Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Индивидуальное планирование включает. Что такое планирование, его определение, виды, инструменты

Лучкина Вероника Вячеславовна , кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Технологический университет, г. Королев, Россия

Наставничество;

- выполнение дополнительных задач, ролей, поручений.

Создание базы индивидуальных планов развития сотрудников в ОАО «НПО Росдормаш» позволяет улучшить психологический климат в коллективе, создать кадровый резерв, и в итоге повысить эффективность профессиональной деятельности работников.

Утвержденным мероприятием в организации является методика разработки индивидуального плана развития сотрудника.

1. Разъясняющий семинар для сотрудников;

2. Самостоятельная оценка сотрудников уровня своих компетенций;

3. Оценка деятельности сотрудника его линейным руководителем;

4. Анализ соответствий и противоречий личностных ценностей и задач организации;

5. Совместное обсуждение и определение целей и действий на ближайший год;

6. Контроль достижений сотрудником поставленных целей.

Рассмотрим цикл развития участника программы на рисунке 2 .

Этап 1. Формирование целей развития

- Определить конкретные цели развития на год для повышения эффективности работы на текущей позиции.

- Определить конкретные цели развития для карьерного роста в долгосрочной перспективе (если карьерное планирование включено в программу развития).

- Согласовать цели развития с заинтересованными лицами внутри Компании.

На первом и втором этапах наставник проводит развивающую встречу по обсуждению и согласованию целей развития.

Этап 2. Планирование развития

- Составить план индивидуального развития, направленный на достижение выбранных целей.

Этап 3. Согласование целей и плана развития

На третьем этапе наставник проводит развивающую встречу по составлению индивидуального плана развития (ИПР).

Этап 4. Реализация плана развития

- Отслеживать реализацию плана на регулярной основе, внося необходимые коррективы;

- Реализовать план.

На четвертом этапе наставник проводит встречи для мониторинга реализации плана развития и оказания помощи в преодолении барьеров, возникающих в ходе развития.

Этап 5. Оценка результатов развития

- Проанализировать результаты цикла развития, сделать выводы;

- Составить графический отчет реализации компетенций, которые развивались.

На пятом этапе наставник проводит встречу, по оценке результатов развития.


Рисунок 2. Цикл развития участника программы

Источник:

После прохождения всех этапов цикла развития участника программы, осуществляется выход на новый цикл развития. В ходе, которого проводится ревизия долгосрочных и краткосрочных целей, оцениваются результаты в развитии участника и ставятся новые конкретные цели развития на следующий период.

Рассмотрим процесс реализации индивидуального плана развития карьеры сотрудника. В реализации плана участвуют сотрудники, представленные на рисунке 3 .


Рисунок 3. Сотрудники, участвующие в реализации плана

Источник: составлено автором по материалам ОАО «НПО Росдормаш»

Заместитель директора проводит разъясняющий семинар для сотрудников и линейных руководителей. На данной встрече озвучиваются SMART цели компании на год и обсуждаются SMART критерии, которые необходимо учитывать при решении задач. Семинар проводят для того, чтобы всем работникам была ясна логика проведения, контроля, оценки результатов реализации планов индивидуального развития.

В день проведения разъясняющего семинара ключевым сотрудникам предлагается заполнить специальную форму для самостоятельной оценки уровня своих компетенций. Форма состоит из двух разделов: первая часть посвящена карьерным целям, вторая часть посвящена самостоятельной оценке уровня развития собственных профессиональных компетенций.

В тоже время, линейные руководители заполняют специальные формы оценки деятельности подчиненных. Оценивается уровень профессиональной подготовки, компетенций, инициативность, ориентированность на клиента, финансовые результаты деятельности. Пример формы оценивания приведен в таблице 1 .

Таблица 1

Форма оценивания

Начальник
отдела

Директор

1. Компетентность

Неприменима к данной ситуации/организации.

Демонстрирует базовое понимание производственных мероприятий. Демонстрирует базовое знание процедур работы с клиентами.

Владеет глубоким знанием бухгалтерских программ. Руководствуется новейшими тенденциями бухгалтерского учета и аудита.

