Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Подлодка пятого поколения – между эволюцией и революцией. Обойма с "Цирконами": зачем России атомная подлодка пятого поколения Лодки 5 поколения


ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ (РОССИЯ)

SUBMARINES OF THE FIFTH GENERATION (RUSSIA)

18.03.2013
РОССИЯ ПРИСТУПИЛА К СОЗДАНИЮ ПОДЛОДОК ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» уже приступило к работам над созданием пятого поколения как атомной, так и неатомной подводных лодок, сообщил РИА Новости в понедельник генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит.
Основу подводного флота ВМФ РФ сейчас составляют подлодки третьего поколения. Субмарины четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» (проект 955, «Борей») или «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада») только начали поступать на вооружение флота.
«Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», - сказал генеральный директор ЦКБ «Рубин».
По его словам, сейчас проводятся научно-исследовательские работы (НИР) с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро, в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота (ВМФ) РФ, а также контрагенты «Рубина» - основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия. Результатами такой работы, в частности, уже стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А», модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада», отметил он.
Глава конструкторского бюро подчеркнул, что продолжительность жизненного цикла лодок составляет порядка 50 лет от этапа исследовательского проектирования вплоть до утилизации. «Поэтому конструкторы, работающие над новым проектом, должны все тщательно просчитать и принимать верные решения, начиная с самого раннего этапа проектирования», - сказал Вильнит.
В России 19 марта будет отмечаться профессиональный праздник - День моряка-подводника.
РИА Новости

12.11.2013
Подводные лодки пятого поколения будут меньше по размеру, чем АПЛ четвертого поколения, и станут гораздо менее заметными за счет внедрения перспективных разработок, полагает руководитель группы ЦКБ «Рубин», отвечающей за создание атомных подводных лодок, Сергей Суханов.
«Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, даже чем нынешние лодки. Что касается силовой установки, то они могут быть нового типа, в том числе полностью электрическими. Изменения могут коснуться и других подсистем подводной лодки, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик», - сказал Суханов.
В то же время в перспективе возможен отказ от ядерной энергии в подводном кораблестроении, поскольку создаются воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) различных типов, напомнил Суханов. «Автономность лодок с такими установками может быть вполне достаточна - месяц и более», - добавил конструктор.
РИА Новости

28.01.2014
Российские подводные лодки должны получить покрытие, значительно улучшающее их маскировку от гидролокаторов противника. Сведения, содержащиеся в открытых документах по развитию ВМФ, подтвердили в санкт-петербургском ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. Именно здесь ведутся исследования по гидроакустике подлодок и разрабатывают ноу-хау, которые позволят превратить российские подлодки в невидимки. В новый материал будут встроены активные датчики и пьезополимерные пластины, нейтрализующие сигналы гидролокаторов. При сохранении достигнутых в кораблях четвертого поколения («Ясень», «Борей») показателей шумности это позволит снизить заметность российских подлодок в три раза. Известия

