Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Социальный институт понятие и ключевые элементы.  Обществознание: Социальные институты

Социальные институты

    Понятия «социальный институт» и «социальная организация».

    Виды и функции социальных институтов.

    Семья как социальный институт.

    Образование как социальный институт.

Понятия «социальный институт» и «социальная организация»

Общество как социальная система обладает свойством динамики. Только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его внутренней структуры, качественным и количественным изменением ее элементом, а также их связей и отношений.

Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствуют история человечества, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.

Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему случайное самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех членов. Одновременно разрабатывается и, как правило, узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация» . Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные формы в обществе - все это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институтов. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов часто представляет весьма сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в пять основных групп. Рассмотрим их на примере такого института как семья:

    1) духовно-идеологические элементы , т.е. такие чувства, идеалы и ценности, как, скажем, любовь, взаимная верность, стремление создать свой уютный семейный мир, желание воспитать достойных детей и т.п.;

    2) материальные элементы - дом, квартира, мебель, дача, машина и т.д.;

    3) поведенческие элементы - душевность, взаимное уважение, терпимость, готовность к компромиссам, доверие, взаимопомощь и т.д.;

    4) культурно-символитические элементы - брачный ритуал, обручальные кольца, празднование годовщины свадьбы и т.д.;

    5) организационно-документальные элементы - система записи актов гражданского состояния (ЗАГС), свидетельство о браке и рождении детей, алименты, система социального обеспечения и т.д.

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Особенность социальных институтов состоит в том, что они, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений и взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят индивидуальный и надгрупповой характер. Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций.

Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей в жизненных различных ситуациях. Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют расширению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом.

Существование социального института связано, как правило, с его организационным оформлением. Социальный институт представляет собой совокупность лиц и учреждений, имеющих определенные материальные средства и выполняющих определенную социальную функцию. Так, институт образования включает в себя руководителей и работников государственных и региональных органов управления образованием, преподавателей, учителей, студентов, учеников, обслуживающий персонал, а также учреждения управления образованием и учебные заведения: университеты, институты, колледжи, техникумы, училища, школы и детские сады.

Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Кроме социальных институтов в обществе выделяют также социальные организации , которые выступают одной из форм упорядочения связей, отношений и взаимодействий индивидов и социальных групп. Социальные организации имеют ряд характерных черт :

    они создаются для реализации определенных целей;

    социальная организация дает человеку возможность удовлетворять свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации;

    социальная организация способствует повышению эффективности деятельности входящих в ее состав людей, поскольку ее возникновение и существование основывается на разделении труда и на его специализации по функциональному признаку.

Характерным признаком большинства социальных организаций является их иерархическая структура, в которой довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы, что обеспечивает ее устойчивость и эффективность функционирования. В результате соединения различных элементов социальной организации в единое целое возникает особый организационный, или кооперативный эффект. Социологи называют три основных его составляющих :

    1) организация объединяет усилия многих своих членов, т.е. одновременность многих усилий каждого;

    2) участники организации, включаясь в нее, становятся иными: они превращаются в специализированные ее элементы, каждый из которых выполняет вполне определенную функцию, что значительно повышает результативность и эффект их деятельности;

    3) управляющая подсистема планирует, организует и гармонизирует деятельность членов социальной организации, а это также служит источником повышения результативности ее действий.

Наиболее сложной и наиболее значимой социальной организацией является государство (публично-властная социальная организация), центральное место в которой занимает государственный аппарат. В демократическом обществе наряду с государством существует и такая форма социальной организации как гражданское общество. Речь идет о таких социальных институтах и отношениях как добровольные объединения людей по интересам, народное творчество, дружба, так называемый «незарегистрированный брак» и др. В центре гражданского общества находится суверенная личность, имеющая право на жизнь, на личную свободу и на собственность. Другими важными ценностями гражданского общества являются: демократические свободы, политический плюрализм, правовое государство.

Виды и функции социальных институтов

Среди огромного разнообразия институциональных форм можно выделить следующие основные группы социальных институтов .

Каждая из этих групп, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определенные функции .

Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход. Деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата - вознаграждением работнику за его труд. Экономические институты обеспечивают всю систему производства, распределения общественного богатства, соединяя в то же время сугубо экономическую сферу жизни общества с другими его сферами.

Политические институты устанавливают определенную власть и управляют обществом. Они призваны также обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, государственных идеологических ценностей, учет политических интересов различных социальных общностей.

Духовные институты связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей. Социокультурные институты ставят целью сохранение и приумножение культурных ценностей общества.

Что касается института семьи , то он является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности гражданина. Семья же задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.

Группировка социальных институтов весьма условна, и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи (как основной ячейки общества) находится буквально в центре пересечения линий всех остальных институтов (собственности, заработной платы, армии, образования и т.д.).

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед. При этом важно, чтобы управляющие обществом органы не запаздывали с организационным (и особенно с законодательным) оформлением назревших изменений в социальных институтах. Иначе последние хуже выполняют свои функции и тормозят общественный прогресс.

Каждому социальному институту присущи свои социальные функции, цели деятельности, средства и способы, обеспечивающие ее достижение. Функции социальных институтов многообразны. Однако все их многообразие можно свести к четырем основным :

    1) воспроизводство членов общества (основным социальным институтом, выполняющим эту функцию, является семья);

    2) социализация членов общества и, прежде всего, новых поколений - передача им накопленного обществом в его историческом развитии производственного, интеллектуального и духовного опыта, установленных образцов поведения и взаимодействий (институт образования);

    3) производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, интеллектуальных и духовных ценностей (институт государства, институт средств массовой коммуникации, институт искусства и культуры);

    4) управление и контроль за поведением членов общества и социальных общностей (институт социальных норм и предписаний: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения, институт санкций за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение установленных норм и правил).

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего наступает, как принято говорить, их дисфункция. Сущность дисфункции социального института заключается в «вырождении» целей его деятельности и в утрате социальной значимости выполняемых им функций. Внешне это проявляется в падении его социального престижа и авторитета и в превращении его деятельности в символическую, «ритуальную», не направленную на достижение социально значимых целей.

Исправление дисфункции социального института может быть достигнуто его изменением или созданием нового социального института, цели деятельности которого и его функции соответствовали бы изменившимся социальным отношениям, связям и взаимодействиям. Если это не будет сделано в приемлемые строки и надлежащим образом, неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно не регулируемых видов социальных связей и отношений, которые могут оказаться разрушительными для общества в целом или для его отдельных сфер. Так, например, частичная дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования в нашей стране так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, воровство.

Семья как социальный институт

Исходным структурным элементом общества и его важнейшим социальным институтом является семья. С точки зрения социологов, семья - это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. При этом под браком понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.

Брак может быть зарегистрированным и фактическим (незарегистрированным) . Здесь следует, видимо, обратить особое внимание на то обстоятельство, что любая форма брака, в том числе и незарегистрированный брак, существенно отличается от внебрачных (неупорядоченных) сексуальных связей. Их принципиальное отличие от брачного союза проявляется в стремлении избежать зачатия ребенка, в уклонении от моральной и юридической ответственности за наступление нежелательной беременности, в отказе от содержания и воспитания ребенка в случае его рождения.

Брак - явление историческое, возникшее в эпоху перехода человечества от дикости к варварству и развившееся в направлении от полигамии (многобрачия) к моногамии (единобрачию). Основными формами полигамного брака , проходившими последовательно на смену друг другу и сохранившимися вплоть до настоящего времени в ряде «экзотических» регионов и стран мира, являются групповой брак, многомужество (полиандрия ) и многоженство (полигамия ).

При групповом браке в брачных отношениях состоят несколько мужчин и несколько женщин. Для многомужества характерно наличие нескольких мужей у одной женщины, а для многоженства - нескольких жен у одного мужа.

Исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины. Первой формой семьи, основанной на моногамном браке, была расширенная семья, которая называется также родственной или патриархальной (традиционной) . Эта семья строилась не только на супружеских отношениях, но и на кровном родстве. Для такой семьи характерно были многодетность и проживание в одном доме или на одном подворье нескольких поколений. В связи с этим патриархальные семьи были достаточно многочисленными, а потому и хорошо приспособленными для относительно самостоятельного ведения натурального сельского хозяйства.

