Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Кому выгодно проведение специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда: что это такое? Цель специальной оценки условий труда

О ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке , установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;

10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (при наличии).

1.1. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, указанный в части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Все работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда в 2019 году. В противном случае нарушителей ждет штраф от 60 000 до 80 000 руб. Такой порядок установлен частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В статье расскажем о нюансах проведения СОУТ, порядке ее проведения и стоимости, а также последние новости по спецоценке.

Журналу "Упрощенка" дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», - отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала "Упрощенка".

Как провести спецоценку: пошаговая инструкция

Действия

Утвердите состав комиссии и график проведения мероприятия. Для этого воспользуйтесь

Составьте список рабочих мест, которые нужно оценить.

Выберите аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку, и заключает с ней договор.

Подпишите отчет по результатам спецоценки ().

Копию отчета в течение 3-х рабочих дней после подписания вышлите организации, которая проводила спецоценку.

Разместите результаты спецоценки и перечень мероприятий () по улучшению условий труда на своем сайте (если он есть). Если сайта нет, зазывать его разработку не нужно.

Сообщите в ФСС сведения о результатах спецоценки в таблице 5 расчета 4-ФСС. Если провели спецоценку до 1 января, заполните данные в 4-ФСС за I квартал 2019 года. Если не успели закончить оценку, то данные об оценке включите начиная с отчета за I квартал 2020 года.

Ознакомьте работников с результатами спецоценки под роспись в карте. Срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета (письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Запишите в трудовой договор пункт о присвоенном классе условий труда, данные возьмите из карты спецоценки. Образец формулировки в трудовом договоре.

Подайте в трудинспекцию декларацию соответствия (), если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов.

Штрафы за спеоценку

Если рабочие места созданы до 2018 года, а оценка к 1 января 2019 года не завершена, то в 2019 году трудинспекторы вправе оштрафовать компанию на сумму от 60 до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП).

Трудинспекторы выпишут один общий штраф, они не будут штрафовать организацию в отдельности за каждое рабочее место, на котором она не провела спецоценку (решение Пермского краевого суда от 27.02.2018 № 7–323/2018 // 21–208/2018).

Что такое спецоценка рабочих мест

Спецоценка рабочих мест или сокращенно «СОУТ» представляет собой комплекс последовательно проводимых мероприятий, целью которых являются выявление вредных и/или опасных условий трудового процесса и оценка уровня воздействия отклонений от норм на работника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Работодатель должен тратить на охрану труда сотрудников не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий содержится в приказе Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н и включает в себя также и проведение СОУТ.

По результатам проведения спецоценки рабочих мест комиссия устанавливает класс/подкласс условий труда.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ разрешается снизить класс (подкласс) условий труда работников более чем на одну ступень. Для компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности, улучшение условий труда может производиться согласно установленным отраслевым особенностям.

Обратите внимание, что СОУТ должна проводиться не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Отсчет срока проведения СОУТ осуществляется с даты утверждения отчета о проведении оценки.

Кто проверяет условия труда

Требования к компании, проводящей СОУТ, установлены ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Так, в уставных документах проверяющих «проведение СОУТ» должно быть указано в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности. Помимо этого, необходимо, чтобы в штате компании было:

  • не менее 5 экспертов с сертификатом, предоставляющим право на оказание услуг по оценке условий труда
  • не менее 1 эксперта с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования / общая гигиена / гигиена труда

В проверяющей компании должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. При этом аккредитация - «по проведению испытаний и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса». Проверяющая компания вправе привлекать сторонние испытательные лаборатории. Это не противоречит законодательству РФ (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Реестр организаций, которые по мнению Минтруда России, вправе заниматься проведением СОУТ опубликован на сайте ведомства: akot.rosmintrud.ru

