Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Развитие цмит. Анализ творческой деятельности как основы инноваций

О творчестве в реальном бизнесе пишут и говорят сейчас достаточно много. Однако при этом упор, как правило, делается именно на творческой стороне дела. Место творчества в деятельности организации (компании) остается как бы за кадром. В то же время этот аспект не только интересен, но и полезен. Если собрать вместе несколько креативных людей, то мы получим массу интересных, но совершенно бесполезных идей. «Идеи, даже самые замечательные, бесполезны, если они не используются. … Пока они не будут реализованы на практике, они будут оставаться в безвестности». Как видите идея это не все. В связи с этим рассмотрим такие понятия современной организации как «творчество», «инновации» и «предпринимательство»и попытаемся увязать их друг с другом.

1. Предприниматель (антрепренёр) - граждане и их объединения, деятельность которых направленна на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

2. Нововведение (инновация) - целенаправленное внедрение качественных изменений преобразующих реальную социальную практику.

3. Творчество (креативность) - способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям.

Рассмотрим более подробно каждый из этих терминов.

Обычно слово Предприниматель ассоциируется с собственником. Это естественно, именно предприниматель-собственник имеет решающие права на все действия связанные с бизнесом. Однако в рамках организации (компании) может иметь место внутреннее предпринимательство (интрапренерство). Интрапренерство - деятельность работников предприятия, основанная на их инициативе и активности, осуществляемая в рамках организации отдельных видов деятельности в целях повышения эффективности работы предприятия, максимизации прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей активных работников предприятия (интрапренеров). Возможность внутреннего предпринимательства позволяет рассматривать менеджеров различного уровня в организациях (компаниях) в качестве субъектов предпринимательской деятельности Баранчеев, В.П. Инновационный менеджмент / В.П. Баранчеев. - М.: Финстатинформ, 2010. - С. 121..

Нововведение (инновация) может рассматриваться на различных уровнях. Трансформационные или революционные нововведения, приводящие к необратимым изменениям существующего порядка вещей в глобальном масштабе. Значимые инновации вызывающие большие, но не кардинальные изменения, и, наконец, эволюционные - текущие изменения, происходящие регулярно. Именно последние инновации характерны для деятельности организации (компании). Важно, что нововведения дифференцируют на социально-экономические, управленческо-организационные и чисто технологические типы. В этой связи к важнейшим областям инноваций в организации (компании) можно отнести:

Инновации товаров и услуг;

Инновации технологии производства;

Инновации организации и методов работы;

Инновации способов доставки товара или услуги заказчику;

Инновации средств информирования клиента о продукте;

Инновации способов управления отношениями внутри организации Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2010. - С. 169..

Рис. 1.

Творчество. В 1983 году была сформулирована компонентная теория творчества, которая признана одним из главных теорий творчества отдельных личностей и организаций. Теория претерпела значительную эволюцию с тех пор, но основные компоненты остались неизменными.

Творчество требует слияния четырех компонентов:

1) внутренняя мотивация;

2) высокий уровень знаний отрасли;

3) мастерство в использовании творческого мышления;

4) среда с высоким содержанием опор для творчества Грачев, М.В. Инновационный менеджмент / М.В. Грачев. - М.: Дело, 2010. - С. 89..

Понятия творчество, инновации и предпринимательство связаны между собой. Выражение, связывающее эти понятия, может звучать так. Предприниматель, используя творчество как ресурс, внедряет инновации в целях повышения большей эффективности деятельности. Процесс, даже если он творческий, ради процесса не имеет значения.

Центр молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

(направление: конструкторские технологии, дизайнерские технологии)

Центр обеспечивает равные возможности доступа к его технологиям и оборудованию всех заинтересованных сторон – школьников, учащихся станций юных техников, домов творчества, обучающихся средних и высших профессиональных заведений, представителям малого и среднего бизнеса.

Главная цель создания ЦМИТа – предоставление возможности посетителям Центра на практике освоить процесс от зарождения инновационной идеи до создания практического продукта. Каждый посетитель Центра получает возможность на собственном опыте понять, какой путь проходит инновационная идея от зарождения до ее практической реализации.