Россия вплотную приблизилась к созданию подводных лодок (с неатомной энергетической установкой) следующего по очереди, пятого поколения. Информация об этом появилась со ссылкой на руководство Объединенной судостроительной корпорации. . В частности, по сведениям входящего в состав корпорации Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», базой для обновленных субмарин могут стать лодки предыдущего класса – проект под индексом 677 и с именем «Лада», который ранее разрабатывался этим ЦКБ.Интересно, что сегодня в мире не стихают разговоры о целесообразности присутствия в составе флота дизель-электрических подводных кораблей, в то время как, казалось бы, балом должны полностью править их более мощные и представительные во всех отношениях атомные собратья. Однако тактика применения военно-морских сил показывает, что отказываться от этого вида субмарин пока преждевременно.Невидимки «Лада» и «Варшавянка» После Великой Отечественной войны по разработанным ЦКБ МТ «Рубин» проектам были построены три поколения дизель-электрических подводных лодок для отечественного ВМФ. Нынешний, третий проект под именем «Варшавянка» известен всему миру благодаря своим уникальным тактико-техническим характеристикам, прежде всего исключительной малошумности, достигаемой за счет однокорпусной конструкции, уменьшения габаритов корабля, применения особого электродвигателя и виброизоляторов.Субмарины этого класса даже получили прозвище «черной дыры в океане»: обнаружить ее акустическими средствами противника до того момента, как сама лодка вскроет того, кто за ней следит, еще не удавалось никому.Четвертое поколение отечественных подводных лодок, также разработанное на «Рубине», носит наименование «Проект 677 «Лада». Первый корабль этого класса был спущен на Адмиралтейских верфях в 2004 году и под именем «Санкт-Петербург» был направлен на Северный флот. Эти субмарины, так же как и лодки 636-го проекта, обеспечивают гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, а входящий в арсенал «Лады» набор вооружения делает ее грозным стражем морей.
В состав боевых средств подлодки входят не только торпеды и мины, но и противокорабельные ракеты. За точность позиционирования отвечает навигационный комплекс с инерциальной системой. Уникальна здесь и силовая установка: дизель-генераторы во время нахождения корабля в перископном положении выполняют не только обычную зарядку аккумуляторов, но и способны обеспечить режим ускоренной зарядки.Дальность плавания «Лад» может составлять до 650 миль без всплытия и до 16 тысяч с подзарядками. Внушительна у этого дизель-электрохода и скорость, в том числе подводная, – свыше 20 узлов. Глубина, на которую корабль может погружаться при выполнении задач, составляет 250 метров. При этом 677-й проект усилил «традиции» малошумности лодок предыдущего поколения. И без того низкий уровень заметности корабля увеличивается здесь благодаря применению нового противогидролокационного покрытия корпуса, а также внедрению различных инновационных технологий и материалов.
Физические поля в океане В ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодки 677-го проекта способны эффективно решать задачи, стоящие перед современными неатомными субмаринами, как в океанской, так и, что немаловажно, в прибрежной зоне. В бюро особенно гордятся тем, что в процессе создания этого корабля было выполнено свыше 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их итогом стало, к примеру, внедрение комплекса радиоэлектронного вооружения, отличающегося минимальным энергопотреблением, использование новой комплексной автоматизированной системы управления техническими средствами и оружием корабля.«Лодка проекта 677 аккумулировала в себе новейшие достижения кораблестроительной науки и техники, – уверен гендиректор «Рубина» доктор технических наук Игорь Вильнит. – Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты соответствуют нашим ожиданиям и подтверждают широкие перспективы для кораблей этого класса. Заказ Минобороны России на две "Лады" свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить».
Именно на базе «Лады» и будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, говорит Игорь Вильнит. По его словам, корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. «Причем эта малозаметность коснется и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания, – подчеркивает глава «Рубина». – Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования к их характеристикам со стороны ВМФ России».Битва в ближней зоне Одним из элементов «реновации» 677-го проекта в будущей лодке нового типа станет применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Она должна продлить время непрерывного пребывания корабля в подводном положении. По информации «Рубина», экспортный вариант «Лады» – подводная лодка «Амур 1650» – уже предлагается в варианте с ВНЭУ, предусматривающем использование топливных элементов и переработки дизельного топлива для производства водорода (как топлива) непосредственно на борту. «Это хорошая перспектива для развития проекта», – уверен гендиректор ЦКБ МТ.Что интересно, корабли, которые будут строиться в комплектации с такой энергетической установкой, не нуждаются в больших переделках: речь идет лишь о врезке дополнительного отсека в серийный корпус.
Работу по созданию ВНЭУ ведет и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Причем, по словам его генерального директора Владимира Дорофеева, речь идет об энергоустановке именно для неатомных субмарин. «Мы создали действующий стендовый образец. Например, он имитирует работу установки под водой по замкнутому циклу. Стенд должен подтвердить реальную работу установки при различных моделях эксплуатации, в том числе длительной», – отмечает Владимир Дорофеев.В целом у российских разработчиков подводной техники нет сомнений, что дизель-электрические субмарины будут и дальше востребованы флотом наравне с атомными кораблями. Тот же Игорь Вильнит отмечает, что если атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего нашего ядерного щита – представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады, то эффективные противолодочные средства востребованы в ближней морской зоне.
«В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно, – отмечает глава «Рубина». – Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны в Балтийском и Черном морях, имеющих статус безъядерных».О том, что развитие современных дизель-электрических подводных лодок дает стране, обладающей субмаринами этого класса, весомый аргумент в гипотетическом конфликте, написало не так давно и популярное американское издание The National Interest.
В своей статье с символичным названием «Они могут утопить ВМС США: смертоносные невидимые субмарины» автор публикации, эксперт Центра национальных интересов Гарри Дж. Казианис, отмечает, что новые дизель-электрические лодки разработкой проектов которых занимается Россия, «будут еще опаснее, чем существующие».В частности, как обращает внимание американский эксперт, новая воздухонезависимая энергетическая установка позволит лодке оставаться в подводном положении до 25 суток. По мнению автора публикации, ответить на этот новый вызов Военно-морские силы Соединенных Штатов должны в том числе путем строительства собственных дизель-электрических подлодок с акцентом на изготовление прежде всего «сверхтихих» образцов.

Российский военно-морской флот надеется получить в 2030-х годах новые атомные подводные лодки пятого поколения, о чем сообщил заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

«Лодки пятого поколения флот начнет получать в районе 30-х годов», — заявил 30 ноября агентству ТАСС Бурсук. Об этой новой программе строительства субмарин «Хаски» известно очень мало. Ожидается, что первый эскизный проект конструкторское бюро «Малахит» представит летом 2018 года.

