Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Злоключения авиационной промышленности в отдельно взятой стране. Министерство авиационной промышленности ссср

10 ноября 1917 года по указанию В.И.Ленина при Военно-революционном комитете образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, приступившие к подбору и учёту авиационных кадров и организации сбора, учёта и охраны авиационного имущества, оставшегося от старого режима.
Бюро комиссаров было первым революционным органом строительства советского воздушного флота и авиационной промышленности.
20 декабря 1917 года была создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики. Коллегия объединяла все отрасли авиации и воздухоплавания, осуществляла руководство авиационными предприятиями.
Приказом Наркомвоена No.385 от 24 мая 1918 г. по указанию В.И.Ленина учреждается Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот), которое руководит военными воздушными силами страны и ремонтными авиационными предприятиями.
По данным учёта, в сентябре 1918-го в авиаотрядах Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ) числилось 266 исправных и 59 неисправных аэропланов. Кроме того, на центральных складах и в авиапарках находилось 169 исправных машин. Таким образом, без учета авиазаводов и летных школ Красный Воздушный флот располагал 435 боеготовыми самолетами.
1 декабря 1918 года В.И.Ленин поддерживает инициативу Н.Е.Жуковского и его ученика А.Н.Туполева о создании Центрального аэрогидродинамического института – знаменитого впоследствии ЦАГИ, возглавившего в стране авиационную науку.

На завершающем этапе гражданской войны действующие заводы русской военной промышленности были выделены советским правительством в особую производственную группу, подчиненную Главному Управлению Военной промышленности (ГУВП) Всероссийского Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР. В состав ГУВП входили: Промвоенсовет, Центральное управление артиллерийских заводов и Главное управление объединенных авиационных заводов (Главкоавиа). По состоянию на 1 января 1921 г. ГУВП ВСНХ подчинялись 62 предприятия, на которых работало около 130 тыс. человек. Постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. вся военная, в том числе авиационная, промышленность была передана в общесоюзное ведение.

До 1939 года государственное управление авиапромом отличалось частой передачей отрасли из одного ведомства в другое и реформированием структуры. Всё производство авиационной техники было сосредоточено в ОКБ, где разрабатывались и выпускались опытные образцы самолётов. Серийного производства самолётов практически не было, за исключением самолётов производимых по иностранным лицензиям (в том числе, DC-3 "Дакота").
В 1930 году отрасль содержала заводы: Авиастроительные – 7, Моторостроительные – 4, Ремонтные – 6, Подсобные – 5, Опытные – 3.
В разные годы авиационной отраслью руководили следующие государственные структуры:
1925 - 1930 Государственный трест авиационной промышленности - Авиатрест Главного управления металлургической промышленности ВСНХ.
1930 - 1934 Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ.
1934 - 1936 Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) Наркомтяжпрома.
1936 - 1939 Первое Главное управление (самолётное) Наркомата оборонной промышленности.

НАРКОМЫ И МИНИСТРЫ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

(1888-1941) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1939 - 1940 г.г.
(1904-1975) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1940 - 1946 г.г.
ХРУНИЧЕВ Михаил Васильевич (1901-1961) - Нарком (Министр) авиационной промышленности СССР в 1946 - 1953 г.г.
(1907-1977) - Министр авиационной промышленности СССР в 1953 - 1977 г.г.
- Председатель Госкомитета СМ СССР по авиационной технике в 1957 - 1965 г.г.
(1916-1981) - Министр авиационной промышленности СССР в 1977 - 1981 г.г.
СИЛАЕВ Иван Степанович (1930-) - Министр авиационной промышленности СССР в 1981 - 1985 г.г.
СЫСЦОВ Аполлон Сергеевич (1929-2005) - Министр авиационной промышленности СССР в 1985 - 1991 г.г.