Признанный эксперт. Пользуется репутацией эксперта у коллег, дает консультации по спорным вопросам бух. учета и аудита.

2. Ориентированность на клиента

Неприменима к данной ситуации/организации

Имеет незначительное количество постоянных клиентов.

Глубоко вникает в проблемы клиентов и пытается оказать всю возможную помощь.

Считается экспертом своего дела, имеет большую базу постоянных клиентов, осуществляет консультации клиентов как дополнительный сервис.

3. Финансовые результаты деятельности

Отсутствуют.

Имеет незначительные финансовые результаты, что не оправдывает содержание на постоянной основе.

Имеет стабильный финансовый результат деятельности, проявляет инициативность в осуществлении своей деятельности.

Имеет укомплектованную базу клиентов, работа с которыми обеспечивает стабильный высокий фин. результат. Привлекается для решения спорных вопросов у клиентов коллег.

Проявляет инициативность и креативное отношение к своей работе.

1. Сущность планирования персонала.

Планирование персонала – процесс количественного, качественного, временного и пространственного определения потребности в персонале, необходимом для достижения целей субъекта хозяйствования.

Области планирования персонала:

1. Структурно-определенное планирование персонала: осуществляется в рамках РТ и КТ и определяет принципы образования рабочих мест и координации деятельности между сотрудниками. Опирается на изучение оргструктуры управления предприятием и предполагает планирование штатного расписания.

2. Индивидуальное планирование персонала: в качестве объекта планирования выступает конкретный отдельный работник (планирование карьеры сотрудника, высвобождение сотрудника).

3. Планирование коллективов подразделений: объектом планирования выступает общая численность сотрудников или их отдельные группы (планирование потребности в персонале, по структурным подразделениям, затрат на персонал).

Главные факторы планирование персонала:

1. Производственная и оргструктура управления предприятием.

2. Программа выпуска товаров и услуг (Те).

3. Специфика производственного процесса.

4. Степень механизации и автоматизации производства.

При планировании количества персонала учитывают:

1. Экономическое положение предприятия и конъюнктуру рынка.

2. Уровень технической оснащенности производства.

3. Текучесть персонала (коэффициент текучести персонала):

К текуч = (У по собст. желанию + У за наруш. труд. дисц..)/(списочная численность персонала в среднем за год).

Основной показатель при количественном планировании – объем работ (трудоемкость).

При качественном планировании во внимание принимается:

1. Технологический процесс.

2. Планы рационализации (изменения в технологии).

3. Профиль-требований к рабочим местам.

4. Программа обучения и повышения квалификации.

Параметры, изучаемые при качественном планировании:

2. Квалификация планового кадрового состава.

3. Изменение фактического кадрового состава.

Временное планирование связано с изучением возрастной структуры персонала и определяется на сроки замены и передвижения персонала (пенсионный и предпенсионный возраст).

По временному признаку выделяют:

1. Краткосрочные (до 1 года).

2. Среднесрочные (1-5 лет).

3. Долгосрочное (более 5 лет) планирование развития персонала.

2. Методы планирования персонала.

Планирование персонала включает: качественные и количественные аспекты.

Количественное планирование персонала занимается исчисляемыми величинами (численность персонала, количество рабочих мест, затраты на персонал).

Качественное планирование персонала занимается вопросами, связанными с квалификацией.

Методы качественного планирования персонала:

1.Метод экспертных оценок: сотрудники кадровых служб, руководители кадровых подразделений.

2. Методы групповых оценок: метод мозговой атаки, метод Дельфи.

Качественное планирование персонала исходит из:

1. Прфессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в профессионально-технологической документации на рабочий процесс (технологическая карта).

2. Требованиям к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описанных рабочих местах.

3. Штатное расписание организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей.

4. Документации, регламентирующей организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Количественные методы планирования персонала:

1. Использование коэффициентов и темпов изменения.

1). Планирование от достигнутого:

2). Планирование по трудоемкости:

3). Планирование по нормам обслуживания (применяется для рабочих-повременщиков), агрегатный метод:

Для определения численности персонала используется формула Розенкранца:

Ч = (Σ(m i *t i) * К нрв)/Т.

