Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Газопровод "сила сибири" является оптимальным маршрутом поставок газа в китай по трем причинам. Когда построят газопровод «Сила Сибири»

Четыре тысячи км трубы, 770 млрд рублей капвложений, почти 15 тысяч строителей – это магистральный газопровод «Сила Сибири», по которому газ из России потечет в Китай

 

Справочная информация:

  • Название: «Сила Сибири».
  • Назначение объекта: магистральный газопровод.
  • Начало строительства: 2014 год.
  • Завершение: 2019 год (достигнет полной мощности в 2025 году).
  • Стоимость объекта: по оценке 770 млрд рублей.
  • Кто строит (основной ген. подрядчик/бенефициар): ПАО «Газпром» / ключевые фигуры холдинга Алексей Миллер и Виктор Зубков.

Газопровод «Сила Сибири» уверенно можно считать самым масштабным проектом современности по транспортировке газа. С его реализацией России обеспечены:

  • диверсификация экспорта сырья;
  • более эффективное развитие Восточной Сибири;
  • лидирующие позиции в мире по производству гелия.

И тот же нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан или газопровод Сахалин—Владивосток обсуждались куда больше, чем «Сила Сибири». Но это не мешает этому газотранспортному проекту оставаться самым амбициозным по геополитическому значению.

«Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и, прежде всего, с нашим ключевым партнером — Китаем» (В. В. Путин).

Стране пришлось форсировать работы по разработке месторождений газа в Восточной Сибири по вполне объяснимым причинам - отношения России и Европы переживают не лучшие времена (напряженность, санкции и другие ограничения).

«Чтобы что-то сделать в сжатые сроки, нам нужен либо мегапроект, достойный масштабов России, либо внешний стресс для мобилизации. Сейчас сошлись во времени оба эти фактора… “Сила Сибири” — самый крупный газотранспортный проект в мире и самый амбициозный, поскольку пройдет в трудных условиях по болотам, скалам, тайге» (Юрий Шафраник, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России).

С началом обустройства Чаяндинского месторождения и реализации проекта строительства магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» стали возможны переговоры с Китаем по поводу «восточного маршрута» и невероятно сильный контракт Газпрома с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), заключенный в мае 2014-го на тридцать лет стоимостью почти в 400 млрд долларов. Он стал для стройки реальным катализатором. Россия по нему обязалась поставлять ежегодно до 38 млрд куб. м.

А уже в сентябре газовый гигант приступил к строительству нового газопровода, получившего название «Сила Сибири», по которому с якутских и иркутских месторождений через Хабаровский край и Приморье газ потечет прямо в Китай.

Справочно. Газпром - безусловный лидер по , но и в мире, единственный отечественный экспортер сжиженного природного газа, входит в десятку , ПАО, более 50% акций принадлежит государству. В рейтинге Forbes Global 2000 в 2017-м среди крупнейших в мире публичных компаний Газпром занимает 40-е место, это лучшая оценка среди 27 российских компаний. Председатель Правления, заместителем Председателя Совета директоров ПАО является Алексей Миллер.

Стройка обещала стать явлением, самым грандиозным подобным проектом не только в масштабах страны, но и мира. Строительство должно проходить в сложнейших и неоднородных геологических условиях сибирского края. По оценкам, в «Силу Сибири» будет вложено 770 млрд рублей, проложено 4 000 км труб, пропускная способность которых достигает 61 млрд куб. м газа в год. Строительство планировалось завершить в 2017-м, чтобы в 2019-м начать поставки голубого топлива в Китай.

Рис. 1. Публикация в АиФ в сентябре 2014-го
Источник: сайт aif.ru

Основные этапы строительства

2012 год - готовность инвестиционного решения, о чем было объявлено Газпромом».

В сентябре 2014-го трубопроводу был дан старт.

Рис. 2. Президент России дал старт «Силе Сибири»
Источник: сайт polit.ru

Отчасти строящийся газопровод пойдет по уже существующему коридору нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) - другого масштабного проекта, бывшего основным каналом, по которому российский газ направится в Китай.

