Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Компании строящие нпз. Строящиеся и проектируемые нпз в россии

УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ.

(научный руководитель проф.)

РГУ нефти и газа им.

В данной работе рассматривается современная ситуация по участию иностранных компаний в нефтегазовом комплексе России. Положение иностранных инвестиций в российском нефтегазовом комплексе довольно противоречиво. С одной стороны, может сложиться впечатление, что для нерезидентов в нефтегазовом комплексе РФ созданы невыносимые условия. Отбираются лицензии и месторождения, происходит выдавливание из бизнеса. С другой стороны, активные вложения в нефтегазовые проекты на российской территории продолжаются.

Современная ситуация такова, что иностранные компании не смогут обходиться без работы в России. Ахиллесова пята энергетических транснациональных корпораций хорошо известна. Они лишены запасов, что делает их бизнес весьма неустойчивым. И иного пути, как бороться за доступ к запасам, у них просто не существует. При этом перспективных нефтегазоносных регионов в мире не так уж и много. И в большинстве из них для нерезидентов установлены очень жесткие правила игры.

Россия также становится ареной борьбы между ЕС и США за нефтегазовые ресурсы. Однако правила игры здесь все же более понятны, чем в Африке. Таким образом, Россия оказывается далеко не самым худшим местом для ведения бизнеса. Жесткая же критика политического руководства РФ в западных СМИ объясняется попытками выторговать для мейджоров более выгодные условия присутствия в российском нефтегазовом комплексе.

Стратегия развития российских компаний также во многом понятна и логична. Если иностранные концерны стремятся получить доступ к ресурсам и войти в проекты upstream на российской территории, то для россиян важно выйти на рынок конечного потребителя и стать акционерами проектов downstream в основных регионах сбыта углеводородов. Поэтому акцент делается на скупке и строительстве за рубежом нефтеперерабатывающих заводов, заправочных станций, подземных газохранилищ, газораспределительных сетей и даже электрогенерирующих активов.

В итоге начинается большой торг. Западные концерны намерены расширять свое присутствие в российском upstream. А отечественные компании – в европейском и китайском downstream. Отсюда возникает идея обмена активами. Но любой обмен – это большие споры относительно их условий. И переговоры (как показывает ситуация, скажем, вокруг Южно-Русского месторождения) могут продолжаться не один год. В них используются любые приемы, включая и прямое политическое давление.

В то же время каждая из сторон понимает свою необходимость для другой, хотя и пытается этого ни в коем случае не показывать. ЕС, который в реальности не способен решить проблему энергодефицита без поставок углеводородов из РФ, всячески пиарит развитие возобновляемых видов энергии и расширение закупок нефти и газа в Центральной Азии, сознательно пытаясь занизить реальную зависимость от России. РФ отвечает на это идеей финансовой и технологической самодостаточности, уверяя, что способна самостоятельно освоить новые месторождения и реализовать прорывные проекты типа Штокмана, Восточной Сибири или полуострова Ямал. Хотя в реальности уровень технологических задач там настолько сложен, что самостоятельно их не решить. Не говоря уже о том, что было бы логичнее разделить финансовые риски с нерезидентами. В результате вокруг обменных стратегий идет серьезная борьба, в которую вовлечены как компании, так и политические элиты, что придает ей особый колорит.

7 В последнее время особое внимание страны ЕС и США во внешней политике уделяют таким регионам, как Персидский залив, Каспий и РФ. Именно эти территории крупные западные НК считают наиболее перспективными в плане разработки и добычи углеводородов. Россия обладает значительными запасами углеводородов. Поэтому западные НК стремятся поучаствовать в добычных проектах в РФ. В годах участие иностранных НК в нефтегазодобыче России увеличилось с $0,564 до $16 млрд.

В структуре инвестиций иностранных компаний в нефтегазовой отрасли доминируют инвестиции в основной капитал, доля которых составляет около 76%. Эти вложения в основном направлены на реализацию конкретных нефтегазовых проектов, а также на покупку крупных долей (свыше 10%) российских НК, приобретение средних и небольших нефтегазовых компаний.

Американцы занимались нефтегазовыми проектами в России еще до распада СССР, хотя нельзя говорить о достижении масштабных успехов. В свое время американские нефтяные компании, прежде всего ExxonMobil и ChevronTexaco, хотели выкупить активы ЮКОСа, но в силу известных причин это стало нереально. Другая корпорация -ConocoPhillips - пытается скупить акции «ЛУКОЙЛа», однако американцам не удастся консолидировать даже блокирующий пакет. Немного больших успехов удалось достичь британцам. Сумев создать совместную компанию с российской ТНК, ВР частично укрепила свои позиции на мировом нефтерынке. Однако, несмотря на это, их не допустили к ряду аукционов по крупным месторождениям, не объяснив даже причин.

Среди иностранных компаний, работающих в России, основная часть добычи нефти приходится на долю ВР (36,6 млн. тонн), ConocoPhillips (около 10 млн. тонн),Sakhalin Energy (около 1,5 млн. тонн), «Ваньеганнефть» (около 1,3 млн. тонн).

