Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Газпром нефть региональные продажи. «Газпромнефть-Региональные продажи» увеличили поставки топлива дорожным предприятиям

Каждому гостю церемонии позволили прогуляться по палубам, заглянуть в каюту капитана,
на мостик, вертолетную площадку и, конечно, узнать о принципиальных отличиях этого гиганта от подобных судов.

Смелые идеи, большие планы

Начало эксплуатации нового судна - подтверждение тому, что российская нефтегазовая отрасль и ее партнеры делают уверенные шаги в освоении Арктики, - отметил в ходе презентации ледокола первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. - Нефть полуострова Ямал более полувека была недоступна для рынка из-за отсутствия эффективных технологий ее добычи и возможностей транспортировки. Мы подобрали необходимые технологические ключи, создали уникальную схему вывоза углеводородного сырья с Новопортовского месторождения: по Обской губе, Северному морскому пути. Но для решения этой задачи требуются современные, мощные суда. И такое судно - ледокол «Александр Санников» - построили наши партнеры. В скором времени начнем эксплуатацию еще одного ледокола этой же серии - «Андрей Вилькицкий». Кроме того, «Газпром нефть» продолжает развивать арктический танкерный флот, наращивать ресурсную базу, увеличивать объемы добычи. В ближайшее время на Ямале компания инвестирует около 400 миллиардов рублей. То, что мы делаем, дает основания считать, что «Газпром нефть» - отраслевой лидер освоения Арктики. Видим в этом регионе колоссальный потенциал. Мы раньше других сделали на него ставку!

В Арктике «Газпром нефть» реализует три крупнейших проекта: «Новый Порт» и «Мессояха» в ЯНАО, «Приразломная» - в Печорском море. Отгрузка новопортовской нефти через арктический терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы,
началась в 2016 году, и теперь на промысле ежегодно наращивают добычу.

В 2019-м планируем выйти на объем около 8 миллионов тонн нефти. Кроме того, «Газпром нефть» получила несколько дополнительных лицензионных участков (сейчас на них ведется геологоразведка). В планах - строительство газопровода от Новопортовского месторождения до Ямбурга. В этот проект вложим около 75 миллиардов рублей, - добавил Вадим Яковлев.

Но вернемся к герою этих дней, ледоколу «Александр Санников». По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, новое судно является самым мощным дизель-электрическим ледоколом в своем классе, который создан на российских верфях. «Особенно важна доля отечественного контента в проекте: металл, материалы, система навигации, ходовой мостик, генераторы - все наше. Многофункциональное судно позволяет решать самые разные задачи, вплоть до спасения людей в экстренных ситуациях. Более того, «Александр Санников» обеспечивает правильную скорость проходки во льдах - это то, что нужно заказчику и судоводителям, которые работают в северных широтах», - отметил Алексей Львович.

Имя Александра Санникова новый ледокол получил не случайно. Об этом человеке, сотруднике «Газпром нефти», коллеги вспоминают с теплотой. Заместитель генерального директора компании по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина рассказала, что Александр Леонидович был большим профессионалом, отличным специалистом, обладателем лучших человеческих качеств.

А что внутри?

Как подчеркнул генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев (это предприятие, входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации, и построило новый ледокол), «Александр Санников» - результат работы тысячи людей, каждый из которых отдал проекту свои знания и умения.

Головное ледокольное судно обеспечения предназначено для эксплуатации близ терминала «Ворота Арктики» в районе полуострова Ямал. Работы много: дежурство, сопровождение танкеров до Северного морского пути, помощь при швартовке, погрузке-разгрузке, буксировка судов. Но это впереди, а пока «Александр Санников» стоит на приколе недалеко от Благовещенского моста. Как говорится, отдыхает - и перед сезоном, и после недавних испытаний в акватории Балтийского моря, в ходе которых проверено все оборудование и механизмы судна, в том числе возможность работы силовой установки без какого-либо участия человека в 24-часовом безвахтенном режиме.

Александра Киселева, капитана ледокола, уговорить на интервью непросто - у него и без того забот много. Но все же и он поделился своими впечатлениями:
- С Арктикой я знаком - пришел в этот регион матросом в 1991 году. Мой капитанский опыт - более 15 лет. Работал на разных ледоколах, но «Александр Санников» превзошел все ожидания, покорил, честное слово. У него великолепные маневренные характеристики: за счет специальных электродвигателей полный разворот на месте делает за минуту. Система динамического позиционирования позволяет удерживаться в одной точке без отклонения, если это нужно при какой-либо операции. А управляется просто - джойстиками.