Основная функция Центра - развитие инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся, для чего предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

А началось все в 2011 году. Руководство ООО «Перспектива» приняло решение об апробации новой модели взаимодействия Работодателя и Школы. В 2011 году был подписан договор частно-государственного партнерства в сфере образования между ООО «Перспектива» и МБОУ СОШ №18. На базе МБОУ СОШ №18 был открыт Центр инженерного проектирования и дизайна , работа которого доказала необходимость дальнейшего развития функциональных связей между образовательными учреждениями и субъектами предпринимательства.

Кроме того, реализация программ по технологическому образованию школьников показала необходимость их обучения работе на высокотехнологичном оборудовании.

Для развития инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

Партнеры Центра

ОАО «Пензтяжпромарматура»

ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет

ФГБОУ ВПО Пензенская государственная технологическая академия

ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж.

Центр молодежного инновационного творчества «Шаг в будущее»

Школы г. Пенза (заключены соглашения о сотрудничестве). Перечень школ – партнеров ЦМИТ ТехноАрт – МБОУ СОШ № 18, 50, 51, 27, 9, 17, 27, 58, 11, 12, МБОУ ЛАД № 3

Целевая аудитория Центра

Учащиеся, занимающиеся научно-техническим творчеством.

Учащиеся учреждений НПО, студенты учреждений СПО, студенты ВУЗов, вовлеченные в исследовательскую деятельность.

Молодежь, стремящаяся к созданию инновационного бизнеса.

Школьники, занимающиеся научно-техническим творчеством в кружках и студиях.

Дома творчества г. Пензы.

Цели и задачи создания

Центра молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

Цель: формирование высокого уровня инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся и молодежи на основе проектной научно-исследовательской деятельности

Задачи:

    Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности

    Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении

    Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО

    Формированиесредыдля реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

    Расширениесетевоговзаимодействия с учреждениямиВПО, СПО, ОУ, ДОД

    Формированиепедагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов.

Центр уже зарекомендовал себя как учреждение, активно занимающееся профориентационной и образовательной деятельностью инженерно-технического профиля. Два года назад ЦМИТ «ТехноАрт» совместно с ЦМИТ «Шаг в будущее» инициировали и провели конкурс бизнес-проектов «Игра-дело серьезное»: команды прошли полный цикл производства настольной игры (идея, написание бизнес-плана, составление технической документации в специальной программе Teflex-cad, производство игровых элементов, защита проекта перед инвестором) В прошлом году школьники участвовали в конкурсе «Идеальное рабочее место современного школьника» (от разработки проекта до изготовления мебели).

Кроме того, ЦМИТ «ТехноАрт» активно занимается развитием робототехники среди школьников.

Направления деятельности ЦМИТ «ТехноАрт»

  1. Экскурсионное.

Цель: знакомство школьников и молодежи с деятельностью, направлениями работы и достижениями ЦМИТ.

Задачи:

Представление сферы деятельности ЦМИТ и его технического обеспечения.

Презентация достижений школьников и молодежи, занимающихся в ЦМИТ, демонстрация возможностей оборудования.

Увеличение количества пользователей ЦМИТ.

Увеличение количества учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Расширение сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, ЦМИТами.

Профориентация школьников.

  1. Образовательное. Уроки, мастер-классы, обучающие семинары.

Цель: формирование педагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов, формирование основ инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся, имеющих мотивацию к технической деятельности.

Задачи:

Знакомство и обучение школьников работе на новом современном оборудовании, внедрение образовательных программ, нацеленных, в том числе, на развитие проектного мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе методик ТРИЗ.

Отбор и подготовка кадров для работы с учащимися и молодежью из числа изобретателей, инженеров различных специальностей, дизайнеров, предпринимателей, преподавателей вузов и педагогов школ.

Увеличение количества педагогов, занимающихся развитием технологического образования школьников.