Участие иностранных компаний в добыче газа в РФ весьма ограничено. Особенностью газовой отрасли РФ является значительная ее монополизация крупнейшим в мире газовым концерном, контролируемым правительством России. Российские независимые производители газа и иностранные инвесторы имеют значительные проблемы с доступом к газовым магистралям и возможностью реализовывать газовые проекты.

К настоящему времени в РФ сложилось несколько форм взаимодействия

российских и иностранных компаний:

Покупка пакета акций крупной российской НК;

Создание совместных предприятий и консорциумов с российскими организациями;

Подписание соглашений о разделе продукции;

Приобретение мелких и средних российских недропользователей;

Осуществление подрядных работ и заключение сервисных контрактов;

Прямая хозяйственная деятельность компаний, зарегистрированных за рубежом, в том числе в оффшорных зонах (имеющих российские корни).

Покупки пакета акций крупной российской вертикально интегрированной структуры придерживаются британская ВР и американская ConocoPhillips. Переговоры по заключению подобного вида сделок идут на уровне правительств стран, чьи компании создают совместный бизнес. Такой вид взаимодействия приобретает стратегический характер и, как правило, политически хорошо защищен.

11Примерами вхождения иностранных инвесторов в нефтегазовый бизнес через создание совместных предприятий и консорциумов с российскими компаниями могутслужить СП «Роснефти» и ConocoPhillips («Полярное сияние»); «ЛУКОЙЛа» иConocoPhillips, «Роснефти» и Sinopec, «Газпром нефти» и Chevron, а также Royal Dutch, Shell и Sibir Energy («Салым Петролеум»).

Проекты на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) - в настоящее

время реализуется три проекта: разработка Харьягинского месторождения, «Сахалин-1 » и «Сахалин-2».

Вхождение иностранных инвесторов в НГК в России через покупку, финансирование мелких нефтяных предприятий . Зарубежные корпорации активно приобретают небольшие компании, не входящие в состав крупных НК, а также регистрируют вРоссии юридические лица для участия в проектах освоения небольших месторождений: «Восточная транснациональная компания», «БайТес», «Печоранефтегаз», «Самара-Нафта» и другие. Так, в Восточной Сибири лицензией на разведку и разработку Дулисьминского месторождения владеет НК «Дулисьма», принадлежащая Urals Energy Holdings Ltd. (Великобритания), а Тамбейское месторождение контролируется «Тамбейнефтегазом» и компанией Repsol (Испания).

Восточная транснациональная компания» (ВТК - дочернее общество шведской West Siberian Resources Ltd.) работает в Томской области с середины 1990-х годов, владея лицензиями на участки в Александровском и Каргасокском районах. Согласно официальному отчету, в прошлом году объем добычи нефти компании составил 497 тыс. тонн.

Кипрская нефтедобывающая и геологоразведочная компания Urals Energy Public PCL была создана в начале 1990-х годов. Основными активами компании были три добывающих предприятия в Коми – «Тэбукнефть», «Ухтанефть» и «РКМ Ойл» - с объемом добычи нефти около 1,5 млн. т в год. В 2003г. эти активы были проданы «ЛУКОЙЛу» за 4,2 млрд. руб. Сейчас Urals Energy принадлежит ряд лицензий в Ненецком АО и добывающие активы, в частности «Арктикнефть», купленная в 2003г. у «ЛУКОЙЛа». Группа Urals Energy, разрабатывающая Дулисьминское нефтегазовое месторождение в Иркутской области , планирует к концу 2009г. увеличить объем добычи нефти до 19 тыс. барр./день. При этом уже к III кварталу 2009г. Urals Energy ожидает увеличения добычи до 15тыс. барр./день. За текущий год Urals Energy планирует инвестировать в развитие компании около 90 млн. долл. и рассматривает возможность приобретения новых активов. К 2011г. компания рассчитывает увеличить объем добычи нефти до 50 тыс. барр./день. Южно-Тамбейское месторождение (лицензией владеет «Тамбейнефтегаз» ) по запасам (1,2-1,3 трлн. кубометров газа и 40-50 млн. тонн конденсата) сравнимо с крупнейшими месторождениями «Газпрома» Заполярное и Медвежье. В июне 2005 года -инвест» приобрело у 25,1% акций «Тамбейнефтегаза».

Однако в том же году «Тамбейнефтегаз» с подачи своего мажоритарного акционера Николая Богачева передал лицензию на Южно-Тамбейское СПГ». После серии судебных разбирательств осенью прошлого года «Газпромбанк-инвест» оспорил в суде передачу лицензии. Господин Усманов выступал посредником в данной сделке, и структуры, аффилированные с ним, вели переговоры с господином Богачевым. В результате было заключено мировое соглашение о покупке структурами Алишера Усма-

нова 75% акций «Тамбейнефтегаза». В мае этого года -инвест» приобрело оставшийся пакет. По неофициальной информации, общая сумма сделок составила $350-360 млн., тогда как Южно-Тамбейское оценивается в $1,5-2 млрд.

