Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Перспективные разработки ракетно космической. Перспективы российской космической отрасли и планы освоения луны

Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь Баранов Вячеслав Викторович

2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России

В условиях глобализации экономики особую значимость приобретает реализация приоритетов государственной инновационной политики Российской Федерации, в том числе в области ракетно-космической промышленности. Для России, так же как и для других промышленно развитых стран, освоение и использование космического пространства стало важным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей.

Применение космических систем для решения задач в таких сферах, как связь, теле– и радиовещание, дистанционное зондирование Земли из космоса, навигация и картография, вносит существенный вклад в формирование новой экономики, основанной на широком использовании информационных технологий. Расширение рынка космических технологий, использование результатов космической деятельности в экологическом мониторинге, борьбе со стихийными бедствиями и других областях человеческой деятельности призваны способствовать повышению качества жизни населения России.

Использование результатов космической деятельности позволяет повысить эффективность реализации приоритетных национальных проектов. Так, например, в рамках национального проекта «Образование» на базе космических средств могут быть созданы федеральные, региональные и межрегиональные системы дистанционного образования и интерактивного обучения, а также системы обеспечения безопасности школьного транспорта, зданий и сооружений образовательных учреждений. Результаты космической деятельности могут быть интегрированы в учебные курсы, дающие представление о возможностях современной науки и техники в решении актуальных задач социально-экономического развития общества.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» могут быть использованы построенные на базе космической информации мониторинговые системы оценки состояния зданий и сооружений, обеспечения безопасности жизнедеятельности, системы энергоресурсосбережения, землепользования, градостроительства и учета недвижимости. Для национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на базе информации дистанционного зондирования Земли из космоса, навигационных и других космических систем может быть создана целевая система мониторинга и управления сельским хозяйством.

С 2006 г. в России реализуется Федеральная космическая программа на 2006–2015 гг. В этой программе запланировано выполнение более двух десятков проектов научного назначения. Среди них проекты по созданию специализированных космических аппаратов, снабженных целевыми комплексами научной аппаратуры. Кроме того, программа предполагает дополнительную установку комплексов отечественной научной аппаратуры, во-первых, на российские космические аппараты, запуск которых обеспечивает решение важных народно-хозяйственных задач, а во-вторых, на зарубежные космические аппараты научного назначения.

Особенностью Федеральной космической программы России является то, что она предусматривает реализацию научных космических проектов с максимальным использованием унифицированных космических платформ. Эти платформы, являясь основными составляющими космических аппаратов, должны создавать все необходимые условия для функционирования полезной нагрузки, включая аппаратуру для научных исследований, дистанционного зондирования Земли, обеспечения радиосвязи и т. д.

Модульная технология создания космической платформы позволит минимизировать затраты и сроки адаптации возможностей платформы для применения в составе космических аппаратов разного типа. При этом важная роль отводится использованию унифицированной платформы для малоразмерных космических аппаратов. В настоящее время такая платформа уже разработана, причем за счет внебюджетных средств. В рамках проекта «Малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований» планируется реализовать программу исследований солнечно-земных связей, наблюдений малых тел Солнечной системы, экспериментов в области астрофизики.

Федеральная космическая программа России на 2006–2015 гг. предусматривает обеспечение надежного функционирования и дальнейшего развития орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического назначения, включая аппараты связи и телевещания. Продолжается успешная эксплуатация космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК1». Ввод в эксплуатацию этого аппарата положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки космической системы мониторинга Земли.

В целях наращивания группировки дистанционного зондирования Земли специалисты ракетно-космической отрасли России выполнили НИОКР по созданию космических аппаратов «Канопус-В», «Метеор-М», «Электро-Л». Они дают возможность получать необходимые метеоданные, оперативно выявлять природные и техногенные катастрофы, своевременно предупреждать о лесных пожарах и т. д. В ходе успешного полета автоматической лаборатории «Фотон-М» совместно с европейскими партнерами проведены эксперименты в области космического материаловедения и биологии.

Частью программы пилотируемых полетов являются регулярные полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс» к Международной космической станции (МКС). Кроме того, специалисты отечественного ракетно-космического комплекса проводят работы по созданию новых модулей для российского сегмента МКС.

Залог устойчивого развития российского ракетно-космического комплекса – в современной наземной испытательной базе. В рамках Федеральной космической программы на 2006–2015 гг. ее ждет кардинальное обновление. Испытания элементов ракетоносителя «Ангара», включая огневые испытания двигателей для этого носителя, летные испытания носителя «Союз-2», а также создание и отработка новых разгонных блоков и транспортных модулей свидетельствуют о по-прежнему высоком инновационном потенциале российского ракетно-космического комплекса. Об этом говорят и результаты модернизации на космодроме Байконур стартовых и технических комплексов ракетоносителей «Протон», «Союз», «Зенит-М», «Циклон-2», технических комплексов космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.

Развивается международное сотрудничество предприятий и организаций российского ракетно-космического комплекса. В рамках отечественной программы фундаментальных космических исследований российские ученые работают с аппаратурой «Конус-А», представляющей собой спектрометр гамма-всплесков, которая установлена на борту американского космического аппарата «Винд». Используются также магнитный спектрометр электронов, протонов и античастиц «Рим-Памела», находящийся в составе космического аппарата «Ресурс-ДК», а также приборы ОМЕГА и СПИКА-М, предназначенные для исследования атмосферы планет на борту европейских аппаратов «Марс-Экспресс», «Мимас» и «Мимас-2» и космических аппаратов США Mars Exploration Rovers. На борту европейской станции «Венера-Экспресс» успешно применяется планетарный Фурье-спектрометр.

Завершены работы по изготовлению отечественной астрофизической обсерватории «Спектр-Радиоастрон». Заканчивается разработка научно-исследовательского аппарата «Коронас-Фотон». Активно ведутся работы по созданию межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Крупнейшим по-прежнему остается проект МКС. Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции. Стратегически важным для российского ракетно-космического комплекса является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ). Этот проект предусматривает создание наземной инфраструктуры на космодроме во Французской Гвиане и запуски с него адаптированной к условиям ГКЦ российской ракеты-носителя «Союз-СТ». Первый запуск «Союза-СТ» запланирован в будущем году. В среднесрочной перспективе портфель заказов составит 20 запусков. В реализации проекта активно участвуют предприятия российской ракетно-космической отрасли, в частности «ЦСКБ-Прогресс», и ряд других предприятий.

