Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

На какой высоте летают беспилотники разведчики. Беспилотный летательный аппарат

Минобороны РФ заключило контракт на разработку летательного аппарата с ОКБ имени Симонова. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе, беспилотник будет разгоняться до 950 км/ч, а оснастят его турбореактивным двигателем.

Чтобы брать под крыло бомбы и ракеты, БПЛА сделают достаточно тяжелым. По предварительным данным, вес дрона составит порядка 4-5 тонн. Эксперты уже сравнивают будущий российский беспилотник с американским Avenger.

Этот аппарат способен проводить более 20 ч на высоте 18 км и разгоняться до 740 км/час. А его вооружению может позавидовать истребитель: ракеты "воздух-поверхность" AGM-114, управляемые авиационные бомбы и даже лазерная система HELLADS, которая уже сейчас сбивает ракеты противника и легкие летательные аппараты. Ряд аналитиков предрекает "Мстителю" (так переводится на русский Avenger) большое будущее, поэтому неудивительно, что в России захотели создать похожий.

Предполагается, что беспилотник даже будет заменять истребители F-16, F-15, а после модернизации, возможно, и малозаметный F-35. Конечно, полностью заменить дроны людей не смогут, но частично - вполне. В ВВС США многие летчики относятся к "мстителям" настороженно, так как опасаются, что новая стратегия приведет к сокращению штата пилотов. И это похоже на правду.

Беспилотниками всерьез заинтересовались на авианосцах. Крылья Avenger складываются, и его очень удобно хранить на палубе. Кроме того, аппарат оборудован кормовым крюком - специально для посадки на корабли.

Не секрет, что посадка и взлет с авианосца очень сложна технически, и всегда есть риск, что машина стоимостью в десятки миллионов долларов пойдет ко дну. Беспилотник намного дешевле. Кроме того, при не вертикальном взлете и посадке на палубу пилот испытывает большие перегрузки, что отрицательно сказывается на его здоровье. БПЛА мог бы решить эту проблему.

У России всего один авианосец. Поэтому, скорее всего, новый беспилотник пригодится на наземных аэродромах, а возможно, и на арктических базах. БПЛА можно вооружить ракетами X-38 или корректируемыми авиабомбами КАБ-500, которые хорошо зарекомендовали себя в Сирии. Практически наверняка в создании беспилотника применят технологии малозаметности, так как аппарат, по сути, будет дублировать боевой самолет.

БПЛА "Альтаир". Фото: wikipedia.org

По мнению экспертов, пока речь идет об аванпроекте. Но если БПЛА понравится военным, разработчик может получить дополнительный контракт на изготовление уже нескольких машин - все будет зависеть от финансирования.

В настоящее время казанское ОКБ продвигает другой тяжелый беспилотник, разведывательно-ударный "Альтаир" - российский ответ американскому MQ-9 Reaper. Но у тихоходного БПЛА совершенно другие задачи - разведка и уничтожение цели незащищенной системой ПВО. Поэтому проект реактивного беспилотника будет развиваться параллельно.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, реже БЛА; в разговорной речи также «беспилотник» или «дрон» , от англ. drone - трутень) - летательный аппарат без экипажа на борту . БПЛА могут обладать разной степенью автономности - от управляемых дистанционно до полностью автоматических, а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров. Управление БПЛА может осуществляться эпизодической подачей команд или непрерывно - в последнем случае БПЛА называют дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА) . Основным преимуществом БПЛА/ДПЛА является существенно меньшая стоимость их создания и эксплуатации (при условии равной эффективности выполнения поставленных задач) - по экспертным оценкам боевые БПЛА верхнего диапазона сложности стоят приблизительно $6 млн долл. США, в то время как стоимость сопоставимого пилотируемого истребителя составляет около 100 миллионов долларов . Недостатком БПЛА является уязвимость систем дистанционного управления, что особенно важно для БПЛА военного назначения .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Беспилотные летательные аппараты (рассказывает Владимир Михеев и др.)

Субтитры

Определение

Согласно Правилам использования воздушного пространства Российской федерации, БПЛА определяется как «летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов» . Министерство обороны США использует схожее определение, где единственным признаком БПЛА является отсутствие пилота .

Беспилотная авиационная система

Вместо термина «БПЛА» может использоваться более широкое определение «Беспилотная авиационная система» . БПАС включает в себя:

  • собственно БПЛА
  • пункт управления (пульт оператора, приёмопередающая аппаратура)
  • систему связи с БПЛА (это может быть прямая радиосвязь или спутниковая связь)
  • дополнительное оборудование, необходимое для перевозки или обслуживания БПЛА

Классификация

  • управляемые автоматически
  • управляемые оператором с пункта управления (ДПЛА)
  • гибридные

По максимальной взлётной массе:

Министерство обороны США разделяет БПЛА на пять групп по оперативным параметрам :

Группа Масса , кг Рабочая высота, Скорость (узлов) Пример
I 0-9 < 360 100 RQ-11 Raven
II 9-25 < 1050 < 250 ScanEagle
III < 600 < 5400 RQ-7 Shadow
IV > 600 любая MQ-1 Predator
V > 5400 RQ-4 Global Hawk