Участие иностранных фирм в подрядных работах и заключение сервисных

контрактов . Сегодня зарубежный капитал стоит за большинством действующих в России сервисных операторов - Евразийской буровой компанией, группой «Интегра» и российскими подразделениями мировых сервисных корпораций Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и других. Деятельность иностранных корпораций в качестве подрядчиков в основном сосредоточена в тех секторах, где российские технологии уступают западным:

В разведке и добыче углеводородов на шельфе;

Проектировании и строительстве скважин;

Телеметрии во время бурения;

Оценке пласта для оптимизации бурения и позиционирования наклонно-направленных скважин;

Скважинных услугах по интенсификации добычи (включая ГРП, кислотную обработку и т. д.);

Испытании скважин;

Отборе проб на поверхности и из призабойной зоны;

Применении замерных приборов и насосов MultiPhase;

Скважинном мониторинге;

Замерах температуры и давлений с помощью оптиковолоконных методов;

Стандартных и «интеллектуальных» методиках заканчивания скважин.

В 1990-е годы многие российские нефтегазовые фирмы регистрировали управляющую компанию в оффшорной зоне с целью минимизации налогообложения. Затем первоначально выведенные из России за границу финансовые средства возвращались в форме иностранных инвестиций . В настоящее время осталось некоторое количество мелких компаний, которые контролируются российским бизнесом, но формально зарегистрированы на территории других стран (Sibir Energy, «Енисейнефтегаз» и другие). Использование такой формы иностранных инвестиций позволяет обезопасить ранее выведенные из страны капиталы от возможных неблагоприятных изменений организационно-экономических условий в России. Политика РФ в последние годы направлена на формирование новой организационной структуры нефтегазового комплекса, которая выражается в усилении государственных компаний («Роснефти», «Газпрома») и переходе всех управляющих и производственных подразделений российских НК под госконтроль. В связи с этим в конце 2006 г. правительство вынесло на рассмотрение Государственной Думы проект поправок в закон РФ «О недрах». Новые поправки скорее умножают противоречия, которых и так

много и в действующей редакции закона «О недрах». Это и вольное прочтение Конституции, и ничтожные институты, и ни к чему не обязывающие декларативные нормы, и элементарная редакционная небрежность. На практике это приводит к определенным объективным конфликтам между федеральными органами власти и органами власти

субъектов Федерации, создают серьезные осложнения, вплоть до судебных разбирательств, для недропользователей при решении вопросов предоставления недр в пользование, порядка пользования, налогообложения и т. п. Между тем, многих проблем можно избежать внесением в действующий закон поправок. Закон «О недрах» был принят 15 лет назад, в начале 1992 года. За это время в него 13 раз вносились дополнения и изменения, в 1995 году была принята новая редакция. Предпринимались неоднократно попытки его принципиальной замены, например, так называемым Горным кодексом.

Насчитывается уже более десятка вариантов новой редакции. Предлагалось заменить лицензионную административную систему предоставления прав пользования недрами на договорную гражданско-правовую, заменить конкурсы на аукционы и др. Все это говорит о том, что закон живет, активно реагирует на происходящие изменения в экономике, стараясь обеспечить эффективность процесса недропользования. Вместе с тем критическое прочтение закона позволяет выявить в нем многочисленные недочеты, осложняющие жизнь недропользователям и органам власти.

При всех своих положительных чертах действующий ФЗ «О недрах» содержит целый ряд неработающих декларативных институтов и норм, а также неточных, взаимоисключающих и даже ошибочных положений. Некоторые из них в прошлые годы были изменены или уточнены. Однако целый ряд нелепостей еще остался. Причем некоторые существенные упущения законодателя можно ликвидировать, не меняя общей идеологии закона и его механизмов. Ведь во многих случаях проблемы созданы небрежным отношением законодателя и обслуживающих его юридических подразделений к формулировке тех или иных норм и институтов.

Поправки в закон о недрах, регулирующие доступ к стратегическим участкам недр, в ходе их рассмотрения на заседании Правительства практически не вызвали замечаний. Однако такие замечания возникли в ходе повторного согласования законопроекта.

Появились предложения дополнить в законе перечень полезных ископаемых , месторождения которых могут быть отнесены к стратегическим, а также прописать более жесткие критерии отнесения месторождений к стратегическим. Одна из поправок предусматривает формирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством для контроля над осуществлением иностранных инвестиций в российский НГК для выявления угрозы национальной безопасности в результате предполагаемой сделки. К стратегическим видам деятельности относится и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения. Поправки в Закон «О недрах» включают три критерия отбора для участков недр федерального значения:

Наличие уникальных ресурсов, таких как уран, алмазы, чистый кварц, редкоземельные металлы;

Объем извлекаемых запасов месторождения (установлен только для нефти, газа, золота и меди);

Участок недр считается стратегическим, если находится на стратегической территории или в пределах внутренних морских вод (то есть в оффшорной зоне).

Таким образом, к стратегическим отнесены все крупные месторождения нефти и газа на суше, в том числе находящиеся в нераспределенном фонде (общей численностью около 30 нефтяных и 40 газовых объектов), а также абсолютно все - на шельфе. В разряд стратегических попадают и нефтегазовые компании, владеющие лицензиями на крупные месторождения.

