Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Образец образовательные программы в сетевой форме реализации. Практика использования в российской федерации сетевой формы реализации образовательных программ

Ст. 15 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  • 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённых уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
  • 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  • 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  • 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

SOME ASPECTS OF THE INTRODUCTION OF THE NET FORM OF THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

А.А. Воронина

[email protected]

Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург

В статье рассмотрены правовые основы сетевой формы реализации образовательных программ, определены некоторые организационные аспекты и проблемы. Рассмотрены правовые аспекты договора по сетевому взаимодействию.

In the article the lawful bases of the net form of the implementation of educational programs are examined, some organizational aspects and problems are determined. The lawful aspects of agreement on net interaction are examined.

Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательных программ, сетевое взаимодействие, договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

Keywords: the net form of the implementation of educational programs, net interaction, the agreement about the net form of the implementation of educational programs.

Одной из новаций Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) является ст. 13, которая предусматривает, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Собственно сетевой форме реализации образовательных программ посвящена ст. 15

названного закона. Сетевая форма реализуется путем установления сетевого взаимодействия между образовательными организациями.

Законодатель не дает правовой дефиниции понятия «сетевая форма», однако анализ ст. 15 закона позволяет определить сетевую форму реализации образовательных программ как деятельность образовательных организаций, направленную на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также ресурсов иных организаций.

Многие образовательные организации приняли новшество о сетевой форме реализации как руководство к действию. Как следствие, любое взаимодействие между образовательными организациями стало выдаваться за реализацию законодательной установки. Нередко осуществляемое социальное партнерство между образовательными организациями стало представляться как сетевое взаимодействие, хотя фактически оно им не является.

Анализ содержания ст. 15 позволяет сделать вывод о том, что сетевая форма реализации образовательных программ не является обязательной для образовательных организаций; данная форма может применяться образовательными организациями любого уровня; субъектами реализации сетевой формы могут быть и иностранные образовательные организации; правовой формой сетевой реализации образовательной программы является договор, заключаемый между субъектами – образовательными и иными организациями; образовательная программа, реализуемая с применением сетевой формы, разрабатывается образовательными организациямиучастниками совместно.

Сетевая форма реализации образовательных программ – новое для российской системы образования явление. Ее нормативное закрепление в законе об образовании сразу вызвало интерес у участников образовательных отношений, а также множество вопросов разного плана, что вполне обоснованно.

Говорить о возможности широкого внедрения и использования сетевой формы реализации образовательных программ, конечно, не приходится. Думается, что в этом нет и необходимости. Тем не менее в образовательных организациях и в органах управления образованием субъектов Российской Федерации началась активная «бумажная» работа по организации сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования. Примечательно, что активно включились в эту работу общеобразовательные учреждения и организации среднего профессионального образования.

Поскольку одной из задач государственной политики в области образования является обеспечение повышения конкурентоспособности российского высшего образования, думается, что в сетевое взаимодействие по данному вопросу активно должны включиться именно вузы и, прежде всего, федеральные университеты.

Однако сказать, что в федеральных университетах сегодня достигнуты успехи по установлению контактов с целью реализации сетевой формы обучения, на данный момент нельзя. Работа по рассматриваемому направлению

деятельности вузов находится в зачаточном состоянии. Несмотря на некоторую перспективность и привлекательность сетевой формы реализации образовательных программ, процесс организации и внедрения этой формы обучения является слишком сложным и трудозатратным. Кроме того, не гарантирован экономический эффект от такой деятельности.

Если рассматривать возможность выхода российских вузов на международный уровень в рамках сетевого взаимодействия, то особых результатов ждать не приходится. Для большинства вузов такой возможности просто не существует пока. В перспективе видится расширение сетевого взаимодействия с вузами некоторых государств постсоветского пространства (например, Казахстан, Армения и др.).

В то же время необходимость существования сетевой формы реализации образовательных программ определена таким целями, как повышение качества образования; обеспечение академической мобильности обучающихся; обеспечение возможности использования ресурсов других организаций; использование современных технологий и средств обучения; использование международного опыта; организация взаимодействия различных образовательных организаций.

Наиболее реальным видится установление и расширение сетевого взаимодействия между российскими вузами, что позволит оптимизировать образовательный процесс, повысив его качество, т. к. сетевое взаимодействие предполагает широкое использование передового опыта и активное участие специалистов высокого уровня квалификации.

