Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Корвет проекта 23800. Перспективный Российский корвет типа «Бриз

Итоги МВМС-2017 - ВМФ необходимы лучше вооруженные и более сбалансированные “мускулистые корабли"? July 4th, 2017

Если суммировать озвученные в СМИ заявления “ответственных лиц” в дни проведения Международного военно-морского салона МВМС-2017, у меня лично возникло, надеюсь не ложное, впечатление что наконец-то отечественные проектно-конструкторские бюро (ПКБ) начали получать от ВМФ достаточно внятные тактико-технические требования и, в свою очередь, предлагать ВМФ достаточно сбалансированные проекты боевых надводных кораблей.

Двигаясь от малого к большому и от простого к сложному, первым делом видимо стоит упомянуть о классе малых ракетных кораблей (МРК).

Малые ракетные корабли


Генеральный директор Зеленодольского завода имени Горького Ренат Мистахов сообщил что завод усовершенствует проект малых ракетных кораблей (МРК) типа "Буян-М", сделав их более мореходными. Обновленный вариант МРК будет иметь новую форму корпуса, а по своим возможностям приблизится к корветам.

Информация о том, что весьма странную переделку в МРК плоскодонного малого артиллерийского корабля (МАК) “река-море” типа “Буян”, в своё время спроектированного для надводных сил Каспийской флотилии, перепроектируют в корабль с приемлемой для условий того же Средиземного моря мореходностью, и надеюсь, усиленным вооружением, может только порадовать.

Если же вооружение усовершенствованного МРК Зеленодольского завода не будет существенно отличаться по своим возможностям от вооружения уже строящихся 800 тонных МРК проекта 22800 (“Каракурт”), то эту попытку зеленодольцев стоит признать всё же контрпродуктивной. В случае её успеха и закупки Минобороны РФ МРК нового проекта в составе ВМФ лишь увеличится число разных типов боевых кораблей мало отличающихся один от другого своими боевым возможностями.

Коветы

Кого впрочем может удивить одновременное строительство для ВМФ МРК двух разных проектов, если отечественные кораблестроители одновременно строят для нашего ВМФ корветы сразу трех разных проектов: 20380, 20385 и 20386?

Всё началось в своё время с отмены уже начатого строительства СКР проекта 12441 типа “Новик”, который со своим полным водоизмещением 2900 тонн, 18-ю ПКР “Оникс” и газотурбинной ГЭУ был признан “слишком крупными и дорогостоящими для корвета прибрежной зоны”.

Корветы проекта 20380 типа “Стерегущий” с проектным полным водоизмещением 2100 тонн, 8-ю ПКР “Уран” и дизельной ГЭУ, как считалось, должны были более соответствовать требованиям ВМФ к кораблям данного типа. Однако ударное вооружение и возможности ПВО кораблей проекта 20380 всё же позднее были признаны недостаточными.

Установленный на головном корвете “Стерегущий” ЗРАК “Кортик-М” был на первом серийном корвете заменён на ЗРК “Редут” с УВП на 12 ячеек, а в начале 2012-го года был заложен первый корвет проекта 20385, представляющий собой усовершенствованный корвет проекта 20380 с несколько увеличенным водоизмещением. Причиной этого послужило усиление вооружения корвета за счёт замены ПК ПКРК “Уран” на 8-ми ячеечную УВП ПКРК “Калибр-НК”, и увеличение числа ячеек ЗРК “Редут” с 12-ти до 16-ти.

Однако уже 2013-м году корветы проекта 20385 были признаны слишком дорогими:

“Главное, что нас не устраивает, - это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение - крылатые ракеты "Калибр", работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота”

Как следствие в 2016-м году был заложен первый корвет “модульного” проекта 20386… с водоизмещением 3400 тонн и дорогой газотурбинной ГЭУ.

“Чрезмерное вооружение” на этот корабль, почти догнавший по водоизмещению СКР проект 11356, решили не ставить (разве что добавлять в виде модулей). Схемы демонстрируют две четырехконтейнерные ПУ ПКРК “Уран”.

