Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Этническая деревня как начинать работу. Особенности существующих музейно-этнографических комплексов: Этномир, Этническая деревня и другие

Исследовательская работа

«Вот моя деревня…»

На тему: «Этнография села»

Гулина Ольга Николаевна, Калентьева Юлия Александровна, Мурзина Юлия Андреевна

ученицы 11-го класса

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Руководитель:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Пучкина Анна Владимировна

Адрес: ЧР, Алатырский район, с. Чуварлей, ул. Николаева, д. 2.

Чуварлей 2013

Введение…………………………………………………………………………3

I глава. История села……………………………………………………….6

1.1.История появления и развития села………………………………….6

1.2.Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны………………...…8

1.3Выдающаяся личность в истории села. Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза………………………………………………….9

II глава . Развитие современного села…………………………………..11

2.1.Природа нашего села………………………………………………...11

2.2.Инфраструктура………………………………………………………11

2.3.Социальная сфера, современного села (МБОУ «Чуварлейская СОШ, детский сад «Колокольчик», сельский дом культуры, "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий")………………………………….…13

Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованной литературы……………………………………….…19

Приложение

Введение

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой…

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(А. Н. Поляков)

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего наша страна, село в котором мы родились и живем. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

Задачи исследования:

1.Проследить историю образования и развития села.

2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

3.Воспитание любви к родному краю.

Хронологические и территориальные рамки исследования: с периода образования с. Чуварлей до настоящего времени. Территориальные рамки ограничены селом Чуварлей.

Структура работы . Работа состоит из введения, глав, заключения, примечания и приложения.

Методы исследования : подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость . Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее нашего села.

Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании Чуварлей.

Объектом исследования выступает само село, его образовательные учреждения, организации, его жители.

I глава. История села.

  1. История появления и развития села

Отчизна, родная сторонушка как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти у людей свою деревеньку, свой родной берег речушки, откуда ты сигал с разбегу в реку.

Без знания прошлого, нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго - восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

По окраине поймы, у подножия косогора вдоль села протянулась цепочка озер - остатки старого русла реки Алатырь.

Происхождение названия Чуварлей связано с мокшо - мордовскими словами "шувар" - песок и "лей" - овраг с источником (речка). От измененного мордовского слова "шуварлей", что означает "песчаная река" и возникло название Чуварлеи.

Свое начало село Чуварлеи положило у выходящей из леса речки Чуварика и, постоянно расширяясь, в настоящее время подошло к деревне Ялушево.

Существует предание, что село основано выходцами из тамбовских и курских уездов.

Чуварлеи – одно из самых старых населенных пунктов нашего района. Оно существовало уже в начале XVII века и входило в состав вотчины Алатырского Троицкого монастыря. В то время Чуварлеи называлось по другому. Оно имело двойное название – деревня Троицкая (Подгорная). После выхода деревни Троицкой (Подгорной) из монастырского владения в 1764 году за ней окончательно закрепилось современное название Чуварлеи.

К началу XIX века жители села Чуварлеи перешли в разряд удельных крестьян, где оставались до 1861 года. В 1863 году село Чуварлеи вошло в состав Алатырской волости.

У чуварлейских крестьян земля была малоплодородной. Указание о качестве почвы встречается в описи монастырских земель в 1763 - 1764 годов, где говорится: "земля к плодородию посредственная". Помимо землепашества чуварлейские крестьяне занимались ремеслами, отхожими промыслами, торговлей, приготовлением пряжи для речных рыболовных сетей, которую сбывали в Астрахань, бондарным делом.

Вследствие нехватки земли, малоплодородия ее крестьяне вынуждены были заниматься бурлачеством. Например, из коллективного договора русских бурлаков с судовладельцем о доставке судна с грузом от Порецкого до Нижнего Новгорода в 1896 году известно, что в составе артели было 6 человек из Чуварлей. В 1746 году в Чуварлеях насчитывалось крестьян мужского пола 328, пашни за ними 204 десятин, сенокосов 40 десятин.

В период пугачевского восстания жители Чуварлей принимали участие в разгроме казенных винокуренных заводов в селах Ичиксы и Кладбищи. За участие чуварлейцев в пугачевском восстании, в разгроме винокуренных заводов для устрашения населения в Чуварлеях были установлены орудия казни: виселицы, колеса и глаголы.В 1832 году в Чуварлеях на средства прихожан была построена церковь. За церковным притчем было закреплено земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной. В 1900 году в селе Чуварлей насчитывалось 225 дворов. Церковно - приходская школа открыта в Чуварлеях в 188 году. В 1918 году врачи Алатырского уезда А. А. Преображенский, Н. И. Сульдин, М. Ф. Ногаевич обратились в наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села Чуварлеи участок площадью 128,25 десятины для постройки противотуберкулезного диспансера. Алатырское отделение лиги по борьбе с туберкулезом, получили ответ на разрешение строительства санатория, и здравотдел приступил к осуществлению поставленной задачи.

