Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Завод по сжижению природного газа ямал спг. Вакансии на Ямал СПГ

ЕКАТЕРИНБУРГ, 31 мая. /ТАСС/. "Газпром нефть" за первый год работы терминала "Ворота Арктики" в Карском море отгрузила почти 4,5 млн тонн нефти с Новопортовского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Об этом в среду сообщили в пресс-службе компании "Газпромнефть-Ямал".

"Нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", расположенный в Обской губе (Карское море - прим. ТАСС), отгрузил почти 4,5 млн тонн нефти с момента начала эксплуатации в мае 2016 года. Нефть сорта Novy Port по Северному морскому пути (СМП) была доставлена потребителям танкерами арктического класса. Всего суда совершили более 200 рейсов. С запуском "Ворот Арктики" компания "Газпром нефть" увеличила показатели отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в четыре раза", - уточнили в пресс-службе.

По данным компании, строительство уникального нефтеналивного терминала позволило приступить к промышленной разработке Новопортовского месторождения. "Отгрузка углеводородов осуществляется в круглогодичном режиме морским путем. В настоящее время нефть Novy Port помимо ранее задействованных судов доставляют потребителю пять новых танкеров класса Arc7, каждый вместимостью 42 тыс. тонн сырья", - добавили в пресс-службе.

По словам гендиректора "Газпромнефть-Ямал" Алексея Овечкина, "мощность терминала и ответственный подход коллектива к соблюдению правил охраны труда и техники безопасности напрямую влияют на рост добычи нефти на Новопортовском месторождении, что позволяет прогнозировать успешное выполнение плана в 6,3 млн тонн нефти в 2018 году".

В пресс-службе добавили, что для обеспечения своевременной транспортировки растущих объемов добываемого сырья по заказу компании началось строительство новейшего ледокольного флота. "На Выборгском судостроительном заводе завершается строительство двух многофункциональных судов - "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Они будут ходить под российским флагом и сопровождать танкеры в экстремальных ледовых условиях Обской губы", - уточнили в компании.

"Ворота Арктики"

"Ворота Арктики" - первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания "Газпром нефть".

Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры - в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности. При этом он содержит меньше серы, чем российская смесь Urals.

На Новопортовском месторождении – флагманском активе «Газпром нефти» в Арктике – добыто 15 млн. тонн нефти с начала реализации проекта. Для отгрузки углеводородов произведена пятисотая швартовка танкера к терминалу «Ворота Арктики». Юбилейную партию груза принял «Штурман Скуратов».
За год суда серии «Штурман» осуществляют более 200 рейсов от нефтеналивного терминала до Мурманска, большая часть отгрузок совершается в условиях сложной ледовой обстановки. «Газпромнефть-Ямал», дочернее общество «Газпром нефти», увеличивает добычу. В 2017 году на Новопортовском месторождении было добыто 5,9 млн. тонн, ожидаемый итог 2018-го – свыше 7 млн. тонн сырья. Пик добычи нефти на арктическом промысле прогнозируется в 2020 году – более 8 млн. тонн. В связи с развитием Северного морского пути географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до девяти стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.
В 2018 году средняя суточная добыча проекта «Новый Порт» достигла 19,6 тыс. тонн нефти. Разработку месторождения предприятие ведет с использованием методов высокотехнологичного бурения. На сегодняшний день на промысле действует 221 эксплуатационная скважина, 24 из которых многоствольные. Для повышения эффективности применяются бурение горизонтальных, двуствольных скважин, многостадийный гидроразрыв пласта, проактивная геонавигация и другие современные технологии.
В 2016 году началась реализация проекта по освоению северной части Новопортовского лицензионного участка. Извлекаемые запасы проекта по категориям С1 и С2 составляют здесь более 26,8 млн. тонн нефти и 27 млрд. кубометров газа. В перспективе на участке будет пробурено 185 нефтяных скважин на 10 кустовых площадках, пик добычи ожидается в 2022 году.
В ближайшие пять лет «Газпром нефть» планирует направить на развитие Новопортовского месторождения и смежных проектов 400 млрд. рублей.
«Терминал «Ворота Арктики» стратегически важен как для развития Северного морского пути, так и для освоения месторождений полуострова Ямал. Летом 2018 года на дежурство в акватории Обской губы заступил ледокол «Александр Санников», который обеспечивает безопасную отгрузку арктической нефти. Задействованы шесть танкеров класса Arc7, спроектированных и построенных специально по заказу «Газпром нефти». Это открывает перспективы освоения полуострова Ямал, где только к настоящему времени открыто более 20 нефтегазовых месторождений. Построенная нами логистическая схема позволяет доставлять сырье потребителям морским путем круглогодично», – отметил генеральный директор «Газпромнефть-Ямала» Алексей Овечкин.