    - (МЭП) было образовано 2 марта 1965 года на базе Государственного комитета по электронной технике СССР. Упразднено 14 ноября 1991 года. Содержание 1 Руководители 2 Предприятия и НИИ 3 См. также … Википедия

    - (НКАП) государственный орган СССР в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности СССР в 1939 1946 годах. Содержание 1 История 2 Руководство … Википедия

    - (МГА СССР) Печати всех минис … Википедия

    - (Минпромторг России) Общая информация Страна Россия Дата создания 12 мая 2008 Предшествующее ведомство Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации… … Википедия

    Исполнительная власть Исполнительная власть Глава государства Диктатор Монарх Президент Правительство Глава правительства Канцлер Глава исполнительной власти Премьер министр Кабинет министров Министерство Министр Система … Википедия

    Вооружённые Силы СССР Вооруженные Силы СССР ‒ военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других… …

    Вооруженные Силы СССР военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других социалистических… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. ministro служу, управляю) центральный орган государственного управления. Впервые М. были образованы в Западной Европе в 16 17 вв. В дореволюционной России М. образовались со вступлением на престол Александра I; член… … Большая советская энциклопедия

    Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство связи. Министерство транспорта и связи Украины (Минтранссвязи Украины) укр. Міністерство транспорту та зв язку України … Википедия

Авиационная промышленность является одной из отраслей машиностроения, занимающейся выпуском как самих летательных аппаратов, так и всех необходимых для них деталей и оборудования.

Зарождение авиапрома в России

Говоря об авиационной промышленности СССР, нельзя не упомянуть о ее истоках, берущих начало с первого десятилетия 20 века. Первыми летательными аппаратами, производимыми авиапромом, являлись дирижабли. Постепенно начали в небольшом количестве изготавливаться самолеты и авиационные двигатели.

Но развитие авиационной промышленности в Российской империи продвигалось замедленными темпами. Имелось лишь несколько маленьких заводов и мастерских, которые непосредственно занимались изготовлением летательных аппаратов. Негативно на развитии авиапрома сказывалась необходимость закупать многие детали за рубежом (особенно дорогие авиамоторы) и слабая материальная часть.

Лишь с началом Первой мировой войны в этой отрасли наметился прогресс. От военного ведомства был получен заказ на выпуск крупной партии самолетов. Но, несмотря на некоторые улучшения, сложившиеся в авиапроме, эта отрасль переживала не лучшие времена и сильно отставала от многих европейских стран.
Такое положение сохранялось вплоть до Октябрьской революции и прихода большевиков к власти в России.

Авиационная промышленность СССР как самостоятельная отрасль была образована в начале 1937 года. Она была выведена из Наркомата обороны, в который входила в качестве одного из управлений, и преобразована в самостоятельный Наркомат авиационной промышленности СССР.

За несколько предвоенных лет был организован массовый выпуск различных типов самолетов и всех необходимых для них деталей. Большое внимание уделялось и научно-конструкторской работе. Разрабатывались и испытывались новые типы самолетов, авиадвигателей и т.д. Особое внимание было обращено на качество и надежность самолетов, их летные характеристики и вооружение.

Авиационная промышленность СССР в предвоенные годы испытывала большую потребность как в опытных специалистах, так и в необходимых комплектующих и материалах, к примеру, алюминия. Однако наладить серийное производство летательных аппаратов все же удалось. Немалую часть деталей для самолетов все так же приходилось покупать за рубежом.

Годы войны

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в работу авиационной промышленности СССР. Часть авиационных предприятий были эвакуированы вглубь страны, создавались новые заводы. Начался массовый выпуск самолетов. Несмотря на тяжелое положение, авиапром смог в рекордно короткие сроки настолько повысить число выпускаемых самолетов, что было ликвидировано отставание в боевой авиации от ВВС фашистской Германии. Создавался и в короткие сроки начинался выпуск новых типов самолетов, разработанных с учетом боевого опыта советской авиации.

К концу войны авиационная промышленность СССР была мощнейшей в Европе. Производимые самолеты ни в чем не уступали (а во многом и превосходили) заграничные аналоги. Советский авиапром своим упорным трудом внес огромный вклад в победу над врагом. Многие авиационные предприятия за трудовые достижения были награждены орденами.

Послевоенные годы

В 1946 году Наркомат авиационной промышленности СССР, как и все другие Наркоматы, был преобразован в Министерство.


После войны стало понятно, что будущее авиации – за реактивными двигателями. Уже через несколько лет были созданы, испытаны и стали серийно выпускаться первые советские боевые реактивные самолеты. Велась огромная научная и конструкторская работа по созданию не только самих летающих аппаратов, но и всех их комплектующих.