Успешно реализуется российско-французская программа «Урал» по разработке технологий, которые будут использованы в создании российско-европейских средств выведения. Также осуществляется совместный с Европейским космическим агентством (ЕКА) проект по созданию российской пилотируемой транспортной системы. Исследовательская программа, реализуемая в рамках этого проекта, рассчитана на 18 месяцев.

Одним из перспективных направлений сотрудничества с Европейским центром космических исследований и технологий (ESTEC) является разработка международных стандартов обработки и передачи по технологии Space Wire данных бортовых систем космических аппаратов.

Возлагаются надежды на международные программы «Морской старт», в которой кроме России участвуют Норвегия, США и Украина; «Наземный старт» с участием России и Украины, а также программу распространения с помощью глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) гражданского сигнала для пользователей зарубежных стран.

Важной международной программой является развитие космодрома Байконур в Казахстане, фактически ставшего международным. Россия планирует использовать его совместно с Казахстаном, что обеспечит его высокую эффективность. Важны для российского ракетно-космического комплекса партнерские отношения и с Китайской национальной космической администрацией, а также со странами Карибского бассейна и Латинской Америки – Бразилией, Кубой, Венесуэлой, Аргентиной и другими государствами. Одной из новых граней международного сотрудничества в космосе стала попытка национальных космических агентств совместно решить глобальную проблему астероидно-кометной опасности.

Наращивание состава и возможностей орбитальной группировки предполагает полномасштабное развертывание системы ГЛОНАСС с широким внедрением наземной навигационной аппаратуры. Российская система ГЛОНАСС имеет ряд преимуществ перед аналогичными зарубежными системами. Так, российские навигационные космические аппараты лучше видны из приполярных зон, что весьма важно для успешного освоения месторождений и начала добычи углеводородов на шельфе северных морей.

Однако эффективность спутниковой навигации во многом зависит от готовности «земного» сегмента ракетно-космического комплекса к ее активному использованию. Поэтому необходима координация работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС. В настоящее время эти работы координирует Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Предприятия ракетно-космической отрасли разработали образцы навигационной аппаратуры потребителей системы, выпущены первые партии прибора, совмещающего прием сигналов одновременно навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, созданы приборы наземной аппаратуры ГЛОНАСС, а также цифровые навигационные карты. Таким образом, сформированы все предпосылки для использования спутниковой навигации в решении важных народно-хозяйственных задач.

Предполагается, что к 2011 г. группировка навигационных спутников будет доведена до штатной численности 30 космических аппаратов. С 2010 г. планируется начать на орбите летные испытания космического аппарата ГЛОНАСС-К с увеличенным сроком работы в космосе до десяти лет. Если ввести в эксплуатацию все наземные средства, то точностные параметры ГЛОНАСС приблизятся к точности системы GPS.

В развитие Федеральной космической программы приняты Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Этот документ знаменует качественно новый этап развития отечественной ракетно-космической отрасли. В числе современных проектов – создание новой перспективной пилотируемой транспортной космической системы, средств для исследования и освоения Луны, Марса и других планет и объектов Вселенной.

Укрепление российской экономики в докризисный период и открывшиеся в связи с этим новые финансовые возможности позволяли отрасли стабильно развиваться. Прогноз динамики этого развития давал возможность России на равных с ведущими промышленно развитыми странами мира участвовать в международной космической кооперации. Сейчас же, в ситуации мирового финансового кризиса, отрасль остро нуждается в государственной поддержке и финансировании. Так, скорректированный по итогам первых послекризисных месяцев бюджет страны на 2009 г. не предполагает сокращения расходов на развитие ракетно-космической отрасли России. В 2009 г. на поддержку отечественной ракетно-космической отрасли будет выделено 82 млрд руб. Финансовую поддержку получат 16 ведущих предприятий отрасли.

Для устойчивого развития отечественной ракетно-космической отрасли необходим гарантированный доступ России в космическое пространство. В отрасли решается масштабная задача по развертыванию нового космодрома на востоке страны. Федеральное космическое агентство уже рассмотрело подготовленный для этого инвестиционный проект, в частности результаты системного проектирования космодрома признаны положительными. На основе утвержденного проекта разрабатывается рабочая документация строительства космодрома. Реализация этого проекта требует не только строительства нового космодрома, который определит перспективный облик российской космонавтики, но и решения комплекса взаимосвязанных научно-технических и экономических задач. Приоритетной среди них является выбор оптимального парка средств выведения, а также определение технических характеристик нового пилотируемого корабля.

Важным направлением деятельности предприятий и организаций ракетно-космической отрасли является опережающее наращивание состава, качества и возможностей российской орбитальной группировки. Для этого разрабатывается прогноз состава и возможностей перспективной орбитальной группировки до 2020 г. В основу прогноза закладывается использование совершенно новых или глубоко модернизированных космических аппаратов с характеристиками на уровне лучших зарубежных аналогов.

Реализация этого прогноза позволит еще больше расширить присутствие России на мировом рынке космических аппаратов и услуг. Это касается не только стартовых услуг по выведению зарубежных космических аппаратов и грузов, но и значительного увеличения доли России на мировом рынке высокотехнологичных разработок и услуг, включая связь, навигацию, гидрометеомониторинг, дистанционное зондирование Земли и т. д.

Для решения этих задач необходима разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по наращиванию кадрового потенциала и глубокой технологической модернизации ракетно-космической промышленности. Обострение конкуренции на мировом рынке космических услуг диктует необходимость кардинального обновления станочного парка предприятий отрасли и разработки новых технологий производства ракетно-космической техники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

20. Перспективы развития безналичных расчетов Совершенствование платежной системы в Российской Федерации решается путем создания и развития электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР), позволяющей учитывать и активно использовать возможности современной

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития Денежная система России в процессе перехода к рыночной экономике притерпела серьезные изменения и в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

20.1. Состояние и перспективы развития транспортного рынка в Российской Федерации В условиях современного транспортного рынка в целях рациональной организации перевозок грузовладельцы встречаются с широким выбором перевозчиков с помощью различных видов транспорта.

Из книги Фотография как бизнес: с чего начать, как преуспеть автора Песочинский Дмитрий Михайлович

Глава 23 Перспективы дальнейшего развития Не тужи, дорогой, и не ахай. Жизнь держи, как коня за узду. Приписывается Есенину Нет человека, который не хотел бы заглянуть в будущее, и размышления о перспективах вполне свойственны любому. С уверенностью можно сказать лишь одно

Из книги Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход автора Лямин Л. В.