Старпом Сергей Щелоков провел гостей по «этажам» судна. Над главной палубой расположены катера, предназначенные для работ по устранению последствий нештатных ситуаций, и запасные винты для винторулевых колонок. Еще выше - каюта капитана. Антураж довольно скромный (ничего лишнего), но все, безусловно, комфортно, приятно глазу. Здесь же находится икона Николая Угодника, покровителя моряков и путешественников, которую команде подарила Елена Илюхина, крестная мать судна.

Добавим, что и «Александр Санников», и «Андрей Вилькицкий» спроектированы с учетом принципа нулевого сброса: твердые и жидкие отходы будут храниться на борту, а утилизируют их на берегу.

В конце июля ледокол с заводским номером 233 отправится на первую рабочую вахту. В рамках программы «Время Арктики» компании «Газпром нефть» он поведет через крепкие льды танкеры с уникальной нефтью Новопортовского месторождения.

День кораблестроителя в Санкт-Петербурге отметили поднятием государственного флага РФ на самом мощном дизель-электрическом ледоколе российской постройки - головном ледокольном судне проекта IBSV01 "Александр Санников"..

Ледокол строился специально для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения "Газпром нефти". Среди возможных будущих задач "Александра Санникова" - ледокольная проводка танкеров, буксировка судов, участие в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях.



Также такое судно не будет лишним и в чрезвычайных ситуациях: при тушении пожаров и ликвидации разливов нефти.

Постройка двух многофункциональных ледокольных судов обеспечения для компании "Газпром нефть" - "Александр Санников" (заводской №233) и "Андрей Вилькицкий" (заводской №234) - началась на Выборгском судостроительном заводе в ноябре 2015 года. Уже через год, 24 ноября 2016 года, "Александр Санников" был спущен на воду.

Концептуальный проект судна был создан финской компанией Aker Arctic Technology. Ещё год назад проект, головным судном которого стал "Александр Санников", именовался Aker ARC 130A.

Затем проект был переименован в IBSV01. По всей видимости, в соответствии с кодировкой "Морского инженерного бюро", которое готовило технический проект. Рабочую конструкторскую документацию выпустило ПКБ "Петробалт".




19 мая 2018 года "Александр Санников" ушёл на ходовые испытания. После проверки работоспособности судовых систем и оборудования, а также соответствия реальных параметров проектным характеристикам, судно получило подтверждение готовности для передачи заказчику.

В торжественной церемонии, прошедшей на Английской набережной Невы, приняли участие президент ОСК Алексей Рахманов, генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьёв.

Разумеется, помимо корабелов и надзорных органов, церемония не могла пройти без второй стороны - представителей заказчика. Компанию "Газпром нефть" представляли первый заместитель генерального директора Вадим Яковлев, а также заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина, являющаяся одновременно крёстной матерью "Александра Санникова".

Позднее к участникам церемонии присоединился генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков.

Подъёму флага предшествовала церемония подписания акта приёма-передачи судна.

Как отметил в ходе церемонии Вадим Яковлев, с принятием в состав флота "Газпром нефти" нового ледокола начинается новый этап освоения Арктики. Теперь к ресурсам Ямала, которые ранее были недоступными, "подобраны ключи".



В свою очередь президент ОСК Алексей Рахманов напомнил, что "Александр Санников" является на данный момент самым мощным дизель-электрическим ледоколом, построенным на отечественных верфях. Доля российского "контента" в новом ледоколе также превышает все достигнутые ранее показатели.




Генеральный директор Выборгского СЗ Александр Соловьёв отметил, что сдаваемое заказчику судно является результатом упорной работы тысяч людей.

После того как Александр Соловьёв дал руководителю проекта постройки судна "Александр Санников" Кириллу Латышеву разрешение на поднятие флага, стяг был поднят двумя капитанами: капитаном сдаточной команды и капитаном ледокола.




Ледокольное судно "Александр Санников" было построено под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства под класс Icebreaker8.

Мощность ледокольного судна проекта IBSV01 составляет 21,5 МВт. При длине 121,7 м, ширине - 26 м и осадке - 8 м "Александр Санников" способен преодолевать сплошной лёд толщиной до 2 м со скоростью 2 узла. Причем, двигаясь как носом, так и кормой.