Справка
Освоение Новопортовского нефтегазового месторождения на полуострове Ямал – один из крупнейших проектов «Газпром нефти». Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры: в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы – более 250 млн. тонн нефти и конденсата, более 320 млрд. кубометров газа. Нефть сорта Novy Port по своим свойствам относится к категории легких, c низким содержанием серы (около 0,1%).

Танкеры серии «Штурман» построены специально по заказу «Газпром нефти». Это суда класса Arc7 грузовместимостью 42 тыс. тонн, максимальная осадка – 9,5 м в пресной воде. Танкеры специально спроектированы для действий на малых глубинах Обской губы, могут преодолевать лед толщиной от 1,4 до 1,8 м. Всего в составе арктического флота компании насчитывается 6 танкеров.

Пресс-служба ООО «Газпромнефть-Ямал»

Россия сделала важнейший шаг по освоению Арктической зоны: дан старт работе круглогодичного терминала для поставок нефти в Европу по Северному морскому пути. Проект не только принесет стране крупные финансовые выгоды – он крайне значим для завоевания российским Северным морским путем статуса ключевого транзитного маршрута между Европой и Азией.

Президент Путин по видеосвязи дал старт отгрузке первого танкера с нефтью Новопортовского месторождения через новый арктический терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы у полуострова Ямал.

«Россия делает серьезный шаг к дальнейшему освоению богатейших углеводородных ресурсов Крайнего Севера и развитию Северного морского пути»

«Это новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России», – сказал Путин в ходе телемоста. «За последние три года 186 млрд было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких очень суровых условиях», – отметил президент. Впервые нефть с Ямала будет отгружаться не по трубопроводам, а морем, добавил президент.

«Начинайте отгрузку», – скомандовал президент. «Первая отгрузка нефти через терминал «Ворота Арктики» началась», – отрапортовал председатель правления Газпрома Алексей Миллер. Миллер и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков были на самом терминале. «За время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей», – передает ТАСС слова Дюкова.

«Без сомнения, вслед за созданием терминала («Ворота Арктики») Россия делает серьезный шаг к дальнейшему освоению богатейших углеводородных ресурсов Крайнего Севера и развитию Северного морского пути», – сказал Миллер.

Самая северная нефтяная провинция

Новопортовское – одно из самых крупных нефтегазоконденсатных месторождений полуострова Ямал. Извлекаемые запасы превышают 250 миллионов тонн нефти и конденсата, а также более 320 миллиардов кубометров газа.

Здесь добывается более качественная нефть, которая относится к категории «легкой нефти». Она содержит меньше серы, чем российская смесь Urals. Это дает ей дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке. Новый сорт нефти получил название Novy Port. «Эта нефть торгуется с премией к нефти марки Brent», – пояснил Дюков.

Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры. В связи с этим для доставки сырья была выбрана отгрузка морем. Впервые возможность вывоза нефти морским путем в зимний период «Газпром нефть» доказала в 2011 году. Тогда компании удалось провести атомный ледокол по Северному морскому пути с мыса Каменного на Обской губе в Западную Европу.