Перспективы развития электронного банкинга Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине. Ч.У. Ледбитер. «Астральный план» Перспективы дальнейшего развития электронного

Из книги Мировая экономика. Шпаргалка автора Энговатова Ольга Анатольевна

1. Предмет и задачи курса Предметом курса «Мировая экономика» является метаэкономика, иными словами, поведение мировой экономики в целом. Используются следующие методические подходы: 1) субъективистский, (потребность и полезность). При таком подходе экономическая теория

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

4.5. Африка как арена столкновения экономических интересов: опыт, современное состояние и перспективы в посткризисном мире Африканский континент, начиная со средних веков, становится местом столкновения экономических интересов мировых держав.Африка издавна притягивала

автора Черников Геннадий Петрович

Проблемы машиностроения. Достижения в авиационной и ракетно-космической промышленности Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза Экономическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза развивается весьма интенсивно. ЕС превратился сегодня в главного экономического партнера нашей страны. На его долю приходится примерно половина

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной

автора

2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России В вертолетостроительной отрасли России существует три уровня управления. Первый уровень – это компания «Оборонпром», которая, в свою очередь, подчиняется компании «Российские технологии». В рамках

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России В России насчитывается около 40 предприятий двигателестроения. Однако отечественные авиационные двигатели уступают лучшим мировым образцам по ресурсу, расходу топлива, уровню шумности и

автора Абрамс Ронда

Состояние «здоровья» и тенденции развития отрасли Ваш бизнес существует отнюдь не в вакууме; как правило, компания работает в тех же самых условиях, которые оказывают влияние на отрасль в целом. Если по всей стране отмечается снижение потребительских расходов, весьма

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда
К первому поколению многоразовых космических систем относятся пять аппаратов типа Space Shuttle, несколько отечественных, серии БОР и «Буран». В них и мы, и американцы пытались сделать многоразовым сам космический корабль (последнюю ступень, непосредственно выводимую в космос). Цели были следующие: снижение стоимости выведения в космос полезной нагрузки, возвращение из космоса существенного объёма полезных грузов, сохранение сложных и дорогостоящих космических аппаратов для многократного использования, возможность частых запусков многоразовой ступени.
Но первое поколение многоразовых систем не смогло решить свои задачи с достаточной эффективностью. Удельная стоимость доступа в космос оказалась примерно в три раза выше по сравнению с одноразовыми ракетами. Возврат из космоса грузов радикально не увеличился. Ресурс многоразовых ступеней оказался существенно ниже расчётного, что не позволяло использовать их в плотном графике запусков. В результате сейчас и космонавты, и спутники доставляются на орбиту одноразовыми ракетными системами. Возвращать с орбиты дорогостоящие аппараты и оборудование вообще нечем. Только американцы для военных нужд сделали себе небольшой автоматический Х-37В с полезной нагрузкой меньше тонны. Всем понятно, что новые многоразовые системы должны качественно отличаться от первого поколения.

У нас работы ведутся сразу по нескольким многоразовым системам. Понятно, что наиболее перспективной будет так называемая аэрокосмическая система. То есть в идеале космический корабль должен взлетать с аэродрома как обычный самолёт, выходить на орбиту и возвращаться обратно, расходуя только топливо. Но это ― наиболее сложный проект, требующий многих предварительных исследований и технических решений. Этот вариант не сможет быть реализован быстро ни одной страной. Хотя у нас есть большой научно-технический задел по подобным проектам. Например, «аэрокосмический самолёт» Ту-2000 имел достаточно детальную проработку. Его реализации помешало отсутствие только некоторых сложных и критически важных компонентов. И, естественно, недостаток финансирования в 90-е годы.
Есть промежуточный вариант, когда система состоит из многоразовой разгонной ступени и многоразового же космического аппарата. Такие системы проектировались у нас ещё в советское время, например . Есть и более новые наработки. Однако и эта схема многоразовой космической системы требует достаточно длительного цикла исследовательских и конструкторских работ по многочисленным направлениям.
Программа МРКС-1 официально расшифровывается как «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа». Несмотря на «первый этап», система будет вполне функциональна. Просто в рамках большой общей программы создания новых космических систем она имеет наиболее близкие сроки реализации. Итак, что же собой представляет МРКС-1?
Система будет двухступенчатой. Она предназначена для выведения на околоземную орбиту любых космических аппаратов (автоматических, пилотируемых, транспортных) массой 25-35 тонн, причём как существующих, так и только создаваемых. Это больше, чем у «Протонов». Но принципиальное отличие от нынешних ракет-носителей не в этом. А в том, что МРКС-1 не будет одноразовой. Первая ступень (изображённая на снимке, опубликованном ЦАГИ) не будет падать на землю в виде обломков или сгорать в атмосфере. Разогнав вторую ступень (одноразовую) и полезную нагрузку, она совершит посадку, подобно коcмическим челнокам прошлого века. На сегодня это самый перспективный путь совершенствования космических транспортных систем.

При этом фактически это будет поэтапной модернизацией одноразовой ракеты-носителя «Ангара». Собственно, и родилась МРКС-1 как дальнейшее развитие проекта ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Там совместно с НПО «Молния» разрабатывался многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя «Ангара», названный «Байкал» (макет демонстрировался на МАКС-2001). Он использовал ту же автоматическую систему управления, которая позволила «Бурану» совершить полёт без экипажа. Она обеспечивает сопровождение полёта на всех этапах ― с момента старта до посадки на аэродром. Эта же система будет адаптирована и для МРКС-1.

В отличие от «Байкала» МРКС-1 будет иметь не складные плоскости (крылья), а установленные жёстко. Это уменьшит вероятность нештатных ситуаций при выходе на траекторию посадки. Однако испытанная недавно конструкция многоразового ускорителя будет ещё меняться. Начальник отдела аэротермодинамики высокоскоростных ЛА ЦАГИ Сергей Дроздов сообщил, что «неожиданностью стали высокие тепловые потоки на центроплане крыла — это, несомненно, повлечёт за собой изменение конструкции аппарата». В сентябре-октябре 2013 года модели МРКС-1 прошли испытания в гиперзвуковой (АДТ Т-116) и трансзвуковой (АДТ Т-128) аэродинамических трубах.
На втором этапе программы многоразовой сделают и вторую ступень, а масса полезной нагрузки должна возрасти до 60 тонн. Тем не менее создание многоразового ускорителя даже только первой ступени ― это настоящий прорыв в развитии космических транспортных систем. И что самое важное ― мы идём к этому прорыву, удерживая свой статус ведущей космической державы.
В настоящее время в Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского завершен первый этап комплексных исследований многоразовых ракет-носителей (МРКН). Ранее пресс-центр ЦАГИ опубликовал изображение модели МРКС-1.