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны все страны-участницы активно экспериментировали с беспилотной авиацией. В ноябре 1914 года Военное министерство Германии поручило Комиссии по транспортным технологиям (нем. Verkehrstechnische Prüfungs-Kommission ) разработать систему дистанционного управления, которая могла бы устанавливаться как на корабли, так и на самолёты. Проект возглавил Макс Виен, профессор Йенского университета , а основным поставщиком технологий стала компания «Siemens & Halske ». Менее чем за год испытаний Виену удалось разработать технологию, годную для практического применения на флоте, но «недостаточно надёжную в условиях радиоэлектронного противодействия », а также «недостаточно точную для авиационного бомбометания». «Siemens & Halske» продолжила авиационные эксперименты и в 1915-1918 годах произвела более 100 дистанционно управляемых по проводам планёров , которые запускались как с земли, так и с дирижаблей , и могли нести торпедную или бомбовую нагрузку до 1000 кг. Позже наработки «Siemens & Halske» были применены компанией «Mannesmann-MULAG» в радиоуправляемом бомбардировщике проекта «Летучая мышь» (нем. Fledermaus ) . Этот многоразовый БПЛА имел радиус действия до 200 км и мог нести нагрузку до 150 кг. Управление полётом и сбросом бомб производилось с земли и аппарат мог быть возвращён к точке старта, после чего должен был приземлиться с помощью парашюта .

В итоге ни США, ни Германия, ни другие страны в боевых действиях Первой мировой БПЛА не применяли, но идеи, заложенные в те годы, позже нашли применение в крылатых ракетах .

Межвоенный период

Окончание Первой мировой войны не остановило разработку беспилотных самолётов. Стремительное развитие радио и авиации положительным образом сказалось на успехе экспериментов с первыми БПЛА. В сентябре 1924 года гидросамолёт Curtiss F-5L совершил первый целиком радиоуправляемые полёт, включавший взлёт, маневрирование и посадку на воду.

Одновременно с тем к середине 1920-х годов стало ясно, что боевая авиация может представлять серьёзную угрозу для военно-морского флота. Для отработки навыков отражения нападения с воздуха, флоту понадобились дистанционно управляемые мишени, что дало дополнительный импульс программам разработки беспилотников. В 1933 году в Великобритании разработан первый БПЛА-мишень многократного использования «Queen Bee ». Первые образцы были созданы на базе трёх отреставрированных бипланов Fairy Queen, дистанционно управляемых с судна по радио. Два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полёт, сделав Великобританию первой страной, извлёкшей пользу из БПЛА .

В 1936 году капитан третьего ранга Делмар Фарни, возглавлявший проект радиоуправляемой авиации ВМФ США в своём отчёте впервые употребил слово «дрон», в дальнейшем закрепившееся в качестве альтернативы термину «БПЛА». Под руководством Фарни ВМФ США впервые использовал беспилотную летающую мишень на учениях в 1938 году и вернулся к забытым после Первой мировой проектам «авиационных торпед». В начале 1938 года флот вёл переговоры с «Американской радиокорпорацией » об использовании телевизионного оборудования для дистанционного управления самолётами. В 1939 году учения, проведённые ВМФ США у берегов Кубы , показали высокую эффективность авиации, поэтому флот заключил с компанией «Radioplane» контракт на разработку большого количества БПЛА для использования в качестве мишеней на учениях. С 1941 по 1945 годы компания произвела более 3800 БПЛА «Radioplane OQ-2 », и в 1952 году была поглощена корпорацией Northrop .

Вторая мировая война

Кроме массового производства БПЛА-мишеней Radioplane OQ-2 для тренировки лётчиков и зенитчиков, ВМФ США активно разрабатывал боевые БПЛА одноразового использования («авиационные торпеды»). В 1942 году модели Fletcher BG-1 и BG-2 успешно атаковали двигавшиеся со скоростью 7-8 узлов учебные водные цели, были произведены успешные тренировочные сбросы торпед и глубинных бомб с помощью телевизионного наведения. В результате флот заказал производство 500 БПЛА и 170 самолётов-носителей . Чтобы не создавать дополнительную нагрузку на авиационную отрасль, было принято решение конвертировать в БПЛА снятые с вооружения Douglas TBD Devastator .

Одновременно с тем по заказу флота был разработан Interstate TDR-1 , способный нести торпеду или 2000-фунтовую бомбу. Первой успешной миссией TDR-1 стала атака на японское торговое судно «Yamazuki Maru» 30 июля 1944 года - на тот момент корабль уже два года сидел на мели на Соломоновых островах , но был вооружён зенитной артиллерией. Всего с 1942 по 1945 год было произведено 195 таких беспилотников .

В духе привычного отсутствия координации между армией и флотом, в это же время армия США занималась операцией «Афродита», в рамках которой 17 отслуживших своё бомбардировщиков B-17 должны были быть переоборудованы в радиоуправляемые БПЛА, начинены взрывчаткой и использованы для уничтожения заводов, производивших ракеты «Фау-1 » и «Фау-2 ». С самолётов было снято всё лишнее оборудование (пулемёты, бомбовые подвесы, сидения), что позволило загрузить в каждый 18 000 фунтов взрывчатки - вдвое больше нормальной бомбовой загрузки. Поскольку радиоуправление не позволяло самолёту безопасно взлететь, взлёт осуществляла команда добровольцев - пилот и бортинженер. После взлёта и набора высоты, экипаж приводил в готовность взрыватели, включал систему радиоуправления и выбрасывался с парашютами. Дальнейшее управление полётом осуществлялось с борта сопровождающего самолёта через радио- и телесвязь. Из семнадцати БПЛА долететь до цели, взорваться и нанести значительный ущерб удалось только одному, программа была свёрнута .