Для строительства санатория были выделены средства, строительные материалы и конфискованные у помещиков дома. Противотуберкулезное санаторное учреждение на 40 коек было открыто в Чуварлеях 1 мая 1919 года. Заведывание санаторием было поручено врачу Г. И. Терпсихорову.

Колхоз в селе Чуварлеях был создан в 1930 году и назывался "Красный Порт". В 1935 - 36 годах был переименован в колхоз "Стахановец". В 1957 году колхоз "Стахановец" объединился с Ялушевским колхозом.

  1. Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны

В ходе нашей исследовательской работы мы взяли интервью у коренной жительницы нашего села, Сафрончевой Любови Ивановны 1926 года рождения. По ее рассказам мы узнали много интересного и нового о родном селе. Она с огромным желание поведала нам с чего началась история нашего села. По ее рассказам первыми жителями были странствующие монахи, которые поселились на территории современного храма «Святого Иакова». Чуть позднее стали заселяться новые жители. Все они проживали только на одной стороне села. Постепенно село стало расти и развиваться, был построен храм «Святого Иакова» при нем же была создана церковно-приходская школа. В 1918 был построен «Чуварлейский противотуберкулезный санаторий». В этом санатории Любовь Ивановна работала медсестрой и спасла жизнь многим раненым солдатам.

Во время войны в школе был склад военной техники, располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школы слепых. Так же на территории села располагался колхоз, в котором работала большая часть жителей.

Получение данной информации внесла большой вклад в нашу исследовательскую работу.

  1. Выдающаяся личность в истории села

Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза

История развития нашего села неразрывно связана с именем Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза.

Кошелев Михаил Тимофеевич родился в 1911 году в с.Чуварлей Симбирской губернии. Здесь же окончил церковно-приходскую школу. В 1926 году с родителями переехал в Ташкент. Рано осиротел, пятнадцатилетним подростком уехал в Среднюю Азию, где участвовал в строительстве железной дороги-Турксиб. В 1933 году призван в Красную Армию. В 1942 году добился призыва в действующую армию, окончив полковую школу в звании сержанта.

Воевал в пехоте, был награжден орденом Красного Знамени. К осени 1943 года гвардии сержант Кошелев был командиром отделения 310-го гвардейского стрелкового полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии. Особо отличился в боях на Днепре. 9 октября 1943 гвардии сержант Кошелев с группой бойцов ворвался с тыла в село Куцеволовка (Онуфриевский район Кировоградской области), забросал гранатами дзот, тем самым открыв путь подразделению. Незаметно подобравшись к блиндажу, гвардейцы захватили штаб немецкой воинской части, взяв в плен офицера с документами, и уничтожили при этом несколько гитлеровцев. Сдав пленных командованию, Кошелев вернулся в часть и в составе танкового десанта участвовал в штурме высоты 167,8. Гранатами обезвредил вражеский дзот, мешавший продвижению вперед. Был ранен и контужен. По пути в медсанбат, уже в нашем тылу, наткнулся на вражеский грузовик с боеприпасами. В коротким бою уничтожил 4-х солдат и автомашину. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии сержанту Кошелеву Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3904). Награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, медалями. После излечения в госпитале был демобилизован по ранению. Вернулся в Ташкент. Работал на Ташкентской железной дороге. Скончался 13 марта 1979 года. Похоронен на Аллее Героев Воинского кладбища в Ташкенте.

Именем Кошелева названа одна из улиц в с.Чуварлей.

II глава. Развитие современного села

2.1 Природа нашего села

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго-восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

Водоемы и пляжи

Озера: Вдоль села протянулась цепочка озер – остатки старого русла реки Алатырь

Реки: Алатырь

благоприятный период для купания: В период с мая по август

Климат

умеренно-континентальный

Флора и фауна

животные: Лось, медведь, олень, кабан, волк, косуля, бобр, выдра, рысь, барсук, куница, норка, лисица, енотовидная собака, хорь, белка, ондатра, заяц

птицы: Гусь, казарка, глухарь, рябчик, тетерев, утка, куропатка, пастушка, кулик, перепел, голубь