Впервые новопортовская нефть была отправлена в Европу танкерами в 2014 году. Однако до сих пор она осуществлялась только в летний сезон и для перевозки были задействованы три речных танкера и четыре – морского класса. Уже в летний сезон 2015 года по Обской губе и трассам Севморпути было перевезено более 180 тыс. тонн углеводородов. Теперь же речь идет о круглогодичных поставках. В 2016 году «Газпром нефть» собирается увеличить поставки нефти Novy Port до 2–2,5 млн тонн, а к 2017 году собирается добывать здесь более 4 млн тонн нефти.

С началом в 2016 году промышленной эксплуатации Новопортовского месторождения в России появится новая, самая северная нефтяная провинция, уникальная по условиям эксплуатации, инфраструктуре и транспорту, говорил ранее первый зампредседателя правления «Газпром нефти» Вадим Яковлев.

«Ворота Арктики»

Для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти с Новопортовского месторождения морем в страны Европы осенью 2015 года был смонтирован первый арктический морской терминал на Ямале. На берегу Обской губы были построены подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции. Отгрузка осуществляется с помощью выносного арктического нефтеналивного терминала башенного типа, расположенного в 3,5 километрах от берега в районе Мыса Каменного. Мощность терминала составляет 8,5 миллиона тонн нефти в год.

«Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных условиях. Температура в регионе опускается ниже 50 градусов, толщина льда может превышать 2 метра.

Поэтому потребителям нефть будет доставляться по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. По заказу «Газпром нефти» в 2017 году будут построены два судна ледокольного обеспечения. Концептуальный проект судна разработан финской компанией Aker Arctic Technology, а строительство двух ледоколов выполнит «Выборгский судостроительный завод». Закладка первого судна ледокольного обеспечения уже состоялась в конце 2015 года.

Значение

Этот проект является важнейшим для наращивания грузоперевозок по Северному морскому пути и развития арктических шельфовых месторождений. Он приближает Россию к поставленной – увеличить объемы грузов по Севморпути к 2030 году до более 80 млн тонн, то есть в двадцать раз по сравнению с 2015 годом.

«Новый порт станет одной из точек на Северном морском пути (СМП), который, безусловно, придаст импульс развития всему проекту СМП. А за счет круглогодичной отгрузки нефти в сопровождении ледоколов маршрут Ямал – Европа станет одним из первых постоянно используемых отрезков Севморпути. На данном отрезке уже будет определенное расписание, что сделает СМП более удобным и доступным для грузоотправителей. Для ямальского месторождения сейчас главное обеспечить денежный поток, начать возврат инвестиций. И круглогодичный экспорт в этом отношении весьма кстати», – считает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Поставки нефти по Севморпути дадут российским нефтяникам полезный опыт. «Это даст импульс для дальнейшего расширения географии поставок по этому пути, позволит привлечь иные компании к перевозке различных грузов, не выгодных для отправки по суше. И это также может оживить экономику прибрежных ныне депрессивных городов», – отмечает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».

Терминал «Ворота Арктики» – это очередной важный шаг к развитию шельфового вектора. «Сам факт организации круглогодичной работы специализированного крупного порта, расположенного за Полярным кругом, еще раз подтверждает, что российские интересы в Арктике подкреплены еще и техническими возможностями», – отмечает Дмитрий Кипа, директор инвестиционно-банковского департамента QBF.

Кроме добычи на Арктическом шельфе, для России важен и другой аспект – организация бесперебойных поставок нефти и газа в Европу. «Понятно, что использование нефте- и газопроводов существенно выгоднее, поскольку не накладывает дополнительных расходов на развитие транспортного флота, сжижение и регазификацию СПГ», – говорит Дмитрий Кипа. Однако в текущих геополитических условиях у «трубы» должна быть альтернатива. В этом ключе, безусловно, возможность организации поставок морским путем является бесспорным преимуществом.