Для того чтобы образовательной организации стать субъектом сетевой формы реализации образовательных программ, необходимо иметь соответствующую академическую привлекательность для других участников образовательных отношений. Это может быть высококвалифицированный кадровый состав, наличие современной материально-технической (уникальной) базы, интересные и перспективные направления подготовки и др.

Учитывая реальную ситуацию в российской системе образования, можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство образовательных организаций разного уровня на сегодняшний день такой академической привлекательностью похвастаться не могут, но это не означает, что для них участие в проектах по сетевой реализации образовательных программ закрыто. Сетевая форма носит, безусловно, перспективный характер, и стремиться к участию в сетевых программах необходимо, прилагая определенные усилия. В то же время нельзя согласиться с достаточно распространенной позицией, что образовательные организации, не способные к сетевому взаимодействию или не участвующие в нем, обречены на «выдавливание» с российского рынка образовательных услуг.

Если же организация обладает признаками академической привлекательности, то начинать участие в проектах по применению сетевой формы реализации образовательных программ надо с поиска партнеров с целью установления сетевого взаимодействия. Как представляется, это могут быть образовательные организации, реализующие смежные или аналогичные

образовательные программы. На предварительном этапе следует заключить договор о совместной деятельности по организации и обеспечению сетевой формы обучения либо договор о сотрудничестве, а также могут быть и другие правовые формы. На этом этапе необходимо решить возможные организационные вопросы, что приведет в дальнейшем к возможности заключения договора о реализации конкретных образовательных программ в сетевой форме.

Для успешной реализации обучения по образовательным программам с применением сетевой формы заключается договор о сетевой форме реализации образовательных программ. Такой договор должен содержать все необходимые (существенные) условия. Структура договора и требования к его содержанию определены ст. 15 закона об образовании:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и/или о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения. Безусловно, это содержание договора примерное, и стороны имеют право

конкретизировать его по своему усмотрению, включая и другие пункты, исходя из необходимости.

В рассматриваемом договоре как минимум две стороны: направляющая образовательная организация и принимающая. Ответственность за подготовку обучающихся по образовательным программам с использованием сетевой формы лежит в значительной степени на стороне, являющейся держателем образовательной программы, т. е. на направляющей стороне. Принимающая сторона, организующая подготовку лишь в определенной части (модуле) программы, отвечает за качество организации и проведения образовательного процесса по данной части (модулю).

Несмотря на то что в законе об образовании нормативно закреплена сетевая форма, признать это достаточным для правового регулирования отношений, возникающих при реализации сетевой формы, нельзя. Для ликвидации правовых пробелов, а также в целях единообразного применения сетевой формы представляется необходимым принятие на федеральном уровне Положения о сетевой форме реализации образовательных программ.

О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН ПРИ ВЫБОРЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ

ABOUT INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS TEACHING TECHNICAL DISCIPLINES BY SELECTING THE TRACKS OF LEARNING

А.А. Поляков, Н.Е. Лаптева, О.С. Ковалев, С.В. Чернобородова

A.A. Polyakov, N.E. Lapteva, O.S. Kovalev, S.V. Chernoborodova

[email protected]

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы преподавания студентам младших курсов следующих дисциплин: сопротивление материалов, физика, гидравлика. Обращение к рассматриваемой теме вызвано присоединением России к Болонской декларации по высшему образованию. С этого начались реформы в отечественной системе образовании. Реформирование происходит как в содержательном, так и в организационном направлениях. В результате введено трехуровневое образование: бакалавр, магистр, аспирант. Были разработаны и утверждены Федеральные государственные стандарты образования нового поколения. Нововведения анализируются на примере преподавания дисциплин студентам Строительного и Механико-машиностроительного институтов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ).

This article deals with the teaching of the most important disciplines for undergraduates: strength of materials, physics, hydraulics. Appeal to the topic due to Russia"s accession to the Bologna Declaration on Higher Education. This started a reform of our education system. Reforming occurs both in substance and in organizational directions. As a result, introduced a three-level education: Bachelor, Master and PhD student. Federal State Educational Standards of a new generation

were developed and approved. Innovations are analyzed as an example of teaching disciplines for students of Institute of Civil Engineering and of Institute of Mechanics and Machine Building of the Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin (UrFU).