Строительство организовано крупнейшим российским газовым гигантом Газпром в две очереди:

  1. Газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток» - он протянется от Чаяндинского месторождения на 2 200 км до г. Благовещенск, что на Алтае, именно оттуда газ направится в Китай.
  2. Более 700 км до Ковыктинского месторождения - это не просто расширение газовых потоков, но и их перенаправление с востока на запад, и наоборот.

В разработку, возможно, будут вовлечены, кроме этих двух крупных месторождений с запасами газа у Чаяндинского в 1,2 трлн тонн и Ковыкинского в 1,5 трлн тонн, другие, что расположены вдоль трассы.

По МГП «Сила Сибири» газ из Восточной Сибири отправится и на внутренний российский рынок, и на экспорт в восточные районы Китая. Этот проект получил название «восточного маршрута».

Рис. 3. «Сила Сибири» в условиях мелководья
Источник: сайт news.ykt.ru

Кроме того, планами предусмотрено построить крупнейший комплекс, в составе которого газоперерабатывающее, гелиевое и газохимическое производства, способный обеспечить производство товарного и сырьевого газа, пропан-бутановой смеси, полипропилена, гликоли, полиэтилена.

Все работы по строительству газопровода выполняются согласно подписанному с китайской стороной контракту, а также по межправительственному соглашению от 13 октября 2014 года, определившему условия партнерства.

При строительстве газопровода используются практически полностью трубы отечественного производства. На строительстве «Силы Сибири» задействовано более 11 тысяч специалистов. В эксплуатации объекта будут задействованы порядка 3000 человек.

Рис. 4. Строительство магистрального газопровода
Источник: сайт vladnews.ru

Социально-производственный эффект

  • Производственный.

    Металлургические компании первыми уже ощутили эффект от строительства трубопровода. Это и поставка проката более чем на 7 млрд дублей Трубной металлургической компанией, Объединенной металлургической компанией, ЧТПЗ и Ижорским трубным заводом «Северстали», которые выиграли не только этот конкурс, но и на поставку труб вместе с другими двумя предприятиями: Торговый дом МК и «Трубные инновационные технологии». Газпрому предстоит закупить трубы в объеме 2,5 млн тонн, только до 2018-го их потребуется 1,7 млн тонн.

    Увеличение продаж коснется и машиностроителей, а конкретно, КамАЗ.

  • Социально-экономическое развитие территорий.

    Вокруг газовых месторождений появятся новые производства, а значит, и поселки, будут развиваться города. «Сила Сибири» буквально внесет жизнь в огромнейшие расстояния между Западной Сибирью и Дальним Востоком. Южные районы Якутии, через которые пройдет труба, в числе первых получат импульс для социально-экономического развития. Будет газифицировано 29 населенных пунктов в Якутии, не менее чем к 6,6 тыс. домовладений и 90 промышленным и сельхозпредприятиям будет подведен газ, что позволит местным предприятиям сократить энергозатраты и повысить эффективность. Программа газификации предполагает строительство боле 760 км газопроводов-отводов.

  • Занятость населения.

    Эксплуатация газопровода, работа на объектах добычи Газпрома потребует привлечения почти 3 тысяч специалистов. Холдинг уже организовал подготовку кадров, а в их числе есть и местные жители. В процессе задействовано несколько российских профильных образовательных центров.

«Сила Сибири» сегодня

«Восточный маршрут» сейчас активно строится, даже опережая график, как заявляют сами строители. Уже уложено почти 1,5 тыс. км газопровода.

Один из ключевых объектов - погранпереход под Амуром. Здесь на китайской и российской территории вырыто по два котлована: стартовые со стороны Китая и приемные - на стороне России. Уже к ноябрю 2017-го строителями Поднебесной была закончена щитовая проходка резервного тоннеля, а в конце 2017 года - запущен щит по строительству основной нитки.

Поставки газа по планам стартуют в 2019-м, в декабре, постепенно наращивая объемы прокачки «голубого топлива» в КНР, и к 2025 году достигнут проектной мощности.

В «Газпроме» состоялась рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и чрезвычайного и полномочного посла КНР в Российской Федерации Ли Хуэя.