2. Статистические методы планирования персонала. Для прогноза привлекаются значения прошлого и будущие величины. Это методы расчета, устанавливающие зависимость рассматриваемого показателя от других переменных: расчет числовых характеристик, регрессивный анализ, корреляционный анализ.

2. Разделы планирования персонала.

Планирование персонала охватывает все области работы с персоналом и включает следующие разделы:

1. Планирование потребности в персонале: используется система балансовых расчетов, включающая:

Балансовый расчет потребности в профессиональном разрезе:

Балансовый расчет переподготовки и перераспределения персонала;

Балансовый расчет удовлетворения потребности в персонале за счет внутренних и внешних источников.

2. Планирование высвобождения персонала связано с возникновением избытка рабочей силы вследствие рационализации производства и управления. Позволяет избежать передачи на внешний рынок квалифицированных кадров и создание для этого персонала социальных трудностей.

Увольнение персонала – прекращение трудового договора или контракта между администрацией и работником.

Высвобождение персонала – вид деятельности по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников. В зависимости от основания прекращения трудовых отношений различают методы планирования увольнения:

Увольнение по инициативе работников;

Увольнение по инициативе руководителя;

Увольнение по объективным причинам.

3. Планирование использования персонала: связано с планированием использования рабочего времени и ПТ.

4. Планирование развития персонала охватывает мероприятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и самоподготовке.

а) Планирование обучения персонала: обучение на рабочем месте и вне рабочего места;

б) Планирование деловой карьеры охватывает комплекс мероприятий по определению направлений горизонтального и вертикального продвижения работника в системе должностей и рабочих мест.

5. Планирование затрат на персонал. Факторы, влияющие на расходы на персонал:

Внутренние (структура персонала, система социальных льгот предприятия);

Внешние (госрегулирование ОТ, соцстрахование и соцзаконодательство, состояние рынка труда).

Группы затрат на персонал:

1. Прямые расходы на персонал (прямая стоимость труда):

1.1. оплата за выполненную работу и отработанное время;

ЗП за выполненную работу и отработанное время;

Выплаты стимулирующего характера, носящие регулярную и гарантированную основу (премии, надбавки);

Выплаты компенсационного характера, связанные с условиями труда и режимом работы;

1.2. оплата за неотработанное время:

Оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

Оплата дополнительного отпуска по коллективному договору сверх предусмотренного законодательства;

Оплата специальных перерывов и льготных часов;

1.3. единовременные выплаты и поощрения;

1.4. выплаты в натуральной форме.

2. Косвенные расходы (непрямая стоимость труда):

Расходы по оплате жилищных и коммунальных услуг;

Расходы на соцзащиту;

Расходы на профессиональное обучение;

Другие расходы на персонал.

Предыдущая

Наверное, каждый слышал о необходимости продумывания своих дел. Известно, что люди, которые основательно готовятся к предстоящей работе, добиваются больших результатов. Но так ли легко освоить планирование? Какие его методы, инструменты и принципы следует знать, чтобы научиться правильно прописывать выполнение поставленных задач? Что такое стратегическое планирование? В чем его важность? Чем оно отличается от тактического или оперативно-календарного? Необходимо ли овладеть ними всеми? Ознакомимся с этой темой вместе.

Что такое планирование?

Планирование - это постановка целей или задач, с оптимальным распределением ресурсов, которые потребуются для их достижения. Чем сложнее предстоит работа, тем выше необходимость в качественной подготовке. Дело в том, что любой процесс нуждается в задействовании человеческого потенциала и материальных источников, а также времени. Чем правильнее они будут спрогнозированы до работы, тем меньше пустых потерь произойдет в ходе ее выполнения .

История планирования начинается еще в древнем обществе. Окружающий мир цикличен. Человек быстро научился прогнозировать погодные изменения, динамику популяций диких животных, состояние растительного покрова. Это позволило готовиться к посевным работам, сбору урожая, собирательству, охоте или рыбной ловле.