По итогам заседания международного совета программы «5 100» в Томске была одобрена дорожная карта УрФУ и решено выделить дополнительные средства на его развитие . Лидирующие позиции удалось занять благодаря большой научной и учебной работе, проведенной коллективом университета.

При составлении общей траектории всего учебного процесса, конкретных рабочих планов и расписания лекций, практических и лабораторных занятий важно учитывать последовательность изучения отдельных дисциплин, а иногда и содержащихся в них разделов .

Иллюстрацией может служить первый раздел гидравлики, посвященный законам и формулам гидростатики. Они выводятся на основе применения принципа отвердевания: покоящаяся жидкость считается подобной твердому телу, к ее описанию применимы уравнения и теоремы механики твердого тела.

Наблюдения и беседы со студентами показывают, что студентам законы механики твердого тела понятнее, чем законы гидравлики, которые кажутся им сложными. Принцип отвердевания позволяет легче воспринять гидростатику. Так же как и в курсе сопротивления материалов, при решении задач гидростатики на тему «Сила давления на плоские и криволинейные поверхности» используется теорема Вариньона, устанавливающая зависимость между моментами сил данной системы и моментом их равнодействующей силы относительно какого-либо центра или оси, и принцип Д"Аламбера, согласно которому, если к заданным (активным) силам, действующим на точки механической системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил для покоящейся жидкости. Так же как и в сопротивлении материалов, используется расчетная схема задачи, расставляются силы и определяются величина и направление равнодействующей силы и точка ее приложения по теореме моментов. Студенты, изучившие ранее сопротивление материалов и теоретическую механику, без затруднений решают задачи, так как помнят необходимые формулы моментов инерции основных видов сечений .

В сопротивлении материалов одной из основных физических величин является момент силы и закон Гука, все это вводится в курсе физики. Ряд физических величин, таких как напряжения, упругие постоянные, деформации, являются тензорами . Впервые с тензорными величинами студенты встречаются в курсе физики, и понимание этих величин на первых лекциях определяет успешность использования тензора на курсах магистратуры и аспирантуры.

При исследовании физических свойств жидкости особое внимание уделяется ее вязкости. Студенты обычно хорошо помнят лабораторную работу по физике «ОпределениЕ коэффициента вязкости» с падающим в жидкости шариком. Поэтому в курсе гидравлики, если он следует после изучения физики,

рассматривается более подробно относительный (условный) коэффициент вязкости, который применяется в технике, например, для маркировки масел.

В курсе общей физики в разделе «Статика жидкостей и газов» рассматривается основной закон гидростатики закон Б. Паскаля: p p 0 gh .

Это первая форма записи, а в курсе гидравлики приводится вторая форма этого уравнения и раскрывается ее физический и геометрический смысл . Б. Паскаль в 1642 г., задолго до открытия закона сохранения энергии, математически записал уравнение для покоящейся жидкости. В 1756 г., после разработки основ дифференциального и интегрального исчисления, Эйлером была получена система дифференциальных уравнений для покоящейся и движущейся жидкости, для которой уравнение Бернулли является центральным. Для покоящейся жидкости уравнение Бернулли преобразуется в уравнение Паскаля. Другим примером междисциплинарных связей физико-технических наук является использование законов сохранения энергии и импульса при рассмотрении в курсе сопротивления материалов динамических процессов при ударе и колебаниях и связанного с ними явления резонанса .

При этом необходимо обращать внимание не только на аналогии, но и на различия: при построении эпюр в сопротивлении материалов учитываются растягивающие и сжимающие усилия, а жидкости (за редким исключением) на растяжение не работают. Этим определяется направление равнодействующей и ее знак на эпюре.

Исторический путь развития науки и последовательность научных открытий не всегда совпадает с логическими выкладками в современных учебниках. Перед преподавателем открывается два пути изложения материала: дедуктивный от сложного к простому для более подготовленной аудитории (для магистров и аспирантов), индуктивный метод от частного к общему .

В связи с вышеизложенным выделим следующие типы

междисциплинарных связей:

1. Учебные междисциплинарные прямые связи, которые возникают в случае, если изучение одной дисциплины базируется на знании другой.

2. Исследовательские междисциплинарные связи, возникающие, когда несколько дисциплин имеют совместный объект исследования, который рассматривается с разных сторон, в различных аспектах.