Авиационная промышленность СССР в послевоенные годы уступала лишь авиапрому США. Это связано с минимальными потерями США в военные годы. Кроме того, от поверженных Германии и Японии США досталось огромное количество технической документации. Немало немецких и японских авиаконструкторов, эмигрировавшихв США, стали работать в их авиапроме.

Со временем авиационная промышленность СССР стала выпускать не только различные типы самолетов и все необходимые для них детали, но и такой новый тип летательного аппарата, как вертолет. Немалый вклад был внесен в сферу космической и ракетной техники.

С 1965 по 1985 год советский авиапром переживал наибольший подъем в своей работе. Были разработаны и запущены в серийное производство множество образцов военной и гражданской авиатехники. Постоянно происходили разработки и испытания перспективных моделей летательных аппаратов. Этот период по праву считается «золотым временем» для советского авиапрома.

Годы перестройки

Начавшаяся в 1985 году перестройка сыграла фатальную роль в советском авиапроме. Целый ряд экспериментов и нововведений, произошедших в управлении промышленностью, закончились крахом. Были остановлены разработки многих перспективных образцов летательных аппаратов и сняты с серийного производства многие образцы современной, лишь недавно разработанной авиатехники. В конце 1991 года Министерство авиационной промышленности СССР было ликвидировано. На этом закончилась славная история советского авиапрома и началась история авиационной промышленности России.

Многие знают, а некоторые даже помнят, что было время, когда авиации, авиационной промышленности в нашей стране уделялось самое пристальное внимание. Выделялись немалые средства, ресурсы для создания и развития новой авиационной техники. Причем не только военной, приоритет развития которой, был всегда необходим, но и гражданской и малой авиации. Ни одно, пожалуй, направление в авиации не оставалось без внимания, благодаря самым известным инженерным школам и конструкторским бюро.

Именитые конструкторские бюро создавали самолеты и вертолеты для различных сфер деятельности. Особенное внимание уделялось технике, так называемого двойного назначения. Например, основные гражданские воздушные суда в СССР были разработаны на базе стратегических бомбардировщиков. Это позволяло не только значительно сокращать расходы ОКР, но и получить парк унифицированной техники.

Авиационные заводы могли за короткий срок перепрофилироваться с военной продукции на гражданскую и обратно. При производстве техники общего назначения, отдавалось предпочтение универсальности применения того или иного типа ВС, которое могло использоваться в разных областях народного хозяйства, а не только в военных целях.

Флагман в отставке

Конечно, это не касалось узкоспециализированных военных самолетов, истребителей-перехватчиков, истребителей бомбардировщиков и т. д. В большей степени это относилось к транспортным самолетам и вертолетам. Так же и гражданские самолеты, и вертолеты, могли использоваться в различных военных целях.

Я думаю, что нет нужды в рамках данной статьи упоминать о том, что такая высокотехнологическая отрасль как авиастроение, давала постоянный стимул для развития других отраслей народного хозяйства, даже таких, которые, казалось бы, имеют отдаленной отношение к развитию самолетостроения. Достаточно упомянуть здесь, какой скачок советской промышленности дало копирование американского самолета B-29, и как пришлось «подтягивать» многие и многие отрасли промышленности, до мирового уровня.

Ту-4, аналог американского стратегического бомбардировщика B -29.

Но, к сожалению, подобное отношение руководства страны к авиационной промышленности, похоже, осталось в прошлом. Это не касается отечественной военной авиации, необходимость которой не нужно доказывать и объяснять даже прозападно настроенным российским политикам и законодателям.

Странные метаморфозы

А вот Новейшая история гражданского авиастроения в нашей стране изобилует резкими поворотами, виражами и непонятными скачками.

28 ноября 1991 указом Бориса Ельцина, Министерство гражданской авиации упразднено, его функции переданы в Министерство транспорта РСФСР.

Похоже, это было началом длинной череды странных метаморфоз происходящих с гражданским авиастроением в России. В результате вливания бывшего МГА, в Минтранс, вопросами гражданской авиации стал заниматься департамент государственной политики в области гражданской авиации. То есть гражданская авиация потеряла свои исключительные позиции и преимущества перед другими видами транспорта, и стала одним из 13 департаментов Минтранса.