Участники встречи высоко оценили уровень и динамику развития российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны отметили, говорится в сообщении газового монополиста, что двустороннее партнерство охватывает значительное количество направлений и продолжает расширяться.

Ключевым пунктом повестки остаются поставки в Китай российского трубопроводного газа. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту и обсудили ход переговоров по проекту поставок по «западному» маршруту. На встрече также была подчеркнута важность сотрудничества в таких сферах как подземное хранение газа, газовая энергогенерация и газомоторное топливо.

Напомним, в 2014 году «Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту (по газопроводу «Сила Сибири»). Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год. В 2015 году «Газпром» и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному» маршруту (газопроводу «Сила Сибири-2»). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год.

Позже, в 2015 году «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, у сторон нет существенных разногласий по срокам. Для Газпрома важно зафиксировать объемы, чтобы иметь стабильного потребителя. Дело в том, что азиатский рынок - премиальный по цене, и конкуренция со стороны СПГ там высокая, в том числе, за счет проектов того же Газпрома на Сахалине. За счет крупных объемов можно отсечь более мелких конкурентов. При текущих ценах это прибавит не менее 2 млрд к EBITDA. Но спешка в этом вопросе тоже, возможно, ни к чему: если цена к тому времени вырастет, то это будет дополнительным аргументом за строительство.

Действительно, соглашается аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, если взглянуть на сетку российско-китайских переговоров по газовым проектам в этом году, то практически раз в два месяца в СМИ проходит информация – что «Сила Сибири» строится в соответствии с графиком и газ в Китай пойдет по трубам уже в 2019 году. Между тем важно понимать, что изначально дата пуска газопровода намечалась на 2-ю половину 2018 года. Позже сроки немного сдвинули до мая 2019 года, между тем в заявлениях энергетических чиновников прослеживалась неопределенность даже относительно этой даты, например в апреле этого года один из представителей Минэнерго обозначил, что поставки могут начаться в 20-21гг но быстро отказался от своих слов, подчеркнув что это были оговорки.

Более того, напоминает эксперт, из последнего отчета по итогам первого квартала 2016 года монополист изъял информацию о точном пуске начала добычи газа на Чаяндинском месторождении, а также сроки ввода в эксплуатацию первоочередного участка газопровода, что также может наводить на мысли об очередной отсрочке. Это подтверждает и тот факт, что трубники в этом году отгрузили меньше продукции для основных потребителей, так, мы отмечаем снижение выпуска труб большого диаметра (ТБД) у Группы ЧТПЗ – Челябинский трубопрокатный и у Первоуральского новотрубного завода, которые являются одними из основных поставщиков для Силы Сибири и Транснефти. Так из ТБД отгружено всего 323 тыс т, что на 37% меньше 1 полугодия 2015 года. Иными словами теоретически можно предположить, что газопровод прокладывается с небольшой пробуксовкой.

Между тем, считает Антонов, нет оснований предполагать что Сила Сибири встанет в строительстве, стороны все-таки обязаны выполнять свои обязательства тем более что на данный момент Газпром находится не в лучшем положении, ситуация с Северным Потоком-2 для поставок газа в Европу совершенно неоднозначная и обеспечение стабильных поставок 30 млрд куб м газа в год для Китая – надежный способ закрепится на Востоке. Более того у Газпрома на данный момент перепроизводство сырья составляет более 200 млрд куб м газа и в его интересах успеть в срок запустить поект к маю 2019 года – китайцы находятся в более выигрышном положении, за срыв сроков по обязательствам они могут попросить еще скидок на газ и нефть, а также медлить с ответом по Силе Сибири-2, которая подразумевает поставки еще 38 млрд куб м газа в год.

Безусловно, уверен аналитик, сейчас Сила Сибири для Газпрома выглядит скорее обременительным проектом – это связано в первую очередь с тем, что когда шли переговоры и подписывалось соглашение нефть стоила выше 100 долл за баррель. Сейчас же ее цена делает проект практически нерентабельным и поставки газа при ее сохранении на этом уровне будут лишь поддерживать жизнеспособность компании в ожидании лучших времен.