Помимо этого, в годы войны в США был создан целый ряд управляемых авиабомб, включая самонаводящуюся планирующую бомбу ASM-N-2 Bat - первое в мире оружие схемы «выстрелил-и-забыл ». После войны усилия в разработке беспилотных летательных аппаратов в США временно сместились в сторону создания управляемых ракет и авиабомб, лишь в 1960-х вернувшись к идее неударных БПЛА .

Холодная война

В 1960 году над территорией СССР был сбит американский самолёт-разведчик U-2 , а его пилот попал в плен. Политические последствия этого инцидента, а также перехват дальнего разведчика RB-47 у границ Советского союза и потери U-2 во время Карибского кризиса заставили руководство США обратить дополнительное внимание на разработку БПЛА-разведчиков и программа по конверсии мишеней Firebee была возобновлена. Её результатом стало появление беспилотных разведчиков Ryan Model 147A Fire Fly и Ryan Model 147B LIghtning Bug, производившихся в разных модификациях вплоть до начала XXI века .

Аналогичным образом в СССР на базе летающей мишени Ла-17 КБ Лавочкина был создан беспилотный разведчик Ла-17Р , совершивший свой первый полёт в 1963 году, но популярности не снискавший. 23 сентября 1957 года КБ Туполева получило госзаказ на разработку мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия. Первый запуск модели Ту-121 был осуществлён 25 августа 1960 года , но программа была закрыта в пользу баллистических ракет КБ Королёва . Созданная же конструкция нашла применение в качестве мишени, а также при создании реактивных беспилотных самолётов-разведчиков Ту-123 «Ястреб» , Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» . В отличие от Ryan Model 147, запускавшейся с воздушного старта , БПЛА Туполева могли взлетать с мобильных наземных комплексов. В 1970-е - 1980-е годы только Ту-143 было выпущено около 950 единиц. Дальнейшим развитием «Рейса» стали Ту-243 в 1980-х и Ту-300 в 2000-х годах.

Другой значительной угрозой Холодной войны для США стали советские стратегические подводные лодки . Для борьбы с ними был разработан первый вертолёт-БПЛА Gyrodyne QH-50 DASH , вооружённый торпедами Mark 44 или 325-фунтовыми глубинными бомбами Mark 17. Небольшие размеры аппарата позволяли оснащать им малые корабли, которые в противном случае остались бы без воздушной противолодочной обороны. В период с 1959 до снятия QH-50 с вооружения в 1969 году было построено более 800 единиц этого БПЛА .

Беспилотные летательные аппараты на Ближнем Востоке были применены Израилем во время Войны на истощение (1967-1970), затем Войны Судного дня в 1973 году и позже во время боевых действий в долине Бекаа (1982). Они использовались для наблюдения и разведки, а также в качестве ложных целей. Израильский БПЛА IAI Scout и малоразмерные ДПЛА Mastiff провели разведку и наблюдение сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, получаемой с помощью БПЛА, отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил вызвала включение радиолокационных станций сирийских ЗРК, по которым был нанесён удар с помощью самонаводящихся противорадиолокационных ракет , а те средства, которые не были уничтожены, были подавлены помехами. Успех израильской авиации был впечатляющим - Сирия потеряла 18 батарей ЗРК и 86 самолётов. Успешность применения БПЛА заинтересовала Пентагон и привела к совместной американо-израильской разработке системы RQ-2 Pioneer .

1990-2010

Развитие систем связи и навигации, в первую очередь системы глобального позиционирования (GPS) на рубеже 1990-х годов (война в Персидском заливе стала первым конфликтом, в котором широко использовался GPS) вывели БПЛА на новый уровень популярности. БПЛА успешно применялись обеими сторонами, прежде всего как платформы наблюдения, разведки и целеуказания .

В 1992 году израильский БПЛА был впервые использован как боевое средство для целеуказания при операции по ликвидации в южном Ливане лидера террористической организации Хезболла Аббаса аль-Мусави . БПЛА выследил колонну, в которой ехал Мусави и пометил его автомобиль лазерным маркером, по которому была выпущена ракета со штурмового вертолета.

В дальнейшем БПЛА успешно использовались и в операциях по поддержанию мира силами ООН в бывшей Югославии , в конфликте в Косово (1999), в Афганистане (2001) и Ираке (2003), выполняя миссии, которые на военном жаргоне обозначались как 3D (англ. dull, dirty, dangerous ) - «скучные, грязные, опасные». Развитие технологий, накопление боевого опыта и изменения в отношении высшего командования стран НАТО к применению дронов в боевых действиях постепенно выдвинули БПЛА на передний край войны: из разведчиков и наводчиков они превратились в самостоятельную ударную силу .

В России до 2008 года внимания разработке и внедрению БПЛА уделялось мало. В 2007 году ОКБ «МиГ» и «Климов » представили ударный стелс -беспилотник «Скат », по позже проект был закрыт . В ОКБ Туполева велись также работы по Ту-300 , модернизации комплекса Ту-243 , но на вооружение этот беспилотник поставлен не был.