Та же участь постигла еще одно ключевое министерство – Министерство авиационной промышленности. Уже на раз прошедшее через череду упразднений и слияний, это министерство всё-таки было возрождено в третий раз, 8 марта 1965 года. Но, опять-таки в злополучном 1991 году Министерство авиационной промышленности СССР было передано в ведение Министерства Промышленности РСФСР. То есть тоже потеряло свои исключительные позиции.

28 ноября 1991 указом Бориса Ельцина, Министерство авиационной промышленности упразднено, его функции переданы в Министерство промышленности РСФСР.

Затем и с самим Министерством промышленности начались бесконечные переименования и другие пертурбации.

Сейчас вопросами авиационной промышленности ведает Департамент авиационной промышленности в составе Министерства промышленности и торговли РФ.

Что получилось в итоге: Министерство Гражданской авиации – как единый орган, ведающий всем, что было связано с сами понятием «гражданская авиация», прошло следующие стадии «развития»: (а в кавычках, потому что развитием это назвать очень сложно, скорее это медленная деградация и угасание).

  • Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации – 1991

    Федеральная авиационная служба России – 1996

    Федеральная служба воздушного транспорта России – 1999

    Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации – 2000 (структурное подразделение Минтранса РФ)

    Федеральное агентство воздушного транспорта - 2004 (Росавиация находящаяся в ведении Минтранса РФ)

При этом функции предыдущей службы (Государственной службы ГА Минтранса) были распределены между Росавиацией, Ространснадзором и Минтрансом России. И если в обычной мировой практике привычно объединение всех заинтересованных структур в единое подразделение в ведении, которого все профильные вопросы, то здесь мы имеем совершенно противоположную тенденцию.

Теперь сложилась такая «картинка» Росавиация занимается:

    Организация исполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;

    Оказание имеющих общественную значимость государственных услуг на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц, в том числе в целях: реализации комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов; реализации комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

    Издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.

Ространснадзор осуществляет:

функции по контролю и надзору (в том числе и) в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Причем этот надзор осуществляется так, что циркуляры и распоряжения, приказы и нормативные документы, могут быть одинаковыми и для воздушного и для морского и для внутреннего водного (а также городского электрического, автомобильного и пр.). При этом совершенно не учитываются особенности воздушных перевозок и эксплуатации ВС.

И есть еще одна структура, которая занимается вопросами ГА это: Департамент государственной политики в области гражданской авиации в структуре Минтранса РФ. Департамент имеет следующие отделы:

    Отдел нормативного правового обеспечения и развития деятельности организации гражданской авиации

    Отдел воздушных сообщений

    Отдел лётных стандартов

    Отдел технических норм и требований

    Отдел аэронавигационного обеспечения

Руководит всем этим огромным транспортным хозяйством – Министр транспорта РФ Соколов Михаил Юрьевич, экономист по основному образованию (экономический факультет ЛГУ 1991 г).

Это то, что касается гражданской авиации вообще, регулирования и организации ее в нашей стране.

Болезнь прогрессирует

Как известно все предприятия авиационной промышленности, заводы, КБ объединили в ОАК (Объединенную Авиастроительную Корпорацию, она была создана в феврале 2006 года).

Государству (Росимуществу) принадлежит 90,3% акций ОАК, то есть Государство имеет решающий голос в решении всех основных вопросов по планированию и выпуску отечественной военной и гражданской авиационной техники.

На приведенной ниже диаграмме показана динамика выпуска гражданских самолетов, в СССР\РСФСР\РФ начиная с 1969 года. Хороши видно резкое падение выпуска в начале 90-х годов и полный спад выпуска после 1997 года. Незначительны рост выпуска гражданских ВС, становится заметен лишь в 2009-2010гг. и то за счет начала производства SSJ-100.

Как мы видим, вместо оказания поддержки отечественным производителям авиационной техники, грамотной политики в области гражданского авиастроения, российское руководство поддерживает и всячески поощряет ввоз в страну подержанных лайнеров Boeing и Airbus. Именно они в настоящее время и составляют основной парк отечественных перевозчиков.