Между тем согласно китайской энергетической стратегии до 2030 года стране необходимо перевести собственную промышленность и генерации теплоэнергии с угля на газ, и внутреннее потребление газа с текущего в размере 53 млрд куб м в год должно составить 270 млрд куб м. при осуществлении перехода в ближайшие 7 лет потребление должно дорасти до 100 млрд куб м газа ежегодно. При таком раскладе, полагает Алексей Антонов, Сила Сибири-1 могла бы закрывать потребности Китая в газе более чем на половину и строительство второй ветки восточного маршрута в этой ситуации вполне логично.

Другой вопрос, захочет ли Китай строить Силу Сибири-2 и согласится ли Газпром на обозначенные условия, ведь строительство инфраструктуры по российской стороне финансируется за счет монополиста, а условия прокладки для компании одни из самых дорогостоящих, напомним что общая стоимость проекта оценивается в 44,3 млрд долл и несмотря на то что из-за девальвации российской валюты он подешевел с 55 млрд долл – добиться безубыточности при неполной загрузки трубопровода будет крайне тяжело. Добавим сюда, что Китай рассматривает в качестве поставщика газа еще и такие страны как Туркмения, Казахстан и Мьянма. Также дорогу может перейти проект Ямал СПГ от НОВАТЭКа.

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин выразил сомнения в целесообразности проекта , который должен поставлять российский газ в Китай c 2019 года. Он поделился своими соображениями о том, почему проект может оказаться убыточным, и почему для России так важно восточное направление.

Deutsche Welle : Какой вы видите судьбу газопровода "Сила Сибири"?

Михаил Крутихин: Строительство " Силы Сибири" началось, но идет с большими задержками. Признано, что в 2018 году никакого газа на границе с Китаем не будет. Сейчас говорят, что поставки начнутся не раньше 2021 года. Но это тоже вызывает сомнения. Разработка Чаяндинского месторождения идет с большим отставанием. А там еще нужно построить газоперерабатывающий завод в Амурской области. Так что у "Силы Сибири" сомнительные перспективы. Цена газа по формуле, о которой договорились, меньше, чем себестоимость его добычи и транспортировки.

- Китайцы скептичны?

Китайцы спокойны. Они отказались кредитовать этот проект. В самом начале, когда шла речь о подписании контракта, в России объявили, что Китай, мол, даст 25 млрд долларов на строительство трубы, а китайцы сказали, что ничего подобного делать не будут.

- Как на контракт повлияет падение цен на нефть?

Изменится стоимость газа. И России придется умолять Китай изменить условия контракта. Китайцы очень трудные переговорщики. Получается, что своим газом Россия будет субсидировать китайских потребителей, поскольку продавать его она будет им ниже себестоимости. Это не коммерция.

- А он вообще нужен, этот контракт?

Китай сводит свой газовый баланс без российского газа. У него достаточно газа из Средней Азии, сжиженного природного газа, своей добычи, газа из Мьянмы. Из этих источников Китай покрывает свой газовый баланс на долгие годы вперед. Россия фактически навязала этот контракт Китаю. Много лет велись переговоры. Наконец, китайцев уговорили на то, чтобы последний договор в Шанхае назвали контрактом, - чтобы было приятно российскому руководству. Назвали. Стали строить трубу.

Чаяндинское месторождение, которое на первом этапе будет поставлять туда газ, больше 25 млрд кубометров в год не даст. А подписались на 38 млрд кубометров. Это означает, что нужно задействовать еще и Ковыктинское месторождение в Иркутской области. А там конь не валялся - оттуда еще надо построить 800 км газопровода для Чаяндинского месторождения и освоить само месторождение. В общем обязались поставлять газ, не имея представления о том, как это можно выполнить.

- А зачем это России?

России это абсолютно не нужно. Это гигантские затраты. Но это политическая воля руководства. Когда просчитывалась экономическая целесообразность этих проектов, экономисты "Газпрома" были категорически против. Это чистые потери для России, для бюджета, для "Газпрома". Но в октябре 2012 года президент России Владимир Путин дал указание принимать инвестиционные решения по этим проектам. И они были приняты. И туда пошли деньги. Теперь видим, что эти проекты либо проваливаются, либо эти деньги были пущены неизвестно куда.

