необходимо указать:

1. Размер денежного остатка на начало текущего отчетного периода.

2. Прогноз ожидаемых поступлений (на основе прошлого опыта).

При этом необходимо сделать сноску в Таблице 4 о сроках и объёме выполняемых контрактных обязательств.

СПРАВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Приложение No1 «Сведения о применении субсидий, направленных на возмещение нормативных трат»
Приложение оформляется в виде таблицы, в которой необходимо указать:

· полное наименование образовательного учреждения;

· наименования бюджетов;

· наименование государственного органа, уполномоченного правом учредителя;

· наименование органа, ведущего отчётность за состояние лицевого счета организации.

Приложение No2 «Обоснование по выплатам»
Приложение включает в себя расчёты, выполненные в виде таблиц с пояснениями

Альтернативная форма главного финансового документа

Чтобы руководящий состав ОУ имел полное и раскрытое представление о материальном состоянии организации и грамотно и рационально производил расход финансирования, в последние несколько лет широко практикуется видоизменение структуры плана ФХД. Для бюджетных (муниципальных) организаций автономного типа приемлема несколько иная структура главного отчетного документа:

Разделы плана ФХД Содержание разделов
Краткое содержание документа Помещается после «шапки» в виде оглавления с указанием страниц
Учетная карта образовательного учреждения Составляется в виде таблицы с указанием следующих данных:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Юридический адрес организации с указанием почтового индекса.

3. Дата и место прохождения государственной регистрации.

4. Контактные данные.

5. ФИО руководителя организации и главного бухгалтера.

7. Коды, значимые за организацией в результате их присвоения Росстатом и другими органами контроля.

8. Размер уставного капитала и муниципальной доли организации.

Обобщенное описание финансовой и хозяйственной ситуации Указание направления деятельности ОУ, наличие лицензий и других свидетельств установленного образца, позволяющих осуществлять вышеуказанную деятельность. Подробное описание деятельности управляющего состава.
Анализ состояния бюджета и перспектив развития В данном разделе отражены показатели в динамике следующих данных:

· количество учащихся;

· численность управляющего состава, педагогов и обслуживающего персонала;

· доходу образовательной организации;

· выплаты заработной платы (в том числе и задержки выплат по причине нехватки средств);

· материально-техническое обеспечение;

· оценка качества образовательных услуг.

Маркетинг Расходование финансирования с целью поддержания имиджа учебного заведения, реклама и распространение образовательных услуг на платной основе. Привлечение абитуриентов и инвесторов.
Описание образовательных услуг и учебного процесса Актуальность и качество образования, проходящего на платной основе.
Направления деятельности ОУ Информация о деятельности образовательного учреждения за последние несколько лет, для отслеживания соответствия в динамике
План доходов Прогноз возможных доходов по следующим направлениям:

· бюджетное финансирование;

· внебюджетные доходы;

· иные источники получения дохода (инвестиции субсидии, гранты благотворительность).

Материально-техническая база В данном разделе необходимо указать в денежном эквиваленте совокупность всех объектов, находящихся на балансе (зданий, подобных помещений, предметов мебели и прочее), а также указать сумму недостающих средств, для улучшения материально-технического обеспечения.

Здесь же необходимо уточнить возможные источники дополнительного финансирования и график его получения.

Состояние кадров Указать, есть ли необходимость в организации новых рабочих мест:

· количество вакантных мест;

· усредненная заработная плата работника на замещение;

· общие показатели начислений в фонд оплаты труда.

Оценка риска Здесь отображаются возможные ситуации образования дефицита средств и способы его устранения.
Полный финансовый план ОУ на один финансовый год В форме таблиц указываются все возможные траты средств из бюджета ОУ (заработная плата, налоги, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи, оплата работ сторонних учреждений и прочее).
Источники финансирования Перечисление всех возможных источников дополнительного финансирования:

· собственные средства организации, полученные в рамках законной деятельности ОУ;

· бюджетные средства, направленные на осуществление госзадания.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОУ Производится учредительными органами и управляющим составом, в рамках реализации основной деятельности учебного заведения.

При условии получения субсидий, необходимо отразить в плане ФХД способ освоения данных средств учебным заверением.

Утверждение плана ФХД образовательной организации

Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения проводится в следующей последовательности:

  1. Проект плана и его дубликат заверяются подписями руководителя учебного заведения, бухгалтера и составителя документа, а также гербовой печатью ОУ.
  2. Проект плана ФХД в двух экземплярах предоставляется в департамент государственного органа, выполняющего учредительные функции. Документ проверяется и утверждается в течение 5 рабочих дней.
  3. План проверяется комитатами по управлению инвестициями, представителями планово-экономических разделов и органами бухгалтерского учёта. В случае одобрения, уполномоченный орган визирует экземпляры документа и передаёт их заместителю главы отдела по согласованию. Если план необходимо доработать, он возвращается руководителю учебного заведения, который обязаны внести поправки в течение 2 рабочих дней.
  4. Если замечаний к составу документа нет, — заместитель передаёт оба экземпляра для дальнейшего утверждения директору департамента.
  5. В течение следующих 30 дней разрабатывается бюджет организации, и, в случае необходимости, в план могут вноситься поправки и коррективы. После формирования бюджета, подписанный и утверждённых план ФХД ОУ возвращается директору учебного заведения.

Согласно Требованиям No81н (пункты 21 и 22), директор учебного заведения сам может утвердить план финансово-хозяйственной деятельности в случае, если учредительный орган дал такое право. Такой метод практикуется в ОУ автономного типа.

Законодательством предусмотрен механизм свечения поправок в уже утверждённый план финансово-хозяйственной деятельности, который осуществляется в следующих случаях:

  • изменение размера бюджетного финансирования;
  • увеличение объёма внутренней прибыли организации;
  • фиксирование трат, не предусмотренных в плане ФХД.

В будущем ожидаются и другие поправки к нормативной документации, так как существующий шаблон имеет ряд недоработок, касающихся средств, поступающих в распоряжение ОУ на временной основе.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.