растительность: В древостое сосна, ель, липа, ясень, клен, дуб

2.2.Инфраструктура

Главной достопримечательностью является природная среда - леса, реки и озера с богатой флорой и фауной.
- Чуварлейский сосновый бор- это чудо, удивительная стройность сосен, симметрия их роста.
Сосновый бор очень красив. Отдыхать в нем истинное удовольствие. Сухой, пропитанный запахом хвои, сосновый бор- лучшее лекарство от многих болезней. Именно поэтому здесь расположен республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор", государственное учреждение здравоохранения "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий", детский оздоровительный лагерь "Янтарный".
Чуварлейский бор занимает площадь размером 684 га., его протяженность составляет 6 км 250 м. Это единственный уникальный остаток древнего леса в Засурье. Он играет водоохранную и почвозащитную роль.
На основании постановления Кабинета Министров № 140 от 17.07.2000 года Чуварлейский бор является памятником природы.
Источник святых благоверных князей Бориса и Глеба. Более 170 лет назад в нескольких километрах от села Чуварлеи, в сухом овражке на Киреевой горе, в бившем из земли источнике была найдена явленная икона святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1932 году в селе был построен храм и один из приделов был освящен в честь этих святых. После революции храм был разрушен, а источник забыт. В простонародье источник стал называться Студеный. 6 августа 2009 года по благословению митрополита Варнавы источник был освящен отцом Андреем Савенковым. О том, что источник святой, свидетельствует два дуба, выросших из одного корня, как же и то, что в одном из найденных срубов бьют сразу два ключа. Источник не замерзает и в сильный мороз.
Памятником архитектуры в селе является каменный храм Святого Иакова, построенный прихожанами в 1832 году. Престолов в нём три.

Главный - во имя Святого Апостола Иакова Алфеева, в честь введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Церковной земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной.
Церковно-приходское попечительство существует с 1893 года. Приход состоял из священника и псаломщика.
После революции правительство, пришедшее к власти, начало борьбу с религией, результатом которой стало повсеместное закрытие и разрушение церквей. Та же участь постигла и наш храм Святого Иакова.
В 1930 году церковь перестала действовать, были сняты колокола. В 1938 году в здании церкви был открыт магазин, затем - хлебопекарня. В июле 1972 года церковь горела, затем 22 года находилась в полуразрушенном состоянии.
В 1994 году началась реставрация церковного здания силами прихожан. С 1997 года она является действующей церковью. 4 августа 1996 года церковь была освящена митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

2.3 Социальная сфера, современного села

Чуварлейская средняя общеобразовательная школа

В 1886 году в селе Чуварлей, возле церкви построили двухэтажное деревянное здание, в котором разместилась церковно – приходская школа. Детей принимали в школу с семи лет и обучали четыре года.

Наряду со школьными дисциплинами священником преподавался Закон Божий и Евангелие.

В школе было печное отопление. В классах стояли столы и скамейки, висели иконы, лампадки. Ученики писали на дощечках, чернила делали из сажи и краски.

В 1927 году была открыта ШКМ (школа крестьянской молодежи) с семилетним образованием.

В 1940 году была открыта НСШ (неполная средняя школа). Успели выпустить только 1 класс. Началась Великая Отечественная война и школа снова стала работать как семилетняя. Во время войны в школе был склад военной техники располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школе слепых.

В 1959 году состоялся первый выпуск средней школы, которая функционирует и по сей день.

С 22 апреля 2002 года школа преобразована в МОУ "Чуварлейская средняя общеобразовательная школа"

С 2005 - 2006 учебного года - базовая школа района по профильному обучению. Основной профиль - информационно - технологический.

В 2011 году – муниципальное бюджетное учреждение.

Детский сад «Колокольчик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» функционирует с 1971 года.

Заведующая – Шиблева Дарья Михайловна.

Открыты две группы:

I старшая группа «Колобок» (дети 5-6 лет)

II младшая группа «Солнышко» (дети 3-4 лет).

ДОУ работает по двум программам:

  1. Социально-личностное развитие

Обогащение социального опыта ребенка;

Содействие разновозрастному общению;

Развитие коммуникативных способностей дошкольников;

Гармонизация социализации, осознание своего социального «Я»;

2. «Здоровячек»

Охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанников;

Развитие гигиенических навыков.

Достижения воспитанников ДОУ:

2008 год – I место в районном конкурсе «Малышиада»

2009 год – I место в районном конкурсе рисунков «Страна Здоровья»

Дом культуры

Работа Чуварлейского СДК направлена на развитие самодеятельного художественного творчества, на организацию досуга населения, организацию различных кружков и клубов по интересам; на патриотическое воспитание молодежи; на пропаганду здорового образа жизни.

При Чуварлейском сельском Доме культуры работают три танцевальных кружка, два хоровых кружка (младшая, средняя и старшая группы), один кружок сольного пения, клуб «Хозяюшка» (младшая и средняя группы) и шахматно-шашечный кружок.

Коллективы кружков участвуют не только в мероприятиях поселения, но и в районных.

Клубные формирования:

Хореографический кружок мл. гр. (14 чел. с 7-8 лет) – худ. Руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ср. гр. (16 чел. с 10-12 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ст. гр. (14 чел. с 13-14 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Кружок «Сольное пение» (6 чел. с 8-16 лет)- руководитель Баканова Ольга Николаевна

Клуб «Хозяюшка» (10 чел. с 18-30 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Шахматно-шашечный кружок (10 чел. с 13-20 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Планы на будущее: предоставление услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения, повышение квалификации творческих работников учреждения; обучение в платных кружках, студиях.