С развитием общества, появлением новых профессий, планирование приобретало более совершенные формы. Огромную роль в этом сыграло появление письменности, а с ней – возможности переноса больших объемов информации на внешние носители (глину, папирус, пергамент, бумагу). Возникли различные виды планирования, о которых пойдет речь дальше.

Виды планирования

Подготовка к предстоящей работе может принимать самые разные формы или проявления. Все зависит от предполагаемых сроков, сфер, объектов, а также от охвата, содержания, глубины, обязательности, очередности, учета, координации прогнозируемых действий.

По срокам:

  • Долгосрочное – стратегия развития сроком более пяти лет.
  • Среднесрочное – временной промежуток от 1 года до 5 лет;
  • Краткосрочное – текущие задачи (до одного года).

По сферам:

  • Маркетинговое – определяет глобальную стратегию фирмы;
  • Финансовое – просчитывает «математику» задания;
  • Производственное – распределяет материально-технические ресурсы;
  • Научно-исследовательское – вырисовывает общую картину;
  • Индивидуальное – помогает упорядочить жизнь человека.

По объектам:

  • Продумывание целей;
  • Продумывание средств;
  • Продумывание исполнителей;
  • Продумывание программ;
  • Продумывание действий.

По охвату:

  • Общее – учитывает все составляющие;
  • Частичное – берет во внимание значимые условия.
  • Стратегическое – отвечает на вопрос «куда?»;
  • Тактическое – дает ответ на вопрос «как?»;
  • Оперативно-календарное – для решения текущих вопросов;
  • Бизнес-план – комплексная оценка предстоящей работы.

В зависимости от глубины:

  • Агрегированное – анализирует общие параметры;
  • Детальное – рассматривает все возможные детали.

По обязательности:

  • Обязательное (директивное) – предполагает строгое следование предписаниям;
  • Необязательное (индикативное) – несет рекомендательный характер.

В зависимости от очередности выполнения:

  • Упорядоченное – подразумевает последовательное выполнение;
  • Внеочередное – в случае необходимости;
  • Скользящее – определяет возможность продления.

По учету данных:

  • Жесткое – четкие временные рамки;
  • Гибкое – согласно возникающим обстоятельствам;
  • Жестко-гибкое – совмещает два предыдущих вида.

По координации во времени:

  • Одновременное – если имеет место один единовременный этап;
  • Последовательное – когда проект может быть разделен на отдельные этапы.

Наличие расширенной классификации не предполагает расхождения в базовых принципах. Они впервые были сформированы известным теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем, а в дальнейшем дополнены его последователями и единомышленниками.

Принципы планирования

Эффективное планирование деятельности опирается на соблюдение таких базовых принципов:

  • Единство и системность, которые означают общие цели и взаимосвязанности отдельных элементов компании;
  • Важность горизонтальной координации действий и проектов между подразделениями;
  • Общность и единство вектора движения, взаимная интеграция;
  • Партисипативность (вовлеченность в работу всех участников проекта);
  • Непрерывность реализации, соответствие временным границам;
  • Гибкость, которая дает возможность корректировки;
  • Наличие резервов, то есть – возможностей для лавирования;
  • Точность, обусловленная конкретизацией;
  • Комплексность, которая выражается в понимании общей картины;
  • Эффективность, определяющаяся превышением результатов над затратами;
  • Рациональность в выборе наилучшего варианта;
  • Пропорциональность и сбалансированность ресурсов;
  • Научность – учет достижений современной науки и техники;
  • Детализация, определяющая глубину понимания;
  • Простота и ясность, позволяющая адаптировать задание под уровень понимания конкретных исполнителей;

Соблюдая эти принципы, стоит знать, что они – не надуманная прихоть, а реальная возможность повысить результативность любого проекта. Особенно, если верно подобраны инструменты для подготовки планов. О них поговорим далее.

Инструменты планирования

В обобщенном виде инструмент для создания планов – это любой носитель информации, помогающий сохранять и воспроизводить данные. Длительное время основными инструментами были бумага и ручка (карандаш). Развитие информационных технологий позволило перенести планирование в цифровой мир, экономя время, облегчая обработку записей. Затем, появилось большое количество мобильных приложений, устанавливаемых на смартфоны. Телефоны отличаются компактными размерами, находятся всегда под рукой. Это заметно упрощает планирование дел, в том числе ежедневных заданий. Приложения оптимизируют рабочий процесс, поскольку они зачастую созданы с учетом правильной технологии написания планов. О ней поговорим в следующем разделе.