Её внешний облик напоминает многоразовые космические корабли, такие как наш «Буран» или американский Space Shuttle. Но внешнее сходство не должно обманывать. МКРС-1 ― это совсем другая система. В ней принципиально иная идеология, которая качественно отличается от предшествовавших проектов.
Исследовательский центр имени М.В. Келдыша приступил к созданию многоразового ракетного двигателя нового поколения для Роскосмоса. Согласно техническому заданию, двигатели будут использоваться для полетов перспективных ракет, в том числе в многоразовой ракетно-космической системы первого этапа МРКС-1 «Россиянка», которую разрабатывает Центр имени Хруничева. Агрегат должен быть готов к огневым испытаниям в составе ракеты-носителя к ноябрю 2015 года.

На сайте.

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы "Ангара" ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса - носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН "Ангара" проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. "О создании космического ракетного комплекса "Ангара" и Постановления Правительства РФ № 829 от 26 августа 1995 г. "О мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса "Ангара".

В 1993 г. Министерством обороны и Российским авиационно-космическим агентством был объявлен конкурс на разработку нового тяжелого отечественного носителя, в котором наряду с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева приняли участие РКК "Энергия", ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" и ГНПКРЦ "ЦСКБ - Прогресс". Предложенный ГКНПЦ им. М.В. Хруничева проект был основан на многолетних проектно-изыскательских работах по ракетам-носителям, их созданию и эксплуатации с учетом прогнозируемых требований и реальных возможностей их выполнения.

Основным условием достижения экономичности являлось применение кислородно-водородного топлива на второй ступени, а также кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ). Это позволяет снизить примерно на 40 % стартовую массу ракеты и соответственно массу ее конструкции и стоимость по сравнению с конкурентными вариантами с керосино-кислородным топливом на второй ступени. При этом стоимость водорода составляет менее 1 % от стоимости запуска. Все это (с учетом несколько повышенной стоимости водородного двигателя, баков, системы заправки, хранения и др.) позволяет снизить удельную стоимость выведения на 30...35 %.

На первой ступени РН "Ангара" тяжелого класса в проекте предлагалось использовать уникальный по своим прогрессивным решениям и многократно испытанный в полете на первых ступенях РН "Зенит" и "Энергия" двигатель РД-174 тягой 740 тс, разработанный НПО "Энергомаш". На второй ступени - испытанный в полете на второй ступени РН "Энергия" водородно-кислородный двигатель РД-0120 разработки КБ химавтоматики. При производстве РН "Ангара" предусматривалось использование универсального сварочного оборудования и опыта изготовления крупногабаритных баковых отсеков, освоенных в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева применительно к РН "Протон". Компоновка РН "Ангара", как в свое время и РН "Протон", подчинялась требованию заказчика: транспортировка по частям железнодорожным транспортом с простейшими операциями по сборке и контролю на космодроме.

Расположение ступеней на РН "Ангара" тандемное. При этом на обеих ступенях предполагалось использовать пакетный принцип компоновки топливных баков. На первой ступени на центральный бак горючего (керосин) навешиваются два боковых бака окислителя (жидкий кислород). На второй ступени центральным является бак окислителя (жидкий кислород), а боковыми - два бака горючего (жидкий водород). Схема разделения ступеней "горячая", ступени соединяются между собой фермой (между центральными баками). В дальнейшем (на втором этапе) компоновка РН "Ангара" предусматривала установку дополнительных устройств для возврата первой ступени в район космодрома без промежуточной посадки с целью многократного использования и ликвидации полей падения отработанной первой ступени (вторая ступень выходит на суборбитальную траекторию и падает с первого полувитка в отдаленные районы Мирового океана).

На низкие опорные орбиты (высотой 200 км) с наклонением 63° (широта космодрома Плесецк) такой вариант РН "Ангара" должен выводить до 27 т полезного груза (ПГ), а на геостационарную орбиту при использовании КВРБ - до 4,5 т. Наряду с КВРБ предусматривалось также использование РБ "Бриз-М". В результате подробных обсуждений на заседаниях Межведомственной комиссии было принято решение о дальнейшей разработке РН "Ангара" по проекту ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В ходе дальнейших исследований концепция РН "Ангара" была существенно развита и уточнена. С учетом складывающейся в стране ситуации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева предложил стратегию поэтапного создания носителя тяжелого класса с использованием в его составе универсальных ракетных модулей. В новой концепции сохранены все ключевые идеи первоначального варианта РН "Ангара" и развиты новые перспективные возможности. В настоящее время семейство ракет-носителей "Ангара" охватывает носители от легкого до сверхтяжелого класса. Основные характеристики РН семейства "Ангара" представлены на рис. и табл.

Ракеты-носители семейства "Ангара"

В основу этого семейства носителей положен универсальный ракетный модуль (УРМ). В его состав входят баки окислителя горючего и двигатель РД-191. УРМ выполнен по схеме с несущими баками и передним расположением бака окислителя. Двигатель РД-191, создаваемый в НПО "Энергомаш", работает на компонентах керосин и жидкий кислород. Этот однокамерный двигатель разрабатывается на базе четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171 и двухкамерного двигателя РД-180, создаваемого для РН Atlas-2AR. Тяга РД-191 у Земли - до 196 тс, в пустоте - до 212 тс; удельная тяга на Земле - 309,5 с, в пустоте - 337,5 с. Для обеспечения управления ракетой-носителем в полете двигатель закрепляется в карданном подвесе. Длина УРМ составляет 23 м, диаметр - 2,9 м. Эти размеры были выбраны исходя из имеющейся на Ракетно-космическом заводе технологической оснастки. Один такой универсальный ракетный модуль является первой ступенью двух носителей легкого класса, создаваемых в рамках программы "Ангара-1". В качестве вторых ступеней на этих двух вариантах РН ("Ангара-1.1" и "Ангара-1.2") используются соответственно центральная часть разгонного блока "Бриз-М" и ракетный блок типа блока "И" РН "Союз-2".