Современное состояние

США

Основным вектором развития БПЛА в начале XXI века стало повышение автономности. Совместный проект ВВС и ВМФ США «Общая беспилотная ударная авиационная система» (англ. Joint Unmanned Combat Air Systems ) должен был разработать не только малозаметный БПЛА, но и методы самостоятельной координации БПЛА на поле боя, принятия ими тактических решений на основе поставленных боевых задач .

В 2011 году первый полёт совершил БПЛА X-47B , обладающий высокой степенью автономности и умеющий приземляться в полностью автоматическом режиме, в том числе на палубу авианосца. В апреле 2015 года X-47B произвёл первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме .

Россия

В 2010 году в Санкт-Петербурге был выпущен БПЛА малой дальности «Орлан-10» (масса 18 кг). Отработав на ряде масштабных учений, включая «Кавказ-2012», «Орлан-10» получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ . Комплекс был принят на вооружение российской армии в конце 2012 года, всего произведено и поставлено в войска более 200 аппаратов .

Израиль

Израиль является лидером технологических разработок в области БПЛА и одним из крупнейших производителей наряду с США, Китаем и Канадой. В период с 1985 по 2014 год 60,7 % всех экспортированных беспилотных самолетов в мире были произведены в Израиле. На втором месте - США, поставившие 23,9 % всех беспилотников, экспортированных за этот период. На третьем месте - Канада (6,4 %) .

На вооружении эскадрилий БПЛА в составе ВВС Армии обороны Израиля находится полный спектр БПЛА - от легких тактических разведчиков и наблюдателей до самого тяжелого в мире БПЛА Эйтан и полного спектра назначений - наблюдение, разведка, целеуказание, координация действий наземных частей, штурмовые ударные БПЛА и т. д.

Крупными производителями БПЛА в Израиле являются «Israel Aerospace Industries », «Elbit Systems » и «Rafael ».

Китай

Гражданский рынок

Гражданские БПЛА начали лавинообразно набирать популярность в начале 2010-х годов. В 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США (ФАА) ошибочно предполагало, что к 2020 году в мирных целях будут использоваться порядка 15 000 дронов. В аналогичном прогнозе ФАА в 2016 году эта оценка была повышена до 550 000. В прогнозе компании «Business Insider », выпущенном в 2014 году, рынок гражданских БПЛА в 2020 году оценивался 1 миллиард долларов США, но уже два года спустя эта оценка была повышена до 12 миллиардов долларов .

В Дубаи на международном саммите «World Government Summit» была представленная первая модель беспилотного летающего такси. Маленький дрон, в котором может разместиться один пассажир, способен находиться в воздухе около получаса за один полет. Он оборудован четырьмя «ногами», на каждой из них установлено по два маленьких пропеллера. При посадке пассажир указывает пункт назначения на сенсорном экране. Полёт такого такси будет под наблюдением наземного диспетчерского центра. Скорее всего уже в июле такой сервис заработает на постоянной основе.

Дроны находят применение даже в зоопарке. Так, в китайской провинции Хэйлунцзян амурские тигры набрали лишний вес и совсем разленились. Это может стать для животных настоящей проблемой, ведь у них нарушается обмен веществ и снижается иммунитет. Именно поэтому необходимо было заставить их двигаться. В качестве тренера (и стимула для занятий) над вольером с полосатыми хищниками запустили дрон, за которым тигры с удовольствием охотятся, что помогает им прийти в хорошую физическую форму.

Кроме того, на данный момент развивается такое направление использование БПЛА, как т. н. «Дрон-рейсинг», то есть гонки на самосборных гражданских беспилотниках мультироторного типа, чаще всего - квадрокоптерах, в основном - малых, длиной диагонали между противоположными моторами до 25 см, мощности которых позволяют им разгоняться до 150 км/ч. Эти гонки заключаются в прохождении определенной трехмерной трассы, образованной ландшафтом и искусственными препятствиями (например, воротами), на время или на скорость, соревнуясь с другими участниками. Проводятся мировые чемпионаты между лучшими пилотами. Активно развивается в России.

Конструкция

Пилотируемые и беспилотные летательные аппараты имеют сходную (в общем) конструкцию, за исключением кабины и систем жизнеобеспечения и кондиционирования воздуха .

Фюзеляж

Программное обеспечение

Для управления БПЛА используются различные системы расчетов в режиме реального времени.

Технические недостатки

Для стойкости к противодействию дрон обязан так или иначе иметь стойкость, сопоставимую с полноценными комплексами, что так или иначе повышает стоимость дрона и резко повышает риск массового уничтожения дронов минимальными средствами. Дрон зачастую ещё более тихоходен, маломанёвренен и зависим от помех, чем крылатая ракета. Одним из примеров боевого применения дронов является прицельный огонь самодельными устройствами на базе гражданских минидронов по танкам Абрамс при штурме Мосула, который успешен как таковой, напротив, средства противодействия, например, радиоподавление канала управления, могли полностью отключить дроны любого технического уровня. Всегда споры о технических недостатках дронов лишены сути - на практике противодействуют друг другу не равные соперники.