Технология планирования

Описывая само понятие «планирование», определение этого слова включает рациональное распределение сил и ресурсов. Без внедрения необходимых технологий, добиться этого невозможно.

Подготовка плана включает такие этапы:

  • Анализ исходного состояния – оценка ресурсов и внешней среды, понимание тенденций компании, выявление проблем и перспектив, возможных резервов;
  • Определение и формирование цели – основной ориентир движения на ближайшую или долгосрочную перспективу;
  • Создание концепции развития – методы достижения поставленных целей, включая необходимые технологии;
  • Стратегическое планирование – симбиоз основных идей с главными способами их реализации;
  • Тактическое планирование – определение необходимых ресурсов, их оптимальное распределение;
  • Оперативно-календарное планирование – поэтапное прописывание всех действий;
  • Утверждение плана – финальное согласование, принятие к исполнению.

Планирование начинается с анализа и понимания своих возможностей, дальнейшего целеполагания и определения путей реализации. У многих возникает путаница в определении тактического и стратегического планирования, поэтому уделим им внимание.

Чем различаются тактическое и стратегическое планирование?

Их различия начинаются с глобальности принятия решений. С иерархической точки зрения, стратегическое планирование – это основа всего. Стратегия подразумевает понимание направления, в котором необходимо двигаться. Чаще всего, такие решения принимаются на уровне высшего руководства. Тактика – это вспомогательный этап, на котором задействуется среднее звено компании. Основная задача тактического планирования – определение путей реализации поставленных целей.

Стратегическое мышление охватывает долгосрочную перспективу, тогда как тактическое применимо для среднесрочных или ближайших заданий. Отличаются они и степенью детализации. Стратег может смотреть на вещи глобально, тогда как тактик должен уделять внимание всем деталям задумки.

Главное, придерживаться в работе именно такого направления – от масштабного к частному. Планирование рабочего времени должно исходить от глобального понимания мисси и целей. Но применимы эти принципы и в обычной жизни.

Планирование дня

Для гармоничной жизни человеку необходимо соблюдать баланс между работой, бытовыми вопросами и досугом. Если рабочее время продумывают многие, то все, что происходит за пределами работы, часто приобретает хаотичный характер. Это неправильно, поскольку гармония достигается только в упорядочивании окружающего пространства и своих мыслей. Сложно быть прилежным в труде, при несобранности в целом. Планирование времени – это очень полезный навык, помогающий экономить свои силы и беречь ресурсы. Если у человека бардак в голове и на рабочем столе, он теряет слишком много энергии на поиск необходимой информации. Успеха в основном добивают те, кто смог упорядочить все свои дела.

Планирование дня желательно начинать с момента пробуждения , при этом учитывая свои физиологические особенности. Обобщенно, можно говорить, что пик интеллектуальной деятельности приходится на период с 10.00 до 12.00. Второй временной промежуток начинается в 14.00 и длится примерно 2 часа. Физические возможности заметно повышаются после 17.00. Но желательно прекратить нагрузки до 18.30-19.00. Это справедливо, если говорить о распорядке дня.

Но человеку также приходится планировать неделю, месяц, год и т.д. Это и есть стратегическое планирование, которое переходит в тактическое и завершается ежедневным. Если есть глобальная стратегия, ее следует разбить на маленькие ежедневные задачи, которые выполняются согласно определенному распорядку дня.

Не стоит расценивать планирование, как пустую трату времени. Напротив, оно позволяет сохранять этот ресурс, поскольку четко определяет временные рамки для выполнения отдельных задач. Предварительная подготовка заметно облегчает выполнение работы, таким образом, высвобождая дополнительное время для успеха и развития.

Особенности индивидуального планирования

Индивидуальное планирование персонала заключается в постановке жизненных целей, разработке критериев их достижения и составлении индивидуальных планов работы каждого сотрудника организации.