Ракета-носитель среднего класса "Ангара-3" образуется добавлением универсальных модулей (в качестве первой ступени) к РН легкого класса "Ангара-1.2". РН "Ангара-3" выполнена по тандемной схеме расположения ступеней. В качестве первой ступени используются три УРМ. На средний УРМ через ферменный переходник устанавливается вторая ступень (блок типа "И"). В качестве третьей ступени применяется малоразмерный разгонный блок или центральный блок - РБ "Бриз-М", который предназначен для формирования рабочей орбиты. Его включение в варианты РН со ступенью типа блока "И" вызвано тем, что двигатель РД-0124, устанавливаемый на этой ступени, рассчитан только на однократное включение.

Ракета-носитель "Ангара-5" тяжелого класса строится путем добавления к РН "Ангара-3" еще двух боковых модулей. РН сверхтяжелого класса образуется путем замены на РН тяжелого класса "Ангара-5" второй ступени (блок типа "И") на кислородно-водородную ступень с четырьмя двигателями КВД1. Энергетические возможности РН "Ангара-3" и "Ангара-5" обеспечивают выведение на низкую орбиту полезного груза массой 14 т и 24,5 т соответственно. В качестве разгонных блоков на РН среднего класса используется РБ "Бриз-М", а на РН тяжелого и сверхтяжелого классов -"Бриз-М" и КВРБ.

Основное место старта РН семейства "Ангара" - космодром Плесецк. При строительстве стартового комплекса РН "Ангара" используется имеющийся задел по РН "Зенит". Уникальные технические решения позволят с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства "Ангара". Для сокращения размера площадей, отводимых под поля падения отделяющихся частей РН, уже при создании ракет "Ангара-1" предусматривается проведение специальных мероприятий. Предполагаются три источника финансирования проекта "Ангара": Российское авиационно-космическое агентство, Министерство обороны и средства от коммерческой деятельности ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

В настоящее время уже завершена конструкторская и технологическая разработка унифицированного ракетного модуля и РН легкого класса на его основе. Завершается подготовка производства и готовится начало наземных испытаний реальных изделий. Полномасштабный технологический макет РН "Ангара-1.1" был продемонстрирован на Авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 1999 г.

На базе основных вариантов РН семейства "Ангара", возможно создание других модификаций. Так, рассматриваются варианты установки на РН легкого класса дополнительных стартовых твердотопливных ускорителей. Это позволит подбирать носитель под конкретный КА, а не создавать К А с учетом имеющегося носителя.

Таким образом, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева разработал и предложил в рамках программы "Ангара" целую стратегию, позволяющую в условиях ограниченных финансовых возможностей и в сжатые сроки создать ряд перспективных РН различных классов. Сроки создания семейства РН "Ангара" очень жесткие. Так, первый запуск РН "Ангара-1.1" планируется уже в 2003 г. Запуски РН семейства "Ангара" всех типов планируется осуществлять с космодрома Плесецк. Первый старт РН "Ангара-1.2" должен состояться в 2004 г. Первый пуск РН "Ангара-5" также планируется на 2004 г.

Совершенствование характеристик РН, и прежде всего уменьшение стоимости выведения КА, в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева связывают не только с унификацией блоков первых ступеней РН семейства "Ангара" и внедрением перспективных, но уже апробированных технологий, таких, например, как применение высокоэффективных кислородно-керосиновых двигателей, автоматизированная подготовка пуска, использование наиболее современных разгонных блоков и головных обтекателей. В РН семейства "Ангара" закладываются такие новейшие технологии, как использование в конструкции РН многоразовых элементов (ступеней-ускорителей). Именно это техническое решение является одним из кардинальных путей улучшения экономических показателей средств выведения.

Что страна собирается потратить 1,6 триллиона рублей на различные космические программы к 2020 году. Прежде всего, речь шла о продолжении строительства космодрома Восточный — первый пуск ракеты-носителя с этой стартовой площадки запланирован на конец 2015 года. Тогда же было заявлено о планах создания к 2030 году неких систем противодействия применению оружия из космоса и в космосе, о планах по отправке в будущем космонавтов за пределы земной орбиты, включая и создание постоянной лунной базы, которая может затем быть использована в качестве промежуточного пункта при полётах на Марс (начать реализацию этой программы, впрочем, планируется ближе к 2030 году).

Как смотрит Россия на перспективы развития космической отрасли сегодня, спустя год? Об этом для «Российской газеты» написал в статье «Русский космос» вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин, курирующий оборонную и ракетно-космическую промышленность. Под лозунгом «Мы переходим от космического романтизма к земному прагматизму» он отметил, что перед Россией сейчас стоят три стратегические задачи в изучении и освоении космического пространства: расширение присутствия на низких околоземных орбитах и переход от их освоения к использованию; освоение с последующей колонизацией Луны и окололунного пространства; подготовка и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы.

Вначале он коснулся проблем, с которыми космическая отрасль России столкнулась в последние десятилетия: распад СССР и последовавшие жёсткие испытания ракетно-космической отрасли бывшего Союза, бездумное «проедание» научно-технического задела. По многим показателям отрасль была отброшена на десятилетия назад. Хотя сегодня Россия по-прежнему лидирует в программах пилотируемой космонавтики и обеспечена стабильная работа второй в мире спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, общее состояние отрасли благополучным назвать нельзя.

Гарантированный доступ в космос со своей территории

С целью улучшения положения дел до 2030 года Российская Федерация собирается обеспечить гарантированный доступ в космос со своей территории: запуски космических аппаратов оборонного и двойного назначения будут постепенно переводиться с космодрома Байконур на космодромы Плесецк и Восточный. Впрочем, из Казахстана Россия не уйдёт: стартовые комплексы будут использоваться в рамках международных программ и при более активном участии казахстанской стороны. Например, в рамках проекта «Байтерек» по созданию и эксплуатации космического комплекса среднего класса.

В настоящее время работы по строительству космодрома Восточный находятся в самом разгаре: строятся стартовый и технический комплексы для семейства ракет-носителей «Союз-2», проводятся проектно-изыскательские работы по объектам тяжёлого ракетного комплекса «Ангара». Возводится обеспечивающая инфраструктура космодрома. Одновременно завершается создание перспективных ракет-носителей лёгкого, среднего и тяжёлого классов.