Церемония поднятия флага России на новом ледоколе состоялась в Санкт-Петербурге. С «Александром Санниковым» открываются новые перспективы круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок. Это первый ледокол, построенный по программе - «Время Арктики». По программе уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с июля. По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка транспортировки по Северному морскому пути увеличится на треть, поэтому наличие современного ледокольного и танкерного флота крайне необходимо в осуществлении этих перевозок.

Новопортовское месторождение и Novy Port

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение открыто еще в прошлом веке и находится в восточной части полуострова Ямал в 100 километрах от Обской губы.

В советские годы не было никаких возможностей для транспортировки нефти из этого района - долгие годы на Новопортовском проходили лишь геологоразведочные работы. И только в десятые годы века нынешнего появились технологии, с помощью которых за небольшой срок «Газпром нефть» совершила прорыв и смогла начать полноценно эксплуатировать месторождение. Эффективная разработка запасов Новопортовского потребовала строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также применения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлила право пользования недрами Новопортовского месторождения до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти». Найденная на Новопортовском месторождении нефть, получившая название Novy Port, относится к категории легких сортов с низким содержанием серы (около 0,1 процента). Этим сразу заинтересовались потенциальные потребители из стран Северной Европы, где находятся заводы, специализирующийся на переработке легкой малосернистой нефти.

Однако о серьезных контрактах с европейцами можно было говорить лишь при стабильной, круглогодичной поставке топлива. «Газпром нефть» вместе с учеными кораблестроения и морской техники начала решать амбициозную задачу по круглогодичной транспортировке сырья танкерами при поддержке ледоколов. Для этого от Новопортовского месторождения до берега Обской губы был проложен трубопровод длинной 105 километров, который был соединен с первым в мире и единственным нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом.

Через «Ворота Арктики» в Европу

«Ворота Арктики» - уникальный выносной нефтеналивной терминал для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. По сути, это огромный кран, находящийся прямо в Обской губе - в 3,5 километра от берега. Нефть поступает туда по сухопутному и подводному нефтепроводу длиной 10,5 километра и далее поступает сразу на танкер.

Был построен резервуарный парк и насосные станции с системой защиты от гидроударов, что гарантирует герметичность всей системы. Технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» каких-либо загрязняющих веществ в акваторию Обской губы. Терминал «Ворота Арктики» представляет собой грандиозное зрелище - он возвышается над водой на 80 метров. Мощность перевалочного комплекса - 8,6 миллиона тонн нефти в год.

Благодаря созданию «Ворот Арктики» первая нефть с Новопортовского месторождения отправилась в Европу по Севморпути летом 2014 года. В 2015-м начались зимние отгрузки, которые сопровождались атомными ледоколами. Но уже тогда стало понятно, что привычными способами поставлять нефть в промышленном объеме с месторождения крайне затруднительно.
Обская губа очень сложна в гидрологическом плане - она мелководная, вода в ней практически пресная, и с учетом того, что акватория покрыта льдами в течение 255 дней в году, толщина ледяного покрова здесь колеблется в районе около двух метров. К тому же в зимнее время температура воздуха постоянно держится на отметке минус 50 градусов по Цельсию, и здесь дуют сильные штормовые ветры.

В таких условиях проход танкеров сильно затруднен, каким бы ледовым классом они ни обладали. Необходимы современные ледоколы для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым грузовые суда смогут ходить самостоятельно. Именно с этой целью и был построен «Александр Санников». Местом его постоянной дислокации станет Обская губа и Карское море - оттуда танкеры с Нового Порта уходят в Баренцево море и далее следуют к портам в Мурманске и Европе. Благодаря развитию этого северного морского маршрута географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до 9 стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Арктический флот «Газпром нефти»

Активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество операций по заправке топливом танкеров в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» встала перед задачей создания своего собственного арктического флота. В 2017 году по заказу компании построили серию танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 метра при осадке в 9 метров и грузоподъемностью около 35 тысяч тонн. Естественно, что также появилась потребность в ледоколах, которые могли бы не только проводить судна сквозь торосы, но и постоянно поддерживать фарватер в пропускном режиме, а также участвовать в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, пожаротушении, ликвидации разливов нефти. Они должны быть и мощными, и в то же время маневренными.

Заказ на создание двух новых ледокола класса ICEBREAKER 8 был сделан . И вот, 29 июня 2018 года первый из двух судов этого проекта «Александр Санников» презентовали на Английской набережной в Санкт-Петербурге перед его первым походом в Арктику.