Переход общества от натурального хозяйства к индустриальному производству сопровождался разрушением патриархальной семьи, на смену которой пришла супружеская семья. Такую семью в социологии принято также назвать нуклеарной (от лат. - ядро). В состав супружеской семьи входят муж, жена и дети, число которых, особенно в городских семьях, становится крайне незначительным.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов , главными из их являются:

    1) вступление в брак - образование семьи;

    2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

    3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

    4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    5) прекращение существование семьи - смерть одного из супругов.

Любая семья, независимо от того, какая форма брака лежит в ее основе, была и остается социальным институтом, призванным выполнять систему определенных и только ей присущих социальных функций. Основными из них являются: репродуктивная, воспитательная, экономическая, статусная, эмоциональная, защитная, а также функция социального контроля и регулирования. Рассмотрим более детально содержание каждой из них.

Важнейшей для любой семьи является ее репродуктивная функция , основу которой составляет инстинктивное стремление человека (индивида) к продолжению своего рода, а общества - к обеспечению непрерывности и преемственности сменяющих друг друга поколений.

Рассматривая содержание репродуктивной функции семьи, следует иметь в виду, что речь в данном случае идет о воспроизводстве биологической, интеллектуальной и духовной сущности человека. Ребенок, проходящий в этот мир, должен быть физически крепким, физиологически и психически здоровым, что обеспечивало бы ему возможность восприятия накопленной предшествующими поколениями материальной, интеллектуальной и духовной культуры. Очевидно, что кроме семьи, никакой «социальный инкубатор» типа «Дома малютки» эту проблему решить не в состоянии.

Выполняя свою репродуктивную миссию, семья оказывается «ответственной» не только за качественный, но и за количественный рост народонаселения. Именно семья является тем своеобразным регулятором рождаемости, воздействуя на который можно избежать или инициировать демографический спад или демографический взрыв.

Одной из важнейших функций семьи выступает воспитательная функция . Для нормального полноценного развития ребенка семья жизненно необходима. Психологи отмечают, что если с рождения до 3 лет ребенок лишен материнского тепла и заботы, то его развитие существенно замедляется. В семье осуществляется и первичная социализация молодого поколения.

Суть экономической функции семьи заключается в ведении ее членами общего хозяйства и в экономической поддержке несовершеннолетних, временно не работающих, а также нетрудоспособных по болезни или по возрасту членов семьи. «Уходящая» тоталитарная Россия внесла свой вклад в экономическую функцию семьи. Система оплаты труда была построена таким образом, что на заработную плату ни мужчина, ни женщина отдельно друг от друга прожить не могли. И это обстоятельство служило дополнительным и очень существенным стимулом для их вступления в брак.

С момента своего рождения человек получает присущие семье гражданство, национальность, социальное положение в обществе, становится городским или сельским жителем и т.д. Тем самым осуществляется статусная функция семьи. Унаследованные человеком при его рождении социальные статусы со временем могут изменяться, тем не менее, они во многом определяют «стартовые» возможности человека в его конечную судьбу.

Удовлетворение присущей человеку потребности в семейном тепле, в уюте и в интимном общении составляет основное содержание эмоциональной функции семьи. Не является секретом то обстоятельство, что в семьях, в которых сложилась атмосфера участия, доброжелательности, сочувствия, сопереживания, люди меньше болеют, а заболев - легче переносят болезни. Они к тому же оказываются более стойкими по отношению к стрессам, на которые так щедра наша жизнь.

Одной из самых существенных является защитная функция . Она проявляется в физической, материальной, психической, интеллектуальной и духовной защите ее членов. В семье насилие, угроза насилием или ущемление интересов, проявленные по отношению к одному из ее членов, вызывают ответную реакцию противодействия, в которой проявляется инстинкт ее самосохранения. Наиболее острой формой такой реакции является месть, в том числе и кровная, связанная с насильственными действиями.