Увеличение количества педагогов и школьников, вовлеченных в проектную деятельность ЦМИТ.

Междисциплинарное взаимодействие педагогов в техническом и технологическом направлениях.

Профориентация школьников.

  1. Проектная деятельность

ЦМИТ предоставляет возможность заниматься творчеством в благоприятных условиях, изучать на практике работу современных производственных станков с цифровым программным обеспечением, что особенно важно для молодого «цифрового» поколения, для которого компьютер и интернет – основной канал общения и стимул для творчества.

Цель: Создание условий, позволяющих учащимся и молодежи, нацеленной на научно-техническую деятельность, эффективно и на современном технологическом уровне реализовать на практике технологическую цепочку от формулирования идеи до ее реализации.

Задачи:

Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении.

Постоянное расширение базы данных

Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО.

Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями ВПО, СПО, ОУ, ДОД, ЦМИТ.

Формирование совместно с организациями науки и промышленности «банка инновационных тем» для проектной деятельности учащихся и молодежи.

Активное участие в конкурсных мероприятиях технической направленности.

  1. Коммерческая деятельность

ЦМИТ «ТехноАрт» – это, прежде всего, не коммерческая структура. Оборудование Центра для работы детям и молодежи предоставляется бесплатно. Основной приоритет – запрос на оборудование со стороны учащихся и молодежи. В свободное время Центр предоставляет оборудование или выполнять заказы молодежным коммерческим фирмам, инновационным предприятиям.

Коммерческая деятельность не противоречит идее и задачам ЦМИТ и может стать равноправной частью деятельности лаборатории при условии , что не создаётся препятствий к открытому доступу и работе других участников ЦМИТ.

Цель: Обеспечение широкого и свободного доступа талантливой молодежи к современному оборудованию и современным производственным технологиям, организация продуктивного общения молодежи с высококвалифицированными инженерными кадрами различных специальностей, предпринимателями и др.

Задачи:

Формирование среды для реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

Сформировать «детско-молодежно-взрослые» творческие коллективы, объединенные на основе совместных задач по изготовлению опытных образцов и прототипов изделий, а также воплощения на практике молодежных идей и проектов в изделия (образцы).

Разработка механизма развертывания на базе Центра молодежных предпринимательских проектов, коммерциализации полученных результатов, развитие инновационного молодежного бизнеса.

Постоянное расширение базы данных потенциальных кадров специалистов технической направленности.

Формирование команд обучающихся СПО и студентов ВПО для реализации коммерческих проектов.

Отработка на базе Центра механизмов продуктивного взаимодействия между образовательными, научными и производственными инновационными предприятиями.

Дальнейшее «наращивание» (развитие) материально-технической базы ЦМИТ, вследствие привлечения средств из внебюджетных источников, а также от спонсорской помощи инновационных предприятий и научных организаций.

Выгодное территориальное расположение

Доступность и открытость Центру будет обеспечивать малая удаленность от ряда крупных предприятий и ведущих технических ВУЗов и СУЗов города Пензы. В шаговой доступности от второй площадки, МБОУ СОШ №18, находятся 2 ВУЗа (Пензенская государственная технологическая академия, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства), 3 СУЗа (Пензенский автомобильно-дорожный колледж, ФГОУ среднего профессионального образования «Пензенский государственный автомобильно-дорожный колледж» , ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж), 10 школ, 5 крупных промышленных предприятий (ОАО «Пензтяжпромарматура, ОАО «Пензхиммаш», ФГУП «ППО ЭВТ», ОАО «ЗиФ-Плюс», ФГУП «ППО «Электроприбор»), что обеспечит высокую посещаемость и полную загруженность работы Центра. В Центре будет обеспечена доступность оборудования с возможностью бесплатной работы для учащихся. Увеличение доли учащихся, поступающих на специальности СПО и ВПО.

Развитие модельной базы и усложнение проектов, выполняемых в домах творчества и кружках технической направленности, работающих на базе школ.

Обучение работе на высокотехнологичном оборудовании.