Однако это ещё далеко не конец истории. Как отметил на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин:

“Конечно, главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, - это "мускулистые" корабли, обладающие возможностью носить огромное количество вооружений. То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС”

Видимо в связи с упомянутым акцентом Крыловский государственный научный центр представил на МВМС-2017 модель корвета “Бриз” с нормальным водоизмещением 1980 тонн, дизель-газотурбинной ГЭУ, УВП на 24 ракеты “Калибр-НК”, 24 ячейками ЗРК “Редут”… и похоже без вертолётного ангара.

Стало так же известно, что Северное ПКБ разрабатывает “тяжелый” корвет проекта 23800, который “станет промежуточным звеном между корветом и фрегатом”, видимо выступив альтернативой проекту Крыловского государственного научного центра.

Перспективный фрегат

В отличие от интригующего постоянного изменения концептуальных взглядов на отечественные корабли ближней морской зоны типа корвет концепция отечественного перспективного фрегата со временем претерпевала менее драматичные изменения.

Головной перспективный фрегат проекта 22350 “Адмирал флота Советского Союза Горшков” ещё не вступил в строй а его недостатки уже известны – относительно малая ёмкость УВП для ЗУР (32 ячейки) и ударного вооружения - 16 ракет комплекса “Калибр-НК” (напомню что специалисты Крыловского государственного центра планируют вооружить свой перспективный корвет “Бриз” 24-мя ракетами комплекса “Калибр-НК”), недостаточная скорость экономического хода – 14 узлов.

Поэтому заявлено что число пусковых установок для ракет и водоизмещение перспективного фрегата проекта 22350М увеличатся. Не ясно лишь одно, возрастёт ли водоизмещение примерно на тысячу тонн, или вырастет до 8 тысяч тонн, как пишут СМИ в последнее время. Во втором случае корабль уже нельзя будет считать модификацией фрегата проекта 22350. Это будет совершенно новый проект, пусть и унаследовавший от фрегата проекта 22350 ряд архитектурных особенностей и внутреннего оборудования. При увеличении полного водоизмещения до 8 тысяч тонн можно ожидать увеличения числа пусковых установок для ракет в сравнении с “Горшковым” примерно вдвое и появления ангара для второго вертолёта. Даже если такой корабль в отечественном ВМФ будет классифицироваться как фрегат, за рубежом его скорее всего станут классифицировать как эсминец.

“Лидер”

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что эскизный проект эсминца нового поколения “Лидер” прошёл согласование в Министерстве обороны РФ. Было ещё раз уточнено что корабль получит ядерную энергетическую установку и отмечено, что сроки начала строительства серии будут определены на этапе технического проектирования. Думаю что новой дополнительной информации о проекте мы в ближайшее время не получим.

Перспективные десантные корабли

В дни проведения МВМС-2017 было заявлено, что ВМФ России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений. Пока не ясно, будут ли это спроектированные Невским ПКБ ДВКД водоизмещением около 15000 тонн с полётной палубой для вертолётов в корме, или это будут УДК авианосной архитектуры со сплошной полётной палубой. Во втором случае можно говорить о двух конкурирующих проектах. Макет УДК “Лавина” водоизмещением порядка 23 тысяч тонн был в очередной раз представлен Крыловским государственным научным центром на МВМС-2017. Так же известно, что Невское ПКБ ведет проектирование УДК водоизмещением порядка 30 тысяч тонн.

Я уже о проекте Крыловского государственного научного центра. . Повторяться не буду.

По поводу проекта УДК от Невского ПКБ неизвестно ничего, кроме водоизмещения. При этом непонятно даже нормальное ли это водоизмещение или полное. Учитывая большой опыт коллектива Невскго ПКБ, полученный в ходе перепроектирования ТАКР проекта 1143.4 “Адмирал Гошков” в лёгкий авианосец “Викрамадитья”, а так же в ходе участия в разработке проекта индийского лёгкого авианосца “Викрант”, лично мне очень интересно, попытаются ли разработчики Невского ПКБ предложить нашему ВМФ базирование на проектируемом 30 тысячетонном УДК МиГ-29К, или нет. Если нет, то отечественный перспективный УДК Невского ПКБ станет самым большим кораблём этого класса, на котором будут базироваться только вертолёты.

Авианосцы

Как несколько дней назад сообщил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук проектирование перспективного российского многоцелевого авианосца заложено в госпрограмму вооружений до 2025 года. “Да, безусловно, Военно-морской флот будет строить авианосец” , - приводит его слова ТАСС – “Проводится проработка различных бюро, чтобы определить облик данного корабля” .