Одной из форм защитной реакции семьи, способствующей ее самосохранению, является солидарное ощущение вины или стыда всей семьей за противоправные, безнравственные или аморальные действия и поступки одного или нескольких ее членов. Глубокое осознание своей моральной ответственности за случившееся способствует духовному самоочищению и самосовершенствованию семьи, и тем самым укреплению ее устоев.

Семья - основной социальный институт, через который общество осуществляет первичный социальный контроль над поведением людей и регламентацию их взаимной ответственности и взаимных обязательств. Одновременно семья является той неформальной «судебной инстанцией», которой предоставлено право применения моральных санкций к членам семьи за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм общественной и семейной жизни. Представляется достаточно очевидным то обстоятельство, что семья как социальный институт реализует свои функции не в «бездушном пространстве», а во вполне определенной политической, экономической, социальной, идеологической и культурной среде. При этом наиболее противоестественным оказывается существование семьи в тоталитарном обществе, стремящимся проникнуть во все поры гражданского общества и, прежде всего, в семью и в семейные отношения.

В справедливости этого утверждения несложно убедиться, приглядевшись повнимательнее к процессу послереволюционной трансформации советской семьи. Агрессивная внешняя и репрессивная внутренняя политика советского государства, антигуманная по своей сущности экономика, тотальная идеологизация общества и, особенно, системы образования привели к деградации семьи, к ее превращению из нормальной в «советскую», с соответствующей деформацией ее функций. Ее репродуктивную функцию государство ограничило воспроизводством «человеческого материала», присвоив себе монопольное право его последующего духовного оболванивания. Нищенский уровень заработной платы порождал острые конфликты между родителями и детьми на экономической основе, формировал и у этих и у других чувство собственной неполноценности. В стране, в которой насаждались классовый антагонизм, шпиономания и тотальное доносительство, ни о какой защитной функции семьи, тем более о функции морального удовлетворения, не могло быть и речи. А статусная роль семьи стала и вовсе жизненно опасной: факт принадлежности к тому или иному социальному слою, к той или иной этнической группе был нередко равносилен приговору за тяжкое преступление. Контроль и регулирование социального поведения людей вложили на себя карательные органы, партия и партийные организации, подключив к этому процессу своих верных помощников - комсомол, пионерскую организацию и даже октябрят. В результате этого контрольная функция семьи выродилась в подсматривание и в подслушивание с последующим доносительством в государственные и партийные или с публичным обсуждением компрометирующего материала на «товарищеских» судах, на партийных и комсомольских собраниях октябрьских «звездочек»

В России в начале XX в. превалировала патриархальная семья (около 80%), в 1970 гг. более половины российских семей придерживались принципов равенства и взаимоуважения. Интересны прогнозы Н. Смелзера и Э. Гидденса о постиндустриальном будущем семьи. Согласно Н. Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождения и ухода за маленькими детьми сохраниться в будущем. Вместе с тем, произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций. Так, функция воспроизведения будет осуществляться и незамужними женщинами. В социализации будут в большей мере участвовать центры по воспитанию детей. Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.

Семья как социально-биологическая система анализируется с позиций функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно связана с обществом через свои функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями. Следует отметить, что семья является также носителем противоречий как с обществом, так и между ее членами. Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой и детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви и уважении.

В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов. Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды». Источником конфликта может быть низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, насилие, сексуальная неудовлетворенность и др. Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми. Среди них:

    рост числа разводов и увеличение семей-одиночек (преимущественно с «матерью-одиночкой»);

    снижение числа регистрируемых браков и увеличение числа гражданских браков;

    сокращение рождаемости;

    увеличение числа детей, родившихся вне брака;

    изменения в распределении семейных обязанностей, обусловленные растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность, требующие совместного участия в обоих родителей в воспитании детей и организации быта;

    рост числа неблагополучных семей.

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи , возникающие по социально-экономическим, психолого-педагогическим или биологическим (например, инвалидность) причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных семей :

Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.

Еще одной актуальной проблемой семьи является рост числа разводов. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике в настоящее время 2 из 3 браков распадаются. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Пик числа разводов падает на возраст 25-30 лет и 40-45 лет.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится все меньшей. Лишь 10-15% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей. Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от зла. Для того чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг вопросов: как живется разведенному человеку? Доволен ли он разводом? Как изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми? Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу разведенной женщины и мужчины, а также ребенка из распавшейся семьи. Не зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ разведенных.