"Чуварлейский противотуберкулезный санаторий"

В 1918 году врачи из Алатырского уезда А.А Преображенский, Н.И. Сульдин и М.Ф. Нагович обратились в Наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села. Чуварлей участок площадью 128, 25 десятины для постройки противотуберкулезного санатория. С того времени и берут отчёт биография здравницы в сосновом бору.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий, является лечебно - профилактическое учреждением, в котором организованно комплексное лечение больных туберкулезом легких и других локализаций, при помощи медикаментозной и климатотерапии в сочетании с физическими методами лечения.

В конце XIX – начало XX вв, в городе Алатыре активно действовала лига по борьбе с туберкулезом. В 1918 г. она предложила Алатыркой уездной земской управе организовать в уезде санаторий активного лечения больных туберкулезом и указала место будущего учреждения – сосновый бор около с. Чуварлей.

В этом же году приступили к заготовке лесоматериала, а в 1918 году к возведению лечебных корпусов и хозяйственных зданий. Однако открытие санатория задержалось из-за революционных событий и начало гражданской войны. Тем не менее, работы продолжались. Были сданы первый корпус на 20 коек, амбулатория с лабораторией, баня, дезкамера, квартира для врачей и фельшеров.

В 1925 году санаторий функционировал на 40 коек.

В Алатырском и соседних районах была высокая заболеваемость населения туберкулезом. Это побудило увеличить мощность санатория и с этой целью в 1928-1930 г. строились новые лечебные корпуса.В результате в 1930 г.число коек было доведено до 65, к 1935 г. до 100, а к 1941 г. – до 150 коек.

С 1930 г. санаторий стал учреждением республиканского подчинения. Здесь лечились и отдыхали больные со всего Волго-Вятского региона.

В Великую Отечественную Войну на базе Чуварлейского санатория размещался эвакогоспиталь № 3060 терапевтического профиля для туберкулезных больных. В послевоенный период Чуварлейский санаторий получил дальнейшее развития.

Старые лечебные корпуса заменились новыми зданиями, были построены новые хозяйственные объекты.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий в 1945 г. имел 200, в 1950 г. 205, в 1960 г. – 250 коек. По мере снижения заболеваемости туберкулезом происходило и уменьшение количества коек, а с 1980 г. по настоящее время санаторий рассчитан на 125 коек

Многие поколения медиков внесли достойную лепту в развития нашего учреждения.

Более сорока лет с 1939 года трудилась здесь заслуженный врач Чувашской Республики О.Н. Верещагина. Тридцать лет она проработала главным врачом, неоценим её вклад в укрепление материальной базы, совершенствование методов лечения, создание работоспособного коллектива. Добрый след в жизни санатория разного времени оставили главные врачи Е.В. Гриншпунг, Т.Г. Охильков, А.Е. Скворцов, И.В. Сиднев, Ю.В. Абрамова, Г.М. Щегельская, и многие медицинские работники и обслуживающий персонал.

Заключение

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей - это история села в целом.

Таким образом, мы узнали, что Чуварлей старинное село начало которому еще было положено в начале XVII века. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины – Чуварлей.

Список использованной литературы

1.Алатырская старина: Краеведческий сборник /Сост. Н.П. Голвченко. Алатырь: «Алатырский издательский дом»,2002-80 с.

2. Алатырский район- прошлое и настоящее.Алатырь,2001.

3. Алатырский край в XX веке. Топонимический словарь. Чебоксары – 2002.

4. Алатырь. Краткий исторический очерк.Чебоксары. Кочетков В.Д. 1987.

  • http://gov.cap.ru

  • Рассмотрим что представляет из собя экотуризм (или, как его еще называют этно- или сельский туризм), как начать собственное дело в этом направлении, перспективы, сложности и прочие вопросы с ним связанные.

    Основная концепция экотуризма

    Подобный вид туризма подразумевает погружение городских жителей в среду, кардинально отличающуюся от их обычной жизни. То, что для деревенских - обычное времяпровождение или труд, для работников офисов - экзотика и развлечение. Большинство из них никогда не топили печь, не доили корову, не рубили дрова и т.д. и т.п.

    Самый лучший отдых, как известно - кардинальная смена деятельности и места проживания. Именно это вы и должны будете им предложить. Но при этом не должно быть полного отрыва от внешнего мира, не должно быть проблем с дорогой к месту отдыха и, желательно, со спутниковой связью.
    Поиск и подбор места - это, пожалуй, самая главная задача. И, если есть возможность вложить средства, то лучше всего самому выбрать деревню и купить там дом.