- Вы считаете, что проект держится на политической воле?

Это воля одного человека, который, судя по всему, действует так или из-за некомпетентности, или из каких-то собственных соображений. Это надувание щёк, которое очень легко разоблачить.

- А что с проектом "Сила Сибири-2"?

Это газопровод, который будет брать газ из тех же месторождений, что сейчас обеспечивают голубое топливо для Европы. Путин уже несколько раз говорил, что если на рынке в Азии цена будет более выгодной, будем перебрасывать газ туда. Если в Европе, то в Европу. Но это фактически невозможно. России довольно легко построить этот газопровод до собственной границы. Но дальше начинаются приключения.

Китайцам же, для того, чтобы доставить этот газ в свои промышленные районы на востоке, нужно построить еще примерно 3000 км газопровода. Во время переговоров с заместителем премьера Китая в Москве ему было предложено профинансировать этот проект. Он сказал, что они ничего финансировать не будут.

- Выходит, газовое сотрудничество между Россией и Китаем - пока утопия?

Контекст

Китаю оно совершенно не нужно. И это очень хорошо оценивают аналитики, например, в BP. В своем прогнозе до 2035 года они показали, что в Китае объем получаемого из-за границы трубопроводного газа расти не будет. Они не верят, что Россия будет поставлять трубопроводный газ Китаю в коммерческих объемах.

Для России это сотрудничество было бы выгодно, если бы Китай соглашался покупать этот газ, если бы этот газ ему был нужен. Ведь рынки для российского газа сужаются. Даже внутренний российский рынок немного сократился. В Европе тоже рост крайне незначительный. Особых перспектив я не вижу.

Если брать сжиженный природный газ, то здесь Россия уже проиграла все соревнования. В России есть действующий проект - "Сахалин-2". Он был построен при помощи компании Shell. Еще один проект "Ямал-СПГ", не имеющий никакой коммерческой ценности, погоды на рынке не делает. В прошлом году потенциал добычи газа в России был больше на 174 млрд кубометров, чем на самом деле "Газпром" смог продать за границу.

На 1 января 2017 года «Газпром» сварил уже около 700 км газопровода «Сила Сибири», по которому Россия должна поставлять газ в Китай. До конца года запланирована прокладка ещё 600 км трассы, сообщает ТАСС . Однако эксперты полагают, что поставки газа в Китай могут быть невыгодны России и ударят по финансам россиян.

На 1 января сварено 700 км газопровода, уложено 490 км. До конца года «запланировано сооружение более 600 км», сообщил изданию член правления «Газпрома» Олег Аксютин.

В Китай Россия планирует транспортировать газ с месторождений Восточной Сибири: Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского ― в Иркутской области. На российско-китайской границе в районе Благовещенска будет построена ветка в восточные районы Китая (через реку Амур расположен китайский город Хэйхэ). Кроме того, по газопроводу газом будут снабжаться российские регионы (через Хабаровск во Владивосток).

В 2017 году инвестиции «Газпрома» в газопровод увеличены с 76,162 млрд рублей до 158,811 млрд рублей.

В мае 2014 года между «Газпромом» и китайской газонефтяной компанией CNPC был подписан контракт на поставку в Китай по «восточному маршруту» в объёме 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Сумма контракта составляет $400 млрд. Поставки газа в Китай по контракту могут начаться в период 2019–2021 годы.

Спонсируем Китай?

Рост стоимости строительства, возможно, будет компенсирован за счёт федерального бюджета или роста цен на газ внутри России, опасаются «Ведомости».

Тем временем эксперты полагают, что стоимость газопровода не окупится. Китайцы более 10 лет не соглашались покупать российский газ на условиях «Газпрома». Они и сейчас демонстрируют, что российский газ им не сильно нужен, считает Михаил Крутихин.

По его мнению, Китай будет закупать газ по цене ниже его себестоимости. «Они явно рассчитывают на то, что „Газпром“, соорудив за государственный счёт газодобывающую и газопроводную систему ценой больше $100 млрд в безумном расчёте на милость единственного покупателя, будет умолять этого покупателя брать газ на любых условиях», ― цитирует Крутихина «Российская политика».