По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщин, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. При этом женщина не задумывается, что она и сама не идеальна и достойна ли она совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.

Слов нет, что пьяный муж - несчастье для семьи, жены, детей. Особенно, когда он наносит побои жене и детям, уносит деньги из семьи, не занимается воспитанием детей, и т.п. Развод в этих случаях необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения. Кроме пьянства, причинами, по которой жены подают на развод, могут быть измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим поведением жену подать на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не терпит ее слабостей, не помогает в домашних делах и т.д. Из причин, по которым мужья подают на развод, можно выделить измену жены или его любовь к другой женщине. Но основной причиной разводов является неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрыть до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.

Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью. Причиной развода может послужить и нежелание одного из супругов иметь ребенка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. Американские социологи Картер и Глик сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых, смертность неженатых мужчин в 3 раза больше, а незамужних женщин в 2 раза больше, чем замужних. Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия. В разводах, кроме супругов есть еще заинтересованные лица - дети. Им наносится психологическая травма, о которой часто не думают родители.

Кроме моральных минусов у развода есть еще и отрицательные материальные стороны. При уходе мужа из семьи у жены с ребенком возникают трудности денежного характера. Также возникает проблема с жильем. Но возможность воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча расставшихся пар. В глубине души каждый из супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого вступившим в брак надо учиться взаимопониманию, преодолевать мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На государственном уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и расширять систему подготовки молодежи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику , которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям с детьми определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Во всех странах мира семья признается важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация. Мировая практика включает в себя ряд мер по социальной поддержке :

    предоставление семейных пособий;

    оплата декретных отпусков женщинам;

    медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка;

    наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста;

    предоставление родительского отпуска;

    льготы неполным семьям;

    налоговые льготы, ссуды под низкий процент (либо субсидии) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

Помощь семьям со стороны государства может быть различна и зависит от ряда факторов, в том числе и от экономического благосостояния государства. Российское государство предоставляет, в основном, аналогичные формы помощи семьям, но их масштаб в современных условиях недостаточен.

Перед российским обществом стоит необходимость решения ряда приоритетных задач в сфере семейных отношений, в том числе:

    1) преодоление негативных тенденций и стабилизация материального положения российских семей; сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;

    2) усиление поддержки семьи со стороны государства как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей.

Для решения этих задач необходимо увеличение расходов на социальную поддержку семей, повышение эффективности их использования, совершенствование законодательства по защите прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

следующие элементы :

    1) сеть образовательных учреждений;

    2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

    3) учебный процесс.

Выделяют следующие виды образовательных учреждений (государственных и негосударственных):

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начальное, основное, среднее);

    3) профессиональное (начальное, среднее и высшее);

    4) послевузовское профессиональное образование;

    5) специальные (коррекционные) учреждения - для детей с отклонениями в развитии;

    6) учреждения для детей-сирот.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х гг., осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии.

Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего. Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 г. как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий и низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение среднего специального и высшего образования продолжает преобладать.

Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако социологические исследования показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Кроме уже названных, перед российским образованием стоят также следующие проблемы :

    проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости «потребностей» социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

    проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

    проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

    формирование развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;

    проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.

В связи с этим перед современным российским образованием стоят следующие задачи .

В РФ реализуются два типа образовательных программ :

    1) общеобразовательные (основные и дополнительные) - направлены на формирование общей культуры личности и ее адаптацию к жизни в обществе;

    2) профессиональные (основные и дополнительные) - направлены на подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Закон РФ «Об образовании» гарантирует:

    1) общедоступность и бесплатность начального общего (4 класса), основного общего (9 классов), среднего (полного) общего (11 классов) и начального профессионального образования;

    2) на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального и послевузовского образования (аспирантура) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование человек получает впервые.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции :

    1) гуманистическую - выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;

    2) профессионально-экономическую - подготовка квалифицированных специалистов;

    3) социально-политическую - приобретение определенного социального статуса;

    4) культурную - усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

    5) адаптационную - подготовка личности к жизни и труду в обществе.