Создание инновационныхпредпринимательских проектов.

Выпуск сувенирной продукции.

Выполнение заказов предприятий по проектированию промышленных изделий.

Получение обучающимися основ инженерно – технических профессий.

В.И.Рыбакова

Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно доказывает это.

В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

По итогам аттестации высшую категорию получили в 1993 году - 34 преподавателя, 1994 - 233, 1995 - 270, 1996 - 301, в текущем году на высшую квалификационную категорию претендуют 1083 педагога.

Формой квалификационнных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Руководители учреждений, реализуя инновационные проекты, приходят к осмыслению управленческого аспекта инновационной деятельности. Именно режим развития требует перехода от руководства к управлению, осмысления программно-целевого подхода, создания концепции развития образовательного учреждения, освоения научных основ управления.

Взаимодействуя с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуют навыки аналитической и прогностической деятельности.

В банк данных информационно-педагогического центра занесено 450 творческих работ и проектов, большинство из них пользуются спросом не только в области, но и за ее пределами, только в 1996 году по этому поводу обращались более 300 человек. Наиболее популярны у педагогов темы и проекты по новым технологиям обучения, нетрадиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, коррекционной педагогике, сельской школе, работе с родителями, русской национальной школе. Спрос тоже свидетельствует о стремлении педагогов к творчеству.

Я полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Несмотря на тяжелые финансовые сложности, приток желающих пройти курсы не ослабевает, только за прошлый год в различных формах переподготовки и повышения квалификации приняли участие 12 тыс. педагогов и руководителей.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка в области, включившая в себя:

создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости для региона и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;

создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования и на уровне региона;

обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

Одно из необходимых условий реализации принципа основного звена - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем мы выделили главные и наметили пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т.д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Недостаточная компетентность исполнителей проектов вызывает необходимость создания экспериментальных и стажерских площадок в образовательных учреждениях и управленческих структурах; проведения интенсивно-технологических курсов, индивидуальных консультаций, расширения организационно-деятельностных игр как формы работы в отдельных творческих группах, целых педагогических коллективах учреждений и территориальных образований.

К практическим результатам внедрения новой модели управления инновационной деятельностью образовательных учреждений в регионе можно отнести следующие факты.

В 1995 - 1996 учебном году уже 80% школ области в учебных планах имело 70 новых предметов и курсов, направленных на гуманитаризацию образования, сохранение и возрождение национального характера школы, допрофессиональную ориентацию и подготовку, социальную адаптацию и реабилитацию учащихся и воспитанников.

В 20% школ обеспечено раннее изучение основ информатики и вычислительной техники, иностранного языка, пропедевтических курсов физики, химии; в 40% школ введен выбор учащимися углубленного изучения отдельных предметов. Формируется целостная система поддержки талантливых детей. Для детей, имеющих проблемы в развитии, расширена сеть социальных учреждений и сформированы в составе общеобразовательных учреждений классы компенсирующего обучения, выравнивания, классы по медицинским показаниям, группы разновозрастного обучения, группы без базового образования в учреждениях начального профессионального образования, формируется домашняя система обучения.

Создаются центры социальной помощи детям; методико-педагогические школы, психологические службы, культурно-образовательные центры, службы доверия и т.д.

На уровне региона созданы телекоммуникационный центр дистанционного обучения школьников с филиалами в шести городах и четырех районных центрах; очно-заочные школы русской филологии и культуры, математическая, физико-техническая; продолжается процесс включения всех средних школ в международные образовательные телекоммуникационные сети ИНТЕРНЕТ.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Инновация - это поиск нового, авангардного

и поддержка идей, которые становятся

в искусстве глотком свежего воздуха.

Т. Манашеров, учредитель

культурно-благотворительного фонда «U-Art»

[Инновации в искусстве]

Инновация - это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [Агарков и др., 2011, с. 154]. Согласно П. Стоунмэну, инновации имеют место в том случае, когда новые продукты, процессы, сырье, управленческие методы впервые появляются на новом или уже существующем рынке, либо в нерыночной среде (образование, здравоохранение и др.). Кроме того, когда определенный институт применяет новые для него технологии, процессы, методы, разработки впервые в своей деятельности, речь также идет об инновациях, несмотря на то, что другие институты это уже ранее применяли или использовали. .