Исходя из слов вице-адмирала Бурсука можно сделать вывод что с тем как будет выглядеть “техническое лицо” перспективного многоцелевого авианосца ВМФ до сих пор не определился, и думаю вряд ли окончательно определиться до 2025 года. Разве что с большой уверенностью можно полагать, что корабль будет оснащён атомной энергетической установкой.

Стоит при этом отметить что Крыловский государственный научный центр, ранее предложивший ВМФ и иностранным заказчикам концептуальный проект многоцелевого авианосца “Шторм” водоизмещением 95-100 тысяч тонн, также начал инициативную проработку технического облика более простого легкого авианосца “боевые возможности которого не сильно уступают авианосцу «Шторм»” .

Что ж, конкуренция на поприще проектирования отечественных авианосцев двух организаций, Крыловского государственного научного центра и Невского ПКБ, конечно же лучше, чем один проектировщик-монополист.

Спасибо за внимание!

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 июля 2017 г. на корвете "Совершенный" проекта 20380 торжественно поднят Военно-морской флаг РФ. Построенный на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) корабль вошел в состав Тихоокеанского флота ВМФ России.

Корабли проектов 20380/20385 - серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Разработаны Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург) в конце 1990-х - 2000-х гг. Генеральный конструктор - Александр Шляхтенко, главный конструктор - Игорь Иванов. Корабли предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы.

Тактико-технические характеристики (для проектов 20380/20385)

Длина корвета составляет 104,5 м;
- ширина - 13 м;
- осадка - 7,95 м;
- полное водоизмещение - 2 тыс. 200 т;
- главная энергетическая установка - двухвальная дизельная (два агрегата ДДА12000 производства АО "Коломенский завод", мощностью по 12 тыс. лошадиных сил каждый);
- скорость полного хода - до 27 узлов (около 50 км/ч);
- дальность плавания - 3 тыс. 500 морских миль (около 6 тыс. 400 км);
- автономность плавания - 15 суток;
- экипаж - 99 человек.

Вооружение

Вооружение - пусковые установки противокорабельных ракет "Калибр-НК" или "Уран" (в зависимости от модификации корабля), зенитный ракетный комплекс "Кортик-М" или "Полимент-Редут", две артиллерийских установки АК-630М калибра 30 мм, артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, две пулеметные установки калибра 14,5 мм и два гранатомета ДП-64. Противолодочная и антиторпедная защита - два торпедных аппарата комплекса "Пакет" калибра 330 мм.

На корабле может базироваться вертолет Ка-27.

Модификации

20380П и 20383 - проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы);
- 20382 - экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован);
- 20385 - модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 г. против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства.
- 20386 - проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3 тыс. 400 т) и дальностью плавания (9 тыс. 260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля ("Гремящий" и "Проворный") с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
- Головной корабль проекта 20380 "Стерегущий" (бортовой номер 530, заводской - 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на "Северной верфи", спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
- Первый серийный корвет - "Сообразительный" (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на "Северной верфи", спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
- "Бойкий" (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на "Северной верфи", спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
- "Совершенный" (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе" (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
- "Стойкий" (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на "Северной верфи", спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
- "Громкий" (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
- "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца "Быстрый" Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
- "Резкий" (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
- "Ретивый" (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
- "Строгий" (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на "Северной верфи".
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на "Северной верфи" (заводские номера 1010-1013), двух - на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на "Северной верфи" строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
- "Гремящий" (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
- "Проворный" (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на "Северной верфи" по проекту 20386:
- "Дерзкий" (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль — корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Причина такого положения дел коренится глубоко в недрах Министерства Обороны и Главного Морского Штаба ВМФ РФ. Ни в первом, ни во втором ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли и нужны ли новые проекты кораблей, реализация которых под вопросом?

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380 . Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий», у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Однако такое сравнение не в полной мере выглядит некорректным. Несоизмерима стоимость строительства одного американского или британского эсминца с ценой постройки российского корабля, поскольку зарубежные проекты требуют поистине колоссального ассигнования. Да и тактико-технические характеристики иностранных судов разительно отличаются от параметров, которыми обладают отечественные корветы проекта 20386.