Предположительно, лодки нового типа будут представлены в трех вариантах: атомная многоцелевая субмарина, атомная подлодка, оснащенная крылатыми ракетами и атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. Ожидается, что у всех трех вариантов будет одинаковая конструкция корпуса, а также одинаковые гидроакустические системы и двигательные установки.

Контекст

Как Россия намерена противостоять США

The National Interest 13.05.2017

«Курск» как «точка невозврата»

Jyllands-Posten 15.04.2017

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016 Водоизмещение новой лодки составит от 4 до 6 тысяч тонн в зависимости от варианта исполнения, хотя версия с баллистическими ракетами наверняка будет существенно больше, так как межконтинентальные баллистические ракеты занимают много места. Но поскольку сегодня Россия начинает строительство субмарин нового типа с баллистическими ракетами, у лодок проекта «Хаски» меньше всего шансов быть построенными.

В прошлом месяце Россия спустила на воду первый подводный крейсер проекта 955А «Борей-А», принадлежащий к классу ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Российское Министерство обороны уже работает над созданием еще более современного варианта этого проекта под названием «Борей-Б». К 2025 году Россия намерена построить в целом восемь РПКСН «Борей». Среди них три лодки проекта «Борей» и пять ракетных крейсеров класса «Борей-2».

В новой лодке «Хаски» очевидно будет немало новых элементов, таких как усовершенствованные системы снижения шумности с лодок «Борей» и «Ясень» проекта 885-М. В условиях нехватки финансовых средств одна из основных целей при создании «Хаски» будет заключаться в том, чтобы максимально сократить затраты на строительство по сравнению с лодками-предшественницами советской постройки.

На лодках «Хаски», скорее всего, будет меньше ракет, чем у субмарин «Ясень». Строительство подлодок «Хаски» начнется сразу после того, как будет завершена работа над последней субмариной «Ясень». В настоящее время строятся пять лодок проекта «Ясень-М», и лишь одна субмарина К-329 «Северодвинск» вошла в боевой состав российского флота.

Согласно сообщениям российского Министерства обороны, последняя лодка проекта «Ясень» должна войти в состав ВМФ к 2020 году. Но как я отмечал ранее, Россия из-за бюджетных ограничений к 2020 году вряд ли введет в строй более двух лодок «Ясень-М». Они являются одними из самых дорогих систем вооружений, когда-либо созданных в России.

Центральное конструкторское бюро «Рубин», спроектировавшее лодку проекта «Борей», в июле завершило предварительное проектирование новой неатомной субмарины пятого поколения проекта «Калина». Основой для этой дизель-электрической подводной лодки должна стать ударная субмарина проекта 677 «Лада».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Главком ВМФ заверил: работы над подлодкой 5-го поколения в России продолжаются. Но какой она будет, пока неизвестно.

Новостей со словом «продолжаются» не бывает. Новость – это свершившееся событие. А «продолжается» – это длящееся действие. То есть не событие никак.

Однако заявление главнокомандующего Военно‐морского флота России Владимира Королёва событием стало. Хотя это именно он произнёс слово «продолжаются». Потому что нечасто на таком уровне подтверждается, что новое, пятое поколение отечественных подводных лодок – уже не дискуссия, а процесс.

Работы продолжаются, и это хорошо

«Продолжаются работы по созданию следующего, пятого поколения атомных подводных лодок», - заявил главком. И… сразу перешёл на подлодки 4-го поколения, которых сейчас, по его словам, строится целых 11 единиц!

Такая лапидарность, по словам источника «Царьграда» в военно-морской области, объясняется достаточно просто: даже если бы создание нового поколения субмарин не было бы окружено совершенно законной густой вуалью секретности, то рассказывать было бы особе и нечего. Потому что работы по обоим имеющимся проектам лодок 5-го поколения находятся на стадии проектирования, и что получится в конечном итоге, видно пока в довольно общих чертах.

Эти проекты – «Хаски», по атомной многоцелевой подлодке, и «Калина» по обычной. Известно про них немного, что про ту, что про другую.

Первое обязывающее заявление об их разработке прозвучало ещё в 2013 году от генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита. Он и сообщил, что его конструкторское бюро приступило к работе над проектами как атомных, так и неатомных субмарин 5-го поколения как атомных, так и неатомных.

Потом долго стоял «белый шум» вокруг этих работ: должностные лица самого разного ранга говорили то одно, то другое – то шли научно-исследовательские работы «по определению облика» подлодки, то приступили к проектированию, то о появлении своих проектов у конкурента «Рубина» – конструкторского бюро «Малахит». Одно было понятно: высказывания эти, в общем, находились в одном «облаке» – что работы идут. То есть – «продолжаются».