    Организация бизнеса

    Самым первым делом необходимо определиться с местом . Как минимум, это должен быть один дом в деревне. Хорошо, если неподалеку будут река и лес. Желательно, чтобы место было как можно менее цивилизовано. То есть электричество, должно быть, а вот водопровод, газ и прочие блага цивилизации ни к чему. Если не у вас, то у ваших друзей и знакомых такой дом обязательно найдется.

    Но даже если вы не найдете подобной «недвижимости» в ближайшем окружении, то ничего страшного не случится, достаточно проехаться по селам, и вы получите массу предложений от местных жителей, которые сдадут для гостей если не дом, то хотя бы комнаты. Вполне можно обойтись даже отдельными койками. Это не так удобно и немного повысит себестоимость, но удобно тем, что вам не придется делать вложений в косметический ремонт дома до начала работы.

    Следующий вопрос, который предстоит решить - транспорт . На данный момент нанять тот же микроавтобус не составит никакого труда. Если есть такая возможность, то часть пути можно проделать в телегах или на санях - это внесет определенную ноту экзотики еще по дороге к месту отдыха.

    Заранее необходимо решить вопрос с питанием . Самый простой способ - договориться с местными жителями. В этом случае вам не придется заботиться о составлении меню и приготовлении пищи. Единственное, что, скорее всего, придется взять на себя - закупку продуктов. А в том, что на такое предложение откликнется множество желающих, можно не сомневаться, в деревнях мало работы, поэтому многие не против получить дополнительный доход. Возможно в этой части вы сможете запустить смежный .

    Чем занять клиентов

    Чем вы сможете заинтересовать потенциальных клиентов? Ведь приезжать они будет не просто посмотреть на деревню, гостей надо занять тем, что им может быть интересно.

    Как уже говорилось выше, прежде всего, можно занять их обычным деревенским бытом. Это может быть что угодно: выгон коров на пастбище, колка дров и растопка печи, даже какие-то огородные работы - все то, чем невозможно заниматься в городе. Набрать воды из колодца для бани (в которой потом сам же и будешь париться), подоить корову и впервые попробовать настоящее парное молоко - это настоящая экзотика для людей, проводящих жизнь среди «каменных джунглей».

    Составляя примерную программу, необходимо ориентироваться на то, что интересного смогут предложить сами местные жители. Например, если в деревне есть лошади, то можно предложить катание на санях зимой или телегах летом. Или выкачку меда под руководством местного пасечника.
    Очень хорошей идеей может оказаться проведение совместных вечеров с местными жителями.

    Стоит только сделать такое предложение, как выяснится, что и петь здесь любят и гармонист свой есть. Такие вечера станут развлечением не только для туристов, но и для принимающей стороны, поэтому мероприятия обойдутся практически бесплатно, если не считать затрат на небольшое застолье.

    Естественно, в программу должны быть включены традиционные виды отдыха:

    • рыбалка;
    • сбор ягод и грибов;
    • купание;
    • русская баня.

    Очень неплохо, если вы сможете переодеть своих гостей в традиционные русские костюмы, тогда вживание в образ станет намного полнее.

    В общем, как видите, деревня сможет предоставить огромное количество занятий, даже грядка с картофелем может стать объектом, если подойти к этому с умом. А что именно вы будете использовать, зависит от местности, наличия инвентаря и времени года.

    Где найти клиентов для экотуров?

    Понятно, что главные потребители такой услуги - жители мегаполисов . Но особенность этого бизнеса в том, что наибольшим спросом он пользуется пока что не у нас в стране, а за рубежом - там это направление очень модно. Иностранцы чаще всего ищут места для отдыха при помощи интернета. Надо просто разместить на тематических зарубежных форумах объявления, составленные на разных языках.

    Второй вариант - поиск корпоративных клиентов . Сейчас распространены выезды на природу всем коллективом, а вы сможете предложить нечто оригинальное. В этом случае можно договариваться даже не о нескольких днях, а об определенном количестве часов.

    И еще один путь продвижения услуг (довольно простой и действенный) - договоренность с . Если условия партнерства, которые вы предложите, будут интересными, то они сами начнут их рекламировать, включать в буклеты и предлагать при личных встречах с клиентами.

    Преимущества бизнеса на организации экологических туров

    1. Практически не требуется первоначальных вложений, оплата на месте проводится из средств, получаемых из предоплаты клиента;
    2. Есть возможность начать свой бизнес для деревенских жителей - в наличии свой дом, хозяйство и знание местных условий, искать или придумывать что-то специально не придется;
    3. Нет обязательных затрат за аренду, рекламу и прочих, необходимых для любого другого вида бизнеса, платежей.
    4. Начать заниматься экотуризмом может любой человек, вне зависимости от его опыта в этой сфере.
    5. Ниша практически не занята, отсутствие конкуренции. Такой вид туризма у нас пока что еще слишком слабо развит.
    6. Не требует лицензирования, поэтому нет необходимости в обязательном порядке регистрировать юридическое лицо. Достаточно пройти регистрацию как индивидуальный предприниматель, который может использовать упрощенную систему налогообложения.

    ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОХРАНИВШИХСЯ ОБРЯДОВ БЕЛАРУСИ»

    Туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» разрабатывается не только с туристической целью - создание национального турпродукта и развитие культурно-познавательного туризма Беларуси. Также он несет в себе значительный культурно-просветительский потенциал: популяризация и сохранение нематериального наследия Беларуси, повышение интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитание у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры. Следует отметить, что данный проект включает в себя не все сохранившиеся белорусские обряды, а только те, которые обладают наибольшим туристическим потенциалом и которые занесены в Государственный список историко-культурных ценностей. При этом не исключается возможность обнаружения «новых» сохранившихся обрядов Беларуси, которые были бы интересны с туристической точки зрения и могли бы быть в дальнейшем включены в данную этнографическую деревню.

    Для данного проекта очень важным является принцип аутентичности, поэтому за основу были взяты именно сохранившиеся белорусские обряды: наблюдение и запись данных обрядов в естественной среде и прямая передача от их носителей в значительной степени повышают возможность их аутентичного воспроизведения. Кроме того, следует учесть тот факт, что перед реализацией данного туристического проекта должна быть проведена серьёзная научная работа по изучению предложенных сохранившихся обрядов Беларуси, должны быть совершены этнографические экспедиции в места их проведения.

    Описание этнографической деревни

    Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси включает в себя следующие объекты (см. ниже рисунок 2.1):

    1) пять белорусских хат (1-5), в каждой из которых в театрализованной форме будет показываться сохранившийся белорусский обряд;

    2) пункт проката народных костюмов (А);

    3) кафе (В), предлагающее белорусскую национальную кухню;

    4) магазин белорусских сувениров (C);

    5) небольшая гостиница на 15-20 чел. (D);

    6) научный отдел по изучению белорусской этнографии (E).

    Таким образом, данный комплекс должен включать всю необходимую туристическую инфраструктуру (кафе, гостиница, сувенирный магазин).

    В этнографической деревне будут представлены следующие белорусские обряды:

    1) обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района (Минская область);

    2) обряд «Шчадрэц» деревни Рог Солигорского района (Минская область);

    3) обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі», Лепельский район, Витебская область;

    4) обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» деревни Казацкие Балсуны Ветковского района (Гомельская область);

    5) обряд «Вясельны каравай» деревни Мотоль Ивановского района (Брестская область).

    А теперь рассмотрим каждый обряд по отдельности:

    1. Белорусский обряд «Колядные цари»

    Обряд «Колядные цари» проводится на Щедрый вечер (13 января), накануне старого Нового года, и является отличительным проявлением локальной культурной традиции деревни Семежево Копыльского района Минской области.

    В этой деревне в конце XVIII столетия находился гарнизон расквартированных солдат и офицеров российской царской армии. Согласно преданию, перед Новым годом, солдаты и офицеры данного гарнизона ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. Таких ряженых обычно бывает семеро, их стали называть «царями», они получили имена Царь Максимильян, Царь Мамай и другие. Костюм состоит из белых штанов и рубахи, пояса с традиционным геометрическим узором, красных ремней крестом через грудь, чёрных сапог и высоких бумажных шапок-кивер с разноцветными ленточками. Царей на празднике сопровождают комические персонажи «деда» (исполняет девушка в оборванной мужской одежде) и «бабы» (исполняет разрисованный парень в женской одежде) .

    Вечером семь стройных кавалеров-солдат с торжественным маршем, с зажженными факелами, в сопровождении барабанного боя и веселой толпы ходят от дома к дому. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан»: встреча царей, ссора, драка. Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты веселыми песнями, танцами, добрыми пожеланиями.

    По окончании обхода всех участников праздничного шествия ждет щедрое угощение: хозяева благодарят «царей» за веселое поздравление традиционными кулинарными дарами - деревенской колбаской, пирогами и другими сладостями .

    В 2009 году обряд «Колядные цари» включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как объект, нуждающийся в срочной защите. На сегодняшний день это единственный белорусский обряд, занесенный в Список ЮНЕСКО.

    2. Белорусский обряд «Шчадрэц»

    Обряд «Шчадрэц», который проводится на Щедрый вечер, - яркое проявление культурной традиции деревни Рог Солигорского района Минской области. Деревня расположена в районе Красного озера - территории, которую исследователи традиционной культуры выделяют как место сохранения исключительно древних и своеобразных явлений календарно-песенной культуры.