Создание инновации - это постепенный процесс, состоящий из трех последовательных этапов. Сначала человек генерирует новую идею, так появляется новшество (к примеру, управление гаджетом можно осуществлять при помощи движений пальца на экране); затем эта идея находит свое воплощение в конкретном материальном объекте, создается технология, так появляется нововведение (создание сенсорного экрана); и только потом, когда данная технология реализуется в конкретном устройстве и при этом сопровождается растущей популярностью и коммерческим упехом, то можно говорить, о создании инновации (телефон с сенсорным экраном).

Инновации охватывают практически все сферы жизни общества: появляются новые технологии, продукты, виды рекламы, способы продаж. К примеру, компания «Google» создала «умные» очки, электронного ассистента «Google Now», гигабитную оптиковолоконную сеть «Google Fiber»; компания «iRobot»предтавила публике робота - уборщика; «Philips» - систему «умного» освещения, позволяющую регулировать цвет освещения и управлять им при помощи смартфонов [Мельник].

Инновации в области искусства имеют долгую историю. Постепенные переходы от парсуны к портрету, от классического искусства к абстракционизму, от класического театра к современному сопровождались инновационными процессами, которые при этом не разрушали созданное ранее, а переводили искусство на качественно новый этап.

В литературе выделяют различные классификации инноваций: производственные и управленческие; продуктовые (создание нового продукта), технологические (использование новой технологии), процессные (использование новой организации производства) и маркетинговые (открытие новых рынков сбыта и источников сырья); радикальные и улучшающие [Агарков и др., 2011, с. 57]. Однако применительно к сфере исполнительского искусства наиболее подходящей, на мой взгляд, является классификация инноваций по форме воплощения, согласно которой все инновации делятся на два типа: soft и hard.

Hard - инновации связаны с созданием материальных объектов, изменением функциональных характеристик продукта; такие инновации часто требуют больших затрат на разработку и внедрение . К примеру, создание новых машин, первого микропроцессора, цифрового фотоаппарата. Применительно к театральной сфере это может быть усовершенствование звука, света, декораций, внедрение прямых онлайн-трансляций и др. Тут мы говорим о технической стороне построения спектакля, то есть о спектакле с применением инновационных технологий.

К примеру, в 2002 году на сцене Большого театра была показана инновационная постановка оперы «Снегурочка», в которой использовался видеоряд с применением цифровой технологии «High Definition» (впервые данная технология былаиспользована Д. Лукасом при съемке «Звездных войн»). Во время представления транслировался двухчасовой видеофильм, основанный на эскизах декораций Н. Рериха [Экспериментальная постановка оперы «Снегурочка»….].

Если же речь идет о внедрении инноваций в художественную часть постановки, то тут мы говорим о внедрении так называемых soft - инноваций и постановке инновационного спектакля.

Soft-инновации (софт - инновации) - это инновации в продуктах или услугах, которые связанны с воздействием на с чувственное восприятие и эстетическую привлекательность продукта, нежели с изменением его технических характеристик . В качестве примеров soft-инноваций можно привести разработку и запуск новой линии одежды, новой рекламной компании, нового архитектурного дизайна, вндерение процесса коллективного сочинения пьесы пользователями Интернета в театр [Должанский]).

П. Стоунмэн разделяет soft-инновации на две категории. Первая категория включает инновации в продуктах, которые сами по себе несут эстетичекую ценность и относятся к объектам культуры, искусства или медиа - индустрии: музыка, книги, фильмы, модные объекты и др. Вторая категория включает инновации в индустриях, связанных с созданием материальных продуктов, которые не несут эстетической ценности (примерами таких инноваций являются новый дизайн машины, новый аромат освежителя воздуха и др.) .