3. Ментально-опосредованные связи, формирующие одинаковые интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности и возникающие при изучении профессиональных и общеинженерных дисциплин, Эти связи развивают профессионально-интеллектуальные умения. Преподаватели используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления, методы решения эвристических задач.

4. Опосредованно-прикладные связи формируются, когда термины одной науки используются при изучении другой.

Междисциплинарные связи легко устанавливаются на уровне общности научных терминов, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, дублирование материала, способствуют целостности получаемых студентами научных и технических знаний.

В практической деятельности при составлении программ преподаватели испытывают большие затруднения при выделении главного и существенного в учебной информации. Происходит быстрый рост информации по всем отраслям научных знаний, появление новых технологий и прогрессивных форм и методов труда и становится ясным то затруднительное положение, в котором оказывается преподаватель в процессе подготовки к занятиям.

Специфика общетехнических предметов заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую деятельность обучающихся. Навыки и умения появляются у обучающихся только тогда, когда они делают опыт, накопленный человечеством, своим в процессе собственной деятельности. Так как общетехнические предметы являются общими для целых групп профессий, основными видами знаний в учебной программе будут раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов, знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации производства.

Таким образом, обращение в учебном процессе к междисциплинарным связям, найденным преподавателем, позволит ему менять траекторию продвижения своего курса. Опыт показывает, что большинство студентов с интересом относятся к сведениям из истории науки и техники, повышается их мотивация к изучению смежных дисциплин, появляется уверенность в своих силах, так как в новых для них учебных дисциплинах присутствуют формулы и законы, знакомые из других курсов.

Выявление междисциплинарных связей воспринимается студентами как небольшое открытие и формирует взгляд на науку и окружающий мир как единое целое. Студенты во время занятий активизируются, внимание повышается. Это позволяет эмоционально окрасить чтение дисциплин из профессионального цикла ФГОС, что способствует созданию дружеской атмосферы в аудитории между преподавателем и студентами и служит их общей цели хорошо учиться и добиваться высоких рейтинговых показателей .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. 5 100. Куда мы движемся? // Газета «Уральский Федеральный», издание Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. № 15 (6792) от 6 апреля 2015 г. С. 3.

2. Поляков, А.А. Сопротивление материалов и основы теории упругости: учебник. 2-е изд, доп. и испр. / А.А. Поляков, В.М. Кольцов. – Екатеринбург: УрФУ, 2011, – 527 с.

3. Лойцянский, Л.Г. Механика жидкости и газа: Учеб. для вузов / Л.Г. Лойцянский. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1987. – 840 с.

4. Ландау, Л.Д. Теоретическая физика: Учебное пособие для вузов. В 10 т. Т. VI. Гидродинамика. 5-е изд., стереот / Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. – 736 с.

5. Лаптева, Н.Е. Дистанционные технологии в преподавании гидравлики для студентов-заочников. / Н.Е. Лаптева, С.В. Чернобородова // Строительство и образование. Сборник научных трудов. Выпуск 15. Екатеринбург: УрФУ,

2012. С. 191–193.

6. Поляков, А.А. Организация обучения по курсу «Сопротивление материалов» на основе инновационных образовательных технологий / А.А. Поляков, О.С. Ковалев, И.А. Любимцев // Известия Уральского Федерального Университета, серия 1, Проблемы образования, науки и культуры, 2012, № 3 (104). С. 20–25.

7. Поляков, А.А. Виртуальная научно-исследовательская лабораторная работа – основной инструмент учебного процесса в курсе «Сопротивление материалов» / А.А. Поляков, О.С. Ковалев // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2012): сборник материалов (IX Международная научно-методическая конференция), 8–10 февраля 2012 г., под редакцией В.А. Кокшарова. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 283.

8. Ковалев, О.С. Дисциплина «Сопротивление материалов» традиции и инновации [Электронный ресурс] / О.С. Ковалев, С.В. Чернобородова // APRIORI. Серия: Естественные и технические науки 2014. № 5. – режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria2/5-2014/Kovalev-Chernoborodova.pdf.

9. Поляков, А.А. Дистанционные технологии в преподавании технических

дисциплин / А.А. Поляков, Н.Е. Лаптева, О.С. Ковалев, С.В. Чернобородова // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ 2014): сборник тезисов докладов на конференции, Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 18–20 февраля 2014 г. С. 1184–1190.