Статус участка недр федерального значения существенно ограничит возможности иностранных инвесторов покупать российские нефтегазовые активы. Если сделка подпадает под эти параметры, то зарубежный инвестор, планирующий получение контроля над российской компанией, будет обязан подать заявку в вышеназванный уполномоченный орган. При этом ему могут предложить взять на себя некоторые дополнительные обязательства, если правительственные ведомства все же сочтут сделку возможной.

В случае с нефтегазовым месторождением его владельца могут обязать продавать газ по ценам внутреннего рынка или поставлять нефть для государственных нужд.

Законопроект ограничивает любые инвестиции из оффшорных зон. Компания, зарегистрированная в такой зоне, даже если весь уставный капитал ее будет принадлежать гражданам России, рассматривается как иностранная, поскольку законодательство указывает, что статус юридического лица определяется страной, где оно зарегистрировано. Согласно законопроекту, зарубежные инвесторы обязаны согласовывать сделку по приобретению пакета акций стратегического предприятия, который превышает 25% плюс

1 акция. Иностранная компания сможет получить больше четверти в любом крупном проекте только с согласия правительства России. Зарубежные или совместные фирмы, планирующие участвовать в аукционах на право освоения крупных месторождений, должны будут создавать СП с российскими госкомпаниями («Газпромом» и «Роснефтью»).

Высокие цены на нефть и газ способствуют аккумуляции российскими НК значительных инвестиционных ресурсов. Это означает, что участие иностранных компаний в нефтегазовом комплексе в качестве источника значительных капиталовложений становится менее актуальным по сравнению с возможностью привлечения технологий, позволяющих повысить эффективность работы в суровых природно-климатических и

географических условиях (например, на шельфе северных морей). Приветствуя на своем рынке иностранные компании, Россия хочет, чтобы и другие страны проявляли к российским компаниям адекватное отношение, предоставляли им доступ на свой рынок. Экспортируя основную часть своей продукции, российские НК заинтересованы в получении доступа к нефтегазовым активам в странах-потребителях. В связи с этим изменилась государственная политика России в нефтегазовой отрасли, что повлияло на формы взаимодействия и взаимопроникновения иностранных и российских НК. Прежде всего, это совместные проекты с российскими госкомпаниями («Газпромом», «Роснефтью»), например: в Тимано-Печоре, Восточной Сибири, на севере Западной Сибири (в основном в ЯНАО) и на шельфе южных, арктических и дальневосточных морей.

Государственные структуры обладают политическим преимуществом по сравнению с частными, и, участвуя в консорциуме с ними, зарубежный инвестор может в определенной степени предохранить себя от дальнейших экономических и политических рисков.

В обмен на право добывать нефть и газ в РФ иностранцам необходимо будет передавать в собственность российским партнерам доли в газораспределительных, маркетинговых либо электроэнергетических активах на своих территориях (рынках сбыта). Иностранные компании также могут приобрести небольшое частное нефтегазовое предприятие, разрабатывающее месторождения, не попавшие в список стратегических. Не исключена и покупка иностранцами пакетов акций крупных российских НК («Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза»).

В заключение стоит заметить, что с российской стороны привлечение иностранного инвестора в крупные нефтегазовые проекты будет мотивироваться либо импортом технологий, либо возможностью получения доступа к инфраструктуре рынков сбыта. Получение финансовых средств из-за границы играет сегодня второстепенную роль. Возможно оказание иностранными НК услуг по повышению эффективности добычи (например, на шельфе).

Из официальных реестров Минэнерго РФ известно, что на сегодняшний день в нашей стране строятся несколько нефтеперерабатывающих заводов. Еще огромное количество НПЗ находится в стадии официального проектирования согласно данным реестра Министерства энергетики .

Всего будет охвачено порядка 18 регионов России , причем в некоторых регионах, даже, по несколько НПЗ.
Основное количество новых НПЗ будет распологаться в Кемеровской области:

  • ООО «Итатский НПЗ»
  • ООО «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс»
  • ООО «Анжерская нефтегазовая компания»

Роснефть возводит завод под названием Восточный нефтехимический комплекс на 30 млн. тонн мощностью.

Строящиеся и проектируемые НПЗ на различной стадии готовности

Основные продукты Глубина переработки, (д.ед.) Планируемый адрес Статус
ООО «НПЗ «Северный Кузбасс»