Инновации в художественой части театральной постановки относятя непосредственно к первой категории soft-инноваций. Отправной точкой считается само произведение искусства, а ииновацией - созданние новых принципов построения художественного произведения. В качестве примера можно привести инновации в российском балете XIX века, когда балетмейстер М. Петипа начал создавать совершенно уникальные постановки, в которых балет уже не был просто хорошо исполненным танцем, а представлял собой настоящее театральное зрелище с определенным сюжетом и эмоциональной составляющей; большое внимание начало уделяться не только технике, но и пантомиме. Благодаря инновационному подходу М. Петипа, русский балет стали называть лучшим балетом в мире [Мариус Петипа: как француз сделал…].

Другим примером soft - инноваций может быть оригинальное прочтение знаменитого произедения. К прмеру, польский театр «Zabrzu» представил новую интерпретацию «Дон Кихота», в котором герои знаменитого произведения М. Сервантеса оказываются рядовыми работниками театра, а вечером в своих мечтах совершают подвиги [Пермский театр привез «Панночку в Каир….].

В театральной постановке могут присутствовать как hard, так и soft - инновации. Интересным примером является постановка классической оперы Н. Римского - Корсакова «Псковитянка», представленная в 2011 году артистами Большого театра в Пскове. Зрители смогли увидеть оперную постановку непосредственно в стенах Псковксого кремля (в том месте, где происходили истрические события). Впервые в России оперу показали в естественных исторических декорациях и на открытом воздухе. Из Москвы были привезены специальные декорации боярских домов, было использовано самое техническое современное оборудование, а также приглашены каскадеры и всадники [В Псковском Кремле состоялась постановка оперы…].

Поскольку инновации предполагают либо создание нового, либо усовершенствование сушествующего продукта и при этом также создание потребительской ценности, сегодня театры (в условиях конкуренции со сторны индустрии развлечений и других организаций сферы исполнительского искусства) активно ищут новые подходы, способы построения спектакля и создают инновационые постановки, для того чтобы повысить свою конкурентоспособность и привлекать зрительскую аудиторию. Чрезвычайно важно с помощью внедрения инноваций воздействовать на воображение и эмоции публики, создать определенную атмосферу. Интеллектуальное, эмоциональное или эстетическое переживание, связанное с просмотром определенного представления, должно стать источником эмоционального удовлетворения для зрителя [Котлер, Шефф, 2004, с. 56]. Результатом внедрения инноваций в совокупности с применением маркетинговых принципов в театральных и концертных организациях в идеале является повышение конкурентоспособности организации и удовлетворенности посетителей.

Сегодня существуют как экспериментальные театры с репертуаром исключительно инновационного характера (к примеру, британские театры «Soho Theatre», «Camden People"s Theatre», «Bush», «King"s Head» [Театр на родине Шекспира]), так и классические театры, которые представляют зрителю инновационные постановки, наряду с традиционными.

Следует отметить, что под инновационными постановками в репертуаре театра понимаются современные постановки. В случае балета следует говорить о классической и современной хореографии, в случае оперы - об авторской (современной) и традиционной трактовке (классической) трактовке.

Одним из ярких примеров театра, в репертуаре которого есть как классические, так и современные постановки, является Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского - один из старейших театров в России, основанный в 1870 г. [История Пермского театра оперы и балета]. Театр входит в число ведущих музыкальных театров страны, и в 2015 г. получил наибольшее, по сравнению с другими участниками, количество наград - пять «Золотых маскок» (Национальная театральная Премия) [Триумф королевы индейцев…].

В своем сообщении для СМИ представители театра говорят о том, что театр «бережно хранит классические традиции - и при этом чутко реагирует на вызовы современности» [Сообщение Пермского театра оперы и балета для СМИ]. Это отражено и на логотипе театра - разбитой на два сегмента букве «О», смещенных относительно друг друга, чтосимволизирует, во-первых, сочетание оперы и балета - двух видов исполнительского искусства, предлагаемых театром, и, во-вторых, сочетание традиции и современности [Пермский театр оперы и балета презентовал…].