10. Поляков, А.А. Социально-психологичекая подготовка инженерастроителя / О.С. Ковалев, А.А. Поляков, И.А. Любимцев // Известия Уральского Федерального Университета, серия 1, Проблемы образования, науки и культуры, 2012, № 3 (104). С. 63–68.

1

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные различными формами взаимодействия организаций, объединяющих свои ресурсы для реализации сетевых образовательных программ. Предлагается следующая классификация сетевых образовательных программ в соответствии со своей направленностью: компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетов экономики; научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий; отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития. В соответствии с Законом об образовании, предлагаются три модели: образовательная организация – образовательная организация; образовательная организация – организация, ведущая образовательную деятельность, в том числе иностранная; образовательная организация – ресурсная организация. Выделяются совместно реализуемые в рамках сетевых образовательных программ виды учебной деятельности, определяется их минимальный объем в зачетных единицах и набор документов, подтверждающих обучение.

двойные дипломы

междисциплинарные программы

сетевая форма реализации образовательных программ

1. Матушкин Н.Н., Кузнецова Т.А., Пахомов С.И. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации// Университетское управление: практика и анализ. – 2010.- № 4. – С. 55-59

2. Официальный сайт Болонского процесса[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru(дата обращения: 12.11.2013).

3. Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/818(дата обращения: 12.11.2013).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" // Российская газета. – 28 августа 2013 г. – федеральный выпуск № 6166.

5. Программа конкурентоспособности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mephi.ru/about/competitiveness (дата обращения: 12.11.2013).

6. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. – 9 мая 2012 г. – столичный выпуск № 5775.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. – 31 декабря 2012 г. – федеральный выпуск № 5976.

Введение

Новый этап социально-экономического развития страны ставит перед системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 и Постановление Правительства России № 211 направлены на вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании .

К ключевым мероприятиям, направленным на продвижение вузов в международных рейтингах, относятся реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, привлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.

Сетевая форма образовательных программ дает возможность реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 . Помимо этого НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный эффект на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Укрепление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частью стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная диверсификация и укрепление позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а также в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра .

В этой связи, анализ различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании , сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

  • организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;
  • позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;
  • обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.

Задачами сетевого обучения являются:

  • подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
  • внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать, согласно закону об образовании:

  • образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
  • иные (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.

На основании вышесказанного, предлагаются к рассмотрению следующие основные модели сетевой формы реализации образовательных программ:

  • образовательная организация -- образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования;
  • образовательная организация - организация, осуществляющая обучение. В этом случае для второй организации обучение не является основным видом деятельности и она может иметь лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ. К этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
  • образовательная организация - ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 г. , повышение квалификации может осуществляться не только для людей, имеющих квалификацию, но для студентов старших курсов. Наиболее гибкие возможности предоставляются для сетевой формы на уровне магистратуры и аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), так как в этом случае возможна выдача документов об усвоении дополнительных профессиональных программ (переподготовка).

Сетевая образовательная программа - образовательная программа, совместно реализуемая образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Организация обучения по сетевой образовательной программе может быть охарактеризована следующим образом.

  • Цели, задачи, содержание сетевой образовательной программы, порядок ее реализации регулируются договором (соглашением), который подписывают все организации-партнеры.
  • В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
  • Набор на сетевую программу осуществляет базовый вуз, который координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
  • По итогам обучения студенту выдается диплом базового вуза. В приложении к диплому перечисляются модули, дисциплины, практики, которые студент прошел в других вузах или организациях (с указанием количества академических кредитов).
  • Общая продолжительность обучения в базовом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.
  • Срок обучения по сетевой образовательной программе не может превышать сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).
  • В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных вузов, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться совместно (, выпускная квалификационная работа и т.д.). По результатам обучения студенту выдается два диплома. В этом случае продолжительность обучения в каждом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.

Направленность сетевых образовательных программ

Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, включая ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть:

  • компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
  • отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.

В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.