В случае завершения постройки газопровода и требования Китая продавать газ по низким ценам, у России есть три варианта. Первый ― принять все условия и снабжать китайских потребителей газом за счёт российских налогоплательщиков. Второй вариант ― продолжать тратить деньги и тянуть «Силу Сибири» до Тихого океана, где можно построить завод по сжижению газа и выйти на рынки АТР.

Третий путь ― строить новые трубопроводы. Аналитик ссылается на слова президента РФ, который заявил о возможном соединении «Силы Сибири» с сетью «Газпрома» и перегонке газа из Якутии и Иркутской области в Европу. При этом Крутихин заметил, что себестоимость газа будет фантастической.

О неокупаемости проекта «Сила Сибири» говорил ранее и экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковской. В интервью «Ведомостям» Ходорковский ранее заявил, что «в лучшем случае проект выходит в ноль».

«По сути, мы спонсируем промышленность Китая. Стратегически ситуация ещё хуже: мы Китаю нужны именно как сырьевой ресурс… В ситуации, когда страна поставила под удар свои поставки на Запад и мои китайские контрагенты понимают, что сейчас я в ослабленном положении, я бы договор никогда подписывать не стал. Я бы подождал ― полгода, год. Изменилась ситуация, китайские контрагенты понимают, что они для меня не единственные, что я имею возможность поставлять не менее выгодно в других направлениях, ― о! вот в этот момент можно разговаривать», ― пояснил Ходорковский.

Россия и Китай становятся близкими партнерами как в сфере экономики, так и на внешнеполитической арене. Между государствами заключаются масштабные соглашения в части сотрудничества в сфере бизнеса. К таковым можно отнести газовый контракт о поставках в КНР голубого топлива посредством магистрали «Сила Сибири».

Каковы наиболее примечательные факты об этом проекте? Какова схема планируемой доставки газа из России в Китай?

Основные сведения о проекте

Газопровод «Сила Сибири» предполагается провести в КНР из Якутии. Крупнейшие города, через которые он пройдет — Благовещенск, Хабаровск, а также Владивосток. Проект «Сила Сибири» - в числе самых приоритетных для «Газпрома». Соответствующие работы будут производиться как с российской, так и с китайской стороны. Газопровод объединит системы распределения топлива в Иркутском и Якутском центрах Примечательно, что название проекта - «Сила Сибири» - РФ определила по итогам конкурса.

Предполагается, что первый участок газопровода - от Якутии к Хабаровску, а затем до Владивостока - будет введен в эксплуатацию к концу 2017 года. Можно отметить, что маршрут газотранспортной магистрали будет идти вдоль трассы нефтепровода, идущего из Восточной Сибири в сторону Тихоокеанского побережья. Это позволит значительно снизить затраты на строительство необходимой инфраструктуры проекта и энергоснабжение.

Характеристики газопровода и схема

Проект «Сила Сибири» предполагает строительство газотранспортной магистрали длиной порядка 4 тыс. км. Он будет использоваться для вывода природного газа, как мы отметили выше, сразу из двух центров добычи — Иркутского и Якутского, в сторону Хабаровска. Ожидается, что газопровод станет мощным стимулом хозяйственного развития не только Дальнего Востока, но также и азиатской части РФ в целом. Это будет возможно не только благодаря росту прямой выручки и появлению рабочих мест на газодобывающих и транспортных предприятиях, но также и в силу повышения уровня газификации населенных пунктов и, как следствие, открывающихся возможностей для запуска новых производств. Данные процессы будут дополнительно стимулироваться за счет бюджетной поддержки, в частности оказываемой в рамках программы развития газоснабжения в Приморском крае.

Карта газопровода «Сила Сибири» выглядит так.

Мы видим, что схема реализации проекта предполагает охват огромной территории. Интересно будет также изучить экономические масштабы проекта.