См. также

Примечания

  1. Что такое дрон? (неопр.) . dronomania.ru .
  2. Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 108. - 736 с. - ISBN 5-85270-086-X .
  3. Сэмюэл Грингард. Интернет вещей: Будущее уже здесь = The Internet of Things. - М. : Альпина Паблишер , 2016. - 188 с. - ISBN 978-5-9614-5853-4 .
  4. Rajesh Kumar. Tactical Reconnaissance: Uavs Versus Manned Aircraft // The Pennsylvania State University. - 1997. - № AU/ACSC/0349/97-03. - копия на сайте PennState
  5. Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 220. - 736 с. - ISBN 5-85270-086-X .
  6. Краш тест дрона (неопр.) . drone2.ru .
  7. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 12.07.2016) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации »
  8. Joint Publication 3-30 - Command and Control of Joint Air Operations - 10.02.2014.
  9. Cir 328 AN/190 - Циркуляр ИКАО «Unmanned Aircraft Systems (UAS)»
  10. Reg Austin. UNMANNED AIRCRAFT SYSTEMS UAVS DESIGN, DEVELOPMENT AND DEPLOYMENT. - John Wiley and Sons, 2010. - 365 с. - ISBN 9780470058190 .
  11. FAA - Unmanned Aircraft Systems - Beyond the Basics
  12. Department of Defense. “Unmanned Aircraft System Airspace Integration Plan” (PDF) . Дата обращения 2015-08-06 .

Выкатка демонстратора ударного беспилотного летательного аппарата С-70 по НИР "Охотник-Б"

Как сообщило 28 июня 2018 года агентство " Интерфакс" , первый российский тяжёлый ударный беспилотник ОКБ "Сухого" "Охотник" вышел на завершающий этап наземных испытаний. Об этом сообщил "Интерфаксу" осведомленный источник.

"На Новосибирском авиационном заводе (НАЗ, филиал компании "Сухой" – ИФ) состоялась первая выкатка ударного беспилотника "Охотник" – он проходит наземные испытания в преддверии первого вылета", – сказал собеседник агентства.

"Первый полёт "Охотника" ожидается в 2019 году", – отметил источник.

О ведущихся в ОКБ "Сухого" научно-исследовательских работах по созданию тяжелого ударного беспилотника в 2014 году сообщил директор дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), экс-главком ВВС России Владимир Михайлов .

"Сейчас работы ведутся, мы делаем работу на "Сухом", называется "Охотник". Эта машина очень перспективная, сейчас идет научно-исследовательская работа до 2015 года, с последующим переходом в опытно-конструкторские работы", – сказал Михайлов в эфире радиостанции "Эхо Москвы ".

Характеристики разрабатываемого беспилотника в настоящее время не раскрываются. Согласно открытым данным, его взлётная масса составит 20 тонн, что сделает его самым тяжёлым из разрабатываемых устройств данного типа. Сообщалось, что впервые он взлетит в 2018 году, а в 2020 году будет принят на вооружение.

В 2017 году в интернете была распространена фотография "Охотника", вырезанная из презентации Минобороны России, судя по которой, аппарат разрабатывается по схеме "летающего крыла" с трёхстоечным шасси.

Беспилотный летательный аппарат С-70, создаваемый ПАО «Компания «Сухой» по НИР "Охотник-Б" (с) Министерство обороны России (via paralay.iboards.ru)

Ранее информированный собеседник "Интерфакса" сообщил об испытаниях тяжёлого ударного беспилотника "Альтиус-О" массой более 7,5 тонн, разработанного казанским ОКБ имени Симонова.

Заместитель гендиректора "Техмаша" (входит в "Ростех") Александр Кочкин в марте 2018 года заявил "Интерфаксу", что концерн начал разработку боевой нагрузки для беспилотников – это могут быть как средства ближнего боя, так и авиабомбы.

Генеральный конструктор – вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков в декабре 2017 года сообщил "Интерфаксу", что в России работают над созданием ударных беспилотников, которые смогут организовываться в группы и координироваться между собой по защищенным каналам связи.

О разработке тяжелого беспилотника заявлял на форуме "Армия-2017" гендиректор РСК "МиГ" Илья Тарасенко . В ноябре того же года представитель компании отметил, что у них в проработке находятся БПЛА весом от тонны до 15 тонн.

Предполагемый облик БЛА С-70, создаваемого ПАО «Компания «Сухой» по НИР "Охотник-Б" (с) Piotr Butowski / Air&Cosmos

Со стороны bmpd напомним, что, как сообщал наш блог год назад со ссылкой на публикацию журнала "Air&Cosmos", в рамках НИР «Охотник» ведется создание малозаметного беспилотного летательного аппарата С-70. Работы по НИР «Охотник» осуществляются ПАО "Компания "Сухой" в рамках контракта Министерства обороны России, выданного 14 октября 2011 года. Целью НИР является создание беспилотной разведывательно-ударной системы, которая обладала бы большой скоростью и автономностью. Сам БЛА С-70 по теме «Охотник» характеризуется как «беспилотный летательный аппарат шестого поколения».

Сообщалось, что демонстратор БЛА С-70 был изготовлен на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова – филиале ПАО «Компания «Сухой», и первый полет демонстратора ранее был запланирован на 2018 год. Масса БЛА находится в диапазоне 10-20 тонн, а максимальная скорость оценивается в 1000 км/ч.

БПЛА «Охотник-Б»: В России создают убийцу F-22 и F-35. Американцам нечего противопоставить российской военно-технологической мысли

Последнее десятилетие западные армии подчеркивали свое превосходство над любым противником благодаря широкому применению различных беспилотников. Преимущественно тяжелых разведывательно-ударных. Даже в кинематографе кадры слежки за боевиками, с их последующим уничтожением чуть ли не в прямом эфире при помощи какого-нибудь MQ-1 Predator, стали банальностью. К тому же командование американских ВВС приступило к окончательному списанию этих машин, а также их разведывательной модификации RQ-1, как уже устаревших.