    В энциклопедии «Этнография Беларуси» обряд «Шчадрэц» определяется как колядная игра и описывается следующим образом: «Главным в игре был «Шчадрэц», на роль которого выбирали полного парня. Его одевали стариком (с маской на лице, горбом на спине, одежда была увешана колокольчиками, цветным тряпьем, тесемками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом в соответствующей одежде. «Шчадрэц» ходил с переодетыми в животных - «козой», «кобылой», «медведем» - и ребятами-щедровальниками (их хоровод состоял из вожатого, припевалов, запевалов, забиралов, музыкантов). Вечером, накануне Нового года, гурьба отправлялась щедровать, что представляло собой театрализованную сценку с музыкой, пением, танцами, диалогом. Вожатый заходил в дом к хозяину за разрешением пощедровать, а гурьба в это время пела под окнами. Получив согласие, щедровальники входили в дом. Под музыку на середину хаты выходили «Шчадрэц» с ребятами, переодетыми в животных, они танцевали, а запевалы и припевалы пели. Разыгрывались юмористические сценки, происходил шуточный диалог между «Шчадрацом», щедровальниками и зрителями. После завершения игры ее участники получали угощения и клали их в сумки забиралам.» .

    Следует отметить, что обряд «Шчадрэц» осуществляется с участием традиционных масок-персонажей: как зооморфных - козы, журавля, коня, так и антропоморфных - деда, бабы, цыгана и цыганки с ребенком (куклой) в коляске. Маска козы (очень древняя, дохристианская), пантомимика которой в обряде обычно сопровождается сюжетно связанной с ней колядной песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в ватаге щедровальников в деревне Рог - это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет нигде в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, в котором вырезали дырки для глаз, носа и рта. Делали маску не в виде накладки на лицо, что изредка встречалось и в других местах Беларуси, а в виде шапки, в которой береста соединена особым способом («в зубчики»). Сверху ее закрепляли крест-накрест двумя полосками бересты .

    3. Белорусская обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі»

    Обрядовое игра «Жаніцьба Цярэшкі» - один из наиболее интересных рождественских обычаев, который сохранился на Витебщине, особенно в Лепельском районе. Обряд проводится каждый год в разных деревнях в период Рождества. Действие происходит в большом доме. Молодежь приглашает самых почтенных участников - «бацьку» и «матку». Начало представляет собой обычную танцевальную вечеринку: полька, краковяк, подыспань... В какой-то момент объявляется: «А ці не пажаніць нам Цярэшку?». «Матка» ведет игру, «бацька» помогает, подбирают пары. Символическая «женитьба» молодых осуществляется поочередно во время особого танца-ритуала.

    О своих симпатиях участники должны тайком сообщить «матцы» перед игрой, иначе есть опасность получить нежелательного партнера. «Матка» берет за руку парня, «бацька» - девушку, распевая, выводят в круг выбранную пару и «перекручивают» их вместе в обрядовом танце. Эту пару символично «поженили», они становятся «дзядулькай» и «бабулькай». Тогда выбирают следующую пару, потом следующую... Самая эмоциональная и веселая часть обычая - игры и испытания, через которые проходят «молодые» («ручеек», «поцелуи» и т.д). Заканчивается забава традиционным праздничным угощением.

    В 2009 году обряд включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является одним их претендентов на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

    4. Белорусский обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы»

    Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» проводится в деревне Казацкие Балсуны Ветковского района Гомельской области. Он приурочен к Вознесению, которое празднуется на сороковой день после Пасхи.

    По разнообразию песен и хороводов, театрализации обрядовых ритуалов как отзывов задабривания самой устрашающей для древнего человека природной стиxии - молнии-стрелы - «Ваджэнне і пахаванне стралы» не имеет себе равных. Полноправными, а иногда и наиболее активными участниками обряда являются дети. Дети во время данного обряда со смехом и песнями разбегаются по полю и валяются - набираются здоровья на молодых озимых всходах .

    В основе ритуальных действий, песен и хороводов лежит защитная магия от молнии. Сами певцы говорят: «Засцерагчыся ад маланкі, закапаць яе». Но позже на это наслоилось способствование росту хлеба: «Цягнем каласы на небясы» .

    Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» состоит из пения заклинальных песен про стрелу, шествия шеренгой по улицам деревни, вождения хороводов магической формы - круга, выхода к ржаному полю, качания по нему, погребения разнообразных предметов («стрелы») в землю. На ржаном поле сидели дети, между которыми женщины водили хоровод «змейкой», после чего брали ребятишек на руки и подбрасывали их вверх, чтобы рожь росла высокой. Закапывая монеты, бусы и т.д., каждая участница обряда загадывала желание с надеждой, что оно осуществится. Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» символизирует окончание весны и начало лета: после него нельзя было уже петь песни-веснянки .