В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная среда, неотъемлемым участников которой становится вуз (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействующие организации в рамках сетевых научно-инновационных образовательных программ

Для реализации отраслевых сетевых образовательных программ в структуре вуза создаются учебно-производственные центры и подразделения, включая отраслевые (базовые) кафедры; опытно-конструкторские производства и инновационно-технологические центры отраслевой направленности. Таким образом, создается лабораторно-производственная база для совместного обучения (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействующие организации в рамках сетевых отраслевых образовательных программ

Совместные и двойные дипломы при сетевой форме обучения

С точки зрения международной практики, существует несколько определений понятия «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (квалификация, степень), выданное совместно двумя или более вузами на основе совместной программы обучения . Совместный диплом может выдаваться в виде:

  • отдельного документа, выдаваемого в дополнение к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;
  • общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими обучение по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;
  • одного или более национальных дипломов, выдаваемых параллельно и одновременно в подтверждение полученной квалификации.

Как правило, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или более) образовательные программы.

Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направлениям одновременно.

Привлекательность одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а также в снижении финансовых затрат на обучение.

Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями совместно

В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании , для реализации образовательной программы заключают договор о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое обучение) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая включает в себя научно-исследовательскую работу студентов, различные виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; .

Необходимость введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут выступать организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 , дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка в данном случае является правомерным видом учебной деятельности, носит индивидуальный или групповой характер и может включать в себя:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера) и т.д.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности в рамках сетевой формы взаимодействия прописывается в заключаемом договоре. А именно: устанавливаются условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; указываются выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

Модель взаимодействия «образовательная организация - образовательная организация»

В этом случае обе организации имеют лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки, выполнение выпускной квалификационной работы.

Используя сценарный подход, определим минимальные значения на длительность различных видов образовательной деятельности, реализуемых партнерами вуза.

Сценарий № 1 (антисимметричное взаимодействие). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров:один - основной вуз, куда зачисляются студенты. Партнером выступает второй вуз, который предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (Табл. 1).

Табл. 1. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при антисимметричном взаимодействии

Виды учебной деятельности

Длительность (минимум)

теоретическое обучение

20 кредитов (триместр)

научно-исследовательская работа

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

обучение в виде стажировки

практика в виде стажировки

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

научно-исследовательская работа в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

Сценарий № 2 (симметричное взаимодействие в рамках двух направлений подготовки). Данный сценарий ориентирован на развитие междисциплинарных и прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона. Рассматриваем двух партнеров. Один - основной вуз, куда зачисляются студенты. Второй вуз также зачисляет студентов на совместную междисциплинарную образовательную программу.

В данном сценарии обучение производится по двум различным направлениям подготовки, то есть составляется два различных учебных плана по двум различным направлениям подготовки. Часть учебных дисциплин, изученных по одной программе в одном вузе, перезачитывается в рамках другой программы в другом вузе. Научно-исследовательская работа и могут проходить совместно, под руководством двух преподавателей. По результатам освоения образовательной программы выдаются два одноуровневых диплома о высшем образовании по разным направлениям подготовки.

В данном сценарии необходимо определить, в каком объеме по каждому учебному плана распределяются обязанности между организациями и насколько увеличивается объем образовательной программы для каждого учащегося.

Увеличение объема осваиваемых кредитов для каждого учащегося не должно превышать 25% (за основу расчетов взяты нормы интенсификации освоения образовательных программ в рамках экстерната). Распределение объемов реализуемых кредитов в рамках каждой образовательной программы должно колебаться в пределах от 40% до 60% с учетом того, что научно-исследовательская работа студентов и подготовка выпускной квалификационной работы могут реализовывать совместно (табл.2).

Табл. 2. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при симметричном взаимодействии по двум различным направлениям подготовки

Виды учебной деятельности

Документ, подтверждающий обучения

40% -минимум

60% - максимум

60% -максимум

40% - минимум

теоретическое обучение

Диплом Вуза№ 2

совместно

совместно

научно-исследовательская работа

совместно

совместно

подготовка выпускной квалификационной работы

Сценарий № 3 (симметричное взаимодействие в рамках одного направления подготовки). Данный сценарий ориентирован на формирование уникальных компетенций в рамках одного направления подготовки. Рассматриваем двух партнеров: один - основной вуз, куда зачисляются студенты, второй вуз также зачисляет студентов на совместную образовательную программу по единому направлению подготовки. В данном сценарии составляется один, единый учебный план, аккредитованный и валидированный в обоих вузах. Распределение обязанностей между вузами производится на паритетной основе в соотношении пределов от 40% до 60%.

По результатам освоения образовательной программы выдаются два одноуровневых диплома о высшем образовании по одному направлению подготовки (табл. 3).