Создавая современные оперные и балетные постановки, театр создает своего рода инновационные культурные продукты (в качестве инновационных продуктов опера и балет рассматриваются именно в культурной и социальной среде России). Театр оперы и балета стремится идти в ногу со временем, говорить со зрителями на современном языке, а также привлекать молодую публику, поэтому и предлагает публике постановки, принципиально новые для зрителей Перми и Пермского края. В качестве примеров современных инновационных постановок можно привести следующие: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Дуэнья», «Королева индейцев», «Носферату», «Орфей», «Путешествие в страну джамблей», «Сказки Гофмана», «Травиата» (опера), «The Second Detail», «Когда падал снег», «Свадебка» (балет). (См.Приложение 2).

Интересным примером внредрения soft-инноваций также является опера «Фиделио», поставленная Пермским театром оперы и балета в 2010 году в музее «Пермь-36» - бывшем лагере для политических заключенных. Действие разворачивалось в различных частях «Перми - 36», и все участники (оркестр, хор, зрители и актеры) перемещались по территории музея по ходу действия. На роли охранников, солдат, узников были приглашены волонтеры, отобранные на кастинге. Для того чтобы воссоздать атмосферу лагерной жизни, зрителей в антракте кормили гречневой кашей, охранники подгоняли их окриками, подвергли «шмону», на территории были размещены сценические арт-инсталляции, иллюстрирующие тюремный режим [На премьере «Фиделио» в «Перми-36»…].

Однако несмотря на большое разнообразие инновационных постановок, а также на значительные временные и финансовые затраты на их создание (к примеру, на создание оперы «Свадьба Фигаро» было выделено 15,5 млн руб.), далеко не все потребители готовы посещать их. Так художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Т. Куррентзис в одном из интервью отметил: «Залог успешной художественной политики - баланс между классикой и современным материалом. Это формула успеха, поэтому мы показываем классический, золотой репертуар, но очень качественно сделанный, а также современный. Наша политика демократична, мы учитываем рназные вкусы, классические постановки можем чередовать с ультрасовременными, но все они должны быть сделаны со вкусом. И зрители, как гурманы, могут выбирать абсолютно разные вещи» [Интервью с Т. Курентзисом].

Таким образом, театр стремится удовлетворить запросы разных сегментов аудитории, предлагая публике, как традиционные, так и современные (инновационные) постановки.

Поскольку любая инновация предполагает элемент неопределенности, при внедрении инноваций в театральную постановку, целесообразно определить, насколько потребители восприимчивы к инновациям - оценить их уровень инновационности. Соответственно, при внедрении инноваций в постановку становится особенно важным сегментирование по уровню инновационности (восприимчивости к инновациям). Потребители различаются по степени своей готовности воспринимать новые идеи, а также проверить и оценить достоинства нового произведения на собственном опыте, поэтому театру необходимо понимать, какой сегмент более консервативен в выборе художественного продукта, а какой наиболее восприимчив к инновациям.

Тут уместно обратиться к теории «Диффузия инноваций», созданной в 1962 году американским социологом E.Роджерсом. Согласно Роджерсу, каждый потребитель проходит 5 стадий в процесе принятия решения об использовании(принятии) инновации:

  • - Знание (знакомство) - потребитель узнает про инновацию, но не имеет полной информации о ней (к примеру, потребитель услышал от друзей про то, что скоро в театре будут показывать новую современную постановку);
  • - Убеждение (интерес) - потребитель проявляет интерес к инновации, осуществляет поиск дополнительной информации (потребитель ищет информацию о ценах, времени проведения);
  • - Решение (Оценка) - потребитель оценивает преимущества и недостатки инновации и принимает решение, стоит ли впервые использовать ее (потребитель оценивает свои финансовые возможности, временные издержки и принимает решение о том, покупать билет или нет);
  • - Апробация (Испытание) - потребитель впервые использует инновацию (потребитель посещает театр и смотрит постановку);
  • - Подтверждение (Принятие) - потребитель оценивает результаты использования/применения и принимает решение о дальнейшем использовании (потребитель делает выводы, оценивает постановку, что в дальнейшем может повлиять на его решение о посещении другой современной постановки) .