    5. Белорусский обряд «Вясельны каравай»

    «Вясельны каравай» пекут на Полесье - в д. Мотоль Ивановского района Брестской области. Здесь выпечка каравая представляет собой обряд. С давних времен и по сегодняшний день полесская свадьба начинается с выпечки каравая, который является символом богатства и благополучия молодой семьи. На каждую свадьбу выпекают два каравая - один для жениха, второй - для невесты. Украшаются караваи одинаковым узором: оба обводятся сплетенной из теста косой, которая символизирует объединение двух семей. Каравайный обряд включает в себя ряд почетных и ответственных моментов - «чыноў». Называются они так: «расчыненне», «замес каравая», «гібанне каравая», «саджанне ў печ», «кавалі» и «выкуп каравая». Обряд сопровождается песнями, которые сменяют одна другую. В конце обряда каравай украшается так называемыми «шишками». «Шишки» представляют собой разветвленные палки обязательно из фруктовых деревьев (яблони, груши), на которые специально накручивается тесто и запекается в печи. Каждую «шишку» высотой около полуметра под песни украшают цветами и ветками барвинка, а потом втыкают в каравай и обвязывают символической красной ниткой.

    Каравайный обряд существует в различных деревнях и районах Беларуси, но на Полесье он особенно выразителен. В д. Мотоль местные жители бережно относятся к своей духовной культуре и обрядам и передают их новым поколениям. В значительной степени этому содействует и Мотольский музей народного творчества. На сегодняшний день обряд «Вясельны каравай» является кандидатом на внесение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

    Жители мегаполисов часто устают от городской суеты. Состоятельные горожане стали отдавать предпочтение отдыху на природе.

    Модной тенденцией становится по оказанию услуг этнотуризма .

    Это отдых в сельской местности, включающей в себя не только традиционно русские занятия (рыбалку, охоту и т.д.), но и знакомство с местными обычаями и традициями.

    В настоящее время спрос на подобные туристические услуги превышает существующее предложение.

    В интернете можно найти не так много компаний, которые специализируются на этнотуризме.

    Такой вид досуга еще недостаточно популяризирован в нашей стране и это как раз является плюсом для новичков в данном бизнесе.

    Бизнес на этнотуризме в 2020 году

    Предприимчивые сельчане, обладающие некоторыми сбережениями и свободным временем, могут организовать прибыльный бизнес в этой сфере деятельности.

    Для того чтобы построить свое дело на этнотуризме, необязательно даже самому проживать в сельской местности. Достаточно иметь знакомых или родственников, которые будут готовы участвовать в подобном начинании за определенное вознаграждение.

    В этом случае временные затраты на организацию бизнеса будут минимальными, перед тем как начинать свой бизнес на этнотуризме проведите исследование рынка и .

    Как начать свой бизнес в сфере этнотуризма в 2020 году:

    Во-первых, стоит разработать программу развлечений для будущих клиентов. Желательно включить в нее рыбную ловлю (без спиннингов, с обычными удилищами), охоту, сбор ягод, заготовку дров на зиму, выгон животных на пастбище, экскурсии на местную ферму и т.д.

    Желательно также предлагать отдыхающим катание на лошадях, вечерний отдых у костра и т.д. Чтобы они смогли проникнуться духом старины, можно предложить клиентам переодевание в национальные костюмы.

    По сути, горожанам будет интересно сделать все то, чем обычно занимаются сельские жители. Для них это будет экзотическим отдыхом, который поможет приобрести новый опыт и много позитивных эмоций.

    Продолжительность отдыха в деревне может быть варьироваться от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от пожеланий клиентов). Бизнесмен может разрабатывать как групповые, так и индивидуальные туры.

    Бизнес на этнотуризме – перспективное начинание, особенно для жителей многонациональных регионов нашей страны .

    От него можно получать хороший профит не только летом, но и зимой.

    В холодное время года отдыхающие могут кататься на санях, париться в русской бане и т.д.

    Стартовые вложения в бизнес на предоставлении услуг этнотуризма могут составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от масштабов деятельности, специфики сельского отдыха и других факторов).

    Бизнесмену нужно будет сформировать команду сотрудников, готовых к работе в сельской местности. Обязательно нанять нескольких гидов, а также водителя с личным транспортом.

    Для того чтобы находить клиентов, имеет смысл организовать партнерские отношения с местными туристическим агентствами.

    Кроме того, следует вложить средства в продвижение подобных туристических услуг в интернете.

    Этнотуризм – достаточно дорогое удовольствие . Некоторые состоятельные жители мегаполисов платят за подобный отдых 1000 рублей в час.

    В небольших городах расценки могут быть ниже. Ценовую политику стоит формировать в зависимости от платежеспособности потенциальных клиентов.

    Так или иначе, стартовые затраты на организацию подобного туристического бизнеса можно вернуть всего за 1 сезон работы.

    Бесплатные консультации по бизнесу Вы можете получить в моей группе ВК «