Что бы ни говорили европейские политики и как бы ни пытались избавиться от российских углеводородов, спрос на российские энергоресурсы в Европе за последние годы только вырос. Только за первый квартал этого года Европа закупила на 15% больше российского газа, чем годом ранее. Та же ситуация наблюдается и с нефтью. «Вряд ли стоит ожидать отскока спроса именно на российскую нефть. Поставки нефти с Ямала уже законтрактованы на годы вперед, а при расширении географии перевозок и возможностей они, разумеется, будут только расти», – согласен Яковенко.

Я снова на Ямале... Только тут еще снег, я нахожусь совсем в другом районе региона и меня ожидают совсем иные впечатления. Но зато есть повод вспомнить прошлый год и рассказать уже в моем блоге о "Воротах Арктики" (до этого была публикация на Bigpicture - чуть более простая версия).

Самолет от Москвы или Санкт-Петербурга до столицы Ямала донесет вас всего за три часа. Вот Уральские горы, а вот уже и великая Обь под крылом и за ней - Салехард. Казалось бы, недолго, но этого достаточно, чтобы оказаться в бескрайних просторах, богатых археологическими находками, урожаем ягод и грибов, олениной и множеством рыб в реках.

Ямал принято считать газовым краем, но это не совсем так. Тундра хранит в своих недрах еще и черное золото - нефть. И сейчас разработка ямальских месторождений, что ранее было невозможным из-за сложностей в извлечении природных запасов, играет очень важную роль в развитии региона.

Нам (группе журналистов) выдался уникальный шанс посмотреть, пощупать нефть в прямом смысле слова и увидеть, как она добывается. Масштабы производства в сочетании с природой этого края произвели на нас яркое впечатление.

Итак. Раннее утро. Салехард.

Вертолетная площадка и первый в моей жизни полет на вертолете. Небольшой инструктаж, ремни пристегнуты, вместо беруши - наушники в уши, а за бортом бескрайние пейзажи, от которых не оторваться. С нами летит Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», который больше всех знает о трудностях и особенностях добычи нефти на Ямале. Наш путь лежит к месторождению, неподалеку от села Новый Порт, а на следующий день еще дальше - Мыс Каменный, где находится самый главный объект нашего посещения - нефтеналивной терминал.

По прилету мы сразу отправились на промысел. Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал, а по запасам жидких углеводородов - крупнейшее. Извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более двухсот пятидесяти миллионов тонн нефти и конденсата, а также более трехсот двадцати миллиардов кубометров газа. Это очень много!

Если углубиться в историю Ямала, то наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского. К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Эффективности добычи в условиях арктических широт и вечной мерзлоты компания достигает за счет использования современных технологий. Например, одна из них - бурение многоствольных скважин, что позволяет увеличить зону охвата пласта. Именно здесь пробурена многоствольная скважина с длиной горизонтального участка в 2000 метров. Этот показатель является рекордным для «Газпром нефти».

Кстати, о рекордах. На промысле работают действительно увлеченные люди, впрочем, других этот край и не признает. Нужно быть упертым и любить свое дело, чтоб проводить вахты в этих условиях. Удивительным открытием оказалось, что бригады не просто ставят рекорды по темпам строительств скважин, но еще и соревнуются между собой. Здесь присутствует все: и названия команд, и соревновательный процесс. У рекордсменов имя команды как раз соответствующее - «Победа» (как корабль назовете, так он и поплывет). А есть даже «Снежные барсы». Когда-то на строительство скважин уходило в среднем 40 суток, сейчас же - 22, а есть и рекорд - 14 дней!

Новопортовское месторождение растет быстрыми темпами. По состоянию на июль 2017 года пробурены 84 скважины, а планируется почти четыреста! Вы только подумайте о масштабе богатств этого края.