Космическая связь и дистанционное зондирование Земли

Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы предусматривает разработку и создание целой серии спутников связи на современной технологической основе. К концу 2015 года отечественная группировка спутников связи и вещания практически полностью обновится. Проблема состоит в том, что электронно-компонентная база (ЭКБ), из которой на 90% состоит каждый космический аппарат, сильно зависит от зарубежных поставщиков. Бортовые ретрансляционные комплексы создаваемых в последние годы спутников связи или целиком изготавливаются зарубежными фирмами или создаются на предприятиях отрасли на основе зарубежных комплектующих. Поэтому Федеральное космическое агентство взяло на себя роль системного интегратора и фактического заказчика отечественной промышленности радиационно-стойкой ЭКБ.

Востребованное сегодня направление дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса включает гидрометеорологию, картографию, поиск полезных ископаемых, информационное обеспечение хозяйственной деятельности, обнаружение и мониторинг чрезвычайных ситуаций, экологической обстановки, прогнозирование землетрясений и других разрушительных природных явлений. С целью удовлетворения этих потребностей России будет создаваться обновлённая отечественная система ДЗЗ. А минимально необходимая численность группировки её спутников должна составить 28 космических аппаратов, что планируется достичь в течение ближайших 7—10 лет.

Будет продолжено развитие и навигационной системы ГЛОНАСС: на смену космическим аппаратам «Глонасс-М» приходит новое поколение навигационных аппаратов «Глонасс-К» с улучшенными техническими характеристиками, что позволит расширить сферу применения и улучшить качество навигационного обеспечения. Продолжаются работы по продвижению навигационных услуг ГЛОНАСС на мировом рынке.

Научные направления

Россия также собирается расширить свои усилия в создании научных космических аппаратов для исследования космоса. В 2011 году был успешно выведен на орбиту российский космический радиотелескоп «Спектр-Р» с антенной диаметром 10 метров, он стал основой реализуемого международного проекта радиоинтерферометрических исследований «РадиоАстрон». В том же 2011 году неудачей завершился запуск межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Весной 2013 года состоялся полёт аппарата «Бион-М1» с животными и микроорганизмами на борту. В ходе полёта было успешно выполнено более 70 экспериментов в области космической биологии, физиологии и радиационной биологии. В ближайшее время должен состояться запуск нового российского научного спутника «Фотон-М», с помощью которого продолжится российская программа микрогравитационных исследований физики жидкости, космической технологии и биотехнологии.

Наконец, в этом году будет запущен малый космический аппарат «МКА-ФКИ»-«РЭЛЕК», который должен провести эксперименты по исследованию космических лучей, а также несколько технических экспериментов. Интенсивно развиваются работы по проекту «ЭкзоМарс». Готовятся проекты больших астрофизических обсерваторий серии «Спектр»-«Спектр-РГ» и «Спектр-УФ». Продолжаются работы по созданию перспективных обсерваторий «Спектр-М» («Миллиметрон») и «ГАММА-400».

Прагматизм в освоении и использовании околоземных орбит

Конкуренция в сфере освоения и использования околоземных орбит сегодня усиливается. Дмитрий Олегович отмечает: «12 января к МКС пристыковался беспилотный корабль Cygnus, доставивший на околоземную орбиту 1,5 тонны оборудования, продовольствие и спутники стандарта CubeSat. Полная грузоподъёмность этого корабля составляет 2,7 тонны. Наш „Прогресс-М“ способен поднять на орбиту чуть больше 2 тонн. Важно, что Cygnus, как и его ракета-носитель Antares, созданы не госкорпорацией, а небольшой частной американской компанией Orbital Sciences, в которой работают всего 4 тысячи человек. Кроме того, к МКС в прошлом году уже в третий раз слетал корабль Dragon, созданный компанией SpaceX и способный доставлять на орбиту 6 тонн груза. Помимо кораблей этих двух компаний и нашего „Прогресса“ в роли беспилотных извозчиков на МКС выступают ракеты-носители ATV Европейского космического агентства (полезная нагрузка 7,7 тонны) и HTV Японского агентства аэрокосмических исследований (6 тонн).

Но не только и не столько в полезной грузоподъёмности дело. Пилотируемый корабль „Союз“ и транспортник „Прогресс“ — ветераны космонавтики. Компания SpaceX основана в 2002 году. В ней работают 3800 сотрудников. Это в 12 раз меньше, чем, например, в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, где собирают ещё одного ветерана отечественного космоса — тяжёлую ракету-носитель „Протон“. В том числе и по этой причине полёты отечественных ракет-носителей и кораблей обходятся дороже, чем у наших западных конкурентов. Сравнение по стоимости космической техники России и Китая, в котором космическая программа возведена в ранг государственного приоритета, также оказывается не в нашу пользу».

По словам вице-премьера, космос практически перестал быть лишь предметом гордости и престижа государства, став отраслью производства со своими нормами рентабельности, амортизации и прибыли. Поэтому все действующие и перспективные космические программы должны рассматриваться через призму их рентабельности, в том числе и программа научных работ на российском сегменте Международной космической станции. Россия стремится увеличить экономическую эффективность пилотируемых полётов, ускорить (до 1—2 лет) адаптацию кораблей под новые задачи, сократить сроки разработки новых модулей, завершить «космические долгострои» и подстраиваться под нужды заказчика.

Луна и освоение дальнего космоса

Также Россия собирается всерьёз и надолго заняться вопросом освоения Луны. Первые высадки человека на Луну планируется совершить в 2030 году, после чего — начать развёртывание посещаемой лунной базы с лабораторией. Там, по словам господина Рогозина, планируется разместить инструментарий изучения глубин Вселенной, лабораторию изучения лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита. Затем будут размещены испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстояние, для испытаний новых двигателей. Задача, по словам господина Рогозина, грандиозная, архисложная и амбициозная, но при этом реализуемая. Она будет свидетельствовать о технологической зрелости России, о создании стратегического интеллектуального и промышленного задела для будущих поколений.

Для освоения Луны необходимо создание перспективной пилотируемой транспортной системы на основе ракеты сверхтяжёлого класса и перспективной системы средств обитания. Кроме того, ведутся проектные работы по созданию мощных межорбитальных (межпланетных) буксиров, без которых освоение Луны и исследование планет Солнечной системы невозможно. Появление таких средств позволит достичь не только Луны, но и реализовать в дальнейшем полёты к астероидам и к Марсу. Луна может стать промежуточной базой при освоении дальнего космоса, решении научных задач и проблем вроде борьбы с астероидно-кометной опасностью для Земли. Ключевыми областями разработок в рамках национального проекта «Изучение дальнего космоса» будут создание ядерных энергетических установок и плазменных технологий преобразования энергии, развитие биотехнологий, робототехники и новых материалов.