Кто обязан проводить спецоценку рабочих мест в 2019 году

В соответствии со ст. 212 ТК РФ каждый работодатель, включая субъекты малого предпринимательства, должен проводить оценку условия рабочих мест. В некоторых случаях законодательство предусматривает обязательное проведение СОУТ вне плана (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • ввод новых рабочих мест
  • получение предписания от федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства РФ
  • смена производственного оборудования или внесение новшеств в технологический процесс, которые могут изменить уровень воздействия вредных и/или опасных условий на здоровье работника
  • применение новых материалов, сырья, способных воздействовать на уровень влияния вредных и/или опасных условий на работника
  • ввод новых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут поменять показатель воздействия вредных и/или опасных условий на сотрудника
  • несчастный случай на производстве за исключением случая, возникшего по вине третьих лиц
  • профессиональное заболевание сотрудника, причиной которому стало воздействие вредных и/или опасных производственных факторов
  • инициатива профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки рабочих мест

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель должен провести спецоценку условий труда:

  • в течение 12 месяцев со дня, когда:
  • изменился технологический процесс
  • появились новые рабочие места
  • было заменено производственное оборудование
  • в течение 6 месяцев со дня, когда:
  • получено предписание от контролирующего ведомства
  • поменялся состав применяемых материалов, сырья
  • изменились средства индивидуальной и коллективной защиты
  • несчастного случая на производстве
  • поступило предложение от профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой СОУТ

Изменения в спецоценке в 2019 году

В 2019 году необходимо учитывать поправки, внесенные Федеральным законом от 19.07.2018 № 208.

Статья 1

Статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.".

Статья 2

Абзац первый пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2011, N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865) после слов "нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований" дополнить словами "по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований", после слов "(далее - обязательные требования)," дополнить словами "а также правилами по охране труда,".

Статья 3

Часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2016, N 18, ст. 2508) после слов "нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований" дополнить словами "по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований", после слов "(далее в настоящей статье - обязательные требования)," дополнить словами "а также правилами по охране труда,".

Статья 4

В пункте 5 части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 28) слова "безопасных условий труда," исключить.

Статья 5

В части 7 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 18, ст. 2512) слова "могут быть использованы" заменить словами "могут использоваться".

Кто вправе не проводить спецоценку

Внеплановую спецоценку не нужно проводить, если:

  • изменилось ФИО - у работодателя-ИП
  • в результате реорганизации поменялась организационно-правовая форма работодателя-юридического лица
  • поменялось наименование рабочего места (при этом такое нововведение не привело к основаниям для проведения внеплановой проверки условий рабочих мест)

Работодатель должен провести оценку всех рабочих мест за исключением проверки условий труда дистанционных работников и надомников. Не проводится СОУТ также в отношении работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей.

Пошаговые правила проведения спецоценки и документы

Шаг 1. Составление и утверждение состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Руководитель компании должен утвердить состав комиссии по проведению СОУТ и порядок ее деятельности. Число членов комиссии не должно быть четным. Более того, в составе комиссии в обязательном порядке должен быть специалист по охране труда (п. 1-2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Как правило, главой комиссии генеральный директор компании назначает самого себя (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 2. Определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ

Перечень рабочих мест, которые подлежат проверке на наличие вредных и/или опасных условий труда, устанавливает комиссия. При наличии аналогичных рабочих мест СОУТ проводится только в отношении 20% из них, но не менее двух (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). К остальным рабочим местам применяются результаты, полученные при проверке 20% мест от общего числа.

При этом под аналогичными рабочими местами следует понимать такие рабочие места, где работники:

  • выполняют одинаковые трудовые обязанности (одинаковая должность, специальность, должность) в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных идентичными или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения и отопления
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием идентичного производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты

Шаг 3. Утверждение графика проведения СОУТ

При составлении графика проведения спецоценки необходимо учитывать:

  • СОУТ проводится в отношении каждого рабочего мечта не реже 1 раза в 5 лет (такой порядок распространяется и на офисные помещения). Основание - п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
  • если работодатель ранее не проводил СОУТ, то крайний срок проверить рабочие места на наличие вредных и/или опасных факторов на работника и степень их влияния – не позднее 31 декабря 2018 года (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

Следует отметить, что закон не запрещает проводить СОУТ рабочих мест поэтапно за исключением рабочих мест, на которых:

  • по результатам ранее проведенной оценки были установлены вредные и/или опасные условия труда
  • должность (специальность) сотрудников предоставляют им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • полагаются компенсации и гарантии за работу с вредными и/или опасными условиями труда

Однако по мнению Минтруда России, аттестацию рабочих мест необходимо проводить без разделения на этапы (Письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829). За отсутствие результатов СОУТ Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе штраф:

  • до 10 000 руб. – для ИП и должностных лиц
  • до 80 000 руб. – для компаний

Шаг 4. Заключение договора со специализированной компанией на проведение СОУТ

Во избежание сотрудничества с мошенниками следует воспользоваться реестром компании и экспертов, указанных на сайте Минтруда России: akot.rosmintrud.ru

Шаг 5. Предоставление проверяющей компании и экспертам необходимых сведений и документов

Шаг 6. Выявление вредных и/или опасных производственных факторов и оценка их уровня

Шаг 7. Отражение результатов СОУТ в отчете и утверждение отчета

Результат проведенной СОУТ должен быть указан в отчете и подписан всеми членами комиссии, включая ее председателя (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В случае несогласия какого-либо специалиста комиссии с итогом проверки рабочих мест, необходимо, чтобы он изложил свое мнение в письменной форме и приложил его к отчету.

Шаг 8. Уведомление компании, проводящей СОУТ, об утверждении отчета с результатами оценки рабочих мест

В течение трех рабочих дней с момента подписания отчета о проведении СОУТ работодатель должен уведомить об этом компанию, с которой заключил договор о проведении оценки рабочих мест, а также отправить ее копию утвержденного отчета (п. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Факт уведомления должен быть подтвержден.

Шаг. 9 Отправка декларации в контролирующий орган

При отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов работодатель должен уведомить трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Бланк и порядок подачи декларации утверждены Минтрудом России (Приказ от 07.02.2014 № 80н).

Срок подачи декларации - не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7.02.2014 № 80н).

Шаг 10. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Работники компании должны быть ознакомлены с результатами СОУТ не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг. 11 Размещение результатов СОУТ на сайте

Такое требование указано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 12. Уведомление ФСС России о результатах СОУТ

Данные отражаются в форме 4-ФСС. Бланк утвержден Приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381).

Шаг 13. Применение результатов СОУТ

Когда условия труда признаны комиссией вредными или опасными, то в отчет добавляют перечень мероприятий, которые работодатель должен выполнить (приобрести средства индивидуальной защиты и др.).

Работодатель должен внести изменения в трудовые договора с работниками, а в соглашении указать новые условия труда, гарантии за вредные или опасные условия. Дата вступления в силу доп. соглашения к трудовому договору – дата утверждения отчета с результатами СОУТ.

За работу во вредных и опасных условиях труда сотруднику полагаются доплаты, сокращенное рабочее время в зависимости от класса/подкласса условий труда, дополнительные отпуска (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Работникам, выполняющим свои трудовые обязанности во вредных или опасных условиях труда, независимо от того какой класс и степень им установлен, необходимо выплачивать повышенную заработную плату. Минимальный размер повышения выплат составляет 4% от обычного оклада или тарифной ставки (ч.1 и 2 ст. 147 ТК РФ). Более того, при вредных условиях труда (3-я или 4-я степени) или опасных, работникам полагается сокращенная продолжительность рабочего времени (см. таблицу).

Гарантия

Класс вредности

Размер гарантии

Основание

Повышенная оплата труда

не имеет значения

не менее 4% от оклада или тарифной ставки

ст.146 и 147 ТК РФ

Сокращенная продолжительность рабочего времени

подклассы 3.3, 3.4 и класс 4

не более 36 часов в неделю

ст. 92 ТК РФ

Дополнительный отпуск

подклассы 3.2, 3.3, 3.4

не менее 7 календарных дней

ст. 116 и 117 ТК РФ

Дополнительные взносы

Выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ облагаются дополнительными взносами, но при условии, что у таких сотрудников есть право на досрочную пенсию (Письма Минфина от 23.10.2017 № 03-15-06/69113, письмо ФНС России от 24.05.2017 № БС-4-11/9763).

Начисление взносов по доптарифам необходимо осуществлять с даты утверждения отчета о проведении СОУТ (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Примерная стоимость спецоценки по регионам

Стоимость СОУТ зависит от общего количества рабочих мест, подлежащих оценке. Как правило, цена СОУТ зависит от категории рабочего места:

  • офисное рабочее место (менеджер, секретарь, бухгалтер, юрист, программист и др.)
  • рабочее место 1 категории (монтажник, грузчик, медсестра, официант, врач и др.)
  • рабочее место 2 категории (водитель, сварщик, лаборант, литейщик, металлург, рентгенолог и др.)