Конкретику можно разглядеть в облаке

В этом расплывчатом информационном облаке постепенно сложились облачные же расплывчатые представления о двух основных направлениях работ по лодкам 5-го поколения.

Проект «Хаски» задуман под атомные подводные лодки двух вариантов – противолодочный с противолодочными же ракетами «Калибр» и противокорабельный с гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Речь шла о корабле в 12 тысяч тонн водоизмещением, двухкорпусном, мало шумном и мало видимом, с новейшими средствами связи и обнаружения.

Ходили также слухи, что такие подлодки 5-го поколения будут унифицированы под использование как крылатых, так и баллистических ракет.

Однако один из виднейших военно-морских экспертов России, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев лишь посмеялся в разговоре с Царьградом над подобными, по его словам, «фантазиями». «Баллистические ракеты для многоцелевой подлодки «Хаски» – это абсурд, — отметил он. – Что же до того, что её якобы планируют сделать модульной для двух вариантов - многоцелевого и стратегического, — то в советский период был такой опыт. Но потом от него отказались, признав неэффективным».

Что же касается второго проекта, «Калина», то тут источники в ВМФ называли прессе даже год, когда она уже будет заложена, — 2018, нынешний. Эта лодка должна будет оснащаться воздухонезависимой силовой установкой, то есть такой, которая не будет испытывать потребность во внешнем кислороде. По-научному говоря, анаэробная установка. Причём шумность её, как утверждается, будет сопоставим с природным фоном океана.

Кроме того, тоже обещается «принципиально новый комплекс» радиоэлектроники, навигации и управления вооружением. В итоге лодка будет сочетать серьёзную боевую мощь с большим запасом ходом и крайней малозаметностью. Этакая подводная кошка, которую не услышишь, услышишь – не поймаешь, а если поймаешь, то она вся покажется состоящей из когтей и зубов.

В общем, надо признать, что и известная широкой публике конкретика по подлодкам 5-го поколения конкретна не более рожиц, которые рисуют и тут же стирают шаловливые облака в небесах.

Трудно сказать, что будет, потому что трудно сказать, что нужно

Дело тут не только в секретности. Основная проблема в том, что никто не представляет себе точно характера будущей войны на море. Для, скажем, такой, какой она до сих всем виделась, нужны исполнители эволюционного характера. Хоть 5-го, хоть 6-го, хоть 10-го поколения – но это те же подводные чудовища, до предела уменьшающие свою слышимость и увеличивающие свой потенциал и возможности обнаружения противника. Может, они будут в конечном итоге издавать звуки планктона, хлюпающего в пластинах китового уса синего кита. А противника обнаруживать с помощью прикомандированных к экипажу экстрасенсов. Но они будут всё теми же старыми добрыми подводными кораблями, где наливают стакан красного вина для поднятия тонуса экипажа.

Но есть предположения о буквально наваливающемся революционном пути развития будущего подводного флота. Исходя из небеспочвенных, как многие признают, подозрений аналитиков, что сама подводная война будет совсем не такой, какой представлялась ранее. А именно: война будет сродни нынешней сухопутной, где друг за другом охотятся мелкие подразделения, которые, тем не менее, вполне монолитные задачи исполняют.

Ибо – сетецентричны: все отдельны друг от друга, но все – в одной управляемой информационной системе, где сам начальник генштаба может сидеть у солдата в ухе и смотреть на бой его глазами через камеру в каске, танк будет отыскивать противника при помощи беспилотника, а прицеливаться в него через спутник. Одновременно отплёвываясь от «умных» бомб зарядами активной защиты, а самолёт над ним будет глушить его волю к сопротивлению средствами РЭБ.

Отчего не может такой же сетецентрической войны развернуться и на море? Стая относительно мелких лодок, а то и лодок-роботов летают себе под водой стаями, как какая-нибудь селёдка, каждая выполняет часть своей задачи, а все вместе – нет, не селёдки. Пираньи.

И чем станут тогда подводные крейсера, как не обречёнными жертвами? Может быть, в этом – путь к 5-му поколению? Не киты, а акулы в идеале?

Михаил Ненашев по этому поводу склоняется, скорее, ко второму варианту. «По оценкам разных экспертов, с которыми я разговаривал, — рассказал он Царьграду, — уже через 10 – 15 лет можно ожидать разработок совершенно на других основах. Это будет связано с развитием беспилотников, киберпространства, робототехники. По этому пути создатели вооружений и военно-морской техники двигаются уже сегодня».

Другой собеседник «Царьграда», уже не раз доказывавший свою высочайшую компетентность, высказал не то что более пессимистичную, но более неопределённую оценку будущего. Или – определённую, как посмотреть.

«Сегодня никто точно ничего сказать не может относительно характера будущей войны и будущей военной техники, — заявил он. – Пока нет войны, предполагать можно что угодно. Но всё покажет война – и какой она будет, и что она потребует».

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.