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Планы Высшего военно-морского руководства, озвученные во время закладки головного корабля проекта 20386, звучат оптимистично. Первый корабль планируется сдать флоту в 2021 году. Серийное строительство пока ориентировано на постройку 10 кораблей этого проекта. Общая стоимость контракта оценивается в 20 млрд. рублей. Сумеет ли корвет «Дерзкий» занять достойное место в боевых порядках отечественного флота — покажет время!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На открывающемся сегодня в Санкт-Петербурге Международном военном-морском салоне (МВМС-2017) представлены новейшие модели боевых кораблей будущего.

Разработаны они специалистами Крыловского научного центра. Выделяется корвет, проект которого назван «Бриз». Раньше в нашем флоте корветов вообще не существовало. Аналогичные западным по водоизмещению и вооружению корабли назывались сторожевиками ближней морской зоны. Они должны были охранять акватории и прибрежные территории в пределах государственных морских границ.

Однако развитие военно-морских технологий позволило строить корабли небольшого водоизмещения, которые стали обладать отличной мореходностью, иметь большую дальность плавания и очень мощное вооружение. К ним вполне применима поговорка: мал золотник, да дорог. При этом основная ценность корветов не в их стоимости — они относительно дешевы, а в боевой эффективности.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств. Благо, что уникальная опытно-экспериментальная база Крыловского научного центра позволяет еще на моделях выбрать наиболее удачные обводы и всю архитектуру корабля.

Итогом стала совершенно новая форма подводной части. Это, в свою очередь, придало корвету повышенную устойчивость хода при морской качке, значительно уменьшило сопротивление воды и облегчило управление движением. Новая форма корпуса, что подтвердили эксперименты в специальных бассейнах, снижает волновое сопротивление вдвое, а общее — на четверть при полной скорости хода. Интересна форма носовой бульбы корвета. На ней размещены дополнительные крылья успокоителей качки.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств

При той же мощности двигателя, что и на аналогичных кораблях этого ранга, можно было добиться значительного прироста скорости. Но конструкторы предложили иной вариант. Скорость осталась прежней, а сама силовая установка стала менее мощной, более компактной и экономичной.

Благодаря такому подходу, внутри корпуса высвободились значительные объемы. И это дало возможность насытить корвет большим количеством и большим разнообразием различного вооружения. Его огневая мощь значительно усилилась.

Количество ячеек универсальных вертикальных пусковых установок для управляемого ракетного оружия выросло до 24 единиц при сохранении размеров и водоизмещения корабля. Обычно количество таких пусковых установок на кораблях водоизмещением около 2000 тонн не превышает двенадцати. Основное ракетное вооружение — противокорабельное или универсальное, то есть ракеты могут наносить удары и по наземным целям.

Противовоздушная оборона корвета типа «Бриз» достаточно мощная. Это 16 зенитных управляемых ракет большой дальности и 32 управляемых ракеты малой дальности. Зенитно-ракетную оборону дополняют универсальная 100 мм автоматическая артустановка и два скорострельных автомата калибра 30 мм. При этом автоматы могут быть шестиствольными или, в исполнении «Дуэт», двенадцатиствольными.

Для борьбы с подводными лодками и для противоторпедной защиты предусмотрены два четырехтрубных торпедных аппарата «Пакет» калибра 324 мм на левом и правом бортах.

Нормальное водоизмещение корвета «Бриз» — 1980 т, скорость полного хода — 30 уз, дальность хода — 3500-4000 миль. Автономность — 15 суток, что позволяет совершать рейды и вдаль от родных берегов. Другие новинки Крыловского центра — универсальный десантный корабль «Прибой», эскадренный миноносец «Лидер» и авианосец «Шторм». Проекты этих кораблей детально проработаны. Они могут строиться в интересах ВМФ России или в экспортном исполнении.

Как отмечают независимые эксперты эсминец «Лидер» по комплексу характеристик не уступает современным и перспективным зарубежным аналогам. А проект десантного корабля «Прибой» на сегодняшний день по общему комплексу характеристик — лучший в мире.


В Санкт-Петербурге закончил работу очередной Международный военно-морской салон (МВМС-2017). Эпоха большого гособоронзаказа подходит к концу, и желание судостроителей взять свой кусок работы и денег только растет. Флот же, в свою очередь, нащупывает новые проектные решения.