Как отмечает Дмитрий Рогозин, большинство российских учёных считают, что Луна — важнейший объект для фундаментальных научных исследований. Её происхождение во многом проливает свет на наиболее сложные вопросы космогонии: рождение Солнечной системы, её развитие и будущее. Кроме того, Луна — ближайший источник внеземного вещества, полезных ископаемых, минералов, летучих соединений, воды. Луна — естественная платформа для технологических исследований и испытаний новой космической техники. Мнение о необходимости освоения Луны разделяют также объединённая Европа, Китай, Япония, Индия.

«Мы не позиционируем задачу полётов на Луну как ограниченную во времени и ресурсах программу. Луна — не промежуточная точка на дистанции, это самостоятельная и даже самодостаточная цель. Вряд ли целесообразно сделать 10—20 полётов на Луну, и дальше, все бросив, лететь на Марс или астероиды. У этого процесса есть начало, но нет окончания: мы собираемся прийти на Луну навсегда. К тому же полёты на Марс, на астероиды, в нашем представлении, не только не противоречат освоению Луны, но во многом подразумевают этот процесс», — подчеркнул господин Рогозин.

Вопрос сотрудничества с NASA

Из-за событий на Украине сотрудничество Российской Федерации и NASA оказалось под вопросом: американцы объявили о санкциях, которые, впрочем, не должны были касаться совместных работ на МКС (у России накоплен уникальный опыт в этой области). Но уже сейчас Роскосмос сообщил , что позиция Госдепа по сотрудничеству России и NASA весьма смягчилась. Замглавы Федерального космического агентства Сергей Савельев отметил: «Никакого ущерба международным проектам не нанесено. Практически по всем областям взаимодействия между нашими агентствами можно работать» .

Многоразовый ускоритель первой ступени «Байкал» в составе ракеты-носителя / Фото: www.gazeta.ru

"Роскосмос" готов приступить к созданию летного образца возвращаемой первой ступени ракеты- носителя. Для этого в Центре имени Хруничева собрана команда специалистов, разрабатывавших систему "Энергия - Буран", пишут "Известия" со ссылкой на Александра Медведева, генерального конструктора "Роскосмоса" по ракетным комплексам.



Александр Медведев / Фото: so-l.ru


"Приказом гендиректора Центра имени Хруничева на предприятии восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения, - сказал А. Медведев. - Это произошло буквально месяц назад. Работать туда мы пригласили людей, которые создавали в свое время "Буран". Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектировщиков системы "Энергия - Буран".

Как отмечает издание, российских инженеров не вдохновил опыт Илона Маска, основателя SpaceX, который сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане. "Хруничев" проектирует "крылатую" первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром, как самолет, и садиться на взлетно-посадочную полосу.

"Убежден, что для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями - это оптимальный вариант, - отметил А. Медведев. - Схема, по которой сажает первую ступень SpaceX, нам не подходит, поскольку с наших космодромов ракеты летят не над морем и у нас нет возможности подогнать в нужное место баржу. Даже если бы такая возможность была, не факт, что это оптимальный путь: в море почти всегда мешает боковой ветер и качка".

"Энергия - Буран" - советская многоразовая транспортная космическая система. Свой первый и единственный космический полет корабль "Буран" совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1976 году, в 1992 году было принято решение о ее прекращении, сообщает ТАСС .

Техническая справка

"Байкал" спроектирован в ОАО "НПО "Молния"" по заказу ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. В беседе с корреспондентом Агентства военных новостей начальник сектора международных программ и проектов ГКНПЦ Олег Алексеевич Соколов сообщил, что работы по аналогичным ускорителям ведутся в США, европейских странах и, по некоторым данным, Китае, но в металле полноразмерный макет создан лишь в России.


Российский многоразовый ускоритель (МРУ) "Байкал" / Фото: www.objectiv-x.ru

НК подробно рассказывали о проекте МРУ еще два года назад, когда на 43-м салоне Ле Бурже выставлялась небольшая модель "Байкала". С тех пор в проекте произошел ряд изменений; появились также новые данные как о самом ускорителе, так и о семействе всеазимутальных РН "Ангара-В" на его основе.

По мнению разработчиков, концепция двухступенчатого средства выведения с многоразовой "атмосферной" первой ступенью дает возможность обеспечить гибкость в использовании различных верхних ступеней, среди которых могут и должны быть многоразовые космические корабли.


Фото: www.objectiv-x.ru

Подобная система будет иметь значительно меньшие габариты и массу, чем одноступенчатая многоразовая система, обладающая аналогичными показателями масс выводимой на орбиту и доставляемой на Землю полезных нагрузок (ПН), и, следовательно, более высокие технические показатели. Что касается общей стоимости разработки и эксплуатации, то отработка системы "по частям" может оказаться дешевле, чем доведение до рабочего состояния более крупного и сложного одноступенчатого носителя. С точки зрения проектантов, операция разделения двухступенчатой системы является хорошо отработанной в мировой практике процедурой и не должна потребовать значительных затрат.

Применение многоразовой "атмосферной" ступени для выведения одноразовых ПН может осуществляться не только в рамках концепции двухступенчатого носителя. Нагрузкой для многоразовой первой ступени может быть и сочетание конечной (целевой) ПН с одноразовыми верхними ступенями и разгонными блоками, которые должны быть в составе РН любого класса. Возможно сочетание многоразовых модулей с одноразовыми ступенями, начинающими работу с поверхности Земли (принцип модульности).

Такая концепция многоразовых ступеней-модулей заложена в основу перспективных разработок, проводимых ГКНПЦ совместно с НПО "Молния" в рамках проекта "Байкал". Использование ступеней-модулей, имеющих ракетный двигатель для старта и разгона и воздушно-реактивный двигатель (ВРД), поворотное крыло, аэродинамические органы управления и шасси для возвращения и посадки, предусматривается как в виде первых ступеней легких РН, так и в виде связок или навесных ускорителей в ракетах среднего и тяжелого классов.


Три проекции МРУ "Байкал" / Изображение: www.buran.ru

Особенность "Байкала": не только посадка МРУ на землю, но и возвращение его в точку старта с помощью средств обратного полета, включающих ВРД и систему управления, отработанную на орбитальном корабле "Буран". По расчетам разработчиков, применение "Байкала" на РН семейства "Ангара" позволит в 2-3 раза сократить расходы на вывод ПН на орбиту.

