Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Презентация на тему государственное управление в доу. Государственно-общественное управление в ДОУ Государственное управление Общественное управление - государство определяет условия функционирования ОУ; - презентация

Тарасова Н.В., руководитель центра ФГАУ «ФИРО», к.п.н. Москва 20 мая 2013 г. Государственно-общественное управление дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования – качество, доступность и эффективность. Успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия. ДОУ- финансируется государством и управляется его представителем – заведующим. ДОУ - финансируется государством и другими заинтересованными лицами и организациями (родители воспитанников, коммерческие организации). Дополнительное, внебюджетное финансирование осуществляется на законных основаниях, через благотворительные фонды, попечительство. Управление же, в целом, остается функцией заведующего. Представители внегосударственной составляющей распоряжаются лишь внебюджетными финансами. ДОУ - управляется посредством управляющего совета, который является отдельным юридическим лицом. Финансирование осуществляется за счет бюджетных средств и средств, которые изыскивает управляющий совет (см. п.3). ДОУ- становится автономным, и может вести свою финансовую деятельность. ДОУ- частное ДОУ, учредителем которого не является государство. Целью государственно-общественного управления образованием -оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и государства. Основные задачи: – реализация законодательно определенных прав педагогов, воспитанников и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; демократизация государственного управления образованием; – удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса; развитие согласительных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами. 1. Обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативноправовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования. 2. Развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др. В Республике Северная Осетия-Алания была принята Программа расширения общественного участия в управлении образованием. Правительством Республики Бурятия утверждена Концепция развития попечительского движения в Республике Бурятии на 2003-2010 годы (Постановление № 307 от 13.10.2003 г.). В 2009 году в Вологодской области была разработана и прошла общественное обсуждение Концепция государственнообщественного управления в Вологодской области. Законы о государственно-общественном управлении в сфере образования: – ХМАО-Югра - Закон "О государственнообщественном управлении в сфере общего образования ХМАО-Югры" от 16.10.2006 N 104-оз; – Пензенская область - Закон "О государственно-общественном управлении в системе общего образования Пензенской области" от 4.09.2007 N 1351-ЗПО; – Республика Саха (Якутия) - Закон "О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в республике Саха (Якутия)" от 19.02. 2009 г. З N 215-IV; – Астраханская область - Закон "О государственно-общественном управлении в сфере образования на территории Астраханской области" от 8.05.2009 N 25/2009-ОЗ. В большинстве субъектов РФ утверждены Положения об органах государственнообщественного управления различных уровней, публичной отчетности в сфере образования, общественном наблюдении. Пермской, Тамбовской, Московской, Свердловской областях, Республике Чувашии, ХМАО - Югре, Республике Северная Осетия Алания. модель реализована в 52% ДОУ перечисленных выше регионов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Система управления стала более открытой Усилилась ориентация образования на интересы потребителей Укрепилась ресурсная база образовательного учреждения Повысилась прозрачность расходования средств Уменьшилось число конфликтов Усилилось влияние родителей на жизнь образовательного учреждения Другое Модель организации попечительской деятельности в форме благотворительных фондов и некоммерческих организаций (возможности использования благотворительности в дошкольных образовательных учреждениях) Основная форма благотворительной помощи в дошкольных учреждениях – добровольные пожертвования и целевые взносы родителей (законных представителей) Попечительский совет – негосударственная, неправительственная, некоммерческая, общественная организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии качественного образования в конкретном учреждении. Основной задачей создания Попечительских советов является – формирование заинтересованности у потенциальных попечителей. Наиболее эффективны Попечительские советы, отрабатывающие модель управления образовательным учреждением с участием общественности. Основная задача совета – развитие учреждения. Попечительский совет умеет формулировать заказ родительского сообщества образовательному учреждению, помогая не только выстроить содержание образовательного процесса, но и обеспечить необходимыми ресурсами. фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных пожертвований гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели; некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (ли) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей; автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей. благотворительный фонд со статусом юридического лица, все благотворители при этом имеют налоговые льготы. С момента государственной регистрации фонд приобретает право юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, свои печать, штамп, бланки. Источники формирования имущества фонда – взносы учредителей: добровольные имущественные взносы и пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами в денежно и натуральной форме. «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования» (в 2-х т. под общей редакцией С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной), подготовленный Институтом государственно-общественного управления образованием (21 субъект РФ): возможность конкретнее, более предметно обсуждать положение дел в области государственно-общественного управления и, как следствие, изменения в самом дошкольном учреждении и его отношениях с обществом; основания говорить о некоторых типичных трудностях, проблемах, организационных ошибках деятельности по развитию государственнообщественного управления; материалы передового опыта для формулирования практических рекомендаций по: созданию и организации эффективной работы управляющих советов, реализации механизмов участия общественности в оценке качества образования, подготовке и распространению публичных докладов и т.д. Внедрение государственно-общественного управления становится возможным лишь при наличие законодательной базы регионального уровня. Создание и обеспечение деятельности в учреждениях дошкольного образования коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития дошкольного учреждения), будет способствовать расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на дошкольное образование, привлечению в дошкольные образовательные учреждения дополнительных ресурсов. Необходимо активнее включать руководителей образовательных учреждений и педагогических работников в практическую деятельность по развитию государственно-общественного управления, в том числе – курсы ПК. Спасибо за внимание! ФГАУ «ФИРО», тел. 8-495-673-54-31