Планирование жизненных целей оказывает прямое влияние на индивидуальное планирование рабочего времени на всех временных горизонтах планирования (5 год, месяц, неделя, день).

Жизненная цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние - некий “мираж” в конце пути, - однако для планирования жизненных целей человеку нужна определенность, поэтому цель должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения.

Критерий достижения цели - количественный показатель определяющий меру или степень оценки достижения цели; по сравнению с другими возможными варианта ми (альтернативами). Критерий все имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др. С помощью таких критериев процесс достижения цели разбивается на совокупность локальных материальных или социальных задач, решение которых способствует достижению поставленной цели. Взаимосвязь целей и планов представлена на рис. 11.

Рис.1 1 . Взаимосвязь целей и планов

Анализ фактического выполнения индивидуальных планов показывает, что они редко выполняются более чем на две трети. Этим вызывается необходимость постоянной корректировки планов и целей в условиях дефицита времени и воздействия внешней среды.

Планирование трудовой деятельности (карьеры) является элементом управления персоналом. Планирование, с одной стороны, важный инструмент воздействия руководства предприятия на персонал, а с другой - возможность самоутверждения личности на основе сочетания личных и общественных целей.

Необходимо иметь в виду следующее: чем конкретнее Вы сформулируете задачу, тем больше у Вас шансов сделать что-либо реальное для её выполнения. Чтобы увеличить вероятность решения стоящих перед Вами задач, придерживайтесь следующих принципов П. Друкера

1. Формулируйте их как можно более конкретно и однозначно. для определения своих конкретных намерений пользуйтесь такими глаголами, как: повысить, увеличить, уменьшить, обеспёчить, предоставить, улучшить и т.п.

2. Формулируйте задачи так, чтобы их выполнение поддавалось измерению и (или)оценке. для этого вводи те в формулировки задач количественные показатели и нормативы и пользуйтесь четкими базами для сравнения.

3. Устанавливайте предельные сроки выполнения задач. Заставляйте себя выполнять поставленные задачи в пределах намеченных сроков. Если предельный срок не определен, решение проблемы начинает, как правило, постоянно откладываться.

Особенности ежедневного планирования

Принципиально важно составить план дня в письменном виде. Планы дня, которые держат в голове, легко отвергаются. Письменные планы дня обеспечивают раз грузку памяти.

Письменно фиксируемый план имеет психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование программе дня, в результате те меньше отвлечений намеченных задач.

Благодаря контролю результатов дня “не теряется непроделанная работа (перенос на следующий день).

За счет письменной регистрации повышается эффект от планирования, поскольку лучше оценивается потребность во времени и “помехи”, а также можно более реалистично планировать резервное время.

Мелкие дела обладают способностью вытеснять в планах более важные и крупные работы. данное явление объясняется следующими фактами:

Мелкие работы более привлекательны, так как не требуют большой сосредоточенности их легче выполнять;

Наличие мелких невыполненных дел формирует у работника феномен дискомфорта (хочется как можно быстрее разделаться с ними, так как они мешают взяться за большую работу);

Крупные и важные работы, будучи разукрупненными на свои составляющие (а это необходимо делать) как бы могут легко ‘потеряться’ в массе мелких.

С учетом перечисленных факторов мелкие дела обладают способностью попадать в ежедневные планы в качестве приоритетных.

Однако, несмотря на перечисленные “пробивные” свойства мелких дел, наиболее крупные и важные работы должны включаться в ежедневный план работника в первую очередь.

Наиболее крупные и важные работы целесообразно выполнять в первые дни и преимущественно в первой половине рабочего дня

Мелкие работы, будучи невыполненными в течение 2-З дней, часто полностью утрачивают свою актуальность и могут быть исключены из плана

Последовательное планирование дня обуславливает совершенствование применяемых методов и приемов работы

Если существует ясность относительно того, что на до сделать в течение дня, то появляется сознательное противодействие “помехам внутреннего и внешнего по рядка.

Реалистичный план дня должен содержать лишь то, что точно можно сделать в этот день. Чем более реальны ми будут поставленные задачи, тем больше усилий удается мобилизовать на их реализацию.