Экономические масштабы

Газопровод «Сила Сибири» - в числе крупнейших проектов за всю историю экономического развития современной России. Как известно, между РФ и КНР был подписан крупный газовый контракт, в результате чего «Газпром» получил возможность выйти на новый рынок, характеризующийся огромным потенциалом. По некоторым данным, Россия должна будет поставить в КНР порядка 1 трлн кубометров газа на общую сумму порядка 400 млрд долларов. Для сравнения: ВВП России по ППС составляет порядка 3500 млрд долларов. Известно, что контрагент «Газпрома», Китайская национальная нефтегазовая корпорация, внесет аванс порядка 25 млрд долларов до того, как поставки топлива начнутся. Расчетная пропускная способность газопровода — порядка 38 млрд кубометров газа ежегодно. Интенсивность транспортировки топлива, соответствующая данному показателю, будет достигнута, как ожидается, в течение 5 лет с момента начала первых поставок.

По мнению ряда экспертов, газопровод «Сила Сибири» будет выведен на проектную мощность к 2024 году. Сейчас российские предприятия занимаются а также завозом необходимых материалов и оборудования. Предполагается, что в течение 2015 года на площадки будет доставлено около 500-600 тыс. тонн оборудования. Также в 2015 году ожидается начало строительства первой очереди газотранспортной магистрали.

Подписание контракта

Контракт между РФ и КНР на поставки топлива по так называемому восточному маршруту был подписан 13 октября 2014 года на уровне правительств обоих государств. В соответствии с данным соглашением были определены ключевые условия партнерства России и Китая в части проекта, в том числе и в аспекте проектирования, строительства, а также эксплуатации трансграничных зон газопровода. Строительство газопровода «Сила Сибири» было передано в компетенцию двух компаний — российского «Газпрома» и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорации).

Подписание контракта между РФ и КНР в части строительства рассматриваемой магистрали позволило нашей стране рассчитывать на диверсификацию поставок голубого топлива. Сейчас, по оценкам аналитиков, прослеживается слишком сильная зависимость газового экспорта России от сбыта в Европу. К тому же в силу политических разногласий между РФ и Западом могут возникать сложности с дальнейшим развитием партнерства в соответствующем направлении. Таким образом, переориентация газового экспорта в Китай — шаг к столь нужной диверсификации поставок. КНР — растущий рынок с развитой промышленностью, которой всегда нужны большие объемы голубого топлива. РФ — один из немногих поставщиков, готовых продавать в Китай газ стабильно и по приемлемым ценам.

Ресурсы добычи газа

Итак, газопровод «Сила Сибири» будет поставлять в КНР топливо, добываемое в Иркутском и Якутском центрах. Что касается первого ресурса, предполагается добыча газа на Ковыктинском месторождении. Запасы топлива в нем оцениваются в объеме порядка 1,5 трлн кубометров. Что касается Якутского центра, то добыча будет идти на Его запасы составляют порядка 1,2 трлн кубометров.

Особенности строительства газопровода

Таким образом, мы видим, насколько мощным и масштабным является, в том числе и в части названия, «Сила Сибири» - газопровод. Кто строит его? Кто является реализации данного международного проекта?

Интересен тот факт, что генподрядчики газопровода «Сила Сибири» привлекаться, возможно, не будут. По крайней мере, в СМИ распространена такая точка зрения. Предполагается, что возводить газопровод «Сила Сибири» подрядчики будут в лице небольших организаций. В этом смысле «Газпром», как отмечают некоторые аналитики, изменил своей тактике — ранее российская газовая корпорация все же выбирала ведущего партнера. В случае с таким проектом, как газопровод «Сила Сибири», подрядчики будут выполнять локальные задачи.

Традиционная схема

Традиционная схема, практикуемая «Газпромом», предполагала распределение подрядов в рамках крупных лотов, то есть определялась ведущая организация, которая занималась строительством того или иного участка магистрали. Например, инфраструктура «Южного потока» до того, как он был переориентирован на Турцию, была в ведении корпорации «Стройгазмонтаж». Европейский участок «Южного потока» должна была возводить компания «Стройтрансгаз». В свою очередь, проект «Северный поток» был реализован при ведущей роли компании «Стройгазконсалтинг».