На Васильевском острове становится тесно. Перед нами - последний МВМС, проходивший на территории комплекса «Ленэкспо» в Гавани. Начиная с 2019 года салон перенесут в Кронштадт, на площадку создаваемого там филиала парка «Патриот». Это, безусловно, усложнит логистику и работу участников - все-таки для многодневного делового мероприятия Васильевский куда доступнее, чем Котлин.

Отмечая неумолимое стремление нынешнего руководства собрать все крупные военно-промышленные выставки на территориях своего нового детища (другие примеры: Russia Arms Expo и авиасалон МАКС), хочется лишь аккуратно пожелать, чтобы при следующих главах военного ведомства не случилось обратного процесса. У «новых метел» часто и увлечения новые, что не лучшим образом может сказаться на объемах затрат и эффективности проведения устоявшихся, традиционных мероприятий, чей жизненный цикл рассчитан на несколько поколений федеральных сановников.

Пожалуй, главной премьерой салона стал долгожданный показ зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М» (в экспортной версии «МЕ»). Долгая дорога к новому «рогатому», как этот тип вооружения непочтительно прозвали на флоте, наконец, завершается. Линия советского «Кортика» получила, наконец, весьма перспективного наследника, уже вырастающего из привычных рамок «комплекса самообороны»: дальняя граница зоны поражения отодвинута с 8-10 километров у «Кортика» («Кортика-М») до 20 километров, а верхняя - с 4-6 до 15 километров. «Панцирь-М» многоканальный: боевой модуль может одновременно обстреливать до четырех целей с наведением на них четырех ракет (модули «Кортиков» могли работать только одной ракетой по одной цели).

ЗРАК планируется размещать на новых кораблях ВМФ, где предусмотрено такое вооружение (например, на МРК проекта 22800 «Каракурт»), и на модернизированных (вместо установленных там «Кортиков»).

Дрейф классов

В реалиях отечественного кораблестроения начал зарождаться новый подкласс кораблей. Северное ПКБ (проектно-конструкторское бюро) начало разработку «тяжелого» (водоизмещением более 2000 тонн, насколько больше - не уточняется) корвета проекта 23800. Об интересе к проектированию и постройке крупных корветов в этой размерности (до 4000 тонн) в разговоре с корреспондентом сообщили и представители Зеленодольского судостроительного завода.

«Тяжелый корвет» в нашей новейшей истории кораблестроения уже был - «Новик», многоцелевой сторожевой корабль проекта 12441 «Гром», заложенный в 1997 году с большой помпой. Постройку не осилили по финансовым соображениям (головной корабль в ценах 2001 года тянул на 8 миллиардов рублей), а также из-за неготовности систем вооружения. Часть проектных решений (в частности, пропульсивную систему и существовавший лишь на бумаге многоканальный ЗРК «Редут») перетащили на задумывавшийся как раз тогда новый фрегат проекта 22350.

Технически в этом есть логика. Классы корвета и фрегата, заданные флотом почти 20 лет назад, заметно распухли, в них становится тесновато. Фрегат модернизированного проекта 22350М (на жаргоне - «Супергоршков»), как писали еще полгода назад, потяжелеет минимум на тысячу тонн. На нынешнем салоне замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что рост водоизмещения будет еще более существенным - до 8000 тонн. Корвет «Дерзкий», заложенный в Петербурге по проекту 20386, имеет водоизмещение 3400 тонн против 2200 у базового проекта 20380.

Пока неясно, нужно ли флоту еще что-то в диапазоне 1500-2000 тонн - между «тяжелым корветом» и малыми ракетными кораблями. Напомним, что именно из этого размерного класса с конца 1990-х вырос многоцелевой корабль ближней морской зоны, впоследствии ставший корветом многострадального проекта 20380. Первоначально им собирались менять советских специализированных «малышей», в том числе малые ракетные корабли проекта 1234 и малые противолодочные корабли проекта 1124. Но время проектирования и перепроектирования шло, полное водоизмещение перевалило за 2200 тонн, а на борт втащили дорогой (и все еще неготовый) «Редут».

На данный момент повторить корабль по исходным данным для проектирования вполне возможно: «Ураны» в качестве ударного вооружения, «Панцирь-М» в контуре ПВО и «Пакет» в качестве противолодочного (или новая управляемая ракета, используемая с пусковых «Уранов», по аналогии с американскими контейнерными вариантами предыдущего поколения, где унифицировали ПУ ASROC и Harpoon). Вопрос лишь в том, требуется ли такой корабль флоту.