Последний полет последней машины MQ-1 состоялся 9 марта 2018 года. Впрочем, по контрактам с ЧВК (но уже не от лица ВВС) Predator еще будут летать до декабря текущего года. Но потом все, в строю останутся только универсальные разведывательно-ударные MQ-9 Reaper и тяжелые Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk весом в 15 тонн. С перспективой их замены на более современные проекты, сейчас находящиеся в стадии разработки.

На этом фоне российская армия выглядела бледно. Строго говоря, после распада СССР она и в целом впечатления здоровья не производила, но в августе 2008 года стало очевидно, что кризис преодолен. Правда переоснащение и перевооружение в основном касалось привычных, хотя и сильно усовершенствованных систем. Тогда как область беспилотников оставалась одним большим белым пятном. У нас их просто не существовало. По геополитическим соображениям возможность импортных закупок также исключалась.

За пять лет критичную дыру в технических возможностях получилось закрыть только в самом легком классе – малых тактических разведчиков звена рота – батальон (массой до пятидесяти килограмм и дальностью полета до пяти километров). На данный момент в составе ВС РФ развернуто 36 частей и подразделений беспилотной авиации на вооружении которых находятся около двух тысяч машин семи типов, из которых наиболее массовое распространение имеют пять. На самом деле, если говорить строго, то больше, так как конструкции и тактико-технические возможности стоящих на вооружении систем «Груша », «Тахион », «Застава », «Гранат », «Элерон-3СВ » близко похожи на самый массовый российский армейский беспилотник "Оралан-10 ".

Но на фоне устоявшейся в массовом восприятии картинки как барражирующий высоко в небе MQ-9 Reaper поражает ракетой цель где-то в афганских горах или иракской пустыне все это выглядело бледно. Эдакой заплаткой на скорую руку. Командование армии США уже рассказывало про стратегические беспилотники, тогда как мы продолжали запускать "орланов", чтобы заглянуть за стенку соседнего дома.

Однако сейчас выясняется, что прошедшие годы российская армия занималась не только "малыми формами". Российские военные КБ заканчивают работу над проектами, способными серьезно изменить не только тактический, но и оперативный расклад. Последние два года подтверждения существования новинок посыпались как из рога изобилия.

На выставке «МАКС-2017» компания "Кронштадт " продемонстрировала тяжелый разведчик "Орион" массой в пять тонн, размахом крыла в шестнадцать метров, автономностью в 24 часа непрерывного полета и рабочей высотой около семи километров. Перечень его возможностей занимает две страницы мелким шрифтом, от видовой и электронной разведки, до ретранслятора связи и мобильной станции целеуказания и подсветки. И оказывается, что по функционалу это существенно шире как снятого с вооружения в США MQ-1 Predator , так и разведывательной модификации MQ-9 Reaper . При том, что "Орион" еще и стоит в 3,3 раза дешевле при покупке, и почти в семь раз – по эксплуатационным расходам.

Испытания разведывательной версии закончены, и в этом году ожидается его постановка на вооружение. Кроме того, в "Кронштадте" сообщили о выходе в финальную стадию работ по созданию ударной модификации машины.

На Параде Победы 9 мая 2018 года армия России продемонстрировала ударный беспилотник "Корсар ". При собственной массе в 200 килограмм он обеспечивает радиус боевого применения до 200 километров, решение разведывательным, транспортных и ударных задач, в том числе, против тяжелой бронетехники. "Корсар" оборудован ракетным комплексом "Атака" и может входить элементом цифрового поля боя благодаря модулям "Всевидящее око" и "Боевое пространство".

Ударный беспилотник "Корсар"

Кроме того, в видеорепортаже о посещении секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым Казанского авиационного завода, среди выставленных для демонстрации образцов летной техники мелькнул прототип тяжелого ударного беспилотника "Альтаир ". При массе в пять тонн и размахе крыльев в 28,5 метров, он способен летать на дальность свыше десяти тысяч километров на рабочих высотах до 12 километров. Автономность без дозаправки в воздухе достигает двух суток. Точных данных по ассортименту бортового вооружения пока нет, но представители завода говорят о "практически всей гамме российских ракет".

Беспилотник Альтаир

Но самой значимой следует считать утечку информации о текущем состоянии работ по перспективному тяжелому ударному аппарату "Охотник-Б", выкатка которого прошла в конце июня текущего года на Новосибирском авиазаводе. По имеющимся данным, машина опирается на конструктивные решения не только уже принятого на вооружение новейшего истребителя-бомбардировщика ПАК ФА (известного под обозначением Су-57), но и перспективного дальнего бомбардировщика ПАК ДА , работы над которым в настоящий момент еще продолжаются. Сейчас "Охотник-Б" (также известный как Объект С-70 в рамках НИР "Охотник" КБ Сухого) проходит наземные испытания. Цикл полетных проверок запланирован на 2019 год. Постановка на вооружение предполагается к концу 2020.