90
Кемеровская обл., Яйский р-н, пос. Безлесный
Строящийся
ООО «САМАРАТРАНСНЕФТЬ – ТЕРМИНАЛ»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, топочный мазут, сера.
87 Самарская обл., Волжский р-н, с.Николаевка
Строящийся
ЗАО «Нафтатранс»Топливо дизельное, автомобильный бензин, сера техническая.92 Краснодарский край, Кавказский р-н, ст. КавказскаяСтроящийся
ООО «Дагнотех»
бензин автомобильный, топливо дизельное, керосин, гудрон, кокс
73,9
Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Шоссе Аэропорта, 1
Строящийся
ООО «ВПК-Ойл»
Топливо дизельное, бензин автомобильный, авиакеросин.
96 Новосибирская обл., Коченевский р-н, р.п. Коченево
Строящийся
ООО «Белгородский НПЗ»
бензин автомобильный, топливо дизельное
83.8
Белгородская обл., Яковлевский р-н, г. Строитель, ул. 2-я Заводская, 23а
Реконструируемый
ООО «ЭКОАЛЬЯНС М»
Бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, авиакеросин, сжиженные газы.
95 Ульяновская обл., Новоспасский р-н, с.Свирино
Проектируемый
ООО «ВСП Крутогорский НПЗ»
Бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, парафины, сжиженные газы.
92 г. Омск, мкр. Крутая горка, Промплощадка, 1Проектируемый
ООО «Томскнефтепереработка»

95 Томская обл., Томский р-н, с.Семилужки, ул.Нефтепровод, 2Проектируемый
ООО «Итатский НПЗ»
Бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный.
85
Кемеровская обл., Тяжинский р-н, пгт. Итатский, ул. Горького, 1
Проектируемый
ООО «Трансбункер-Ванино», ООО «ТРБ-Ванино»
Авиакеросин, топливо дизельное, судовое топливо, сера товарная, сжиженные газы.
98 Хабаровский край, п. Ванино
Проектируемый
ЗАО «СРП»
Бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут, сжиженные газы.
85 188302, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, вблизи дер. Малые Колпаны, участок № 1А
Проектируемый
ЗАО «ТоТЭК»
Бензин автомобильный, топливо дизельное, дорожные битумы, сера, сжиженные газы.
94
Тверская обл., Торжокский р-н, дер. Чуриково
Проектируемый
ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ»
Бензин автомобильный, авиакеросин, топливо дизельное, битумы, сера, кокс, товарные масла, сжиженные газы.
97 Орловская обл., Верховский р-н, Туровский с/с
Проектируемый
ООО «НПЗ ЮБК»
Топливо дизельное, битумы, сера.
98
Кемеровская обл., Кемеровский р-н, дер. Новая Балахонка
Проектируемый
ЗАО «АНТЕЙ»
Топливо дизельное, авиакеросин, сера.
98 Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, пгт Яблоновский
Проектируемый
ЗАО «ВНХК»
Бензин автомобильный, авиакеросин, топливо дизельное, МТБЭ, сера, стирол, бутадиен, полиэтилен, полипропилен.
92
Приморский край, Партизанский муниципальный район, падь Елизарова
Проектируемый
ООО «АЭК»
Топливо дизельное, сжиженные газы, битумы.
96 Амурская обл., Ивановский р-н, п.Березовка
Проектируемый
ООО «ЗапСиб НПЗ»
Топливо дизельное, керосин, сжиженные газы, сера.
95 г.Томск, Октябрьский р-н, Северный промузел
Проектируемый
ООО «Южнорусский НПЗ»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, керосин, битумы, кокс, сера.
98 Волгоградская обл., Жирновский р-н, р.п. Красный Яр
Проектируемый
ООО «Славянск ЭКО»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, сжиженные газы, топочный мазут, судовое топливо, кокс, сера.
98 Краснодарский край, г.Славянск-на-Кубани, ул. Колхозная, д. 2
Проектируемый
ЗАО «Парк индустриальных технологий», ЗАО «Парк ИНТЕХ»

92 Ярославская обл., Гаврилов – Ямский р-н, с.п. Великосельское
Проектируемый
Химзавод – филиал ОАО «Красмаш»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, битумы, базовые масла.
94 Красноярский край, г.Железногорск, п.Подгорный, ул. Заводская, д.1
Проектируемый
ООО «Сибирский Барель»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, битумы, сжиженные газы, бензол, толуол, сера.
96 Алтайский край, Зональный р-н, с. Зональное, ул.Заправочная, д.1
Проектируемый
ОАО «ЯНПЗ им.Д.И.Менделеева»Топливо дизельное, автомобильный бензин, топочный мазут, судовое топливо, сера.86 Ярославская обл., Тутаевский р-н, пос. КонстантиновскийПроектируемый
ЗАО «Нефтеперерабатывающий завод Кириши 2»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, керосин, сжиженные газы, сера.
98 Ленинградская обл., Киришский р-н, Волховское шоссе, д. 11
Проектируемый
ОАО НК «Туймаада-нефть»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, реактивное топливо, сжиженные газы, битумы.
96 Республика Саха (Якутия), Алданский р-н, п. Лебединый
Проектируемый
ОАО «КНПЗ»