Изделие, демонстрировавшееся в Париже, оснащалось макетами ракетного двигателя РД-191М и турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) РД-33, применяемого на истребителе МиГ-29.

РД-191М тягой у земли 196 т, удельным импульсом у земли 309 сек и в вакууме 337.5 сек, разработан в НПО "Энергомаш" им. В.П.Глушко. ЖРД массой 2.2 т работает на керосине и жидком кислороде и крепится в хвостовой части МРУ в карданном подвесе с углом качания плюс/минус 8º для управления по тангажу и рысканью. ТРДДФ РД-33 разработан санкт-петербургским НПО им. В.Я.Климова, имеет тягу 8.3 тс и массу 1050 кг. Его габариты: длина 4.3 м, ширина 2.0 м, высота 1.1 м. При работе на крейсерском режиме (высота 11 км и скорость полета 0.8 М) удельный расход топлива (керосина) составляет 0.961 кг/тс.час. РД-33 оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей.

Кроме того, в проекте рассматривается возможность установки на МРУ двигателя РД-35, разрабатываемого для Як-130.

Шасси ускорителя взяты с самолетов Як-42 и Су-17. Как рассказал Олег Соколов, МРУ "Байкал" рассчитан на 25 пусков, но в перспективе их число планируется довести до двухсот.

Макет, показанный в Ле Бурже, в дальнейшем будет использован для статических прочностных и других наземных испытаний. По словам одних представителей ГКНПЦ, в настоящее время в производстве находятся несколько "Байкалов", которые предназначены для летных испытаний. Однако по неофициальным заявлениям других, до изготовления летных изделий еще далеко, а представленный на выставке макет делался на "скорую руку" и далек по внешнему виду и конструкции от реального "Байкала", который будет запускаться с космодрома Плесецк.

Летные испытания МРУ будут проводиться в несколько этапов.

На первом - "Байкал" устанавливается на фюзеляже специализированного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты МРУ отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку.

На втором этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса РН "Ангара".

Третий этап ЛКИ предусматривает пуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: МРУ плюс вторая ступень "Бриз-КМ".


Ракета-носитель "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал" / Изображение: www.buran.ru

Характеристики многоразового ускорителя "Байкал"

Характернистики РН "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал"


По самым оптимистичным заявлениям представителей Центра Хруничева, первый пуск "Ангары А1-В" с ускорителем "Байкал" планируется осуществить через 2-3 года. Тот же срок назывался и два года назад, на предыдущем салоне в Ле Бурже. Следовательно, темп работ пока невысок, или разработчики столкнулись с серьезными техническими и технологическими трудностями.

Олег Соколов особо подчеркнул, что унифицированный ускоритель "Байкал" может использоваться на РН различного класса, в т.ч. американских шаттлах, французской Ariane 5 и других носителях. На РН "Ангара" легкого класса "Байкал" будет первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько широк, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени.

В первой половине 90-х годов в мире говорилось о блестящих перспективах ракет легкого класса в связи с прогнозировавшимся резким ростом числа малых КА, рассчитанных на работу на низких орбитах, и развертыванием целой серии низко- и среднеорбитальных систем глобальной спутниковой связи.

Однако число проектов малых КА, финансируемых и находящихся в стадии реализации, за последние годы сократилось. Системы связи на базе "нестационарных" группировок небольших КА до сих пор не подтвердили свою экономическую окупаемость, а потому не получили широкого распространения. В связи с этим множества пусков РН легкого класса в действительности не потребовалось; закладываемый в "Байкал" ресурс из 200 полетов в варианте легкой ракеты может просто не выработаться к моменту морального "старения" носителя и окончания ресурса долговечности систем и агрегатов. Окупиться создание МРУ может, пожалуй, только при его использовании в более востребованных на рынке носителях среднего и, прежде всего, тяжелого классов.

Компоновочные схемы ракет / Изображение: www.buran.ru

Всеазимутальные РН "Ангара-В" среднего и тяжелого классов получаются путем замены боковых универсальных ракетных модулей (УРМ) ускорителями "Байкал". Так, на "Ангаре-А3" среднего класса планируется устанавливать два МРУ (вариант "Ангара А3-В"), а из РН тяжелого класса "Ангара-А5" заменой четырех боковых УРМ на четыре МРУ получается "Ангара А5-В". Прорабатывается и вариант использования ускорителей на тяжелой "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Однако использование 2-4 МРУ на одной РН может создать целый ряд проблем. Компоновка вариантов "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовала сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей. Кроме того, могут возникнуть серьезные сложности при одновременном возвращении на аэродром сразу четырех МРУ, отделившихся от РН.

Центр Хруничева и НПО "Молния" также исследуют вариант запуска РН "Ангара" с МРУ "Байкал" с самолета-носителя Ан-124 "Руслан", что, как упоминалось выше, тоже является развитием концепции многоразовых "атмосферных" ступеней.

Кроме того, в рамках перспективных исследований ГКНПЦ изучаются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом более отдаленного будущего и не стоит сейчас на первом плане работы Центра.

По мнению сотрудников ГКНПЦ, последовательное развитие "атмосферных" ступеней неизбежно должно привести к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. Таким самолетам до выхода на уровень одноступенчатого аэрокосмического многоразового средства выведения останется только пройти этап оснащения высокоэффективной комбинированной двигательной установкой. Для их создания, очевидно, потребуются более совершенные технологии, чем имеющиеся сейчас в распоряжении не только Центра Хруничева, но и вообще в мире.


Разделение стуреней РН "Ангара3-В" / Изображение: www.buran.ru

Характеристики семейства РН "Ангара-В" с использованием МРУ "Байкал"

РН А1-В А3-В А5-В А4-В
Стартовая масса, т 168.9
446
709
700
Число МРУ на первой ступени 1
2
4
4
Компоненты топлива:
первая ступень О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+РГ-1
вторая ступень АТ+НДМГ
О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+H2
Масса полезной нагрузки при запуске с космодрома Плесецк:
на низкую орбиту, т
1.9
9.3
18.4
22.0
на геопереходную орбиту, т
-
1.0 4
4.4
5.66
на геостационарную орбиту, т
- - 2.5 3.2

По материалам проспектов ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, НПО "Молния", сообщениям агентства Интерфакс и Агентства военных новостей.