Секреты нового ледокола

Ледокол «Александр Санников» - это настоящий плавучий город. На чистой воде он может разгоняться до 16 узлов, то есть до 25 километров в час. Кроме того, судно обладает низкой осадкой - до 8 метров, что идеально подходит для работы на мелководье, где не пройдут атомные ледоколы. На судне - многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка. В наличии также аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн - функционал «Александра Санникова» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

Видео: Popcorner / YouTube

Самая главная конструктивная особенность судна - «Александр Санников» не продавливает лед, как это делают классические ледоколы, а разрезает его и как бы «фрезерует» ледяную толщу. Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Именно такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущество в маневренности. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» - российского производства. Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Отечественные производители также обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами - важнейшими элементами, обеспечивающими работу ледокола.

Не хуже атомных предшественников

Специалисты считают, что сегодня «Александр Санников» - один из самых высокотехнологичных ледоколов. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа - для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

При мощности своих дизельных двигателей в 22 мегаватта «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Остается добавить, что на «Александре Санникове» все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами. Система отведения сточных вод на судне имеет замкнутый цикл: их сбор производится в специальном сборном танке, из которого стоки поступают на очистные сооружения для очистки и обезвреживания.

Большое в прямом смысле слова событие на верфи в Санкт-Петербурге. В первый арктический поход отправился ледокол «Александр Санников». Он пересечет Балтийское море и по Северному морскому пути выйдет к Ямалу. В Обской губе, где толщина льда достигает полутора метров, а температура воздуха опускается до минус 50, судно компании «Газпром нефть» будет проводить танкеры от месторождения до Ледовитого океана. Таких технологичных дизельных ледоколов на гражданском флоте еще не было.

Ледокол - судно исключительно гражданское, но морской церемониал по воинским канонам: поднятие флага, гимн, построение! Он назван в честь скромного и талантливого инженера, под руководством которого нефтяники перешли на принцип так называемого «нулевого сброса», когда исключается любая возможность утечки сырья. Новый ледокол такой - экологически чистый. До его закладки Александр Леонидович Санников не дожил всего три месяца.

В мире таких ледоколов не строит никто: среди дизельных он самый мощный - 30 тысяч лошадиных сил. Заменяет целую флотилию - спасательное, противоаварийное, эвакуационное судно. И, конечно, он рубит лед, причем не только бронированным корпусом, но и своими винтами.

Винты корабля - это фактически огромная фреза выше человеческого роста. Сейчас они закрыты специальным защитным кожухом. Винты - два в кормовой и один в носовой части - вращаются на 360 градусов. Так что ледокол может развернуться на месте, как карусель. Все это позволяет ему спокойно крошить лед до двух метров.

Но и это не все: на случай если все-таки ледокол начнет вмерзать, предусмотрена еще одна система - наполняя балластные цистерны, судно кренится вправо-влево или вперед-назад, расширяя канал и раскалывая льдины спереди и сзади.

При этом, благодаря автоматике, этим плавучим девятиэтажным домом управляют всего 19 человек. Капитанский мостик больше похож на космический центр управления.

«Это не совсем штурвал, это винторулевые колонки, которые используются как штурвал, заменяют штурвал. Они легкие в управлении и ничем не сложнее штурвала», - поясняет капитан ледокола «Александр Санников» Александр Киселев.

Еще в 60-х годах на Ямале нашли уникальное месторождение - Новопортовское. Здесь нефть чище даже эталонных марок. Но только спустя полвека смогли разработать и построить схему доставки.

Сквозь вечную мерзлоту от места добычи проложили трубопровод к берегу Обской губы. У мыса Каменный нефть заливают в танкеры и далее они могут идти по Северному морскому пути и в Европу и в Азию. Но в этом районе река покрыта льдом девять месяцев в году.

«Это очень серьезный вызов, но мы этот вызов принимаем. На традиционных месторождениях происходит естественное истощение запасов, в то время как спрос продолжает расти, поэтому российская Арктика и трудноизвлекаемые запасы - это будущее для нашей нефтяной отрасли. Каждый проект обеспечит поступление триллионов рублей в бюджет», - рассказал председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Судно заложили два года назад на заводе в Выборге. Всего через год спустили на воду, и теперь, после всех испытаний, «Александр Санников» отправляется в свой первый арктический поход. Семь с половиной тысяч километров до места работы моряки намерены пройти за пару недель.

А тем временем на Выборгском заводе уже готовят к походу второй ледокол этой же серии. Вместе с «Санниковым» они обеспечат круглогодичный транспортный коридор от Сибири до Карских островов.