И это будет самый передовой и технически совершенный ударный дрон в мире. При массе до 20 тонн, он будет развивать скорость до 1000 километров в час и нести ракетно-бомбовую нагрузку, соответствующую стандартному истребителю-бомбардировщику . К тому же, в отличие от MQ-9 и RQ-4, "Охотник-Б" изначально разрабатывается для действий в условиях массированного радиоэлектронного противодействия и плотной зоны ПВО противника. Если рассуждать популярными на западе категориями авиационных поколений, американский MQ-9 соответствует всего лишь поколению 4++, тогда как российский "Охотник-Б" – это машина уже шестого поколения. Аналогов ей пока не существует.

Из чего можно заключить, что в 2019 году Россия достигнет паритета по возможностям военной беспилотной авиации, а после 2020 имеет все шансы превзойти армии НАТО в дронах. Причем если США вели работы над темой беспилотников с начала 80-ых, а первый RQ-1 поднялся в воздух лишь в 1994 году, да и потом, из 70 поставленных в ВВС США к концу 2002 года около сорока потерпели крушение по техническим причинам, Россия сумела выйти на уровень машин шестого поколения всего за семь лет. Таким образом, достигнутый ОПК и ВКС России прогресс в области беспилотных ударных дронов позволяет с уверенностью смотреть в будущее российской авиации на любом ТВД.

Современные беспилотники уже не те. Это когда-то они могли скромно наблюдать за происходящим. Сегодня же эти машины несут на борту бомбы, и способны ими атаковать.

Научно-технический прогресс уже дошел до того, что начал создавать боевые беспилотники. О восьми новейших сейчас и расскажем.

Новый британский засекреченный БПЛА Taranis.

nEUROn

Европейский амбициозный проект. Планируется, что данный БПЛА будет малозаметным, с невероятной ударной мощью:


  • вооружение способен нести на себе 2 управляемые бомбы весом по 230 кг.

Его производство запланировано не ранее 2030 года. Хотя, прототип уже построен, и в 2012-м даже поднимался в небо. Характеристики:


  • взлетная масса — 7000 кг;

  • двигатель — турбовентиляторный Rolls-Royce Turbom Adour;

  • максимальная скорость — 980 км/ч.


Northrop Grumman X-47B

Это ударный БПЛА, за производство которого взялась компания Northrop Grumman. Разработка X-47B представляет собой часть программы военно-морского флота США. Цель: создание беспилотного самолета, способного взлетать с авианосца.

Первый полет Northrop"а состоялся в 2011. Аппарат оснащен турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney F100−220. Вес — 20215 кг, дальность полета — 3890 км.

DRDO Rustom II

Разработчик — индийская военно-промышленная корпорация DRDO. Rustom II — модернизированная версия беспилотников Rustom, предназначенная для разведки и боевых ударов. Эти БПЛА способны взять на борт до 350 кг полезной нагрузки.

Предполетные испытания уже пройдены, так что первый полет вполне может состояться даже в этом году. Взлетная масса — 1800 кг, оснащен 2-мя турбовинтовыми двигателями. Максимальная скорость — 225 км/ч, дальность полета — 1000 км.


«Дозор-600»

На данный момент «Дозор» носит статус пока еще перспективного разведывательно-ударного БПЛА. Разрабатывается российской компанией «Транзас». Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе или полосе маршрута. Способен передавать информацию в реальном времени.

Характеристики:


  • взлетная масса — 720 кг;

  • двигатель — бензиновый Rotax 914;

  • максимальная скорость — 150 км/ч;

  • дальность полета — 3700 км.


Taranis

Британский проект, находится под руководством компании BAE Systems. На данный момент это всего лишь тестовая платформа для создания высокоманевренного, малозаметного ударного беспилотника трансконтинентального действия. Основные технические данные засекречены. Все, что удалось узнать, это:


  • дата первого полета — 2013;

  • взлетная масса — 8000 кг;

  • двигатель — турбовентиляторный Rolls-Royce Adour;

  • максимальная скорость — дозвуковая.


Boeing Phantom Ray

Еще одна демонстрационная платформа перспективного БПЛА с целью разведки. Phantom Ray спроектирован по схеме «летающее крыло», имеет размер, близкий размеру обычного реактивного истребителя.

Проект создан на базе БПЛА Х-45С, может похвастаться первым полетом (в 2011-м). Взлетная масса — 16566 кг, двигатель — турбореактивный General Electric F404-GE-102D. Максимальная скорость — 988 км/ч, дальность полета — 2114 км.


ADCOM United 40

Еще один разведывательно-ударный БПЛА. Разработан и выпускается компанией ADCOM (ОАЭ). Впервые показался на авиасалоне в Дубае (ноябрь 2011). Взлетная масса малыша — 1500 кг, оснащен 2-мя поршневыми двигателями Rotax 914UL. Максимальная скорость — 220 км/ч.

«Скат»

Еще один невероятно тяжелый разведывательный и ударный аппарат (вес — 20 тонн), разрабатывавшийся в российском ОКБ МиГ по технологии «стелс». Широким массам был показан всего лишь полноразмерный макет, демонстрировался на авиасалоне МАКС-2007.

Проект был свернут, но разработки остались. Их планируется использовать в перспективных ударных БПЛА России. Вооружение — тактические ракеты «земля-земля» и авиабомбы. Максимальная скорость монстра — 850 км/ч, дальность полета — 4000 км.