Табл. 3. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при симметричном взаимодействии по одному направлению подготовки

Виды учебной деятельности

Документ, подтверждающий обучения

40% -минимум

60% - максимум

60% -максимум

40% - минимум

теоретическое обучение

научно-исследовательская работа

подготовка выпускной квалификационной работы

Диплом Вуза № 1

Диплом Вуза№ 2

Модель «образовательная организация - организация, осуществляющая обучение»

В этом случае партнерских договорных соглашений, одна организации имеет лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Вторая организация имеет лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ или это иностранная организация, осуществляющая образовательную деятельность и выдающая свои национальные документы. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

Используя сценарный подход, определим минимальную длительность различных видов учебной деятельности.

Сценарий № 4 (антисимметричное взаимодействие между российскими организациями). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров: один - основной вуз, куда зачисляются студенты, вторая организация предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (табл. 4).

Табл. 4. Совместная реализация видов учебной деятельности вузом и ресурсной организацией

Виды учебной деятельности

Длительность (минимум)

Документ, подтверждающий обучения

теоретическое обучение

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

научно-исследовательская работа

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

обучение в виде стажировки

7 кредитов (4 недели и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

практика в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

научно-исследовательская работа в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

Сценарий № 5 (антисимметричное взаимодействие с международной организацией). Данный сценарий ориентирован на повышение качества образовательных программ по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития, в соответствии с международными стандартами. Рассматриваем двух партнеров. Один - основной вуз, куда зачисляются студенты. Вторая международная организация реализует совместную образовательную программу.

В настоящее время наиболее распространенными формами реализации совместных образовательных программ являются:

  • аккредитованные и валидированные программы, когда один вуз признает эквивалентность программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера;
  • франчайзинговые» программы, когда один университет передает другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;
  • программы двойных и совместных дипломов, когда имеет место согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома.

В данном случае для сетевой формы реализации образовательных программ наиболее приемлемым является третий вид взаимодействия с международной организацией (табл. 5).

Табл. 5. Совместная реализация видов учебной деятельности вузом и международной организацией

Виды учебной деятельности

Длительность (минимум) в международной организации

Документ, подтверждающий обучения

Любой вид образовательной деятельности

20 кредитов (триместр)

1. Два национальных диплома

2. Российский диплом + дополнительный документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации

Модель «образовательная организация - ресурсная организация»

В этом случае только одна организации имеет лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Вторая организация предоставляет свою ресурсную базу для обучения. В качестве ресурсных организаций могут выступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д. Эта модель предназначена для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда.

Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; практика, выполнение выпускной квалификационной работы. Ресурсная организация в данном случае не имеет лицензий на образовательную деятельность. Поэтому в результате обучения студент получает один диплом о высшем образовании, в котором указано, какие дисциплины им были изучены на базе организации-партнера (табл. 6).

Табл. 6. Совместная реализация видов учебной деятельности вузом и ресурсной организацией

Виды учебной деятельность

Длительность (минимум)

Длительность вида учебной деятельности (максимум)

Документ о подтверждении обучения

теоретическое обучение

3 кредита

Документ произвольной формы, подтверждающий обучение

научно-исследовательская работа

3 кредита

практика

7 кредитов (4 недели и аттестация)

Выпускная квалификационная работа

8 кредитов

без итоговой государственной аттестации

Заключение

Таким образом, суммируя вышесказанное, по результатам обучения в рамках предложенных моделей взаимодействия организаций для реализации сетевых образовательных программ в качестве выдаваемых документов об образовании и (или) о квалификации могут быть выданы либо два диплома о высшем образовании разных вузов по двум или одному направлениям подготовки, либо диплом о высшем образовании одного вуза и диплом о переподготовке другого вуза по двум различным направлениям подготовки, либо диплом о высшем образовании и удостоверение о повышении квалификации; либо национальный (российский) диплом о высшем образовании и документы об иностранном образовании или иностранной квалификации в виде национального иностранного отдельного документа в дополнение к национальному диплому.

Для модели «образовательная организация - ресурсная организация» по результатам обучения учащемуся могут быть выданы диплом о высшем образовании с указанием, какие дисциплины были изучены на базе каких ресурсных организаций.

Все рассмотренные виды взаимодействия организаций направлены на повышение качества образования, конкурентоспособности отечественных университетов, мобильности учащихся. Сетевая форма реализации образовательных программ является общепринятой мировой практикой обучения и имеет широкие перспективы в системе отечественного высшего образования.

Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015годы

Рецензенты:

Духанина Л.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Весна Е.Б., Гусева А.И. МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10934 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Законом N 273-ФЗ урегулировано применение сетевой формы реализации образовательных программ. До этого подобное регулирование отсутствовало. Таким образом, образовательные программы смогут реализовываться как одной организацией, так и несколькими взаимодействующими между собой. Согласно Закону N 273-ФЗ под сетевой формой реализации образовательной программы понимается взаимодействие образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными. Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

Образовательные организации, желающие реализовать образовательную программу в сетевой форме, должны заключить между собой соответствующий договор, содержащий следующие сведения:

Вид, уровень, направленность образовательной программы, которая реализуется посредством применения сетевой формы;

Статус обучающихся, правила приема на обучение, порядок организации академической мобильности обучающихся (для основных профессиональных программ);

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности;

Информацию о выдаваемых документах об образовании или о квалификации, документах об обучении, а также об образовательных организациях, которые выдают перечисленные документы;

Срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├───────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ На законодательном уровне сетевые│ Статья 13. Общие требования к│

│формы реализации образовательных│реализации образовательных программ │

│программ не предусмотрены. │ │

│ Применяются в отдельных субъектах│ 1. Образовательные программы│

│Российской Федерации, участвующих в│реализуются организацией,│

│КПМО (комплексный проект модернизации│осуществляющей образовательную│

│образования), других проектах по│деятельность, как самостоятельно, так│

│развитию образования │и посредством сетевых форм их│

│ │реализации. │

│ │ Статья 15. Сетевая форма│

│ │реализации образовательных программ │

│ │ 1. Сетевая форма реализации│

│ │сетевая форма) обеспечивает│

│ │возможность освоения обучающимся│

│ │образовательной программы с│

│ │использованием ресурсов нескольких│

│ │организаций, осуществляющих│

│ │образовательную деятельность, в том│

│ │числе иностранных, а также при│

│ │необходимости с использованием│

│ │ресурсов иных организаций. В│

│ │реализации образовательных программ с│

│ │использованием сетевой формы наряду с│

│ │организациями, осуществляющими│

│ │образовательную деятельность, также│

│ │могут участвовать научные организации,│

│ │медицинские организации, организации│

│ │культуры, физкультурно-спортивные и│

│ │иные организации, обладающие│

│ │ресурсами, необходимыми для│

│ │осуществления обучения, проведения│

│ │учебной и производственной практики и│

│ │осуществления иных видов учебной│

│ │деятельности, предусмотренных│

│ │соответствующей образовательной│

│ │программой. │

│ │ 2. Использование сетевой формы│

│ │осуществляется на основании договора│

│ │между организациями, указанными в│

│ │части 1 настоящей статьи. Для│

│ │организации реализации образовательных│

│ │программ с использованием сетевой│

│ │формы несколькими организациями,│

│ │осуществляющими образовательную│

│ │деятельность, такие организации также│

│ │совместно разрабатывают и утверждают│

│ │образовательные программы. │

│ │ 3. В договоре о сетевой форме│

│ │реализации образовательных программ│

│ │указываются: │

│ │ 1) вид, уровень и (или)│

│ │направленность образовательной│

│ │программы (часть образовательной│

│ │программы определенных уровня, вида и│

│ │направленности), реализуемой с│

│ │использованием сетевой формы; │

│ │ 2) статус обучающихся в│

│ │организациях, указанных в части 1│

│ │настоящей статьи, правила приема на│

│ │обучение по образовательной программе,│

│ │реализуемой с использованием сетевой│

│ │формы, порядок организации│

│ │академической мобильности обучающихся│

│ │(для обучающихся по основным│

│ │профессиональным образовательным│

│ │программам), осваивающих│

│ │образовательную программу, реализуемую│

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную и научно-образовательнуюдеятельность, также могут участвовать научно-исследовательские организации, производственные предприятия, медицинские учреждения, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Сетевая форма образовательных программ дает возможность реализации программ международной академической мобильности научно-педагогических и научных работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки; внедрения в ВУЗах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами и научными организациями. Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие: организуетсяпреимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов; позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики; обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных, научно-образовательныхорганизаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций.

3. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

4. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.