Государственно-общественное управление в ДОУ Государственное управление Общественное управление - государство определяет условия функционирования ОУ; - контролирует деятельность ОУ - объединения граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления; - свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать взаимодействие


Управляющий совет ДОУ коллегиальный орган управления ДОУ решает задачи стратегического управления площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса разрабатывает внутри учреждения нормы, правила, положения по разным аспектам деятельности и контролирует их исполнение


Правовые основы создания управляющего совета статьи 32 и 35 Закона РФ «Об образовании» статья 13 Закона РФ «Об образовании» Устав дошкольного образовательного учреждения Положение об управляющем совете ДОУ Положение о выборах членов управляющего совета дошкольного образовательного учреждения


Состав управляющего совета ДОУ Избранные члены Назначенные члены Кооптированные члены родители работники ДОУ руководитель ДОУ представитель учредителя Кандидаты утверждаются на общем собрании образовательного учреждения Председателем управляющего совета не могут быть: руководитель образовательного учреждения; работники образовательного учреждения; представитель учредителя.


Порядок работы управляющего совета 1.Заседание управляющего совета проводятся по мере необходимости (не реже 1 раз 2-3 месяца) 2.Уведомление о заседании направляются персонально каждому члену совета в письменной форме, где указывается: - дата, время, место проведения заседания; - повестка дня; - перечень информационных материалов, подготовленных для обсуждения вопросов; - проекты решений по вопросам повестки дня, выносимым на голосование; - прилагаются все материалы, необходимые для принятия решений на заседании совета


1. Организация и планирование работы управляющего совета. 2. Председательствование на заседаниях управляющего совета. 3. Распределение обязанностей между членами управляющего совета. 4. Подготовка материалов и проектов решений заседаний управляющего совета. 5. Подписание решений управляющего совета. 6. Контроль за исполнением решений управляющего совета. 7. Организация информирования всех участников учебного процесса и местного сообщества о деятельности совета. 8. Подготовка итогового отчета о деятельности совета


Примерный перечень обязанностей СЕКРЕТАРЯ управляющего совете 1. Оказание содействия председателю управляющего совета в исполнении его функций. 2. Решение всех организационных вопросов, связанных с подготовкой и проведением заседаний управляющего совета. 3. Обеспечение надлежащего соблюдения процедуры проведения заседания управляющего совета, ведение и составление протокола заседания. 4. Обеспечение надлежащего уведомления членов управляющего совета о дате, месте заседания и пр. 5. Доведение решений управляющего совета до всех участников образовательного процесса. 6. Организация контроля исполнения решений, информирование председателя управляющего совета о ходе исполнения решений. 7. Ведение учета и обеспечение хранения документации управляющего совета, протоколов заседаний, бюллетеней для голосования.


Документы управляющего совета - извлечения из Устава ДОУ, касающиеся управляющего совета; - положение об управляющем совете; - список членов управляющего совета и их координаты; - список комиссий управляющего совета и их полномочий; - график заседаний управляющего совета на текущий год; - протоколы заседаний управляющего совета; - решения управляющего совета; - план работы управляющего совета; - протоколы заседаний комиссий и временных рабочих групп; - годовые отчеты о деятельности управляющего совета, его комиссий и временных рабочих групп; - другие документы, которые могут появиться в ходе работы управляющего совета.

Разделы: Администрирование школы

“…Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты”.

(Из “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”)

Актуальность проблемы

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру.

Образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур. Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Поэтому образование развивается с учетом всех изменений и тех тенденций, которые происходят в обществе и получает социальный заказ на новое качество образования.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью. Последнее время очень большое внимание уделяется государственно-общественному управлению в образовательных учреждениях.

Цель проекта:

Сформировать модель взаимодействия органов общественного управления в ДОУ.

Задачи проекта:

  • Определение функций органов общественного управления в ДОУ.
  • Разграничение полномочий и компетенций органов общественного управления.
  • Определение уровней управления ДОУ органами общественного управления.

Ожидаемые результаты

  • Изменения в образовательной среде, которые обеспечат реализацию и удовлетворение образовательных потребностей.
  • Реализация интересов всех участников образовательного процесса в т.ч. социальных партнёров.
  • Устойчивый рост активности и интереса руководителей различных ведомств, организаций, представителей ассоциаций, проявляющийся в желании помочь ДОУ.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности руководителей, управленческих умений в условиях сотрудничества и взаимодействия.

Современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления (сл. 3). Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года “Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты”.

Сл. 4. Государственно-общественное управление в системе образования, именно в системе, как ее определяет статья 8 Закона РФ “Об образовании”, складывается из двух составляющих, когда реально имеются два разных субъекта деятельности и управления этой деятельностью: с одной стороны, субъект государственный и муниципальный, с другой стороны, субъект общественный.

Сл. 5. Исходя из нормы ст.35 ФЗ “Об образовании” управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Нормативная правовая база общественного управления.

  1. Закон РФ “Об образовании” (ст. 2).
  2. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”.
  3. Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 № 1379 “Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения”.
  4. Письмо Минобразования России от 30 марта 2000 г. № 22-06-378 “О попечительских советах общеобразовательных учреждений”.
  5. Письмо Минобразования от 27.12.1999 № 22-06-1211 О работе с “Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием”.

Сл. 6. В дошкольных учреждениях ЗАТО Северск общественное управление представлено следующими органами:

  1. Общее собрание.
  2. Педагогический совет.
  3. Родительское собрание.
  4. Попечительский совет.

Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

В состав Общего собрания входят все работники Учреждения.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.

Педагогический совет – определяет направление образовательной деятельности, перспективы развития учреждения, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих ДОУ. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

Попечительский совет является одной из форм общественного управления ДОУ, создаётся по инициативе администрации или заинтересованных лиц. Попечительский совет способствует формированию устойчивого финансового внебюджетного фонда развития учреждения, содействует организации и совершенствованию образовательного процесса, осуществляет контроль за целевым использованием пожертвований, обеспечивает общественный контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности воспитанников, родителей и педагогов.

В состав попечительского совета могут входить родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники учреждения, представители различных форм собственности. Деятельность членов попечительского совета осуществляется на добровольных началах

Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов.

Сл. 7. В данном проекте выделены самые распространённые органы общественного управления, которые действуют во многих дошкольных учреждениях города. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.

Предложенная модель взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.

Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива ДОУ, родителей, попечителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.


Цель проекта: Сформировать модель взаимодействия органов общественного управления в ДОУ. Задачи проекта: Определить функции органов общественного управления в ДОУ Разграничить полномочия и компетенции органов общественного управления. Определить уровни управления ДОУ органами общественного управления Ожидаемые результаты: Реализация интересов всех участников образовательного процесса в т.ч. социальных партнёров. Устойчивый рост активности и интереса руководителей различных организаций,проявляющийся в желании помочь ДОУ. Повышение уровня профессиональной компетентности руководителя, управленческих умений в условиях сотрудничества и взаимодействия


«…Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально- педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты». (Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»)


ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОУ Общее собрание Педагогический совет Родительский комитет Попечительский совет Нормативно – правовая база Закон РФ «Об образовании» Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утверждённое Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»; Письмо Минобразования России от 30 марта 2000 г «О попечительских советах общеобразовательных учреждений»; Письмо Минобразования от О работе с «Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием»; Локальные акты ДОУ


Функции органов общественного управления ДОУ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕРОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ Определяет направления педагогической деятельности ДОУ, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса. Представляет полномочия педагогических работников ДОУ Способствует формированию устойчивого внебюджетного фонда, осуществляет общественный контроль за целевым использованием пожертвований. Представляет полномочия благотворителей Осуществляет общее руководство деятельностью ДОУ Представляет полномочия трудового коллектива Координирует деятельность родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования воспитанников ДОУ. Представляет полномочия родителей воспитанников


Примерная модель взаимодействия органов общественного управления ДОУ при подготовке к новому учебному году Родительский комитет Педагогический совет Общее собрание Заслушивает отчёт руководителя ДОУ по итогам работы за прошедший уч. год Вносит предложения по совершенствованию воспитательно – образовательного процесса. Вносит предложения по планированию совместных с родителями мероприятий Вносит предложения по организации дополнительного образования, его видов Вносит предложения по планированию работы с детьми на новый уч. год Рассматривает и утверждает программы образования детей, в т.ч. и дополнительного образования Разрабатывает и утверждает программы целевого использования благотворительных средств. Рассматривает вопросы организации дополнительных платных услуг на уч. год. Вносит предложения по улучшению работы в новом учебном году. Попечительский совет Заслушивает отчёт руководителя ДОУ по итогам работы за предыдущий уч. год Рассматривает вопросы повышения квалификации педагогов Формирует внебюджетный фонд, способствующий организации воспитательно – образовательного процесса и профессиональному росту педагогов Осуществляет контроль за целевым использованием пожертвований. Создание условий для обеспечения образовательного процесса в ДОУ в новом учебном году