С возникновением ОАК (напомним, начало 2006 г.) скачка по выпуску самолетов для ГА тоже не произошло. Конечно, самолеты создаются не за один день, но ведь и ОАК создавалось не на пустом месте! У большинства российских самолетных КБ к моменту объединения имелись свои наработки по новой технике или по глубокой модернизации имеющейся.

Но в авиапромышленности возникают странные и не очень последовательные проекты. Мощно пролоббирован в правительстве проект сугубо военной корпорации «Сухого», самолет SSJ-100, вместо практически полностью отечественного Ту-334. Даже производящийся украинский двигатель для него Д-436, создан с участием российских разработчиков. Это лоббирование было не трудно предвидеть, если учитывать что ОАК долгое время руководил бывший Генеральный директор ОКБ Сухого Погосян М.А., который оставался одновременно Председателем совета директоров ОАО «ОКБ Сухого».

Самолет SSJ100, безусловно хорош в своей нише, но его даже с натяжкой нельзя назвать самолетом отечественной разработки, достаточно просто посмотреть на рисунок.

Посмотрите внимательно на рисунок, все основные системы самолета, иностранной разработки. Из отечественных изделий осталось только «железо»: центроплан, крылья, части фюзеляжа, да пилоны.

Можно долго перечислять «странности» происходящие в отечественном авиапроме, начиная с упразднения самого Министерства авиационной промышленности. Можно долго приводить примеры откровенной диверсии в отрасли производства наших гражданских самолетов, об открытом лоббировании иностранных ВС, об отмене пошлины на их ввоз в РФ, о получении «откатов», лучше привести некоторые цифры.

На закупку самолетов Boeing и Airbus отечественными авиакомпаниями затрачено около 45 миллиардов долларов, плюс планируемые контракты на еще 30 миллиардов.

Так, в категории ВС свыше 250 посадочных мест, на фактически затраченные средства для приобретения 70 «Боингов» и 20 Аэробусов (около 9 млрд. долл.) можно было бы построить 148 модернизированных Ил-96. Истраченные 30 миллиардов долларов на закупку почти 350 машин этих консорциумов позволили бы пополнить отечественный авиапарк 450 самолетами Ту-204/214. В категории 75–150 мест порядка пяти миллиардов долларов ушло на приобретение «Бомбардье», ATR-42 и прочих зарубежных самолетов вместо того, чтобы построить более ста Ан-148, Ан-140 и Ил-114.

И еще одна цитат из статьи Петра Захарова в Военно-Промышленном курьере «Полеты и откаты»:

На идею принижения достоинств отечественной авиационной техники, произведенной в широкой кооперации, при этом работает целый штат прикормленных экспертов, сеющих в общественном сознании комплекс неполноценности марки «Сделано в России». Но разве не мы обладаем лучшим в мире широкофюзеляжным авиалайнером Ил-96, состоящим в президентском авиационном отряде? Разве не фирма «Туполев» полтора десятка лет назад сертифицировала самолет Ту-334-100, созданный в соответствии с президентской программой «Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года»? Разве не существует адаптированного к весьма несовершенным отечественным аэродромам любимого пассажирами и пилотами регионального Ан-148, регулярно выполняющего миссии МЧС и других специальных ведомств? Разве невозможно поставить на крыло другие типы и размеры машин – Ту-204/214, Ил-114, Ан-140 (последний незаменим для перевозок в условиях Крайнего Севера и южных температурных экстремумов)? Или страна обделена потенциалом и заделами для выпуска всей линейки новых вертолетов (от легких типа «Ансат» до мировых рекордсменов по грузоподъемности) и ремоторизации на передовой технологической основе Ми-8/17/171?

Как говорится, комментарии излишни. И хотелось бы закончить свой обзор в более радостных тонах, но, пока не получается.

Восстановление технологического суверенитета страны требует безотлагательного искоренения бюрократической инерции и чистого вредительства из авиапромышленности. Российские авиационные власти – теперь об этом можно говорить уверенно – не заинтересованы в развитии отечественного авиа- и моторостроения. Им выгоднее иметь дело с западными «партнерами». Цинизм по отношению к собственному авиапромышленному комплексу не ограничивается оказанием явных и скрытых преференций зарубежным производителям при игнорировании инженерных наработок собственных фирм и школ.