97 Ростовская обл., Каменский р-н, п.Чистоозерный, ул.Нефтезаводская д. 1
Проектируемый
ООО «ПНК Волга-Альянс»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, сжиженные газы, кокс.
96 Самарская обл., Кошкинский р-н, ст.Погрузная
Проектируемый
ООО «ПЕРВЫЙ ЗАВОД»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, керосин, сжиженные газы, битум.
98 Калужская обл., Дзержинский р-н, пос. Полотняный Завод
Проектируемый
ООО «НПЗ Барабинский»Топливо дизельное, автомобильный бензин, кокс, сжиженные газы, битум.95 Новосибирская обл., Куйбышевский р-н, Октябрьский сельсоветПроектируемый
ООО «Вторнефтепродукт»Топливо дизельное, автомобильный бензин, сжиженные газы, сера.75 Новосибирская обл.,
г. Бердск, ул. Химзаводская, д. 11
Проектируемый
ООО «ПНК-Петролеум»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, сжиженные газы, кокс.
75 Ставропольский край, Изобильненский р-н, п. Солнечнодольск
Проектируемый
ООО «Енисейский НПЗ»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, сжиженные газы, кокс.
87 Красноярский край, Емельяновский р-н, Шуваевский сельсовет, 20-й км. Енисейского тракта (правая сторона), участок № 38, сооружение 1
Проектируемый
ООО «Албашнефть»
Топливо дизельное, автомобильный бензин, керосин, сжиженные газы, кокс.
92 Краснодарский край, Каневской р-н, станица Новоминская
Проектируемый
ООО «ВИТАНД-ОЙЛ»
Бензин автомобильный, топливо дизельное, элементарная сера
92 Ленинградская обл., Волосовский р-н, пос. Молосковицы
Проектируемый
ООО «ЭкоТОН»
бензин автомобильный, топливо дизельное, элементарная сера
75 Волгоградская обл., Светлоярский р-н, в 1,5 км по направлению на юго-запад от р.п. Светлый Яр
Проектируемый
ООО «Сибнефтеиндустрия»
топливо дизельное, топливо судовое маловязкое, битум нефтяной
75 Иркутская обл., г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 17, стр. 11
Проектируемый
ООО «ФОРАС»
автомобильный бензин, топливо дизельное, топливо судовое маловязкое, битум дорожный, сера
89 Самарская обл., Сызранский р-н, в районе с. Новая Рачейка, 1-я Промзона, участки № 2, 4, 5, 6
Проектируемый
Нефтеперерабатывающий завод ИП Дзотов Ф.Т.""
автомобильный бензин, топливо дизельное, керосин, кокс
73,9 363712, Республика Северная Осетия - Алания, г. Моздок, ул. Промышленная, 18
Проектируемый
ЗАО «Каспий – 1»
автомобильный бензин, топливо дизельное, мазут
75 Республика Дагестан, г. Махачкала, Юго-Восточная промзона, участки «А» и «Б»
Проектируемый
ООО «Юргаус»
автомобильный бензин, топливо дизельное, керосин, сжиженные газы, битум нефтяной
94 Кемеровская обл., Гурьевский р-н, в 1,5 км на восток от г. Гурьевска
Проектируемый

Кстати, прочтите эту статью тоже:

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Нефтеперерабатывающие заводы России Выпуск дорожных битумов согласно требованиям нового межгосударственного стандарта Строительство нового комплекса переработки нефтяных остатков на Нижегородском НПЗ обойдется в 90 млрд руб

Сейчас в России функционирует 28 крупных НПЗ с объемом нефтепереработки - более 1 миллиона тонн нефти в год и около 300 мини-НПЗ. Маржа нефтеперерабатывающего бизнеса в последние годы успешно конкурирует с рентабельностью от поставок нефти на экспорт.

Как правило, крупные нефтеперерабатывающие предприятия имеют более высокую экономическую эффективность, однако и более длительный срок окупаемости. Поэтому в секторе строительства НПЗ существует тенденция к увеличению числа предприятий малой мощности, имеющих свою экономическую нишу и направленных на решение более конкретных и локальных задач.

При строительстве НПЗ исключительно высоки требования к уровню автоматизации технологических процессов, надежности и безопасности оборудования и технологии, квалификации обслуживающего персонала.

Для принятия решения о строительстве НПЗ необходимо провести серьезную аналитическую работу для получения технико-экономического обоснования и разработать проект охраны среды. Ключевым моментом является оптимальная мощность будущего нефтеперерабатывающего завода, которая зависит от наличия сырьевого ресурса и концентрации существующих нефтеперерабатывающих предприятий в регионе строительства.

Выбор места строительства НПЗ

Строительство НПЗ ведется преимущественно в непосредственной близости от трубопроводов, транспортирующих сырую нефть, или нефтедобывающих объектов, что позволяет сократить расходы на транспортировку сырой нефти.

Профиль НПЗ

Нефтеперерабатывающие заводы можно разделить на 4 основных группы-профиля:

  1. НПЗ топливного профиля;
  2. НПЗ топливно-масляного профиля;
  3. НПЗ топливно-нефтехимического профиля (нефтехимкомбинаты);
  4. НПЗ (нефтехимкомбинаты) топливно-масляно-нефтехимического профиля.

Поскольку спрос на топливо значительно превышает спрос на прочую продукцию нефтепереработки и при этом имеет тенденцию к дальнейшему росту, наибольшее распространение имеют заводы топливного профиля. Поэтому строительство НПЗ в России осуществляется преимущественно в этом направлении. Существуют данные, показывающие, что предприятия осуществляющие комплексную переработку нефти имеют большую экономическую эффективность, чем узкоспециализированные.