Существующая в России в настоящий момент система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования образовательной системы.

Контрольные вопросы

    Охарактеризуйте понятие «социальный институт».

    В чем проявляется основное отличие социальной организации от социального института.

    Из каких элементов состоит социальный институт?

    Какие виды социальных институтов Вы знаете?

    Назовите функции социальных институтов.

    Перечислите функции семьи.

    Какие виды семьи Вы можете назвать?

    Каковы основные проблемы современной семьи?

    Охарактеризуйте образование как социальный институт.

    Какие проблемы стоят перед российским образованием в настоящее время?

Вопрос
Впервые ввел в научный оборот термин «социальный институт»…

Ответы

Г. Спенсер
Э.Дюркгейм
Ф.Теннис
Г. Зиммель

Вопрос
Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его…

Ответы

К.Маркс
Г. Зиммель
Р.Мертон
Ф.Теннис

Вопрос
Структурными элементами социального института не являются

Ответы

ценности
привычки
роли
нормы

Вопрос
Каждый из социальных институтов −...

Ответы

повышает уровень активности личности
повышает уровень индивидуальности личности
стремится подчинить поведение личности институциональным нормам
создает референтные личности

Вопрос
На передаче социального опыта основано выполнение функции −…

Ответы

транслирующей
статусной
интегративной
Регулятивной

Вопрос
Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации, − это…

Ответы

персонал
социальные льготы
социальные технологии
цели организации

Вопрос
Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

Ответы

повышается производительность управленческого труда
рационально используются ресурсы
цели общества или организации игнорируются
улучшается культура обслуживания

Вопрос
Процесс правового и организационного закрепления сложившихся в обществе форм поведения в обществе −это …

Ответы

инициация
индивидуализация
инновация
институционализация

Вопрос
Тип руководства организацией, для которого характерно то, что руководитель обеспечивает удовлетворение потребностей подчиненных в обмен на их лояльность и послушание, − это …

Ответы

фратернализм
патернализм
тоталитаризм
бюрократизм

Вопрос
Ключевой потребностью, которая, согласно концепции Г. Ленски, порождает процессы институализации,относится …

Ответы

потребность в социальном контроле
потребность в отдыхе
потребность в продолжении рода
потребность в пище

Вопрос
Функция поддержания социального порядка выступает в качестве основной, базовой для социального института …

Ответы

религии
права
экономики
семьи

Вопрос
Такой набор социальных ценностей, как зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство, - характерен для социального института…

Ответы

религии
экономики
семьи
права

Вопрос
Основополагающий структурный признак социальной организации − это …



Ответы

иерархия
доминирование
равенство
мобильность

Вопрос
Социальная организация чаще всего приобретает структурную форму …

Ответы

шара
куба
параллелограмма
пирамиды

Вопрос
Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера, является …

Ответы

морально-психологическое единство
автономность
наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации
неоплачиваемый труд

Вопрос
Для формирования социальной организации, необходимо(ы)...

Ответы

общие цели
общая территория
неблагоприятные факторы внешней среды
этническая идентичность членов сообщества

Вопрос
К основным институтам общества относится…

Ответы

образование
право
спортивная команда
ювенальный суд

Вопрос
Наиболее эффективной формой организации М. Вебер считал…

Ответы

мультидивизиональную организацию
организацию типа «Системы 4»
рациональную бюрократию
органическую организацию

Ответы

П. Сорокина
М.М. Ковалевского
К. Маркса
И. Ильина

Вопрос
В «социологии организаций» организации разделяются на 2 типа...