Однако время прохождения всех стадий у каждого потребителя разное, оно определяется, во-первых, основными признаками самой инновации, во-вторых, индивидуальными особенностями личности. Среди признаков инновации Е. Роджерс выделяет относительное преимущество (насколько новая идея, лежащая в основе инновации, воспринимается как более лучшая, по сравнению с идеей, которую она заменяет/вытесняет); совместимость (с существующими ценностями, потребностями и прежним опытом потенциальных потребителей); сложность (для понимания); доступность для пробы (возможность испытания/использования в ограниченном масштабе); наблюдаемость (насколько явно выражены результаты внедрения инновации). Восприимчивость к инновации тем выше, чем больше относительное преимущество, выше степень совместимости, доступности и наблюдаемости и меньше степень сложности инновации .

Что касается индивидуальных особенностей потребителей, Е. Роджерс выделил 5 типов потребителей, различающихся по скорости принятия инноваций: «инноваторы, «ранние последователи», «раннее большинство», «позднее большинство» и «поздние последователи». Рассмотрим каждую из категорий.

«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы») - это первые 2,5% потребителей (самая малочисленная группа), которые начинают использовать инновации. Они образованы, азартны, готовы идти на риск, открытые всему новому, имеют множество информационных источников, определенный уровень технических знаний, а также финансовые ресурсы. Они готовы к появлению проблем, связанных с первоначальным использованием, внедрением инноваций.

«Ранние последователи» («ранние усвоители», «лидеры», «местные лидеры») - следующие 13,5% потребителей, которые начинают использовать инновации. Они являются общественными лидерами, лидерами мнений, пользуются уважением окружающих, образованы, могут просчитывать наперед и стремятся использовать инновации, чтобы получить значительное конкурентное преимущество. Они получают информацию, предоставляемую «инноваторами», и на основе данной информации принимают взвешенное решение о принятии.

«Раннее большинство» - следующие 34% последователей. Они более осторожны, рассудительны, чем «ранние последователи», однако при этом принимают инновации раньше средснестатистических последователей, также имеют множество социальных контактов.

«Позднее большинство» («скептики», «консерваторы») - следующие 34% последователей. Они скептически относятся к инновациям, консервативны, с низким социальным статусом. Долго взвешивают все «за» и «против». Иногда определяющим фактором принятия инноваций служит давление социальной группы, либо экономическая необходимость.

«Отстающие» («традиционалисты», «поздние усвоители») - последние 16% последователей, начинающих использовать инновации. Они либо привязаны к традициям, неохото принимают новое и недоверчиво относятся к мнению тех, кто уже использовал инновацию, либо изолированы от других членов общества и не обладают информацией. Процесс принятия решения об использовании инновации у «отстающих» самый долгий. Они могут начать усваивать и принимать инновацию уже тогда, когда она перестает быть инновацией .

Рис. 1.

Выделяя данные типы потребителей, Роджерс, однако, отмечает, что скорость принятия инноваций у потребителей может изменяться, поэтому пять идеальных типов в чистом виде не существуют . Следует также отметить, что в реальной ситуации на рынке потребителей культурных продуктов, вероятно, могут отсутствовать некоторые из пяти типов, что может быть обусловлено спецификой рынка.

Таким образом, ставя перед собой задачу сегментирования потребителей, Е. Роджерс обращает внимание на то, как быстро пользователи принимают инновации, то есть насколько они восприимчивы к инновациям.

Следует отметить, что в данной работе, помимо предложенного Роджерсом критерия сегментирования (восприимчивость к инновациям), будет использован также такой критерий, как омниворизм. Сегментирование на основе двух данных критериев позволит разработать оптимальную программу продвижения инновационного продукта, выстроить эффективную коммуникационную политику и при этом избежать лишних финансовых расходов.