А модельки стоят...

Вот Крыловский центр считает, что все еще требуется. Прессе презентовали новый корвет «Бриз» нормальным водоизмещением 1980 тонн. Правда, восходящий к одному из четырех весьма уже неновых вариантов так называемого «корвета XXI» - это большой привет еще из начала 2000-х , когда шла проработка облика корабля по будущему проекту 20380.

Корвет должен давать 30 узлов и нести при этом чудовищный состав бортового вооружения: 24 пусковых УКСК для «Оникса» и «Калибра» и 16 пусковых для некоего «ЗРК большой дальности». Последнее вроде бы указывает на «Редут», но дело в том, что в исходном проекте «XXI-2» (элементы которого полностью повторяет «Бриз») это был ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с ЗУР семейства 48Н6. С заявленными возможностями по противоракетной обороне соединений (и, вероятно, полагающимся такому случаю составом радиоэлектронного вооружения).

Вопрос о том, как все это можно разместить в 1980 тоннах, оставим профессионалам от кораблестроения, а вопрос о стоимости готового изделия - .

Впрочем, военные и раньше довольно скептически воспринимали «судомоделизм», с завидным постоянством демонстрируемый в стенах Петербургского салона. «Модели это модели», - вежливо ответил замглавкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук на вопрос о том, будет ли флот строить пресловутый универсальный десантный корабль «Прибой», и в этот раз представленный на стенде.

После чего заметил, что флот закажет два корабля подобного класса (не уточнив проект), имея цель получить их к 2025 году. Из отчета за 2015 год (более поздние недоступны) известно, что из типоряда десантных кораблей два года назад остановились на двух вариантах. Это десантно-вертолетный корабль-док водоизмещением 15 тысяч тонн и универсальный десантный корабль водоизмещением 35 тысяч тонн. Ни один из этих проектов, насколько можно судить, на публику еще пока не просочился.

Консолидация за сценой

Тем временем в отрасли, уже наевшейся больших денег, рассмотревшей пределы этого фонтана изобилия в виде завершения «Госпрограммы вооружения - 2020» и осознавшей свои организационные и технологические пределы, нарастают подспудные процессы консолидации.

Уже как минимум два года развивается сюжет вокруг попыток холдинга «Ак-Барс», контролирующего Зеленодольский судостроительный завод, заполучить-таки одноименное Зеленодольское ПКБ, организационно входящее в государственную .

Более того, планы в Зеленодольске большие: в беседе с «Лентой.ру» гендиректор завода Ренат Мистахов отметил, что в перспективе речь должна идти, по сути, о создании широкопрофильного машиностроительного холдинга, объединяющего целый ряд компетенций и производств, востребованных в судостроении. В частности, речь идет о выпуске валов, винторулевой группы, редукторов и двигательных установок, а также систем управления. Если классический судозавод, подчеркнул Мистахов, концентрирует у себя выпуск 10-15 процентов себестоимости готового корабля (а остальное отходит комплектаторам), то в их планах после укрупнения выпускать у себя до 40 процентов стоимости конечного изделия.

Сама ОСК резко против этого проекта, но это как раз объяснимо: появление конкурента в отрасли вряд ли кто-то будет приветствовать, кроме заказчика. Однако правительственные чиновники проекту явно благоволят. Вице-премьер заявлял, что, по его мнению, Зеленодольское бюро «должно работать в Татарстане».

Вопрос уже дважды выходил на уровень проекта распоряжения президента, но оба раза останавливался для доработки. Последний раз это произошло в мае этого года после того, как в потенциальной обвязке сделки замаячила передача части акций правительству Татарстана.

Процессы внутриотраслевой консолидации за пределами госмонополий в условиях неизбежного падения гособоронзаказа абсолютно естественны: идет драка за издержки и сокращающуюся кормовую базу. Было бы интересно посмотреть на то, что в итоге получится у «Ак-Барса» и как конкуренция отразится на росте возможностей отечественного судостроения. Цена вопроса на полномасштабную реализацию проекта все-таки очень высока: по словам Рената Мистахова, требуемые инвестиции составляют не менее 10-15 миллиардов рублей.