В голливудских фантастических фильмах довольно часто прослеживается образ беспилотного летательного ударного аппарата. Так вот, в настоящее время США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников . И не останавливаются на достигнутом, всё более наращивая парк БПЛА в вооруженных силах.

Получив опыт первой, второй Иракской кампаний и Афганской кампании, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Будут увеличены закупки БПЛА, создаются критерии новых аппаратов. БПЛА сначала заняли нишу легких разведчиков, но уже в 2000-е годы стало ясно, что они перспективны и как ударные самолёты – применялись в Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане. Беспилотники стали полноценными ударными единицами.

MQ-9 Reaper «Жнец»

Последней покупкой Пентагона стал заказ 24 ударных БПЛА типа MQ-9 Reaper . Этот контракт почти удвоит их количество в вооруженных силах (в начале 2009 у США было 28 таких беспилотников). Постепенно «Жнецы» (по англо-саксонской мифологии образ смерти) должны заменить более старых «Хищников» MQ-1 Predator, их на вооружении примерно 200.

БПЛА MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года . Аппарат был создан в 2-х версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США, заинтересовавшись новой техникой, указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 километров), мог быть в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 – «детище» фирмы Garrett AiResearch.

Базовые ТТХ «Жнеца»:

— Вес: 2223 кг (пустой) и 4760 кг (максимальный);
— Максимальная скорость — 482 км/ч и крейсерская – около 300 км/ч;
— Максимальная дальность полета – 5800…5900 км;
— С полной нагрузкой БПЛА будет выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28-30 часов;
— Практический потолок — до 15 километров, а рабочий эшелон высот –7,5 км;

Вооружение «Жнеца» : имеет 6-ть точек подвески, общий объем полезной нагрузки до 3800 фунтов, так вместо 2-х управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике», его более совершенный собрат может взять до 14 УР.
Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из 4-х «Хеллфайров» и 2-х пятисотфунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

БРЭО : Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования - в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 квадратных километров в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 квадратных километров.

В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 километров мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300×170 метров, разрешение при этом достигает 10 сантиметров . Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B - на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

В 2007 году была сформированная первая ударная эскадрилья «Жнецов» , они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, которая расположена на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими была вооружена 174-е истребительное авиакрылы ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у Пограничной службы.
На продажу система не выставлялась. Из союзников «Жнецов» купила Австралия и Англия. Германия отказалась от этой системы в пользу своих разработок и израильских.

Перспективы

Следующее поколение средних БПЛА по программам MQ-X и MQ-M, должно встать на крыло к 2020 году. Военные хотят одновременно расширить боевые возможности ударного БПЛА и максимально его интегрировать в общую боевую систему.

Основные задачи:

— Планируют создать такую базовую платформу, которая сможет быть использована на всех театрах военных действий, что кратно повысит функциональные возможности беспилотной группировки ВВС в регионе, а также увеличит скорость и гибкость реакции на возникающие угрозы.

— Повышение автономности аппарата и увеличение возможностей выполнения задач в сложных погодных условиях. Автоматизм взлёта и посадки, выхода в район боевого патрулирования.

— Перехват воздушных целей, непосредственная поддержка сухопутных войск, применение беспилотника, как интегрированного разведывательного комплекса, комплекс задач РЭБ и задачи обеспечения связи и освещения обстановки в форме развертывания на базе летательного аппарата информационного шлюза.

— Подавление системы ПВО противника.

— К 2030 году планируют создать модель беспилотника-заправщика, своего рода беспилотный танкер, способный снабжать топливом иные летательные аппараты – это резко повысит длительность нахождения в воздухе.

— Есть планы создать модификации БПЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.

— В концепцию боевого применения БПЛА планируется заложить архитектуру так называемого «роя» (SWARM), который позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов по обмену разведывательной информацией и ударным действиям.

— В итоге БПЛА должны «дорасти» до таких задач, как включение в систему ПВО-ПРО страны и даже нанесение стратегических ударов. Это отнесено к середине 21 века.

Флот

В начале февраля 2011 года с авиабазы «Эдвардс» (Калифорния) поднялся в воздух реактивный БПЛА Х-47В . Беспилотники для ВМС начали разрабатывать с 2001 года. Морские испытания должны начать с 2013 года.

Основные требования ВМФ:
—палубное базирование, включая посадку без нарушения режима малозаметности;
— два полноценных отсека для установки вооружения, общий вес которого, по ряду сообщений, может достигать двух тонн;
— система дозаправки в воздухе.

США разрабатывают список требований к истребителю 6-го поколения:

— Оснащение бортовыми информационно-управляющими комплексами следующего поколения, технологии малозаметности.

— Гиперзвуковая скорость, то есть скорости выше 5-6 Маха.

— Возможность беспилотного управления.

— Электронная элементная база бортовых комплексов самолёта должна уступить место оптической, построенной на технологиях фотоники, с полным переходом на волоконно-оптические линии связи.

Таким образом, США уверенно сохраняют позиции в разработке, развёртывании и накоплении опыта боевого применения БПЛА. Участие в ряде локальных войн позволило вооружённым силам США поддерживать личный состав в боеготовом состоянии, совершенствовать технику и технологии, схемы боевого применения и управления.

ВС получили уникальный боевой опыт и возможность на практике без крупных рисков вскрывать и исправлять огрехи проектировщиков. БПЛА становятся частью единой боевой системы – ведения «сетецентрической войны».