В Москве, Санкт-Петербурге стандартная цена начинается от 600 руб. за 1 рабочее место, но многие эксперты утверждают, что СОУТ 1 рабочего места не может стоить 600 руб., так как себестоимость таких работ гораздо больше.

В стоимость СОУТ включаются затраты на:

  • оплату труда высококвалифицированных работников
  • накладные расходы (аренда помещения, обслуживание офисной техники, программное обеспечение, электроэнергия и др.)
  • амортизация дорогого оборудования и приборов, расходные материалы

Чтобы снизить себестоимость компании:

  • проверяющие компании проводят работы дистанционно
  • привлекаются сторонние специалисты без необходимой квалификации
  • применяются неповеренные приборы
  • результаты копируются (на основании исследований в компаниях со схожей деятельностью)

Средняя экономическая обоснованная стоимость СОУТ 1 рабочего места составляет от 2 500 до 4 000 руб. Такая цена указана в письме Минтруда России № 15-4/10/П-3758 от 08.07.2014г. С учетом категории сложности рабочего места (например, сложное нестационарное рабочее место, при оценке которого необходимо измерение максимальной разовой или среднесменной концентрации нескольких химических веществ) цена может увеличиваться до 3-ех раз.

Если цена спецоценки рабочего места ниже экономически обоснованной цены более чем на 30% от среднерыночной, то это повышает риск фиктивного проведения СОУТ или проведения оценки по «простому варианту», которые не соответствует установленным требованиям, что приводит в дальнейшем к штрафам.

Статьи в электронном журнале "Упрощенка":

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В настоящее время обязанность проведения работодателем специальной оценки условий труда определена ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда (СОУТ ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ).

Специальная оценка условий труда осуществляется в целях:

Выявления и идентификации опасностей на рабочих местах;

Оценки соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

Мониторинга условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренным трудовым законодательством;

Освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

Разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

Информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

Обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

Осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

Организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

Установления работникам гарантий и компенсаций;

Установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

Расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


Подготовки статистической отчетности об условиях труда;

Решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

Определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

Принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

Оценки уровней профессиональных рисков и иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов.

Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам № 1 и № 2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест и для рабочих местах, на которых были идентифицированы ОВПФ, проводятся инструментальные замеры , при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней - 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ.

Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа - пять лет , который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев с момента наступления следующих обстоятельств:

1) в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации или ГИТ;

3) по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения СОУТ ;

4) в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

5) в случаях замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты.

При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта СОУТ с учетом изменений и дополнений. Результаты повторной СОУТ оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта СОУТ или вносятся изменения в карту СОУТ , оформленную ранее. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, но не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты СОУТ являются основой для создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики. Информация о результатах СОУТ доводится до сведения работников организации. Документы СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» государственный контроль за качеством проведения СОУТ возложен на органы Гострудинспекции и Государственной экспертизы условий труда в РФ. Ответственность за проведение СОУТ несет руководитель организации.

Нормативной основой проведения СОУТ являются:

Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки и классифи-кация условий труда по показателям вредности и опасности фак-торов производственной среды, тяжести и напряженности трудо-вого процесса»;

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы;

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ с последующими изменениями и дополнениями;

Список производств, цехов, профессий и должностей с вред-ными условиями труда, работа в которых дает право на дополни-тельный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по-становлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.17.74 г. № 298/ П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должнос-тей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспе-чение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. № 10 и введенные в действие на территории России с 01.01.92 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517 (с последующими дополнениями и разъяснениями);

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для организации и проведения СОУТ издается соответствующий приказ, создается аттестацион-ная комиссия предприятия, определяются сроки и график прове-дения работ по аттестации.

При этом в состав аттестационной комиссии организации включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Аттестующая организация - независимая организация, оказывающая услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда сторонним организациям, имеющая в своем составе лабораторию, аккредитованную в установленном порядке на право проведения измерений и оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, оценки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестующая организация должна быть независима (не аффилированна) по отношению к организации, в которой проводится аттестация рабочих мест.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда включено в соответствующий перечень услуг.