Глубина переработки сырой нефти на НПЗ

Глубина переработки нефти на НПЗ является важным показателем эффективности использования сырья и, в конечном итоге, производства. Современные заводы имеют индекс сложности Нельсона более 8 дают суммарный выход светлых нефтепродуктов около 90%. Высокий уровень глубины переработки косвенно свидетельствует о насыщенности производства вторичными процессами.

Строительство НПЗ с высокой долей вторичных процессов позволит осуществлять более глубокую переработку нефти и увеличить выход более ценных нефтепродуктов, чем нефтяной остаток.

Строительство НПЗ и экология

Нефтеперерабатывающие заводы относятся к I классу опасности, который предусматривает наличие вокруг объекта санитарно-защитной зоны в радиусе 1 км (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Таким образом в радиусе 1000 метров от НПЗ не должно быть объектов жилой застройки, зон отдыха и других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Если говорить об экологическом ущербе, который наносят окружающей среде НПЗ, то вред преимущественно наносится косвенным образом: основным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Не секрет, что бензин российских производителей имеет не самое высокое качества. Причина этого в том, что на сегодняшний день в отрасли нефтепереработки весьма актуальна проблема изношенности основных фондов, в том числе и морального износа.

Поэтому строительство НПЗ, оснащенных современным оборудованием, а также реконструкция и модернизация существующих заводов является одним из путей уменьшения экологического ущерба.

Минэнерго был разработан проект модернизации НПЗ, направленный на увеличение глубины переработки нефти. Согласно проекту предполагается законодательно закрепить государственные преференции для тех предприятий, которые перевыполнят план и смогут достичь показателя глубины переработки нефти не менее 92%.

Введение

План управления проектом - один из основных и важных документов проекта, обратившись к которому можно понять:

  • · как проект будет планироваться
  • · как проект будет выполняться
  • · как будет осуществлять мониторинг и управление проектом
  • · как проект будет завершен.

В настоящее время управление проектом представляет собой новую волну управленческой деятельности, которая занимает все более активные позиции в решении задач, которые ранее были привилегией среднего звена управления.

В виду все более активного внедрения проектов в жизнь предприятий в настоящее время требуется создание специальных команд менеджеров проектами, способных создать и реализовать проект, успешно завершить его и создать условия жизнеспособности всего того, что было создано в проекте.

Управление проектом применяется не только в экономике, а позволяет более эффективно решать социальные, экологические, политические, технические, психологические, международные и другие вопросы.

Строительство нефтеперерабатывающего завода

Строительство нефтеперерабатывающего завода может быть реализовано только самыми крупными игроками нефтяной промышленности и практическими монополистами рынка в данной отрасли. Строительство нефтеперерабатывающего завода основывается на уже существующих месторождениях нефти, к которым владелец будущего завода имеет правомерный доступ.

Крайне важно, чтобы при строительстве нефтеперерабатывающего завода были соблюдены все нормы, правила и технологии, способные обеспечить безопасность будущего производства.

Специфика строительства нефтеперерабатывающего завода

Нефтеперерабатывающие заводы - это промышленные предприятия, которые занимаются переработкой нефти в керосин, бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс, битумы и сырье для нефтехимии.

Масштабы строительства таких заводов зависят, в первую очередь, от:выбранного варианта переработки нефти (будет это топливный, топливно-нефтехимический и топливно-масляный способ переработки);

  • · планируемых объемов переработки нефти (как правило, в млн. тонн);
  • · и глубины переработки (конечный выход нефтепродукта в расчетах на нефть).

Данные показатели наиболее точно характеризуют специфику нефтеперерабатывающего завода, поэтому их следует первостепенно учитывать при планировании и организации строительства.

На всех этапах строительства должны создаваться необходимые условия для реализации обязательных этапов нефтепереработки, среди которых основные:

  • · подготовка сырья;
  • · перегонка (первичная переработка);
  • · крекинг - вторичная переработка сырья;
  • · гидроочистка - один из наиболее важных этапов нефтепереработки;
  • · формирование готовой продукции (дизельного топлива, бензина, масла и др.)

Рассмотрим каждый из данных этапов более подробнее.

Сначала производится обезвоживание и обессоливание нефти на специальных установках для выделения солей и других примесей, вызывающих коррозию аппаратуры, замедляющих крекинг и снижающих качество продуктов переработки. В нефти остаётся не более 3--4 мг/л солей и около 0,1 % воды. Затем нефть поступает на первичную перегонку.

Первичная переработка-перегонка:

Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350 °C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции. Нефть на первых НПЗ перегоняли на следующие фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180--240 °С) и дизельное топливо (240--350 °С). Остатком перегонки нефти был мазут. До конца XIX века его выбрасывали, как отходы производства. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится её вторичная переработка для получения большего объёма автомобильного топлива.