Конечно же, для такой усердной работы и условия должны быть соответствующие. Построена опорная база промысла с общежитием, налажена инфраструктура для быта. Всего на вахте работает около 450 человек. Часть работников живут по-прежнему в вагончиках, но в комфортабельных - даже полы с подогревом. Уже в следующем году должен войти в строй жилой комплекс на 600 человек, будет запущена газотурбинная электростанция, которая обеспечит электроэнергией не только объекты нефтяников, но и ближайшие поселки.

Освоение территории не может проходить без взаимодействия с местным населением. «Мы здесь в гостях», - признается начальник промысла Владимир Саблин, поэтому принимаются все меры, чтобы максимально обезопасить природу от вторжения человека и конечно же жить в дружбе и согласии с кочевыми народами, которые издревле живут в тундре.
Трубопроводы подняты над землей так, чтобы не мешать оленям, на месте сложившихся веками троп животных сделаны безопасные переходы через трубопроводы, чистятся сезонные дороги. В общем, «Газпром нефть» делает все для того, чтобы не мешать местным жить, как им удобно. Очень приятно удивляет подобный симбиоз крупного предприятия и населения. Так, совместными усилиями возобновили праздник оленеводов, не показушный, а самый настоящий, куда съезжаются со всех концов бескрайней Ямальской тундры, проводят день рыбака и вообще всячески откликаются на нужды населения.

Кстати, к разговору об экологической чистоте. «Газпром нефть» совместно с ведущими российскими НИИ проводит оценку уровня антропогенного воздействия на флору и фауну полуострова Ямал, в том числе на виды, занесённые в «Красную книгу». К примеру, планируется провести опытные работы по определению растений, которые можно наиболее эффективно использовать для восстановления нарушенных поверхностных слоев почвы в ямальской тундре.

Вы только посмотрите, где трясогузка сделала гнездо? Прямо в основании цистерн резервуарного парка Центрального пункта сбора нефти.

Хотите попробовать нефть? - задали нам очень нетривиальный вопрос. Конечно же да! Правда не на вкус, как вам могло показаться. А вот потрогать и понюхать - пожалуйста! Это очень интересный опыт. И да, запах напоминает бензиновый и этим ямальская нефть отличается от других брендов.


Здесь на Новопортовском месторождении добывают уникальный сорт нефти, который так и называется - Novy Port. Эта нефть очень привлекательна для покупателей, ее знают и ценят в Европе за высочайшее качество, то есть низкое содержание серы (около 0,1%), воды, других примесей. Novy Port превосходит не только российскую смесь Urals, но и европейский маркерный сорт Brent. На сегодняшний день Novy Port можно с уверенностью назвать брендом Ямала.


Коротко о том, какой путь проходит нефть. Из скважин на узел дополнительных работ поступает нефтяная эмульсия, которую нужно избавить от воды и газа. Сначала смесь встречается с двумя видами сепараторов, потом отделившийся газ уходит на блок подготовки топливного газа для местной электростанции и факельных установок, а водонефтяная смесь идет через следующую сеть сепараторов, после которых выходит основательно подогретая, до 40-45 градусов, без газа и с водой на уровне 0,03 процента.
Подготовленная товарная нефть по стокилометровой трубе уходит из Нового Порта в Мыс Каменный, оттуда терминалом «Ворота Арктики» отгружается на танкер, который идет через Мурманск покупателю в Европу.


Вот и мы по пути следования нефти полетели на Мыс Каменный к «Воротам Арктики», чтоб своими глазами увидеть, как это происходит и, чтобы навсегда влюбится в эти суровые дали, не переставать восхищаться трудом людей, которые здесь несут вахту.

То, что Новопортовское месторождение уникальное, думаю, вы уже поняли. Но «Ворота Арктики» еще сильнее выделяют его среди других месторождений. Только подумайте, впервые в истории развития нефтегазовой промышленности в России круглогодичная транспортировка нефти осуществляется не по трубопроводам, а Северным морским путем. Чтобы это стало возможным, проделана огромная работа специалистов, в результате которой построен крупный нефтеналивной терминал - единственный, расположенный в пресных водах за Полярным кругом, аналогов ему нет в мире.

«Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях. Мощность терминала по перевалке сырья — 8,5 млн тонн/год. Огромная конструкция имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Принцип «нулевого сброса» исключает любой контакт продукта с атмосферой, что крайне важно для сохранения экологии Арктики.


С удивлением узнаем из разговора с операторами терминала, что работать зимой гораздо комфортнее - нет волны и ветра. В зимний период «Ворота Арктики» более доступны в плане выездов специалистов, обслуживания, постановки танкеров под отгрузку. Но как можно подниматься на высоту более 80 метров в мороз? В основном все механизировано и управляется на расстоянии, из центра, где стоит все необходимое оборудование и видеонаблюдение. Здесь же, на берегу, находится и лаборатория, которая контролирует качество передаваемой нефти и выдает сертификат на партию, загружаемую на танкер в данный момент.

Первая отгрузка сырья с помощью терминала состоялась 25 мая 2016 года, команду к запуску дал Президент России Владимир Путин. С этого времени в Европу ушло не мало тысяч тонн новопортовской нефти. Весной этого года «Газпромнефть-Ямал» отгрузил юбилейную - пятимиллионную - тонну сырья на танкер «Штурман Альбанов».

К слову о морских судах. «Газпром нефть» специально для работы на проекте «Новый Порт» развивает собственный флот. До конца 2017 года к транспортировке нефти поступят шесть танкеров наивысшего арктического класса - Arc7. Такой танкер способен перевозить по 40 тысяч тонн, преодолевать Северный морской путь по льдах толщиной 1,8 метра.

Параллельно на Выборгском судостроительном заводе строятся дизель-электрические ледоколы, которые будут носить титул самых мощных ледоколов в Арктике. Их главной задачей станет - обеспечение отгрузки нефти и сопровождение танкеров. Таким судам не страшен мороз даже в минус 50 градусов.

Путешествие на Мыс Каменный подходит к концу, можно еще выйти на берег Обской губы, кинуть монетку и загадать желание, ведь эти края еще хранят в себе много интересного и неизвестного, может, это новые месторождения, а, может, новые люди, которые встретятся нам на пути. Кто знает. Точно уверена в одном, что Ямал - удивительный край с удивительными открытиями внутри и с замечательными людьми, которые осваивают эту суровую землю и живут тут.

В поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение – самое крупное по запасам нефти на Ямале – находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. В этой связи было принято решение впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывозить ямальскую нефть морским путем.

Терминал построен для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях.

Использование новейших технологий при создании добычной, транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера – 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море – в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже –50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров – это длина поворотного стола.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом.

В режиме видеосвязи Президент России Владимир Путин дал команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый терминал, о готовности которого к работе доложили председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. Участие в церемонии принял губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Владимир Путин

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России. За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

Алексей Миллер

«“Газпром” последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении – единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. “Ворота Арктики” открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути».

Александр Дюков

«Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытых на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий по разработке столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения не позволяли приступить к его освоению. Применение нами новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к лёгким сортам нефти с низким содержанием серы, что даёт ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent, и торгуется с премией к нефти марки Brent».

Дмитрий Кобылкин

«Для Ямала новый терминал имеет неоценимое социальное значение. Это и пополнение бюджета. Мы здесь каждый день доказываем, что Арктика – это территория постоянного проживания многих тысяч россиян. Это – зона комфортной жизни и эффективного труда. Здесь за каждой победой стоит высокий профессионализм и самоотверженный труд. Новый Арктический терминал, который создали энергетики России, – это мощный инструмент повышения уровня и качества жизни северян, стабильности российской экономики. А это считаю главным – чтобы людям жилось лучше. Особенно в суровой Арктике».

Справка. Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения – ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд рублей, ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн рублей.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016–2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.