Санкционный фактор

Устоявшаяся схема, как считают аналитики, не вполне оптимальна в текущих условиях, когда в отношении РФ со стороны стран Запада были введены санкции. Дело в том, что указанные российские компании также попали под них, вследствие чего они не могут импортировать некоторые разновидности необходимого оборудования. В частности, это техника Caterpillar, а также сварочные комплексы типа CRC-Evance, производимые в США.

Критерий гарантий

Другая версия, объясняющая пересмотр «Газпромом» своей политики в отношении подрядчиков, состоит в том, что под столь масштабные проекты, которым является газопровод «Сила Сибири», РФ практикует требования по банковским гарантиям. Сложности с таковыми может иметь сам «Газпром». Дело в том, что крупнейшая российская газовая компания в течение 2015 года должна перечислить своим кредиторам порядка 174,3 млрд руб. Этот долг не рассматривается аналитиками как слишком большой для «Газпрома», однако сейчас корпорация не может привлекать долгосрочные займы на случай дефицита выручки.

Есть сведения, что к строительству газопровода «Сила Сибири» в целом будет привлечено 15 фирм. Среди них при этом есть компания «Стройтрансгаз». В числе иных фирм, с которыми «Газпром» может заключить контракты — ЕВРАКОР, «Аргус Спец Монтаж», «Иркутскнефтегазстрой», «СпецМонтажПроект».

Предполагаемые расходы на строительство «Силы Сибири» - порядка 770 млрд. рублей. Из них, в частности, в экономику Республики Саха будет проинвестировано около 283 млрд. руб.

Оценки проекта

Итак, мы изучили основные экономические показатели проекта. Нами была также исследована карта газопровода «Сила Сибири». Каковы оценки перспектив соответствующего проекта в среде российских аналитиков?

В целом, эксперты сходятся во мнении, что «Сила Сибири» - пример успешного международного партнерства. Дело в том, что данный газопровод в одинаковой степени нужен как России, так и КНР. В политическом контексте проект, как полагают аналитики, способствовал дальнейшему укреплению союзнических отношений между двумя государствами.

Оценивается экспертами исключительно позитивно. Выручка Газпрома за поставки топлива, как мы отметили выше, составит около 400 млрд долларов. Значительный стимул к хозяйственному развитию получат соответствующие регионы РФ — как в аспекте притока инвестиций, так и с точки зрения выстраивания новой инфраструктуры, в том числе и промышленной.

Есть версия, что главными потребителями газа в мире в среднесрочной перспективе будут Индия и Китай. «Сила Сибири» - проект, который в этом смысле полностью актуален с точки зрения корреляции с мировыми экономическими трендами. По некоторым оценкам, в 2020 году динамика потребления газа в КНР достигнет порядка 420 млрд. кубометров.

Россия и Китай, подписав договор о поставках голубого топлива, открыли возможности для расширения партнерства в приграничных регионах. Благодаря наличию новой инфраструктуры РФ сможет эффективно осваивать новые природные месторождения, которыми богаты Сибирь и Дальний Восток. Откроются возможности в части импортозамещения, увеличения объемов промышленного производства региона.

Строительство газопровода «Сила Сибири», как ожидается, станет позитивным фактором развития Сибирского и Дальневосточного региона в целом, включая и социальный аспект. Граждане, проживающие в соответствующих частях России, получат новые возможности для трудоустройства, бизнеса, обучения.

Стимул к инвестированию

Рост экономики Сибири и Дальнего Востока предопределит, как ожидают аналитики, рост интереса инвесторов к данным регионам. При этом рассчитывается, что на соответствующих территориях будут вести деятельность не только бизнесмены из КНР, которая находится совсем рядом, но также и из других государств — в частности, Южной Кореи, Вьетнама, Сингапура. Ожидается заметная переориентация приоритетов отечественных инвесторов. Многие из них сейчас вкладываются в зарубежные проекты, и вполне возможно, что их капиталы также будут направлены в экономику Сибири и Дальнего Востока РФ. Этому могут способствовать также и санкционные ограничения, действующие в отношении российских предприятий.