Вторичная переработка-крекинг:

Вторичная переработка нефти проводится путём термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего

получения ароматических углеводородов -- бензола, толуола и других. Одна из самых распространенных технологий этого цикла -- крекинг (англ. cracking -- расщепление).

В 1891 году инженеры В. Г. Шухов и С. П. Гаврилов предложили первую в мире промышленную установку для непрерывной реализации термического крекинг-процесса: трубчатый реактор непрерывного действия, где по трубам осуществляется принудительная циркуляция мазута или другого тяжелого нефтяного сырья, а в межтрубное пространство подаются нагретые топочные газы. Выход светлых составляющих при крекинг-процессе, из которых затем можно приготовить бензин, керосин, дизельное топливо составляет от 40-45 до 55-60 %. Крекинг-процесс позволяет производить из мазута компоненты для производства смазочных масел.

Каталитический крекинг был открыт в 30-е годы XX века. Катализатор отбирает из сырья и сорбирует на себе прежде всего те молекулы, которые способны достаточно легко дегидрироваться (отдавать водород). Образующиеся при этом непредельные углеводороды, обладая повышенной адсорбционной способностью, вступают в связь с активными центрами катализатора. Происходит полимеризация углеводородов, появляются смолы и кокс. Высвобождающийся водород принимает активное участие в реакциях гидрокрекинга, изомеризации и др.. Продукт крекинга обогащается легкими высококачественными углеводородами и в результате получается широкая бензиновая фракция и фракции дизельного топлива, относящиеся к светлым нефтепродуктам. В итоге получаются углеводородные газы (20 %), бензиновая фракция (50 %), дизельная фракция (20 %), тяжелый газойль и кокс.

Гидроочистка:

Гидроочистку осуществляют на гидрирующих катализаторах с использованием

алюминиевых, кобальтовых и молибденовых соединений. Один из наиболее важных процессов в нефтепереработке.

Задача процесса -- очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от сернистых, азотсодержащих, смолистых соединений и кислорода. На установки гидроочистки могут подаваться дистилляты вторичного происхождения с установок крекинга или коксования, в таком случае идет также процесс гидрирования олефинов. Мощность существующих в РФ установок составляет от 600 до 3000 тыс. т в год. Водород, необходимый для реакций гидроочистки, поступает с установок каталитического риформинга, либо производится на специальных установках.

Сырьё смешивается с водородсодержащим газом концентрацией 85-95 % об., поступающим с циркуляционных компрессоров, поддерживающих давление в системе. Полученная смесь нагревается в печи до 280--340 °C, в зависимости от сырья, затем поступает в реактор. Реакция идет на катализаторах, содержащих никель, кобальт или молибден под давлением до 50 атм. В таких условиях происходит разрушение сернистых и азотсодержащих соединений с образованием сероводорода и аммиака, а также насыщение олефинов. В процессе за счет термического разложения образуется незначительное (1,5-2 %) количество низкооктанового бензина, а при гидроочистке вакуумного газойля также образуется 6-8 % дизельной фракции. В очищенной дизельной фракции, содержание серы может снизиться с 1,0 % до 0,005 % и ниже. Газы процесса подвергаются очистке с целью извлечения сероводорода, который поступает на производство элементарной серы или серной кислоты.

Формирование готовой продукции:

Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава. Завершающей стадией производства НПЗ является смешение полученных компонентов для получения готовой продукции требуемого состава. Также этот процесс называется компаундирование или блендинг.

Все производственные процессы нефтепереработки требуют особых условий, применения определенных технологий и оборудования, что также важно учесть при строительстве.

Этапы строительства нефтеперерабатывающего завода

Строительство завода для нефтепереработки представляет собой процесс, состоящий из следующих последовательных этапов:

  • 1. Определение специфики технологической составляющей будущего нефтеперерабатывающего завода.
  • 2. Выбор месторасположения (участка, наиболее выгодно подходящего для данного промышленного комплекса).
  • 3. Подготовка разнообразных текстовых, графических материалов, подробно отражающих характеристики будущего завода, что необходимо для выбора земельного участка под строительство завода, специализирующегося на нефтепереработке.
  • 4. Подготовка первичных документов, необходимых для подготовительного проектирования НПЗ.
  • 5. Разработка всей необходимой проектной документации на строительство нефтеперерабатывающего завода.
  • 6. Строительно-монтажные работы на выбранной площадке, монтаж приобретенного оборудования и организация пусконаладочных работ.

Кроме всех этих стадий важной составляющей планирования строительства НПЗ является еще и инвестиционный анализ финансовой составляющей будущего завода. И только окончательно взвесив все “за” и “против”, можно браться за данный проект с уверенностью в его скорой окупаемости.

Организация, принявшая твердое решение насчет строительства нефтеперерабатывающего завода, не может полагаться только на свои силы, и поэтому вынуждена привлекать к работе сторонних подрядчиков в области проектирования и строительства. Но именно благодаря их помощи на выходе владелец завода сможет получить действительно то, что будет приносить ему прибыль. Строительство нефтеперерабатывающего завода - верный шаг вперед в организации высоко прибыльного и стабильного бизнеса в России.