Ответы

генетические и физиологические
автоматические и технологические
соматические и морфологические
механистические и адаптивные



Ответы

Т. Парсонс
О. Конт
Г. Спенсер
Э. Дюркгейм

Вопрос
Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт…

Ответы

науки
семьи
религии
образования

Вопрос
Главное предназначение социальных институтов в обществе состоит в том, чтобы…

Ответы

способствовать реформированию общества
объединять различные категории населения
удовлетворять общественные потребности, обеспечивать стабильность общества
обеспечивать обществу подвижность, изменчивость, динамику

Вопрос
Процесс и результат появления в обществе социального института носит название…

Ответы

интеграции
сегментации
институализации
организации

Вопрос
Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о ___________________ социального института

Ответы

ликвидации
перестройке
реорганизации
дисфункции

Вопрос
Снижение рождаемости, увеличение детской беспризорности и подростковой преступности являются проявлениями дисфункций социального института…

Ответы

экономики
семьи
образования
политики

Вопрос
Потребности в безопасности и обеспечении общественного порядка удовлетворяет социальный институт…

Ответы

семьи
собственности
государства
права

Вопрос
К политическим социальным институтам НЕ относится…

Ответы

суд
государство
телевидение
армия

Вопрос
К социальным институтам, действующим в духовной сфере, НЕ относится…

Ответы

наука
семья
массовая коммуникация
общественное мнение

Вопрос
Элементом социального института НЕ являются…

Ответы

ценности
роли
знания
нормы

Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.

Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:

1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.

2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.

3. Культурные символы . Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.

4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.

5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.

Структура социального института:

1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Структурные элементы социального института:

1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.

2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.

3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.

4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.

5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).

Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:

· в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,

· общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.

2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.

3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.

4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.

Типология социальных институтов:

1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:

· Институт семьи и брака

· Политический институт, институт государства

· Экономические институты

· Институты образования

· Институт религии

2. По характеру институты бывают

· Формальные деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

· Неформальные в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

  • < Назад
  • Вперёд >

Признаки социального института

  1. социальный институт вступает важнейшей формой социальной связи в связи с тем, что он действует от имени общества как целого;
  2. социальный институт создает для членов общества все возможности для удовлетворения их потребностей теми способами, которые предписаны обществом;
  3. социальный институт своим функционированием гарантирует выполнение всех необходимых функций и подавление нежелательных, отрицательно влияющих на развитие общественных отношений;
  4. социальный институт гарантируют непрерывное продолжение социальной жизни через постоянство социальных функций;
  5. осуществляет взаимозависимость стремлений и отношений между индивидами;
  6. обеспечивает внутреннюю сплочённость общества в целом.

Основные виды социальных институтов

Помимо признаков социальных институтов в социальной науке выделяю также основные их виды:

  1. экономические, которые занимаются производством и распределением социальных благ между гражданами, а также процессом организации труда и денежным оборотов внутри общества;
  2. политические, которые связаны с процессом исполнения предписаний власти;
  3. социальные, которые организуют добровольные объединения, регулируют повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;
  4. культурные и воспитательные, которые обеспечивают преемственность культуры общества и передачу опыта последующим поколениям;
  5. религиозные, которые организуют отношения людей к религии.

В процессе своего функционирования все социальные институты взаимосвязаны и объединяются интегрированную систему. Обязательным условием для осуществления эффективной деятельности социальным институтом является неукоснительное выполнение членами общества своих социальных ролей, которые предполагают осуществление ожидаемых действий и соблюдение норм и правил, установленных в данном обществе.

Нормы и правила выполняют функции упорядочивания, регуляции, формализации деятельности и взаимодействия индивидов в рамках социального института. Каждый отдельно взятый социальный институт характеризуется свойственным только ему определенным набором норм и правил, которые проявляются в основе своей в знаковых формах.

Структурные элементы социального института

Выделяются следующие основные структурные элементы социального института:

  • цель существования и тот круг вопросов, которые социальный институт охватывает своей деятельностью;
  • конкретные функции, которые обеспечивают достижение поставленной социальным институтом цели;
  • нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли индивидов и социальные статусы, которые представлены в структуре данного института;
  • средства и учреждения, которые необходимы для достижения поставленных целей и реализации материальных, символических и идеальных функций;
  • установленные санкции в отношении лиц, которые выполняют институциональные функции, и в отношении тех лиц, которые являются объектом этих действий.

Одной из важнейших характеристик деятельности различных социальных институтов является их постоянное и непрерывное взаимодействие с окружающей социальной средой, в качестве которой выступает общество и существующие в нем отношения.

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.